Благословение Моисея
Благословение Моисея» — это название пророческой поэмы , которая появляется во Второзаконии 33:2–27 , где она представлена как благословение колен Израилевых Моисеем « . Таким образом, стихотворение разделяет свою тему с Благословением Иакова . В «Благословении Моисея» содержится мало благословений, большинство стихов описывают состояние колен в более позднее время. [ 1 ]
Стих 33:2 часто называют «одним из самых трудных вопросов в Библии». [ 2 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Моисей начинает с восхваления ЯХВЕ , явившегося своему любимому народу, а затем переходит к благословению различных колен. Сначала он упоминает колена южные, начиная с Рувима и Иуды , а затем племена северные: Дана , Неффалима и Асира . Относительно колена Рувима есть только молитва: «Пусть Рувим жив и не умрет, / Хоть и малочисленно его число». (стих 6). Колено Симеона, кажется, опущено, но это объясняется в Иисусе Навине 19 :1: «Часть колена Симеонитян по кланам их находилась внутри части Иудеев». Что касается Иуды, Моисей молится, чтобы Господь услышал его голос и помог ему против его врагов (стих 7).
Далее следует пространное восхваление колена Левия . После обращения к самому себе со словами «Кто сказал об отце своем и матери: / «Я их не считаю»», ср. В Исходе 32:26–30 Моисей заявляет, что это колено будет учителями Закона и священническими представителями Израиля перед ЯХВЕ. Далее колено Вениамина благословляется как возлюбленное ЯХВЕ: «Он надежно покоится рядом с [Богом], / Который всегда защищает его, / Когда он покоится между плечами Бога». (стих 12).
Безусловно, наибольшее внимание уделяется колену Иосифа :
Благословенна Иеговой земля его
С щедростью росы небесной,
И о бездне, лежащей внизу;
С щедрым даром солнца,
И обильный урожай лун;
С лучшим из древних гор,
И щедрость холмов с незапамятных времен;
С щедростью земли и ее полнотой,
И благосклонность Присутствия в Буше.
Пусть они покоятся на голове Иосифа,
На венце избранных братьев своих.
Как бык-первенец в его величии,
У него рога, подобные рогам дикого быка;
Ими он бодает народы,
Края земли все до одного.
Гора Фавор , песчаный берег и морское побережье олицетворяют счастье колен Иссахара и Завулона (стихи 18–19). Гад силен, как лев; он выбрал землю, которая должна была стать последним домом законодателя Израиля (стихи 20–21; ср. Числа 32).
Затем Моисей упоминает северное и последние три колена Израиля. Дан — лев, прыгающий с Васана (стих 22; см. Судей 18 :1–3, 27, 29; Иисуса Навина 19:47–48). Неффалим, чьи владения находятся на западе и юге, наполнен благословением ЯХВЕ (ср. Иисус Навин 19:32–39). Последним из всех приходит Ашер: «Пусть он будет любимцем своих братьев, / Пусть он опустит ногу свою в масло. / Пусть засовы твоих дверей будут железными и медными, / И безопасность твоя продлится во все дни твои». (стихи 24–25).
И, наконец, Иешурун , которого защищает ЯХВЕ, едущий на колеснице. Здесь пророк возвращается к первым словам благословения, восхваляя ЯХВЕ и провозглашая славу и честь Израиля.
Критический взгляд
[ редактировать ]Согласно современной документальной гипотезе, стихотворение изначально представляло собой отдельный текст, который был вставлен Второзаконием во второе издание (из двух) текста, ставшего Второзаконием (т.е. было дополнением к «Дтр2»). [ нужна ссылка ]
В стихотворении, в частности, не описывается Симеон , что может указать дату написания стихотворения, поскольку считается, что Симеон постепенно утратил свою племенную идентичность, поскольку его традиционная территория полностью находилась в пределах территории Иуды . В стихотворении также лишь кратко упоминается каждое колено, за исключением колен Иосифа и Левия , что может указывать на то, что стихотворение зародилось среди левитского священства, на территории колен Иосифа или, в более общем плане, северного царства Израиля , где Ефрем , часть колена Иосифа, была самой заметной.
Трудно установить связь благословения Моисея с благословением Иакова. Большинство авторитетов утверждают, что первое напрямую зависело от второго; и их главный аргумент основан на отрывке об Иосифе, часть которого содержится также в благословении Иакова. Но вряд ли может быть сомнение (говорит JE ), что отрывок об Иосифе в благословении Иакова был расширен из материала, содержащегося в благословении Моисея. В противном случае аналогичный аргумент мог бы быть основан на одном и том же порядке в каждом благословении колен Завулона и Иссахара , а также на других пунктах согласия, которые, однако, указывают на сходство вещей, а не на какую-либо прямую связь. [ 1 ]
Сомнительные стихи
[ редактировать ]Благословение Моисея, как и благословение Иакова, содержит лишь несколько благословений, причем большая часть стихов описывает состояние колен во времена автора. Как и текст благословения Иакова, текст этих стихов не сохранился: начало (стихи 2 и 3) претерпело «большие искажения»; и даже с помощью версий восполнить пробел невозможно. [ 1 ] Возможно, вступление и заключение были написаны не автором самого благословения. Штойернагель в своем комментарии к Второзаконию указывает, что переход от стиха 5 к стиху 6 и от стиха 25 к стиху 26 очень резкий и что содержание вступления и заключения имеет совершенно иную природу, чем содержание первого стиха. другие стихи. Стихи 26 и последующие. кажется, связано со стихом 5; и естественно предположить, что благословляющие стихи были добавлены позднее. Стихи 9 и 10, предположительно, также были работой более позднего автора.
