Jump to content

Инициатива по коврам DOBAG

DOBAG — это турецкая аббревиатура от «Doğal Boya Araştırma ve Geliştirme Projesi» (Проект исследования и разработки натуральных красителей). Целью проекта является возрождение традиционного турецкого искусства и ремесла ковроткачества . Оно обеспечивает жителям сельской деревни в Анатолии – в основном женщинам – постоянный источник дохода. Инициатива DOBAG знаменует собой возвращение к традиционному производству ковров с использованием шерсти ручного прядения, окрашенной в натуральные цвета, что впоследствии было принято в других странах-производителях ковров. [1]

Предыстория и история

[ редактировать ]

Проект DOBAG стартовал в 1981 году под руководством Харальда Бемера, немецкого преподавателя химии и биологии, в сотрудничестве с Университетом Мармара в Стамбуле. [2] Он сосредоточился на химическом анализе красок старинных тканых ковров, например, выставленных в музеях Стамбула. [3]

Использование синтетических красителей в восточных коврах.

[ редактировать ]
Изображение слева : ворсовый ковер, около 1875 года; Юго-Западная Анатолия с яркими, но гармоничными натуральными красками.
Изображение справа : курдское племя Кувал, ок. 1880 года, в традиционном дизайне, в резких синтетических цветах.

Синтетические красители были открыты в конце 19 века. До этого шерсть, используемую для плетения ковров, окрашивалась традиционными красителями, изготовленными из растений, насекомых и минералов. Синтетические красители были дешевы и просты в использовании и, таким образом, заменили традиционные красители вскоре после того, как они стали широко доступны. Западные искусствоведы сообщают о неустойчивости к свету и влаге ковров с синтетическими красителями. [4] [5] Эстетический эффект восточных ковров с синтетическими красками был описан А. Сесилом Эдвардсом как «жесткий, металлический вид», «тусклый и мертвый». [6] Чтобы добиться коммерческого успеха, ковры, окрашенные синтетически, должны быть химически обработаны, прежде чем они поступят в продажу.

Анализ натуральных красителей и воссоздание традиционных процедур окрашивания.

[ редактировать ]

Анализ красителей ковровой шерсти был предложен Эдвардсом еще в 1953 году. [7] как средство установления происхождения старинных ковров. В 1982 году Бемер опубликовал свою работу по образцам старинной ковровой шерсти с использованием тонкослойной хроматографии . Путем сравнения хроматограмм образцов ковровой шерсти и растений, которые, как известно, использовались для крашения, были идентифицированы компоненты натуральных красителей, а затем экспериментально воссозданы процедуры крашения.

Первая демонстрация традиционных техник окрашивания состоялась в некоторых деревнях района Айваджик в Чанаккале . Этот регион был выбран из-за его давних и непрерывных традиций ковроткачества. Позже еще одна ветвь проекта была инициирована в районе Юнтдаг, к югу от Бергамы . Здесь в рамках проекта DOBAG был создан первый в Турции женский кооператив. [8]

Подход DOBAG к производству ковров

[ редактировать ]
(красного цвета) Марена
Индиго, историческая коллекция красок Дрезденского технологического университета , Германия.

Ковры DOBAG ткутся на турецких узлах . Ковры изготовлены из овечьей шерсти ручного прядения, окрашенной на месте натуральными красителями, приготовленными по рецептам, восстановленным экспериментальным путем. После отделки ковра не применяется никакая химическая обработка. [9] [10]

Красители, используемые для ковров DOBAG, получают из растений и включают:

Ковры DOBAG поставляются как с кожаной биркой и печатью, прикрепленной к ковру для идентификации, так и с сертификатом, в котором указаны имя ткача, село и регион, в котором был соткан ковер. Ковроткачи DOBAG получают оплату за узлы, что обеспечивает справедливую систему оплаты труда . После продажи ковра ткач получает дополнительный бонус. Коммерческое направление инициативы напрямую экспортирует ковры только авторизованным дилерам, избегая, таким образом, посреднической торговли. [12]

Таким образом, технически проект DOBAG стремится возродить традицию турецкого ковроткачества. На социальном уровне проект направлен на прекращение последствий урбанизации путем предоставления постоянного источника дохода деревенским женщинам.

Влияние проекта ДОБАГ

[ редактировать ]

Начало «Коврового ренессанса».

[ редактировать ]
Ковер DOBAG по заказу Исламской галереи Британского музея

Ковры DOBAG впервые были показаны публично на выставке в галерее антикварных ковров Bausback в Мангейме , Германия , с 27 ноября по 24 декабря 1982 года. [11]

Ковры DOBAG выставлены или заказаны Британским музеем , Музеем Виктории и Альберта , Колледжем Олл Соулс, Оксфорд , Академией наук и Музеем азиатского искусства Де Янга, Сан-Франциско, Национальным музеем этнологии, Осака , Музей этнологии, Вена , Национальный музей Шотландии .

