На пути к африканской революции
![]() Первое издание (французский) | |
Автор | Франц Фанон |
---|---|
Оригинальное название | За африканскую революцию |
Язык | Французский |
Опубликовано | 1964 |
Издатель | Франсуа Масперо |
Место публикации | Франция |
ISBN | 0-8021-3090-9 |
На пути к африканской революции ( фр . Pour la Revolution Africaine ) — сборник эссе Франца Фанона , опубликованный в 1964 году. [ 1 ] после смерти Фанона. Очерки в книге были написаны в период с 1952 по 1961 год, между выходом в свет двух его самых известных произведений — «Черная кожа», «Белые маски» и «Несчастные Земли» . Фанон расширяет темы колонизации, расизма, деколонизации, африканского единства и алжирской революции в эссе, большая часть которых написана им во время написания статей для « Эль Муджахид» , официальной газеты ФНО .
Краткое содержание
[ редактировать ]Очерки книги «На пути к африканской революции» разделены на пять разделов, примерно сгруппированных по темам и способам оригинальной публикации. Они помогают проследить эволюцию мысли Фанона с течением времени, от его лет работы психиатром до периода, когда он активно работал на ФНО, и до его изгнания из Алжира в Тунис . Большая часть произведений посвящена его политической теории оппозиции колониализму как дегуманизирующей силе, которую невозможно реформировать, а также тому, как, по его мнению, африканцы должны противостоять колониализму.
Проблема колонизированных
[ редактировать ]Первый раздел книги (по-французски: Lecolonisé en questions) посвящен взглядам посторонних на жителей Северной Африки. Фанон якобы написал лишь два других эссе на эту тему, но одно из них, «Жители Вест-Индии и африканцы», на самом деле написал Пьер Шоле . [ 2 ] Фанон не хотел писать статью, но ее ошибочно приписали ему после того, как она была анонимно опубликована в « Эль-Муджахиде» . [ нужна ссылка ]
В своем эссе «Североафриканский синдром» Фанон бросил вызов предубеждениям французских врачей в отношении алжирцев и других жителей Северной Африки, чьи жалобы на болезни или боли часто воспринимались как нытье или лень. [ 2 ] Многие европейские психиатры пришли к выводу, что африканцам суждено быть менее умными и менее эмоционально стабильными, чем европейцы, и такой подход испортил их профессиональную практику. [ 3 ] Написанный, когда Фанон еще учился на психиатра, он конструирует воображаемого стереотипного араба в сознании французских врачей, которые считали себя более цивилизованными: [ 4 ] «Кто они, эти существа, жаждущие человечества, которые стоят на границах (хотя я знаю по опыту, что они ужасно различимы) полного признания?» [ 5 ] Это одна из ранних работ Фанона, и она представляет собой часть его оригинальных размышлений об институциональной и социальной природе колониализма, который был наиболее опасен для африканцев, а также смесь политической мысли и психологического опыта, которые он смешивал на протяжении всей своей жизни. . [ 4 ] [ 6 ]
Расизм и культура
[ редактировать ]Второй раздел, «Расизм и культура» (фр. Racisme et Culture), представляет собой единственную речь, произнесенную Фаноном в 1956 году на первом Конгрессе чернокожих писателей и художников, и первоначально она была опубликована в специальном выпуске журнала Présence Africaine . [ 7 ] Его центральная мысль заключается в том, что расизм «является лишь одним элементом более обширного целого: систематизированного угнетения народа». [ 5 ] Его целью являются попытки многих европейских колониальных правительств (особенно французских) доказать, что они не придерживаются расистских предрассудков, продолжая при этом колонизировать чужие земли и экспортировать свою собственную культуру как лучший выбор. Фанон видел логическую невозможность того, чтобы кто-то отказался от расистских идей и одновременно участвовал в системе или институте, построенном на расизме, например, в колониализме.
