Византийский календарь
Византийская культура |
---|
Византийский календарь , также называемый римским календарем , [примечание 1] Эпоха Сотворения Константинополя или Эпоха Мира ( древнегреч .: Бытие Мира римлянами , [1] также Год Сотворения Мира или Год Мира ? горит. «Римский год со дня сотворения Вселенной», сокращенно е.К.), — календарь, используемый Восточной Православной Церковью с ок. С 691 по 1728 годы во Вселенском Патриархате . [2] [примечание 2] Это был также официальный календарь Византийской империи с 988 по 1453 год, а также Киевской Руси и России с ок. С 988 по 1700. [примечание 3] Этот календарь использовался также в других областях Византийского государства , например, в Сербии , где он встречается в старых сербских юридических документах, таких как Кодекс Душана называют сербским календарем , поэтому его также .
Календарь был основан на юлианском календаре , за исключением того, что год начинался 1 сентября, а в качестве номера года использовалась Anno Mundi, эпоха полученная из Септуагинты версии Библии . Он помещал дату творения на 5509 лет до воплощения Иисуса и характеризовался определенной тенденцией, которая уже была традицией среди евреев и ранних христиан , отсчитывать годы от расчетного основания мира (лат. Annus Mundi или Ab Origine Mundi — «АМ»). [примечание 4] Его первый год, обозначающий предполагаемую дату создания , приходился на 1 сентября 5509 г. до н.э. по 31 августа 5508 г. до н.э. Таким образом, текущий год (2024 г. н.э.) составит 7532 (7532 до 1 сентября и 7533 после 1 сентября).
История
[ редактировать ]Впервые термин встречается в трактате монаха и священника Георгия (638–39 гг. н.э.), который упоминает в своем труде все основные варианты «Мировой эры». [4] [5] Георгиос утверждает, что главным преимуществом Мировой эры является общая отправная точка астрономических лунных и солнечных циклов, а также цикла индиктов — обычной системы датирования в Византии с VI века. Он также считал его наиболее удобным для пасхальных вычислений . Сложные расчеты 19-летнего лунного и 28-летнего солнечного циклов в рамках этой мировой эпохи позволили ученым открыть космическое значение определенных исторических дат, таких как рождение или распятие Иисуса . [6]
Эта дата претерпела незначительные изменения, прежде чем была окончательно утверждена в середине VII века, хотя ее предшественники были разработаны ок. 412 год нашей эры. Ко второй половине VII века Эра Сотворения была известна в Западной Европе , по крайней мере, в Великобритании. [5] [примечание 5] К концу 10-го века (около 988 года нашей эры), когда эта эпоха появилась в официальных правительственных отчетах, единая система получила широкое признание во всем восточно-римском мире.
В конечном итоге было рассчитано, что эра началась 1 сентября, и считалось, что Иисус родился в 5509 году от сотворения мира. [7] [примечание 6] Таким образом, историческое время отсчитывалось от сотворения мира, а не от рождения Христа, как это было на Западе после системы Anno Domini, принятой между VI и IX веками. Восточная церковь избегала использования системы Anno Domini Дионисия Exiguus , поскольку дата рождения Христа обсуждалась в Константинополе еще в 14 веке.
Византийский календарь был идентичен юлианскому календарю, за исключением того, что:
- названия месяцев были переписаны с латыни на греческий;
- первый день года был 1 сентября, [примечание 7] так что как церковный, так и гражданский календарные годы длились с 1 сентября по 31 августа (см. Индикт ), который по сей день является годом восточно-православной церкви ;
- даты редко, если вообще когда-либо, отсчитывались по календам ( καλανδαί , kalandai ), нонам ( νωναί , nōnaí ) и идам ( εἰδοί , eidoí ) месяцев на римский манер , а просто нумеровались с начала месяца в грек , [9] Сирийский, [10] и египетский манер , [примечание 8] [примечание 9] и,
- его эра была основана на годе создания, отсчитываемом с 1 сентября 5509 г. до н.э. по 31 августа 5508 г. до н.э., а не на основании основания Рима ; годы также отсчитывались по их месту в индикте , а не по годам консулов.
Високосный день византийского календаря был получен таким же образом, как и бисекстильный день исходной римской версии юлианского календаря, путем удвоения шестого дня перед календами мартовскими , т. е. путем удвоения 24 февраля.
Византийская мировая эра постепенно была заменена в Восточной Православной Церкви христианской эрой (Anno Domini), которая первоначально использовалась Патриархом Феофаном I Кариком в 1597 году, затем Патриархом Кириллом Лукарисом в 1626 году, а затем официально была установлена Церковью в 1728 году. . [2] [примечание 2] Между тем, получив православие от Византии, Россия унаследовала православный календарь, основанный на византийской эпохе (переведенный на славянский язык). После распада Византийской империи в 1453 году эта эпоха продолжала использоваться Россией, которая стала свидетелем милленаристских движений в Москве в 1492 году нашей эры (7000 утра). [примечание 10] заменил византийский календарь в России на юлианский Лишь в 1700 году Петр Великий . [14] Он до сих пор составляет основу традиционных православных календарей. Сентябрь 2000 года начался в 7509 году. [примечание 11]
Возраст мира
[ редактировать ]Самые ранние дошедшие до нас христианские сочинения о возрасте мира согласно библейской хронологии принадлежат Феофилу (115–181 гг. н.э.) в его апологетическом труде «К Автолику» : [15] и Юлием Африканским (200–245 гг. н. э.) в его «Пяти книгах хронологии» . [16] Оба этих ранних христианских автора, следуя в Септуагинте версии Ветхого Завета , определили возраст мира примерно в 5530 лет на момент рождения Христа. [17]
Бен Цион Вахолдер указывает, что сочинения отцов церкви по этому вопросу имеют жизненно важное значение (хотя он и не согласен с их хронологической системой, основанной на подлинности Септуагинты по сравнению с подлинностью масоретского текста ), поскольку через Христианские хронографы - окно в более ранние эллинистические библейские хронографы. [примечание 12] сохраняется:
Огромные интеллектуальные усилия были затрачены в эллинистический период как евреями, так и язычниками, чтобы датировать сотворение мира , потоп , исход , строительство Храма ... В ходе своих исследований такие люди, как Татиан Антиохийский (процветал в 180 г.), Климент Александрийский (умер до 215 г.), Ипполит Римский (умер в 235 г.), Юлий Африканский Иерусалимский (умер после 240 г.), Евсевий Кесарийский в Палестине (260–340 гг.) и Псевдо-Юстин часто цитировали своих предшественников, греков. -Еврейские библейские хронографы эллинистического периода, что позволяет различить более отдаленные знания. [18]
эллинист Еврейский писатель- Деметрий Хронограф (процветающий в 221–204 гг. до н. э.) написал «О царях Иудеи» , в котором речь шла о библейской экзегезе, главным образом хронологии; он вычислил дату потопа и рождения Авраама точно так же, как в Септуагинте , [примечание 13] и первым установил Аннус Адами (Эру Адама), предшественник еврейской мировой эры , а также Александрийской и Византийской Эры Сотворения .
