История печати в Восточной Азии
Печать в Восточной Азии зародилась в Китае и возникла из натирания чернилами бумаги или ткани с текстов на каменных табличках, использовавшихся в шестом веке. [1] [а] Тип печати, называемый механической гравюрой на бумаге, появился в Китае в VII веке во времена династии Тан . [3] [1] Использование гравюры на дереве распространилось по всей Восточной Азии. Как записано в 1088 году Шэнь Го в его «Очерках бассейна снов» , китайский ремесленник Би Шэн изобрел раннюю форму подвижного шрифта , используя кусочки глины и дерева, расположенные и организованные для написания китайских иероглифов . Самые ранние напечатанные бумажные деньги с подвижным металлическим шрифтом, на которых печатался идентификационный код денег, были изготовлены в 1161 году во времена династии Сун. [4] В 1193 году в книге были записаны инструкции по использованию медной подвижной литеры. [5] Использование металлических подвижных шрифтов распространилось в Корее к 13 веку, в период Корё . [6] Самая старая сохранившаяся в мире печатная книга с использованием подвижного металлического шрифта датируется 1377 годом в Корее. [7]
С 17 по 19 век в Японии гравюры на дереве, называемые укиё-э массово производились , которые оказали влияние на европейский японизм и импрессионистов . [8] [9] европейского типа Печатный станок стал известен в Восточной Азии к 16 веку, но не получил распространения. Столетия спустя были приняты на вооружение механические печатные машины, сочетающие в себе некоторые европейские влияния, но затем их заменили более новые системы лазерной печати, разработанные в 20 и 21 веках.
Печать на дереве [ править ]
Традиционно в Восточной Азии существовало два основных метода печати: гравюра на дереве ( ксилография ) и печать подвижным шрифтом. В технике гравюры чернила наносятся на буквы, вырезанные на деревянной доске, которые затем прижимаются к бумаге. При использовании подвижного типа доска собирается с использованием разных типов букв в зависимости от печатаемой страницы. Деревянная печать использовалась на Востоке с 8 века, а подвижный металлический шрифт появился в 12 веке. [10]
Китай [ править ]
Печать считается одним из четырех великих изобретений Китая, распространившихся по всему миру. [3] [11]
Согласно «Книге Южной Ци», в 480-х годах человек по имени Гун Сюаньи (龔玄宜) называл себя Гун Мудрецом и «сказал, что сверхъестественное существо дало ему «письмо на нефритовых блоках с нефритовой печатью», которое не требовало письменного письма. кисть: дуешь на бумагу, и буквы формируются». [12] Затем он использовал свои полномочия, чтобы заинтриговать местного губернатора. В конце концов с ним расправился преемник губернатора, который предположительно казнил Гонга. [13] Тимоти Хью Барретт постулирует, что волшебный нефритовый блок Гонга на самом деле был печатающим устройством, а Гонг был одним из первых принтеров, если не первым. Таким образом, полумифические записи о нем описывают использование им процесса печати, чтобы намеренно сбить с толку зрителей и создать вокруг себя образ мистицизма. [14]
Печати с надписями из металла или камня, особенно нефрита, а также каменные таблички с надписями, вероятно, послужили вдохновением для изобретения книгопечатания. Копии классических текстов на табличках были установлены в общественных местах Лояна во времена династии Хань, чтобы ученые и студенты могли их копировать. « Суйшу цзинцзицжи» , библиография официальной истории династии Суй , включает в себя несколько набросок чернилами, которые, как полагают, привели к раннему дублированию текстов, вдохновивших их на печать. Вырезанная на реверсе каменная надпись, датируемая первой половиной VI века, предполагает, что это мог быть большой печатный блок. [3]
Самый ранний образец гравюры на бумаге, при которой отдельные листы бумаги спрессовывались в деревянные блоки с вырезанным на них текстом и иллюстрациями, был обнаружен в 1974 году при раскопках Сианя (тогда называвшегося Чанъань , столицы Танской династии). Китай), Шэньси , Китай. Это дхарани- сутра, напечатанная на конопляной бумаге и датированная 650–670 годами нашей эры, во времена династии Тан (618–907). Также был найден еще один печатный документ, относящийся к первой половине китайской династии Тан, Саддхармапундарика сутра или Сутра Лотоса, напечатанная с 690 по 699 год. Это совпадает с правлением У Цзэтяня , во время которого появилась « Длинная сукхавативьюха сутра» , пропагандирующая эту практику. печати апотропных и хвалебных текстов и изображений было переведено китайскими монахами. С 658 по 663 год Сюаньцзан напечатал один миллион копий изображения Пусянь Пусы для распространения среди буддийских преданных. [15] [16]
Самым старым из сохранившихся свидетельств гравюр на дереве, созданных для чтения, являются части Лотосовой сутры , обнаруженные в Турфане в 1906 году. Они были датированы правлением У Цзэтяня с использованием распознавания форм символов. Самый старый текст, содержащий конкретную дату печати, был обнаружен в пещерах Могао в Дуньхуане в 1907 году Аурелом Штайном . Этот экземпляр « Алмазной сутры» имеет длину 14 футов (4,3 метра) и содержит колофон на внутреннем конце , который гласит: «С благоговением [был создан] для всеобщего бесплатного распространения Ван Цзе от имени двух его родителей 13 числа». 4-я луна 9-го года Сяньтуна [т.е. 11 мая 868 г. н.э.]. Он считается старейшим в мире свитком на дереве с надежной датировкой. [3] [16] За «Алмазной сутрой» последовал самый ранний из сохранившихся печатных альманахов, « Цяньфу синиан лишу» (乾符四年曆書), датированный 877 годом. С 932 по 955 год были напечатаны « Двенадцать классических произведений» и ряд других текстов. [16]
