Человек в поисках смысла
![]() Второе издание (1947 г.) | |
Автор | Виктор Э. Франкл |
---|---|
Оригинальное название | Психолог переживает концлагерь |
Переводчик | Ильза Лэш (Часть первая) |
Язык | немецкий |
Жанр | Автобиография , психотерапия |
Издатель | Издательство для молодежи и народа (Австрия) Бикон Пресс (английский) |
Дата публикации | 1946 (Вена, Австрия) 1959 (США) |
Место публикации | Австрия |
Страницы | 200 |
ISBN | 080701429X |
ОКЛК | 233687922 |
С последующим | Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии |
«Человек в поисках смысла» — это книга Виктора Франкла 1946 года, в которой рассказывается о его опыте пребывания в качестве узника в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны и описывается его психотерапевтический метод, который включал определение цели жизни каждого человека одним из трех способов: завершение задачи, забота о другом человеке или поиск смысла, достойно встречая страдания.
Франкл заметил, что среди сокамерников концентрационного лагеря те, кто выжил, смогли соединиться с какой-то целью в жизни, к которой они чувствовали себя позитивно, а затем погрузились в представление этой цели по-своему, например, в разговоре с (воображаемым) любимый человек. По мнению Франкла, то, как заключенный представлял себе будущее, влияло на его долголетие.
Книга призвана ответить на вопрос «Как повседневная жизнь в концлагере отразилась на сознании рядового узника?» Первая часть представляет собой анализ Франкла его опыта в концентрационных лагерях, а вторая часть представляет его идеи смысла и его теорию связи между здоровьем людей и их чувством смысла жизни. Он назвал эту теорию логотерапией существует множество институтов логотерапии , и сейчас в мире .
Согласно опросу, проведенному Клубом «Книга месяца» и Библиотекой Конгресса , «Человек в поисках смысла» входит в список «десяти самых влиятельных книг в Соединенных Штатах». [ 1 ] На момент смерти автора в 1997 году было продано более 10 миллионов экземпляров книги, и она была переведена на 24 языка. [ 2 ] [ 3 ]
Издания
[ редактировать ]Оригинальное название книги Ein Psycholog erlebt das Konzentrationslager («Психолог переживает концентрационный лагерь»). В более поздних немецких изданиях к названию добавлялся префикс Trotzdem Ja zum Leben Sagen («Тем не менее, скажи жизни «да»), взятый из строки из Das Buchenwaldlied, песни написанной Фридрихом Лёнер-Бедой , когда он был заключенным в Бухенвальде . [ 4 ] Название первого перевода на английский язык было « От лагеря смерти к экзистенциализму» . Обычное полное английское название книги — « Человек в поисках смысла: введение в логотерапию» , хотя этот подзаголовок часто не печатается на обложках современных изданий. [ 5 ]
Опыт пребывания в концлагере
[ редактировать ]Франкл выделяет три психологические реакции, которые в той или иной степени испытывают все заключенные:
- Шок на начальном этапе поступления в лагерь,
- Апатия после привыкания к лагерному существованию, в котором заключенный ценит только то, что помогает выжить ему и его друзьям, и
- Реакции деперсонализации , морального уродства, горечи и разочарования, если он выживет и будет освобожден. [ 6 ]
Франкл заключает, что смысл жизни находится в каждом моменте жизни; жизнь никогда не перестает иметь смысл, даже в страданиях и смерти. На сеансе групповой терапии во время массового голодания, которому подвергались заключенные лагеря, пытаясь защитить анонимного сокамерника от фатального возмездия со стороны властей, Франкл высказал мысль, что на каждого, кто находится в тяжелом состоянии, есть кто-то, кто смотрит вниз, друг, член семьи, или даже Бога, который рассчитывал не разочароваться. Франкл на основании своего опыта приходит к выводу, что психологические реакции заключенного являются результатом не только условий его жизни, но и свободы выбора, которой он всегда обладает даже в тяжелых страданиях. Внутренняя власть заключенного над его духовной сущностью основана на надежде на будущее, и как только заключенный теряет эту надежду, он обречен.
Франкл также заключает, что существуют только две расы людей: порядочные и неприличные. Ни одно общество не свободно ни от одного из них, и поэтому существовали «порядочные» нацистские охранники и «неприличные» заключенные, в первую очередь капо , которые пытали и оскорбляли своих товарищей по заключению ради личной выгоды.
Его заключительный отрывок в первой части описывает психологическую реакцию заключенных на их освобождение, которую он разделяет на три стадии. Первый — это деперсонализация — период адаптации, во время которого заключенный постепенно возвращается в мир. Поначалу освобожденные заключенные настолько оцепенели, что не могут ни понять, что означает свобода, ни эмоционально отреагировать на нее. Часть из них считает, что это иллюзия или мечта, которую у них отнимут. Во время своего первого набега за пределы бывшей тюрьмы заключенные поняли, что не могут постичь удовольствие. Цветы и реальность свободы, о которой они мечтали годами, были сюрреалистическими, их невозможно было уловить в их деперсонализации.
