Сасанидская архитектура
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2015 г. ) |
Сасанидская архитектура относится к персидскому архитектурному стилю , который достиг пика своего развития в сасанидскую эпоху. Во многих отношениях период Сасанидской империи (224–651 гг. Н. Э.) стал свидетелем высшего достижения иранской цивилизации и представлял собой последнюю великую доисламскую Персидскую империю перед мусульманским завоеванием. Большая часть сасанидской архитектуры была принята мусульманами и стала частью исламской архитектуры .
Сасанидская династия , как и Империя Ахеменидов , зародилась в провинции Персида ( Фарс ). Они считали себя преемниками ахеменидов после перерыва между эллинистической и парфянской династией и воспринимали свою роль в восстановлении величия Персии .
Культура Сасанидская империя |
---|
Изобразительное искусство |
Исполнительское искусство |
Языки и литература |
Спорт и игры |
Другой |
Происхождение
[ редактировать ]Возрождая славу ахеменидского прошлого , сасаниды не были простыми подражателями. Искусство этого периода обнаруживает удивительную мужественность. В некоторых отношениях он предвосхищает черты, развитые позднее в исламский период. Завоевание Персии Александром Великим положило начало распространению эллинистического искусства в Западной Азии; но если Восток принял внешнюю форму этого искусства, то он никогда по-настоящему не усвоил его дух. Уже в парфянский период эллинистическое искусство свободно интерпретировалось народами Ближнего Востока, и на протяжении всего сасанидского периода продолжался процесс реакции против него. Сасанидское искусство возродило родные для Персии формы и традиции; а в исламский период они достигли берегов Средиземного моря.
Дворцы
[ редактировать ]Великолепие, в котором жили сасанидские монархи, хорошо иллюстрируется сохранившимися дворцами, такими как Фирузабад и Бишапур в Фарсе , а также столица Ктесифон в современном Ираке . Помимо местных традиций, парфянская династическая архитектура , должно быть, была ответственна за многие из сасанидских архитектурных особенностей. Для всех характерны с цилиндрическим сводом, айваны появившиеся в парфянский период, но теперь они достигли огромных размеров, особенно в Ктесифоне. Арка большого сводчатого зала в Ктесифоне, приписываемая периоду правления Шапура I (241–272 гг.) , имеет пролет более 80 футов и достигает высоты 118 футов от земли. Это великолепное сооружение очаровывало архитекторов последующих столетий и всегда считалось одним из самых важных произведений персидской архитектуры. Во многих дворцах есть внутренний зал для аудиенций, который, как и во Фирузабаде, состоит из помещения, увенчанного куполом. Персы решили задачу возведения круглого купола на квадратном здании методом скоса. Это арка, построенная поперек каждого угла площади, превращающая ее тем самым в восьмиугольник, на котором несложно разместить купол. Купольная палата во дворце Фирузабад является самым ранним из сохранившихся примеров использования косоглазия, и поэтому есть веские основания считать Персию местом его изобретения.
Ранние дворцы Сасанидов прекратили свое существование. Ардашир I и Шапур I, а также их непосредственные преемники, несомненно, возвели для себя резиденции, превосходящие по размеру и богатству постройки, удовлетворявшие парфян, а также те, в которых провели свою жизнь их собственные предки, цари-данники Персии под Парфией. жизни. Но эти резиденции почти полностью исчезли.
Описания
[ редактировать ]Самые древние из измеренных и описанных сасанидских построек относятся к столетию между 350 и 450 годами нашей эры; и мы не можем проследить точные шаги, посредством которых постепенно развивался стиль Сасанидов. Мы сталкиваемся с ним, когда оно уже миновало стадию младенчества, когда оно приобрело выраженный и решительный характер, когда оно уже не колеблется и не колеблется, а знает, чего хочет, и идет прямо к своей цели. Его основные черты просты и однообразны, более поздние здания представляют собой просто расширение более ранних за счет увеличения количества или размера квартир. Основные характеристики стиля заключаются, во-первых, в том, что план всего здания представляет собой параллелограмм, без пристроек и выступов; во-вторых, что главный вход осуществляется в высокое сводчатое крыльцо или зал аркой во всю ширину квартиры; в-третьих, что, кроме этих продолговатых залов, в здании есть квадратные помещения, увенчанные круглыми в основании куполами, и эллиптические в своем сечении и опирающиеся на подвески; в-четвертых, что квартиры многочисленны и имеют отдельные ванные комнаты, открывающиеся одна в другую, без каких-либо коридоров; и в-пятых, дворец состоит из двора, расположенного в задней части здания, с выходящими в него помещениями.
