Марш миллиона человек
Цитаты в этой статье не содержат библиографической информации . ( июнь 2017 г. ) |
Часть серии о |
Афроамериканцы |
---|
Марш миллиона человек — большое собрание афроамериканцев в Вашингтоне, округ Колумбия , 16 октября 1995 года. Созванное Луисом Фарраханом , оно проводилось на Национальной аллее и вокруг нее . Национальный саммит афроамериканских лидеров , ведущая группа борцов за гражданские права и « Нация ислама» , работающая с множеством правозащитных организаций, включая многие местные отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (но не национальной NAACP ), сформировали Оргкомитет Марша миллиона человек. Основатель Национального саммита афроамериканских лидеров Бенджамин Чавис-младший был национальным директором Марша миллиона человек.
Комитет пригласил многих известных ораторов выступить перед аудиторией, а афроамериканцы со всех концов Соединенных Штатов собрались в Вашингтоне, чтобы «показать миру совершенно иную картину чернокожих мужчин». [1] : 152 и объединиться в целях самопомощи и самозащиты от экономических и социальных проблем, от которых страдает афроамериканское сообщество.
Марш состоялся в контексте более широкого массового движения, целью которого было привлечь внимание политиков к проблемам городов и меньшинств посредством широкомасштабных кампаний по регистрации избирателей . [2] : 245 В тот же день было проведено параллельное мероприятие под названием « День отсутствия» , организованное женщинами совместно с мартовским руководством, целью которого было привлечь большое количество чернокожих американцев, которые не смогут присутствовать на демонстрации в Вашингтоне. В этот день всем чернокожим было предложено оставаться дома и не посещать обычные занятия в школе, на работе и в общественных мероприятиях, предпочитая посещать занятия и богослужения , сосредоточив внимание на борьбе за здоровое и самодостаточное чернокожее сообщество . Кроме того, организаторы Дня отсутствия надеялись использовать эту возможность, чтобы добиться больших успехов в своей кампании по регистрации избирателей. [1] : 147
Между организаторами марша и представителями Службы национальных парков возник конфликт по поводу оценки численности толпы . Служба национальных парков сообщила, что число посетителей составило около 400 000 человек. [3] это число значительно ниже, чем надеялись организаторы марша. [2] : 243 После ожесточенной дискуссии между лидерами марша и НПС ABC-TV, , финансируемые исследователи из Бостонского университета оценили численность толпы примерно в 837 000 человек с погрешностью 20%. [3]
Через два года после марша Марш миллиона женщин был проведен в ответ на опасения, что Марш миллиона мужчин был сосредоточен на чернокожих мужчинах, а не на чернокожих женщинах. [4]
Экономические и социальные факторы
[ редактировать ]Одним из основных мотивирующих факторов марша было возвращение вопросов чернокожих в политическую повестку дня страны . После Республиканской партии победы на выборах в Конгресс 1994 года партии и продолжающегося успеха предвыборной платформы «Контракт с Америкой» некоторые афроамериканские лидеры полагали, что социальные и экономические проблемы, стоящие перед черным сообществом, отошли на второй план. политических дебатов. [2] : 243 Организаторы марша считали, что политики подводят чернокожее сообщество, «замалчивая наиболее важные аспекты кризиса международного капитализма ». [2] : 243 и обвинять чернокожих городских жителей во «внутренних экономических проблемах, которые грозили привести к рекордному дефициту, массовой безработице и неконтролируемой инфляции». [2] : 244
