Jump to content

Иуда (сын Иакова)

Координаты : 32 ° 01'51 ″ с.ш. 34 ° 53'15 ″ в.д.  /  32,030797 ° с.ш. 34,887616 ° в.д.  / 32,030797; 34,887616
(Перенаправлено из Иуды (Библия) )
Иуда
יְהוּדָהИуда
Рожденный в. 1600 г. до н.э.
Умер
Место отдыха 32 ° 01'51 ″ с.ш. 34 ° 53'15 ″ в.д.  /  32,030797 ° с.ш. 34,887616 ° в.д.  / 32,030797; 34,887616
Супруг Алият
Дети
Сыновья от Алията :
Сыновья-близнецы от невестки Фамари.
Родители
Родственники
Посмотреть список

Иуда ( ивр .: Иегуда , современный :   Yəhuda , тиверийский :   Yŭhūḏā ) [1] был, согласно Книге Бытия , четвертым из шести сыновей и Лии и основателем Колена Иуды израильтян Иакова . В более широком смысле, он косвенно является эпонимом , Иудейского царства земли Иудейской и слова еврей .

Согласно повествованию в Бытии, Иуда наряду с Фамарью является предком по отцовской линии линии Давида . Колено Иуды занимает видное место в девтерономической истории , которая, по мнению большинства ученых, была сведена к письменной форме, хотя и подвергалась изменениям и поправкам во время изгнания и после изгнания , во время правления иудейского реформатора Иосии с 641 по 609 год до нашей эры. [2]

Этимология [ править ]

Еврейское имя Иуды, Йеуда (יהודה), буквально «благодарение» или «хвала», представляет собой существительную форму корня YDH (ידה), «благодарить» или «хвалить». [3] Его рождение описано в Быт. 29:35; После его рождения Лия восклицает: «На этот раз я буду славить Господа / ЯХВЕ » , используя еврейское слово «восхваляю», odeh (אודה), имеющее тот же корень, что и Йеуда . Альтернативно, Эдвард Липинский связал еврейское слово yĕhudā с арабским whd / wahda «расщелина, ущелье». [4]

Библейские ссылки [ править ]

Иуда — четвертый сын патриарха Иакова и его первой жены Лии : его родные братья — Рувим , Симеон и Левий (все старшие), а также Иссахар и Завулон (младшие), а также у него есть одна родная сестра Дина . По отцу у него также есть шесть сводных братьев: Дан и Нафтали (чья мать — Валла ), Гад и Ашер (чья мать — Зелпа ), а также Иосиф и Вениамин (чья мать — Рахиль ).

Следующее появление Иуды после его рождения происходит в Быт. 37, когда он и его братья из зависти бросили Иосифа в яму после того, как Иосиф приблизился к ним, выставляя напоказ разноцветную одежду , пока они работали в поле. Именно Иуда замечает приближающийся к ним караван измаильтян , направлявшийся в Египет, и предлагает продать Иосифа измаильтянам, а не убить. ( Быт. 37:26-28: «Какая польза, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?... Рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша».)

Иуда (слева) разговаривает с Фамарью (справа) (1606–1669), картина Рембрандта.

Иуда женится на Алият, дочери Шуаха , хананея . Бытие, глава 38. У Иуды и его жены трое детей: Ир , Онан и Шела . Эр женится на Фамари , но Бог убивает его, потому что он был нечестив в Его глазах ( Быт. 38:7). Фамарь становится женой Онана в соответствии с обычаем , но его тоже убивают после того, как он отказывается стать отцом детей для бездетной вдовы своего старшего брата, и вместо этого проливает свое семя . [5] Хотя Фамарь должна была выйти замуж за Шелу, оставшегося брата, Иуда не согласился, и в ответ Фамарь обманом заставляет Иуду вступить с ней в половую связь, притворяясь проституткой . Когда Иуда узнает, что Фамарь беременна, он готовится убить ее, но отрекается и признается, когда узнает, что он отец ( Быт. 38:24-26). [6] Фамарь — мать близнецов Фареса (Переца) и Зары (Быт. 38:27-30). первый является предком мессии по отцовской линии . Согласно Книге Руфь (4:18-22),