Параллелограмм имеет различные пропорции. Глубина может быть немного больше ширины, а может быть и почти в два раза больше. В любом случае фасад занимает одну из более коротких сторон или концов здания. Внешняя стена иногда пронизана только одним входом; но чаще количество входов превышает предел, обычно наблюдаемый в современных зданиях. Большой вход находится точно в центре фасада. Этот вход обычно представляет собой высокую арку, которая (если отбросить купола) занимает почти всю высоту здания и представляет собой одну из его наиболее ярких особенностей. С внешнего воздуха мы смотрим прямо в сердце здания, в одном случае на глубину 115 футов, расстояние, равное длине часовни Генриха VII в Вестминстере. Подобные входы распространены в мечетях Армении и Персии, а также во дворцах последней страны. В мечетях «высокие и глубоко утопленные порталы», «непревзойденные по величию и уместности», являются скорее правилом, чем исключением; а во дворцах «тронные залы» обычно представляют собой просто глубокие ниши такого рода, сводчатые или поддерживаемые колоннами, и открытые с одного конца на всю ширину и высоту помещения.
Арки
[ редактировать ]Высота арки в сасанидских постройках варьируется от пятидесяти до восьмидесяти пяти футов; обычно без украшений; но в одном случае мы встречаемся с скоплением маленьких арок вокруг большой. Купольные апартаменты представляют собой квадраты площадью от 25 до чуть более 40 футов. Купола имеют круглую форму в основании, но часть их представляет собой полуэллипс, самый длинный и самый короткий диаметр которого пропорционален три к двум. Высота, на которую они поднимаются от земли, немногим превышает 70 футов. Одно здание будет иметь два или три купола одинакового размера, а иногда и разных размеров. Особенностью их конструкции является то, что они опираются не на барабаны, а на подвески .
По углам помещения перекинут ряд полукруглых арок, каждая из которых выступает в нее дальше предыдущей, и таким образом углы квадрата скругляются в круг. Карниз . опоясывал квартиру над или под подвесками, а иногда и сверху, и снизу В куполах было множество небольших отверстий, пропускавших немного света, а верхняя часть стен между подвесками также была пронизана окнами.
Во дворцах Сасанидов нет проходов и коридоров. Комнаты большей частью открываются одна в другую. Если это не так, они предлагают общее место для встреч, которым может быть либо открытый двор, либо большое помещение со сводчатым потолком. Проемы обычно представляют собой дверные проемы средних размеров, но иногда представляют собой арки на всю ширину подчинённого помещения или квартиры. Во дворце обнаружено целых семнадцать или восемнадцать комнат.
Орнамент
[ редактировать ]Внешний орнамент Сасанидов от земли до карниза, а между ними ряд высоких узких двустворчатых арок. Гораздо менее удовлетворительным является гораздо более сложный проект, принятый в Ктесифоне , где шесть рядов глухих арок разного типа наложены одна на другую, с струнными рядами между ними и с пилястрами , расположенными по отдельности или парами, разделяющими арки. разделены на группы, а не наложены друг на друга регулярно, как это должно быть столпами, реальными или мнимыми. Внутреннее убранство, вероятно, в значительной степени состояло из лепнины, росписи и, возможно, позолоты. Все это, однако, если и существовало, то исчезло; и интерьеры теперь представляют собой голый и обнаженный вид, который лишь слегка смягчается редким появлением окон, декоративных дверных проемов и ниш , которые напоминают хорошо известные черты Персеполя . В некоторых случаях расположение больших помещений улучшалось за счет коротких столбов, поставленных на некотором расстоянии от стен и поддерживающих своего рода поперечное ребро, нарушавшее однородность крыши. Столбы соединялись с боковыми стенами невысокими арками.
