Хасан аль-Басри
Аль-Хасан аль-Басри | |
---|---|
Табиун; Богослов, подвижник, учёный; Имам Басры , Лампа Басры , Лидер аскетов | |
Рожденный | в. 21 г. хиджры/642 г. н. э. Медина , Рашидунский халифат |
Умер | Пятница, 5 раджаба 110 г.х./15 октября 728 г. (86 лет) Басра , Омейядский халифат |
Почитается в | Суннитский ислам , мутазилизм |
Главный храм | Могила Хасана аль-Басри, Аз-Зубайр , Ирак |
Влияния | Умар ибн Хаттаб и Али ибн Аби Талиб |
Под влиянием | Абдул Вахид бин Заид , Хабиб аль-Аджами и Харит аль-Мухасиби , Амр ибн Убайд , Абу Ханифа |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Абу Саид ибн Аби аль-Хасан Ясар аль-Басри , часто называемый Хасаном из Басры ( арабский : الحسن البصري, латинизированный : Аль-Хасан аль-Басри ; 642 — 15 октября 728 г.) для краткости, или как Хасан аль- Басри был древним мусульманским проповедником , аскетом , богословом , экзегетом , ученым и судьей . [ 1 ] Родился в Медине в 642 году. [ 2 ] исламском благочестии стали называть табиунами Хасан принадлежал ко второму поколению мусульман, всех из которых впоследствии в суннитском . [ 2 ] Он стал одним из «самых знаменитых» табиунов . [ 2 ] наслаждаясь «выдающейся научной карьерой и еще более замечательным посмертным наследием в области исламской науки». [ 2 ]
Хасан, почитаемый за свою аскезу и поддержку «отречения» ( зухд ), проповедовал против мирского и материализма в первые дни халифата Омейядов , и его страстные проповеди произвели «глубокое впечатление на его современников». [ 3 ] Его близкие отношения с несколькими наиболее выдающимися сподвижниками Мухаммеда. [ 3 ] только укрепил его положение как учителя и исследователя исламских наук. [ 3 ] К числу конкретных дисциплин, в которых он, как говорят, преуспел, относятся толкование ( тафсир ) Корана , [ 2 ] поэтому его «имя неизменно встречается» в классических и средневековых комментариях к Священному Писанию, [ 2 ] а также богословие и мистицизм . [ 2 ] [ 4 ] Хасан стал важной фигурой в развитии суфизма. [ 4 ] его имя встречается «во многих мистических силсилах (цепочках учителей и их учеников), восходящих к Мухаммаду» в трудах суннитских мистиков, начиная с девятого века. [ 3 ] По словам одного ученого, Хасан считается «великим патриархом» раннего суфизма. [ 5 ]
Ученые говорят, что очень немногие из оригинальных сочинений Хасана сохранились, а его пословицы и изречения на различные темы передавались в основном через устную традицию его многочисленными учениками. [ 3 ] Хотя фрагменты его знаменитых проповедей сохранились в трудах более поздних авторов, единственными полными рукописями, носящими его имя, являются апокрифические произведения, такие как Рисалат аль-кадар иля Абд аль-Малика ( Послание к Абд аль-Малику против предопределенников ), [ 2 ] псевдопиграфический текст девятого или начала десятого века, [ 2 ] и еще одно письмо «аскетического и назидательного характера», адресованное Умару II (ум. 720), [ 2 ] что также считается ложным. [ 2 ]
Традиционно Хасана почитают как выдающуюся личность во всех суннитских школах мысли . [ 3 ] его часто называли одним из самых уважаемых представителей раннего исламского сообщества. и в более поздних трудах таких важных суннитских мыслителей, как Абу Талиб аль-Макки (ум. 996), [ 6 ] Абу Нуайм (ум. 1038), [ 7 ] Али Худжвири (ум. 1077), [ 8 ] Ибн аль-Джаузи (ум. 1201), [ 9 ] и Аттар из Нишапура (ум. 1221). [ 10 ] [ 3 ] В своем знаменитом «Кут аль-Хулубе» , самом важном труде басранского суннитского мистицизма, Абу Талиб аль-Макки говорит о Хасане: «Хасан — наш имам в том учении, которое мы представляем. Мы идем по его стопам, следуем его путям и от его светильник, у нас есть наш свет» ). [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Хасан родился в Медине в 642 году нашей эры. [ 3 ] Говорят, что его мать Хайра была служанкой одной из Умм жен Мухаммеда, Саламы (ум. 683), а его отец Пероз был персидским рабом, родом родом из южного Ирака . [ 11 ] [ 12 ] Согласно традиции, Хасан вырос в Медине большую часть своей молодости, до переезда его семьи в Басру после битвы при Сиффине . [ 3 ] По мнению некоторых ученых, «в первую очередь эта связь с Мединой и его знакомство там со многими известными сподвижниками и женами Мухаммеда повысили важность [Хасана] как авторитетной фигуры в мусульманской религиозной и исторической генеалогии». [ 3 ]
