Jump to content

Сия Калам

Лист 64, лицевая сторона; Демоны и мертвецы в ритуальном танце. Эта сцена демонстрирует влияние буддизма, особенно в струящихся драпировках и диких ритмах их танца.

Альбом Мухаммада Сия Калама или Сиах-Калама ( букв. « Черное перо » ; персидский : محمد سیاه‌ قَلَم ; турецкий : Мехмед Сия Калем с картинами конца 14 и начала 15 веков ) включает около 80 дошедших до нас фолиантов , рисунки тушью ( калам-сиахи). ) и каллиграфии на различных материалах, иногда на шелке. Альбомы, содержащие эти картины, большинство из которых подписаны как Мехмет или Мухаммад Сия Калам, называются «Фатих». [1] На этих картинах изображены культурные и религиозные ритуальные нормы того периода, что дает представление о демографии той эпохи, а также о географии. [1] Эти картины размером до 335 × 485 см обычно приписываются Ирану и несут сильное влияние китайского искусства и техник, а также символов буддизма и шаманизма , которые были основными религиями в регионе Центральной Азии до прибытия Ислам. [2]

По тону и теме изображения представляют собой высшую точку персидского искусства и включают работы периодов Мозаффаридов , Джалаеридов и туркмен . [3] Иногда их приписывают неимени Устаду Сия Каламу; эквивалент на английском языке Мастеру черного пера . Были противоречивые мнения о том, был ли Сия Калам отдельным человеком или группой художников. Этот дискурс возник потому, что произведение искусства было выполнено в несвязном стиле, а название «Сия Калам» было написано и размещено по-разному на каждом произведении искусства. [1]

Фигуры, изображенные на картинах, относятся к самым разным культурам: иранской, тюркской, китайской, монгольской и датируются веком после правления тюрко-монгольского завоевателя Тимура . Отличаясь своим внутренним качеством, они содержат изображения дьявольских образов, повседневной кочевой жизни в евразийской степи и отношений современной культуры с мертвыми.

Они проводятся в библиотеке Топкапы Сарай , Стамбул; части Альбомов Дица Берлинской государственной библиотеки тесно связаны между собой. [2]

Атрибуция

[ редактировать ]

Первоначально картины и рисунки альбома этой коллекции были приписаны имени Мухаммада Сия Калама. Работы содержат либо наспех написанные заметки, либо изящные атрибуции насталик к имени, причем некоторые из них включают титул Устада или «Мастера», что свидетельствует о том, что художник имел определенный статус. [4]

Идентификация неимя привела к спорам: некоторые связывают Мухаммада Сию Калама с гератским художником Хаджи Мухаммадом. [5] Другие считают, что придворные художники Якуб-бега , Шейхи и Дарвиш Мухаммад, внесли свой вклад в коллекцию наряду с Мухаммадом Сией Каламом, в то время как некоторые предполагают, что Дарвиш Мухаммад и Мухаммад Сия Калам могут быть одним и тем же. [4] Однако вокруг идеи о том, что картины, вероятно, являются работой множества людей, сформировался широкий научный консенсус. [6]

Тема сообщения

[ редактировать ]
Танцующие мужчины

В коллекции есть изображения демонов, монстров, лагерной жизни, животных, сказочных существ и человеческих фигур в китайской и монгольской одежде. Наряду с фигуральными изображениями присутствуют также детали природы (например, скалы и деревья), которые повторяются в туркменских придворных картинах периода Якуб-бека. [4]

Более фантастические и насыщенно окрашенные [7] изображения, кажется, передают опустошение и мрачность правления Чингисхана . [8] Изображения содержат темные цвета, жирные линии и очень анимированные фигуры на чистом фоне с использованием неформатной нешлифованной бумаги и ограниченного диапазона цветов. [9]

