Судьи 19
Судьи 19 | |
---|---|
← глава 18 глава 20 → | |
![]() Страницы Книги Судей Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Книга судей |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 2 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет ( Семикнижие ) |
Порядок в христианской части | 7 |
Книга Судей 19 — девятнадцатая глава Книги Судей Ветхого Завета или еврейской Библии . [ 1 ] Согласно еврейской традиции, книга приписывалась пророку Самуилу ; [ 2 ] [ 3 ] современные ученые рассматривают его как часть Второзаконной истории, которая охватывает книги от Второзакония до 2 Царств , приписываемые националистическим и преданным яхвистским писателям во времена реформатора иудейского царя Иосии в 7 веке до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] В этой главе описаны действия левита из Ефрема и его наложницы . [ 5 ] принадлежащие к секции, состоящей из судей с 17 по 21 . [ 6 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Оно разделено на 30 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 7 ] Фрагменты, содержащие части этой главы на иврите, были найдены среди свитков Мертвого моря, включая 4Q50 (4QJudg б ; 30 г. до н.э. – 68 г. н.э.) с дошедшими до нас стихами 5–7. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Сохранившиеся древние рукописи перевода на греческий койне, известный как Септуагинта (первоначально сделанный в последние несколько столетий до нашей эры), включают Ватиканский кодекс ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 12 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Двойное введение и двойное заключение
[ редактировать ]Главы с 17 по 21 содержат «Двойное заключение» Книги Судей и образуют своего рода inclusio вместе со своим аналогом, «Двойным введением», в главах с 1 по 3:6, как в следующей структуре всей книги: [ 6 ]
А. Иностранные войны по подчинению с Херема применением (1:1–2:5)
Б. Трудности с иностранными религиозными идолами (2:6–3:6)
Основная часть: раздел «циклы» (3:7–16:31).
Б'. Трудности с домашними религиозными идолами (17:1–18:31)
А'. Внутренние войны с Херема применением (19:1–21:25)
Между двойным введением и двойным заключением можно провести следующие параллели: [ 14 ]
Введение 1 (1:1–2:5) | Заключение 2 (19:1–21:25) |
---|---|
|
|
История о том, как Гофониил получил жену (1:11–15). | История о том, как остальные вениамитяне обрели жен (21:1–25) |
Вениамитянам не удалось изгнать иевусеев из Иевуса (1:21) | Левит, старательно избегающий иевусеев в Иевусе, терпит ужасное оскорбление в Гиве Вениаминовой (19:1–30) |
Бохим: завет Божий; незаконные заветы Израиля с хананеями; Израиль плачет перед ангелом (посланником) ЯХВЕ (1:1–2) | Вефиль: ковчег завета Божьего; Израиль плачет и постится пред Господом ( 20:26–29) |
Введение 2 (2:6–3:6) | Заключение 1 (17:1–18:31) |
Вырождение поколений после смерти Иисуса Навина (2:6–19); Бог оставляет некоторые народы «испытать израильтян, чтобы увидеть, будут ли они повиноваться повелениям Господа , которые Он дал... через Моисея » (2:20–3:4). | Мать посвящает Господу серебро, чтобы сын сделал себе идола; Этот сын делает одного из своих сыновей священником в своем идолопоклонническом храме, а затем заменяет его левитом. Этот левит — внук Моисея . Он и его сыновья становятся священниками в храме Дэна. |
Весь двойной вывод связан четырехкратным повторением единственного утверждения: дважды полностью в начале и конце двойного заключения и дважды в центре раздела следующим образом: [ 15 ] [ 16 ]
А. В те дни не было короля...
Каждый делал то, что считал правильным (17:6)
Б. В те дни не было царя... (18:1)
Б'. В те дни не было царя... (19:1)
А'. В те времена не было короля...
Каждый человек делал то, что считал правильным (21:25)
Он также содержит внутренние ссылки: [ 17 ]
Вывод 1 (17:1–18:31): Левит из Иуды переезжает в горную страну Ефрема , а затем в Дан.
Заключение 2 (19:1–21:25): Левит в Ефреме ищет свою наложницу в Вифлееме в Иудее .