Тем временем Иосиф достигает власти в Египте. Спустя двадцать лет после предательства он снова встречает своих братьев, но они его не узнают. Младший брат Вениамин остался в Ханаане с Иаковом, поэтому Иосиф берет Симеона в заложники и настаивает, чтобы братья вернулись с Вениамином. [7] Иуда предлагает себя Иакову в качестве поручительства за безопасность Вениамина, и ему удается убедить Иакова позволить им забрать Вениамина в Египет . Когда братья возвращаются, Иосиф испытывает их, порабощения Вениамина требуя . [8] Иуда умоляет сохранить жизнь Вениамину, и Иосиф раскрывает свою истинную личность. [9] Перед смертью Иаков благословляет Иуду как своего главного наследника, заявляя, что другие его сыновья «преклонятся перед тобой» и что он будет держать «посох правителя». [10]

критика Текстовая

об Иосифе Связь между повествованиями и Иуде

Русская икона

Литературные критики сосредоточили внимание на связи между историей Иуды в главе 38 и историей Иосифа в главах 37 и 39. Виктор Гамильтон отмечает некоторые «намеренные литературные параллели» между главами, такие как призыв «идентифицировать» (38:25 -26 и 37:32-33). [11] Дж. А. Эмертон , королевский профессор иврита в Кембриджском университете , считает эти связи свидетельством включения главы 38 в корпус J и предполагает, что автор J увязал традиции Иосифа и Иуды. [12] Дерек Киднер отмечает, что вставка главы 38 «создает напряжение у читателя». [13] но Роберт Альтер идет дальше и предполагает, что это результат «блестящего объединения источников литературным художником». Он отмечает, что тот же глагол « идентификация» сыграет «решающую тематическую роль в развязке истории Иосифа, когда он встретится со своими братьями в Египте: он узнает их, а они не узнают его». [14] Точно так же Дж. П. Фоккельман отмечает, что «дополнительное внимание» к Иуде в главе 38 «подготавливает его к главной роли представителя братьев в 44-й главе Бытия». [15]

гегемонии Предзнаменование Иуды

Помимо Иосифа (и, возможно, Вениамина ), Иуда пользуется в Бытии наиболее благоприятным обращением среди сыновей Иакова, что, по мнению библейских историков, является отражением исторического первенства, которым колено Иуды обладало на протяжении большей части истории Израиля, в том числе как источник линия Давида . [16] Хотя Иуда является лишь четвертым сыном Лии , в книге Бытие он явно изображен как принимающий на себя руководящую роль среди 10 старших братьев, в том числе выступая против убийства Иосифа, ведя переговоры со своим отцом относительно требования Иосифа о том, чтобы Вениамин был приведен в Египет, и умоляя Джозефа после того, как последний прячет серебряную чашу в сумку Вениамина. [17]

Положение Иуды еще больше укрепилось благодаря падению его старших братьев: Рувим, старший, уступает свое первородство из-за сексуальных проступков с наложницей Иакова Валлой ( Быт. 35:22), а также кровавой мести Симеона и Левия после изнасилования Дины. ( Быт. гл. 34) [16] дисквалифицирует их как лидеров. [17] Вечное наследие этих событий предвещается в благословении Иакова на смертном одре ( Быт. было приписано 49:1-33), которое согласно документальной гипотезе проиудейскому яхвистскому источнику. [18] В благословении Иакова Рувим «не имеет превосходства» руководить, «потому что ты подошел к постели отца твоего, а затем осквернил [ее]»; между тем Симеон и Левий осуждаются как «жестокие» и «оружие насилия [является] их родством». ( Быт. 49.:3-7.) С другой стороны, Иуда восхваляется как «львенок», братья которого «поклонятся пред тобою», и «скипетр не отойдет от Иуды» (Бытие 49:10). ), последнее является явной ссылкой на стремления объединенной монархии . [19]