Во время марша уровень безработицы среди афроамериканцев почти вдвое превышал уровень белых американцев , уровень бедности превышал 40%, а средний доход семьи составлял около 58% от среднего дохода белых домохозяйств. Более 11% всех чернокожих мужчин были безработными, а среди людей в возрасте от 16 до 19 лет число безработных превысило 50%. [2] : 244 Кроме того, согласно речи преподобного Джесси Джексона на марше, Палата представителей Соединенных Штатов сократила финансирование некоторых программ, которые играли важную роль в жизни городских американцев. Он сказал: «Палата представителей урезала 1,1 миллиарда долларов из беднейших государственных школ страны» и «сократила 137 миллионов долларов из программы Head Start », фактически вычитая 5000 долларов из бюджета каждого класса и лишая 45 000 дошкольников важнейшей программы дошкольного образования. [5] : 33
Экологические опасности также считались причиной нестабильности жизни чернокожих городских жителей. Чернокожих мужчин убивали с частотой 72 на 100 000, что значительно выше, чем 9,3 на 100 000, приписываемые белым мужчинам. [2] : 244 Некоторые чернокожие активисты обвинили агрессивную работу правоохранительных органов и строительство тюрем в том, что в тюремном комплексе осталось «на двести тысяч чернокожих больше, чем в колледже». [5] : 33 и создание разрушительных пробелов в руководстве внутри чернокожих сообществ и семей. [2] : 244 Организаторы мероприятия были возмущены очевидным пробелом в дородовом уходе за чернокожими женщинами и детьми, который был частично вызван закрытием городских больниц. [5] : 33
Организаторы мероприятия считали, что чернокожие городские рождаются с «тремя ударами против них»: [5] : 33 недостаточный дородовой уход, низкие возможности получения образования и безработные родители. [5] : 33 Они считали, что вместо того, чтобы предоставить маленьким детям средства для достижения успеха, правительство вместо этого вмешивается в жизнь своих чернокожих граждан с помощью правоохранительных органов и программ социального обеспечения, которые мало что делают для улучшения положения общества. [5] : 34
Изображение в СМИ
[ редактировать ]Помимо своей цели по укреплению духа поддержки и самодостаточности среди чернокожего сообщества, организаторы Марша миллиона человек стремились использовать мероприятие в качестве рекламной кампании, направленной на борьбу с негативными расовыми стереотипами в американских СМИ и популярной культуре. . Организаторы марша были встревожены широкими стереотипами, которые, по их мнению, белая Америка почерпнула из освещения таких фигур, как Уилли Хортон , О.Дж. Симпсон и Майк Тайсон . [2] : 245
Заявив, что «черные мужчины были обозначены в культуре как жертвенные агнцы мужского зла», [1] : 129 Организаторы мероприятия попросили присутствующих чернокожих мужчин публично продемонстрировать свою приверженность ответственному и конструктивному поведению. [1] : 143 это дало бы средствам массовой информации возможность транслировать позитивные образы.
Программа
[ редактировать ]Хотя различные организации, благотворительные организации и продавцы имели на митинге стенды и стенды, центром внимания дня была сцена, установленная на западной стороне здания Капитолия Соединенных Штатов . События дня были разбиты на несколько сессий: «Ранняя утренняя слава» (6:00–7:30), «Санкофа : уроки прошлого, связи с будущим» (8:00–10:30), «Утверждение/Ответственность» (11:00–2). вечера) и «Искупление и примирение» (14:30–16:00). [6]
I. Ранняя утренняя слава
[ редактировать ]- Преподобный Х. Бичер Хикс из Вашингтона, округ Колумбия, и министр Расул Мухаммад – церемониймейстеры
- Шейх Ахмед Тиджани Бен-Омар из Аккры , Гана , и преподобный Фредерик Хейнс III из баптистской церкви «Дружба Запада», Даллас , Техас – азан и молитва [6]
II. Санкофа: уроки прошлого
[ редактировать ]- Преподобный Уэйн Гэди из баптистской церкви Эмануэля, Молден, Массачусетс – Вступительная молитва
- Танцоры и барабанщики из деревни Канкура , Буркина-Фасо.
- Привет от африканской диаспоры с континента Африки и Карибского бассейна.