Оба раздела заканчиваются ссылкой на Шайло . [ 17 ]
Вифлеемская трилогия
[ редактировать ]раздела еврейской Библии (Ветхий Завет) — Судей 17–18 Три , Судей 19–21 Руфи 1–4 — образуют , трилогию со ссылкой на город Вифлеем Иудейский и характеризуются повторяющимися уникальными утверждениями: [ 18 ]
В те дни не было царя в Израиле; каждый делал то, что считал правильным в своих глазах
как на следующей диаграмме: [ 19 ]
Судьи 17–18 | Судьи 19–20 | Руфь 1–4 |
---|---|---|
Левит из Вифлеема (17:7) | Левит Ефрема, взявший себе в девицы наложницу из Вифлеема. | Движение от моавитянина к Давиду в Вифлееме (4:17-22) |
Остался искать работу (17:7, 9) | Получил свою наложницу из Вифлеема, куда она бежала | Мужчина покинул Вифлеем, но, в отличие от двух других историй, он не портит окончательно город, а усиливает его имя. |
Пришел к юноше Ефремову (Михею) (17:1-5, 8) | Вернулся к Ефрему через Гиву Вениаминову. | Вифлеем стал местом рождения царя Давида. |
Служил частным капелланом в незаконной часовне Михея (17:10-13). | На нее напали злые люди, которые издевались над ней и бросили умирать. | |
Нанят коленом Дановым в качестве священника и переселился в Лаиш (Н. Галилея). | Ее муж рассказал об этом событии всему Израилю (вырезано) | |
Основал культовый центр, который постоянно заставлял Божий народ преткнуться. | Они напали на колено Вениамина, почти уничтожив его. | |
Левитом был Ионафан, сын Гирсона и внук Моисея (18:30). | Заселил Вениамин женщинами из Силома и Иависа Галаадского для 600 выживших мужчин Вениамина. | |
Иавиш-Галаад был (вероятно) домом предков Саула [отсюда и его интерес к нему] | ||
Плохо отзывается о Вениамине и, как следствие, о Сауле — предки Саула унизили и опозорили вифлеемитянина. | ||
Вифлеем пострадал от рук вениамитян |
Главы с 19 по 21
[ редактировать ]Раздел, включающий Судей 19:1-21 :25, имеет хиастическую структуру из пяти эпизодов следующим образом: [ 20 ] [ 21 ]
А. Похищение наложницы (19:1–30)
Б. Херем («священная война») Вениамина (20:1–48)
В. Проблема: клятвы: Вениамину грозит вымирание (21:1–5)
Б'. Херем («священная война») Иависа Галаадского (21:6–14)
А'. Похищение дочерей Силома (21:15–25)
Изнасилование дочерей Силома является ироническим контрапунктом изнасилования наложницы левита , причем мотив «дочери» связывает две истории ( Судьи 19:24 и Судьи 21:21 ). [ 21 ] а женщины становятся «дверями, ведущими в войну и из нее, источниками раздора и примирения». [ 5 ]
Наложница левита (19:1–10)
[ редактировать ]Место действия истории, как и в главах 17–18, — путешествия левитов, которые часто полагались на «местную поддержку и гостеприимство, не имея собственных владений по отцовской линии». [ 5 ] Один левит, живший в горах Ефрема, женился на «наложнице» (более низкий статус, чем «жена») из Вифлеема в Иудее. [ 5 ] Женщина оставила его после того, как «она развратничала по отношению к нему» (согласно еврейскому тексту; это означает «неверность, но не обязательно прелюбодеяние») или NRSV переводит: «она рассердилась на него» (согласно другим рукописным традициям), возвращалась в дом своего отца в Вифлееме. [ 5 ] Через четыре месяца левит отправился в путь в сопровождении одного слуги и двух ослов, чтобы навестить ее и надеяться вернуть ее (стих 3; ср. Бытие 34:3). [ 5 ] Женщина, приведенная в ее дом, и его тесть приняли левита с полным гостеприимством, даже уговорив гостя остаться на четыре ночи, щедрость, которая подчеркивается повторением в стихах 4, 6, 8 и 5, 7: 8, 9. [ 5 ] Наконец, на пятое утро левит ушел со своей наложницей и слугой, направляясь обратно на север, к горам Ефрема (стих 10). [ 5 ]
Стих 1
[ редактировать ]И было в те дни, когда не было царя в Израиле, жил некий левит в отдаленных горах Ефремовых. Он взял себе наложницу из Вифлеема в Иудее. [ 22 ]
- «Некий левит»: на иврите буквально «человек, левит». [ 23 ]
Преступление Гивы (19:11–30)
[ редактировать ]

Когда первый день путешествия достиг заката, левит отказался от совета своего слуги остановиться в Иевусе (позже: Иерусалим ), неизраильском городе, но вместо этого предложил им остановиться в городе «народа Израиля», Гиве Вениамина. , по иронии судьбы, где произойдет возмущение (стихи 11–15). [ 5 ] В Гиве группа не получила ожидаемого гостеприимства; их долго игнорировали на открытой площади, пока пожилой мужчина наконец не пригласил их к себе домой (стихи 16–21). [ 5 ]
Вспоминая аналогичную историю о Лоте в Содоме (Бытие 19), некоторые «сыновья Велиала» («низкие люди», «злодеи») окружили дом и потребовали, чтобы к ним выслали чужестранцев, чтобы они «познали их». , библейский эвфемизм, обозначающий половой акт (стихи 22–26). [ 5 ] Как и Лот ( Бытие 19 :8), хозяин попытался умилостивить диких людей снаружи, предложив им своих «дочерей-девственниц» (ср. Бытие 19:8) и наложницу левита, но люди снаружи отклонили это предложение. Затем левит начал действовать, выбросив свою наложницу на улицу разъяренной толпе и заперев дверь (стихи 25–28; ср. Суд. 20:6; в отличие от божественного вмешательства в Бытие 19:11).