Во времена династии Сун управление образования и другие агентства использовали эти ксилографии для распространения своих стандартизированных версий классических произведений. Другие распространяемые произведения включают истории , философские труды, энциклопедии, сборники и книги по медицине и военному искусству. В штате Уюэ в 956, 965 и 975 годах . Цянь Чу опубликовал дхарани-сутру Баоцэинь туолуонцзин Каждый из них якобы представлял собой 84 000 миниатюрных свитков. началась работа над полным буддийским каноном Трипитака ( Кайбао зангшу 開寶藏書) В 971 году в Чэнду . На создание 130 000 блоков, необходимых для печати текста, потребовалось 10 лет. Готовый продукт, сычуаньское издание Канона Кайбао , также известное как Кайбао Трипитака , было напечатано в 983 году. [16] [17]
Процесс печати [ править ]
Рукопись переписана на тонкие, слегка вощеные листы бумаги профессиональным каллиграфом. Воск предотвращает быстрое впитывание чернил в бумагу, позволяя большему количеству чернил впитываться на другую поверхность. Бумагу кладут чернильной стороной вниз на деревянный брусок, на который тонким слоем нанесен тонкий слой рисовой пасты. Обратная сторона бумаги протирается плоской кистью из пальмового волокна так, чтобы влажная рисовая паста впитала часть чернил и на блоке остался отпечаток области с чернилами. Гравер использует набор инструментов с острыми краями, чтобы срезать незакрашенные участки деревянного блока, по сути поднимая обратное изображение оригинальной каллиграфии над фоном.
Во время резьбы нож держат как кинжал в правой руке и направляют средним пальцем левой руки, тянущим к резаку. Сначала вырезаются вертикальные линии, затем блок поворачивается на 90 градусов и разрезаются горизонтальные линии. [18]
Обычно требуются четыре корректуры: стенограмма, исправленная стенограмма, первый образец отпечатка с блока и после внесения любых исправлений. Небольшую поправку в блоке можно внести, вырезав небольшую выемку и вбив клиновидный кусок дерева. Более крупные ошибки требуют вставки. После этого блок промывают от мусора.
Для печати блок прочно фиксируется на столе. Принтер берет круглую кисть из конского волоса и наносит чернила вертикальными движениями. Затем бумагу кладут на блок и протирают длинной узкой подушечкой, чтобы перенести отпечаток на бумагу. Бумагу отделяют и ставят сушиться. Из-за процесса трения печать осуществляется только на одной стороне бумаги, а бумага тоньше, чем на западе, но обычно печатаются две страницы одновременно.
Образцы копий иногда делались красными или синими, но для производства всегда использовались черные чернила. Говорят, что опытный печатник может напечатать до 1500 или 2000 двойных листов в день. Блоки можно хранить и повторно использовать, когда потребуются дополнительные копии. С блока можно сделать 15 000 отпечатков, а после ретуши — еще 10 000. [19]
по Восточной Распространение Азии
Япония [ править ]
В 764 году императрица Кокен построила миллион маленьких деревянных пагод, каждая из которых содержала небольшой свиток на дереве с напечатанным буддийским текстом ( Хякуманто Дарани ). Их раздали храмам по всей стране в знак благодарности за подавление восстания Эми в 764 году. Это самые ранние примеры гравюры на дереве, известные или задокументированные в Японии . [8]
В период Камакура с 12 по 13 века многие книги печатались и издавались методом гравюры на дереве в буддийских храмах Киото и Камакура . [8]
Печатный станок с подвижным шрифтом был завезен в Японию миссионерами-иезуитами в 1590 году и вызвал интерес к печати японских произведений и книг. [20] В Японии, начиная с периода Эдо в 1600-х годах, книги и иллюстрации массово производились методом гравюры на дереве и распространялись среди простых людей. Это было связано с экономическим развитием и очень высоким уровнем грамотности для того времени . Уровень грамотности японцев в период Эдо составлял почти 100% для класса самураев и от 50% до 60% для класса тёнин и номин (фермер) из-за распространения частных школ теракоя . было более 600 книжных магазинов, предоставляющих аренду В Эдо , и люди давали в аренду иллюстрированные книги различных жанров, напечатанные на дереве. Содержание этих книг широко варьировалось, включая путеводители, книги по садоводству, кулинарные книги, кибёси ( сатирические романы), сэрэбон (книги о городской культуре), коккейбон (комиксы), ниндзёбон (любовный роман), ёмихон , кусадзёси , книги по искусству, сценарии пьес для театра кабуки и дзёрури (кукольного) и т. д. Самыми продаваемыми книгами этого периода были «Косёку Ичидай Отоко» («Жизнь влюблённого мужчины») , Ихары Сайкаку « Нансо Сатоми Хаккенден» Такидзавы Бакина и «Токайдочу Хизакуригэ». Джиппенша Икку , и эти книги много раз переиздавались. [8] [9] [21] [22] [23]
С 17 по 19 века укиё-э , изображающие светскую тематику, стали очень популярны среди простого народа и производились массово. Укиё-э основано на актерах кабуки , борцах сумо , красивых женщинах, пейзажах достопримечательностей, исторических сказках и т. д., а Хокусай и Хиросигэ самые известные художники — . В 18 веке Судзуки Харунобу разработал технику многоцветной гравюры на дереве, называемую нисики-э , и значительно развил японскую культуру гравюры на дереве, такую как укиё-э . Укиё-э оказало влияние на европейский японизм и импрессионизм . В начале 20 века стала популярной син-ханга, соединившая традицию укиё-э с техниками западной живописи, а работы Хасуи Кавасэ и Хироси Ёсиды приобрели международную популярность. [8] [9] [24] [25]
