Jump to content

Холодный кофе я

Осей Туту I
Король Асантехене Королевства Ашанти ; Кумасехене из Кумаси
Король Ашанти
Царствование в. 1680 / ок. 1695 – 1701; конец 1701 г. – ок. 1717 г.
Коронация в. 1695 ; в. 1701 г.
Предшественник Нана Обири Йебоа (дядя по материнской линии)
Преемник Опоку Уэр I (внучатый племянник)
Рожденный в. 1660 г.
Молоко [ 1 ]
Умер в. 1717 г. (56–57 лет)
Имена
Король Осея Кофи Туту Опемсоо
Дом Дом династии Оёко Абохьен
Отец Великий Овусу
Мать Маану Котосии [ 2 ]

Туту I ( ок. ок . ) был одним из основателей империи . Ашанти Осей Кофи 1660 1717 [ 3 ] Асанте из происходит из этнической группы акан Западной Африки. I возглавил альянс государств Асанте против региональной гегемонии Денкира Осей Туту , полностью разгромив их. Он правил государством Кваман между 1680/1695 и 1701 годами (к 1695 году он определенно был Кумасехене ), а также правил Империей Ашанти с конца 1701 года примерно до 1717 года. [ 4 ] [ 5 ]

Штаты Асантемансу, Квааман, Аманту и Кумаси

[ редактировать ]

Неясно, кто из Оти Акентена, Обири Йебоа и Осеи Туту основал Кумаси или, по крайней мере, изменил его название. Это потому, что Квааман находится в том же месте, что и Кумаси (Квааман — это Кумаси). [ 6 ] По большинству источников, именно Осей Туту с помощью Аноке Окомфо [ 7 ] основал Кумаси после того, как вырастил деревья в трех местах и ​​увидел, какое дерево росло лучше всего. [ 8 ] [ 9 ]

Однако также говорят, что именно Обири Йебоа основал Кумаси в попытке перенести свою столицу от своих денкирских повелителей, что имеет смысл, поскольку он был первым хеном, сформировавшим « Асанте » (он еще не назывался Асанте). ) коалиция против Дормаа . [ 10 ]

Но есть Оти Акентен, который провел серию успешных военных операций против соседних государств Акан, объединив большую прилегающую территорию с государством Квааман, которое с этого момента также может быть известно как государство Кумасеман. Это говорит о том, что главное поселение Кваамана уже было переименовано в Кумаси или Кумасе и что рассказ о его основании Осеем Туту был взят из более ранней традиции. [ 6 ]

Это подтверждается тем фактом, что Оти Акентен был первым хеном, провозгласившим себя хеном всех людей, которые в конечном итоге станут Асанте. [ 10 ]

Широко распространено мнение, что Обири Йебоа был первым хеном, объединившим государства в конфедерацию, называемую либо конфедерацией Аманту, либо государствами клана Квааман , причем столицей этого нового союза стал Квааман, а Осей Туту переименовал его из-за Дерево кум, под которым сидел Туту, обсуждая условия земли . [ 11 ]

Впервые в истории мы слышим термин Асанте из уст короля Денкьиры Нтима Гьякари перед его казнью . Он произнес « эса нти », что означает «из-за войны», поскольку именно из-за войны с Денкира присоединились города-государства Акан, которые впоследствии образовали Союз Асанте.

Аманту был регионом народов, говорящих на языке акан, где почти все вожди аманту принадлежали к одному клану, что дало им уже привитую идею союза народов. [ 12 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рождение

[ редактировать ]

Человек, которого считают создателем Империи Асанте, родился Осей Кофи Туту Опемсу примерно в 1660 году в городе Кокофу Аньинам, в регионе Ашанти современной Ганы, который также был родным городом его матери. [ 13 ] Он родился, когда его мать собиралась навестить своего мужа Овусу Паньина в Эсиасе, чтобы родить там Осея, но из-за того, что она не добралась до Эсиасе вовремя, как планировалось, она родила Осея в Аньинаме. Он и его мать пробыли там 40 дней, прежде чем вернуться на Квааман. [ 14 ]

Его отцом был Овусу Паньин, дворянин Акан из района Адансе, который был вождем Эсиасе. Его мать, Маану Котосии, была родом из Кокофу и была сестрой хене Асантемансо, а затем и Кваамана, Обири Йебоа, и его брата, который был либо правителем затерянного города Асанте Асантемансу, либо правителем Кваамана Оти Акентена. . [ 15 ]

Говорят, что мать Осея Туту была бесплодной в течение многих лет, и она, ее муж и ее брат Обири Йебоа обратились за помощью к могущественному и известному святилищу под названием Отуту, божеством которого было божество реки Какаавере, в земле Акуапем, чтобы получить благословение. таким образом, его сестра и зять могли иметь ребенка, при этом Котосий дал два обещания: во-первых, что она вознаградит речное божество, если оно позволит ей добраться до дома до того, как она родит, и, во-вторых, что она также выразит признательность божеству, если оно позволит ей добраться до дома до родов. Она выполнила свои обещания, назвав своего ребенка Туту в честь святыни. [ 16 ] Из-за преемственности по материнской линии, которую практиковали Акан, это означало, что Осей Туту был наследником квааманского престола.

Осей Туту принадлежал к Ойоко абусуа (племени), абусуа, которое (согласно легенде) образовалось из Эукона абусуа после того, как часть клана нарушила табу Эукона абусуа и съела мясо буйвола. Тогда этих людей называли Овекуо или Ойоко: те, кто ест мясо буйвола. 

Время в Денкирском дворе

[ редактировать ]

О детстве Осея Туту мало что известно, а большая часть того, что известно и рассказано о его жизни, датируется моментом, когда он достиг шестнадцатилетнего возраста. В шестнадцать лет, в возрасте, когда мальчики Акан теперь считались мужчинами, представитель Денкиирахене отправился в Квааман и потребовал, чтобы Осей Туту пошел с ним. В этом не было ничего необычного, поскольку Денкира имела давнюю практику держать наследников своих подчиненных королей в качестве заложников, чтобы обеспечить подчинение. Однако, находясь в плену, Осей Туту не был пленником в традиционном понимании. К политическим заключенным, таким как Осей Туту, относились с большим уважением, поэтому они положительно относились к Дэнкира, когда в конечном итоге были освобождены, чтобы управлять своим государством. Таким образом, Осей Туту не был заперт в темнице, по сути, был гостем во дворце Денкиирахене, хотя ему не разрешалось выходить. [ 10 ] В Абанкесессо, столице Денкьирамана, Осей Туту проводил дни, общаясь с элитой Дэнкира (некоторые из которых стали важными при его жизни), играя в Оваре и узнавая массу знаний о традициях и обычаях двора Дэнкира, особенно о манерах администрации и сохранения власти в суде Денкьиры. Он настолько эффективно доказал свою ценность и пользовался таким уважением при дворе Денкирана, что в конечном итоге стал королевским щитоносцем. [ 17 ]

Роман-скандал и бегство в Акваму

[ редактировать ]

