Асенат Барзани
Асенат Барзани | |
---|---|
Рожденный | 1590 |
Умер | 1670 |
Род занятий | Раввинист, поэт |
Годы активности | Около 1630-1670 гг. |
Известный | Первая зарегистрированная женщина-раввинист, ранняя историческая курдская женщина. |
Асенат Барзани [ 1 ] ( иврит : Эснат Барзани , 1590-1670), [ 2 ] была курдской еврейской женщиной -раввинисткой и поэтессой, которая жила недалеко от Духока , Курдистан . [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Семейное прошлое
[ редактировать ]Асенат родилась в 1590 году в семье Барзани, известной еврейской семье в Северном Курдистане . [ 3 ] Ее дед, Нетанель Ха-Леви , был раввином и лидером еврейской общины в Мосуле и считался святым человеком в местной еврейской общине и ее окрестностях. Из-за чести его учения к нему обращались как к Адони (иврит, букв. « мой господин » ). [ 5 ] Его сын и отец Асенаты, Шмуэль Барзани, раввин и мистик, был обеспокоен статусом Торы среди евреев Курдистана и отсутствием духовных лидеров и галахических наставников . Он основал несколько иешив в Барзане , Акре , Амеди и Мосуле, чтобы воспитывать мудрых студентов, которые могли бы служить обществу в качестве раввинов, хазанов и шохетов ( кошерных забойщиков ). [ 3 ] [ 6 ] Обучение таких студентов поддерживалось за счет пожертвований еврейских меценатов . [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Поскольку у Шмуэля не было сыновей, он научил свою дочь Торе и Талмуду, чтобы подготовить ее как свою преемницу. По словам самой Асенаф, она не научилась никакому другому ремеслу, ремеслу или призванию, так как все свое время проводила за изучением Торы. [ 7 ] Она описала свое воспитание так:
Я никогда не выходил из дома и не выходил на улицу; Я была подобна принцессе Израиля... Я выросла на коленях у ученых, привязанная к своему светлой памяти отцу . Меня никогда не учили никакой работе, кроме священного учения. [ 7 ]
Барзани вышла замуж за своего двоюродного брата Яакова Мизрахи, который пообещал отцу, что не будет работать по дому и сможет проводить время, изучая Тору.
«И он [мой отец] заставил моего мужа поклясться, что он не будет заставлять меня выполнять работу, и он сделал, как он приказал ему. С самого начала раввин [Мизрахи] был занят учебой, и у него не было времени учить учеников; но я учил их вместо него, я был ему помощником... [Прося о поддержке] ради Отца... и раввина... чтобы их Тора и имена не были сведены на нет в этих сообщества; ибо я остаюсь учителем Торы...» [ 8 ]
Немецкий еврейский этнолог Эрих Бауэр , который включил письмо Барзани, не упомянув ее имени, в свое исследование евреев Ирака в начале 1940-х годов, не был убежден, что она могла бы написать такое письмо самостоятельно. [ 8 ]
После смерти отца Барзани ее муж стал главой иешивы в Мосуле. Он был настолько увлечен учебой, что она обучала студентов ешивы и давала им раввинскую подготовку. После смерти Яакова руководство ешивой перешло к ней, и со временем она стала известна как главный учитель Торы. Поскольку ни ее отец, ни ее муж не добились успеха в сборе средств, ешива всегда испытывала финансовые трудности, и Барзани писала письма с просьбой о выделении средств, в которых описывала тяжелое положение себя и своих детей. Ее дом и имущество были конфискованы, включая книги, но она считала, что ей как женщине было бы неуместно путешествовать в поисках финансовой поддержки. [ 9 ]
Несмотря на финансовые проблемы, руководство ешивой Барзани было успешным: она продолжала выпускать серьезных ученых, включая ее сына, которого она отправила в Багдад , где он продолжил династию ученых-раввинов. [ 9 ] Ее немногочисленные дошедшие до нас сочинения демонстрируют полное владение ивритом, Торой, Талмудом, Мидрашем, а также Каббалой, а ее письма демонстрируют не только ученость, но и умение писать лирическую прозу. [ 9 ] После ее смерти многие евреи совершили паломничество к ее могиле в Амеди в Курдистане в Верхней Месопотамии . [ 10 ] где похоронен и ее отец. [ 11 ]
Название и статус
[ редактировать ]Титул Таннаит и ее роль главы ешивы не эквивалентны статусу раввина , и поэтому она считается редким примером ортодоксальной женщины-учителя-раввина, а не раввина как такового. [ 12 ] или авторитетный раввинский деятель, такой как посек или даян . В то время, когда жил Барзани, концепция раввинского рукоположения ( семихи ) находилась в движении, и единого соглашения о требованиях и ритуалах семихи во всем еврейском мире не существовало.
