Экзистенциальный нигилизм

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Экзистенциальный нигилизм — это философская теория, согласно которой жизнь не имеет объективного смысла или цели. [1] Присущая жизни бессмысленность в значительной степени исследуется в философской школе экзистенциализма , где человек потенциально может создать свой собственный субъективный «смысл» или «цель». Предполагаемый конфликт между нашим стремлением к смыслу и реальностью бессмысленного мира исследуется в философской школе абсурдизма . Из всех видов нигилизма экзистенциальный нигилизм получил наибольшее литературное и философское внимание. [2]

История [ править ]

Экклезиаст в Библии широко исследует бессмысленность жизни. [3]

Слова Учителя, сына Давида, царя Иерусалимского:

« Бессмысленно ! Бессмысленно!» — говорит Учитель. «Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно».

Что люди получают от всех своих трудов над чем они трудятся под солнцем?

Поколения приходят и уходят, но земля останется навсегда.

Солнце встает и садится, и спешит обратно туда, где он поднимается.

Ветер дует на юг и поворачивает на север; Это происходит по кругу, никогда не возвращаясь на свой курс.

Все ручьи текут в море, однако море никогда не переполняется. Туда, откуда берутся ручьи, туда они возвращаются снова.

Все дела утомительны, больше, чем можно сказать. Глазу никогда не хватает зрения, и ухо не наполнилось слухом.

То, что было, будет снова, то, что было сделано, будет сделано снова; нет ничего нового под солнцем.

Есть ли что-нибудь, о чем можно сказать, «Смотрите! Это что-то новое»? Это уже было здесь, давным-давно; оно было здесь до нашего времени.

Никто не помнит прежние поколения, и даже те, которые еще впереди не запомнится

теми, кто следует за ними.

В эпоху Возрождения Уильям Шекспир обобщил точку зрения экзистенциального нигилиста через мировоззрение Макбета в конце одноименной пьесы . [4]

Завтра, и завтра, и завтра ,
Ползает в этом мелком темпе изо дня в день
До последнего слога записанного времени,
И все наши вчерашние дни зажгли дураков
Путь к пыльной смерти. Гасите, гасите, короткая свеча!
Жизнь - всего лишь ходячая тень, плохой игрок
Это выставляет напоказ и беспокоит свой час на сцене
И больше ничего не слышно: это сказка
Рассказанный идиотом, полный шума и ярости,
Ничего не означающее.

Философ Дэвид Юм сказал: [5]

Но жизнь человека не имеет для Вселенной большего значения, чем жизнь устрицы.

Артур Шопенгауэр , Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше далее развили эти идеи, и, в частности, Ницше стал важной фигурой в экзистенциальном нигилизме. Вместе с Кьеркегором была разработана концепция абсурдизма , объясняющая концепцию людей, пытающихся найти смысл в бессмысленном мире.

Атеистическое экзистенциалистское движение распространилось во Франции 1940-х годов. Жан-Поль Сартр « Бытие и ничто» и Альбер Камю « Миф о Сизифе» обсуждали эту тему. [1] Сартр и Камю расширили тему абсурдизма . Камю написал дальнейшие произведения, такие как «Незнакомец» , «Калигула» , «Чума» , «Падение» и «Бунтарь» . [6] Другие фигуры включают Мартина Хайдеггера и Жака Деррида . Кроме того, Эрнеста Беккера труд жизни «Отрицание смерти», получивший Пулитцеровскую премию , представляет собой сборник мыслей об экзистенциальном нигилизме.

Общей нитью в литературе экзистенциалистов является преодоление эмоциональной боли, возникающей в результате нашего противостояния с небытием, и они потратили огромную энергию, отвечая на вопрос, возможно ли это пережить. Их ответом было квалифицированное «да», защищающее формулу страстной приверженности и бесстрастного стоицизма .

Аргументы [ править ]

Шопенгауэр утверждал, что тот факт, что мы чувствуем скуку, показывает присущую жизни бессмысленность, поскольку, если бы жизнь сама по себе имела ценность, мы бы не чувствовали скуки: [7]