Однако это были не единственные мероприятия, которые Осей Туту принимал в Абанкесессо. Говорят, что Осей Туту даже в детстве был сильным и красивым мужчиной со всеми признаками королевской семьи Акан. [ 16 ] [ 17 ] Благодаря этому он легко привлекал внимание дам придворных Денкирана, ухаживая за многими. Это был хорошо известный факт об Осее Туту. Однако его падение в немилость будет выражаться в его отношениях с сестрой или племянницей Денкириахене, принцессой (Охене нуабаа) Акобеной Абенсуа. Эти отношения были не только неосмотрительными, но и прелюбодейными, поскольку Абенсуа была замужем за высокопоставленным денкирским сановником, которым, по некоторым сведениям, был Гьяасене, который был обручен с ней с тех пор, как они были детьми. [ 18 ] [ 16 ] Ситуация стала еще хуже, когда принцесса забеременела, и слухи о том, кем на самом деле был отец, распространились со скоростью лесного пожара, и это была правда. Согласно закону Акан, проблемы из-за этих отношений возникнут не у Абенсуа, а у Осея Туту. Из-за возможного наказания за это дело и по велению Абенсуа он бежал в крайний восточный штат Акан, Акваму. [ 16 ] [ 17 ] Спустя десятилетия этот роман привел к трагическому продолжению. [ 17 ]

Время в Акваму

[ редактировать ]

Осей Туту понял, что не сможет поехать в свой родной штат Квааман. Поступок, несомненно, навлек бы гибель на его народ, который все еще был подданным Денкюранцев. [ 10 ] Вместо этого он сбежал в суд Акваму Сасраку I в Аквамуфи. Там он попросил у Сасраку защиты от денкирианцев. Сасраку понравился Осей Туту. Неясно, произошло ли это из-за того, что он заступился за спасение жизни известного прорицателя (который разозлил Сасраку), или из-за личной красоты Осея Туту. [ 16 ] Тот факт, что Акваму были врагами денкирианцев, и что примерно в это же время Дормаа, враги Акваму, вступили в войну с Квааманами, государством Осея Туту, также мог способствовать тому, что Осей Туту был принят Сасраку, к которому относились хорошо. и быть защищенным от Денкиранцев. Здесь Осей Туту многое узнал о военных организациях Акваму. Это государство Акан обладало самой передовой и мощной армией среди всех государств Акан. Он также узнал о политическом и социальном устройстве Аквамумана и увидел разницу, когда дело касалось правителей. В отличие от квааманов, которые сформировали коалицию Аманту с государствами под гнетом денкирианцев и чья власть была разделена между кланами и городами, акваму были централизованы и имели одного верховного правителя. Единство Акваму и высококвалифицированная армия, которую Акваму имела в своем распоряжении, позволили Акваму чрезвычайно распространить свое влияние. Эти факторы, сделавшие Акваму таким успешным, а также сама культура Акваму во многом вдохновили будущие реформы Осей Туту. [ 10 ]

Встреча с волшебником Аноки

[ редактировать ]

Неясно, в какой именно период времени Осей Туту встретил Окомфо Анокье. Хотя некоторые источники сообщают, что они встретились в Денкире после того, как сообщалось, что после того, как Анокье и его мать покинули Акваму, они поселились в Денкирии. Короли его времени ухаживали за ним. С ним на их стороне они наверняка достигнут новых высот славы. У матери Аноки руки были странного цвета. Денкира в то время переживал некоторые трудности. Их священники обвинили в этом ее и казнили. Анокье была опустошена. Он с нетерпением ждал того дня, когда сможет причинить подобную боль правителям Дэнкьира, поскольку Осей Туту имел такие же амбиции, наблюдая за жестоким обращением с людьми, не принадлежащими к Денкьира, такими как мать Анокье. Когда Осей Туту бежал из Денкьиры, Окомфо Анокье бежал вместе с ним. [ 19 ] Другие говорят, что это было в Акваму, где в некоторых историях говорится, что они встретились после того, как Осей Туту заступился, чтобы спасти жизнь Окомфо Анокье, когда Анокье убил свою собственную бабушку. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ] Однако было очевидно, что к тому времени, когда Осей Туту был в Акваму, они уже встретились и стали лучшими друзьями, став неразлучными. [ 22 ] Окомфо Аноке поможет Осею Туту в его будущей войне с денкирианцами и в создании Империи Асанте, используя свои духовные, сильные ораторские способности, а также значительные интеллектуальные и психологические способности, чтобы повлиять на многие региональные государства, чтобы они объединились под руководством Осея Туту и ​​получили военные и политическую силу, которую они могли бы использовать для противостояния своим врагам. [ 22 ] В то время они не знали, что они были дальними родственниками. [ 22 ]

Вернуться на Квааман

[ редактировать ]

Через несколько лет в Акваму Осей Туту получил известие о том, что его дядя Обири Йебоа был убит при отражении нападения Дормаа. [ 10 ] В связи с этим Осею Туту было приказано вернуться домой на Квааман и взять на себя роль Квааманхене. Однако из-за того, что Осей Туту все еще находился в розыске Денкииры, он был слишком напуган, чтобы возвращаться на Квааман, поэтому Анса Сасраку отрядил 300 своих лучших воинов Акваму, чтобы они проводили его на Квааман. Когда солдаты, Осей Туту и ​​Окомфо Анокье, прибыли в Квааман, воины поселились среди них и позже стали гражданами Асафо, в то время как Осей Туту и ​​Окомфо Анокье оплакивали смерть своего дяди в течение нескольких дней, прежде чем Осей Туту был возведен в сан как Осей Туту. Я из Кваамана. [ 10 ]

Когда Осей Туту взошел на трон, государство было в весьма опасном положении, а коалиция государств Акан сильно распалась. Он был бы полностью расторгнут, если бы Осей Туту не взял на себя роль Квааманхене. Чтобы в будущем иметь возможность начать войну против Денкиранцев, Осей Туту нуждался в полной и непревзойденной поддержке королей Аманту.

Централизация власти

[ редактировать ]

Создание Сика Два Кофи

Осею Туту стало ясно, что он должен готовиться к войне, поскольку запланированное им объединение Аманту не может стать возможным до тех пор, пока денкирианцы не будут побеждены, но ему нужно было сплотить вождей Аманту вокруг себя и только себя, чтобы добиться своего. необходимые реформы. Он рассказал об этом своим дядям и королеве-матери Ману. После долгих раздумий она посоветовала ему созвать большое собрание, чтобы решить, кто станет лидером Аманту. Это будет сделано через Аноки, которого нужно было вызвать на Квааман. [ 23 ]

Осей Туту согласился и через свои «уста» (королевского лингвиста) отправил известие Окомфо Анокье. [ 23 ]

Почему Анокье не было с Осеем Туту, неясно. Были приведены некоторые причины, одна из которых заключалась в том, что Анокье в свое время покинул Акваму и отправился в Апедву и Аквесихо Квеху, а затем в Квааман. [ 20 ] Более популярная причина заключалась в том, что он был превращен в Агонахена, хотя говорят, что он был помещен в Агонахена позже. [ 24 ] Ману знала, что он приедет на Квааман, чтобы воссоединиться с Осеем Туту, которого он любил и почитал, поэтому она решила подготовить Квааман к приезду знаменитого Окомфо. Итак, она послала через своих слуг за растениями и животными, которые были бы приятны чреву, и она и ее женщины занялись необходимыми обрядами. Затем Осей Туту отправил гонцов, созвав своих людей и жителей Аманту в Квааман, велев посланникам сообщить вождям, что основной целью является объединение всех вождей Аманту под руководством одного верховного вождя, чей стул будет больше, чем все остальные стулья. . Он мысленно знал, что Окомфо Анокье каким-то образом уготовит ему великое дело против его врагов. [ 23 ]

