Земля Гесем
30 ° 52'20 "N 31 ° 28'39" E / 30,87222 ° N 31,47750 ° E
Земля Гесем ( иврит : אֶרֶץ גֹּשֶׁן , ʾEreṣ Gōsen ) названа в еврейской Библии как место в , данное евреям фараоном Иосифом ( Египте ), а Книга Бытия , Бытие 45:9–10 также земля из который они позже покинули Египет во время Исхода . Считается, что он находился в восточной части дельты Нила , в нижнем Египте ; или рядом с ним возможно, в Аварисе , резиденцией гиксосских царей .
Библейский текст
[ редактировать ]Земля Гесем упоминается в библейских книгах Бытие и Исход . В истории Иосифа , состоящей из последних глав Книги Бытия, патриарх Иаков сталкивается с голодом и отправляет десять своих сыновей в Египет за зерном. [ 1 ] Иосиф, еще один из сыновей Иакова, является высокопоставленным чиновником в Египте и позволяет своему отцу и братьям поселиться в Египте. [ 2 ] В Бытие 45:10 Гесем рассматривается как близкий родственник Иосифа, который живет при дворе фараона. [ 3 ] а в Бытие 47:5 Гесем назван «лучшей частью» земли Египетской. [ 4 ] Но также подразумевается, что он в некоторой степени отделен от остального Египта. [ 5 ] потому что Иосиф велит своей семье представиться фараону в качестве хранителей скота, «чтобы вы могли поселиться в земле Гесем, потому что все пастухи ненавистны египтянам». [ 6 ] Бытие 47:11 меняет местами «землю Рамсеса» на Гесем: «Иосиф поселил своего отца и своих братьев и предоставил им владения в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Рамсеса, как это сделал фараон. проинструктирован». [ 7 ]
В Исходе потомки Иакова, израильтяне , продолжают жить в Египте и становятся многочисленными. [ 8 ] Имя Гесем появляется только дважды в Исходе, в повествовании о египетских казнях , в котором Гесем, как место обитания израильтян, избавлен от чумы мух и града, поразивших египтян. [ 9 ]
Гесем также упоминается в Книге Иисуса Навина , где израильтяне продолжают завоевание Земли Обетованной. В книге Иисуса Навина 11:16 говорится: «И взял Иисус Навин всю ту землю: гору и весь Негев, и всю землю Гесем, и низменность, и Араву, и гору Израиля, и низменность ее». [ 10 ] Не существует полного согласия относительно того, относится ли Гесем, упомянутый в книге Иисуса Навина, к первоначальному жилищу евреев в Египте, из-за огромного расстояния между Ханааном и египетским Гесем. Тора также несколько раз утверждает, что Бог запрещает израильтянам возвращаться в Египет, несмотря на их жалобы на это.
Этимология
[ редактировать ]Если в Септуагинте читать «Гесем» правильно, это слово, которое в его еврейской форме не имеет известного значения, может означать «возделываемый» — сравнивая арабский корень j-š-m , «трудиться». [ нужна ссылка ] Некоторые египтологи предположили связь с названием gsm, используемым по отношению к озеру в Папирусе Анастаси IV , поскольку это название, по-видимому, использовалось в качестве топонима в Вади Тумилат . [ 11 ] Потому что Гошен, очевидно, был той же областью, которую греки называли «арабским номом», столица которой находилась в Факусе. Название представляло собой египетское Па-кас (Brugsch, Geog., I, 298), название города, с определителем «излияние». [ 12 ] Дональд Редфорд , хотя и не оспаривает местонахождение Гошена, приводит другое происхождение названия, производя его от «Гасму», правителей бедуинов -кедаритов, оккупировавших восточную Дельту с 7-го века до нашей эры, но Джон Ван Сетерс считает это маловероятным. . [ 13 ]
Идентификация
[ редактировать ]В 1885 году Эдуард Навиль определил Гошена как 20-й ном Египта, расположенный в восточной дельте и известный как «Гесем» или «Кесем» во времена Двадцать шестой династии Египта (672–525 гг. До н.э.). Он охватывал западную оконечность Вади-Тумилат , причем восточная оконечность представляла собой район Соккот, главным городом которого был Пифом , простиралась на север до руин Пи-Рамсеса («земли Рамсеса») и включала как пахотные земли и пастбища. [ 13 ]
Ученые Исаак Рабиновиц, Исраэль Эфал, Ян Рецо и Дэвид Ф. Граф отождествляют землю Гесем с частями кедаритского царства «Аравия», расположенными к востоку от дельты Нила и вокруг Пифома и ставшими известными еще в древности. Египтяне как Gsm ( 𓎤𓊃𓅓𓏏𓊖 ) [ 13 ] а для евреев - как Эреш Гошен ( ארֶט ֹּשֶׁן ), то есть букв. « Земля Гешема » , [ 14 ] либо после кедаритского царя Гешема [ 15 ] [ 16 ] или после его династии. [ 16 ]
Хотя ученый Джон Ван Сетерс выступает против отождествления Эреша Гошена с кедаритскими территориями в восточном Египте, основываясь на утверждениях о том, что кедариты никогда не правили регионом Вади-Тумилат, [ 13 ] открытие в регионе Вади-Тумилат кедаритских останков, таких как святилище богини аль-Лат , делает возражение Ван Сетерса этой идентификации несостоятельным. [ 17 ] [ 16 ] [ 18 ] [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бытие 42
- ^ Бытие 45
- ^ Оба 2015 , с. 26
- ^ Бытие 47:5
- ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 384.