Понимая коммерческий потенциал ковров, сотканных из шерсти, окрашенной вручную и окрашенной в растениях, другие производители ковров переняли производственный подход DOBAG. [13] [14] [15] Это, а также коммерческий интерес, который это вызвало среди клиентов, было названо Эмметом Эйлландом «Ковровым ренессансом». [1]

Социальные аспекты

[ редактировать ]

Сочетание коммерческих и социальных целей проекта DOBAG вдохновило на аналогичные инициативы по использованию прибыли, полученной от ковроткачества, для улучшения социального и экономического положения ткачей, включая следующие:

  • Туркменский проект «Культурное выживание Эрсари» поддерживает афганских беженцев.
  • Barakat, Inc., некоммерческая организация, предоставляющая базовое образование и медицинскую помощь афганским беженцам.
  • Проект Survival Tibetan поддерживает тибетцев. [16]

Научные аспекты

[ редактировать ]

Научный интерес к истории и этнологии восточного ковроткачества возник в конце 19 в. [17] Историк искусства Вильгельм фон Боде заявил в 1902 году, что искусство и ремесло ковроткачества не были полностью доступны для научных исследований. Внедрение синтетических красителей и коммерчески ориентированных рисунков рассматривалось как коррупция, нетипичная для конкретного региона, вследствие чего уже не было возможности установить происхождение восточных ковров, проанализировать эволюцию региональных рисунков и техники ткачества. [18] Благодаря сотрудничеству с факультетом традиционных ремесел и дизайна Университета Мармара, [19] Проект DOBAG предоставляет возможность для перспективных исследований историко-художественных и социально-экономических последствий восстановления традиционного ковроткачества в сельских районах Анатолии.

В 2000 году Турецкий культурный фонд создал Лабораторию сохранения культурного наследия и натуральных красителей. [20] Их миссия состоит в том, чтобы «продвигать природные ресурсы красителей Турции (...), чтобы возродить искусство естественного окрашивания и создать возможности трудоустройства в этой области для сельских жителей». Их недавние публикации и мероприятия на симпозиумах расширяют знания о традиционном ковроткачестве в Турции. [21]

  1. ^ Перейти обратно: а б Эйлланд, Эммет (2003). Восточные ковры сегодня (2-е изд.). Книги Беркли Хиллз, Олбани, Калифорния. п. 36. ISBN  1-893163-46-6 .
  2. ^ Атлихан, Шерифе (2017). «Некролог доктора Харальда Бемера». Коллекционер ковров (3): 22–27. ISSN   2195-8203 .
  3. ^ «Стамбульские музеи ковров» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2014 года . Проверено 14 июня 2015 г.
  4. ^ Гроте-Хасенбальг, Вернер (1936). Ковры Востока (на немецком языке). Лейпциг: Х. Шмидт и К. Гюнтер.
  5. ^ Нойгебауэр, Р.; Оренди, Дж. (1920). Справочник по изучению восточных ковров (переиздание 2012 г.). Лейпциг: Карл В. Хирсеманн. стр. 81–82 . ISBN  978-3-86444-955-0 .
  6. ^ Эдвардс, А. Сесил (1953). Персидский ковер (1-е изд.). Лондон: Gerald Duckworth & Co., Ltd., стр. 31, 364–365.
  7. ^ Эдвардс, А. Сесил (1953). Персидский ковер (1-е изд.). Лондон: Gerald Duckworth & Co. Ltd., с. 164.
  8. ^ Перейти обратно: а б Брюггеманн, В.; Бемер, Х. (1982). Ковры крестьян и кочевников в Анатолии (2-е изд.). Мюнхен: Издательство «Искусство и антиквариат». ISBN  3-921811-20-1 .
  9. ^ Бемер, Харальд (1983). «Возрождение естественного крашения в двух областях традиционного ткачества Анатолии». Обзор восточных ковров . III (9): 2.
  10. ^ Атлихан, Серифе (1993). «Традиционное ткачество в одной деревне оседлых кочевников на северо-западе Анатолии». Восточные ковры и текстильные исследования . IV .
  11. ^ Перейти обратно: а б Баусбек, Питер (1982). Каталог выставки: «Новоанатолийские деревенские ковры натуральных цветов» . Мангейм, Германия: Франц Баусбек.
  12. ^ Линден, Питер. «DOBAG на домашней странице Питера Линдена» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 г.
  13. ^ Компания «Тканые легенды» . Проверено 13 июня 2015 г.
  14. ^ «Компания по производству ковров Яйла» . Проверено 14 июня 2015 г.
  15. ^ «Компания иранских узлов Мири» . Проверено 14 июня 2015 г.
  16. ^ «Проект выживания в Тибете» . Проверено 14 июня 2015 г.
  17. ^ Ригль, Алоис (1892). Древние восточные ковры (переиздание 1979 г.). А. Энгельгардт. ISBN  3-88219-090-6 .
  18. ^ Боде, Вильгельм фон (1902). Ближневосточные узловатые ковры с древнейших времен (5-е изд.). Мюнхен: Клинкхардт и Бирманн. п. . 158 и след  3-7814-0247-9 .
  19. ^ «Кафедра традиционных ремесел и дизайна Университета Мармара» . Университет Мармара . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
  20. ^ «Турецкий культурный фонд» . Проверено 29 июня 2015 г.
  21. ^ «Лаборатория натуральных красителей TCF» . Проверено 7 июля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 141f3ab8a67b2db623914feb756414ca__1695583860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/ca/141f3ab8a67b2db623914feb756414ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
DOBAG Carpet Initiative - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)