На рассвете пострадавшую женщину отпустили, и она упала в обморок у двери. Позже утром левит открыл двери, готовый отправиться в путь, обнаружив женщину, лежащую перед дверью, и грубо и резко приказал ей встать (стих 28). [ 5 ] Когда женщина не ответила, левиты просто поместили ее бессознательное тело на осла и вместе продолжили путь. Вернувшись домой, левит разрезал тело женщины на двенадцать частей и разослал каждую часть двенадцати коленам Израиля, прося справедливости (стихи 29–30, ср. 1 Царств 11:5–8). [ 24 ]
Стих 30
[ редактировать ]- «До сего дня»: в греческом тексте Септуагинты Александрийского кодекса эта фраза заменена следующими дополнительными словами: И он дал указание людям, которых он послал: «Так скажите каждому израильтянину мужского пола: «Ничего подобного не было со дня, когда израильтяне вышли из Египта, до сегодняшнего дня». ' [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вся книга Судей отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 173.
- ^ Талмуд , Баба Батра 14б-15а)
- ^ Jump up to: а б Гилад, Илон. Кто на самом деле написал библейские книги царей и пророков? «Гаарец» , 25 июня 2015 г. Краткое содержание: Песнь царю Иосии и возвышенные описания древних израильских империй наводят на мысль, что именно он и его писцы лежат в основе Девтерономической истории.
- ^ Нидич 2007 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Нидич 2007 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Младший, 2002 г. , стр. 30–31.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Ульрих 2010 , стр. 257.
- ^ Свитки Мертвого моря - Судьи
- ^ Фитцмайер 2008 , с. 35.
- ^ 4Q50 в цифровой библиотеке свитков Мертвого моря Леона Леви
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Гудинг, Д.В., «Состав Книги Судей», в Орлинском, Ее Величество, Мемориальный том (Эрец Исраэль 16; Иерусалим: Общество исследования Израиля, 1982), стр. 70–79, особенно стр. 76–78; apud Younger 2002, стр. 32–33.
- ^ Младший 2002 , с. 31.
- ^ Уэбб 2012 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б Младший 2002 , с. 33.
- ^ «Введение в Книгу Судей» . Библия.орг
- ^ Меррилл, Юджин Х. (1985) «Книга Руфи: повествование и общие темы», Bibliotheca Sacra 142: 130-141.
- ^ Уэбб, «Книга судей», с. 196; апуд Янгер 2002, с. 147.
- ^ Jump up to: а б Уэбб 2012 , с. 507.
- ^ Судей 19:1 NKJV
- ^ Примечание [а] к Судей 19: 1 в NET Bible.
- ^ Нидич 2007 , стр. 189–190.
- ^ Судьи 19:30 NKJV
- ↑ Примечание [c] к Судей 19:30 в NET Bible.
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Роберт Б. младший (2009). «Хронология Книги Судей: лингвистический ключ к решению надоедливой проблемы» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 52 (2): 247–255.
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528881-0 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (2008). Путеводитель по свиткам Мертвого моря и сопутствующей литературе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6241-9 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Хейс, Кристина (2015). Введение в Библию . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18827-1 .
- Нидич, Сьюзен (2007). «10. Судьи». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 176–191. ISBN 978-0-19-927718-6 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Ульрих, Евгений, изд. (2010). Библейские кумранские свитки: транскрипции и текстовые варианты . Брилл.
- Уэбб, Барри Г. (2012). Книга судей . Новый международный комментарий к Ветхому Завету . Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2628-2 .
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
- Младший, К. Лоусон (2002). Судьи и Рут . Комментарий к заявлению NIV. Зондерван. ISBN 978-0-310-20636-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Шофтим - Судьи - Глава 19 (Judaica Press) . Текст на иврите и английский перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- Судья глава 19. Библейские ворота