Корея [ править ]
В Корее в 1966 году был обнаружен образец гравюры на дереве восьмого века. Копия буддийской Сутры под названием Дхарани Сутра ( корейский : 대다라니경 ; 무구정광 Дхарани Чистого Света : RR Mugu jeonggwang dae darani-gyeong ), обнаруженная в Кёнджу , Южная Корея в пагоде династии Силла , отремонтированной в 751 году нашей эры, [26] [27] не был датирован, но, должно быть, был создан где-то до реконструкции пагоды Шакьямуни ( корейский : 석가탑 ; ханджа : 釋迦塔 ) храма Пульгук , провинция Кёнджу, в 751 году нашей эры. [28] [29] [30] [31] [32] Предполагается, что документ был создан не позднее 704 года нашей эры. [26] [28] Эта Великая Дхарани Сутра была найдена внутри пагоды при разборе башни для ее ремонта. множество сари С отпечатками было найдено (религиозных реликвий). Когда-то это считалось старейшей из сохранившихся гравюр на дереве, однако археологические открытия, сделанные после 1966 года, вытеснили самые ранние печатные тексты в Китай. [33] Один ряд дхарани кёнмун ( писания дхарани ) 8–9 напечатан в виде рулона. [34]
В 989 году Сончжон из Корё послал монаха Ёгу попросить у Сун копию полного буддийского канона. Просьба была удовлетворена в 991 году, когда официальный представитель Сончжона Хан Ёнгон посетил суд Сун. [35] В 1007 году в Корее было напечатано 956-е издание дхарани-сутры Баоциеин туолуонцзин . [17] В 1011 году Хёнджон из Корё выпустил собственный набор буддийских канонов, который впоследствии стал известен как Корё Тэчангён . Проект был приостановлен в 1031 году после смерти Хеёнджона, но работы возобновились в 1046 году после восшествия Мунджона на престол. Завершенная работа, составляющая около 6000 томов, была завершена в 1087 году. К сожалению, первоначальный набор деревянных блоков был уничтожен во время пожара во время монгольского вторжения в 1232 году. Король Годжонг приказал создать еще один набор, и работы начались в 1237 году, на этот раз только на завершение ушло 12 лет. В 1248 году полный Корё Тэчангён насчитывал 81 258 печатных блоков из магнолиевого дерева, вырезанных с обеих сторон, 52 330 152 символа, 1 496 названий и 6 568 томов. Благодаря строгому процессу редактирования, который был использован при создании « Корё Тэчангён» , и его удивительно долговечному характеру, сохранившемуся в целости и сохранности более 760 лет, он считается наиболее точным из буддийских канонов, написанных на классическом китайском языке , а также стандартным изданием для восточноазиатских буддийских ученых. . [36] В настоящее время он хранится в Хэинса . В 1101 году в Национальной академии была открыта типография, а правительственная коллекция Корё насчитывала несколько десятков тысяч экземпляров. [34]
Экспансия на Запад [ править ]
Идея печати распространилась из Восточной Азии в Западный мир. [ нужна ссылка ] Китая Начиная с западных регионов . В Сию печать на уйгурском языке появилась примерно в 1300 году, при этом номера страниц и описания были написаны китайскими иероглифами. были обнаружены как блоки, так и подвижные шрифты, В Турфане а также несколько сотен деревянных шрифтов для уйгуров. После того как монголы завоевали Турфан, в монгольскую армию было завербовано большое количество уйгуров. После того, как монголы завоевали Персию в середине 13 века, бумажные деньги были напечатаны в Тебризе в 1294 году по китайской системе. Описание китайской печатной системы было сделано Рашид-ад-Дином Хамадани между 1301 и 1311 годами в его истории.
В Египте было найдено около пятидесяти экземпляров средневековой арабской гравюры, напечатанной между 900 и 1300 годами черными чернилами на бумаге методом втирания в китайском стиле. Хотя доказательств передачи вируса нет, эксперты полагают, что он произошел из Китая. [37]
По мнению американского искусствоведа А. Хаятта Мэйора , «именно китайцы действительно открыли средства коммуникации, которые должны были доминировать до нашей эры». [38] И гравюра, и подвижная литерная печать были заменены во второй половине XIX века печатью западного типа, первоначально литографией . [39]
Подвижный тип [ править ]
в Керамический подвижный шрифт Китае
Би Шэн (990–1051) разработал первую известную систему подвижного шрифта для печати в Китае около 1040 года нашей эры во время династии Северная Сун с использованием керамических материалов. [40] [41] Как описал китайский ученый Шэнь Го (1031–1095):
Когда ему захотелось напечатать, он взял железную рамку и поставил ее на железную пластину. Здесь он разместил типы, расположенные близко друг к другу. Когда рамка была заполнена, все составляло один сплошной блок текста. Затем он положил его возле огня, чтобы согреть. Когда паста [сзади] слегка расплавилась, он взял гладкую доску и прижал ее к поверхности, так что литерный блок стал ровным, как точильный камень.
Для каждого иероглифа было несколько типов, а для некоторых общих иероглифов было по двадцать и более типов каждый, чтобы быть готовым к повторению иероглифов на одной странице. Когда иероглифы не использовались, он располагал их бумажными этикетками, по одной на каждую группу рифм, и хранил их в деревянных футлярах.
