Ван Чжэнь (изобретатель)
Ван Чжэнь ( упрощенный китайский : 王祯 ; традиционный китайский : 王禎 ; пиньинь : Ван Чжэнь ; Уэйд-Джайлс : Ван Чен , фл. 1290–1333) был китайским агрономом, изобретателем, инженером-механиком, политиком и писателем Юаня . династия (1271–1368). Он был одним из первых новаторов деревянными подвижными литерами печати технологии . Его иллюстрированный сельскохозяйственный трактат также был одним из самых передовых своего времени и охватывал широкий спектр оборудования и технологий, доступных в конце 13 - начале 14 века.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ван Чжэнь родился в провинции Шаньдун и много лет проработал чиновником в провинциях Аньхой и Цзянси . [1] С 1290 по 1301 год он был мировым судьей в Цзиндэ, провинция Аньхой, где был пионером в использовании деревянной печати подвижным шрифтом. [2] Деревянный подвижный тип был описан в публикации Ван Чжэня 1313 года, известной как « Нонг Шу» ( 農書 ), или «Книга земледелия» . [1] Хотя название описывает основную направленность работы, оно включает в себя гораздо больше информации по широкому кругу вопросов, не ограничивающихся сферой сельского хозяйства. Вана «Нонг Шу» 1313 года был очень важным средневековым трактатом, в котором описывалось применение и использование различных китайских наук, технологий и сельскохозяйственных практик. От водяных сильфонов до подвижной печати — он считается шедевром современной средневековой китайской технологии.
Ван написал шедевр « Нонг Шу» по многим практическим причинам, а также как средство помощи и поддержки обездоленным сельским фермерам в Китае, ищущим средства для улучшения своего экономического благосостояния перед лицом бедности и угнетения в период Юань . [3] Хотя предыдущая династия Сун была периодом высокой китайской культуры и относительной экономической и сельскохозяйственной стабильности, династия Юань серьезно нанесла ущерб экономической и сельскохозяйственной базе Китая во время перехода Сун-Юань . [3] Следовательно, такая книга, как « Нонг Шу», могла бы помочь сельским фермерам максимизировать эффективность производства урожая, и они могли бы научиться использовать различные сельскохозяйственные инструменты для облегчения своей повседневной жизни. [3] Однако его читали не сельские фермеры (которые были в основном неграмотны), а местные чиновники, которые хотели исследовать лучшие доступные в настоящее время методы ведения сельского хозяйства, о которых в противном случае крестьяне мало что знали бы. [3]
« Нонг Шу» была невероятно длинной книгой даже для своего времени и содержала более 110 000 письменных китайских иероглифов . [3] Однако он был лишь немногим больше, чем раннесредневековый китайский сельскохозяйственный трактат «Циминь Яошу», написанный Цзя Сыся в 535 году, в котором было чуть более 100 000 письменных китайских иероглифов. [4]
Технологические инновации
[ редактировать ]Водяные сильфоны
[ редактировать ]Китайцы во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) были первыми, кто применил гидравлическую энергию (т. е. водяное колесо ) для работы надувных сильфонов доменной печи при создании чугуна . Это было зафиксировано в 31 году нашей эры, нововведением инженера Ши , префекта Наньяна Ду . [5] После Ду Ши китайцы в последующие династические периоды продолжали использовать энергию воды для управления сильфонами доменной печи. » V века В тексте « У Чан Цзи его автор Пи Линг писал, что в период правления Юань-Цзя (424–429 гг.) было построено запланированное искусственное озеро с единственной целью — приводить в движение водяные колеса, способствующие плавке и литью. процессы китайской металлургической промышленности. [6] В тексте V века Шуй Цзин Чжу упоминается использование стремительной речной воды для приведения в действие водяных колес, как и династии Тан в тексте по географии Юань-хэ Цзюнь Сянь Ту Чи , написанном в 814 году. [7]
Хотя Ду Ши был первым, кто применил силу воды к сильфонам в металлургии, первая нарисованная и напечатанная иллюстрация его работы с силой воды появилась в 1313 году в книге Ван Чжэня « Нонг Шу» . [8] Ван объяснил методы, которые использовались для водяных доменных печей в прежние времена и в его эпоху 14 века:
По современным исследованиям (+1313!), в старину использовались кожаные меха для сумок, но сейчас всегда используют деревянный веер (сильфон). Конструкция следующая. Выбирается место рядом с стремительным потоком и устанавливается вертикальный вал в каркасе с двумя горизонтальными колесами так, чтобы нижнее вращалось силой воды. Верхний соединен приводным ремнем с (меньшим) колесом перед ним, на котором имеется эксцентриковый выступ (букв. Качающийся стержень). Затем все как один, следуя за поворотом (ведущего колеса), шатун, прикрепленный к выступу эксцентрика, толкает и тянет качающийся ролик, рычаги слева и справа от которого обеспечивают передачу движения на шток-поршень. . Таким образом, его перемещают вперед и назад, приводя в действие сильфоны печи гораздо быстрее, чем это было бы возможно с помощью рабочей силы. [9]