В различных дошедших до нас биографиях говорится, что Хасана когда-то кормила Умм Салама. [ 3 ] и что его мать отвела его после его рождения к халифу Умару (ум. 644), который, как сообщается, благословил его молитвой: «О Боже! Пожалуйста, сделай его мудрым в вере и любимым для всех людей». [ 3 ] как он рос, Хасаном стали пользоваться всеобщее восхищение за его бескомпромиссную верность примеру Мухаммеда По мере того , . [ 3 ] Различные ранние источники о жизни Хасана сообщают, что в этот период он часто учился у ног четвертого халифа ислама, имама Али (ум. 661), который, как говорят, учил Хасана, когда тот был еще «подростком». " [ 13 ] Поскольку есть свидетельства того, что метафизическая идея абдалов – сорока главных святых, число которых, согласно традиционным суннитским мистическим верованиям, считается постоянным до Судного Дня , причем каждая группа из сорока человек заменяется другой после их земной смерти – был распространен в то время, [ 14 ] существуют традиции, согласно которым некоторые из современников Хасана действительно идентифицировали его как одного из абдалов того периода. [ 15 ]
В молодости Хасан принимал участие в завоевательных походах на восток Ирана (ок. 663 г.) и работал торговцем драгоценностями. [ 3 ] прежде чем оставить деловую и военную жизнь и стать чистым аскетом и ученым. [ 3 ] Именно в этот последний период он начал открыто критиковать политику губернаторов Ирака , даже возбуждая власти до такой степени, что ему фактически пришлось бежать ради безопасности своей жизни во время правления Хаджаджа, гнев которого Хасан пробудился из-за его прямого осуждения основания Хаджджаджем Васита в 705 году. [ 3 ] Одним из ближайших соратников Хасана в этот период был его товарищ-аскет и мистик Фаркад ас-Сабахи (ум. 729), армянский христианин, принявший ислам . [ 16 ] Вместе с такими фигурами, как ас-Сабахи и Рабия Басри (ум. 801), Хасан начал публично осуждать накопление богатств богатыми; и говорят, что он лично презирал богатство до такой степени, что даже «отверг прославившегося своим богатством просителя руки дочери просто из-за своего богатства». [ 3 ] Более того, именно в этот период Хасан, как говорят, взял множество учеников в мистицизме. [ 4 ] такие как Хабиб аль-Аджами (ок. 8 века), чьи отношения с Хасаном задокументированы в различных житиях. [ 16 ] Хасан умер в Басре в 728 году в возрасте восьмидесяти шести лет. [ 3 ] Согласно преданию, цитируемому средневековым традиционалистом Кушайри (ум. 1074), «в ночь смерти аль-Хасана аль-Басри... [местный житель] увидел во сне, что Врата Небес были открыты и глашатай объявил: «Воистину, аль-Хасан аль-Басри приходит к Всевышнему Богу, Который доволен им». [ 17 ]
Просмотры
[ редактировать ]Как объяснил один учёный, суть послания Хасана заключалась в «потусторонности, воздержании, бедности и благоговейном страхе перед Богом, хотя он также говорил о познании и любви к Богу, которые он противопоставлял любви и познанию мира». [ 18 ]
четки
[ редактировать ]Говорят, что Хасан выступал за использование четок (араб. мисбаха ; персидский, турецкий и урду: тасбих ) во время поминания Бога . [ 19 ] (ум. 1505) передает Ас-Суюти , что Хасан сказал об использовании четок: «Что-то, что мы использовали в начале пути, мы не хотим оставлять в конце. Я люблю вспоминать Бог моим сердцем, моей рукой и моим языком». [ 20 ] На это ас-Суюти прокомментировал: «А как должно быть иначе, когда четки-зикры напоминают о Боге Всевышнем, и человек редко видит четки-зикры, если не вспоминает Бога, что является одним из величайших его благ. " [ 19 ] По примеру первых учителей, таких как Хасан, использование четок очень распространено в господствующем суннитском и шиитском исламе.