- Приветствия от чернокожих американских лидеров, таких как Джордж Огастас Столлингс , Оскар Истон ( Черные в правительстве ), Генри Николс ( Профсоюз работников больниц ), доктор Наим Акбар ( Университет штата Флорида ), Закери МакДэниелс ( Национальный саммит афроамериканских лидеров )
III. Утверждение/Ответственность
[ редактировать ]- Преподобный Уилли Ф. Уилсон из баптистской церкви Юнион Темпл , Вашингтон, округ Колумбия, и министр Измаил Мухаммад из мечети Марьям , Чикаго, Иллинойс – церемониймейстеры [6]
- Преподобный Эл Сэмпсон, Объединенная методистская церковь Фернвуда (Чикаго) – «Декларация целей»
- Бубакар Джозеф Ндиай, главный куратор, остров Гори ( Сенегал ) – «Африканская диаспора»
- Конгрессмен Дональд М. Пейн , председатель фракции чернокожих в Конгрессе - «Конгресс»
- Бывший конгрессмен Гас Сэвидж – «Государственный деятель»
- Курт Шмок , мэр Балтимора, Мэриленд – «Города»
- Мэрион Барри , мэр Вашингтона, округ Колумбия – «Приветствие и официальное заявление мэра»
Утверждение наших братьев
[ редактировать ]- Кора Мастерс Бэрри, первая леди округа Колумбия – церемониймейстерша
- Доктор Бетти Шабазз – замечания
- Мартин Лютер Кинг III – замечания
- Тиннетта Мухаммад - замечания
Матери борьбы – вот сыновья твои
[ редактировать ]- Фэй Уильямс, адвокат – координатор «Марша миллионов человек» в Вашингтоне, округ Колумбия
- Роза Паркс
- Дороти И. Высота
IV. Искупление и примирение
[ редактировать ]- Преподобный Уилли Ф. Уилсон и министр Измаил Мухаммад – церемониймейстеры
- Епископ Е. Х. Брукинс из 5-го епископального округа AME в Лос-Анджелесе, Калифорния – молитва об искуплении
- Преподобный Джеймс Бевел [7] – Теологический фонд искупления
- Доктор Корнел Уэст – Заявление об искуплении
- Преподобный Джозеф Лоури – Заявление об искуплении
- Преподобный Бенджамин Чавис-младший , национальный координатор Марша миллиона человек – исцеление народа
- Министр Луи Фаррахан
Структура выступлений
[ редактировать ]Организаторы мероприятия предприняли шаги, чтобы поднять марш с чисто политического уровня на духовный, надеясь вдохновить участников и почетных гостей выйти за рамки «артикуляции черных обид». [2] : 249 к состоянию духовного исцеления. Спикеры на мероприятии построили свои выступления вокруг трех тем: искупление , примирение и ответственность . [8] : 115 День Искупления стал вторым названием этого события и для некоторых стал символом мотивации движения «Миллион человек». По словам одного из присутствовавших, участники марша стремились «быть едиными с самими собой, Всевышним и нашим народом». [8] : 115
Помимо самого элементарного призыва к искуплению, лидеры Марша также призвали к примирению или состоянию гармонии между членами черного сообщества и их Богом. [1] : 143 Выступающие призвали участников «решать споры, преодолевать конфликты, откладывать в сторону обиды и ненависть» и объединяться в попытке создать продуктивное и поддерживающее черное сообщество, которое воспитывает в каждом человеке способность «искать добро, находить его, принимать его и строить на этом». [1] : 143 Наконец, лидеры Марша призвали участников и их семьи дома «расширить [нашу] приверженность ответственности в личном поведении… и в обязательствах перед обществом». [1] : 144
Известные спикеры
[ редактировать ]- Министр Луи Фаррахан – Послание и видение (ключевой докладчик)
- Министр Расул Мухаммад и министр Исмаил Мухаммад – церемониймейстер [6]
- Преподобный Бенджамин Чавис – национальный директор Марша миллиона человек – Призыв к цели
- Мартин Лютер Кинг III – Утверждение наших братьев
- Роза Паркс – Матери борьбы, вот сыновья твои
- Майя Анжелу – Обращение к нашим братьям
- Преподобный Джеремия Райт – Молитва о надежде
- Доктор Маулана Каренга – Заявление о миссии Марша миллиона человек/Национального дня отсутствия
- Сенатор Адельберт Брайан – сенатор, Виргинские острова
- Преподобный Джеймс Бевел – Богословский фундамент искупления
- Преподобный Джесси Л. Джексон старший – Коалиция Rainbow/PUSH
- Преподобный Аддис Дэниэл – Свет. [1] : 159–166
День отсутствия
[ редактировать ]В то время как лидеры-мужчины взяли на себя основную ответственность за планирование и участие в мероприятиях в Вашингтоне, лидеры-женщины организовали параллельное мероприятие под названием « Национальный день отсутствия» . [1] : 146 В духе единства и искупления эти лидеры призвали всех чернокожих, не присутствовавших на марше, признать 16 октября 1995 года священным днем, предназначенным для самоанализа и духовного примирения. Всем чернокожим американцам было рекомендовано оставаться дома и не ходить на работу, в школу, заниматься спортом, развлекательными мероприятиями и выполнять различные другие повседневные обязанности в День отсутствия. [1] : 147
Вместо того чтобы заниматься своими обычными делами, участникам было поручено собираться в местах отправления культа и проводить у себя дома занятия, чтобы размышлять о роли и ответственности чернокожих в Америке. [1] : 147 Кроме того, этот день должен был послужить поводом для массовой регистрации избирателей и внесения вклада в создание Фонда экономического развития чернокожих.