Гебраист Гэри Рендсбург утверждает, что первоначальная библейская аудитория заметила бы параллели между Иудой и Фамарью, с одной стороны, и Давидом и Вирсавией, с другой. [20] В частности, Рендсбург отмечает сходство между Вирсавией (בַּת-שֱבַע, bat-šɛbaʿ, «Вирсавия») и женой Иуды, дочерью Шуа, имя которой не называется (בַּת-שוּעַ, бат…шуа, дочь… Шуа). . [20]

Археолог и ученый Исраэль Финкельштейн утверждает, что эти и другие проиудейские повествовательные направления, вероятно, возникли после упадка Израильского царства в восьмом веке до нашей эры: «[Только после падения Израиля Иудея превратилась в полностью развитую страну. государство с необходимым составом профессиональных священников и обученных писцов, способных выполнить такую ​​задачу. Когда Иуда внезапно столкнулся с неизраильским миром самостоятельно, ему понадобился определяющий и мотивирующий текст, составлявший историческое ядро ​​Библии. в Иерусалиме в седьмом веке до нашей эры. А поскольку Иуда была родиной главного священного писания древнего Израиля, неудивительно, что библейский текст неоднократно подчеркивает особый статус Иуды с самого начала истории Израиля.... [В Бытии. ], именно Иуда, среди всех сыновей Иакова, чьей судьбой было править всеми другими коленами Израиля». [21]

История Иуды и Фамари в историческом контексте [ править ]

Эмертон отмечает, что «широко распространено мнение», что история Иуды и Фамари «отражает период после поселения израильтян в Ханаане». [22] Он также предполагает, что он содержит « этиологические мотивы, связанные с одноименными предками кланов Иуды». [23] Эмертон отмечает, что Диллман и Нот считали, что рассказ о смерти Эра и Онана «отражает вымирание двух кланов Иуды, носящих их имена, или, по крайней мере, их неспособность поддерживать отдельное существование». Однако эта точка зрения была «резко раскритикована» Томасом Л. Томпсоном . [23]

Наряду с рассказом о Лоте и его дочерях (Бытие 19:30–38), а также Руфи и Воозе (Руфь 3:7–8), Фамарь и Иуда являются одним из трех примеров « кражи спермы » в Библии, в которых женщина под ложным предлогом соблазняет родственника-мужчину, чтобы забеременеть. В каждом случае фигурирует прямой предок царя Давида . [24]

Еврейская традиция [ править ]

комментарии Раввинские

В тексте Торы утверждается, что имя Иуда , означающее «благодарить» или «признать» , относится к намерению Лии поблагодарить Всевышнего за то, что у нее родилось четверо детей, и происходит от слова «ода» , что означает « я буду благодарить» . В классической раввинской литературе имя трактуется как сочетание Яхве и далет (буква д ); в гематрии далет имеет числовое значение 4 , что, как утверждают эти раввинские источники, относится к Иуде, являющемуся четвертым сыном Иакова. [25] Поскольку Лия была матриархом, еврейские ученые полагают, что авторы текста полагали, что это племя было частью первоначальной израильской конфедерации; однако это заслуживает внимания [26] что колено Иуды не было чисто израильским, но содержало большую примесь неизраильтян, а также ряд кенизеевских групп, иерахмеильтян и кенеев , которые в различных точках сливались с коленом. [26]

Классические раввинские источники ссылаются на отрывок «... правитель пришел из Иуды» из 1 Паралипоменон 5:2 , подразумевая, что Иуда был лидером своих братьев, называя его царем . [27] [28] Этот отрывок также описывает Иуду как самого сильного из его братьев , в котором раввинская литература изображает его обладателем необычайной физической силы, способным кричать более 400 парасангов , способным раздробить железо в пыль ртом и с такими жесткими волосами, что когда он разгневался, то оно пронзило его одежду. [29]