Агиографические традиции
[ редактировать ]Исламская агиография содержит множество широко распространенных традиций и анекдотов, касающихся Хасана. [ 3 ] Одной из самых известных из них является история его обращения, которая «повествует о том, что великий подвижник начал свою взрослую жизнь как успешный торговец драгоценностями». [ 21 ] Ученый-агиограф Джон Ренар резюмирует это повествование так: «Однажды Хасан посетил двор византийского императора , и визирь пригласил его отправиться с ним в пустыню. Там Хасан увидел роскошный шатер, к которому одна за другой приходила большая армия, четыреста ученых, старейшин и четыреста прекрасных служанок. Визирь объяснил, что каждый год с тех пор, как красивый юный сын императора умер от болезни, эти толпы византийских подданных приходили отдать дань уважения умершему принцу. царских подданных входили и уходили, император и его главный министр входили в шатер и по очереди объясняли умершему мальчику, как их огорчало то, что ни их могущество, ни ученость, ни мудрость, ни богатство и красота, ни авторитета было достаточно, чтобы продлить его многообещающую жизнь. Эта поразительная сцена убедила Хасана в необходимости всегда помнить о своей смертности, и он превратился из преуспевающего бизнесмена в настоящий архетип отрекшегося от мира аскета». [ 22 ]
Отношения Хасана с Мухаммедом
[ редактировать ]Некоторые агиографические источники даже указывают, что Хасан действительно встретил Мухаммеда еще в младенчестве. [ 23 ] Традиция гласит, что Мухаммед, который «посетил дом Умм Саламы, пока там был ребенок», «помолился за маленького Хасана и снова даровал благословения». [ 23 ] Говорят, что в другом случае ребенок Хасан выпил немного воды из кувшина Мухаммеда. [ 23 ] Когда Мухаммед узнал, что Хасан выпил воду, он, как говорят, «заявил, что мальчик получит от него знания пропорционально количеству воды, которую он выпил». [ 23 ]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Хасан аль-Басра описывается как суннит и сторонник свободы воли. Таким образом, различные источники скорее относят его к кадариям или мутазилитам . Хотя его убеждения обычно считаются близкими к убеждениям Кадарии (верующих в свободную волю), его также приняли сунниты. [ 24 ] Ибн ан-Надим классифицирует Хасана аль-Басри как мутазилита, то есть сторонника свободы воли. [ 25 ] Абу Машар аль-Балхи также цитирует учеников Хасана, чтобы показать, что Хасан верил в свободу воли. [ 26 ] Абу Мансур аль-Багдади относит Хасана к одному из основателей суннитского ислама. [ 27 ] Хотя Хасан не был первым, кто поддержал кадаритские верования, он обычно считается первым, кто их сформулировал и вдохновил своих учеников Василя ибн Ату, основателя мутазилизма. [ 28 ]
Характеристики
[ редактировать ]Согласно различным историческим источникам, говорится, что современники восхищались Хасаном своей красивой внешностью. [ 29 ] Некоторые утверждают, что у него были голубые глаза. [ 30 ] [ 31 ] В этой связи Ибн Кайим аль-Джавзия группа женщин вышла (ум. 1350) приводит более старую традицию, в которой говорится: «В день Ид и разглядывала людей. Их спросили: «Кто самый лучший?» красивый человек, которого ты видел сегодня? Они ответили: «Это учитель в черном тюрбане». Они имели в виду аль-Хасана аль-Басри». [ 29 ] Что касается его личности, то рассказывают, что Хасан часто плакал, и окружающие знали его «из-за обилия слез, которые он проливал от раскаяния в своих грехах». [ 22 ] Одна конкретная традиция гласит, что однажды он так много плакал, молясь