Что касается вопроса о том, кого следует выбрать в качестве верховного вождя, великий жрец и вождь Агоны Окомфо Анокье объяснил, что проблема будет решена предками и богами путем вознесения им молитв и молений. Он сказал, что в конце молитвы предки и боги пошлют с небес табурет и вождя, на колени которого он опустится, а остальные будут избранным верховным вождем. [ 24 ]

Праздничная пятница (Фофие) была выбрана как день, когда все вожди сходились, чтобы боги и предки выбрали из них своего короля. Великий жрец Окомфо Анокье посоветовал им постоянно поститься и совершать возлияния своим предкам и богам до избранного дня. [ 24 ]

Итак, в течение многих дней тысячи мужчин и женщин народа аманту приходили на Квааман, все были в бусах, тканых или набивных тканях и украшениях из золота, меди и латуни. Некоторые носили хорошо выделанные шкуры лесных зверей; некоторые носили килты из пальмовых листьев; многие приносили еду и питье, загоняя овец и коз или неся мешки с мукой и кореньями, или большие тыквы, полные пальмового вина, и отдавали их Осею Туту, который мог таким образом накормить все это множество. Младшие хены пришли со своими королевами-матерями, которые были отмечены тонкими синими татуировками, так что они всегда были закрыты вуалью. Барабаны звучали весь день и всю ночь; танцоры танцевали, и пыль поднималась между толстыми глиняными стенами домов Кваамана, великолепно украшенными рельефными узорами, и на большом открытом пространстве, где король Осей Туту сидел с советниками, барабанщиками и трубачами, своими палачами и ораторами, которые когда он хотел говорить с народом, сами выступали его голосом. [ 23 ]

Они несли посохи из золота и слоновой кости, с великолепной резьбой в виде животных, фруктов и символов. Но туту Квааманхене Осей носил самые чудесные золотые украшения; на пальцах его было много увесистых колец, каждое из которых имело какую-то фигуру, о которой была история или поговорка. Его запястья были отягощены золотыми браслетами, так что ему приходилось держать руки на плечах своих слуг. На голове его был обруч из чистого золота, а сандалии были усыпаны золотыми комочками. Его грудь была обнажена, так что все могли видеть силу его дыхания, а вокруг его талии была сплетена ткань из тонких разноцветных полос, которая провозглашала его как Амантухена, точно так же, как кенты, которые носили его вожди, провозглашали свое происхождение. Его мать, Ману, тоже носила золото, но она была стара, волосы ее седые, и она потеряла красоту юности, ибо родила много детей. Однако без нее этот великий праздник не был бы организован. [ 23 ]

Окомфо Анокье разговаривал с ними обоими, Хене и Королевой-матерью, в темноте ночи. Он говорил о способе победить Денкииру, о превращении Аманту в великую нацию, правителя всех государств Акан, ведущую торговлю с караванами севера через Борну и Канем, а также с новыми белолицыми чужеземцами, пришедшими в южные суды возле великого океана. Окомфо Анокье сделал ошеломляющее пророчество о богатстве и власти. Первым согласился Ману, затем ее сын. Они наполовину знали, что должно было произойти. [ 23 ]

В назначенный день, в спокойной обстановке, вожди собрались и, как и ожидалось, каждый с тревогой надеялся стать верховным избранным вождем. Осей Туту занял свое место под деревом кум. Среди барабанного боя и танцев появился великий жрец Окомфо Анокье, после нескольких магических танцев и жертвоприношений, останавливаясь и затем прыгая в разные стороны, Окомфо Анокье начал говорить с Высшим Существом, кричать, умолять. Кровь жертвоприношения кипела, барабаны все ускорялись и ускорялись. Казалось, собралась черная туча; сначала это увидели несколько человек, потом еще, потом все. Оно было чернее грозовой тучи, но от него доносились раскаты грома. И появилась густая белая пыль, а затем медленно-медленно упала, поворачиваясь, как семя, табуретка, из основания которой вытянулись три ветви, поддерживающие фигурную вершину. Он блестел золотом, но не был полностью золотым; под золотом было резное дерево. Он падал все медленнее и медленнее и наконец остановился на коленях Осея Туту. [ 23 ]

Осей Туту считался храбрым человеком, но теперь он был удивлен и не мог протянуть руку, чтобы прикоснуться к вещи, пришедшей из глубоких небес. Однако Окомфо Анокье, тоже дрожащий от усилий великого подвига, приготовил слоновьи шкуры и одежду и положил их на землю. Он взял у Осея Туту Золотую табуретку, или Сика Два Кофи, и поставил ее на ткань. Затем он выбрал мужчину-альбиноса с белой кожей, бледными глазами и рыжеватыми волосами и усадил его на табуретку. Он коснулся головы этого человека, и говорят, что его тело полностью исчезло. Говорят, что его душа с большой честью перешла в Сика Два Кофи. И с тех пор в Асанте не казнили ни одного альбиноса. [ 23 ]

Тогда Окомфо Анокье громко обратился к королю и всему народу, сказав, что теперь табуретке была дана душа, и что теперь она сама стала душой народа Ашанти, и вся их сила связана с ней. Итак, Амантухен и Королева-Мать, а также каждый из вождей и его королева-мать отдали волосы со своих тел и обрезки ногтей со своих указательных пальцев, чтобы их собственные души стали едины с этой великой душой. Их измельчали ​​в порошок и смешивали с водой, пальмовым вином и многими другими травами и корой, часть выливали на испражнения, а часть выпивали. Затем Анокье объяснил, что такое Золотой Табурет и его функции. [ 23 ]

Окомфо Анокье сказал им, что в табурете заключен дух народа Аманту. Ни один смертный, даже квааманхен, не сядет на этот табурет. В случае крайней нужды квааманхене должен сесть на свой королевский табурет, положив руки на Сика Два Кофи. Затем Окомфо Анокье сказал, что для табурета нужно сделать ремни: два золотых и два медных, которые будут свисать с Золотого табурета. Он сказал, что за время существования Золотого табурета будут добавляться новые объекты. Обитатель Золотого табурета должен был быть известен как Амантухене (позже Асантехене) и впоследствии быть выбранным из рода Осея Туту и ​​Обири Йебоа. В конце концов Анокье заявил, что у Табурета должны быть свои слуги и специальная комната. Он закончил свое объяснение Табурета, заявив, что он превосходит любого Короля. [ 23 ]

Затем Анокье объяснил, что зелье, которое они выпили, означало, что они поклялись богам, а это означало, что они дали клятву верности, чтобы объединиться и забыть свои прошлые индивидуальные истории. Осей Туту принес присягу на верность табуретке и вождям, а каждый вождь по очереди принес присягу на верность Нана Осей Туту и ​​клятву никогда не поднимать оружие на Золотую табуретку. [ 24 ]

Переименование столицы из Кваамана в Кумаси.