Тело — это первый элемент, который выходит из этой стадии, реагируя на это сильным аппетитом и желанием больше спать. Лишь после частичного восполнения тела разум наконец способен отреагировать, поскольку «чувство внезапно прорвалось сквозь странные оковы, которые его сдерживали» (с. 111).
Начинается вторая стадия, при которой возникает опасность деформации. Когда сильное давление на разум ослабевает, психическое здоровье может оказаться под угрозой. Франкл использует аналогию с ныряльщиком, внезапно выпущенным из барокамеры . Он рассказывает историю друга, который сразу же стал одержим идеей применить такое же насилие в отношении своих обидчиков, какое они причинили ему.
По возвращении домой заключенным приходилось бороться с двумя фундаментальными переживаниями, которые могли нанести вред их психическому здоровью: горечью и разочарованием. Последняя стадия — горечь по поводу отсутствия отзывчивости внешнего мира — «поверхностность и бесчувственность... настолько отвратительная, что наконец захотелось залезть в нору и больше не слышать и не видеть людей» (с. 113). ). Хуже было разочарование, открытие того, что страдания не кончаются, что вожделенное счастье не приходит. Таков был опыт тех, кто, как Франкл, вернувшись домой, обнаружил, что их никто не ждет. Надежда, которая поддерживала их на протяжении всего времени пребывания в концентрационном лагере, теперь исчезла. Франкл называет этот опыт самым трудным для преодоления.
Однако со временем опыт узника в концентрационном лагере превратился в кошмар, который он запомнил. Более того, он приходит к убеждению, что ему нечего бояться «кроме своего Бога» (с. 115).
Логотерапия: воля человека к смыслу
[ редактировать ]Центральной идеей поиска смысла человеком, описанной в первой части книги, является идея о том, что «воля человека к смыслу» является центральной и всеобъемлющей целью жизни каждого человека. Затем это распространяется на академическую дискуссию в Части II, озаглавленной «Логотерапия».
Прием
[ редактировать ]В опросе 1991 года, проведенном Библиотекой Конгресса и Клубом «Книга месяца» , «Человек в поисках смысла» был назван одной из 10 самых влиятельных книг в США. [ 7 ] На момент смерти Франкла в 1997 году было продано более 10 миллионов экземпляров книги, и она была переведена на 24 языка. По состоянию на 2022 год было продано 16 миллионов экземпляров книги, и она была напечатана на 52 языках. [ 8 ]
Гордон Олпорт , написавший предисловие к книге, назвал ее «жемчужиной драматического повествования», которая «дает убедительное представление о самом значительном психологическом движении наших дней». [ 9 ] Сара Бейкуэлл описывает это как «невероятно мощный и волнующий пример того, чем экзистенциалистская мысль в реальной жизни». на самом деле может быть [ 10 ] в то время как Мэри Фулбрук хвалит «то, как [Франкл] исследует важность смысла жизни как ключа к выживанию». [ 11 ]
Однако некоторые аспекты книги вызвали критику. Одна из главных идей Франкла в книге заключается в том, что позитивный настрой делает человека более подготовленным к выживанию в лагерях. Ричард Миддлтон-Каплан сказал, что это подразумевает, намеренно или непреднамеренно, что те, кто умер, сдались, и что это проложило путь к идее о том, что евреи идут, как овцы, на бойню . [ 12 ] Аналитик Холокоста Лоуренс Л. Лангер критикует пропаганду Франклом логотерапии и говорит, что у книги проблемный подтекст. Он также обвиняет Франкла в том, что у него тон самовозвеличивания и общее бесчеловечное чувство отстраненности от учебы по отношению к жертвам Холокоста. [ 13 ] [ 14 ]
В своей книге «Вера в свободу » психиатр Томас Сас утверждает, что показания выжившего Франкла были написаны с целью ввести в заблуждение и вместо этого выдают намерение прозрачных усилий скрыть действия Франкла и его сотрудничество с нацистами, и что, по оценке Рауля Хильберга , основателя исследований Холокоста исторический отчет Франкла, Биньямина Вилькомирского , содержит искажения, подобные мемуарам , которые до этого были переведены на девять языков. будучи разоблачен как глубоко проблематичный (и, согласно наиболее радикальной интерпретации, «ложный») в книге Хилберга « Политика памяти » 1996 года . [ 15 ] Критика Саса Франкла не получила всеобщего признания. [ 16 ] Точно так же утверждения Хилберга были опровергнуты несколькими рецензентами. [ 17 ] Сравнение мемуаров Франкла и мемуаров Вилькомирского, приведенное Сасом, однако, можно было бы законно вообще отвергнуть как неуместную и вводящую в заблуждение аналогию, поскольку возникал (и оставался) вопрос о том, был ли Вилькомирский когда-либо узником концентрационного лагеря, тогда как этот В случае Франкла никогда не было вопроса: нет никаких сомнений в том, что он выжил.