Размер толпы
[ редактировать ]Из-за названия мероприятия количество участников было основным показателем его успеха, а оценка размера толпы всегда приводила к тому, что спорный вопрос достигал новых высот в ожесточенности. [9] Организаторы марша оценили численность толпы в 1,5–2 миллиона человек, но были возмущены, когда полиция парков США официально оценила численность толпы в 400 000 человек. Фаррахан пригрозил подать в суд на Службу национальных парков из-за заниженной оценки полиции парка.
Через три дня после марша Фарук Эль-Баз , директор Центра дистанционного зондирования Бостонского университета, опубликовал противоречивую оценку в 870 000 человек с погрешностью 25%. Это означает, что толпа могла составлять всего 655 000 или около того. в размере 1,1 млн. [10] Позже оно пересмотрело эту цифру до 837 000 с погрешностью 20% (с 669 600 до 1 004 400). [9] Служба парков так и не отказалась от своей оценки. [9]
После Марша миллиона человек полиция парка прекратила делать официальные оценки численности толпы. Роджер Дж. Кеннеди , директор Службы национальных парков, заявил, что его агентство планирует изучить возможность прекращения подсчета толп, отметив, что большинство организаций, спонсирующих крупные мероприятия, жалуются, что оценки Службы парков слишком занижены. [10] При подготовке законопроекта об ассигнованиях Министерства внутренних дел США на 1997 год Комитет по ассигнованиям Палаты представителей США заявил в отчете за июнь 1996 года, который сопровождал законопроект, что Комитет не предоставил никакого финансирования для мероприятий по подсчету толпы, связанных с с собраниями, проводимыми на федеральной территории в Вашингтоне, округ Колумбия. В отчете далее говорится, что, если организаторы мероприятия хотят получить оценку толпы, им следует нанять частную фирму для проведения подсчета. [11] [12]
Реакция СМИ
[ редактировать ]Луи Фаррахан привлек неблагоприятное внимание со стороны афроамериканских христиан, и еврейская община сравнила его с «Адольфом Гитлером» за антиеврейскую риторику и взгляды. [13] Его сторонники заявили, что Фаррахан был «против тех евреев, которые пожертвовали своим глубоким морально-религиозным наследием ради набора ценностей, основанных на капиталистической эксплуатации и угнетении». [14] Newsweek отметил, что очевидная политическая программа Фаррахана может стать проблемой для Демократической партии, поскольку его усилия по регистрации чернокожих мужчин в качестве независимых избирателей могут создать «избирательный блок [с] сочетанием социального консерватизма, экономического «расширения прав и возможностей» и черной солидарности». [15]
Ричард Лакайо и Сэм Эллис писали, что Фаррахан, возможно, организовал марш, чтобы «просто доказать, что он был тем человеком, который мог это осуществить; затем он извлек бы выгоду из известности, которую, как он надеялся, это принесет». [16]
Сексизм
[ редактировать ]Группа черных феминисток, в том числе Анджела Дэвис , Барбара Рэнсби , Эвелинн Хаммондс и Кимберли Креншоу, сформировала альянс под названием «Афроамериканская повестка дня на 2000 год», чтобы противостоять Маршу миллиона человек. [17] Э. Фрэнсис Уайт вспоминала в 2010 году, что марш «напугал многих чернокожих феминисток, потому что мы чувствовали, что он ознаменует резкое возрождение сексизма среди чернокожих мужчин». [17]
Создание разделения в движении стало темой больших споров, поскольку утверждалось, что «организаторы исключили женщин из марша, чтобы дать понять, что мужчинам необходимо улучшить свой характер, а женщинам необходимо признать свое место «в обществе». дом». [15]