на своей крыше, что его обильные слезы начали течь «через водосточную трубу на прохожего, который спросил, чистая ли вода». [ 22 ] Хасан немедленно позвал человека внизу, сказав ему: «Это не так, потому что это были слезы грешника». [ 32 ] Таким образом, «он посоветовал прохожему немедленно вымыться». [ 32 ] В том же духе Кушайри рассказал о Хасане: «Никогда, увидев аль-Хасана аль-Басри, нельзя не подумать, что он только что пережил ужасную трагедию». [ 33 ] Что касается этих традиций, один ученый отметил, что очевидно, что Хасан «был глубоко погружен в печаль и страх, столь типичные для аскетов всех религий». [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Этот раздел необходимо отредактировать, чтобы он соответствовал Руководству по стилю Википедии на MOS:NOTES . В частности, есть проблемы с отсутствием поименованных сносок. ( июнь 2020 г. ) |
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (26 июня 1975 г.). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 449. ИСБН 9780521200936 .
родился в Медине в 21/642 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мурад, Сулейман А., «Аль-Хасан аль-Басри», в: Энциклопедия ислама, ТРИ , под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Риттер, Х., «Хасан аль-Басри», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Брилл Онлайн.
- ^ Перейти обратно: а б с С.Х. Наср, Сад истины: видение и обещания суфизма, мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 168-169.
- ^ SH Наср, Сад Истины: Видение и обещания суфизма, Мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 168
- ↑ Абу Талиб аль-Макки, Хут ад-Зулуб , Каир, 1310 г., пассим.
- ^ Абу Нуайм аль-Исфахани, Хилят аль-авлия ва-табакат аль-асфия (Бейрут 1967–8), 2: 131–61
- ^ Худжвири, Кашф аль-Махджуб , тр. Р.А. Николсон, GMS xvii, 86 f.
- ^ Ибн аль-Джаузи, Адаб аль-шейх аль-Хасан б. Аби л-Хасан аль-Басри , изд. Сулейман М. аль-Хараш, Эр-Рияд, 1993 г.
- ^ аль-Аттар, Тазкират аль-авлия , изд. Рейнольд А. Николсон (Лондон, 1905–7), 1: 24–34
- ^ Фрай, Р.Н., изд. (1975). Кембриджская история Ирана (Переиздание). Лондон: Кембриджский университет, стр. 449. ИСБН 978-0-521-20093-6 .
Основателем школы суфизма в Басре, которая сама является источником всех последующих суфийских школ, является знаменитый Хасан аль-Басри, родившийся в Медине в 21/642 году в семье персидского раба и умерший после долгая и плодотворная жизнь в Басре в 110/728 г.
- ^ Доннер, FM (1988). «БАСРА» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 8 . стр. 851–855.
Некоторые из этих деятелей культуры имели иранское происхождение, в том числе ранний образец благочестия Хасан аль-Басри; Себавайх, один из основоположников изучения арабской грамматики; знаменитые поэты Башшар б. Борд и Абу Новас; мутазилитский богослов Амр б. `Обейд; ранний арабский стилист-прозаик Эбн аль-Мокаффа; и, возможно, некоторые из авторов известной энциклопедии «Эхван аль-Сафах».
- ^ Мартин Лингс (Абу Бакр Сирадж ад-Дин), Что такое суфизм? (Лахор: Академия Сухейл, 1975), с. 104
- ^ См., например, Ахмад ибн Ханбал, Муснад 1:112: «Народ Сирии был упомянут перед Али ибн Аби Талибом, когда он был в Ираке, и они сказали: «Прокляни их, о повелитель верующих. Он ответил: «Нет, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: Заместители (лябдал ) находятся в Сирии, и их сорок человек, каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим. С их помощью Аллах вызывает дождь, дает (мусульманам) победу над их врагами и отводит наказание от народа Сирии».
