Инициатива по коврам DOBAG
DOBAG — это турецкая аббревиатура от «Doğal Boya Araştırma ve Geliştirme Projesi» (Проект исследования и разработки натуральных красителей). Целью проекта является возрождение традиционного турецкого искусства и ремесла ковроткачества . Оно обеспечивает жителям сельской деревни в Анатолии – в основном женщинам – постоянный источник дохода. Инициатива DOBAG знаменует собой возвращение к традиционному производству ковров с использованием шерсти ручного прядения, окрашенной в натуральные цвета, что впоследствии было принято в других странах-производителях ковров. [1]
Предыстория и история
[ редактировать ]Проект DOBAG стартовал в 1981 году под руководством Харальда Бемера, немецкого преподавателя химии и биологии, в сотрудничестве с Университетом Мармара в Стамбуле. [2] Он сосредоточился на химическом анализе красок старинных тканых ковров, например, выставленных в музеях Стамбула. [3]
Использование синтетических красителей в восточных коврах.
[ редактировать ]Синтетические красители были открыты в конце 19 века. До этого шерсть, используемую для плетения ковров, окрашивалась традиционными красителями, изготовленными из растений, насекомых и минералов. Синтетические красители были дешевы и просты в использовании и, таким образом, заменили традиционные красители вскоре после того, как они стали широко доступны. Западные искусствоведы сообщают о неустойчивости к свету и влаге ковров с синтетическими красителями. [4] [5] Эстетический эффект восточных ковров с синтетическими красками был описан А. Сесилом Эдвардсом как «жесткий, металлический вид», «тусклый и мертвый». [6] Чтобы добиться коммерческого успеха, ковры, окрашенные синтетически, должны быть химически обработаны, прежде чем они поступят в продажу.
Анализ натуральных красителей и воссоздание традиционных процедур окрашивания.
[ редактировать ]Анализ красителей ковровой шерсти был предложен Эдвардсом еще в 1953 году. [7] как средство установления происхождения старинных ковров. В 1982 году Бемер опубликовал свою работу по образцам старинной ковровой шерсти с использованием тонкослойной хроматографии . Путем сравнения хроматограмм образцов ковровой шерсти и растений, которые, как известно, использовались для крашения, были идентифицированы компоненты натуральных красителей, а затем экспериментально воссозданы процедуры крашения.
Первая демонстрация традиционных техник окрашивания состоялась в некоторых деревнях района Айваджик в Чанаккале . Этот регион был выбран из-за его давних и непрерывных традиций ковроткачества. Позже еще одна ветвь проекта была инициирована в районе Юнтдаг, к югу от Бергамы . Здесь в рамках проекта DOBAG был создан первый в Турции женский кооператив. [8]
Подход DOBAG к производству ковров
[ редактировать ]

Ковры DOBAG ткутся на турецких узлах . Ковры изготовлены из овечьей шерсти ручного прядения, окрашенной на месте натуральными красителями, приготовленными по рецептам, восстановленным экспериментальным путем. После отделки ковра не применяется никакая химическая обработка. [9] [10]
Красители, используемые для ковров DOBAG, получают из растений и включают:
- Красный цвет корней марены (Rubia tinctorum) ,
- Желтый цвет растений, включая лук (Allium cepa) , определенные виды ромашки ( Anthemis , Matricaria chamomilla ) и молочай .
- Черный : дубовые яблоки , дубовые желуди и сумах Таннера ,
- Зеленый цвет путем двойного окрашивания индиго и желтым красителем.
- Оранжевый путем двойного окрашивания мареной красной и желтой краской.
- Синий : используется синтетический индиго, поскольку он химически идентичен натуральному индиго, полученному из Indigoferatinctoria . [8] [11]
Ковры DOBAG поставляются как с кожаной биркой и печатью, прикрепленной к ковру для идентификации, так и с сертификатом, в котором указаны имя ткача, село и регион, в котором был соткан ковер. Ковроткачи DOBAG получают оплату за узлы, что обеспечивает справедливую систему оплаты труда . После продажи ковра ткач получает дополнительный бонус. Коммерческое направление инициативы напрямую экспортирует ковры только авторизованным дилерам, избегая, таким образом, посреднической торговли. [12]
Таким образом, технически проект DOBAG стремится возродить традицию турецкого ковроткачества. На социальном уровне проект направлен на прекращение последствий урбанизации путем предоставления постоянного источника дохода деревенским женщинам.
Влияние проекта ДОБАГ
[ редактировать ]Начало «Коврового ренессанса».
[ редактировать ]
Ковры DOBAG впервые были показаны публично на выставке в галерее антикварных ковров Bausback в Мангейме , Германия , с 27 ноября по 24 декабря 1982 года. [11]
Ковры DOBAG выставлены или заказаны Британским музеем , Музеем Виктории и Альберта , Колледжем Олл Соулс, Оксфорд , Академией наук и Музеем азиатского искусства Де Янга, Сан-Франциско, Национальным музеем этнологии, Осака , Музей этнологии, Вена , Национальный музей Шотландии .