Таковы основные особенности дворцовой архитектуры Сасанидов. Общий вид больших залов величественный, хотя и едва ли красивый, и в лучших образцах весь дворец имеет вид простой строгости, поразительной и величественной. Здания считаются «демонстрирующими значительную оригинальность и мощь», хотя они «указывают на состояние общества, когда внимание к безопасности едва позволяло архитектору свободно использовать более тонкие украшения своего искусства».
Уникальность
[ редактировать ]Уникальной особенностью архитектуры Сасанидов было своеобразное использование пространства. Сасанидский архитектор задумал свое здание с точки зрения массы и поверхности; отсюда использование массивных стен из кирпича, украшенных лепной или резной лепниной. Лепные настенные украшения появляются в Бишапуре, но лучшие образцы сохранились из Чал-Тархана близ Райя (поздний Сасанид или ранний исламский период), а также из Ктесифона и Киша в Месопотамии. На панелях изображены фигурки животных в медальонах, человеческие бюсты, а также геометрические и цветочные мотивы.
Сасанидское влияние
[ редактировать ]Сасанидское искусство возродило формы и традиции, присущие Персии; а в исламский период они достигли берегов Средиземного моря. Влияние архитектуры Сасанидов простиралось далеко за пределы их границ, она оказала своеобразное влияние на византийскую архитектуру и исламскую архитектуру . Исламская архитектура на самом деле во многом заимствована из персидской архитектуры.
Багдад , например, был основан на персидских прецедентах, таких как Фирузабад в Персии. Фактически, теперь известно, что двумя дизайнерами, которые были наняты аль-Мансуром для планирования дизайна города, были Наубахт, бывший персидский зороастрийец, и Машалла, бывший еврей из Хорасана, Иран.
Великая мечеть Самарры является еще одним примером, где спиральное здание было основано на персидской архитектуре, например, спиральная башня в центре Фирузабада , бывшей столицы Сасанидов.
В Афганистане, в Бамиане, находятся руины, которые демонстрируют огромное влияние иранского искусства и архитектуры (особенно эпохи Сасанидов) с 4 по 8 века. [ нужна ссылка ] Фрески и колоссальные статуи Будд украшают монастыри Бамиана, демонстрируя сочетание сасанидско-иранских и греко-буддийских элементов. [ нужна ссылка ]
Иностранные влияния
[ редактировать ]Византийская архитектура оказала влияние на некоторую сасанидскую архитектуру, один из хороших примеров — в Бишапуре , некоторые полы были украшены мозаикой, изображающей сцены веселья, как на банкете; римское влияние здесь очевидно, и мозаики, возможно, были выложены римскими пленниками. Здания также украшались настенными росписями; особенно прекрасные образцы были найдены на горе Хадже в Систане .
Галерея
[ редактировать ]-
Храм огня Ташвир
-
Сасанидский ловец ветра
См. также
[ редактировать ]- Сенмар , архитектор Мертвых Дворца
- Ахеменидская архитектура
- Форт Нахаль
- Каср Аль-Харана
- Омейядская архитектура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хафф, Д. (11 августа 2011 г.) [15 декабря 1986 г.]. «Архитектура III. Сасанидский период» . Энциклопедия Ираника . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ См.:
- Хаттштейн, Маркус; Питер Делиус (2000). Исламское искусство и архитектура . п. 96. ИСБН 3-8290-2558-0 .
- Энциклопедия Ираника , Колумбийский университет , стр.413.
- ^ Кеннеди, Х. «БАГДАД i. До монгольского вторжения - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 24 января 2018 г.
- Джордж Роулинсон « Семь великих монархий древнего восточного мира: Седьмая монархия: история Сасанидской или Новой Персидской империи » IndyPublish.com, 2005. ISBN 1-4219-5734-5
- Иранское камерное общество (История Ирана)
- Мастера-строители: влияние архитектуры Сасанидов простиралось далеко за пределы их границ.