Поэзия
[ редактировать ]Помимо религиозной учености, Барзани была также известна как поэтесса. Говорят, что она является автором пиюта (литургической поэмы) на курдском языке под названием «Гаагуа ль'Цион» («Тоска по Сиону» на иврите). [ 13 ]
Легенды
[ редактировать ]О Барзани и чудесах, которые она совершала, ходит много историй и легенд. [ 14 ] включая тот, который описан в «Стае ангелов». [ 15 ]
В местном фольклоре ее пол играет центральную роль (хотя в реальной жизни она, похоже, сталкивалась с небольшим количеством препятствий). Многие истории, намекающие на ее сверхъестественные способности, были найдены в сегулотах (защитных амулетах, оберегах или ритуалах). К ним относятся ее способность ограничить деторождение двумя детьми, чтобы она могла посвятить себя учебе, а также способность отразить злоумышленника, чтобы он не изнасиловал ее, громко выкрикивая святые имена. [ 14 ]
Стая ангелов
[ редактировать ]Согласно легенде, ее отец часто являлся Барзани во снах, открывая ей опасности и рассказывая, как их предотвратить. В один из таких случаев она отправилась в Амеди , где убедила местных евреев праздновать Рош Ходеш (праздник новолуния) на открытом воздухе, как это было у них в обычае до того, как им угрожали враждебные неевреи. [ 15 ]
Когда они продолжили празднование, раздались крики и они увидели, как в небо взметнулось пламя. свитками . Была подожжена синагога со всеми находившимися в ней священными книгами и После того, как Барзани прошептала тайное имя, которое она узнала от отца, люди увидели стайку ангелов, спустившуюся на крышу синагоги. Ангелы били пламя своими крыльями, пока не погасла все до последней искры. Затем они поднялись на небеса, как стая белых голубей, и исчезли. И когда дым рассеялся, все увидели, что не только никто из евреев не пострадал, поскольку собрание было на открытом воздухе, но произошло еще одно чудо: синагога не сгорела, и ни один из свитков Торы не был затронут пламенем. . После этого чуда евреи Амеди долгое время не подвергались преследованиям со стороны язычников. С благодарностью синагогу переименовали в ее честь, а легенда заканчивается словами «и стоит она до сих пор». [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Также пишется Асенат Барзани на курдском языке и транслитерируется как Оснат Барзани с современного иврита. См. Бенджио О. (2016). Меняющие правила игры: курдские женщины в мире и на войне. Ближневосточный журнал , 70 (1), 30–46.
- ^ Еврейский Книжный Мир, 18 . Еврейский книжный совет JWB. 2000. с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д «Хартания Атена Рош из ешивы в Курдистаре Ури Меламеде» (PDF) . Times (на иврите): 163. 2000.
- ^ Левин-Меламед, Рина. Что я остался преподавать Тору (PDF) (на иврите).
- ^ Бен Яаков, Авраам (1961). Еврейские общины Курдистана: вместе с песнями и пеутинами (на иврите). Иерусалим .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Беньяхо, Меир (1965). Раввин Шмуэль Барзани: глава курдистанской диаспоры (на иврите). Издано Институтом Бен-Цви. п. 9.