Александрийская эпоха
[ редактировать ]Александрийская эпоха ( греч . Kosmou ἔτη κατ' Ἀλεξανδρεῖς , Kósmou étē kat'Alexandreîs ), возникшая в 412 году нашей эры, была предшественницей византийской эпохи. После первоначальных попыток Ипполита , Климента Александрийского и других, [примечание 14] Александрийское вычисление даты творения составило 25 марта 5493 г. до н. э. [20]
Александрийский монах Панодор отсчитал 5904 года от Адама до 412 года нашей эры. Его годы начались 29 августа, что соответствует Первому году Тота , египетскому новому году. [21] Однако Аннианос Александрийский предпочитал стиль Благовещения. [ нужны разъяснения ] как Новый год, 25 марта, и сместил эру Панодора примерно на шесть месяцев, чтобы она началась 25 марта. Это создало Александрийскую эру, первый день которой был первым днем пролептического периода. [примечание 15] Идет гражданский год в Александрии, 29 августа 5493 г. до н.э., церковный год начинается 25 марта 5493 г. до н.э.
В этой системе мастерски представлено мистическое совпадение трёх главных дат мировой истории: начала Творения, Воплощения и Воскресения Иисуса Христа. Все эти события произошли, по александрийскому летоисчислению, 25 марта; при этом первые два события были разделены периодом ровно в 5500 лет; первое и третье произошли в воскресенье — священный день начала Творения и обновления его Христом. [5]
Дионисий Александрийский ранее решительно цитировал мистические обоснования выбора 25 марта в качестве начала года:
25 марта считалось годовщиной самого Сотворения мира. Это был первый день года по средневековому юлианскому календарю и номинальное весеннее равноденствие (это было фактическое равноденствие в то время, когда первоначально был разработан юлианский календарь). Учитывая, что в этот день был зачат Христос, 25 марта превратилось в праздник Благовещения, за которым через девять месяцев должно было последовать празднование Рождества Христова, Рождества Христова, 25 декабря.
Александрийская эра от 25 марта 5493 года до нашей эры была принята отцами церкви, такими как Максим Исповедник и Феофан Исповедник , а также такими летописцами, как Георгий Синцелл . Его поразительный мистицизм сделал его популярным в Византии, особенно в монашеских кругах. Однако у этого шедевра христианской символики было два серьезных слабых места: историческая неточность в отношении даты воскресения Иисуса , определенной в его пасхальных вычислениях ; [примечание 16] и его противоречие хронологии Евангелия от Иоанна относительно даты распятия Иисуса в пятницу после Пасхи. [5]
Летопись Пасхалия
[ редактировать ]Новый вариант Мировой Эры был предложен в « Пасхальном хронике» , ценной византийской универсальной летописи мира, составленной около 630 года нашей эры каким-то представителем антиохийской научной традиции. [5] В ее основу лег хронологический список событий, простирающийся от сотворения Адама до 627 года нашей эры. Хронология автора основана на цифрах Библии и начинается с 21 марта 5507 года.
По своему влиянию на греко-христианскую хронологию, а также по причине широкого охвата « Пасхальный хроник» занимает свое место рядом с Евсевием и летописью монаха Георгия Синцелла. [22] что было так важно в средние века; но по форме он уступает этим произведениям. [23]
К концу X века византийская эра, которая была зафиксирована на 1 сентября 5509 года до нашей эры, по крайней мере, с середины VII века (отличаясь на 16 лет от александрийской даты и на 2 года от Пасхальной хроники ), стала широко распространенной. принятый календарь по преимуществу для халкидонского православия.
Счета в Отцах Церкви
[ редактировать ]Иоанн Златоуст в своей проповеди « О кресте и разбойнике » говорит, что Христос «открыл нам сегодня рай , который оставался закрытым около 5000 лет». [24]
Исаак Сирин пишет в «Проповеди», что до Рождества Христова «на пять тысяч лет пятьсот с лишним лет Бог оставил Адама (т. е. человека) трудиться на земле». [25]
Августин Гиппопотам пишет в « Городе Божием» (написано в 413–426 гг. н.э.):
- «Давайте опустим догадки людей, которые не знают, что они говорят, когда говорят о природе и происхождении человеческого рода... Они обмануты теми в высшей степени лживыми документами, которые претендуют на то, чтобы дать историю многих тысяч лет, хотя подсчитав по священным писаниям, мы находим, что не прошло и шести тысяч лет ( Город Божий 12:10)». [17]
Августин далее говорит, что древнегреческая хронология «не превосходит истинного описания продолжительности мира, как оно дано в наших документах (т. е. в Священном Писании ), которые поистине священны».
Ипполит Римский (ок. 170–235) на основании Священного Писания утверждал, что рождение Иисуса произошло в 5500 году утра, и утверждал, что рождение Христа произошло в день Пасхи, делая вывод, что его месяцем было 25 марта. [26] (см. Александрийская эпоха ). Он дал следующие интервалы:
- «...от Адама до потопа 2242 года, потом до Авраама 1141 год, потом до Исхода 430 лет, потом до Пасхи Иисуса Навина 41 год, потом до Пасхи Езекии 864 года, потом до Пасхи Иосии 114 лет. лет, оттуда до Пасхи Ездры сто семь лет, и оттуда до Рождества Христова 563 года». [26]
В своем «Комментарии к книге Даниила» , одном из своих ранних произведений, он продолжает излагать дополнительные причины для принятия даты 5500 утра:
- «Сначала он цитирует Исх., XXV, 10 и далее, и указывая, что длина, ширина и высота ковчега завета составляют в общей сложности 5½ локтей, говорит, что они символизируют 5500 лет от Адама , в конце которых Спаситель был Затем Он цитирует Иоанна 19:14 « было около шестого часа » и, понимая под этим 5½ часов, принимает каждый час за тысячу лет жизни мира...» [26]
Около 202 года нашей эры Ипполит считал, что Иисус родился на 42-м году правления Августа и что он родился в 5500 году утра. [примечание 17] В своем «Комментарии к книге Даниила» ему не нужно было устанавливать точный год рождения Иисуса; его не заботит день недели, число месяца или даже год; для его цели было достаточно показать, что Христос родился во дни Августа в 5500 часов утра.
Счета византийских авторов
[ редактировать ]После указа Юстиниана в 537 году нашей эры о том, что все даты должны включать Индикт , унификация теологической даты творения (пока еще не окончательной) с административной системой циклов Индиктия стала широко упоминаться среди византийских авторов, для которых индикт был стандартное измерение времени.
В официальных документах
[ редактировать ]В 691 году нашей эры мы находим Эру Сотворения в Деяниях Пятишестого Собора :
... по состоянию на пятнадцатый день прошлого января месяца последнего четвертого Индикта шести тысяч сто девяносто года " [28]
Эту эпоху мы находим также в датировке так называемого Послания трех Патриархов императору Феофилу (индиктион 14 апреля 6344 г. = 836 г. н.э.).