Композиции отличаются высокой выразительностью, ряд фигур участвует в экстатическом ритуале или танце. [10] Фантастические монстры взяты из местного доисламского фольклора Центральной Азии и имеют сходство с существами из индийских, китайских и ближневосточных легенд, поскольку Центральная Азия находится на культурном перекрестке между Ближним Востоком, Южной Азией и Восточной Азией. [8] Многие из земных сцен изображают повседневную жизнь в среднеазиатских степях представителей различных этнических групп, наиболее выдающимися из которых являются тюрки и иранцы; стирать одежду, раздувать огонь на плите, развешивать веревки луков и стрел. [11] Более того, рисунок из коллекции Сия Калама, по-видимому, является адаптацией европейской картины, изображающей Геракла, душащего льва. [12] Живые носят различные головные уборы и костюмы, носят с собой разнообразные инструменты и оружие и участвуют в различных ритуалах. [8]

Ученые сходятся во мнении, что иллюстрации первоначально были связаны в определенной последовательности, принадлежащей свитку, и, возможно, сопровождались повествованием при представлении. Эксперты осмотрели картины и установили, что они вырезаны из одного свитка и беспорядочно прикреплены заново. [1]

Некоторые особенности иллюстраций связаны с живописью Джалаиридов, в частности с Великой Джалайиридской Шахнамой , незаконченной рукописью с иллюстрациями, которые также разбросаны по нескольким альбомам. [12] На миниатюры повлияло китайское искусство, как в их извилистых линиях и плавных ритмах, так и в одежде фигурок в традиционной одежде этой страны. Произведения представляют исторический интерес, поскольку в них изображены повседневная жизнь угасшего мира исторической Центральной Азии; с описаниями инструментов, костюмов, ритуалов, головных уборов и обращения с домашними животными. [8]

Культовые действия, особенно экстатические движения танцующих фигур, наполненные эмоциями и яростными жестами, демонстрируют извилистые и искривленные мотивы конечностей, которые также можно увидеть в буддийских и исламских картинах. [11]

Иконография

[ редактировать ]

Источники рисунков неясны; различные части могут находиться под влиянием Шахнаме и библейского Соломона . Другие рисунки, сделанные на пустом фоне (например, лагерь), на первый взгляд могут показаться частями связной серии, но при дальнейшем взгляде могут оказаться отдельными исследованиями. [12] Кроме того, учитывая их часто несопоставимый размер; их точная функция не может быть определена с большой уверенностью, хотя вполне возможно, что они предназначались для помощи королевской элите в рассказывании историй. [3]

Демоны, пилящие дерево
Демоны, пилящие дерево

Картины демонов (или дивов ) в основном содержатся в альбоме H. 2153, эти демоны часто изображаются совершающими человеческие действия, такие как распиловка деревьев, выпивка и игра на музыкальных инструментах. [13] Демоны полуобнажены, часто носят короткие юбки и босиком, а у некоторых на плечах длинные шарфы. [13] Некоторые утверждают, что аксессуары, которые носят эти демоны, — ожерелья, серьги, подвески или браслеты на запястьях и лодыжках — демонстрируют связь с суфизмом, что, возможно, делает эти произведения критикой суфиев в исторический период политических беспорядков, неопределенности и смены власти. . [12] [13]

Выбор демонстрации демонов на картинах заключался в том, чтобы они выглядели как негативные сущности, несущие опасность для общества. Влияние Шахнаме и библейского Соломона намекало на Север как на царство демонов, а Сия Калам предполагал, что существовала связь с суфиями (которые пришли с севера). [12]

Провенанс

[ редактировать ]

Считается, что Мухаммад Сия Калам жил где-то в кипчакской степи , либо в Могулистане , либо в Туркестане , либо в Восточной Анатолии . [1] Картины Сия Калама с их странной иконографией находились под прямым влиянием окружающего художника окружающего его пространства. Влияние на картины Сия Калама могло включать аспекты туркменской , китайской, персидской и монгольской культуры, что указывает на восточное происхождение. [14] Несмотря на предположения о жизни и творчестве художника или художников, рисовавших в этом стиле, эстетика и вдохновение, безусловно, исходят из различных школ живописи, наиболее узнаваемых из региона Центральной или Юго-Западной Азии. [1]

Сохранившиеся листы взяты из ряда свитков, права собственности на которые передавались во время войн и оккупаций земель. Сохранившиеся листья записаны в инвентарях в Стамбуле и в библиотеке дворца Топкапы султана Селима I как сокровище из его персидского приключения 1514 года. [8]

В 1910 году картины Сия Калама были показаны на выставке исламского искусства в Мюнхене. После этой выставки различные ученые пытались географически и исторически определить, когда и где появился художник, выдвигая различные точки зрения. [1] [6]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрзен, Жале Неждет (2020). «Мехмет Чёрное Перо» . Журнал азиатского искусства и эстетики (6). дои : 10.6280/JAAA.202005_(6).0008 .
  2. ^ Jump up to: а б Цвести; Блэр, 21 год
  3. ^ Jump up to: а б « Сиах-Калам 'черное перо'» - жанр картин или рисунков, выполненных пером и тушью; Художники таких рисунков ». Enциклопедия Ираника . Проверено 27 сентября 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Робинсон, BW (23–26 июня 1980 г.). Грубе, Эрнст Дж.; Симс, Элеонора (ред.). «Сия Калам». Между Китаем и Ираном: картины из четырех стамбульских альбомов : 62–65.
  5. ^ Тоган, Зеки Велиди (1963). О миниатюрах в библиотеках Стамбула . Типография Баха.
  6. ^ Jump up to: а б Чагман, Филиз (2005). «Взгляд на тюркский мир Центральной Азии четырнадцатого века: картины Мухаммада Сия Калама». Турки: тысячелетнее путешествие : 148–189.
  7. ^ Блум; Блер, 225 лет.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Вальтер, 254 года
  9. ^ Герцман, Элина; Розенвейн, Барбара Х. (2018). «Демон в цепях, иллюстрированная одностраничная рукопись, ок. 1453 г., стиль Мухаммеда Сия Калама (Иран?), Бумага, непрозрачная акварель, золото; 25,70 × 34,40 см (10 1/16 × 13 1/2 дюйма)» . Средневековье в 50 объектах : 100–04. дои : 10.1017/9781316577189.026 . ISBN  9781316577189 .
  10. ^ Робинсон, 37 лет.
  11. ^ Jump up to: а б Вальтер, 255 лет
  12. ^ Jump up to: а б с д и О'Кейн, Б. (2003). «Сия Калам: Связи Джалайридов». Восточное искусство . 48 (2): 2–18.
  13. ^ Jump up to: а б с Шамс, Элхэм; Фаррохфар, Фарзане (2020). «Суфии или демоны: взгляд на социальный контекст картин Сия Калама». Журнал средневековой истории . 23 (1): 102–143. дои : 10.1177/0971945819895412 . S2CID   214538803 .
  14. ^ Сахинер, Рифат (2007). «Я, Мехмет Сия Калем, Повелитель людей и демонов». Статьи десяти авторов о миниатюрах Сии Калема . 14 (4): 34.

Источники

[ редактировать ]
  • Блум, Джонатан, Блер, Шейла (ред.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2009. ISBN   978-0-1953-0991-1
  • Робинсон, BW Персидская книга царей: воплощение Шахнамы Фирдавса . Рутледж, 2012. ISBN   978-0-7007-1618-0
  • Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2001. ISBN   978-3-8228-6023-6
  • Азия татар. Встреча с Сией Калемом, фотографии Роланда и Сабрины Мишо, вступление Тьерри Зарконе, Галлимар, 2011 г.
  • Мажар Ипсироглу, Сия Калем, Ред. Академическая типография, Грац, 1976 г.
  • Бен Мехмед Блэк Калем, Повелитель людей и демонов, Ред. Япы Креди, Стамбул, 2004 г.
  • Кэнби, Шейла Р. Бирман, П. (ред.). «Сия-Халем». Энциклопедия ислама . 2 – через онлайн-справку Brill.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5f6c05f21a492ebc124d6741f13cc4c__1716909540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/4c/f5f6c05f21a492ebc124d6741f13cc4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Siyah Qalam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)