- ^ Jump up to: а б Рене Левин Меламмед (1 марта 2009 г.). «Аснат Баразани» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 6 июня 2012 года . цитирую из Манн, Джейкоб (1972). Тексты и исследования по еврейской истории и литературе . Том. Я. Нью-Йорк. п. 511.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Брауэр, Эрих (1993). Евреи Курдистана . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 176–7. ISBN 978-0-8143-2392-2 .
- ^ Jump up to: а б с Рене Левин Меламмед (2007). «Баразани, Асенат» . 3 :138 . Проверено 6 июня 2012 года .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Профиль Асенат Барзани» . Женщины Курдистана. 9 апреля 2008 года . Проверено 6 июня 2012 года .
- ^ Беренбаум, Майкл ; Скольник, Фред , ред. (2007). «Баразани, Самуэль бен Натанель Ха-Леви» . Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 138–139. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ «Курдские женщины | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Тоска по Сиону, мечтание о Курдистане» . +972 Журнал . 10 ноября 2013 г. Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рене Левин Меламмед (1 марта 2009 г.). «Аснат Баразани» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 6 июня 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Лаура Кверчоли Минсер (2011). 56: Асенат Барзани и ангелы Курдистана (на итальянском языке). Издательство Ньютон Комптон. ISBN 978-88-541-2995-5 . Проверено 6 июня 2012 года .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Говард Шварц; (Иллюстрировано Моник Пассико) (2000). День, когда исчез раввин. Еврейские праздничные волшебные сказки (PDF) . Викинг. стр. 9–14 . ISBN 978-067088733-0 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 июня 2012 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Асенат Барзани. «Петиция Асенафы», впервые опубликованная на иврите Джейкобом Манном, изд., в « Текстах и исследованиях по еврейской истории и литературе» , том 1, Jewish Union College Press, Цинциннати, 1931. Перевод Питера Коула.
- Ширли Кауфман , Галит Хасан-Рокем , Тамар Хесс. Непокорная муза: еврейские феминистские стихи из древности: двуязычная антология , Feminist Press, 1999, ISBN 1-55861-224-6 . (см. стр. 7 и «Прошение Асенафы», стр. 66).
- Йоэль Бин-Нун , Дэниэл Спербер, Джошуа Маруф. Ответ о роли женщин в религиозном лидерстве , 22 марта 2009 г., с. 2.
- Эрих Брауэр. Евреи Курдистана , изд. Рафаэль Патай. Издательство государственного университета Уэйна, Детройт, 1993 г., впервые опубликовано в 1947 г. ISBN 0-8143-2392-8
- Тирза Файерстоун . Получение: возвращение мудрости еврейских женщин. ХарперКоллинз, 2004 г., ISBN 978-006008271-0 .
- Авраам Гроссман . Благочестивые и мятежные: еврейские женщины в средневековой Европе. Издательство Университета Брандейса, 2004, с. 163.
- Джейкоб Манн. Тексты и исследования по еврейской истории и литературе. Том. I. Нью-Йорк, 1972.
- Ури Меламмед и Рене Левин. Раввин Аснат: женщина-директор ешивы в Курдистане, Пеамим 82 (2000), стр. 163–178 (иврит)).
- Йона Сабар , Народная литература евреев Курдистана. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1982 г., ISBN 978-030002698-6 .
- 1590 рождений
- 1670 смертей
- Евреи 17 века
- Курды 17 века
- Раввины 17 века из Османской империи
- Женщины 17 века из Османской империи
- Еврейские писательницы
- Курдские преподаватели
- курдские евреи
- курдские поэты
- Курдские женщины-педагоги
- Курдские женщины-поэты
- курдскоязычные поэты
- Женщины-раввины и знатоки Торы
- Писатели из Мосула