Если бы нужно было напечатать только две или три копии, этот метод не был бы ни простым, ни легким. Но для печати сотен или тысяч экземпляров это было удивительно быстро. Как правило, он держал две формы. Пока производился оттиск с одной формы, шрифт накладывался на другую. Когда печать одной формы была закончена, другая была готова. Таким образом, две формы чередовались, и печать производилась с большой скоростью. [40]
В 1193 году Чжоу Бида, офицер династии Южная Сун, изготовил набор методом подвижных литер из глины в соответствии с методом, описанным Шэнь Го в его « Очерках бассейна снов» , и напечатал свою книгу «Записки о Нефритовом зале» ( 玉堂雜記 ). . [42]
Печать на глине практиковалась в Китае от эпохи Сун до династии Цин (1644–1912). [43] Еще в 1844 году в Китае еще печатались книги с использованием керамических подвижных литер. [42] (Однако керамический шрифт не использовался во времена династии Мин, и только в середине династии Цин его использование возобновилось). [44] Керамический шрифт плохо удерживает китайские чернила, а искажение шрифта, иногда возникающее в процессе выпечки, помешало ему стать популярным. [45]
подвижный тип Китае в Металлический
Бронзовая печатная машина была изобретена в Китае не позднее XII века, согласно как минимум 13 находкам материалов в Китае. [46] в крупномасштабной печати на бронзовых пластинах бумажных денег и официальных официальных документов, выпущенных династиями Цзинь (1115–1234) и Южная Сун (1127–1279), со встроенными бронзовыми металлическими шрифтами для маркеров защиты от подделок. Такое печатание бумажных денег могло восходить к цзяоцзы Северной Сун XI века (960–1127). [47] Однако существовали проблемы с использованием металлического шрифта при печати текста, и только в конце 15 века металлический подвижный шрифт стал широко использоваться в Китае. [48]
Типичным примером такого рода встроенной медной печати бронзовым подвижным шрифтом является напечатанный «чек» династии Цзинь с двумя квадратными отверстиями для встраивания двух бронзовых символов подвижного шрифта, каждый из которых выбран из 1000 различных символов, так что каждая напечатанная бумажная валюта имеет другое сочетание маркеров. На медных печатных бумажных деньгах, датированных между 1215 и 1216 годами, из коллекции « Ло Чжэньюя » Иллюстрированные бумажные деньги четырех династий , 1914 год, изображены два специальных символа: один по имени Цзыляо , другой по имени Цзихао, с целью предотвращения подделки; над Цзыляо есть небольшой иероглиф (輶), напечатанный подвижным медным шрифтом, а над Цзыхао есть пустое квадратное отверстие, очевидно, соответствующий медный металлический шрифт был утерян. Другой образец денег династии Сун того же периода в коллекции Шанхайского музея имеет два пустых квадратных отверстия над Цзыляо и Цзихоу из-за потери двух медных подвижных типов. Бронзовый блок династии Сун с бронзовыми металлическими печатными бумажными деньгами подвижного типа выпускался в больших количествах и находился в обращении в течение длительного времени. [49]
В книге 1298 года Цзао Хуози Иньшуфа ( 《造活字印書法》 ), написанной чиновником ранней династии Юань (1271–1368) Ван Чжэнем , есть упоминание о оловянном подвижном шрифте, использовавшемся, вероятно, со времен династии Южная Сун (1127–1279), но это было в основном экспериментальным. [50] Это было неудовлетворительно из-за несовместимости с процессом нанесения чернил . [51]
Во времена Монгольской империи (1206–1405 гг.) книгопечатание подвижным шрифтом распространилось из Китая в Среднюю Азию. [ нужны разъяснения ] Уйгуры Центральной Азии использовали подвижный шрифт, их шрифт был заимствован из монгольского языка, некоторые с китайскими словами, напечатанными между страницами, что является убедительным доказательством того, что книги были напечатаны в Китае. [52]
Во времена династии Мин (1368–1644) Хуа Суй в 1490 году использовал бронзовый шрифт при печати книг. [53] В 1574 году массивная 1000-томная энциклопедия «Императорские чтения эпохи тайпинов» ( 《太平御覧》 ) была напечатана бронзовым подвижным шрифтом.
В 1725 году правительство династии Цин изготовило 250 000 бронзовых иероглифов и напечатало 64 комплекта энциклопедического « Полного собрания классиков Древнего Китая» ( 《古今圖書集成》 ). Каждый комплект состоял из 5040 томов, всего 322 560 томов, напечатанных подвижным шрифтом. [52]
в Китае подвижный тип Деревянный
Деревянные подвижные шрифты также были впервые разработаны около 1040 г. н. э. Би Шэном (990–1051), как описано китайским ученым Шэнь Го (1031–1095), но от них отказались в пользу глиняных подвижных шрифтов из-за присутствия древесных зерен и неровности деревянного шрифта после пропитки чернилами. [40] [54]
В 1298 году Ван Чжэнь ( 王禎 ), династии Юань правительственный чиновник округа Цзиндэ , провинция Аньхой , Китай, заново изобрел метод изготовления передвижных деревянных типов. Он изготовил более 30 000 деревянных передвижных литер и напечатал 100 экземпляров «Записок округа Цзиндэ» (《 旌德縣誌 》), книги, состоящей из более чем 60 000 китайских иероглифов . Вскоре после этого он резюмировал свое изобретение в книге «Метод изготовления передвижных деревянных шрифтов для печати книг» . Позже эта система была усовершенствована путем прессования деревянных блоков в песок и отливки металлических форм из меди, бронзы, железа или олова. Этот новый метод преодолел многие недостатки печати на дереве. Вместо того, чтобы вручную вырезать отдельный блок для печати одной страницы, печать подвижным шрифтом позволяла быстро собрать страницу текста. Более того, эти новые, более компактные шрифты можно было повторно использовать и хранить. [40] [41] Набор пластинчатых металлических штампов можно было собирать в страницы, наносить чернилами и отпечатки страниц, полученные путем трения по ткани или бумаге. [41] В 1322 году офицер округа Фэнхуа Ма Чэндэ ( 馬稱德 ) в Чжэцзяне изготовил 100 000 деревянных передвижных литер и напечатал 43 тома Дасюэ Яньи (《 大學衍義 》). Деревянные подвижные типы постоянно использовались в Китае. Еще в 1733 году было напечатано 2300-томное издание «Собрание драгоценных камней дворца Уин » (《 武英殿聚珍版叢書 по заказу императора Юнчжэн 》) с 253 500 деревянными подвижными шрифтами и завершено за один год.
