Манихейские расколы
Дата | шестой век – десятый век |
---|---|
Также известен как | Раскол между Востоком и Западом манихейской церкви |
Тип | Религиозный раскол |
Причина | Региональная разница |
Хотя манихейство исторически было довольно единой религией, на протяжении своей истории в нем случались некоторые расколы. [1] Эти расколы происходили с шестого века нашей эры, по крайней мере, до 10 века нашей эры.
В шестом веке среди манихеев произошел раскол между динаварами и Вавилонским престолом в ответ на гонения в Месопотамии . [1] Вавилонский престол был преобладающей сектой в Вавилонии и на Ближнем Востоке , в то время как денавары были распространены в Согдиане и были основаны Шадом Ормаздом ; [2] [3] однако они считали Мара Аммо своим основателем, поскольку он основал манихейство в регионе. Раскол между восточными и западными манихеями не был вызван какими-либо доктринальными вопросами. [2] Местопребывание архегосов оставалось в Селевкии-Ктесифоне , но влияние на манихейство в основном шло из Трансоксианы . [3]
После победы арабов в битве при Аль-Кадисии манихеи получили короткую передышку от преследований. В результате некоторые вернулись в Месопотамию из Хорасана . [3]
Столица динаваров к восьмому веку была сосредоточена в Кочо на северном Шелковом пути . В то время оно действовало как минимум от Самарканда до Чанъаня . Раскол между восточной и западной церквями разрешился и завершился к началу восьмого века. [4]
В конце седьмого века Михр стал Архегом, и раскол был улажен. Михр смягчил многие правила манихейства, касающиеся социальных отношений (араб. висаллат). [3] На смену Михру пришел Зад Хурмуз, которого, в свою очередь, сменил Миклас. [3] Миклас снова попытался ограничить эти правила, и это привело к развитию нового раскола между Микласией , которая хотела, чтобы правила были строгими, и Михрией, которая хотела, чтобы они были свободными. [3] [5]
Возвышение халифата Аббасидов привело к усилению преследований в 750 году. [3] Из-за этого преследования центр манихейства навсегда переместился в Хорасан. [3] Письма из Хорасана показывают, что раскол Микласия-Михрия был еще силен в 880 году. [3]
Манихейство после его проникновения в Согдиану частично распространилось согдийцами на восток, в бассейн Тарима и Китай. [6] Манихейство продолжает практиковаться, несмотря на долгую историю преследований в Китае, хотя после 14 века оно становилось все более синкретичным и ограничивалось юго-восточным Китаем. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Х. Дж. Климкейт. Манихейство и несторианское христианство в: История цивилизаций Центральной Азии, Vol. IV, Часть 2. Мотилал Банарсидасс, 2003. ISBN 8120815963 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лью, Сэмюэл Н.К. Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор. Страницы 83, 85. Издательство Манчестерского университета, 1985.
- ^ Уитфилд 1999 , с. 20.
- ^ Ма, Сяохэ (2013). Посланник света: Мани и манихейство [ Посланник света: Мани и манихейство ] (на упрощенном китайском языке: Lanzhou University Press, стр. 304) . 978-7-311-04056-7 .
- ^ Вуд 2002 , с. 66.
- ^ БеДун 2000 , с. ix.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- БеДун, Джейсон (2000), Манихейское тело: в дисциплине и ритуале , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-7107-7
- Уитфилд, Сьюзен (1999), Жизнь вдоль Шелкового пути , Калифорнийский университет Press, ISBN 0-520-22472-8
- Вуд, Фрэнсис (2002), Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии , University of California Press, ISBN 0-520-23786-2