В своей книге « Новый черный мужчина» 2005 года Марк Энтони Нил подчеркивает «небольшой процент присутствующих в тот день чернокожих женщин». [18] Нил предлагает точку зрения Дебры Дикерсон , писательницы, присутствовавшей на марше: «Дикерсон отметила ауру вежливости и рыцарства, которую она испытала во время прогулки… в тот день был элемент представления для международных СМИ и корпоративной Америки». [18] Марш миллиона человек, исключавший чернокожих женщин, был «призывом к искуплению, [который] говорил о необходимости того, чтобы чернокожие мужчины участвовали в преступных действиях, насилии и откровенном женоненавистничестве». [18] Однако чернокожие женщины столкнулись с негативной реакцией за разоблачение недостатков Марша, таких как «гендерный апартеид и ностальгия по патриархату». [18]
20-летие
[ редактировать ]Фаррахан провел 20-летие Марша миллиона человек: справедливость или другое 10 октября 2015 года в Вашингтоне, округ Колумбия. [19] [20] [21]
Газета New York Times опубликовала статью Чарльза М. Блоу , которому было трудно «отделить марш от посланника», и раскритиковала речь министра Фаррахана, назвав ее гомофобной и патриархальной. [22] В обзорной статье для The Washington Post Джанелл Росс назвала речь Фаррахана «поразительной», «затруднительной» и «вершиной» события. [23]
Культурное влияние
[ редактировать ]1996 года фильм «Сесть в автобус» Ровно за год до этого события вышел , снятый Спайком Ли как его первый фильм, в котором он не играл сам. В сюжете дорожного фильма группа афроамериканцев едет в автобусе по пути на Марш миллионов человек.
См. также
[ редактировать ]- Халид Абдул Мухаммад
- Марш на Вашингтон
- Марш миллионов семей
- Марш миллиона женщин
- Миллионы больше движения
- Афроамериканская история после эпохи гражданских прав
Связанные с неафроамериканцами:
- Список крупнейших мирных собраний
- Глобальный марш марихуаны , также известный как Марш миллиона марихуаны.
- Миллион мамочек марта
- Марш миллионов мусульман
- Миллион человек марширует
- Марш миллионов кукол
- Марш миллиона рабочих
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Национальный организационный комитет Марша миллиона человек (январь 1996 г.). «Информационный бюллетень Марша миллиона человек». В Мадхубути, Хаки Р .; Каренга, Маулана (ред.). Марш миллиона человек / День отсутствия; Памятная антология; Выступления, комментарии, фотографии, поэзия, иллюстрации, документы . Чикаго: Пресса третьего мира.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нельсон младший, Уильям Э. (1998). «Политика Черной церкви и Марш миллиона человек». В Бесте, Фелтон О. (ред.). Религиозное лидерство чернокожих от общины рабов до Марша миллиона человек; пламя огня . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
- ^ Jump up to: а б "Страница Марша миллиона человек по дистанционному зондированию" . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Куорлз, Норма (16 октября 1995 г.). «За миллионами мужчин и чернокожих женщин» . Кабельная новостная сеть, Inc. Проверено 17 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон-старший, преподобный Джесси Л. (январь 1996 г.). «Выступление перед миллионом мужчин, понедельник, 16 октября 1995 г.». В Мадхубути Хаки Р.; Каренга, Маулана (ред.). Марш миллиона человек / День отсутствия; Памятная антология; Выступления, комментарии, фотографии, поэзия, иллюстрации, документы . Чикаго: Пресса третьего мира.