- ^ См., например, ат-Табарани, аль-Аусат : «Мы не сомневаемся, что аль-Хасан — один из них». (рассказал Катада)
- ^ Перейти обратно: а б Исторический словарь суфизма Джона Ренарда, стр. 87
- ^ Qushayri, Risala , trans. A. Knysh (Reading, Garnet Publishers: 2007), p. 397
- ^ С.Х. Наср, Сад истины: видение и обещания суфизма, мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 169
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Суюти, аль-Хави ли аль-Фатава
- ^ Аль-Суюти, аль-Хави ли аль-Фатава .
- ^ Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 46
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 47
- ^ Перейти обратно: а б с д Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 26
- ^ Бело, Катарина. «Предопределение и ответственность человека в средневековом исламе: некоторые аспекты классической проблемы». дидаскалия 38.1 (2008): 139-151.
- ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 176-177
- ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 177
- ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 178
- ^ Косман, Мадлен Пелнер и Линда Гейл Джонс. Справочник по жизни в средневековом мире, трехтомный комплект. Издательство «Информационная база», 2009. с. 392
- ^ Перейти обратно: а б Ибн аль-Кайим, Равда аль-Мухиббин ва Нужа аль-Муштакин , с. 225
- ^ Ибн аль-Аузи, Тальких фухум, стр. 446
- ^ Ибн Кутайба ад-Динавари, аль-Маариф, стр. 585
- ^ Перейти обратно: а б Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 47; см. источник в примечаниях, с. 286
- ^ Qushayri, Risala , trans. A. Knysh (Reading, Garnet Publishers: 2007), p. 157
- ^ Аннемари Шиммель, Мистические измерения ислама (Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press, 1975), стр. 30
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Ибн аль-Муртада, Табахат аль-Мутазила , изд. Сусанна Вильцер (Биб. Исл. 21), 18 и сл.
- Ибн Хутайба, Уюн аль-акхбар , Каир, 1925 г., указатель
- Ибн Кхалликан, нет. 155
- Сухахрастани, аль-Милал ва 'л-нихал , изд. Кюртон, 32 года
- Абу Талиб аль-Макки, Хут аль-Кулуб , Каир 1310, Пассим
- Абу Нуайм, Хилят аль-Авлия , Каир, 1932–1938 гг., Passim
- Худжвири, Касхф аль-Махджуб , тр. Р.А. Николсон, GMS xvii, 86 f.
- Фарид ад-Дин Аттар, Тазкират аль-авлия , изд. Николсон, я, 24 и далее.
- Ибн аль-Джаузи, Адаб Хасан аль-Басри , Каир, 1931 г.
- Акхарбар Хасан аль-Басри , мс. Захирия, Дамаск, ср. Фихрис (Тахрик), 306 лет (не виден)
- Джахих, аль-Баян ва 'л-табьин , Каир, 1949 г., указатель
- Джамхарат Расаил аль-Араб , изд. Ахмад Заки Сафват, Каир, 1937, i, 378–89.
Вторичный
[ редактировать ]- Л. Массиньон, Очерк о происхождении технической лексики мусульманского мистицизма , Париж, 1922, 152-75.
- Х.Х. Шедер, «Хасан аль-Басри», на исл. , xiv (1925), 42 и сл.
- Х. Риттер, «Исследования по истории исламского благочестия, i, Хасан эль-Басри», в Isl , XXI (1933), 1-83.
- Дж. Оберманн, Политическая теория в раннем исламе , Публикации Американского восточного общества, серия Offprint no. 6, 1935 г.
- Дж. Ренар, Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения , Беркли, 2008 г., указатель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Хасаном аль-Басри, в Wikiquote
- Табиун
- Передатчики хадисов Табиун
- Люди из Басры
- Муджаддид
- Ученые из халифата Омейядов
- Суннитские имамы
- сунниты-суфии
- Мусульманские святые
- Мусульманские богословы VIII века
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Персидские писатели VIII века
- Арабскоязычные писатели VIII века
- Арабскоязычные писатели VII века
- 642 рождения
- 728 смертей