К X веку византийская эра упоминается в новеллах 947, 962, 964 годов нашей эры и, скорее всего, в 988 году нашей эры, датированных таким образом, а также в Акте патриарха Николая II Хрисоберга в 987 году нашей эры. [5]
Основным трудом Иоанна Скилица (ок. 1081–1118) является «Синопсис историй» , который охватывает период правления византийских императоров от смерти Никифора I в 811 году до низложения Михаила IV в 1057 году; она продолжает летопись Феофана Исповедника . Цитируя его как пример распространенного византийского метода датировки, он ссылается на императора Василия, написав, что:
В 6508 [1000 году] в тринадцатом индикте император послал большие силы против болгарских укреплённых позиций (кастра) на дальней стороне Балканских (Хаймос) гор...» [7]
Никита Хониат (ок. 1155–1215), которого иногда называли Акоминатом, был византийским греческим историком. Его главная работа — «История» в двадцати одной книге периода с 1118 по 1207 год. Опять же, пример метода датировки можно увидеть, когда он ссылается на падение Константинополя в ходе четвертого крестового похода следующим образом:
Царица городов пала перед латинянами в двенадцатый день апреля седьмого индикта 6712 года [1204]». [29]
Историк Дукас , писавший ок. 1460 год нашей эры, дает подробный отчет об Эре Сотворения. Хотя история Дуки и несовершенна по стилю, она одновременно рассудительна и заслуживает доверия и является наиболее ценным источником о последних годах существования Византийской империи.
От Адама, первого человека, созданного Богом, до Ноя, во времена которого произошел потоп, было десять поколений. Первое, которое было от Бога, было от Адама. Вторым, через 230 лет, был Сиф, рожденный от Адама. Третьим, через 205 лет после Сифа, был Енос, рожденный от Сифа. Четвертым, через 190 лет после Еноса, был Кайнан, рожденный от Еноса. Пятым, через 170 лет после Кайнана, был Малахил, рожденный от Кайнана. Шестым, через 165 лет после Махалила, был Иаред, рожденный от Махалила. Седьмым, через 162 года после Иареда, был Енох, рожденный от Иареда. Восьмым, через 165 лет после Еноха, был Мафусаил, рожденный от Еноха. Девятым, через 167 лет после Мафусаила, был Ламех, рожденный от Мафусала. Десятым, через 188 лет после Ламеха, был Ной. Ною было 600 лет, когда водный потоп обрушился на землю. Таким образом, от Адама до потопа можно отсчитать 2242 года.
От потопа до Авраама также десять поколений, насчитывающих 1121 год. Аврааму было семьдесят пять лет, когда он переселился в землю Ханаанскую из Месопотамии, и, прожив там двадцать пять лет, родил Исаака . Исаак родил двух сыновей, Исава и Иакова. Когда Иакову было 130 лет, он отправился в Египет со своими двенадцатью сыновьями и внуками, числом семьдесят пять. И жил Авраам с потомством своим в земле Ханаанской 433 года, и, размножившись, насчитали двенадцать колен; множество в 600 000 начислено от двенадцати сыновей Иакова, имена которых таковы: Рубен, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Неффалим, Гад, Ашер, Дан, Иосиф и Вениамин.
Потомками Левия были Моисей и Аарон; последний был первым из священства, в то время как Моисей был назначен править. На восьмидесятом году своей жизни он прошел через Красное море и вывел свой народ из Египта. Этот Моисей процветал во времена Инаха [сына Океана и царя Аргоса], который был первым [греческим] царем, который правил. Таким образом, евреи более древние, чем греки.
Оставаясь в пустыне сорок лет, они двадцать пять лет правили Иисусом, сыном Навином, и судьями в течение 454 лет до правления Саула, первого царя, поставленного ими. В первый год его правления родился великий Давид. Таким образом, от Авраама до Давида насчитывается четырнадцать поколений, всего 1024 года. От Давида до переселения в Вавилон [586 г. до н.э.] прошло четырнадцать поколений общей продолжительностью 609 лет. От вавилонского плена до Христа четырнадцать поколений, всего 504 года.
По последовательности чисел вычисляем число 5500 лет от времени первого Адама до Христа. [30]
Византийский менталитет
[ редактировать ]Буквальные дни творения
[ редактировать ]Даже самые мистические отцы, такие как св. Исаак Сирин, безоговорочно принимали общепринятое понимание Церкви, согласно которому мир был сотворен «более или менее» в 5500 г. до н.э. Как о. Серафим Роуз отмечает:
- «Святые отцы (вероятно, единогласно), конечно, не сомневаются, что хронология Ветхого , начиная с Адама , должна быть принята «буквально» Завета . Отцы ( св. Исаак Сирин , св. Григорий Палама и др.) были совершенно уверены, что Адам прошло около 5500 лет («более или менее») жил буквально около 900 лет, что между творением и рождением Христа . [31]
Для ранних христиан сотворение мира не было ни вопросом догмы , ни космологической проблемой. Как часть истории , сосредоточенной на человеке, это был божественный акт, реальность которого не вызывала никаких сомнений. [32] [примечание 6]
Часы литургического дня
[ редактировать ]В византийский период день делился на два 12-часовых цикла, фиксируемых восходом и заходом солнца.