В честь создания Сика Два Кофи Осей Туту переименовал Квааман в Кумасе, в честь дерева кум, под которым Туту сидел во время переговоров об условиях и новых законах о земле, того же дерева кум, выращенного Обири Йебоа при проверке земли на предмет его народ, чтобы жить. [ 11 ] С тех пор Осей Туту будет известен не как Квааманхене, а как Кумасехене, что показывает, что в Аманту произошли перемены и что Новая Эра была для них рукой.

Роль Аманту и Кумасехене

[ редактировать ]

При полной и неоспоримой поддержке вождей Аманту, стоявших за Осеем Туту, он быстро приступил к реформированию конфедерации Аманту.

Финансовые реформы

[ редактировать ]

Первой проблемой Осея Туту было разобраться в финансовом положении своего королевства и конфедерации, поскольку он планировал использовать деньги для финансирования своей армии и выплаты солдатам. Он назначил Afotosanfoɔ ответственным за свою казну и предоставлял средства королевскому дому. Это помогло сосредоточить средства конфедерации Аманту на укреплении армии и поднятии боевого духа. [ 25 ]

Военные реформы

[ редактировать ]

Величайшими реформами Осея Туту были военные реформы коалиции Аманту. Используя то, чему он научился у Акваму и воинов Акваму, которые теперь фактически были военными советниками, он быстро приступил к работе, используя свои средства и деньги из казны коалиции для улучшения своей армии. Он пообещал платить своим солдатам после битвы, подняв боевой дух и дав солдатам причину не только того, почему им следует сражаться, но и почему они должны стараться победить. [ 26 ]

Он также разделил армию на несколько частей. Разведывательный полк отслеживал силы противника, саботировал их пути и проводил снайперские атаки в партизанском стиле. Первоначально в их состав входили охотники, владевшие требованиями, необходимыми для военной составляющей разведчика. Передовая гвардия, состоящая из наиболее подготовленных членов армии Ашанти, будет яростно атаковать врага, заставляя его занять статическую оборонительную позицию. Затем четыре крыла будут двигаться вокруг скованного врага, пытаясь его окружить. Основные силы обеспечивали резерв живой силы для той части армии, которая нуждалась в подкреплении. Тем временем арьергард армии находился в тылу отряда, защищая от окружения. Офицеров и знать защищала специальная группа телохранителей, призванная защитить этих критически настроенных людей от ранений или гибели в результате потенциального поражения, что является отсылкой к смерти Обири Йебоа. Либо позже, либо одновременно с этим была введена орда медиков, инженеров, перевозчиков снабжения и фуражиров, призванных поддерживать армию в небоевых вопросах. [ 26 ]

Наконец, он и его военные советники обучили свою армию тактике молота и наковальни, такой как движение клешней. Он и его военные советники оптимизировали свою армию для этой тактики, а также для того, чтобы она была гибкой и быстрой, при этом каждое подразделение вносило свой вклад в тактику молота и наковальни. [ 26 ]

Для полного внедрения широкого использования огнестрельного оружия в армии Асанте потребуются десятилетия, а доступ к огнестрельному оружию в таком большом количестве для армии будет чрезвычайно дорогим. Для полной реализации многих частей армии Асанте, которые на тот момент сделали ее одной из самых бюрократизированных и профессиональных армий не только в Африке, но и во всем мире, потребуются десятилетия, и они не будут завершены до последних дней Осей Туту. . [ 26 ]

Месть Дормаа

[ редактировать ]

Тем не менее, эти быстрые и столь необходимые реформы, проведенные Осеем Туту и ​​его военными советниками, действительно дали желаемый эффект в виде создания союза Аманту. Когда Дормаа двинулись на земли Аманту, чтобы еще раз попытаться захватить Квааман, военные Аманту успешно и легко отразили их, а затем последовали за этим, полностью изгнав Дормаа с земель Аманту. [ 26 ] Военные реформы Осей Туту принесли свои плоды, но ценой привлечения внимания Дэнкиранцев к альянсу Аманту.

Война с Денкиранами

[ редактировать ]

Подготовка к войне и причина

[ редактировать ]

Существует множество рассказов о том, как происходила война между аманту и денкирианцами. Принято считать, что старый Денкириахен Боампонсем умер. На выборах, призванных определить следующего Денкириахена, трон занял Нтим Гьякари, воин, который был родственником денкирской королевской семьи. Однако версии того, что произошло до и после, различаются.

В одном аккаунте говорится:

«Когда он взошел на трон, Осею Туту стало ясно, что против него в столице Данкьеры замышляется заговор. Нтим Гьякари завидовал ему и хотел уничтожить его и его народ. Тайные посланники приходили и уходили по лесным тропам , тихо, принося новости Осею Туту стало ясно, что он должен готовиться к войне». [ 19 ]

По другой версии, непосредственной причиной войны стала красивая женщина. Боампонсем из гордости отправил к Осею Туту миссию, состоящую из его любимых жен. Богато одетые и усыпанные драгоценностями, их сопровождал великолепный эскорт из самых стойких воинов Боампонсема, что косвенно демонстрировало красоту денкирских женщин по сравнению с женщинами аманту. Эту королевскую делегацию Осей Туту принял со всеми почестями и любезностями, присущими его рангу. Он преподнес королевам богатые и экстравагантные подарки и благополучно отправил их обратно. В ответ Осей Туту отправил Боампонсэму посольство своих самых красивых жен во главе с главной царицей, женщиной необыкновенной красоты. Когда прибыла эта делегация, Боампонсем принял ее членов с должным уважением, но влюбился с первого взгляда в прекрасную главную королеву. Боампонсем был молод и красив, и это влечение было взаимным. По возвращении Осей Туту заметил, что она беременная мать, и поклялся, что не успокоится, пока не получит голову Боампонсема. Боампонсем предложил ему большое количество золота в качестве платы за мир, но Осей Туту был непреклонен. Он начал мобилизацию своей армии, видимо, забыв, что когда-то за подобное преступление был вынужден бежать из Денкирии. [ 17 ]

Другая версия, которая приводится в качестве одной из причин войны, заключается в том, что Осей Туту предоставил защиту Одуро Адьенсаму из Ассина, человека, разыскиваемого в Абанкесесо за то, что он допросил короля Денкьиры об обстоятельствах смерти Боа Ампонсема. [ 27 ] Однако в большинстве источников говорится, что Боампонсем к тому времени уже умер, правив на тот момент около 40 лет. [ 28 ]

Поводом для войны, с которым согласны большинство источников, для начала войны было то, что Нтим Гьякари начал требовать более высоких выплат из своей дани, особенно от Аманту, после того, как услышал, что их союз превратился в союз без его согласия. Он отправил послов с большой медной кастрюлей и потребовал следующего:

  • Каждый вождь должен был отрезать себе один палец и добавить к нему золотой песок для отправки в Денкииру. [ 24 ]
  • Каждый вождь должен был отправить свою любимую жену в Денкьюру, чтобы она служила королевскому двору. [ 24 ]
  • Что им следует прекратить выступать против выплаты пособий мужчинам из Денкирана, вступившим в половую связь с молодыми женщинами Аманту, отправившимися служить в Денкюру, поскольку суду Денкюрана было объявлено благословением для любой женщины, забеременевшей от мужчины из Денкирана, поскольку она получит ребенок с королевской кровью, которому лучше было бы занять табуретку в Аманту. [ 24 ]
  • Что им следует распустить свой союз, поскольку они не искали разрешения до его создания. [ 24 ]
  • Что они должны были послать к нему Сика Два Кофи, потому что он был повелителем. [ 24 ]