Для Алжира
[ редактировать ]Этот краткий раздел (по-французски: Pour l'Algérie) состоит из пары писем, которые Фанон написал французским жителям Алжира, в которых подробно описываются проблемы их взглядов на страну. Первое, «Письмо французу», объясняет «существенное невежество», которое французы имели в отношении коренных алжирцев, которых они обычно считали беспомощными животными и никогда не устанавливали с ними близких отношений. [ 5 ] Вероятно, письмо было отправлено Р. Лакатону, французскому психиатру, работавшему в той же психиатрической больнице, что и Фанон в Блиде (с тех пор больница носит имя Фанона). [ 2 ]
Вторая половина этого раздела представляет собой заявление об отставке, которое Фанон отправил в 1956 году, чтобы объявить, что он больше не может добросовестно заниматься психиатрией для французского колониального правительства. [ 5 ] Центральной проблемой, с которой он столкнулся, была, как выразился один ученый, «тщетность практики психиатрии в такой колониальной ситуации». [ 8 ] Фанон не видел никакой практической пользы в помощи отдельным алжирцам, когда колониальная система, в которой он работал, наносила вред психическому здоровью всего населения. Работа в больнице, вероятно, ускорила или повлияла на его решение официально отказаться от колониального предприятия и сразу присоединиться к ФНО, поскольку его обязанности в больнице заставили его воочию увидеть психические и физические последствия войны, особенно пыток, применявшихся французами. силы, действовавшие на борцов за независимость Алжира. [ 3 ]
На пути к освобождению Африки
[ редактировать ]Двадцать эссе Фанона, в которых объясняется движение от противостояния колониализму к активной работе по его прекращению в Алжире и других странах, собраны в разделе под названием «На пути к освобождению Африки» (франц.: Vers la libération de l'Afrique), который занимает большую часть На пути к африканской революции . Большинство этих эссе изначально были опубликованы анонимно в «Эль-Муджахиде» как для защиты его личности, так и в качестве «выражения революционной солидарности». [ 9 ]
В этой части книги Фанона особенно беспокоит применение пыток французскими колониальными властями против алжирцев. [ 9 ] Он утверждал, что пытки были не исключительным недостатком войны, а «выражением и средством отношений оккупантов и оккупантов». [ 5 ] По словам Фанона, пытки были крайней чертой колониальных отношений, но не было никакого способа оправдать колониализм без молчаливого согласия на применение пыток. Он особенно раскритиковал французов, выступавших против пыток в Алжире, на том основании, что они, по словам Фанона, создают «колоссальную дегуманизацию французской молодежи», превращая французских солдат в монстров, вместо того, чтобы сказать, что центральной проблемой пыток является причиняемая им несправедливость. против алжирцев. [ 5 ] Эта позиция была несколько спорной, когда Фанон первоначально опубликовал ее в «Эль-Муджахиде» , поскольку она, вероятно, оттолкнула бы многих французских левых, которые в противном случае могли бы больше поддерживать революционеров в Алжире. [ 9 ]
В других эссе Фанон предупреждал об опасностях, которые неоколониализм представляет для номинально свободных государств: европейские лидеры продемонстрировали «принятие номинального суверенитета и абсолютный отказ от реальной независимости», когда их колонии пытались отделиться. [ 5 ] Экономическое господство заменило бы формальный политический контроль, так что бывшие колонии все еще выживали во власти старых держав, и это было бы оправдано с точки зрения сохранения прав поселенцев. [ 5 ] Конкуренция за ресурсы и периодические военные интервенции со стороны могущественных государств в их бывших колониях оправдывают еще больший неоколониализм, поскольку они осознают стратегическую необходимость создания и поддержания сфер влияния.
Африканское единство
[ редактировать ]Последний раздел, «Африканское единство» (по-французски: Unité africaine), включает две работы о том, как африканские страны могли сотрудничать в военном отношении во время и после окончания формального европейского колониализма. [ 5 ] Первая часть представляет собой журнал путешествий Фанона по Африке, когда он работал дипломатом в ФНО во время войны в Алжире. Он заключает, что колониализм можно полностью победить только посредством приверженности африканскому единству и марксистской идеологии. [ 10 ] или могущественные граждане каждой новой независимой страны начнут войны друг с другом: «Триумфирующий средний класс — самый стремительный, самый предприимчивый, самый аннексионистский в мире». [ 5 ]
Фанон также обсуждает свержение и убийство Патриса Лумумбы , первого премьер-министра Демократической Республики Конго . [ 5 ] Критической ошибкой в ответе африканских стран на спровоцированное Бельгией повстанческое движение в Конго было сотрудничество с Организацией Объединенных Наций для поддержания мира в стране, поскольку Организация Объединенных Наций, по словам Фанона, «является правовой картой, используемой империалистическими интересами». когда карта грубой силы не удалась». [ 5 ] Африканским странам нужен был собственный инструмент военного и дипломатического единства, чтобы они могли реагировать на африканские проблемы, не полагаясь на институты, созданные и находящиеся под доминированием колониальных держав.
