Сия Калам

Альбом Мухаммада Сия Калама или Сиах-Калама ( букв. « Черное перо » ; персидский : محمد سیاه قَلَم ; турецкий : Мехмед Сия Калем с картинами конца 14 и начала 15 веков ) включает около 80 дошедших до нас фолиантов , рисунки тушью ( калам-сиахи). ) и каллиграфии на различных материалах, иногда на шелке. Альбомы, содержащие эти картины, большинство из которых подписаны как Мехмет или Мухаммад Сия Калам, называются «Фатих». [1] На этих картинах изображены культурные и религиозные ритуальные нормы того периода, что дает представление о демографии той эпохи, а также о географии. [1] Эти картины размером до 335 × 485 см обычно приписываются Ирану и несут сильное влияние китайского искусства и техник, а также символов буддизма и шаманизма , которые были основными религиями в регионе Центральной Азии до прибытия Ислам. [2]
По тону и теме изображения представляют собой высшую точку персидского искусства и включают работы периодов Мозаффаридов , Джалаеридов и туркмен . [3] Иногда их приписывают неимени Устаду Сия Каламу; эквивалент на английском языке Мастеру черного пера . Были противоречивые мнения о том, был ли Сия Калам отдельным человеком или группой художников. Этот дискурс возник потому, что произведение искусства было выполнено в несвязном стиле, а название «Сия Калам» было написано и размещено по-разному на каждом произведении искусства. [1]
Фигуры, изображенные на картинах, относятся к самым разным культурам: иранской, тюркской, китайской, монгольской и датируются веком после правления тюрко-монгольского завоевателя Тимура . Отличаясь своим внутренним качеством, они содержат изображения дьявольских образов, повседневной кочевой жизни в евразийской степи и отношений современной культуры с мертвыми.
Они проводятся в библиотеке Топкапы Сарай , Стамбул; части Альбомов Дица Берлинской государственной библиотеки тесно связаны между собой. [2]
Атрибуция
[ редактировать ]Первоначально картины и рисунки альбома этой коллекции были приписаны имени Мухаммада Сия Калама. Работы содержат либо наспех написанные заметки, либо изящные атрибуции насталик к имени, причем некоторые из них включают титул Устада или «Мастера», что свидетельствует о том, что художник имел определенный статус. [4]
Идентификация неимя привела к спорам: некоторые связывают Мухаммада Сию Калама с гератским художником Хаджи Мухаммадом. [5] Другие считают, что придворные художники Якуб-бега , Шейхи и Дарвиш Мухаммад, внесли свой вклад в коллекцию наряду с Мухаммадом Сией Каламом, в то время как некоторые предполагают, что Дарвиш Мухаммад и Мухаммад Сия Калам могут быть одним и тем же. [4] Однако вокруг идеи о том, что картины, вероятно, являются работой множества людей, сформировался широкий научный консенсус. [6]
Тема сообщения
[ редактировать ]
В коллекции есть изображения демонов, монстров, лагерной жизни, животных, сказочных существ и человеческих фигур в китайской и монгольской одежде. Наряду с фигуральными изображениями присутствуют также детали природы (например, скалы и деревья), которые повторяются в туркменских придворных картинах периода Якуб-бека. [4]
Более фантастические и насыщенно окрашенные [7] изображения, кажется, передают опустошение и мрачность правления Чингисхана . [8] Изображения содержат темные цвета, жирные линии и очень анимированные фигуры на чистом фоне с использованием неформатной нешлифованной бумаги и ограниченного диапазона цветов. [9]
Композиции отличаются высокой выразительностью, ряд фигур участвует в экстатическом ритуале или танце. [10] Фантастические монстры взяты из местного доисламского фольклора Центральной Азии и имеют сходство с существами из индийских, китайских и ближневосточных легенд, поскольку Центральная Азия находится на культурном перекрестке между Ближним Востоком, Южной Азией и Восточной Азией. [8] Многие из земных сцен изображают повседневную жизнь в среднеазиатских степях представителей различных этнических групп, наиболее выдающимися из которых являются тюрки и иранцы; стирать одежду, раздувать огонь на плите, развешивать веревки луков и стрел. [11] Более того, рисунок из коллекции Сия Калама, по-видимому, является адаптацией европейской картины, изображающей Геракла, душащего льва. [12] Живые носят различные головные уборы и костюмы, носят с собой разнообразные инструменты и оружие и участвуют в различных ритуалах. [8]