- «Следуя римскому обычаю, византийцы начинали свой календарный день ( нихтемерон ) в полночь, причем первый час дня ( гемера ) наступал на рассвете. Третий час отмечал середину утра, шестой час — полдень, а девятый час — полдень. Вечер ( геспера ) начинался в 11-й час, а с заходом солнца наступал первый час ночи ( apodeipnon ). Интервал между заходом солнца и восходом солнца ( nyx ) делился на 12 часов так же, как и традиционные «дорожные часы» ( vigiliae ) римских времен». [33]
Дни литургической недели
[ редактировать ]Маркус Раутман указывает, что семидневная неделя была известна во всем древнем мире. В римском календаре каждому дню недели было присвоено одно из планетарных божеств. Византийцы, естественно, избегали использования этих латинских названий с их языческими отголосками. Они начинали свою неделю с « Дня Господня » ( Кириаке ), за которым следовала упорядоченная последовательность пронумерованных дней: Деутера («2-й»), Трите («третий»), Тетарте («4-й») и Пемпте («5-й»). ), день «приготовления» ( Параскева ) и, наконец, Сабаттон . [34]
Каждый день посвящался воспоминанию одного события из жизни Христа или Богородицы или нескольких мучеников или святых, у которых отмечаемые праздники постепенно затмевали традиционные праздники. Кириаке рассматривался как день воскресения Христа, а также как первый и восьмой день недели, точно так же, как Христос был альфой и омегой космоса, существующим как до, так и после времени. Во второй день недели ангелы признавались «вторичными светилами как первые отражения первичного излияния света», точно так же, как солнце и луна наблюдались в течение римской недели. Иоанна Крестителя , предтечу (Продрома) Христа, чествовали в третий день. И второй, и третий дни рассматривались как повод для покаяния. Четвертый и шестой дни были посвящены Кресту . Четвертый день Богородице и ее оплакивание потери сына и шестой день (Параскея) как день Распятия Господня , с пением святых песен и постом в память этих событий. Святителя Николая чествовали в пятый день недели, а день Сабатон отводился для святых и всех усопших верующих. Этот порядок до сих пор используется в Православной церкви и Восточно-католических церквях. [35]
Особый порядок пения гимнов был установлен для каждого дня восьминедельного цикла, « Октоиха (литургии) ». Этот цикл начинается в первое воскресенье после Пасхи («Фома-воскресенье») и содержит тексты, содержание которых отражает смысл дней недели. Гимны, исполняемые в течение этих восьми недель, исполнялись с использованием восьми различных ладов, также называемых Octoechoi . [36]
Историческая перспектива и когнитивная основа
[ редактировать ]- Согласно Православной учебной Библии :
- Что касается вопросов о научной точности описания творения в книге Бытия , а также о различных точках зрения на эволюцию , Восточная Православная Церковь не догматизировала какую-либо конкретную точку зрения. Догматически провозглашается, что Единый Триединый Бог сотворил все сущее, и что человек создан уникальным образом и один только создан по образу и подобию Божию (Быт. 1:26,27). [37]
- Вступительные слова Никейского Символа веры , центрального доктринального положения христианства, утверждают, что Единый Истинный Бог есть источник всего сущего, как физического, так и духовного, как живого, так и неживого: «Мы верим в единого Бога, Отца Вседержителя, Создатель Неба и Земли, а также всего видимого и невидимого». Кроме того, наше возрождение во Христе и воскресение мертвых часто называют «новым творением» (2 Кор. 5:17; Откр. 21:1). [38]
- По словам о. Стэнли Харакас , библейское описание творения не является «научным описанием». Ее читают не ради научных знаний, а ради духовной истины и божественного откровения. Физико-научная сторона происхождения человечества, хотя и важна, на самом деле совершенно второстепенна по отношению к посланию Церкви. Центральный образ Адама как образа и подобия Божия , который также представляет падшее и грешное человечество, и нового Адама, Иисуса Христа , который есть «начало», первенец из мертвых (Колоссянам 1:18) и « первенцы » тех, кто был мертв и ныне жив (1 Коринфянам 15:20–23), – вот что действительно важно. [39]
- Протопресвитер доктор Дору Костаче утверждает в «Православной доктрине творения в эпоху науки» (2019), что православие никогда не издавало догмата о творении, который бы в нормативных терминах устанавливал его соответствующие убеждения, даже несмотря на то, что оно обладает сильным смыслом. космоса, развивая теологию мира. Не обсуждая конкретно хронологию византийского календаря как таковую, он объясняет, что православная доктрина творения в значительной степени совместима с современным научным представлением реальности, а также предполагает, что христианская доктрина творения должна сохранять свою способность к переработке, когда культурные изменения меняется окружающая среда. Он утверждает, что современный креационизм зародился в среде , чуждой православному мировоззрению, и в святоотеческой традиции нет никаких свидетельств тотального неприятия культуры . Скорее, с самого начала своего исторического возникновения православное богословие традиционно взаимодействовало с доступными науками и культурными рамками прошлого. Продолжающаяся контекстуализация, особенно в отношении научной культуры, оставалась нормой на протяжении большей части византийской эпохи, которая была временем огромных исследований, культурного перекрестного опыления и инноваций. В отличие от современного креационизма, который трактует Недавно сотворенный мир , созданный исключительно Богом из инертной материи, лишенной природной энергии и способности к движению, православная теология творения традиционно отстаивает различие между божественными актами творения и организацией. Он утверждает, что сверхъестественное мировоззрение креационизма было косвенно отвергнуто Православной Церковью в седьмом веке как моноэнергизм . Таким образом, он согласен с точкой зрения о расширяющейся Вселенной, история которой началась миллиарды лет назад, Вселенной, характеризующейся однородностью, движением, изменениями и сложностью. [40]
- Постдокторант Александр Храмов (доктор философии) исследует взаимосвязь между христианской верой и эволюционной теорией в книге «Вписывание эволюции в христианскую веру: восточно-православный подход» (2017). [41] Определяя базовую когнитивную структуру, с помощью которой мы должны подходить к этому предмету, он начинает с того, что отмечает, что те, кто стремился примирить одну систему с другой, обычно почти без исключения прибегали к теистической эволюции (ТЭ) – идее о том, что Бог использовал эволюционный процесс создания Вселенной и живых существ. Однако, если вместо этого мы посмотрим на проблему с точки зрения греческой святоотеческой мысли , мы увидим совершенно иной способ вписать эволюцию в христианскую веру. Ссылаясь на сочинения отцов церкви, в том числе Григория Нисского и Григория Богослова , он утверждает, что важнее всего не процесс творения , а то, как отцы церкви понимали его результат . Основная описанная предпосылка заключается в том, что Бог не создавал людей в их нынешнем телесном состоянии; но, скорее, прелапсарные человеческие существа (т.е. до Падения человека ) имели духовные тела и жили своего рода ангельской жизнью; люди вошли в организмическую жизнь и вошли в само «время» только после Падения, которое произошло до начала эмпирически известной Вселенной. Поэтому вполне разумно предположить, что сама эволюция началась в падшем мире; и теистические эволюционисты не имеют права приравнивать ранних представителей Homo sapiens с теми людьми, которые были созданы Богом на шестой день для жизни в раю. Шесть дней творения и другие события, предшествовавшие изгнанию из Рая, просто лежат за пределами того, что может открыть наука. Таким образом, « Книга Моисея » обладает своей собственной истиной, независимой от того, что ученые могут сказать об наблюдаемом мире. Повода для конфликта быть не может. [41]
- Профессор о. Арсениус Иоанн Баптист Вуиберт ( СС ), историк XIX века, заметил, что библейские хронологии неопределенны из-за расхождений в цифрах в книге Бытия и других методологических факторов, объясняющих сотни различных хронологий, присвоенных историками. В случае с отцами Шестого Вселенского Собора , назначившими 5509 г. до н.э. В качестве даты сотворения человека он пишет, что это было ответом на желание императора установить эпоху или удобную отправную точку для исторических вычислений. Следовательно, это было решение простого исторического удобства, не уважающее ни веру, ни мораль, которые действительно имеют внутреннюю ценность в Священном Писании. [42] Сделав это заявление об отказе от ответственности, он для целей своей истории останавливается на бенедиктинской хронологии 4963 г. до н.э.