ряд книг, напечатанных тангутским письмом в период Западной Ся Известен « Благоприятная Тантра Всемогущего Союза» , обнаруженная в руинах пагоды на площади Байсигоу (1038–1227 гг.), из которых, как полагают, когда-то была напечатана в 1991 году. во время правления императора Жэньцзуна Западного Ся (1139–1193). [55] Многие китайские эксперты считают ее самым ранним из сохранившихся примеров книги, напечатанной деревянным подвижным литером. [56]
Особую трудность представляли логистические проблемы с обработкой нескольких тысяч логографов, владение которыми необходимо для полной грамотности на китайском языке . Вырезать по одной деревянной доске на странице было быстрее, чем составлять страницу из множества разных типов. [ нужна ссылка ] Однако если использовать подвижный шрифт для множества одного и того же документа, скорость печати будет относительно выше. [19] [ нужен лучший источник ]
Хотя деревянный тип был более прочным в механических условиях эксплуатации. [ по сравнению с? ] , повторная печать изнашивала иероглиф лицевой стороной вниз, и шрифты можно было заменить только путем вырезания новых деталей. Кроме того, деревянный шрифт, очевидно, может впитывать влагу, и печатная форма будет неравномерной при установке, а деревянный шрифт будет труднее удалить из пасты, используемой в форме. [57]
подвижный тип Корее в Металлический
Переход от деревянного к подвижному металлическому типу произошел в Корее во времена династии Корё , где-то в 13 веке, чтобы удовлетворить большой спрос как на религиозные, так и на светские книги. Набор ритуальных книг «Сангджон Когеум Йемун» был напечатан подвижным металлическим шрифтом в 1234 году. [58] Заслуга создания первого металлического подвижного шрифта может принадлежать Чхве Юн-И из династии Корё в 1234 году. [59]
Методы литья из бронзы, использовавшиеся в то время для изготовления монет (а также колоколов и статуй), были адаптированы для изготовления металлических шрифтов. В отличие от системы металлических штампов, которую, как полагают, использовал Гутенберг , корейцы использовали метод литья в песок. Следующее описание процесса отливки корейского шрифта было записано ученым династии Чосон Сон Хёном в 15 веке:
- Сначала вырезают буквы из древесины бука. Уровень желоба заполняют мелкой песчаной [глиной] морского побережья, заросшего тростником. Вырезанные на дереве буквы вдавливаются в песок, затем отпечатки становятся негативными и образуют буквы [формы]. На этом этапе, соединяя один желоб с другим, расплавленную бронзу выливают в отверстие. Жидкость течет, заполняя эти негативные формы, одна за другой становясь типами. Наконец, кто-то соскребает и подпиливает неровности и складывает их в кучу для упорядочения. [60]
Хотя печать металлическими подвижными литерами была разработана в Корее, и самая старая из сохранившихся книг с металлической печатью была напечатана в Корее, [61] Корея никогда не была свидетелем печатной революции, сравнимой с европейской:
- Корейская печать подвижным металлическим шрифтом развивалась в основном в королевской литейной мастерской династии И. Члены королевской семьи сохранили монополию на эту новую технику и по королевскому указу пресекли всю неофициальную полиграфическую деятельность и любые многообещающие попытки коммерциализации печати. Таким образом, книгопечатание в ранней Корее служило только небольшим знатным группам высокослоистого общества. [62]
Тем не менее, на Корейском полуострове началось развитие металлических подвижных шрифтов, в том числе было введено в эксплуатацию 100 000 экземпляров подвижных шрифтов и два полных шрифта королем Чосона Тэджоном в 1403 году.
Потенциальное решение лингвистического и культурного узкого места, которое сдерживало использование подвижных шрифтов в Корее в течение двухсот лет, появилось в начале 15 века — за поколение до того, как Гутенберг начал работать над своим собственным изобретением подвижных шрифтов в Европе — когда корейцы разработали алфавит упрощенный 24 символа, называемые хангыль , для приведения которых требуется меньше символов.