Классические раввинские источники также намекают на войну между хананеями и семьей Иуды (не упомянутой в еврейской Библии ) в результате разрушения ими Сихема в отместку за изнасилование Дины ; [30] [31] [32] [33] [34] Иуда занимает важное место в рассказах об этой войне. В этих рассказах Иуда убивает Иашува , царя Таппуа , в рукопашном бою, предварительно свергнув Иашува с коня, бросив в него чрезвычайно тяжелый камень (весом 60 шекелей ) с большого расстояния ( Мидраш Вайссау указано 177⅓ локтей, тогда как в других источниках указано только 30 локтей ); [26] В сообщениях говорится, что Иуда смог добиться этого, хотя сам подвергся нападению из-за стрел, которыми Яшув стрелял в него обеими руками. [26] Далее в отчетах говорится, что, когда Иуда пытался снять доспехи Яшува с его трупа, девять помощников Яшува напали на него в бою, но после того, как Иуда убил одного, он отпугнул остальных; [26] тем не менее, Иуда убил несколько членов армии Яшува (42 человека согласно мидрашу «Книга Яшера» , но 1000 человек согласно « Завету Иуды» ). [26]

Согласно некоторым классическим источникам, Иаков подозревал, что Иуда убил Иосифа. [35] особенно, согласно Мидрашу Танхума , когда Иуда был тем, кто принес Иакову окровавленную одежду. [26]

Дети Иакова продают своего брата Иосифа Константин Флавицкий , 1855 год. Иуда был тем, кто предложил продать Иосифа, а не убить.

Поскольку раввинские источники считали Иуду лидером своих братьев, эти источники также утверждают, что остальные девять братьев обвиняли его в этом обмане, даже если не сам Иуда принес одежду Иакову. [26] Даже если Иуда пытался спасти Иосифа, классические раввинские источники по-прежнему относятся к нему за это отрицательно; эти источники утверждают, что, как лидер братьев, Иуда должен был приложить больше усилий и отнести Иосифа домой к Иакову на своих (Иуды) плечах. [36] Эти источники утверждают, что братья Иуды, став свидетелями горя Иакова из-за потери Иосифа, свергли и отлучили Иуду от церкви, поскольку братья возложили на Иуду полную ответственность, поскольку они вернули бы Иосифа домой, если бы Иуда попросил их об этом. [37] Божественное наказание, согласно таким классическим источникам, было подвергнуто и Иудее в наказание; Смерть Эра, Онана и его жены изображается такими классическими раввинами как акты божественного возмездия. [38]

Когда Вениамина держали в рабстве по обвинению в краже чаши Иосифа, Иуда предложил себя среди своих братьев в качестве раба вместо него, но Иосиф был строг, чтобы наказание применялось только к тому, кто виновен, а не к невиновным. . [39]

Согласно классической раввинской литературе, поскольку Иуда предложил, чтобы он навсегда взял на себя любую вину , это в конечном итоге привело к тому, что его кости безостановочно катались вокруг гроба, пока его несли во время Исхода , пока Моисей не заступился перед Богом, утверждая, что Признание Иуды (в отношении сожительства с Фамарью) привело к тому, что Рувим признался в своем кровосмешении. [26] Судя по всему, Иуда усвоил урок из своего опыта с Фамарью, что он должен нести ответственность за окружающих, и это в конечном итоге готовит его к будущей примирительной встрече с Иосифом. [40]

Бытие Раба и особенно книга мидрашей Яшера развивают эту тему, описывая просьбу Иуды. [ нужны разъяснения ] гораздо более обширный, чем данный в Торе, и более яростный. [41] [42]

Классическая раввинская литература утверждает, что Иуда бурно отреагировал на угрозу Вениамину, крича так громко, что Хушим , находившийся тогда в Ханаане, смог услышать, как Иуда просил его отправиться в Египет , чтобы помочь Иуде разрушить его; [26] В некоторых источниках показано, что Иуда в гневе поднял чрезвычайно тяжелый камень (весом 400 сиклей), подбросил его в воздух, а затем растер его ногами в пыль, как только он приземлился. [43] Эти раввинские источники утверждают, что Иуда поручил Неффалиму перечислить округа Египта , и, узнав, что их было 12 (исторически, на самом деле их было 20 в Нижнем Египте и 22 в Верхнем Египте ), он решил уничтожить три сам, а своих братьев уничтожить по одному из оставшихся районов каждый; [26] Согласно этим источникам, угроза разрушения Египта была тем, что действительно побудило Иосифа открыться своим братьям. [26]