Также используется другой метод. На конце деревянного (поршневого) стержня длиной около 3 футов, который выходит из передней части сильфона, прямо установлен изогнутый кусок дерева в форме полумесяца новой луны, и (все) он подвешивается сверху на веревке, как на качелях. Затем перед мехом находятся крепкие бамбуковые (пружины), связанные с ним веревками; это то, что управляет движением вентилятора сильфона. Затем в соответствии с поворотом (вертикального) водяного колеса выступ, закрепленный на ведущем валу, автоматически давит и толкает изогнутую доску (прикрепленную к штоку поршня), которая соответственно перемещается назад (буквально внутрь). Когда выступ наконец опускается, бамбуковые пружины воздействуют на сильфон и возвращают его в исходное положение. Аналогичным образом, используя один главный привод, можно привести в действие несколько сильфонов (за выступы на валу) по тому же принципу, что и гидромолоты . Это тоже очень удобно и быстро... [9]
Печать подвижным шрифтом Ванга
[ редактировать ]В целях улучшения печати подвижным шрифтом Ван упомянул альтернативный метод запекания фарфорового печатного шрифта с глиняной рамкой для изготовления целых блоков. [10] Ван наиболее известен тем, что использовал деревянные подвижные шрифты, когда он был мировым судьей Цзиндэ в провинции Аньхой с 1290 по 1301 год. [2] Его главным вкладом было повышение скорости набора текста с помощью простых механических устройств, а также сложное систематическое расположение деревянных подвижных шрифтов. [11] Ван резюмировал процесс изготовления деревянной подвижной литеры, как описано в отрывке ниже:
Однако есть другой метод [помимо глиняного типа], который и более точен, и более удобен. Наборная форма изготовлена из дерева, для обозначения линий используются бамбуковые полоски, а на блоке выгравированы символы. Затем блок разрезается на квадраты небольшой тонкой пилой, пока каждый символ не станет отдельной частью. Этих отдельных персонажей обрабатывают ножом со всех четырех сторон, сравнивают и проверяют, пока они не станут одинакового роста и размера. Затем шрифты помещают в столбцы [формы] и между ними вдавливают подготовленные бамбуковые полоски. После того, как все шрифты установлены в форму, пробелы заполняются деревянными пробками, чтобы шрифт был совершенно твердым и не двигался. Когда шрифт станет абсолютно твердым, чернила размазываются и начинается печать. [12]
Деревянный подвижный шрифт использовался и экспериментировал Би Шэном в 11 веке. [13] но от него отказались, поскольку дерево было признано непригодным для использования материалом. [13] Ван усовершенствовал ранее экспериментированный процесс, добавив методы резки и отделки определенного типа, создав корпус шрифта и вращающийся стол, что сделало процесс более эффективным. [14] В системе Вана все китайские иероглифы были организованы по пяти различным тонам и в соответствии с рифмами с использованием стандартного официального сборника китайских рифм. [14] Фактически в процессе использовались два вращающихся стола; в одной таблице были официальные типы из сборника рифм, а в другой — наиболее часто используемые китайские иероглифы для быстрого выбора. [11] Чтобы сделать весь процесс более эффективным, каждому китайскому иероглифу был присвоен отдельный номер, чтобы при вызове номера выбирался этот письменный символ. [11] Редкие и необычные персонажи, которым не был прописан номер, просто изготавливались на месте резчиками по дереву, когда это было необходимо. [11]
При печати новых книг Ван рассказал, что необходимо определить прямоугольные размеры каждой книги, чтобы получить исправленный размер четырехстороннего деревянного блока, используемого при печати. [11] Обеспечение необходимой чернильной работы осуществлялось кистью, перемещавшейся вертикально столбиками, при этом отпечаток на бумаге столбики приходилось тереть кистью сверху вниз. [11]
За два столетия до того, как Хуа Суй впервые в 1490 году изобрел печать бронзовым шрифтом в Китае, Ван экспериментировал с печатью с использованием олова — металла, который славится своей низкой температурой плавления при литье. [15] В «Нонг Шу » Ван писал:
В более позднее время [конец XIII века] шрифт также изготавливали из олова методом литья. Его нанизывают на железную проволоку и таким образом закрепляют в столбцах формы, чтобы печатать с его помощью книги. Но ни один из этих типов не воспринимал чернила легко, и в большинстве случаев печать была неаккуратной. По этой причине они не использовались долго. [15]