Передвижной шрифт в Японии [ править ]
В Японии первая с подвижным шрифтом печатная машина в западном стиле была привезена в Японию посольством Тэнсё в 1590 году и впервые была напечатана в Кадзуса, Нагасаки, в 1591 году. Однако производство западных печатных машин было прекращено после запрета христианства в 1614 году. [8] [63] Печатный станок с подвижным шрифтом, захваченный в Корее войсками Тоётоми Хидэёси в 1593 году, также использовался в то же время, что и печатный станок в Европе. Издание «Конфуцианских аналектов » было напечатано в 1598 году на корейской печатной машине с подвижным шрифтом по приказу императора Го-Ёзэя . [8] [64]
Токугава Иэясу основал типографскую школу в Энко-дзи в Киото и с 1599 года начал публиковать книги, используя домашний деревянный печатный станок с подвижным шрифтом вместо металлического. Иэясу руководил производством 100 000 шрифтов, которые использовались для печати многих политических и исторических книг. В 1605 году начали публиковаться книги с использованием домашней медной печатной машины с подвижным шрифтом, но медный шрифт не стал обычным явлением после смерти Иэясу в 1616 году. [8]
Великими пионерами применения печатной машины с подвижным шрифтом для создания художественных книг и предшествующего массового производства для общего потребления были Хонами Коэцу и Суминокура Соан. В своей студии в Саге, Киото, пара создала несколько версий японской классики на дереве, как с текстом, так и с изображениями, по сути преобразовав эмаки (ручные свитки) в печатные книги и воспроизведя их для более широкого потребления. Эти книги, теперь известные как Книги Коэцу, Книги Суминокура или Книги Саги, считаются первыми и лучшими печатными репродукциями многих из этих классических сказок; Особую известность получила «Сага-книга сказок об Исэ» ( Ise monogatari ), напечатанная в 1608 году. Книги Саги печатались на дорогой бумаге, с различными украшениями и печатались специально для небольшого круга ценителей литературы. [65] Из эстетических соображений в шрифте « Сага-бон» , как и в традиционных рукописных книгах, принят ренмен -тай ( джа ), в котором несколько символов пишутся последовательно плавными мазками кисти. В результате иногда создавался один шрифт путем объединения двух-четырех полукурсивных и курсивных кандзи или хираганы символов . В одной книге было создано 2100 персонажей, но 16% из них использовались только один раз. [66] [67] [68]
Однако, несмотря на привлекательность подвижного шрифта, мастера вскоре решили, что полукурсивный и скорописный стиль японского письма лучше воспроизводить с помощью деревянных блоков. К 1640 году деревянные блоки снова стали использоваться практически для всех целей. [69] книги массово производились с помощью традиционной гравюры на дереве После 1640-х годов типография подвижным шрифтом пришла в упадок, и большую часть периода Эдо . Именно после 1870-х годов, в период Мэйдзи , когда Япония открыла страну для Запада и начала модернизироваться, эта техника была использована снова. [8] [70]
Сравнение ксилографии и подвижного типа [ править ]
Несмотря на появление подвижного шрифта в 11 веке, печать с использованием ксилографий оставалась доминирующей в Восточной Азии до появления литографии и фотолитографии в 19 веке. Чтобы понять это, необходимо учитывать как природу языка, так и экономику печати.
Учитывая, что в китайском языке не используется алфавит, обычно было необходимо, чтобы набор шрифтов содержал сотни тысяч блоков, что требовало значительных инвестиций. Обычным персонажам требуется 20 или более копий, а более редким персонажам — только одна копия. В случае с деревом символы либо изготавливались в виде большого блока и разрезались, либо сначала вырезались блоки, а затем вырезались символы. В любом случае для получения приятных результатов необходимо тщательно контролировать размер и высоту шрифта. Для набора текста Ван Чжэнь использовал вращающиеся столы диаметром около 2 м (6 футов 7 дюймов), на которых символы были разделены по пяти тонам и частям рифм в соответствии с официальным сборником рифм. Все символы были пронумерованы, и один человек, державший список, называл номер другому, который должен был подобрать тип.
Эта система хорошо работала, когда тираж был большим. Первоначальный проект Ван Чжэня по выпуску 100 экземпляров местного справочника объемом 60 000 знаков был реализован менее чем за месяц. Но для небольших серий, типичных для того времени, это не было таким улучшением. Перепечатка требовала переустановки и повторной корректуры, в отличие от системы деревянных блоков, где можно было хранить блоки и использовать их повторно. Отдельные деревянные персонажи прослужили не так долго, как целые блоки. Когда появился металлический шрифт, стало труднее производить эстетически привлекательный шрифт методом прямой резьбы. [ нужна ссылка ]
Неизвестно, были ли металлические подвижные шрифты, использовавшиеся в Китае с конца 15 века, отлиты из форм или вырезаны индивидуально. Даже если бы они были отлиты, не было бы возможности экономии за счет масштаба при небольшом количестве различных символов, используемых в алфавитной системе. Заработная плата за гравюру на бронзе во много раз превышала плату за резьбу знаков по дереву, а набор металлических шрифтов мог содержать 200 000–400 000 знаков. Кроме того, чернила, традиционно используемые в китайской печати и обычно состоящие из сосновой сажи, связанной клеем, плохо сочетались с оловом, первоначально использовавшимся для набора текста.
В результате всего этого подвижный шрифт первоначально использовался правительственными учреждениями, которым нужно было печатать большое количество копий, а также странствующими типографами, производившими семейные книги, которые носили с собой около 20 000 деревянных шрифтов и вырезали любые другие символы, необходимые на месте. Но небольшие местные типографии часто обнаруживали, что деревянные бруски лучше подходят для их нужд. [71]
Механические прессы [ править ]
Механические прессы тогда были изобретены европейцами. [72] Вместо этого печать в Восточной Азии оставалась немеханизированным и трудоемким процессом, в ходе которого задняя сторона бумаги прижималась к красочному блоку путем ручного «протирания» ручным инструментом. [73] В Корее первые печатные станки появились лишь в 1881–1883 гг. [74] [75] в то время как в Японии, после раннего, но краткого перерыва в 1590-х годах, [76] Печатный станок Гутенберга прибыл в Нагасаки в 1848 году на голландском корабле. [77]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Десять 1985 , с. 8.