- Согласно девятому изданию Британской энциклопедии , относительно так называемой Эры сотворения мира Альфонс Де Виньоль утверждал в предисловии к своей Chronologie de l'Histoire Sainte ( «Хронология священной истории» , Берлин, 1738 г.) , что он собрал свыше двухсот различных вычислений, самый короткий из которых насчитывает всего 3483 года между сотворением мира и началом народной эры, а самый длинный — 6984. Так называемая эра сотворения мира — это следовательно, это чисто условная и произвольная эпоха, для которой сама природа обсуждения дел является безнадежным трудом. [43]
- Исторически можно также отметить, что, хотя византийские чиновники и летописцы были смущены двусмысленностью различных систем датирования и записи в предыдущие века, они не имели большого значения для большинства людей, которые отмечали время упорядоченным течением сельскохозяйственных сезонов и церковных праздников . регулярностью праздников , погодными циклами и годами, которые раскрывали Божественный порядок ( Таксис ), лежащий в основе мира. [44]
Краткое содержание
[ редактировать ]Поскольку греческие и римские методы исчисления времени были связаны с определенными языческими обрядами и обрядами, христиане в ранний период начали перенимать еврейскую практику отсчета своих лет от предполагаемого периода сотворения мира . [45]
В настоящее время с использованием библейской модели существуют две доминирующие даты творения: около 5500 г. до н.э. и около 4000 г. до н.э. Они рассчитаны на основе генеалогий в двух версиях Библии, причем большая часть различий возникает из-за двух версий Бытия . Более старые даты отцов церкви в византийскую эпоху и в ее предшественницу, Александрийскую эпоху , основаны на греческой Септуагинте . Более поздние даты ашерской хронологии и еврейского календаря основаны на еврейском масоретском тексте .
Отцы хронологией прекрасно осознавали расхождение в несколько сотен лет между греческой и еврейской Ветхого Завета . [примечание 18] и это их не беспокоило; они не придирались к годам и не беспокоились о том, что стандартный календарь точен «до самого года»; достаточно того, что речь идет, вне всякого сомнения, о нескольких тысячах лет, охватывающих жизнь конкретных людей, и это никоим образом не может быть истолковано как миллионы лет или целые эпохи и расы людей. [47]
По сей день традиционные православные христиане используют византийское исчисление мировой эры в сочетании с годом Anno Domini (AD). Обе даты фигурируют в краеугольных камнях православной церкви, церковных календарях и официальных документах. Церковный новый год по-прежнему отмечается 1 сентября (или 14 сентября по григорианскому календарю для тех церквей, которые следуют юлианскому календарю ). Сентябрь 2023 года ознаменовал начало 7532 года этой эры.
См. также
[ редактировать ]Другие иудео-христианские эпохи
- Коптский календарь (Обратите внимание, что Александрийская эра (25 марта 5493 г. до н. э.) полностью отличается от коптского «Александрийского календаря», который произошел от древнеегипетского календаря и основан на другой эпохе, Эре мучеников (29 августа 5493 г. до н.э.). 284).)
- Календарь Еноха
- Эфиопский календарь (заимствован из коптского «Александрийского календаря» и основан на эпохе воплощения (29 августа 8 г. н. э.).)
- Еврейский календарь
- Ашерская хронология
- Греческая культура
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Термин «Византия» был впервые применен к Восточной Римской империи немецким историком Иеронимом Вольфом в 1557 году, позже популяризирован французскими учеными в 18 веке для обозначения Римской империи после того, как резиденция Империи была перенесена из Рима в Константинополь. «Восточная Римская империя» сама по себе является еще одним анахроничным термином, который использовался только после османского завоевания. Граждане империи называли себя Romaioi («римляне»), их императором был «римский император», а их империей была Basileia ton Romaion («Империя римлян»). Латинский Запад обозначил империю как «Румыния», а мусульмане – как «Рум».
- ^ Jump up to: а б (на греческом языке) «Во всех патриарших документах до февраля 1596 г. используются Индиктионы и дата от сотворения мира, тогда как послехристианская дата впервые используется при Патриархе Феофане I в феврале 1597 г. , при Кирилле Лукреосском ὀ 1626 г., официально учреждаются при Церкви в 1728 г., царствовании Христа после Индидиктиона (К. Деликани, изд., Б', ср. Ф. Вафейду, изд., Ц', 94, Константинополь 1912).» [2]
- ^ «Эра Византии... часто цитируемая в форме annus mundi , обычна на Востоке с седьмого века и практически неизвестна на Западе. мирские даты, вычисленные Евсевием-Иеронимом (5198 г. до н.э.), Александрийская эра (5502 г. до н.э.), эра Ипполита (5500 г. до н.э.), еврейская эра (3761 г. до н.э.) и дата Вульгаты 3952 г. до н.э., рассчитанная Бедой. Византийская эпоха пережила захват Константинополя и все еще использовалась в России до конца семнадцатого века». [3]
- ↑ Примечательно, что эта же фраза – «от создания мира» или «от начала времен» ( греч . από καταβολής κόσμου , Apo Kataboles Kosmou ) – неоднократно встречается в Новом Завете , в Евангелии от Матфея 25:34, Луки 11:50, Евреям 4:3, 9:26 и Откровение 13:8, 17:8 . Эпохи Anno Mundi могут отражать желание использовать удобную отправную точку для исторических вычислений, основанных на Священном Писании .
- ^ PL XC, 598 877 (Псевдо-Беда).
- ^ Jump up to: а б «Хотя хронология как историческая форма очень древняя, она сильно развилась с возникновением христианства. Она стала важным средством религиозной полемики, навязала и развила хронологические рамки Библии с апологетическими и полемическими целями и достигла самых вершин Однако мы настолько пропитаны историографической мыслью, созданной позитивизмом девятнадцатого века , что нам трудно признать хронологию важной досовременной формой исторического письма, использующей методы, методы и предположения, которые можно рассматривать как фундаментальное значение для изучения историографии ». [8]
- ↑ Примерно в 462 году Византийский Индиктион был перенесен с 23 сентября на 1 сентября, где он и оставался на всей территории Византийской империи, что представляет собой нынешнее начало церковного года. В 537 году Юстиниан постановил, что все даты должны включать индикт , поэтому он был официально принят как один из способов определения византийского года и стал обязательным.
- ^ Это отличалось от статуса греков, живших в Западной империи, которые обычно использовали датировку в римском стиле даже на своем родном языке. [11]
- ↑ В тех случаях, когда византийцы действительно использовали римский метод датировки, они фактически могли неправильно его понять и считать, что «третья из календ» относится к третьему дню месяца, а не к дню перед концом месяца. предыдущий месяц. [12]
- ^ "По русским исчислениям, 1492 год ознаменовал завершение седьмого тысячелетия творения, и пророки и провидцы приходили в восторг или в опасения, в зависимости от вкуса. Календари прекратились в 1492 году. Были скептики, но они официально дезавуировались и даже преследовались. В 1490 году московский патриарх проводил инквизицию против еретиков, пытая своих жертв до тех пор, пока они не признались в необоснованном осуждении учения о Троице и святости субботы. Среди запрещенных мыслей, в которых обвинялись жертвы, было сомнение в том, является ли мир действительно был на грани конца». [13]
- ^ Чтобы преобразовать нашу эру в византийскую, добавьте 5509 лет с сентября по декабрь и 5508 лет с января по август.
