Jump to content

Хуа Суй

Страница из одной из книг Хуа Суя, напечатанной в 1490 году металлическим подвижным шрифтом.

Хуа Суй ( упрощенный китайский : 华燧 ; традиционный китайский : 華燧 ; пиньинь : Хуа Суй ; 1439–1513 гг. н.э.) был китайским ученым, инженером, изобретателем и печатником из Уси , Цзянсу провинция , во времена династии Мин (1368–1644 гг. н.э.) . ). Он принадлежал к богатой семье Хуа, известной во всем регионе. Хуа Суй наиболее известен как создатель первой в Китае металлической с подвижным шрифтом печатной машины в 1490 году нашей эры. [1]

Металлическая подвижная печать

[ редактировать ]

Печать металлическими подвижными литерами была изобретена в Корее в начале 13 века. [примечание 1] но нет конкретных доказательств того, что на металлический шрифт Хуа Суя повлияла корейская печать. [1]

Более ранние деревянные и керамические типы

[ редактировать ]
«Китайская алмазная сутра» , старейшая известная печатная книга в мировой истории (868 г. н.э.), написанная с использованием гравюры на дереве .

Подвижный шрифт был изобретен и усовершенствован в Китае за несколько столетий до Хуа Суй. Как писал китайский ученый-эрудит Шэнь Го (1031–1095) из династии Сун (960–1279 гг. н.э.), простолюдин и ремесленник Би Шэн (990–1051) был первым, кто изобрел подвижный шрифт, а его керамический шрифт был изобретен в период Цинли (1041–1048 гг.). [2] Во времена династии Юань (1279–1368 гг. н.э.) правительственный судья и ученый Ван Чжэнь ( 1290–1333 гг. ) был одним из первых новаторов в области деревянных подвижных шрифтов , поскольку его процесс также улучшил скорость набора текста. [3] Подобно тому, как Би Шэн экспериментировал с деревянными подвижными литерами в 11 веке, но нашел это неудовлетворительным, Ван Чжэнь также экспериментировал с печатью металлических шрифтов с использованием олова . [4] Ван Чжэнь писал в книге Нонг Шу (1313 г. н. э.):

В более позднее время [конец XIII века] шрифт также изготавливали из олова методом литья. Его нанизывают на железную проволоку и таким образом закрепляют в столбцах формы, чтобы печатать с его помощью книги. Но ни один из этих типов не воспринимал чернила легко, и в большинстве случаев печать была неаккуратной. По этой причине они не использовались долго. [4]

Таким образом, китайский металлический шрифт XIII века с использованием олова оказался неудачным, поскольку был несовместим с процессом нанесения чернил . Несмотря на неудачу во времена Ван Чжэня, бронзовый металлический тип Хуа Суй в конце 15 века использовался в Китае на протяжении веков, вплоть до конца 19 века. [5] Кроме того, жестяной подвижный шрифт был успешно использован г-ном Тонгом из провинции Гуандун в 19 веке, который придумал, как сделать его более совместимым с процессом рисования. [4]

Тип металла периода Мин

[ редактировать ]
Цзяоцзы (валюта) — напечатанные на бумаге деньги XI века времен династии Сун .

Хуа Суй, который стал ученым только в возрасте пятидесяти лет, заинтересовался книгопечатанием. [6] Он накопил значительное состояние и хотел использовать его, чтобы завоевать репутацию печатника в регионе. [6] Хуа Суй стал первым представителем своего семейного клана, который использовал свои ресурсы для создания бронзовой типографии в 1490 году. Первой книгой, напечатанной бронзовым шрифтом в Китае, была книга « Чжу Чэнь Цзоу И» того же года (сейчас она хранится в Национальной центральной библиотеке Китая). Тайбэй , Тайвань ), простое собрание мемориалов, напечатанное в двух изданиях. [6] На книгах, напечатанных Хуа Суем, стоит подпись Хуэй Тонг Гуань («Студия мастерства и понимания»), означающая, что он освоил процесс печати металлическими подвижными литерами. [6] В том числе Чжу Чэнь Цзоу И опубликовал 15 наименований металлическим шрифтом за около 20 лет. [6]

Родственники семьи Хуа Суя тоже увлеклись печатью металлическими шрифтами. Хуа Чэн (1438–1514 гг. н.э.), дальний родственник Суя, антиквара и коллекционера книг, основал собственную типографскую студию, известную как Шан Гу Чжай (Студия почитания древностей). [7] Он напечатал « Бай Чуань Сюэ Хай» 1501 года металлическим шрифтом и напечатал множество редких книг, которые он получил в кратчайшие сроки благодаря скорости набора текста металлом. [8] Хуа Цянь (1513–1516 гг.), племянник Хуа Суя, был еще одним печатником бронзовых шрифтов в семье Хуа. Его фирменным знаком в студии был Лань Сюэ Тан («Зал орхидей и снега»), а его крупнейшим печатным проектом было переиздание старой династии Тан энциклопедии « И Вэнь Лэй Цзюй» (1515 г.). [8] Кроме того, различные члены семьи Хуа внесли свой вклад в печать металлическими подвижными шрифтами: в период с 1490 по 1516 год было опубликовано около 24 названий книг с использованием металлического шрифта. [8]

Была еще одна престижная семья из Уси, провинция Цзянсу, которая занималась печатью металлическими шрифтами. Это была семья Ань, в первую очередь семья Ань Го (1481–1534). [8] Однако печатные произведения семьи Ан появились вскоре после семьи Хуа, последняя из которых предположительно была вдохновлена ​​описанием Шэнь Го подвижного шрифта Би Шэна в « Мэн Си Би Тан» ( «Очерки бассейна снов ») 1088 года нашей эры. Тем не менее, процесс изготовления глиняных подвижных литер и металлических подвижных литер различен, поскольку металлические подвижные литеры требовали многих более сложных технических процессов гравировки, литья, набора текста, нанесения чернил и печати. [8]

Бенсао ; о традиционной китайской медицине напечатано на дереве в 1249 году, династия Сун.