- ^ Цянь 1985 , с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Суарес, Майкл Ф.; Вудхуйсен, HR, ред. (2013). Книга: Глобальная история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 574–576 . ISBN 9780191668746 .
- ^ Цзи Син, Пан. История китайской технологии печати металлическими подвижными шрифтами , стр. 41–54.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 911.
- ^ Февр, Люсьен (1976) [1958]. Приход Книги . Нью-Йорк: Версо. стр. 75–76.
- ^ Смит, Дэниел (21 июля 2022 г.). «Глава 2». Краткая история мира в 50 книгах . Книги Майкла О'Мара. ISBN 978-1-78929-411-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прошлое, настоящее и будущее печати в Японии. Изуми Мунэмура. (2010). Японское общество отделки поверхностей.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Книжки с картинками Эдо и период Эдо. Национальная парламентская библиотека.
- ^ Пятьдесят чудес Кореи: Том 1. Сеул: Самджунг Мунхваса, 2007. ISBN 978-0-9797263-1-6 .
- ^ Цянь 1985 , стр. 2, 5–10.
- ^ Барретт 2008 , с. 60.
- ^ Барретт 2008 , с. 50.
- ^ Барретт 2008 , с. 61.
- ^ Пан, Цзисин (1997). «О происхождении книгопечатания в свете новых археологических открытий». Китайский научный бюллетень . 42 (12): 976–981 [стр. 979–980]. Бибкод : 1997ЧСБу..42..976П . дои : 10.1007/BF02882611 . ISSN 1001-6538 . S2CID 98230482 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уилкинсон 2012 , с. 910.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Суарес, Майкл Ф.; Вудхуйсен, HR, ред. (2013). Книга: Глобальная история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 577 . ISBN 9780191668746 .
- ^ Цянь 1985 , стр. 197–200
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Десять 1985 , с. 201
- ^ Рэйвен, Джеймс, изд. (01.09.2020). Оксфордская иллюстрированная история книги . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 105. ИСБН 9780191007507 .
- ^ № 6 Как наслаждаться японскими книгами 4 Эдо-но Соши (2013) Университет Сэйкэй.
- ^ Нихонбаши .
- ^ Кейзабуро Сеймару (2017) Бестселлер Эдо . ISBN 978-4800312556
- ↑ Син Ханга возвращает к жизни укиё-э. Джапан Таймс.
- ^ Джунко Нисияма (2018) Новая коллекция принтов — Путешествие к ностальгическим пейзажам , стр. 18. ISBN 978-4808711016
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Десять 1985 , стр. 149, 150
- ^ «Дхарани Сутра Безупречного Чистого Света» . Национальный музей Кореи. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пратт, Кейт (15 августа 2007 г.). Вечный цветок: история Кореи . Книги реакции. п. 74. ИСБН 978-1861893352 .
- ^ Ранняя печать в Корее. Корейский культурный центр. Архивировано 8 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Документ без названия» . www.rightreading.com .
- ^ «Документ без названия» . www.rightreading.com .
- ^ «Северная Корея — Силла» . Countrystudies.us .
- ↑ Когда-то считавшаяся старейшей сохранившейся гравюрой на дереве, археологические открытия с 1966 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Десять 1985 , стр. 323–325
- ^ https://digital.lib.washington.edu/researchworks/bitstream/handle/1773/24231/Hyun_washington_0250E_12384.pdf?sequence=1 Архивировано 30 июня 2016 г. в Wayback Machine, с. 191.
- ^ «Печать ксилографий Трипитаки Кореаны и других буддийских писаний» . ЮНЕСКО «Память мира» . Объединенные Нации . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Картер, 1955, стр. 179–180.
- ^ Мэр Хаятта, гравюры и люди , Метрополитен-музей / Принстон, 1971, №№. 1–4. ISBN 0-691-00326-2
- ^ «Этапом технологического развития, который отличал раннюю прозападную полиграфическую промышленность Китая и особенно Шанхая, была фаза, связанная с литографией». Рид, Кристофер А. (2004). Гутенберг в Шанхае: китайский печатный капитализм, 1876–1937 гг . Издательство Университета Британской Колумбии. п. 89. ИСБН 978-0-774-81041-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Десять 1985 года
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мужчина, Джон (2002). Революция Гутенберга: история гения и изобретения, изменившего мир . Лондон: Обзор. ISBN 978-0-7472-4504-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сюй, Инонг (2002). подвижная книга типа [ Книги с подвижным шрифтом . Чжунго банбэнь вэньхуа коншу (на китайском языке: Цзянсу гуджи чубанше). ] 978-7-806-43795-7 .
- ^ Пан, Цзисин (2001). История технологии печати подвижными литерами на металле в Китае [ История техники печати подвижным металлическим шрифтом в Китае ] (на китайском языке). Шэньян: Ляонин кэсюэ цзишу чубанше. п. 22. ISBN 978-7-538-13354-7 .
- ^ Цянь 1985 , с. 203
- ^ Наука и цивилизация в Китае , Том 5-1, Джозеф Нидхэм, 1985, Издательство Кембриджского университета, стр. 221
- ^ Корейский плагиат изобретения подвижной печати - это только первый шаг.
- ^ Пан Цзисин, История техники печати подвижным металлическим шрифтом в Китае, 2001 г. , стр. 41–54.
- ^ Цянь 1985 , с. 211
- ^ История печати подвижным шрифтом в Китае , автор Пан Цзисин, профессор Института истории науки Академии наук, Пекин, Китай, Аннотация на английском языке, стр. 273.