- ^ Бытие 46:34
- ^ Бытие 47:11
- ^ Исход 1:7
- ^ Граббе 2014 , с. 43.
- ^ Иисус Навин 11:16
- ^ Оба 2015 , с. 22
- ^ «www.Bibler.org — Словарь — Гошен» . 08.10.2012.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ван Сетерс 2001 , стр. 267–269.
- ^ Перейти обратно: а б Ретсо 2013 , стр. 300–301.
- ^ Ретсо 2013 , стр. 250–251.
- ^ Перейти обратно: а б с Эфал 1984 , стр. 210–214.
- ^ Рабиновиц 1956 .
- ^ Граф 1997 , стр. 223.
Ссылки
[ редактировать ]- Биетак, Манфред (2015). «Об истории Исхода: что сегодняшняя египтология может внести вклад в оценку библейского рассказа о пребывании в Египте». В Леви, Томас Э.; Шнайдер, Томас; Пропп, Уильям Х.К. (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04767-6 .
- Эфал, Израиль (1984). Древние арабы: кочевники на границах плодородного полумесяца, 9-5 вв. до н.э. Иерусалим : Магнес Пресс . ISBN 978-0-685-74243-3 .
- Граббе, Лестер (2014). «Исход и история». В Доузмане, Томас Б.; Эванс, Крейг А.; Лор, Джоэл Н. (ред.). Книга Исход: состав, восприятие и интерпретация . Брилл. ISBN 978-90-04-28266-7 .
- Граф, Дэвид Ф. (1997). «Палестина: Палестина в персидский и римский периоды». В Мейерсе, Эрик М .; Девер, Уильям Г .; Мейерс, Кэрол Л .; Мули, Джеймс Д.; Парди, Деннис; Зауэр, Джеймс А.; Финни, Пол Корби; Йоргенсен, Джон С. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 4. Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . стр. 222–228. ISBN 978-0-195-06512-1 .
- Рабиновиц, Исаак (1956). «Арамейские надписи пятого века до нашей эры из североарабского святилища в Египте» . Журнал ближневосточных исследований . 15 (1). Чикаго , США : Издательство Чикагского университета : 1–9. дои : 10.1086/371302 . JSTOR 542658 . S2CID 161559065 . Проверено 1 января 2023 г.
- Ретсо, январь (2013). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов . Лондон , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Рутледж . ISBN 978-1-136-87289-1 .
- Ван Сетерс, Джон (2001). «География Исхода». В Дирмане, Дж. Эндрю; Грэм, М. Патрик (ред.). Земля, которую я вам покажу: Очерки истории и археологии Древнего Ближнего Востока в честь Дж. Максвелла Миллера . Журнал по изучению Ветхого Завета : серия дополнений. Том. 343. Шеффилд , Великобритания : Sheffield Academic Press . стр. 255–276. ISBN 978-0-567-35580-5 .
- Ван Сетерс, Джон (2004). «История Джозефа: некоторые основные наблюдения». В Кнопперсе, Гэри Н.; Хирш, Антуан (ред.). Египет, Израиль и древний средиземноморский мир: исследования в честь Дональда Б. Редфорда . Брилл. ISBN 978-90-04-13844-5 .