Человеческая жизнь, должно быть, является какой-то ошибкой. Истинность этого будет достаточно очевидна, если мы только вспомним, что человек представляет собой смесь нужд и потребностей, которые трудно удовлетворить; и что даже когда они удовлетворены, все, что он получает, — это состояние безболезненности, когда ему не остается ничего, кроме предания скуке. Это прямое доказательство того, что существование само по себе не имеет реальной ценности; ибо что такое скука, как не ощущение пустоты жизни? Если бы жизнь — жажда которой является самой сутью нашего существа — обладала бы какой-либо положительной внутренней ценностью, то вообще не было бы такой вещи, как скука: простое существование удовлетворяло бы нас само по себе, и мы ни в чем не нуждались бы. Но на самом деле мы не получаем удовольствия от существования, кроме тех случаев, когда мы за что-то боремся; и тогда расстояние и трудности, которые предстоит преодолеть, заставляют нашу цель выглядеть так, как будто она нас удовлетворяет, — иллюзия, которая исчезает, когда мы ее достигаем; или же когда мы заняты каким-нибудь чисто интеллектуальным интересом, когда в действительности мы вышли из жизни, чтобы взглянуть на нее со стороны, во многом подобно зрителям в спектакле. И даже само чувственное наслаждение означает не что иное, как борьбу и стремление, прекращающееся в тот момент, когда его цель достигнута. Всякий раз, когда мы не занимаемся одним из этих способов, а обращаемся к самому существованию, его тщеславная и бесполезная природа становится нам ясной; и это то, что мы подразумеваем под скукой. Тяга к всему странному и необычному — врожденная и неистребимая тенденция человеческой природы — показывает, как мы рады всякому прерыванию этого естественного хода дел, который так утомителен.

Теория претендует на описание человеческой ситуации для создания жизненного мировоззрения и создания смысла, что можно резюмировать следующим образом: «Как бы мы ни старались, нервничать и обманывать себя, наша жизнь не имеет никакого значения, и бесполезно искать или утвердить смысл там, где его невозможно найти». [8] Экзистенциальные нигилисты утверждают, что, если быть честным, человек должен признать абсурдность существования, что он в конечном итоге умрет, и что и религия , и метафизика являются просто результатами страха смерти и попыток найти смысл в бессмысленной вселенной. [2]

Нигилисты утверждают, что неизбежность смерти делает бессмысленными все амбиции в жизни.

По мнению Петера Весселя Цапффе , люди рождаются с чрезмерно развитыми навыками (пониманием, самопознанием), которые не вписываются в . замысел природы Человеческое стремление к оправданию в таких вопросах, как жизнь и смерть, не может быть удовлетворено, следовательно, у человечества есть потребность, которую природа не может удовлетворить. Трагедия, согласно этой теории, заключается в том, что люди проводят все свое время, пытаясь не быть людьми. Таким образом, человек представляет собой парадокс .

В «Последнем мессии» Цапффе описал четыре основных защитных механизма, которые использует человечество, чтобы избежать столкновения с этим парадоксом:

  1. Изоляция — это «полностью произвольное исключение из сознания всех тревожащих и разрушительных мыслей и чувств».
  2. Закрепление — это «фиксация точек внутри или построение стен вокруг жидкой структуры сознания». Механизм якоря дает людям ценность или идеал, на которых они могут постоянно концентрировать свое внимание. Цапффе также применил принцип якоря к обществу и заявил, что «Бог, Церковь, Государство, мораль , судьба, законы жизни, люди, будущее» — все это примеры коллективных первичных якорных небосводов.
  3. Отвлечение — это когда «человек ограничивает внимание критическими рамками, постоянно увлекая его впечатлениями». Отвлечение концентрирует всю энергию человека на задаче или идее, чтобы не дать разуму сосредоточиться на самом себе.
  4. Сублимация — это переориентация энергии с негативных источников на позитивные. Индивиды дистанцируются и смотрят на свое существование с эстетической точки зрения (например, писатели, поэты, художники). Сам Цапффе отмечал, что его произведения являются продуктом сублимации.

По словам Дональда А. Кросби : [8]

[...] нет оправдания жизни, но и нет причин не жить. Те, кто утверждает, что нашел смысл в своей жизни, либо нечестны, либо заблуждаются. В любом случае они не способны противостоять суровой реальности человеческой ситуации.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Вейт, В. (2018). Экзистенциальный нигилизм: единственная действительно серьезная философская проблема – Журнал исследований Камю, 2018: 211–236. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.26965.24804
  2. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Стори (2011). «Нигилизм, природа и коллапс космоса» . Космос и история: журнал естественной и социальной философии . 7 (2): 6–25 . Проверено 4 февраля 2012 г.
  3. ^ «Экклезиаст 1» .
  4. ^ «Речь: «Завтра, и завтра, и завтра» Уильяма Шекспира» . 16 августа 2021 г.
  5. ^ Хьюм, Дэвид. «О самоубийстве» .
  6. ^ Перейти обратно: а б Алан Пратт (23 апреля 2001 г.). «Нигилизм» . Интернет-энциклопедия философии . Университет Эмбри-Риддла . Проверено 4 февраля 2012 г.
  7. ^ Шопенгауэр, Артур. «Очерки Артура Шопенгауэра: исследования пессимизма» .
  8. ^ Перейти обратно: а б Дональд А. Кросби (1 июля 1988 г.). Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-88706-719-8 . Проверено 29 января 2012 г.