Публикации бронзового типа вскоре были созданы в городах Чанчжоу , Сучжоу и Нанкин в 16 веке. [8] Однако не все спонсоры печати были описаны как произведения просто самой богатой местной семьи, поскольку книги бронзового типа в провинции Фуцзянь разрабатывались действительно коммерческими предприятиями. [8] Китайские письменные шрифты разных размеров и объема могут находиться в совместной собственности и инвестироваться в более чем одну типографию в регионе. [8]

Помимо бронзы, для печати подвижными шрифтами использовались и другие виды металлов. Лу Шен (1477–1544 гг. Н.э.) однажды сообщил в начале 16 века, что печатники Чанчжоу использовали подвижную печать из бронзы и свинца, которые могли быть отдельными материалами или сплавов . смесью этих двух [4]

Период Цин

[ редактировать ]

Во времена династии Цин (1644–1911) императорский двор сделал деревянный подвижный шрифт официальным методом печати под надзором чиновника Цзинь Цзяня (ум. 1794), у которого в 1733 году было 253 000 знаков деревянного подвижного шрифта. [9] Однако правительство Цин также спонсировало печать бронзовым шрифтом, поскольку ранее в 1725 году они изготовили 250 000 бронзовых иероглифов для печати Гуджин Тушу Цзичэн (古今圖書集成, Полное собрание иллюстраций и сочинений с древнейших до наших дней ). [1] Энциклопедия насчитывала 5020 томов, всего было изготовлено шестьдесят шесть экземпляров энциклопедии. [10] Хотя бронзовые иероглифы хранились в безопасности и хранились во дворце Уин, в 1744 году все они были переплавлены для подделки монет. [10]

Помимо императорского двора, в период Цин существовало множество мелких частных предприятий и индивидуальных спонсоров книгопечатания. [5] Известно, что Чуй-Ли-Ге из Чаншу напечатал свой большой литературный сборник в 1686 году нашей эры. [10] Маньчжурский военный офицер У-Лун-А напечатал сборник императорских указов, находясь на Тайване в 1807 году. [10] На создание китайского шрифта из примерно 400 000 бронзовых иероглифов, созданного Линь Чунь Ци, ушёл двадцать один год, с 1825 по 1846 год. [4] Общая стоимость проекта составила 200 000 серебряных бирюз. [4] Эти иероглифы использовались для печати множества различных книг, в том числе трактатов по фонологии , медицине и военной стратегии , и возможно, что тот же иероглиф был использован более поздним У Чунцзюнем из Ханчжоу, когда он напечатал две другие работы в 1852 году. [4]

Процесс и методы

[ редактировать ]
Шрифт с вращающимся столом и отдельными подвижными буквами, расположенными в основном по схеме рифм, из книги Ван Чжэня по сельскому хозяйству, опубликованной в 1313 году нашей эры.

Для создания символов подвижного шрифта китайцы использовали оба метода: литье в формы или индивидуальную гравировку символов. [11] Литье было предпочтительнее долгого и трудоемкого процесса вырезания отдельных персонажей из бронзы, что, возможно, было простой задачей для деревянного материала, но не столь экономически осуществимым для металла, который вместо этого можно было просто отлить. [12] Однако некоторые записи XVIII века указывают на то, что для традиционной китайской печати подвижным шрифтом на металле также использовалась индивидуальная гравировка и резка. [13] При создании новых книг с использованием подвижного шрифта чернила наносились на пластину и натирались бумагой, как это происходит при гравюре на дереве . [13] Затем шел процесс сборки и настройки шрифта и, в конечном итоге, его распространения, что требовало хотя бы небольшого уровня разделения труда. [13] Фактически, в периоды Мин и Цин были напечатаны книги, в которых были указаны списки рабочих, которые способствовали печати, публикации и распространению самих книг. [13] В бронзовом издании династии Сун энциклопедии «Тай Пин Ю Лань» , напечатанном в 1547 году нашей эры в городе Цзяньян , описывалось, как два человека отвечали за набор текста, а двое других отвечали за фактическую печать. [13] Для книг, на первых страницах которых не указано, были ли они напечатаны подвижным шрифтом, а не гравюрой, существуют определенные признаки, по которым можно определить, какой метод использовался. Опечатки, несовпадение символов и неровные интервалы являются отличительными чертами многих изданий с подвижным шрифтом времен Хуа Суя. [14] Однако с течением времени и появлением работ таких типографов, как Хуа Цзянь, Ань Го и других, были предприняты шаги по совершенствованию процесса, что затрудняло различие между изданиями, напечатанными на дереве, и изданиями с подвижным шрифтом (если не указано иное в текст). [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 5, Часть 1, 215.
  2. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 201.
  3. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 206–208.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нидэм, Том 5, Часть 1, 217.
  5. ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 216–217.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 5, Часть 1, 212.
  7. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 212–213.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нидэм, Том 5, Часть 1, 213.
  9. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 209.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 5, Часть 1, 216.
  11. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 217–219.
  12. Нидхэм, Том 5, Часть 1, 218–219.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 5, Часть 1, 219.
  14. ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 220

Источники

[ редактировать ]
Цитируемые работы
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 1 . Тайбэй: Caves Books Ltd.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 995150da7c3465e848d41e75a05397e1__1665363420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/e1/995150da7c3465e848d41e75a05397e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hua Sui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)