- ^ Эратосфен Киренский (275–194 до н. э.) представлял современную александрийскую науку; Евполем , палестинский еврей и друг Иуды Маккавея , писавший в 158 г. до н. э., считается первым историком, синхронизировавшим греческую историю в соответствии с теорией о Моисеевом происхождении культуры. Ко времени I века до н.э. мировая хроника синхронизировала еврейскую и греческую историю и получила международное распространение: Александр Полигистор (расцвет в 85-35 гг. до н. э.); Варрон (116–27 до н. э.); Птолемей, жрец Мендеса (50 г. до н.э.), которого цитирует Татиан ( Oratio ad Graecos , 38); Апион (I век нашей эры); Трасилл (до 36 г. н.э.); и Таллом (1 век нашей эры) - все цитируемые хроники, в которых указаны даты Ноахского потопа и исхода. [18]
- ↑ Из орфографии имен собственных и различных использованных выражений видно, что Деметрий использовал текст Библии Септуагинты .
- ^ «Эра Антиохии» (5492 г. до н. э.) и «Эра Александрии» (5502 г. до н. э.) изначально были двумя разными образованиями, различавшимися на 10 лет. Оба они широко использовались ранними христианскими авторами, принадлежавшими к церквям Александрии и Антиохии. Однако после 284 года нашей эры две эпохи совпали, установившись в 5492 году до нашей эры. Следовательно, существуют две отдельные эпохи Александрии: одна использовалась до, а другая после воцарения Диоклетиана. [19]
- ^ Календарь, полученный путем расширения раньше, чем его изобретение или реализация, называется пролептической версией календаря.
- ^ В обычно используемом 19-летнем пасхальном лунном цикле не было года, когда Пасха (первое весеннее полнолуние, 14 нисана) совпадала бы с пятницей и традиционной датой Страстей, 25 марта; согласно александрийской системе, датой должно было быть Anno Mundi 5533 = 42(!) н.э.
- ^ Вполне вероятно, что его отсчет ведется от 43 г. до н. э., года, когда Октавиан был объявлен консулом сенатом и народом и признан приемным сыном и наследником Цезаря. Епифаний ( Герес ) также относит рождение Иисуса к 42-му году Августа, когда Октавий Август xiii и Силан были консулами; и они были консулами во 2 г. до н.э. [27]
- ↑ Обратите внимание, что, согласно Вахольдеру, хронология Иосифа Флавия для допотопного периода (до потопа) соответствует LXX , но для ноахитов (после потопа) он использовал еврейский текст. Он выбрал этот метод для решения проблемы двух хронологических систем. [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Павел Кузенков. «Сколько лет миру?: Византийская эпоха и ее соперники». Институт всеобщей истории, Москва, Россия. В: Элизабет Джеффрис, Фиона К. Хаарер, Джудит Гиллиланд. Материалы 21-го Международного конгресса византийских исследований: Лондон, 21–26 августа 2006 г.: Vol. 3, Рефераты сообщений . Ashgate Publishing, Ltd., 2006. стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с (на греческом языке) «Вселенский Патриарх», ТЫ, т. 09, изд. Мартинос Ат., Афины, 1966, стр. 778.
(на английском языке) «Вселенский Патриархат». Религиозно-этическая энциклопедия . Том. 9., Афины, 1966. с. 778. - ^ Р. Дин Уэр. «Средневековая хронология: теория и практика». В: Джеймс М. Пауэлл. Средневековые исследования: Введение, второе издание . Издательство Сиракузского университета, 1992. стр. 252–277. п. 262.
- ^ О. Дикамп, «Монах и пресвитер Георгий, неизвестный писатель VII века» , Византийский журнал 9 (1900) 14–51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Павел Кузенков (Москва). « Сколько лет миру? Византийская эпоха κατα Ρωμαίους и ее соперники. Архивировано 15 июля 2011 года в Wayback Machine ». 21-й Международный конгресс византийских исследований , Лондон, 2006. стр. 2–4.
- ^ Профессор доктор Маркус Луи Раутман. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine . "Время." В повседневной жизни Византийской империи . Издательская группа Greenwood, 2006. стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Пол Стивенсон. «Переводы из византийских источников: Имперские столетия, ок. 700–1204: Джон Скилицес, «Synopsis Historion» : 6508 год, в 13-м индикте: византийская система датирования. Архивировано 8 ноября 2016 г. в Wayback Machine » . Ноябрь 2006 г.
- ^ Варона, Патрисия. «Хронология и история в Византии». Греческие, римские и византийские исследования 58 (2018) 389–422. п. 389.
- ^ Ньютон, Роберт Р. (1972), Средневековые хроники и вращение Земли , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, стр. 515 .
- ^ Батчер, Кевин (2003), Римская Сирия и Ближний Восток , Лос-Анджелес: Getty Publications, стр. 127 , ISBN 9780892367153 .
- ^ Солин, Хейкки (2008), «Наблюдения за греческой формой указаний римского календаря в Риме в имперский период» , Греко-латинское двуязычие и эпиграфика: материалы коллоквиума, 17–19 мая 2004 г. , Собрание Дома Востока и Средиземноморье , № 37, Эпиграфическая и историческая серия , № 6, Лион: Дом Средиземноморского Востока, стр. 259–272 . (на французском языке)
- ^ Сеттон, Кеннет Мейер (1976), Папство и Левант (1204–1571), Vol. I: Тринадцатый и четырнадцатый века , Мемуары АПС , Том. 114, Филадельфия: Американское философское общество, с. 71 , ISBN 9780871691149 .
- ^ Фелипе Фернандес-Арместо. 1492: Год начала нашего мира . A&C Black, 2011. с. 148.
- ^ Профессор Чарльз Эллис (Бристольский университет). Русский календарь (988–1917 гг.) . Литературная энциклопедия . 25 сентября 2008 г.
- ^ Феофил Антиохийский . Феофил Антиохийский Автолику. Книга III. Глава XXIV (Хронология от Адама) – Гл. XXVIII (Ведущие хронологические эпохи).
- ^ Юлий Африканский . Сохранившиеся сочинения III. Сохранившиеся фрагменты пятикнижной хронографии Юлия Африканского.
- ^ Jump up to: а б о. Серафим Роуз . БЫТИЕ, ТВОРЕНИЕ и РАННИЙ ЧЕЛОВЕК: Православное христианское видение . Братство Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 2000. с. 236.
- ^ Jump up to: а б Бен Цион Вахолдер. «Библейская хронология в эллинистических мировых хрониках». в The Harvard Theological Review , Vol.61, No.3 (июль 1968 г.), стр. 451–452.
- ^ «Эпоха: Эра Антиохии и Эра Александры». В: Популярная энциклопедия: общий словарь по искусству, науке, литературе, биографии, истории и политической экономии . (Том 3, Часть 1). Глазго: Блэки и сын, 1841. с. 73.
- ^ Элиас Дж. Бикерман. Хронология Древнего мира . 2-е издание. Издательство Корнельского университета. 1980. с. 73.
- ^ Преподобный Филип Шафф (1819–1893), Эд. «Эра». Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Новое издание, 13 томов, 1908–14. Том. 4, стр. 163 .
- ^ Джордж Синкеллос . Хронография Георгия Синкеллоса: византийская хроника всеобщей истории от сотворения мира . Перевод Профессор доктор Уильям Адлер и Пол Таффин. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.