Завет Иуды [ править ]

Перед смертью Иуда рассказал своим детям о своей храбрости и героизме в войнах против ханаанских царей и рода Исава, а также признался в своих недостатках, вызванных вином , которое сбило его с пути в отношениях с Вирсавией и Фамарью. [44] Иуда увещевал своих сыновей не любить золото и не смотреть на красоту женщин, потому что из-за всего этого сыновья Иуды попадут в нищету. В своих последних словах он напомнил им соблюдать весь закон Господень. [44]

жизни Иуды Датирование

Согласно классической раввинской литературе , Иуда родился 15 Сивана (начало июня); [26] Классические источники различаются по дате смерти: в « Книге юбилеев» говорится о смерти в возрасте 119 лет, за 18 лет до Левия . [45] но мидраш «Книга Джашера» призывает к смерти в возрасте 129 лет. [46]

Брак Иуды и рождение его детей описаны в отрывке, который многие считают резким изменением окружающего повествования. [47] Этот отрывок часто рассматривается как представляющий собой серьезную хронологическую проблему, поскольку окружающий контекст, по-видимому, ограничивает события отрывка происходящими в течение 22 лет. [48] и контекст вместе с самим отрывком требует рождения внука Иуды и жены его сына, [49] и рождение этого сына [50] произошло в течение этого времени (чтобы быть последовательным, для этого требуется в среднем менее 8 лет на поколение). По мнению исследователей текста, причина внезапного прерывания этого отрывка в окружающем повествовании и хронологической аномалии, которую он, по-видимому, представляет, состоит в том, что он происходит из яхвистского источника, в то время как непосредственно окружающее повествование взято из элохистов . [26] [51] [52]

Могила [ править ]

Могила, приписываемая Иуде в Йехуде, Израиль

Местные мусульманские и самаритянские традиции поместили гробницу Иуды ( Наби Худа ибн Сайидна Якуб , «пророк Иуда, сын господина нашего Иакова») в аль-Яхудии , современный Йехуд . [53] [54] Сегодня это место еврейского паломничества. [54]