Коротко: Противоречивые взгляды на природу памяти в экстремальных условиях, а также своего рода инстинктивный оппортунизм (ради выживания) или менталитет позитивного мышления , которые часто (можно даже сказать «обычно» или «почти всегда») коррелируют с длительное выживание в нацистских лагерях смерти, делает мемуары важным свидетельским документом во время Холокоста, но также подчеркивает, каким образом они демонстрируют когнитивные и психологические пределы представления такой ситуации, как истребление нацистов из «беспристрастный» взгляд от первого лица.
На основе предложения, опубликованного в книге «Человек в поисках смысла», предложенная Статуя ответственности была спроектирована скульптором из Юты Гэри Ли Прайсом и одобрена к строительству губернатором Юты. В книге Франкл делает следующее заявление о скульптуре:
Однако свобода – это не последнее слово. Свобода — это лишь часть истории и половина правды. Свобода — это лишь отрицательный аспект всего явления, позитивным аспектом которого является ответственность. Фактически, свобода может выродиться в простой произвол, если она не будет проживаться с точки зрения ответственности. Вот почему я рекомендую дополнить Статую Свободы на Восточном побережье Статуей Ответственности на Западном побережье. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Экзистенциальная тревога
- Иерархия потребностей Маслоу
- Статуя ответственности - предложена в книге в качестве дополнения к Статуе Свободы.
- Жизнь прекрасна (1997), фильм о том, как можно сохранять позитивный настрой в самых худших обстоятельствах, включая концентрационный лагерь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фейн, Эстер (1991). «Книжные заметки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Ноубл, Холкомб Б. (4 сентября 1997 г.). «Доктор Виктор Э. Франкл из Вены, психиатр в поисках смысла, умер в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . п. Б-7 . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ «Жизнь и творчество Виктора Франкла» . Институт Виктора Франкла, Вена. 2011 . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Предисловие к книге « Все еще говорю «да» жизни: психолог переживает концентрационный лагерь», Ханс Вайгель , Penguin, Мюнхен, 2009, ISBN 978-3328102779 (переиздано с 1977 г.)
- ^ Человек в поисках смысла , Виктор Франкл. Маяк Пресс, 2006, ISBN 978-0807014264
- ^ Франкл, Виктор (1959). Человек в поисках смысла . ISBN 978-0807014295 .
- ^ Фейн, Эстер Б. (20 ноября 1991 г.). «Нью-Йорк Таймс, 20 ноября 1991 г.» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 апреля 2020 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ «Как Instagram превратил мемуары о Холокосте в манифест самопомощи» . Вокс.
- ^ Человек в поисках смысла , Виктор Франкл
- ^ «Лучшие книги по экзистенциализму» .
- ^ «Лучшие книги об Освенциме» .
- ^ Миддлтон-Каплан, Ричард (2014). «Миф о еврейской пассивности». В Генри, Патрике (ред.). Еврейское сопротивление против нацистов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки . стр. 9–10. ISBN 978-0813225890 .
- ^ Лоуренс Лангер, Версии выживания: Холокост и человеческий дух (Олбани: State University of New York Press, 1982), стр. 24.
- ^ Пайтелл, Тимоти (3 июня 2003 г.). «Искупление неискупленного: Освенцим и поиск смысла человеком» . Исследования Холокоста и геноцида . 17 (1): 89–113. doi : 10.1093/hgs/17.1.89 — через Project MUSE.
- ^ Вера в свободу , с. 181 Томас Сас
- ^ «Томас Сас: оценка | Психология сегодня» . www.psychologytoday.com . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ «Обзор дела Вилькомирского» . Обзор Швейцарско-Американского исторического общества . 37 (3): 25–32.
- ^ Франкл, Виктор (2006). Человек в поисках смысла . Маяк Пресс. ISBN 978-0807014264 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Виктор Франкл: Зачем верить в других, TED разговор
- к книге «Поиск человеком смысла» Комментарий исследователя личностного развития Тома Батлера-Боудона ( «50 классических книг по самопомощи» , 2003). ISBN 978-1857883237 )
- Виктор Франкл в девяносто: интервью
- Обложка книги «Человек в поисках смысла»
- Гилмор, Байрон Росс (1997). Поиск смысла горя: сравнение «Поиска смысла» Виктора Франкла с «Теологией креста» Дугласа Холла и их значение для служения скорби (магистерская диссертация). Университет Уилфрида Лорье .
- Жизнь - это нечто большее, чем просто счастье в The Atlantic , обсуждение поиска смысла человеком. 2013.