Несмотря на то, что выплаты золотым песком были требованием, которое аманту могли предъявить денкиранцам, требования к вождям распустить свой союз и получить право высказаться против того, как денкикиранские мужчины могли свободно оплодотворять женщин аманту в Денкирии (сродни изнасилованию), были это слишком далеко для Аманту, поскольку вожди поклялись защищать дух новой нации. Отрезать палец было непростительным требованием и оскорблением, поскольку ни одному искалеченному человеку не разрешалось занимать стул в нации Аманту, поэтому, если этот король требовал их пальцы, то он удалял их испражнения. Требование к вождям отдать своих любимых жен было серьезным неуважением к мужскому достоинству Аманту, а требование Сика Два Кофи стало той соломинкой, которая сломала спину верблюда. [ 24 ]

Вожди сначала молчали, отвечая на требования, затем поднялся Двабенхене, Адаакваа Йиадом, новая сансум, или душа Аманту, шевелящаяся внутри него, осудила все послание и поклялась отомстить, после чего либо порезала ухо, либо убить или убить одного из посланников. [ 24 ] [ 21 ] Все остальные вожди единогласно поддержали его. Поэтому они наполнили медный таз камнями, которые нужно было отправить королю Денкиры вместо золотого песка, который он требовал. Они приказали палачам отрезать пальцы посланникам из Денкиры и приложить к камням, а также убить воина среди посланников. Их действия были объявлением войны их повелителю Денкире. [ 24 ]

Дорога к войне: планирование Аманту

[ редактировать ]

О последовавшей за этим войне говорится, что Аманту, купаясь в славе предыдущего подвига, совершенного их великим жрецом и Агонахеном Наной Окомфо Аноки во время их предыдущего завоевания народа Дормаа, Окомфо Аноки затем сказал Аманту отложить войну из-за время, когда он устанавливал магическую защиту. После того, как его приготовления были завершены, он предсказал, что победа непременно будет обеспечена, и трем мужчинам придется отдать себя в жертву за жертвы. Одного хоронили заживо, его две руки появлялись над землей, а в две ладони помещали две медные кастрюли, наполненные военным лекарством, смешанным с водой, чтобы воины могли искупаться перед отправкой на фронт. Второго добровольца зарежут насмерть, а его плоть бросят на съедение стервятникам на землю Денкииры. Куда бы ни упал какой-нибудь кусок мяса, люди этого места потеряют свою храбрость и станут трусами. Третий доброволец должен быть верховным руководителем. Он будет вооружен и будет впереди марширующих солдат. Он не должен был стрелять, даже если встретил врага. Он должен ожидать, что противник выстрелит в него. И только когда он падет, народ Аманту одержит победу. Если бы он не подчинился этому и выстрелил из пистолета, это означало бы гибель народа Аманту. [ 24 ]

Добровольцами выступили:

  • Нана Асенсо Кофо, руководитель Адвумкасекезе. [ 24 ]
  • Нана Дикопим I, вождь Эдвесо, которую должны были зарезать до смерти. [ 24 ]
  • Нана Твенебоа Кодуа, верховный вождь Кумаву, который должен был возглавить марширующих солдат, хотя и был вооружен, ему было запрещено стрелять, поэтому позже он был убит. [ 24 ]

После всех очищений и необходимой подготовки Нана Осей Туту приготовился возглавить нацию в качестве военного генерала, имея хороший опыт руководства в войне против Дормаа. Но Аноке приказал Нане Осей Туту остаться в Кумасе и попросил другого возглавить армию, объяснив, что, хотя нация Амантоо выиграет войну, тот, кто возглавит ее в качестве военного генерала, не проживет более семи дней после войны. Здесь Нана Боахен Анантуо, вождь Мампонга, вызвался повести солдат на войну. [ 24 ] Он, однако, попросил, чтобы, поскольку он занимал место Амантухена (позже переименованного в Асантехена) на посту военного генерала, его стул должен был стоять рядом со стулом Амантухена. Амантухен занимал Золотую Табуретку, поэтому его штат должен был занять Серебряную Табуретку, цвет второй после золотого в Акане, и его просьба была единогласно удовлетворена. [ 24 ] Как и Боахен Анантуо, первые три волонтера также обратились с просьбами. Асенсо Кофо потребовал, чтобы после его смерти никто из его города Адвумакасекесе никогда не был убит или принесен в жертву в какой-либо форме. Дикопим, вождь Эдвесо, потребовал, чтобы никого из его клана Асона не приносили в жертву ни в какой форме. Нана Твенебоа Кодуа также потребовал, чтобы никто из его штата никогда не приносился в жертву ни в какой форме. [ 24 ] В качестве будущего напоминания о жертвах четырех мужчин говорится, что всякий раз, когда барабанщик из любого из штатов Асанте начинает барабанить на барабанах Атумпана, его имя должно звучать, чтобы напомнить будущим поколениям, что они тоже должны пожертвовать собой ради нации Асанте, поощряя патриотизм. . [ 24 ] Анокье также предсказал, что денкирианцы никогда не доберутся до Кумасе. [ 21 ]

Осей Туту и ​​Аноке также участвовали в пропагандистской кампании, пытаясь склонить денкирских командиров к дезертирству. По некоторым данным, дезертировавшие денкирские командиры в лучшем случае оказали минимальное влияние на денкирскую армию. [ 29 ] но, по другим сведениям, Денкирии оставалось около половины, чтобы присоединиться к Аманту, поскольку, по большинству свидетельств, Нтим Гьякари не был хорошим правителем. [ 27 ] Говорят, что первым городом, который сменил лояльность с Нтим Гьякари на Осей Туту, был народ Абусо. Абусо — город, расположенный недалеко от Адансе Акрокери и Абанкесесо. Жителей этого городка называли Бонтвумафо – люди из красной глины. В Денкиирахене было десять классов мужчин и женщин. Эти мужчины и женщины приходили сюда, чтобы принести свои тела в жертву королю всякий раз, когда умирал член королевской семьи. Их называли людьми из красной глины, так как при принесении в жертву их кровь использовалась в качестве красной глины для росписи некоторых частей тела умершего, а их тела помещались в могилу, на которой был положен гроб. [ 27 ] Нтим Гьякари, известный как бабник, взял в жены Абусо. Тогда его мать, Акобена Абенсуа, смертельно заболела. Узнав об этом, жена отправилась в Абусо, чтобы предупредить своих родственников «Бонтвумафо». Когда пришло известие о смерти матери короля, Бонтвумафо и жители окрестных городов немедленно бежали, спасаясь от массовой резни, и нашли убежище у Осеи Туту в Кумаси. [ 27 ]

