Хуа Суй
Хуа Суй ( упрощенный китайский : 华燧 ; традиционный китайский : 華燧 ; пиньинь : Хуа Суй ; 1439–1513 гг. н.э.) был китайским ученым, инженером, изобретателем и печатником из Уси , Цзянсу провинция , во времена династии Мин (1368–1644 гг. н.э.) . ). Он принадлежал к богатой семье Хуа, известной во всем регионе. Хуа Суй наиболее известен как создатель первой в Китае металлической с подвижным шрифтом печатной машины в 1490 году нашей эры. [1]
Металлическая подвижная печать
[ редактировать ]Печать металлическими подвижными литерами была изобретена в Корее в начале 13 века. [примечание 1] но нет конкретных доказательств того, что на металлический шрифт Хуа Суя повлияла корейская печать. [1]
Более ранние деревянные и керамические типы
[ редактировать ]Подвижный шрифт был изобретен и усовершенствован в Китае за несколько столетий до Хуа Суй. Как писал китайский ученый-эрудит Шэнь Го (1031–1095) из династии Сун (960–1279 гг. н.э.), простолюдин и ремесленник Би Шэн (990–1051) был первым, кто изобрел подвижный шрифт, а его керамический шрифт был изобретен в период Цинли (1041–1048 гг.). [2] Во времена династии Юань (1279–1368 гг. н.э.) правительственный судья и ученый Ван Чжэнь ( 1290–1333 гг. ) был одним из первых новаторов в области деревянных подвижных шрифтов , поскольку его процесс также улучшил скорость набора текста. [3] Подобно тому, как Би Шэн экспериментировал с деревянными подвижными литерами в 11 веке, но нашел это неудовлетворительным, Ван Чжэнь также экспериментировал с печатью металлических шрифтов с использованием олова . [4] Ван Чжэнь писал в книге Нонг Шу (1313 г. н. э.):
В более позднее время [конец XIII века] шрифт также изготавливали из олова методом литья. Его нанизывают на железную проволоку и таким образом закрепляют в столбцах формы, чтобы печатать с его помощью книги. Но ни один из этих типов не воспринимал чернила легко, и в большинстве случаев печать была неаккуратной. По этой причине они не использовались долго. [4]
Таким образом, китайский металлический шрифт XIII века с использованием олова оказался неудачным, поскольку был несовместим с процессом нанесения чернил . Несмотря на неудачу во времена Ван Чжэня, бронзовый металлический тип Хуа Суй в конце 15 века использовался в Китае на протяжении веков, вплоть до конца 19 века. [5] Кроме того, жестяной подвижный шрифт был успешно использован г-ном Тонгом из провинции Гуандун в 19 веке, который придумал, как сделать его более совместимым с процессом рисования. [4]
Тип металла периода Мин
[ редактировать ]Хуа Суй, который стал ученым только в возрасте пятидесяти лет, заинтересовался книгопечатанием. [6] Он накопил значительное состояние и хотел использовать его, чтобы завоевать репутацию печатника в регионе. [6] Хуа Суй стал первым представителем своего семейного клана, который использовал свои ресурсы для создания бронзовой типографии в 1490 году. Первой книгой, напечатанной бронзовым шрифтом в Китае, была книга « Чжу Чэнь Цзоу И» того же года (сейчас она хранится в Национальной центральной библиотеке Китая). Тайбэй , Тайвань ), простое собрание мемориалов, напечатанное в двух изданиях. [6] На книгах, напечатанных Хуа Суем, стоит подпись Хуэй Тонг Гуань («Студия мастерства и понимания»), означающая, что он освоил процесс печати металлическими подвижными литерами. [6] В том числе Чжу Чэнь Цзоу И опубликовал 15 наименований металлическим шрифтом за около 20 лет. [6]
Родственники семьи Хуа Суя тоже увлеклись печатью металлическими шрифтами. Хуа Чэн (1438–1514 гг. н.э.), дальний родственник Суя, антиквара и коллекционера книг, основал собственную типографскую студию, известную как Шан Гу Чжай (Студия почитания древностей). [7] Он напечатал « Бай Чуань Сюэ Хай» 1501 года металлическим шрифтом и напечатал множество редких книг, которые он получил в кратчайшие сроки благодаря скорости набора текста металлом. [8] Хуа Цянь (1513–1516 гг.), племянник Хуа Суя, был еще одним печатником бронзовых шрифтов в семье Хуа. Его фирменным знаком в студии был Лань Сюэ Тан («Зал орхидей и снега»), а его крупнейшим печатным проектом было переиздание старой династии Тан энциклопедии « И Вэнь Лэй Цзюй» (1515 г.). [8] Кроме того, различные члены семьи Хуа внесли свой вклад в печать металлическими подвижными шрифтами: в период с 1490 по 1516 год было опубликовано около 24 названий книг с использованием металлического шрифта. [8]
Была еще одна престижная семья из Уси, провинция Цзянсу, которая занималась печатью металлическими шрифтами. Это была семья Ань, в первую очередь семья Ань Го (1481–1534). [8] Однако печатные произведения семьи Ан появились вскоре после семьи Хуа, последняя из которых предположительно была вдохновлена описанием Шэнь Го подвижного шрифта Би Шэна в « Мэн Си Би Тан» ( «Очерки бассейна снов ») 1088 года нашей эры. Тем не менее, процесс изготовления глиняных подвижных литер и металлических подвижных литер различен, поскольку металлические подвижные литеры требовали многих более сложных технических процессов гравировки, литья, набора текста, нанесения чернил и печати. [8]
