Хирбат Атаруз
Хирбет Атроуз | |
Расположение | Мухафаза Мадаба , Иордания |
---|---|
Область | Перея |
Координаты | 31 ° 34'27,92 "с.ш. 35 ° 39'53,11" в.д. / 31,5744222 ° с.ш. 35,6647528 ° в.д. |
Хирбат Атаруз ( араб . خربة عطروز ) или Атарот ( ивр . עטרות ) — археологический памятник в провинции Мадаба , Иордания . Это место было заселено во времена железного века , эллинистического , римского и исламского периодов, причем большинство находок датируется железным веком.
храм Найденный на этом месте моавитянский , датируемый серединой 9-го - началом 8-го века до нашей эры, связан с повествованием о стеле Меша и историей завоевания Атарота у израильтян . [ 1 ] [ 2 ] На этом месте находится один из наиболее хорошо сохранившихся храмов железного века в Южном Леванте ( Иордания , Израиль и палестинские территории ).
География
[ редактировать ]
Хирбат Атаруз расположен на плато Дибан, на хребте Джебель-Хамида, между реками Зарка Майн и Сайл аль-Хидан, примерно в 10 километрах от города Либб и в 3 километрах от руин эллинистических и римских времен в Махаерус . [ 3 ]
Расчетные периоды
[ редактировать ]Слой | Археологический период | Временные рамки |
---|---|---|
12 | железо я | 1200–1000 гг. до н. э. |
11 | Железо IIA (раннее) | 1000–900 гг. до н.э. |
10 | Железо IIA (раннее) | |
9 | Железо IIA (ранний – средний) | |
8 | Железо IIA (ранний – средний) | |
7 | Железо IIA – Железо IIB | Около 900 г. до н.э. |
6 | Железо IIB | 900–700 гг. до н.э. |
Заброшенный | Железо IIC – Персидско – Раннеэллинистический | 700–167 гг. до н. э. |
5 | Поздний эллинистический | 167–37 гг. до н. э. |
4 | Поздний эллинизм – ранний римский период | ок. 37 г. до н.э. |
Заброшенный | Римско-византийский период | 132–638 гг. н.э. |
3 | Ранний исламский период | 638–850 гг. н.э. |
2 | Средний исламский период | 850–1500 гг. н.э. |
1 | Средний исламский период |
На этом месте есть 12 слоев человеческих поселений, каждый из которых представляет отдельный период в истории этого места. Основной период заселения – железный век. Это место было заброшено в персидский период и заселено в поздний эллинистический период и в ранний римский период. В более поздние римские и византийские периоды это место снова было заброшено и заселено в ранний и средний исламский периоды. [ 4 ]
Железный век
[ редактировать ]В эпоху железного века это место было важным жилым и культовым центром. Помимо сельского хозяйства, здесь также располагались такие отрасли, как металлургия, ткачество и текстильное производство.
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Раскопки показывают, что самое раннее поселение было построено и поддерживалось национальным или региональным образованием, которое было насильственно разрушено. Он существовал в течение одного столетия или меньше, начиная с позднего периода Iron I до начала периода Iron IIA. После разрушения примерно в конце 10-го - начале 9-го века до нашей эры на самом высоком месте этого места был построен большой храм, который просуществовал в течение короткого периода, и в начале-середине 9-го века до нашей эры в его очертания были внесены изменения. Храм был разрушен, но это место было переселено и существовало в течение длительного периода времени между поздним Железным IIA и Железным IIB, при этом руины храма все еще использовались для культовой деятельности. Были обнаружены остатки сельскохозяйственных построек, таких как акведуки, складские помещения и остатки кухни. Это место было заброшено после периода Iron IIB, и никакие архитектурные остатки не свидетельствуют о персидском периоде. [ 5 ] [ 6 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Место Хирбат-Атаруз отождествляется с поселением железного века, известным как Атарот, которое появляется как в Книге чисел еврейской Библии , так и на стеле Меша, найденной на соседнем участке Дибон . В библейском источнике Атарот упоминается как одно из поселений, основанных коленом Гада наряду с Ароером и Дибоном. Он также упоминается в связи с Хешбоном и горой Нево , которые также находятся в центральной Трансиордании.
Стела Меша была заказана Мешей , царем Моава , который восстал против правления Израильского царства под руководством Дома Омри . Согласно « Книгам царей» , Меша был вассальным царем, который платил Израилю дань в виде домашнего скота и шерсти. Стела описывает эти отношения как гнетущие. После смерти Омри его сын Ахав (имя которого не упоминается на стеле) продолжал притеснять Моава. Меша восстал против Израиля, вероятно, во время правления Иорама (правил ок. 850–840 гг. до н. э.), который вел войну против Арама-Дамаска под властью Азаила на севере. Он захватил Атарот и убил его жителей в качестве подношения своему богу Чемошу . Позже он заселил город шаронитами и махаратитами (две неизвестные группы). [ 7 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]Это место было переселено в эллинистический период как сельская деревня, которая опиралась на сельскохозяйственную экономику, основанную на выращивании сельскохозяйственных культур, вине и масле. Части храма железного века были повторно использованы в культовых целях, а другие части - в жилых целях. Он просуществовал до раннего римского периода и был заброшен на протяжении позднеримского и византийского периодов. [ 8 ] Это место было снова заселено в ранний и средний исламский периоды, когда это была процветающая и густонаселенная деревня среднего размера, в которой повторно использовалась большая часть стен предыдущего поселения, особенно руины храма. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Джи, Чан-Хо (2011). «Хирбет Атаруз: Промежуточный обзор археологических архитектурных находок за 10 лет». Ежегодник Департамента древностей Иордании . 55 : 561–579.
- Джи, Чан-Хо (2012), «Храм раннего железного века II в Хирбет Атарусе, его архитектура и избранные культовые объекты». В Дж. Камле (ред.), Храмовое строительство и храмовый культ: Архитектура и культовая атрибутика храмов в Леванте (2–1 тыс. до н.э.) (стр. 203–222). Висбаден: Harrassowitz Verlag, на сайте проекта Атаруз.
- Джи, Чан-Хо; Бейтс, Роберт Д. (2014). «Хирбат Атаруз 2011-2012: Предварительный отчет» . Семинария Университета Эндрюса . 52 (1): 47–91.
- Джи, Чан-Хо (2018). «Моавитянское святилище в Хирбат-Атарузе, Иордания: стратиграфия, находки и археологические последствия» . Левант: Журнал Совета британских исследований в Леванте . 50 (2): 173–210. дои : 10.1080/00758914.2019.1620010 . S2CID 198747033 .
- Джи, Чан-Хо; Бейтс, Роберт Д.; Хокинс, Ральф К. (2020). «Хирбат Атаруз 2015: Предварительный отчет» . Семинария Университета Эндрюса . 58 (1): 85–104.