Когда стало ясно, что Осей Туту приветствовал бонтвумафо, за ним последовали и другие жители Денкьиры. Абоабо был городом недалеко от реки Ода. В городе жили щитоносцы Денкиирахене (Акьямфуо) и жители деревни, которые искали и мыли золото на равнинах Офин к востоку от Ватресо. Между Акьямфуо и жителями деревни возник конфликт, в ходе которого жители деревни убили некоторых щитоносцев. Когда Нтиму Гьякари рассказали об этом, он пришел в ярость и вызвал жителей деревни предстать перед ним. На собрании глава жителей деревни Овусу Коаньяма оскорбил обитателя Банкам Два (табурет Денкиира), заявив, что слуги хене (щитоносцы) были хулиганами, которые украли все у людей. Король Нтим Гьякари пришел в ярость и приказал немедленно убить Овусу Коаньяму вместе со всей его семьей. Это было сделано на месте. Жители деревни и жителей городов, близких к Абоабо, бежали в Аманту. Однако некоторые затем решили между собой вернуться в свой дом и умолять денкириахенцев простить их. Нтим Гьякари готовился к битве с Аманту и убил их. Это отпугнуло других изгнанников от возвращения в свои дома. [ 27 ]

Другими домашними слугами Нтима Гьякари, которые также дезертировали, были братья Аквадан и Нуамоа, главные трубачи Денкиирахене. Они пришли в Кумасе со своими золотыми рогами и многочисленными последователями. Они были переселены в Асуоебоа (в Кумасе), а затем перевезены в Кумаси, когда Осей Туту создал для них табурет Асоква (также в Кумасе), чтобы они могли действовать как его торговцы, так и его горнисты. Точно так же главный барабанщик Denkyirahene также бежал в Осей Туту вместе со своей сестрой Боатемаа Твум и многими последователями. Осей Туту назначил его Нкукувафохене. Говорят, что еще несколько человек бежали в Аманту, спасаясь от тирании Нтима Гьякари. [ 27 ]

Самым важным из всех, кто мигрировал, что резко снизило власть Нтима Гьякари и его власть над северной Денкьирой, был народ Инквуалес или Нкави. Нкави, расположенный в 20 милях к северу от Абанкесесо, был вторым по значимости городом империи Денкиира. Нкави сам по себе был государством, как и Кумасиман. Им управлял род, занимавший Табурет, с которого вы становились королем Денкииры. Его женский стул также был занят «племянницами» Денкиирахене, женщинами, которые имели право стать королевой-матерью Денкииры. Это должно было обеспечить плавное вступление в должность королей Дэнкиры после смерти короля, предотвращая споры в королевской семье. Так поступил денкийранский дворянин по имени Асенсо Куфуор. В 1694 году, после смерти короля Боа Ампонсема I, Нтим Гьякари победил Асенсо Куфуора в борьбе за преемство Боа Ампонсема. Боаампонсем, однако, не был из королевской семьи Денкира, но подошел, чтобы занять табурет Денкира, поскольку он был знаменитым воином. Поэтому после его смерти Денкиранцы передали Банкам Два, также называемую Офин Ба (дитя реки Офин), в свою очередь, Нтиму Гьякари, его родственнику и возможному сыну Осея Туту. Нтим Гьякари опасался, что Куфуор может свергнуть его, и приказал Асенсо Куфуору и его сестре Адоме проживать в Абанкесесо под его личным наблюдением. Асенсо Куфуор, неудовлетворенный условиями Нтима Гьякари, решил встать на сторону Осея Туту и ​​прибыл на Квааман. Поскольку он был членом королевской семьи, имеющим право стать королем Денкииры, он пришел со всеми своими подчиненными вождями вместе с большим количеством оружия и золота, чтобы снабдить Аманту. За ним также последовали несколько человек из Денкиры, включая членов королевской семьи. [ 27 ]

Когда все было готово, вожди поклялись Нане Осей Туту, что они всегда будут идти вперед и никогда не отступят. Впоследствии они похоронили вождя Адвумкасекесе Нану Асенсо Кофо заживо, обе руки которого появились над землей, приготовили военное лекарство, смешали его с водой, вылили в две медные кастрюли, приказали воинам вылить его в ладони, чтобы они искупались и растерлись, а затем затем они пошли на войну. [ 24 ]

Дорога к войне – Денкирианское планирование

[ редактировать ]

Нтим Гьякари не оставался без дела, когда происходили эти события. У него был свой прорицатель по имени Кеньеке. Кеньеке проинформировал Гьякари о шагах, которые предпринимает Нтим Гьякари. Гьякари приказал Кеньеке сделать все необходимое, чтобы противостоять магии Аноке. Два прорицателя (Анокье и Кениеке) работали друг против друга, пытаясь получить преимущество своей стороны над другой. Говорят, что в какой-то момент Анокье предложил Кениеке развязать узел, который он завязал на слоновьем бивне. Кеньеке ответил тем же, предложив Аноки развязать узел, который он завязал в воде. [ 21 ]

Амантоо-денкирская война

[ редактировать ]

Статистика

[ редактировать ]

В результате войны Аманту оказались в невыгодном положении. Денкирские солдаты были лучше экипированы, чем войска Аманту: их запасы оружия и боеприпасов часто пополнялись, а мастера, которые могли производить оружие и боеприпасы, а их войска были более опытными в бою, чем их коллеги из Аманту. Верность денкирцев своему Денкириахену была выше, чем верность Осею Туту со своими людьми. Благодаря этому Гьякари был уверен, что быстро подавит восстание Аманту. [ 29 ]

События начальных этапов войны

[ редактировать ]

Уверенность Гьякари быстро подтвердилась, когда его армия напала на армию Аманту. В битвах при Адунку и Абуонтеме Нтим Гьякари сумел отбросить ополченцев Аманту назад, и в этих трех битвах денкирианцы стали явными победителями. В этот момент была убита Нана Дикопим I, вождь Эдвесо. Это произошло либо из-за того, что его убили денкирские солдаты, либо из-за того, что Аманту зарезали его до смерти в качестве запланированного жертвоприношения. Позже, у города Аманту Апутуогья, денкирианцы впервые увидели всю армию Аманту. Гьякари приказал атаковать, в результате чего армия Аманту отступила. Говорят, что Аманту отступили под предводительством Мампонгена и по совету прорицателей на многие мили, всегда отступая, но никогда не срываясь. Так продолжалось до тех пор, пока отступающая армия Аманту и наступающая денкирская армия не подошли к городу Фейаси.