- ^ Jump up to: а б с д «Официальная программа». Вашингтон, округ Колумбия: Марш миллиона человек. 1995-10-16: 8.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Отмеченный лидер гражданских прав» . Университет Вандербильта. 6 января 1998 г. Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Макинтайр, доктор философии, Чарши (январь 1996 г.). «Зачем сосредотачиваться на мужчинах?». В Мадхубути Хаки Р.; Каренга, Маулана (ред.). Марш миллиона человек / День отсутствия; Памятная антология; Выступления, комментарии, фотографии, поэзия, иллюстрации, документы . Чикаго: Пресса третьего мира.
- ^ Jump up to: а б с Маккенна, Дэвид (29 января 2009 г.). «Марш от 3 до 5 миллионов человек: по оценкам толпы, может привести к ругательствам после принесения присяги, как показывает история» . Вашингтонская городская газета . Архивировано из оригинала 10 сентября 2010 г. Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Янофски, Майкл (21 ноября 1995 г.). «Руководитель федеральных парков считает, что количество «миллионов человек» занижено» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Лиф Смит, Венди Мелилло. Если вам нужен размер толпы, служба парков советует подсчитать это; Конгресс приказал агентству остановиться, сообщил чиновник Washington Post: 13 октября 1996 г. стр. А.34
- ^ Регула, Ральф, Комитет по ассигнованиям (18 июня 1996 г.). «Отчет Палаты представителей 104-625: Законопроект об ассигнованиях Министерства внутренних дел и связанных с ним агентств, 1997 г., в дополнение к HR 3662» (PDF) . п. 28 . Проверено 30 ноября 2010 г.
Комитет не предоставил финансирования для мероприятий по подсчету толпы, связанных с собраниями, проводимыми на федеральной территории в Вашингтоне, округ Колумбия. Если организаторы мероприятия хотят получить оценку количества людей, участвующих в их мероприятии, то этим организаторам следует нанять частную фирму для проведения граф.
{{cite web}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link). Note: The Department of the Interior and Related Agencies Appropriations Bill, 1997 (H.R. 3662), was incorporated into the «Закон о сводных консолидированных ассигнованиях, 1997 г. (Государственный закон 104-208, 30 сентября 1996 г.)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2010 г. , на 110 СТАТ. 3009-181. - ^ Амана, Гарри. «Успех Марша миллиона человек: СМИ упускают из виду реальную историю, сосредотачиваясь на противоречиях». Проблемы чернокожих в высшем образовании 12.18 (1995): 40-. ПроКвест. Веб. 26 апреля 2013 г.
- ^ Янси, Джордж. «Анализ раскола между Фарраханом и евреями: евреи должны признать Фаррахана законным черным лидером». Philadelphia Tribune : 6. 28 ноября 1995 г. ProQuest. Веб. 26 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Фаррахан на марше» . Newsweek . 08.10.1995 . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Лакайо, Ричард и Сэм Эллис. «Я тоже пою Америку. (История на обложке)». Time 146.18 (1995): 32. Академический поиск завершен. Веб. 26 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Э. Фрэнсис Уайт (2001). Темный континент наших тел: черный феминизм и политика респектабельности . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-56639-880-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Нил, Марк (2005). Новый черный человек . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 16, 17 . ISBN 0415971098 .
- ^ «20-летие Марша миллиона человек» . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ «20-я годовщина Марша миллиона человек призывает к реформе полиции» . ЦБС . 10 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Эрнст, Дуглас (25 июня 2015 г.). «Луи Фаррахан призывает спустить американский флаг» . Вашингтон Таймс . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Блоу, Чарльз (11 октября 2015 г.). «Марш миллиона человек, 20 лет спустя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Росс, Джанелл (11 октября 2015 г.). «Поразительный двухчасовой намотчик Луи Фаррахана на годовщине Марша миллиона человек» . Вашингтон Пост . Проверено 4 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уиллис, Дебора ; Коттман, Майкл Х. (1995). Марш миллиона человек . Нью-Йорк: Книги Crown Trade в мягкой обложке. ISBN 0-517-88763-0 .