Вероятная дата происхождения
[ редактировать ]Ученые не пришли к единому мнению относительно того, когда было написано «Благословение Моисея»: предложения варьируются от самого раннего одиннадцатого века до шестого века. [ 3 ]
Еврейская энциклопедия (1906 г.) утверждает, что благословение Моисея является более поздним, чем ядро благословения Иакова. В то время как в последнем Симеон и Левий (ср. Бытие 34) подвергаются порицанию за свой грех и им грозит рассеяние в Израиле (Быт. 49:5-7), в благословении Моисея вообще не упоминается Симеон; и в нем Левий предстает как колено священников, хотя еще не обеспеченное священнической должностью и не пользующееся уважением за ее выполнение. Скорее, он сталкивается с гонениями, и, вероятно, со стороны людей, оспаривающих его право на священство ( Второзаконие 33:8 и далее). В то время как в благословении Иакова Рувиму грозит потеря права первородства, желание выражено в другом благословении: «Пусть Рувим жив и не умрет, и пусть люди его не будут малы». Это ясное указание на то, что Рувим до этого времени впал в состояние абсолютного ничтожества. И хотя отрывок об Иосифе в одном из них обозначает период, в течение которого это колено успешно защищалось от своих врагов, соответствующий отрывок в другом (Быт. 49:22 и далее) указывает на время, когда Ефрем сохранял свою власть неослабевающей и побеждал своих врагов. враги со всех сторон: «Слава его [Иосифа] подобна первенцу тельца его, и роги его подобны рогам единорогов: ими он рассеет народы до края земли» (Втор. 33:17). ). Этот стих определенно относится к более позднему времени, чем сирийские войны под Ахав . Скорее всего, это относится ко времени Иеровоама II , который добился большего успеха, чем любой из его предшественников, в победе над врагами Израиля. Вполне вероятно, что отрывок о Гаде относится к тому же периоду, в который это племя успешно противостояло сирийцам.
Августа Дильмана Утверждение (в его «Комментарии к Числам и Второзаконию» , стр. 415) о том, что благословение Иуды указывает на период сразу после разделения двух царств, «вряд ли верно» ( JE ). Свое мнение он основывает на том, что похвала Левию и Вениамину вместе с тем, что сказано об Иуде и Иосифе, могла относиться только к этому периоду. Штойернагель предполагает, что это может быть намек на победу идумеян ( 4 Царств 14:7), которая, возможно, положила конец страданиям, причиненным Иудее Эдомом. Возможно, здесь имеется в виду ситуация, описанная во 4 Царств 12:18 и далее. В любом случае, без преувеличения, можно предположить, что такие отрывки, как о Вениамине и Левии, относятся к началу восьмого века до нашей эры, а отрывок об Иосифе едва ли предполагает период I. Иеровоама Следовательно, Ройсс (« Geschichte der Heiligen Schriften des Alten Fathers» , стр. 213), Корнилл («Einleitung in das Alte Test», стр. 72) и другие имеют право считать, что благословение Моисея возникло в восьмом веке до нашей эры. В любом случае ни один из стихов не указывает на авторство Моисея; эта традиция не подразумевается ни в каком аспекте самого благословения, а просто упоминается во вступительных и заключительных стихах (31:30, 32:44а), которые призваны дать контекст стихотворению и установить связь между различные его разделы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Моисей, благословение» . Еврейская энциклопедия , Том 9 . Funk & Wagnalls / Hathi Trust . 1906.
- ^ Льюис, Теодор Дж. (2013). «Божественный огонь во Второзаконии 33:2» . Журнал библейской литературы . 132 (4). Общество библейской литературы: 791–803. ISSN 0021-9231 . JSTOR 42912467 . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Рой Э. Гартон (6 февраля 2017 г.). Миражи в пустыне: традиционно-историческое развитие истории Масса-Мерибы . Де Грютер. п. 123. ИСБН 978-3-11-046335-4 .
Ссылки в Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Р. Х. Граф, «Благословение Моисея» , 1857;
- К. Дж. Болл, «Благословение Моисея», Труды Общества библейской археологии , 1896 г., стр. 118–137;
- А. Ван дер Флиер, Второзаконие , 1895, с. 33;
- А. Кампхаузен, «Песнь Моисея» ;
- Клостерманн, «Песнь Моисея и Второзаконие» , в «Богословских исследованиях и критике» , 1871–1872 (серия статей).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Моисей, благословение» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.