Битва при Фейаси

[ редактировать ]

В городе Аманту Фейаси Асанте прекратили отступление, поскольку, если бы они отступили дальше, это означало бы отступление к столице Аманту Кумасе. Гьякари, прекрасно понимая, что для достижения абсолютной победы при Фейаси, приказал провести последнюю грандиозную атаку на силы Аманту. Однако это было ошибкой. Какое-то время Аманту планировали это, а затем привели свой план в действие. Одна легенда гласит, что Анокье превратился в стервятника и заставил комитет стервятников собрать разделанные куски Нана Дикопима I и окропить плотью денкирские силы. [ 18 ] [ 23 ] Затем Стервятник Аноке, как говорили, последовал за этим, выпустив капли в глаза Гьякари, сильно или (и наиболее вероятно) временно ослепив его. [ 18 ] Другая история гласит, что Анкойе удалось наконец убить Кеньеке (к концу войны он определенно был мертв). Известие о его смерти настолько воодушевило силы Аманту, что Аманту повернулись, чтобы атаковать денкирианцев. [ 21 ]

Однако большинство аккаунтов и даже два вышеперечисленных имеют одинаковый результат. Все это произошло непосредственно по плану Осея Туту. Гьякари и денкирианцы значительно и фатально недооценили армию Аманту как по численности, так и по тактике, как и планировал Осей Туту. Он послал разведчиков Аманту сражаться с денкирианцами в Адунку и Абуонтеме, чтобы заставить их поверить, что они ополченцы Аманту. «Вся армия Аманту», с которой денкирианцы столкнулись в Апутуогье, на самом деле была передовым отрядом и основной силой. Денкирианцы не оттесняли Аманту, а притягивали их. [ 29 ]

Крылья армии Аманту, затаившиеся в засаде в Фейаси, поднялись из своих укрытий и хлынули на поле битвы. Денкирские командиры, видя наступающие войска своих врагов, попытались перегруппировать свои силы для борьбы с наступающими крыльями. Затем передовой отряд развернулся и врезался в дезорганизованные денкирские линии, начав жестокую атаку на денкирский фронт. Это заставило денкирианцев еще раз попытаться реорганизовать свои войска для борьбы с передовой гвардией Аманту. Однако при этом крылья армии Аманту полностью окружают Денкирскую армию. Это позволило аманту атаковать со всех сторон и лишить денкирианцев каких-либо средств к бегству. Бой превратился в резню. Большая часть денкирских сил была убита. Некоторые были схвачены и проданы в рабство. Те, кто сдался, были призваны в армию Аманту. Лишь немногим удалось успешно бежать обратно в денкирские земли. [ 29 ]

Среди пленных или, в некоторых интерпретациях, убитых был Нтим Гьякари. Двабен Асафо (двабенская часть армии Аманту, возглавляемая самим Двабенхеном) обнаружил, что Гьякари играет в золотую овшу со своей женой, находясь в блаженном неведении о том, что происходит на поле битвы, из-за абсолютной веры в то, что денкирианцы победят Аманту. Есть много объяснений того, как умер Нтим. Один источник сообщает, что после того, как он пытался сопротивляться захвату, в ходе которого двабенхен сам напал и подчинил Гьякари, они схватили его и доставили к Осею Туту, его возможному отцу, но эти двое даже не знали, что они, возможно, были родственниками. Единственное желание Гьякари смело заключалось в том, чтобы его казнили публично на глазах у самого Осея Туту. Его желание было удовлетворено. Выпив тыкву (бутылку) пальмового вина, король Гьякари по собственному желанию положил шею на камень палача, чтобы его казнили. [ нужна ссылка ] Другие источники утверждают, что либо Двабен Асафо, либо сам Двабенхен убили и обезглавили Нтима на месте. Один источник утверждает, что человек по имени Адаквайиадом, мужчина из Двабена, зарезал Нтима насмерть, причем первый удар повредил золотой браслет, который носил Нтим. Этот золотой браслет мог стать предметом разногласий между Двабенхене и Осей Туту. [ 30 ] Его последние слова также обсуждаются, поскольку некоторые источники не указывают последние слова Нтима, а некоторые говорят, что они были « эса нти », что означает «из-за войны». Он сказал бы это, потому что именно из-за войны с Денкира присоединились города-государства Акан, которые впоследствии образовали Союз Асанте. [ 21 ] После казни его тело было разделено еще на три части: его голова была отдана Амантухене, но Осей Туту получил золотой слепок его лица и подарил его Двабенхене либо в награду за поимку Гьякари, либо потому, что Двабенхене и Осей спорил о том, кому досталась голова Нтима, и, поскольку Туту не хотел распрей среди Аманту, он сделал золотую маску с лицом Нтима и отдал ее Двабену, кость его левой ноги - Асумеге, кость правой ноги - Мампонгу, позвонки Адуабену.

Становление конфедерацией Асанте, контакт с европейцами и расширение территории.

[ редактировать ]

Последствия войны

[ редактировать ]

Когда денкирская армия испарилась, денкирские территории остались незащищенными и незащищенными. То, что произошло дальше, варьируется от рассказа к рассказу. Ясно одно: Аманту, Адансе и Твифо безжалостно напали на земли Денкирии, отвоевывая территории для себя. Однако львиная доля досталась Аманту. Осей Туту разделил территорию между своими сторонниками, при этом жители Асумегья основали деревни Доминасе и Агьемасу. [ 29 ] и Осей Туту переселил Бонтвумафо в Атвиму (ныне районы Атвима Мпонуа и Атвима Нвабиагья), а их лидером стал Атвимахене. [ 27 ]

Как Аманту в конечном итоге спустились на Абанкесессо или (возможно) на новую столицу Энтуам, неясно. В большинстве пересказов говорится, что силы Аманту напали на столицу Денкириамана, Абанкесессо, сразу после окончания войны. Здесь силы Аманту разграбили Абанкесессо до конца, при этом даже рабочий класс Абанкесессо был лишен всего ценного. [ 29 ] Другие источники сообщают, что после войны в боевых действиях наступило затишье на год, пока Аманту не услышали, что Боаду Акуфу, новый Денкириахене, готовится к репрессиям. Согласно предсказанию Аноки, в котором говорилось, что Асанте подавит восстание, армия Аманту двинулась на юг, разбила лагерь недалеко от Энтуама и подкупила жителей Энтуама, чтобы те сдали Боаду, что имело успех. Позже Боаду был казнен. Затем говорится, что денкирианцы были настолько разочарованы потерей Боду, что бежали через реку Офин, оставив Аманту грабить и уничтожать Энтуам. [ 31 ] Однако ясно одно. К концу войны в 1707 году денкирианцы были полностью разграблены, и огромное количество военных сокровищ было возвращено в Кумасе. Говорят, что период грабежей продолжался 15 дней подряд: тело Боампонсема эксгумировали, плоть удалили, чтобы накормить змей и змей, а его череп и бедренные кости унесли в качестве военных трофеев, а также три небольшие пушки, подаренные Гьякари Голландской Ост-Индской компанией для борьбы с Аманту. [ 30 ] [ 31 ] Отныне Денкирия будет находиться под влиянием Аманту, а значительные контингенты военной полиции часто патрулируют территорию некогда великого государства Акан, чтобы местные жители чувствовали влияние Аманту. [ 29 ] Денкирцы никогда больше не станут самым известным из государств Акан. В честь своей победы над денкирианцами, наконец выполнив желания Оти Акентена и Обири Йебоа и либо из-за последних слов Гьякари, либо из-за старого государственного названия Аманту - Асантемансу, Аманту переименовали себя в Асантеман: Империя Асанте.

Аким был единственным аканским государством, которое внешне встало на сторону денкырцев против Асанте, поэтому не только разделило потери, но и навлекло на себя гнев Асанте. Через 2 года после борьбы с денкирской армией военные Асанте двинулись на Акима и одержали столь решительную победу, что Аким запросил мира. Оно было предоставлено при условии, что Аким станет феодалом Асанте и заплатит Асанте 2000 бенда золота (от 887 471 до 1 002 079 фунтов стерлингов в деньгах 2023 года) в качестве военной контрибуции. Два руководителя акима, Какрамси и Аджумако, «взяли фетиш» и были переданы Асанте в качестве обеспечения суммы, прежде чем армия Асанте отошла в Кумасе.