Таким образом, китайский металлический шрифт XIII века с использованием олова оказался неудачным, поскольку был несовместим с процессом нанесения чернил . Несмотря на неудачу во времена Вана, бронзовый металлический тип Хуа Суй в конце 15 века использовался в Китае на протяжении веков, вплоть до конца 19 века. [16]
Вана Хотя «Нонг Шу» в основном печатался с использованием ксилографии , его изобретение — деревянный подвижный шрифт вскоре стало широко использоваться в регионе Аньхой. [11] Деревянный подвижный шрифт Вана использовался для печати местного вестника города Цзиндэ, в котором использовалось 60 000 письменных знаков, организованных на вращающихся столах. [11] В 1298 году примерно сто экземпляров этого письма было напечатано деревянным передвижным шрифтом в месяц. [11] Следуя по стопам Вана, в 1322 году магистрат Фэнхуа провинции Чжэцзян по имени Ма Чэндэ напечатал конфуцианскую классику подвижным шрифтом из 100 000 письменных знаков на необходимых вращающихся столах. [11] Процесс изготовления металлических подвижных литер также был разработан в Корее Чосон к 13 веку, в то время как металлические подвижные литеры не были впервые изобретены в Китае до тех пор, пока типограф династии Мин (1368–1644) Хуа Суй не использовал бронзовые подвижные литеры в 1490 году. Доступные в Китае в период Мин, деревянные подвижные шрифты широко использовались даже до 19 века. [17] После этого европейский печатный станок, впервые изобретенный Иоганном Гутенбергом в 15 веке, стал основой и стандартом в Китае и по большей части мирового сообщества до появления цифровой печати и современного компьютерного принтера .
Однако благодаря печати подвижным шрифтом во времена династии Мин в 14-16 веках она, как известно, использовалась местными академиями , местными правительственными учреждениями, богатыми местными покровителями печати и крупными китайскими коммерческими типографиями, расположенными в городах Нанкин. , Сучжоу , Чанчжоу , Ханчжоу , Вэньчжоу и Фучжоу . [18] В период Мин было много книг по самым разным темам, опубликованных деревянными подвижными шрифтами, включая романы, искусство, науку и технику, семейные книги и местные газеты . В 1541 году при спонсорстве двух разных князей были выпущены два разных значительных издания с использованием деревянных подвижных литер; принц Шу печатает большую литературную коллекцию поэта Су Чэ из ранней династии Сун, а принц И печатает книгу, написанную в качестве опровержения суеверий, написанную автором эпохи династии Юань. [17]
Во времена династии Цин (1644–1911) деревянные подвижные шрифты использовались в гораздо более широких масштабах, чем даже в предыдущий период Мин. [18] Официально его спонсировал императорский двор в Пекине, но он был широко распространен среди частных типографий. [18] Создание подвижных шрифтов для письма стало разумным инвестиционным предприятием, поскольку в период Цин их обычно закладывали, продавали или дарили в качестве подарков. [18] В сфере императорского двора чиновник Цзинь Цзянь (ум. 1794) был назначен ответственным за печать во дворце Уин, где у императора Юнчжэна было 253 000 деревянных подвижных шрифтов, изготовленных в 1733 году. [18] Цзинь Цзянь, ответственный за этот проект, подробно описал процесс печати в своей книге «У Ин Тянь Цзюй Чжэнь Бан Чэн Ши» («Руководство Императорской типографии для подвижных шрифтов»). [18] В девятнадцати различных разделах он предоставил подробное описание:
- тип кузова
- вырезание шрифта
- изготовление регистров шрифтов
- формовать лотки
- полосы различной толщины
- заготовки
- центральные колонны
- сортировочные лотки
- формы правил страниц и столбцов
- установка текста
- проверка
- печать
- распространение типа
- и график ротации [18]
Есть заметные различия между процессом подвижного шрифта Вана и процессом Цзинь Цзяня. Ван вырезал письменные символы на деревянных брусках, а затем распилил их на части, а Джин инициировал процесс, подготавливая корпуса шрифтов, прежде чем символы были индивидуально разрезаны на шрифты. [19] Для установки шрифта Ван использовал метод вращающихся столов, при котором шрифт передавался рабочим, тогда как Цзинь разработал систему, в которой рабочие переходили к организованному шрифту. [19] Рамка Вана также была добавлена после того, как шрифт уже был установлен, тогда как Джин печатал разлинованные листы и текст отдельно на одной бумаге. [19]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]В центре внимания « Нонг Шу» ( 农书 / 農書 ), написанного Ваном, была сфера китайского сельского хозяйства. В его книге перечислен и описан огромный каталог сельскохозяйственных инструментов и орудий, использовавшихся в прошлом и в его дни. [20] Более того, Ван систематически использовал в своей книге иллюстрированные изображения, сопровождающие каждую описанную часть сельскохозяйственного оборудования. [21] Ван также создал сельскохозяйственную календарную диаграмму в форме круга, которая включала Небесные Стебли , Земные Ветви , четыре времени года, двенадцать месяцев, двадцать четыре солнечных термина, семьдесят два пятидневных периода, с каждой последовательностью сельскохозяйственных задачи и природные явления, которые сигнализируют об их необходимости, звездные конфигурации, фенология и последовательность сельскохозяйственного производства. [22]