- ^ Ван дер Эссен, Л. « Хроникон Паскаль ». В Католической энциклопедии (Новое пришествие) . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908.
- ^ Святитель Иоанн Златоуст. Проповедь «О кресте и разбойнике» 1:2.
- ^ Святой Исаак Сирин. Проповедь 19, русское издание, с. 85 [Проповедь 29, английское издание, с. 143].
- ^ Jump up to: а б с Джордж Огг. «Ипполит и начало христианской эры». в Vigiliae Christianae , Том 16, № 1 (март 1962 г.), с. 4-6
- ^ Джордж Огг. «Ипполит и начало христианской эры». в Vigiliae Christianae , Том 16, № 1 (март 1962 г.).
- ^ Руль (педальон) : метафорического корабля Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви православных христиан, или всех священных и божественных канонов святых и прославленных Апостолов, святых Соборов, как вселенских, так и региональных, и об отдельных отцах, как это воплощено в оригинальном греческом тексте, ради аутентичности, и объяснено на народном языке, чтобы сделать их более понятными для менее образованных людей. Комп. Иеромонах Агапий и монах Никодим. Впервые напечатано и опубликовано в 1800 году нашей эры. Пер. Д. Каммингс, из 5-го издания, опубликованного Джоном Николаидесом (Кесисоглу Кесарийский) в Афинах, Греция, в 1908 году (Чикаго: Православно-христианское образовательное общество, 1957; репортаж, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Luna Printing Co., 1983). .
- ^ Никита Хониат. О, город Византийский, Анналы Никиты Хониата. Перевод Гарри Дж. Магулиас. Издательство государственного университета Уэйна, Детройт, 1984. с. 338
- ^ Дукас (ок. 1460 г.). Упадок и падение Византии перед турками-османами . Аннотированный перевод Гарри Дж. Магулиаса. Издательство государственного университета Уэйна, 1975. стр. 57–58.
- ^ О. Серафим Роуз . БЫТИЕ, ТВОРЕНИЕ и РАННИЙ ЧЕЛОВЕК: Православное христианское видение . Братство Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 2000. стр. 539–540.
- ^ Рише, Паскаль. «Сотворение мира и рождение летоисчисления». Comptes Rendus Geoscience . Том 349, выпуск 5, сентябрь 2017 г., с. 228.
- ^ Профессор доктор Маркус Луи Раутман. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine . "Время." В повседневной жизни Византийской империи . Издательская группа Greenwood, 2006. стр. 3.
- ^ Профессор доктор Маркус Луи Раутман. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine . "Время." В повседневной жизни Византийской империи . Издательская группа Greenwood, 2006. стр. 5.
- ^ Вулпер, П. Николай. «Ритмический организм Церкви» . Церковный год (на немецком языке).
- ^ Пантели, Мария; Пурвинс, Хендрик (2013). «Количественное сравнение теории хризантина и практики настройки гаммы, шагов и значимости октоиха в византийском пении». Журнал исследований новой музыки. 42 (3): 205–221.
- ^ Православная учебная Библия . Свято-Афанасийская академия православного богословия. Элк Гроув, Калифорния, 2008. с. 2.
- ^ Православная учебная Библия . Свято-Афанасийская академия православного богословия. Элк Гроув, Калифорния, 2008. с. 1778.
- ^ О. Стэнли С. Харакас. Православная Церковь: 455 вопросов и ответов . Издательство Light & Life, Миннеаполис, 1988. стр. 88,91.
- ^ Косташ, Дору. (2019). «Православное учение о творении в эпоху науки». Журнал православных христианских исследований 2.1: 43–64. 10.1353/joc.2019.0003.
- ^ Jump up to: а б Храмов, Александр В. (2017). «Вписывание эволюции в христианскую веру: восточно-православный подход». Международный журнал православного богословия 8:1: 75-105. урна:nbn:de:0276-2017-1053 .
- ^ Проф. о. Арсений Иоанн Креститель Виберт ( СС ). Древняя история: от создания до падения Западной империи в 476 году нашей эры . Балтимор: Фоли, 1886. с. 21.
- ^ Томас Спенсер Бэйнс. « Хронология: эпоха сотворения мира » . Британская энциклопедия: словарь искусств, наук и общей литературы . 9-е изд., Том. 5. (А. и К. Блэк, 1833. стр. 713.)
- ^ Профессор доктор Маркус Луи Раутман. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine . "Время." В повседневной жизни Византийской империи . Издательская группа Greenwood, 2006. стр. 8.
- ^ Чисхолм 1911 , раздел: Эра сотворения мира .
- ^ Бен Сион Вахолдер. «Библейская хронология в эллинистических мировых хрониках». в The Harvard Theological Review , Vol.61, No.3 (июль 1968 г.).
- ^ О. Серафим Роуз . БЫТИЕ, ТВОРЕНИЕ и РАННИЙ ЧЕЛОВЕК: Православное христианское видение . Братство Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 2000. стр. 602–603.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Главные праздники и поминки» . Православная Церковь Америки . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 г. Проверено 9 октября 2018 г.
- Византийские способы отсчета времени
- Календарная эра: поздняя античность и средневековье: христианская эра в энциклопедии SMSO ( саудовский медицинский сайт в Интернете ).
- Хоулетт, Дж. Библейская хронология . В Католической энциклопедии (Новое пришествие) . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908.
- Хронология библейских патриархов .
- Церковный календарь на Православной Вики.
Еврейский календарь
- Эра творения в Еврейской энциклопедии.
- Еврейский календарь Карла Хагена (медиевиста).
Библиография и дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Дукас . Упадок и падение Византии перед турками-османами . Аннотированный перевод Гарри Дж. Магулиаса. Издательство Государственного университета Уэйна, 1975.
- Джордж Синкеллос . Хронография Георгия Синкеллоса: византийская хроника всеобщей истории от сотворения мира . Перевод Профессор доктор Уильям Адлер и Пол Таффин. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.
- Ибн Эзра , Авраам бен Меир (1092–1167). Комментарий Ибн Эзры к Пятикнижию: Бытие (Берешит) . (Том 1 – Бытие). Перевод и аннотировано Х. Норманом Стрикманом и Артуром М. Сильвером. Менора Паб. Co., Нью-Йорк, 1988 год.
- Юлий Африканский . Сохранившиеся сочинения III. Сохранившиеся фрагменты пятикнижной хронографии Юлия Африканского.
- Никита Хониат . О, город Византийский, Анналы Никиты Хониата. Перевод Гарри Дж. Магулиас. Издательство государственного университета Уэйна, Детройт, 1984.
- Плиний Старший . Historia Naturalis , XVIII, 210.
- Святой Василий Великий . Гексамерон . Никейские и постникейские отцы христианской церкви, 2-я серия (NPNF2). Перевод Филип Шафф, доктор медицинских наук, доктор юридических наук. (1819–1893): Том VIII – Василий: письма и избранные произведения . Вм. B. Eerdmans Publishing Co., Гранд-Рапидс, Мичиган.
- Святая Илария Пуатье . О Троице . Книга IV.