Прием
[ редактировать ]Книга «На пути к африканской революции» была опубликована через несколько лет после смерти Фанона. Примерно в это время он стал особенно популярным мыслителем в англоязычном мире, и сочетание его популярности и революционного характера его идей побудило одного современного комментатора назвать его «современным Марксом». [ 11 ] Этот рецензент особенно отметил эволюцию мысли Фанона на протяжении всей книги по мере развития Алжирской войны. [ 11 ] Его популярность была особенно заметна в американских университетах, как и остается сегодня, а его произведения в основном читают на английском языке. [ 12 ] Другой писатель назвал его «легендарным героем» всего через три года после его смерти от рака. [ 13 ]
Сама книга не получила высокой оценки, так как представляла собой скорее сборник разрозненных эссе, чем «Черная кожа», «Белые маски» или «Несчастные земли» , но рецензенты отметили, что сочинение Фанона по-прежнему превосходно, а отдельные эссе по-прежнему ценны. [ 13 ] Другие говорили, что, поскольку объем этого сборника дает более полное представление о Фаноне и его развитии с течением времени, он послужит хорошим введением в жизнь Фанона, пока не будет написана настоящая, всеобъемлющая биография. [ 11 ]
Как и другие работы Фанона, «На пути к африканской революции» повлиял на мышление чернокожих лидеров в Соединенных Штатах. Стокли Кармайкл прямо сослался на предсказания Фанона о неоколониализме и фундаментальном расизме колониализма, предупредив, что людям, которые сами не являются расистами, нельзя доверять, если они все еще являются частью институтов, построенных на расизме. [ 14 ] Джордж Джексон и Бобби Сил также регулярно цитировали Фанона в своих произведениях. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К., Онвуанибе, Ричард (1983). Критика революционного гуманизма: Франц Фанон . Сент-Луис, Миссури, США: WH Green. ISBN 978-0875272962 . ОСЛК 10430937 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Алиса., Черки (2006). Франц Фанон: портрет . Бенабид, Надя. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801440380 . OCLC 62282087 .
- ^ Перейти обратно: а б Булхан, Хусейн Абдиллахи (1985). Франц Фанон и психология угнетения . Нью-Йорк: Пленум Пресс. ISBN 978-0306419508 . OCLC 12421581 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Мази (лето 2007 г.). «Заявление совести: Североафриканский синдром Франца Фанона». Человеческая архитектура . 5 :83–88. ПроКвест 210148480 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фанон, Франц (1967). На пути к африканской революции: политические очерки . Шевалье, Хокон, 1902–1985, Масперо, Франсуа, 1932- (изд. New Evergreen). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0802130907 . OCLC 17353319 .
- ^ Маккалок, Джок (1983). Черная душа, белый артефакт: Клиническая психология и социальная теория Фанона . Кембридж [Кембриджшир]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521247009 . ОСЛК 8709295 .
- ^ Фанон, Франц (1964). За африканскую революцию: политические сочинения . Париж: Ф. Масперо. ISBN 978-2707100658 . ОСЛК 11199338 .
- ^ Хансен, Эммануэль (1976). «Свобода и революция в мысли Франца Фанона» (PDF) . Уфахаму: Журнал африканских исследований . 7 : 114–142.
- ^ Перейти обратно: а б с Гендзье, Ирен Л. (1973). Франц Фанон: критическое исследование (1-е изд. Evergreen). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0394624532 . OCLC 9196966 .
- ^ Саид, Эдвард (1994). «Переосмысление теории путешествий». Критические реконструкции: соотношение вымысла и жизни . Полхемус, Роберт М., Хенкл, Роджер Б. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804722438 . ОСЛК 28292867 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, RW (июль 1968 г.). «Обзор работы: На пути к африканской революции Франца Фанона и Хокона Шевалье». Дела Африки . 67 (268): 260–261. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095766 . JSTOR 719917 .
- ^ Переосмысление Фанона: продолжающийся диалог . Гибсон, Найджел К. Амхерст, Нью-Йорк: Humanity Books. 1999. ISBN 978-1573927086 . OCLC 40744369 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Альпорт, ZA (июль 1965 г.). «Проверенная работа». Международные дела . 41 (3): 568–571. дои : 10.2307/2609869 . JSTOR 2609869 .
- ^ Джозеф, Пениэль Э. (2014). Стокли: жизнь Нью-Йорк: Основные книги Civitas. ISBN 9780465013630 . OCLC 858672469 .
- ^ Хау, Стивен (1998). Афроцентризм: мифическое прошлое и воображаемые дома . Лондон: Версо. ISBN 978-1859848739 . ОСЛК 39218052 .
- Сборники эссе
- Очерки 1964 года
- Французские эссе
- Работы о Французской колониальной империи.
- Работы об Африке
- Работы о расизме
- Работы о революциях
- Французская философия
- Африканская философия
- Книги Франца Фанона
- Марксистские книги
- Панафриканизм
- Алжирские революционеры
- Африканские революционеры
- Работы об Алжирской войне