Понимая коммерческий потенциал ковров, сотканных из шерсти, окрашенной вручную и окрашенной в растениях, другие производители ковров переняли производственный подход DOBAG. [13] [14] [15] Это, а также коммерческий интерес, который это вызвало среди клиентов, было названо Эмметом Эйлландом «Ковровым ренессансом». [1]
Социальные аспекты
[ редактировать ]Сочетание коммерческих и социальных целей проекта DOBAG вдохновило на аналогичные инициативы по использованию прибыли, полученной от ковроткачества, для улучшения социального и экономического положения ткачей, включая следующие:
- Туркменский проект «Культурное выживание Эрсари» поддерживает афганских беженцев.
- Barakat, Inc., некоммерческая организация, предоставляющая базовое образование и медицинскую помощь афганским беженцам.
- Проект Survival Tibetan поддерживает тибетцев. [16]
Научные аспекты
[ редактировать ]Научный интерес к истории и этнологии восточного ковроткачества возник в конце 19 в. [17] Историк искусства Вильгельм фон Боде заявил в 1902 году, что искусство и ремесло ковроткачества не были полностью доступны для научных исследований. Внедрение синтетических красителей и коммерчески ориентированных рисунков рассматривалось как коррупция, нетипичная для конкретного региона, вследствие чего уже не было возможности установить происхождение восточных ковров, проанализировать эволюцию региональных рисунков и техники ткачества. [18] Благодаря сотрудничеству с факультетом традиционных ремесел и дизайна Университета Мармара, [19] Проект DOBAG предоставляет возможность для перспективных исследований историко-художественных и социально-экономических последствий восстановления традиционного ковроткачества в сельских районах Анатолии.
В 2000 году Турецкий культурный фонд создал Лабораторию сохранения культурного наследия и натуральных красителей. [20] Их миссия состоит в том, чтобы «продвигать природные ресурсы красителей Турции (...), чтобы возродить искусство естественного окрашивания и создать возможности трудоустройства в этой области для сельских жителей». Их недавние публикации и мероприятия на симпозиумах расширяют знания о традиционном ковроткачестве в Турции. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эйлланд, Эммет (2003). Восточные ковры сегодня (2-е изд.). Книги Беркли Хиллз, Олбани, Калифорния. п. 36. ISBN 1-893163-46-6 .
- ^ Атлихан, Шерифе (2017). «Некролог доктора Харальда Бемера». Коллекционер ковров (3): 22–27. ISSN 2195-8203 .
- ^ «Стамбульские музеи ковров» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2014 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Гроте-Хасенбальг, Вернер (1936). Ковры Востока (на немецком языке). Лейпциг: Х. Шмидт и К. Гюнтер.
- ^ Нойгебауэр, Р.; Оренди, Дж. (1920). Справочник по изучению восточных ковров (переиздание 2012 г.). Лейпциг: Карл В. Хирсеманн. стр. 81–82 . ISBN 978-3-86444-955-0 .
- ^ Эдвардс, А. Сесил (1953). Персидский ковер (1-е изд.). Лондон: Gerald Duckworth & Co., Ltd., стр. 31, 364–365.
- ^ Эдвардс, А. Сесил (1953). Персидский ковер (1-е изд.). Лондон: Gerald Duckworth & Co. Ltd., с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Брюггеманн, В.; Бемер, Х. (1982). Ковры крестьян и кочевников в Анатолии (2-е изд.). Мюнхен: Издательство «Искусство и антиквариат». ISBN 3-921811-20-1 .
- ^ Бемер, Харальд (1983). «Возрождение естественного крашения в двух областях традиционного ткачества Анатолии». Обзор восточных ковров . III (9): 2.
- ^ Атлихан, Серифе (1993). «Традиционное ткачество в одной деревне оседлых кочевников на северо-западе Анатолии». Восточные ковры и текстильные исследования . IV .
- ^ Перейти обратно: а б Баусбек, Питер (1982). Каталог выставки: «Новоанатолийские деревенские ковры натуральных цветов» . Мангейм, Германия: Франц Баусбек.
- ^ Линден, Питер. «DOBAG на домашней странице Питера Линдена» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 г.
- ^ Компания «Тканые легенды» . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ «Компания по производству ковров Яйла» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Компания иранских узлов Мири» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Проект выживания в Тибете» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Ригль, Алоис (1892). Древние восточные ковры (переиздание 1979 г.). А. Энгельгардт. ISBN 3-88219-090-6 .
- ^ Боде, Вильгельм фон (1902). Ближневосточные узловатые ковры с древнейших времен (5-е изд.). Мюнхен: Клинкхардт и Бирманн. п. . 158 и след 3-7814-0247-9 .
- ^ «Кафедра традиционных ремесел и дизайна Университета Мармара» . Университет Мармара . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Турецкий культурный фонд» . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ «Лаборатория натуральных красителей TCF» . Проверено 7 июля 2015 г.