Ученые сходятся во мнении, что иллюстрации первоначально были связаны в определенной последовательности, принадлежащей свитку, и, возможно, сопровождались повествованием при представлении. Эксперты осмотрели картины и установили, что они вырезаны из одного свитка и беспорядочно прикреплены заново. [1]
Некоторые особенности иллюстраций связаны с живописью Джалаиридов, в частности с Великой Джалайиридской Шахнамой , незаконченной рукописью с иллюстрациями, которые также разбросаны по нескольким альбомам. [12] На миниатюры повлияло китайское искусство, как в их извилистых линиях и плавных ритмах, так и в одежде фигурок в традиционной одежде этой страны. Произведения представляют исторический интерес, поскольку в них изображены повседневная жизнь угасшего мира исторической Центральной Азии; с описаниями инструментов, костюмов, ритуалов, головных уборов и обращения с домашними животными. [8]
Культовые действия, особенно экстатические движения танцующих фигур, наполненные эмоциями и яростными жестами, демонстрируют извилистые и искривленные мотивы конечностей, которые также можно увидеть в буддийских и исламских картинах. [11]
Иконография
[ редактировать ]Источники рисунков неясны; различные части могут находиться под влиянием Шахнаме и библейского Соломона . Другие рисунки, сделанные на пустом фоне (например, лагерь), на первый взгляд могут показаться частями связной серии, но при дальнейшем взгляде могут оказаться отдельными исследованиями. [12] Кроме того, учитывая их часто несопоставимый размер; их точная функция не может быть определена с большой уверенностью, хотя вполне возможно, что они предназначались для помощи королевской элите в рассказывании историй. [3]

Картины демонов (или дивов ) в основном содержатся в альбоме H. 2153, эти демоны часто изображаются совершающими человеческие действия, такие как распиловка деревьев, выпивка и игра на музыкальных инструментах. [13] Демоны полуобнажены, часто носят короткие юбки и босиком, а у некоторых на плечах длинные шарфы. [13] Некоторые утверждают, что аксессуары, которые носят эти демоны, — ожерелья, серьги, подвески или браслеты на запястьях и лодыжках — демонстрируют связь с суфизмом, что, возможно, делает эти произведения критикой суфиев в исторический период политических беспорядков, неопределенности и смены власти. . [12] [13]
Выбор демонстрации демонов на картинах заключался в том, чтобы они выглядели как негативные сущности, несущие опасность для общества. Влияние Шахнаме и библейского Соломона намекало на Север как на царство демонов, а Сия Калам предполагал, что существовала связь с суфиями (которые пришли с севера). [12]
Провенанс
[ редактировать ]Считается, что Мухаммад Сия Калам жил где-то в кипчакской степи , либо в Могулистане , либо в Туркестане , либо в Восточной Анатолии . [1] Картины Сия Калама с их странной иконографией находились под прямым влиянием окружающего художника окружающего его пространства. Влияние на картины Сия Калама могло включать аспекты туркменской , китайской, персидской и монгольской культуры, что указывает на восточное происхождение. [14] Несмотря на предположения о жизни и творчестве художника или художников, рисовавших в этом стиле, эстетика и вдохновение, безусловно, исходят из различных школ живописи, наиболее узнаваемых из региона Центральной или Юго-Западной Азии. [1]
Сохранившиеся листы взяты из ряда свитков, права собственности на которые передавались во время войн и оккупаций земель. Сохранившиеся листья записаны в инвентарях в Стамбуле и в библиотеке дворца Топкапы султана Селима I как сокровище из его персидского приключения 1514 года. [8]
В 1910 году картины Сия Калама были показаны на выставке исламского искусства в Мюнхене. После этой выставки различные ученые пытались географически и исторически определить, когда и где появился художник, выдвигая различные точки зрения. [1] [6]
Галерея
[ редактировать ]- Повседневная жизнь кочевников, в том числе мужчины стирают одежду, разводят огонь для приготовления пищи и носят луки и стрелы.