- Руль направления (педальон) : Комп. Иеромонах Агапий и монах Никодим . Впервые напечатано и опубликовано в 1800 году. Пер. Д. Каммингс, [из 5-го издания, опубликованного Джоном Николаидесом (Кесисоглу Кесарием) в Афинах, Греция, в 1908 году], Чикаго: Православное христианское образовательное общество, 1957. Репортаж, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Luna Printing Co., 1983. .
- Феофан . Хроника Феофана Исповедника: Византийская и ближневосточная история, 284–813 гг. н.э. Сирил Манго, Роджер Скотт, Джеффри Грейтрекс (ред.). Издательство Оксфордского университета, 1997.
- Феофил Антиохийский . Феофил Антиохийский Автолику. Книга III. Глава XXIV (Хронология от Адама) – Гл. XXVIII (Ведущие хронологические эпохи).
Вторичные источники
[ редактировать ]21 век
- Энтони Брайер. «Хронология и датировка». В: Элизабет Джеффрис, Джон Хэлдон, Робин Кормак. Оксфордский справочник по византийским исследованиям . Издательство Оксфордского университета, 2008. стр. 31–37.
- Доктор Яаков Карц. « Значение некоторых ранних еврейских источников для оценки опасности землетрясений на Святой Земле ». Анналы геофизики , Vol. 47, № 2/3, апрель/июнь 2004 г.
- о. Патрик Генри Рирдон. Сотворение мира и патриархальные истории: православные размышления о книге Бытия . Соборное издательство, 2008.
- о. Серафим Роуз . БЫТИЕ, ТВОРЕНИЕ и РАННИЙ ЧЕЛОВЕК: Православное христианское видение . Братство Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 2000 г.
- Фредерик Деланд Лит. Христианские Братства . Кессинджер Паблишинг, 2003.
- Пол Джеймс-Гриффитс. Дни творения и ортодоксальная еврейская традиция . Ответы на сайте Genesis.org. Март 2004 года.
- Пол Стивенсон. «Переводы из византийских источников: Имперские столетия, ок. 700–1204: Иоанн Скилицес, «Synopsis Historion» : 6508 год, в 13-м индикте: византийская система датирования » . Ноябрь 2006 г.
- Павел Кузенков. Сколько лет миру? Византийская эпоха κατα Ρωμαίους и ее соперники . 21-й Международный конгресс византийских исследований , Лондон, 2006 г.
- Проф. Чарльз Эллис (Бристольский университет). « Русский календарь (988–1917) ». Литературная энциклопедия . 25 сентября 2008 г.
- Профессор доктор Маркус Луис Раутман . "Время." В повседневной жизни Византийской империи . Издательская группа Greenwood, 2006. стр. 3–8.
- Проф. Доктор А.С. Мухаммад Шамсаддин Мегаломматис. « Гез – «эфиопец»: фальшивое тысячелетие ». 8 сентября,
- Профессор доктор Роджер Т. Беквит (DD, D.Litt.). Календарь, хронология и поклонение: исследования древнего иудаизма и раннего христианства . Brill Academic Publishers, 2005. ( Доктор Беквит двадцать лет проработал в Англиканско-православной комиссии ).
- Православная учебная Библия . Свято-Афанасийская академия православного богословия. Элк Гроув, Калифорния, 2008 год.
20 век
- Барри Сеттерфилд. Древняя хронология в Священном Писании . Сентябрь 1999 года.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 305–318.
- Доктор Бен Цион Вахолдер . «Библейская хронология в эллинистических мировых хрониках». в The Harvard Theological Review , Vol.61, No.3 (июль 1968 г.), стр. 451–481.
- Доктор Бен Цион Вахолдер . Очерки еврейской хронологии и хронографии . Ктав Паб. Дом, 1976 год.
- Доктор Флойд Нолан Джонс. Хронология Ветхого Завета . Master Books, Аризона, 1993. Представитель. 2005 г. (поддерживает хронологию Ашера, т.е. 4004 г. до н. э.).
- Э.Г. Ричардс. Картирование времени: календарь и его история . Издательство Оксфордского университета, 1998.
- Элиас Дж. Бикерман. Хронология Древнего мира . 2-е издание. Издательство Корнельского университета. 1980.
- о. Стэнли С. Харакас . Православная Церковь: 455 вопросов и ответов . Издательство Light & Life, Миннеаполис, 1988.
- Джордж Огг. «Ипполит и начало христианской эры». в Vigiliae Christianae , Том 16, № 1 (март 1962 г.), стр. 2–18.
- Хоулетт, Дж. « Библейская хронология ». В Католической энциклопедии (Новое пришествие) . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908.
- Джек Финеган. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Издательство Хендриксон, 1998.
- Профессор доктор Уильям Адлер. С незапамятных времен: архаическая история и ее источники в христианской хронографии от Юлия Африканского до Георгия Синцелла . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, 1989.
- КА Ворп . Хронологические наблюдения над поздними византийскими документами . 1985. Амстердамский университет.
- Фосс, Клайв. «Три очевидных ранних примера эпохи творения». Журнал папирологии и эпиграфики , том 31 (1978), стр. 241–246.
- Роджер С. Бэгналл, KA Worp. Хронологические системы Византийского Египта . Зутфен, 1978.
- В. Грумель. Хронология . Presss Universitaires France, Париж. 1958.
- Преподобный Филип Шафф (1819–1893), ред. «Эра». Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , новое издание, 13 томов, 1908–14. Том. 4, стр. 163 .
- Ван дер Эссен, Л. « Хроник Пасхаля ». В Католической энциклопедии (Новое пришествие) . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908.
- Яннис Э. Меймарис. Хронологические системы в Римско-Византийской Палестине и Аравии . Афины, 1992 год.
19 век и ранее
- Джон МакКлинток, Джеймс Стронг. Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы: Приложение . Т.2. Харпер, 1887 год.
- Проф. о. Арсений Иоанн Креститель Виберт ( СС ). Древняя история: от создания до падения Западной империи в 476 году нашей эры . Балтимор: Фоли, 1886.
- Самуэль Познаньский . «Бен Меир и происхождение еврейского календаря». в The Jewish Quarterly Review , Vol. 10, № 1 (октябрь 1897 г.), стр. 152–161.
- Сэр Томас Браун . Эпидемия псевдодоксии: Книга VI. Ч. 1. О различных общих мнениях, космографических и исторических . 1646 г.; 6-е изд., 1672. стр. 321–330.
- Популярная энциклопедия: общий словарь по искусству, науке, литературе, биографии, истории и политической экономии . (Том 3, Часть 1). Глазго: Блэки и сын, 1841 г.
- Томас Спенсер Бэйнс. « Хронология: Эра сотворения мира». Британская энциклопедия: словарь искусств, наук и общей литературы . 9-е изд., Том 5. A. & C. Black, 1833. стр. 709–754.
- Эта статья полностью или частично заимствована из книги «Byzantine Creation Era» на сайте «OrthortosWiki» , которая имеет двойную лицензию CC-By-SA и GFDL . Все соответствующие условия должны быть соблюдены».