Другая местная традиция, которой придерживаются друзы и мусульмане, помещает гробницу Иуды в «Наби-Иегуда», макам, расположенный недалеко от Хорват-Омрита в долине Хула . [55] [56] [57]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN  978-1783746767 .
  2. ^ Финкельштейн, Израиль (2002 г.). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и его происхождение . Пробный камень. стр. 369–373 . ISBN  9780684869131 .
  3. ^ Экселл, Джозеф Сэмюэл (1892). Гомилетический комментарий к книге Бытия . США: Фанк и Вагналлс. п. 583.
  4. ^ Липинский, Эдвард, «L'étymologie de Judah», Vetus Testum 23.3 (июль 1973 г.): стр. 380–381
  5. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Бытие 38 - новая международная версия» .
  6. Согласно Талмуду , признание Иуды искупило некоторые из его прежних ошибок и само по себе привело к тому, что он был божественно вознагражден долей в будущем мире ( Сота 7б) за то, что он использовал проститутку. Сыновьями Фамари от ее тестя были близнецы Фарес и Зара , четвертый и пятый сыновья Иуды. Фарес, в свою очередь, был предком Давида . ( Бытие 38:1–30 )
  7. ^ Бытие 42:24 , 42:34.
  8. ^ Бытие 44: 1–17.
  9. ^ Бытие 44: 18–34.
  10. ^ Бытие 49: 8–10.
  11. ^ Виктор П. Гамильтон , Книга Бытия, главы 18–50 (НИКОТ; Эрдманс, 1995), 431–432.
  12. ^ Дж. А. Эмертон, «Некоторые проблемы», 349. Эмертон также предполагает (стр. 360), что в J эта история «никогда не стояла нигде, кроме как между рассказами о продаже Иосифа в рабство и действиями Иосифа в Египте».
  13. ^ Дерек Киднер , Бытие: введение и комментарии (IVP, 2008), 187.
  14. ^ Роберт Альтер , Искусство библейского повествования (Basic Books, 1981), 10.
  15. ^ Дж. П. Фоккельман , Чтение библейского повествования ( Лейдердорп : Део, 1999), 81.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манн, Томас В. (1988). Книга Торы: Повествовательная целостность Пятикнижия . США: Джон Нокс Пресс. стр. 67, 76–80. ISBN  9780804200851 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камински, Кэрол М. (2005). От Ноя до Израиля: реализация первобытного благословения после потопа . Континуум. стр. 114–116. ISBN  9780567539465 .
  18. ^ Кросс, Фрэнк Мур (1997). Исследования древней яхвистской поэзии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 45–53. ISBN  9780802841599 .
  19. ^ МакКаун, Джеймс (2008). Бытие: Два горизонта, комментарий Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 183–186. ISBN  9780802827050 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рендсбург, Гэри (2019). Как была написана Библия . Издательство Хендриксона. стр. 455–456. ISBN  9781683071976 .
  21. ^ Финкельштейн, Израиль (2002 г.). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. стр. Гл. 9. ISBN  9780743223386 .
  22. ^ Дж. Эмертон, «Некоторые проблемы в Бытие 38», Ветхий Завет 25 (1975), 345.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Эмертон, «Иуда и Фамарь», Ветхий Завет 29 [1979], 405.
  24. ^ Ярон, Шломит. «Кража спермы: моральное преступление трех предков Дэвида» . Обзор Библии 17:1, февраль 2001 г.
  25. ^ Сота 10б
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Еврейская энциклопедия
  27. ^ Бытие Раба 84:16
  28. ^ Завет Иуды 1
  29. ^ Бытие Раба 93: 6–7.
  30. ^ очень подробно в мидраше «Книга Джашера , Вайишлах».
  31. ^ Псевдо-Ионафан (из Бытия 48:22 )
  32. ^ Мидраш Вайиссау
  33. Книга Юбилеев 34:1-9.
  34. ^ Завет Иуды 3-7
  35. ^ Мидраш Бытие Раба 95:1; Мидраш Танхума
  36. ^ Бытие Раба 85:4
  37. ^ Исход Раба 42:2; Танхума , Ваешева, 12
  38. ^ Танхума , Вайггаш 10
  39. ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев, том II: Иуда умоляет и угрожает (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
  40. ^ Натан Лауфер (февраль 2008 г.). Генезис лидерства: чему Библия учит нас о взглядах, ценностях и руководстве переменами . Издательство «Еврейские огни». стр. 69–. ISBN  978-1-58023-352-1 .
  41. ^ Сефер ха-Яшар (мидраш), Вайиггаш
  42. ^ Бытие Раба 93:7
  43. ^ Сефер ха-Яшар
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Заветы двенадцати патриархов, Р. Х. Чарльз
  45. ^ Юбилеи 28:15
  46. ^ Сефер ха-Яшар (мидраш), Шмот
  47. ^ Бытие 38
  48. ^ сравните Бытие 37:2 ( ... молодой человек 17 лет... ) – с Бытие 41:46 ( ... было 30 лет... ), 41:53 ( ... 7 лет... ) , и 45:6 ( ...в течение 2 лет... )
  49. ^ Бытие 46:12 ( ... сыновья Фареса... )
  50. ^ Бытие 38:3 ( ... родила Эра... )
  51. ^ Чейн и Блэк , Библейская энциклопедия
  52. ^ Ричард Эллиот Фридман , Кто написал Библию?
  53. ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 219
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бенвенисти, 2001, с. 276
  55. ^ «Сайт археологической службы Израиля» . Survey.antiquities.org.il . Проверено 6 июня 2022 г.
  56. ^ Мир Библии, Сефер Иегошуа, Гершон Галил и Яир Заковиц, издательство «Хроники», 1999, стр. 187.
  57. ^ 79‒80; Томсон 1859: 389

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17e39222f301696591a35b920590ae98__1716036000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/98/17e39222f301696591a35b920590ae98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judah (son of Jacob) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)