Публикации бронзового типа вскоре были созданы в городах Чанчжоу , Сучжоу и Нанкин в 16 веке. [8] Однако не все спонсоры печати были описаны как произведения просто самой богатой местной семьи, поскольку книги бронзового типа в провинции Фуцзянь разрабатывались действительно коммерческими предприятиями. [8] Китайские письменные шрифты разных размеров и объема могут находиться в совместной собственности и инвестироваться в более чем одну типографию в регионе. [8]
Помимо бронзы, для печати подвижными шрифтами использовались и другие виды металлов. Лу Шен (1477–1544 гг. Н.э.) однажды сообщил в начале 16 века, что печатники Чанчжоу использовали подвижную печать из бронзы и свинца, которые могли быть отдельными материалами или сплавов . смесью этих двух [4]
Период Цин
[ редактировать ]Во времена династии Цин (1644–1911) императорский двор сделал деревянный подвижный шрифт официальным методом печати под надзором чиновника Цзинь Цзяня (ум. 1794), у которого в 1733 году было 253 000 знаков деревянного подвижного шрифта. [9] Однако правительство Цин также спонсировало печать бронзовым шрифтом, поскольку ранее в 1725 году они изготовили 250 000 бронзовых иероглифов для печати Гуджин Тушу Цзичэн (古今圖書集成, Полное собрание иллюстраций и сочинений с древнейших до наших дней ). [1] Энциклопедия насчитывала 5020 томов, всего было изготовлено шестьдесят шесть экземпляров энциклопедии. [10] Хотя бронзовые иероглифы хранились в безопасности и хранились во дворце Уин, в 1744 году все они были переплавлены для подделки монет. [10]
Помимо императорского двора, в период Цин существовало множество мелких частных предприятий и индивидуальных спонсоров книгопечатания. [5] Известно, что Чуй-Ли-Ге из Чаншу напечатал свой большой литературный сборник в 1686 году нашей эры. [10] Маньчжурский военный офицер У-Лун-А напечатал сборник императорских указов, находясь на Тайване в 1807 году. [10] На создание китайского шрифта из примерно 400 000 бронзовых иероглифов, созданного Линь Чунь Ци, ушёл двадцать один год, с 1825 по 1846 год. [4] Общая стоимость проекта составила 200 000 серебряных бирюз. [4] Эти иероглифы использовались для печати множества различных книг, в том числе трактатов по фонологии , медицине и военной стратегии , и возможно, что тот же иероглиф был использован более поздним У Чунцзюнем из Ханчжоу, когда он напечатал две другие работы в 1852 году. [4]
Процесс и методы
[ редактировать ]Для создания символов подвижного шрифта китайцы использовали оба метода: литье в формы или индивидуальную гравировку символов. [11] Литье было предпочтительнее долгого и трудоемкого процесса вырезания отдельных персонажей из бронзы, что, возможно, было простой задачей для деревянного материала, но не столь экономически осуществимым для металла, который вместо этого можно было просто отлить. [12] Однако некоторые записи XVIII века указывают на то, что для традиционной китайской печати подвижным шрифтом на металле также использовалась индивидуальная гравировка и резка. [13] При создании новых книг с использованием подвижного шрифта чернила наносились на пластину и натирались бумагой, как это происходит при гравюре на дереве . [13] Затем шел процесс сборки и настройки шрифта и, в конечном итоге, его распространения, что требовало хотя бы небольшого уровня разделения труда. [13] Фактически, в периоды Мин и Цин были напечатаны книги, в которых были указаны списки рабочих, которые способствовали печати, публикации и распространению самих книг. [13] В бронзовом издании династии Сун энциклопедии «Тай Пин Ю Лань» , напечатанном в 1547 году нашей эры в городе Цзяньян , описывалось, как два человека отвечали за набор текста, а двое других отвечали за фактическую печать. [13] Для книг, на первых страницах которых не указано, были ли они напечатаны подвижным шрифтом, а не гравюрой, существуют определенные признаки, по которым можно определить, какой метод использовался. Опечатки, несовпадение символов и неровные интервалы являются отличительными чертами многих изданий с подвижным шрифтом времен Хуа Суя. [14] Однако с течением времени и появлением работ таких типографов, как Хуа Цзянь, Ань Го и других, были предприняты шаги по совершенствованию процесса, что затрудняло различие между изданиями, напечатанными на дереве, и изданиями с подвижным шрифтом (если не указано иное в текст). [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. статью « История типографики в Восточной Азии» .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 5, Часть 1, 215.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 201.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 206–208.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нидэм, Том 5, Часть 1, 217.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 216–217.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 5, Часть 1, 212.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нидэм, Том 5, Часть 1, 213.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 5, Часть 1, 216.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 217–219.
- ↑ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 218–219.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 5, Часть 1, 219.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 220
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 1 . Тайбэй: Caves Books Ltd.