- Исследование кабанов в бою
- Фолио 90, лицевая сторона; Сцена выступления , Африка
- Фолио; Демоны, мертвые и живые в битве
- Караван
- Два демона связывают пленного дракона
- Демон в цепях
- Демон стоит и говорит с упреками
- Демоны на развлечениях
- Демоны, пилящие дерево
- Замаскированный демон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрзен, Жале Неждет (2020). «Мехмет Чёрное Перо» . Журнал азиатского искусства и эстетики (6). дои : 10.6280/JAAA.202005_(6).0008 .
- ^ Jump up to: а б Цвести; Блэр, 21 год
- ^ Jump up to: а б « Сиах-Калам 'черное перо'» - жанр картин или рисунков, выполненных пером и тушью; Художники таких рисунков ». Enциклопедия Ираника . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Робинсон, BW (23–26 июня 1980 г.). Грубе, Эрнст Дж.; Симс, Элеонора (ред.). «Сия Калам». Между Китаем и Ираном: картины из четырех стамбульских альбомов : 62–65.
- ^ Тоган, Зеки Велиди (1963). О миниатюрах в библиотеках Стамбула . Типография Баха.
- ^ Jump up to: а б Чагман, Филиз (2005). «Взгляд на тюркский мир Центральной Азии четырнадцатого века: картины Мухаммада Сия Калама». Турки: тысячелетнее путешествие : 148–189.
- ^ Блум; Блер, 225 лет.
- ^ Jump up to: а б с д и Вальтер, 254 года
- ^ Герцман, Элина; Розенвейн, Барбара Х. (2018). «Демон в цепях, иллюстрированная одностраничная рукопись, ок. 1453 г., стиль Мухаммеда Сия Калама (Иран?), Бумага, непрозрачная акварель, золото; 25,70 × 34,40 см (10 1/16 × 13 1/2 дюйма)» . Средневековье в 50 объектах : 100–04. дои : 10.1017/9781316577189.026 . ISBN 9781316577189 .
- ^ Робинсон, 37 лет.
- ^ Jump up to: а б Вальтер, 255 лет
- ^ Jump up to: а б с д и О'Кейн, Б. (2003). «Сия Калам: Связи Джалайридов». Восточное искусство . 48 (2): 2–18.
- ^ Jump up to: а б с Шамс, Элхэм; Фаррохфар, Фарзане (2020). «Суфии или демоны: взгляд на социальный контекст картин Сия Калама». Журнал средневековой истории . 23 (1): 102–143. дои : 10.1177/0971945819895412 . S2CID 214538803 .
- ^ Сахинер, Рифат (2007). «Я, Мехмет Сия Калем, Повелитель людей и демонов». Статьи десяти авторов о миниатюрах Сии Калема . 14 (4): 34.
Источники
[ редактировать ]- Блум, Джонатан, Блер, Шейла (ред.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2009. ISBN 978-0-1953-0991-1
- Робинсон, BW Персидская книга царей: воплощение Шахнамы Фирдавса . Рутледж, 2012. ISBN 978-0-7007-1618-0
- Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2001. ISBN 978-3-8228-6023-6
- Азия татар. Встреча с Сией Калемом, фотографии Роланда и Сабрины Мишо, вступление Тьерри Зарконе, Галлимар, 2011 г.
- Мажар Ипсироглу, Сия Калем, Ред. Академическая типография, Грац, 1976 г.
- Бен Мехмед Блэк Калем, Повелитель людей и демонов, Ред. Япы Креди, Стамбул, 2004 г.
- Кэнби, Шейла Р. Бирман, П. (ред.). «Сия-Халем». Энциклопедия ислама . 2 – через онлайн-справку Brill.