- ^ Ван Чжэнь 1298 г.). Цзао Хуози Иньшуфа («Изготовление подвижных печатей и каллиграфии») .
(
- ^ Цянь 1985 , с. 217
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Китайская бумага и печать. История культуры , автор: Цянь, Цуэнь-Сюйнь
- ^ Цянь 1985 , с. 212
- ^ Шен Куо . Эссе о бассейне мечты .
- ^ Чжан Юйчжэнь (Чжан Юйчжэнь) (2003). «Самая старая в мире сохранившаяся книга, напечатанная деревянным подвижным литером — введение в буддийское писание Сися «Благоприятность становится Кохэ Бэньсюй», обнаруженное в Квадратной пагоде на горе Хэлань, Нинся» [Старейшая в мире сохранившаяся книга, напечатанная деревянным подвижным шрифтом] . Библиотека и информация («Библиотека и информация») (1 ISSN 1003-6938 ). Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 г.
- ^ Хоу Цзяньмэй (Hou Jianmei); Тонг Шуцюань (Tong Shuquan) (20 декабря 2004 г.) «По следам Великого Ся» сейчас экспонируется в Национальном музее» («По следам Великого Ся» сейчас выставляется в Национальном музее). Национальный музей]. Beijing Daily («Пекин Дейли») .
- ^ Наука и цивилизация в Китае , Том 5-1, Джозеф Нидэм, 1985, Издательство Кембриджского университета, стр. 202 ISBN 0 521 08690 6
- ^ Томас Кристенсен (2006). «Повлияли ли восточноазиатские традиции печати на европейский Ренессанс?» . Журнал «Искусство Азии» (будет опубликован) . Проверено 18 октября 2006 г.
- ^ Хороший маркетинг (1987). Ун-Джин-Ви-Ин-Джун-Ги # 11 Чан Ён Сил, с. 61. Издательство Унджин.
- ^ Сон, Пау-Ки (лето 1993 г.). «Печать с VIII века в Корее». Кореана . 7 (2): 4–9.
- ^ Майкл Твайман, Руководство Британской библиотеки по печати: история и методы , Лондон: Британская библиотека, 1998, доступно в Интернете.
- ^ Сон, Пау-Ки, «Ранняя корейская печать», Журнал Американского восточного общества , Vol. 79, № 2 (апрель – июнь 1959 г.), стр. 96–103 (103).
- ^ Лейн, Ричард (1978). Изображения плавучего мира . Олд Сэйбрук, Коннектикут: Конеки и Конеки. п. 33. ISBN 1-56852-481-1 .
- ^ Икегами, Эйко (28 февраля 2005 г.). Узы вежливости: эстетические сети и политические истоки японской культуры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521601153 .
- ^ Книги Саги Котобанка. Асахи Симбун .
- ^ Книга саги «Исэ Моногатари». (на японском языке). Музей печати, Токио. Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Кадзуо Мори (25 мая 2017 г.). Сагамото и Кадокура Соан. (на японском языке). Высокая печать Лабо. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Нориюки Касаи. «О японцах и композиции, реконструкция истории и будущего» (на японском языке). Японское агентство науки и технологий . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Сансом, Джордж (1961). История Японии: 1334–1615 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ История печати. Японская федерация полиграфической промышленности.
- ^ Цянь 1985 , стр. 211, 221
- ^ печать. Британская энциклопедия. Получено 5 ноября 2006 г. из DVD-диска Ultimate Reference Suite Британской энциклопедии 2006 г.
- ^ Введение в историю гравюры на дереве, Артур М. Хинд, с. 64–127, Houghton Mifflin Co., 1935 (в США), переиздано Dover Publications, 1963. ISBN 0-486-20952-0
- ^ Альберт А. Альтман, «Первая газета Кореи: избранный японцами синпо», Журнал азиатских исследований , Vol. 43, № 4. (август 1984 г.), стр. 685–696.
- ^ Мелвин Макговерн, «Ранние западные прессы в Корее», Korea Journal , 1967, стр. 21–23.
- ^ Акихиро Киносита, Кейичи Исикава, «Ранняя история печати в Японии», Ежегодник Гутенберга, том 73.1998 (1998), стр. 30–35 (34).
- ^ Акихиро Киносита, Кейичи Исикава, «Ранняя история печати в Японии», Ежегодник Гутенберга, том 73.1998 (1998), стр. 30–35 (33 и последующие ).
Источники [ править ]
- Барретт, Тимоти Хью (2008), Женщина, которая открыла печать , Великобритания: Издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-12728-7 (алк. бумага)
- Картер, Томас Фрэнсис. Изобретение печати в Китае и ее распространение на Запад, 2-е изд., в редакции Л. Кэррингтона Гудрича. Нью-Йорк: Рональд Пресс, 1955. (1-е изд., 1925 г.)
- Пятьдесят чудес Кореи: Том 1 . Сеул: Самджунг Мунхваса, 2007. ISBN 978-0-9797263-1-6 .
- Лейн, Ричард . (1978). Изображения из плавучего мира, Японская гравюра . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192114471 ; ОСЛК 5246796
- Макдермотт, Джозеф П. (2006), Социальная история китайской книги
- Цянь, Цуэн-Сюйн (1985). Бумага и печать . Нидэм, Джозеф Наука и цивилизация в Китае . Том. 5 часть 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-08690-6 . ; также опубликовано в Тайбэе: Caves Books, Ltd., 1986.
- Твитчетт, Денис. Печать и издательское дело в средневековом Китае . Нью-Йорк, Фредерик К. Бейл, 1983.
- Уилкинсон, Эндимион (2012), История Китая: новое руководство , Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчин