Питру Пакша
Питру Пакша | |
---|---|
Наблюдается | Индусы |
Тип | индуистский |
Торжества | 16 лунных дней |
Обряды | Шраддха : почтение своим предкам, особенно посредством подношений еды. |
Дата | Бхадра, Кришна, Пратхама, Бхадра, Кришна, Амавасья |
Дата 2023 года | 29 сентября – 14 октября |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Галунган , Почитание мертвых |
Даты индуистских фестивалей | |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Питру Пакша ( санскрит : पित्र पक्षा , букв. «две недели предков по отцовской линии», IAST : Pitṛ paksha ), также пишется Питри Пакша , представляет собой 16-лунный дневной период в индуистском календаре , когда индуисты отдают дань уважения своим предкам ( питры). ), особенно через предложения еды. Период также известен как Питри Пакша / Питр-Пакша , Питри Покхо , Сора Шраддха («шестнадцать шраддх»), Канагат , Джития , Махалая , Апара Пакша и Ахадпак . [2] [3] [4]
Индусы считают Питру Пакшу неблагоприятным, учитывая совершаемый во время церемонии смертельный обряд, известный как Шраддха или Тарпана . и западной Индии он приходится на второй пакша (две недели) индуистского лунного месяца Бхадрапада В южной (сентябрь) и следует за две недели сразу после Ганеша Утсава . Он начинается в Пратипаде (первый день двух недель) и заканчивается безлунным днем, известным как Сарвапитри Амавасья , Питри Амавасья , Педдала Амавасья или Махалайя Амавасья (просто Махалайя ). В большинстве лет осеннее равноденствие приходится на этот период, т.е. переходы Солнца. из северного в южное полушарие в этот период. В Северной Индии и Непале, а также в культурах, следующих календарю Пурниманта или солнечному календарю, этот период может соответствовать убывающей половине лунно-солнечного месяца Ашвина , а не Бхадрапада.
Астрономическая основа
[ редактировать ]Согласно индуистским традициям, южная небесная сфера посвящена предкам (питру). Следовательно, момент перехода Солнца с севера небесной сферы на юг считается началом дня предков . Этот момент считается священным, что требует совершения особых религиозных обрядов. Чаще всего этот транзит происходит во время Бхадрапада маса Кришна пакша (согласно традиции аманта) / Ашвина маса Кришна пакша (согласно традиции пурниманта). Следовательно, эта пакша была обозначена как Питру-пакша, и в течение всего этого периода индуисты совершают особые религиозные обряды.
Легенда
[ редактировать ]В индуизме души трех предыдущих поколений предков обитают в Питрилоке , царстве между небом и землей. Этим царством управляет Яма , бог смерти, который забирает душу умирающего человека с земли в Питрилоку . Только этим трем поколениям даются обряды Шраддхи, в которых Яма играет значительную роль. [5] В Питру Пакше возносятся молитвы о мокше как для предков, так и для тех, кто выполняет ритуалы. [6] По мнению Свами Шивананды , Питру Пакша увеличивает наслаждение душ, остающихся на небесах до прохождения сансары или перерождения, или смягчает страдания находящихся в других мирах; в случае, если эти души приняли новое рождение сразу после смерти, Шраддха добавляет им счастья в новом рождении. [7]
Согласно священным индуистским эпосам , в начале Питру Пакши Солнце входит в знак зодиака Дева (Канья). Считается, что одновременно с этим моментом духи покидают Питрилоку и обитают в домах своих потомков в течение месяца, пока Солнце не войдет в следующий зодиак — Весы ( Тула ) — и не наступит полнолуние. Ожидается, что индусы умилостивят предков в первой половине, в темные две недели. [3] [8]
Когда легендарный даритель Карна умер в эпической войне Махабхараты и его душа вознеслась на небеса, его мучил сильнейший голод, но любая еда, к которой он прикасался, мгновенно становилась золотой. Карна и Сурья пошли к Индре и спросили его о причине этой ситуации. Индра сказал Карне, что он всю свою жизнь жертвовал золото, но никогда не жертвовал еду своим предкам в шраддхе. Следовательно, предки Куру, застрявшие в подвешенном состоянии, прокляли его. Карна сказал, что, поскольку он не знал о своем происхождении, он никогда ничего не жертвовал в память о них. Чтобы загладить свою вину, Карне разрешили вернуться на землю на 15 дней, чтобы он мог совершить им шраддху и пожертвовать еду и воду в их память. Этот период теперь известен как Питру Пакша. [9] В некоторых легендах Яма заменяет Индру. [10]
Значение
[ редактировать ]Совершение Шраддхи сыном во время Питру Пакши индусы считают обязательным, чтобы гарантировать, что душа предка попадет на небеса. В этом контексте в писании Гаруда-пураны говорится: «Нет спасения человеку без сына». [5] Священные писания проповедуют, что домовладелец должен умилостивлять предков ( питрис ), а также богов ( дэвов ), стихий ( бхута ) и гостей. [2] В писании «Маркандея Пурана» говорится, что если предки будут довольны шраддхами, они даруют здоровье, богатство, знание и долголетие, а в конечном итоге — рай и спасение ( мокшу ). исполнителю [3]
Выполнение обрядов Сарвапитри амавасья также может компенсировать забытую или пренебрегаемую ежегодную церемонию Шраддхи, которая в идеале должна совпадать с годовщиной смерти умершего. По мнению Шармы, церемония занимает центральное место в концепции родословной. Шраддха включает в себя подношения трем предыдущим поколениям — путем произнесения их имен — а также предку линии ( готре ). Таким образом, человек узнает в своей жизни имена шести поколений (трех предыдущих поколений, своего собственного и двух последующих поколений — своих сыновей и внуков), подтверждая родословные связи. [2] Антрополог Уша Менон из Университета Дрекселя выдвигает аналогичную идею: Питру Пакша подчеркивает тот факт, что предки, нынешнее поколение и их следующее будущее поколение связаны кровными узами. Нынешнее поколение отдает долг предкам в Питру Пакше. Этот долг считается чрезвычайно важным наряду с долгом человека перед своим гуру и родителями. [11]
Бенгальское значение
[ редактировать ]В Бенгалии (бенгальский: মহালয়া) (Махалая Амавасья) обычно знаменует собой Махалая начало празднования Дурга Пуджи . Дурга Пуджа, крупнейший праздник бенгальцев, отмечается ежегодно в течение индуистского календарного месяца Ашвин (сентябрь и октябрь). Празднование начинается с Махалаи. [12] Махалайя — день, когда богиня Дурга считается, что спустилась на Землю. Бенгальцы традиционно просыпаются рано утром в Махалаю, чтобы читать гимны из писания Деви Махатмья (Чанди). [13] Каждая бенгальская семья просыпается на рассвете, чтобы послушать сборник песен и мантр, известный как Махисасурамардини , в котором рассказывается о рождении богини Дурги и о возможной победе над королем демонов Махишасурой . [14] Подношения предкам совершаются дома и во время пуджи ( мандапов временных святынь). [15] [16]
Правила Шраддхи
[ редактировать ]Когда и где
[ редактировать ]Шраддха совершается в определенный лунный день во время Питру Пакши, когда умер предок - обычно родитель или дедушка и бабушка по отцовской линии. Есть исключения из правила лунных дней; Особые дни отводятся для людей, умерших определенным образом или имевших определенный статус в жизни. Чаута Бхарани и Бхарани Панчами , четвертый и пятый лунные сутки соответственно, посвящены людям, умершим в прошлом году. Авидхава навами («Неовдовевший девятый»), девятый лунный день, предназначен для замужних женщин, умерших раньше мужа.
Вдовцы приглашают женщин -браминов в качестве гостей на шраддху своей жены. Двенадцатый лунный день – для детей и подвижников, отрекшихся от мирских удовольствий. Четырнадцатый день известен как Гхата Чатурдаши или Гаяла Чатурдаши и предназначен для людей, убитых от оружия, на войне или перенесших насильственную смерть. [3] [5]
Сарвапитри амавасья (день новолуния всех предков) предназначен для всех предков, независимо от лунного дня, в который они умерли. Это самый важный день Питру Пакши. [3] [5] Те, кто забыл совершить шраддху, могут сделать это в этот день. Ритуал шраддхи, проводимый в этот день, считается таким же плодотворным, как и ритуал, проводимый в священном городе Гая , который считается особым местом для проведения обряда и где в период Питру Пакша проводится ярмарка. [4]
Матамаха («отец матери») или Даухитра («сын дочери») также отмечают первый день месяца Ашвин и начало светлых двухнедельников. Оно присваивается внуку умершего деда по материнской линии. [3] [5]
Ритуал проводится также в годовщину смерти предка. Шраддха совершается только в полдень, обычно на берегу реки или озера или в собственном доме. [5] Семьи также могут совершить паломничество в такие места, как Варанаси и Гая, чтобы совершить Шраддху. [3] [4] [17] Ежегодная Питру Пакша Мела в Гае на берегу реки Фалгу . Паломники со всех уголков страны посещают Кая, чтобы предложить Пинду своим предкам. По оценкам Департамента туризма Бихара, ежегодно во время Питру Пакша Мела в город Гая прибывает от 5 000 000 до 75 000 000 паломников. [18]
Кто и для кого
[ редактировать ]Крайне важно, чтобы Шраддху исполнял сын — обычно старший — или родственник мужского пола по отцовской ветви семьи, ограниченный тремя предыдущими поколениями. Однако в Сарвапитри амавасья или матамаха сын дочери может предложить Шраддху по материнской линии своей семьи, если в семье его матери отсутствует наследник мужского пола. [3] [5] Некоторые касты совершают шраддху только в течение одного поколения. [3] Прежде чем совершить обряд, мужчина должен был пройти церемонию священного шнура . Поскольку церемония считается неблагоприятной из-за ее связи со смертью, королевской семье Катча , королю или наследникам престола запрещено проводить Шраддху. [5]
Еда
[ редактировать ]Подношения еды предкам обычно готовятся в серебряных или медных сосудах и обычно помещаются на банановый лист или чашки из сушеных листьев. Еда должна включать кхир (разновидность сладкого риса и молока), лапси (сладкую кашу из пшеничных зерен), рис, дал (чечевицу), весеннюю фасоль ( гуар ) и желтую тыкву (тыкву). [5]
Ритуалы Шраддхи
[ редактировать ]Мужчина, совершающий шраддху, должен заранее принять очищающую ванну и носить дхоти . Он носит кольцо из травы дарбха . Затем предков призывают поселиться в кольце. Шраддху обычно совершают с обнаженной грудью, так как во время церемонии положение священного шнура, который он носит, приходится несколько раз менять. Шраддха включает в себя пинда дану , которая представляет собой подношение предкам пинд (шарики из приготовленного риса и ячменной муки, смешанные с топленым маслом и семенами черного кунжута), сопровождающееся высвобождением воды из руки. За ним следует поклонение Вишну (в форме травы дарбха , золотого изображения или камня Шалиграма ) и Ямы. Затем делается подношение еды, приготовленной специально для церемонии на крыше. Подношение считается принятым, если прилетит ворона и сожрет пищу; Считается, что птица является посланником Ямы или духа предков. [3] Корову и собаку также кормят, а жрецам- браминам также предлагают еду. После того, как предки (ворона) и брамины поели, члены семьи могут приступить к обеду. [5]
Другие практики
[ редактировать ]Некоторые семьи также проводят ритуальное чтение писаний, таких как Бхагавата-пурана и Бхагавад-гита . [5] [19] Другие могут заниматься благотворительностью и преподносить подарки священникам или платить им за чтение молитв о благополучии предков. [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ От Пурнимы до Дней Амавасьи Шраддхи
- ^ Jump up to: а б с Шарма, Уша (2008). «Махалая» . Фестивали в индийском обществе . Том. 2. Публикации Миттал. стр. 72–73. ISBN 978-81-8324-113-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Андерхилл, ММ (2001). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 112–116. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ^ Jump up to: а б с Видьярати, LP (1978). Священный комплекс в Хинду Гайе . Концептуальное издательство. С. 13, 15, 33, 81, 110.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дилипсингх, Канзас (2004). Кач на фестивале и обычае . Публикации Хар-Ананда. стр. 61–64. ISBN 978-81-241-0998-4 .
- ^ Смит, Р.В. (30 сентября 2019 г.). «Ритуал поклонения предкам» . Индус . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Шивананда Сарасвати (2008). Могу ли я ответить на это? . Общество Божественной Жизни. ISBN 978-8170521044 .
Питри остаются на небесах, Питри Локе или Чандра Локе, в течение очень длительного периода времени. Наслаждения на небесах и покой ушедшей души усиливаются проведением церемонии Шраддхи. Точно так же страдания ушедшей души в мирах, отличных от небес, смягчаются проведением церемонии Шраддхи его сыновьями. Таким образом, в обоих случаях исполнение Шраддхи является большим подспорьем. И даже если человек принимает новое рождение сразу после своей смерти, что случается в редких случаях, исполнение Шраддхи добавляет ему счастья в новом рождении.
- ^ Шастри, С.М. Натеса (1988). Индуистские праздники, посты и церемонии . Азиатские образовательные услуги. стр. 15–17. ISBN 978-81-206-0402-5 .
- ^ Чаутурведи, БК (2006). «Лучшая благотворительность: Еда и вода» . Сказки из Вед и других Священных Писаний . Diamond Pocket Books (P) Ltd., стр. 192–193. ISBN 978-81-288-1199-9 .
- ^ Чаттерджи, Дипам (18 сентября 2009 г.). «Говорящее дерево: Махалая Амавасья и Наваратри: Легенда о Карне» . Таймс оф Индия . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Менон, Уша (2003). «Мораль и контекст: исследование индуистских представлений» . В Вальсинере, Яан; Коннолли, Кевин Дж. (ред.). Справочник по психологии развития . МУДРЕЦ. п. 446. ИСБН 978-0-7619-6231-1 .
- ^ «Махалая 2022: вот все, что вам нужно знать об этом благоприятном дне» .
- ^ «Бирендра Кришна Бхадра: Божественный голос, возвещающий пение Махалаи для поколений бенгальцев на протяжении более 90 лет» .
- ^ «Для бенгальцев Махалая — это не просто прелюдия к 10-дневному фестивалю, но и день возвращения Маа Дурги на родину» .
- ^ Шарма, СП; Гупта, Сима (2006). «Дурга Пуджа: Махалайя» . Ярмарки и фестивали Индии . Пустак Махал. п. 38. ISBN 978-81-223-0951-5 .
- ^ ТНН (19 сентября 2009 г.). «Махалая возвещает дух Пуджи» . Таймс оф Индия . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ Джастис, Кристофер (1997). Умереть хорошей смертью: паломничество, чтобы умереть в Священном городе Индии . СУНИ Пресс. п. 43. ИСБН 978-0-7914-3261-7 .
- ^ «Гая проведет Питри Пакша Мела 2013 с 18 сентября» . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Брайант, Клифтон Д. (2003). Справочник смерти и умирания . МУДРЕЦ. п. 647. ИСБН 978-0-7619-2514-9 .