Среди различных современных методов ведения сельского хозяйства, упомянутых в «Нонг Шу», Ван перечислил и описал использование вспашки, посева, орошения, выращивания шелковицы и т. д. [3] В нем перечислены и описаны многие различные продукты питания и продукты из многих регионов Китая. [3] В книге описано использование не только сельскохозяйственных инструментов, но и оборудования для пищевой промышленности, ирригации, различных типов полей, церемониальных сосудов, различных типов хранилищ зерна, телег, лодок, механических устройств и текстильных машин, используемых во многих сферах. [3] Например, одно из многих устройств, описанных и проиллюстрированных на рисунке, представляет собой большую механическую мельницу, приводящую в движение движущую силу волов , с огромным вращающимся зубчатым колесом, входящим в зацепление с зубчатыми колесами восьми различных мельниц, окружающих его. [23] Вызвав большой интерес для историков -китаистов , Ван также обрисовал разницу между сельскохозяйственными технологиями Северного Китая и Южного Китая. [24] Основной характеристикой агротехники севера было техническое применение, пригодное для преимущественно засушливого земледелия, тогда как интенсифицированное ирригационное земледелие больше подходило для южного Китая. [24] Более того, Ван использовал свой трактат как средство распространения знаний в поддержку определенных сельскохозяйственных практик или технологий, встречающихся исключительно на Юге или Севере, которые могли бы принести пользу другим, если бы они были более широко известны, например, южная ручная борона, используемая для прополка на юге, но практически неизвестна на севере. [25]
Нонг Шу Главы
[ редактировать ]Главы 1–6 [24]
- Комплексные рецепты для сельского хозяйства и шелководства
Главы 7–10 [24]
- Трактат о ста зернах
- Зерновые (включая бобовые, коноплю и кунжут)
- Тыквы и зеленые овощи
- Фрукты
- Бамбук и прочее (включая рами, хлопок, чай, красильные растения и т. д.)
Главы 11–22 [24]
- Иллюстрированный трактат о сельскохозяйственных орудиях
- Полевые системы
- Сельскохозяйственные инструменты
- Плетеные и корзинные изделия
- Пищевое оборудование и зернохранилища
- Церемониальные сосуды, транспорт
- Ирригационное оборудование, водяные мельницы и т.д.
- Специальное оборудование для пшеницы
- Шелководство и текстильное производство
См. также
[ редактировать ]- История типографики в Восточной Азии
- Печать на дереве
- Хуа Суй
- История западной типографики
- Печатный станок
- Йоханнес Гутенберг
- Сюй Гуанци
- История сельского хозяйства
- Сельское хозяйство в Китае
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 6, Часть 2, 59.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 206.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нидэм, Том 6, Часть 2, 60.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 56.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 370
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 371-371.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 373.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 371.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 376.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 203.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нидэм, Том 5, Часть 1, 208.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 206–207.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 205–206.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 207
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 217
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 216–217.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 5, Часть 1, 208–209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нидэм, Том 5, Часть 1, 209.
- ^ Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 5, Часть 1, 211.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 75.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 92.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 53-55.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 195–196.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 6, Часть 2, 61.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 61-62.
Источники
[ редактировать ]- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Часть 2 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 1 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 6, Часть 2 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.