В 1717 году Осей Туту погиб в войне против акымов . В начале борьбы он недооценил акиемов, потому что их было мало, они отправлялись в бой без своих обычных «магических амулетов» и даже оставляли часть своих бронежилетов в Кумаси, своей столице. Однажды, когда он переправлялся на каноэ через реку Пра , в него попали пули снайперов и снайперов, прятавшихся в густых лесах. Асантехене Осей Туту I умер через несколько минут после выстрела. Его последними словами были: «Анка ме ним а». [ 13 ] (Если бы я только знал), явная ссылка на то, что он недооценил Акиема.

До сих пор обитателю Золотого табурета запрещено пересекать реку Пра.

Наследие

[ редактировать ]

Осей Кофи Туту I и его советник Окомфо Анокье сформировали Союз Асанте из ряда различных групп Абусуа , которые подавили свое старое соперничество и ненависть ради общего блага — свержения их общего угнетателя, Дэнкира . Умело используя сочетание духовных догм и политических навыков, а также умело опираясь на военное мастерство, он утроил размеры небольшого королевства Кумаси , которое он унаследовал от своего дяди Обири Йебоа, и заложил фундамент Империи Ашанти при этом .

Храм в Аньинаме посвящен рождению Осея Туту. Глава деревни рассказал историку Гасу Кейсли-Хейфорду об Осеи Туту: «Он был больше, чем человек, он был нашим мессией, храбрым, умным, тем, кто почти силой воли выковал эту страну. Он построил культуру, она не развивалась. это сделал великий человек». [ 1 ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кейсли-Хейфорд, Гас (2012). Затерянные королевства Африки . Кройдон: Бантам Пресс. стр. 260–261. ISBN  9780593068144 .
  2. ^ Марфо, Кофи (1999). Введение в ганскую литературу . п. 48. «Осэй Туту родился от отца Адансе по имени Овусу Паньин из Акрокиере и от принцессы Оёко и сестры Оти Акентэна по имени Маану Котосии».
  3. ^ История, Африканец (3 апреля 2021 г.). « «Великий человек» король Осей Кофи Туту I империи Ашанти (1660–1717)» . Африканская история . Проверено 29 июля 2023 г.
  4. ^ Кьереме, Фред (3 июня 2021 г.). «Король Осей Кофи Туту I, «Великий человек» империи Ашанти (1660–1717)» . Ганский американский журнал . Проверено 8 августа 2022 г.
  5. ^ «Осей Туту | Правитель Асанте, лидер Ганы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 29 июля 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Кесслер, П.Л. «Королевства Африки — Гана (Ашанте)» . www.historyfiles.co.uk . Проверено 26 марта 2022 г.
  7. ^ История, Африканец (3 апреля 2021 г.). « «Великий человек» король Осей Кофи Туту I империи Ашанти (1660–1717)» . Африканская история . Проверено 29 июля 2023 г.
  8. ^ «Кумаси — сердце региона Ашанти | BreathList» . Breathlist.com . Проверено 26 марта 2022 г.
  9. ^ Брайма, Айодейл (18 января 2021 г.). «Кумаси, Гана (17 век) •» . БлэкПаст . Проверено 29 июля 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Подкаст «История Африки: S3E3: Королевство Кумаси» . Подкаст «История Африки» . 30 августа 2021 г. Проверено 26 марта 2022 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Кумаси, Гана (17 век) •» . BlackPast.org . 18 января 2021 г. Проверено 26 марта 2022 г.
  12. ^ Франц, Алисса (30 мая 2009 г.). «Осэй Кофи Туту (ок. 1680-1717)*» . Блэкпост . Проверено 27 марта 2022 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Нармер, Аменути. «Беатификация переправы через реку: или как современный Асантехене пересекает реку Пра» . Бабушка Африка . Проверено 14 апреля 2021 г.
  14. ^ Место рождения Отумфуо Осей Туту I , получено 26 марта 2022 г.
  15. ^ sapong, nana yaw b sapongnana yaw b (1 января 2011 г.). «Туту, Осей (1650–1717)». В Гейтсе, Генри Луи ; Эммануэль Акьемпонг ; Стивен Дж. Нивен (ред.). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195382075.001.0001/acref-9780195382075-e-2072;jsessionid=0b493d7e1fefa00b3861b269712829c1 . ISBN  978-0-19-538207-5 . Проверено 4 августа 2023 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Паванелло, Мариано (8 декабря 2016 г.). Перспективы африканского колдовства . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-315-43991-4 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и «Осэй Туту» . www.ijebu.org . Проверено 26 марта 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Анокье, Кваси (2 февраля 2016 г.). Царство транса: Другая тихая история . Лулу.com. ISBN  978-1-329-84963-1 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Эл, Fashion Et (31 октября 2012 г.). «Восстание Ганы: Гана: Наши истории / Наша история: Золотой табурет Ашанти» . Гана восстает . Проверено 26 марта 2022 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Маккаски, ТК (1986). «Комфо Аноки из Асанте: значение, история и философия в африканском обществе» . Журнал африканской истории . 27 (2): 315–339. дои : 10.1017/S0021853700036690 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   181138 . S2CID   145530470 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж История Осея Туту и ​​Возвышение Ашанти , получено 26 марта 2022 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с «Окомфо Анокье | Священник Асанте | Британника» . www.britanica.com . Проверено 26 марта 2022 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Эл, Fashion Et (31 октября 2012 г.). «Восстание Ганы: Гана: Наши истории / Наша история: Золотой табурет Ашанти» . Гана восстает . Проверено 1 июля 2022 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Нана Осей Кофи Туту I» . Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 1 июля 2022 г.
  25. ^ III, Кваси Ампене и Нана Квадво Ньянтаки (2016). «Привлечение современности: Асанте в XXI веке» . Книги о кукурузе . дои : 10.3998/maize.14689915.0001.001 . ISBN  978-1-60785-366-4 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и «S3E4: Новая армия ашанти» . Подкаст «История Африки» . 13 сентября 2021 г. Проверено 27 марта 2022 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «ЛЮДИ ДЕНКИИРА: ДРЕВНИЕ ПОЛИТЕНИ АКАНЫ В ГАНЕ» . ДЕНКИИРА ЛЮДИ . Проверено 1 июля 2022 г.
  28. ^ Маккаски, TC (2007). «Дэнкира в создании Асанте, ок. 1660–1720» . Журнал африканской истории . 48 (1): 1–25. дои : 10.1017/S0021853706002507 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   4501014 . S2CID   145702285 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «S3E5: Империя Ашанти зарождается в Фейясе» . Подкаст «История Африки» . 27 сентября 2021 г. Проверено 31 августа 2022 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «История Золотого Берега и Асанте» . www.forgottenbooks.com . Проверено 10 февраля 2023 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Исчезнувшая династия: Ашанти (классическое переиздание)» . Гудриддс . Проверено 10 февраля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1269cb8dac3d7c03f06581f0759ad69__1721464020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/69/d1269cb8dac3d7c03f06581f0759ad69.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Osei Kofi Tutu I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)