Тарш
В постклассическом арабском языке тарш используемый ( طرش ) — это гравированный блок, для печати . [ 1 ] Они были сделаны из дерева или жести и использовались с девятого или десятого века, по крайней мере, до четырнадцатого. [ 2 ] Существует более ста известных арабских гравюр на бумаге , пергаменте и, возможно, папирусе . [ 3 ] Чаще всего это небольшие полоски, предназначенные для использования в амулетах . В основном они были обнаружены в государственных и частных коллекциях, но несколько гравюр были обнаружены археологическими раскопками в Фустате в Египте. [ 1 ] пока не Самого Тарша нашли. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Происхождение тарша , заимствованного ли вместе с бумагой из Китая или изобретенного независимо в исламском мире , оспаривается. Ричард Буллиет , противопоставляя быстрое распространение бумаги и маргинализацию печати в исламском мире, предполагает отдельное происхождение каждого из них и, следовательно, местное развитие тарша . [ 1 ] [ 5 ] Происхождение слова тарш неясно. Семитский корень ṭ-r-š ( طرش ) связан с глухотой, а ṭ-rs ( طرس ) с письмом (включая слово палимпсест ), но египетское происхождение. также предполагалось [ 6 ]
На сегодняшний день в исламском мире известны только два средневековых упоминания о книгопечатании, оба в отрывках о Бану Сасан , неформальной гильдии нищих, воров и мошенников . [ 1 ] По словам Абу Дулафа аль-Хазраджи , писавшего в Персии в десятом веке:
Гравер Тарша – это тот, кто гравирует формы для амулетов. У него их покупают люди, которые неграмотны и не умеют писать. Продавец скрывает рисунок, который на нем изображен, чтобы исчерпать запас амулетов среди простых людей и заставить их поверить, что это он их написал. Форма называется тарш . [ 1 ]
Тексты-амулеты, напечатанные из Тарша, содержат тексты из Корана и списки имен Бога . Их сворачивали и помещали в металлические цилиндры, которые носили на шее. Есть примеры каллиграфии и по крайней мере один пример гравюры Корана, которая выглядит так, будто это страница из книги. Тексты часто печатались более чем из одного блока. Самый длинный известный текст — 107 строк, напечатанных из двух блоков на полоске бумаги размером 2 × 11 дюймов (5,1 × 27,9 см). [ 4 ]
На некоторых гравюрах есть вещественные доказательства того, что тарш иногда изготавливали путем заливки расплавленного олова в глиняные формы. По словам Сафи ад-Дина аль-Хилли , иракского поэта четырнадцатого века:
«А при изготовлении форм [ тарш ] из олова для изготовления амулетов и оберегов, как часто моя рука писала на форме сирийским письмом, а затем письмом филактерии!» [ 7 ]
Тот факт, что тарш иногда вырезали или отливали на сирийском и иврите (« филактерическое письмо»), свидетельствует о том, что гравюры предназначались для того, чтобы произвести впечатление на неграмотных людей своей магической силой, а не для того, чтобы их читали. [ 8 ] Известен один печатный еврейский амулет, ныне хранящийся в Страсбургском университете . Арабский амулет с окантовкой, выполненной сирийским, ивритом, коптским и арабским письмом, хранится в Университете штата Юта . [ 9 ] Коптское письмо — это просто транслитерированный арабский текст. [ 10 ] Амулет А.Ч. 12.145, сейчас находится в Австрийской национальной библиотеке , представляет собой фрагмент отпечатка, сделанного из того же тарша, что и амулет Юты. Использование коптского языка может указывать на то, что египетские христиане . среди покупателей гравюр были [ 11 ] Средневековая арабская блочная печать была полностью забыта к тому времени, когда Йозеф фон Карабачек обнаружил некоторые гравюры в 1894 году. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Буллит (2000) .
- ^ Jump up to: а б Буллиет (1987) , с. 427.
- ^ Шефер (2006) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Буллиет (1987) , с. 428.
- ^ Bulliet (1987) , стр. 435–436.
- ^ Bulliet (1987) , с. 431, цитируя Босворта (1976) , том. 2, с. 249.
- ^ Bulliet (1987) , с. 431, изменяя перевод Босворта (1976) , том. 1, с. 298
- ^ Bulliet (1987) , с. 432.
- ^ Ричардсон (2021) , с. 113.
- ^ Ричардсон (2021) , с. 193 н61.
- ^ Шефер (2006) , с. 50.
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, CE (1976). Средневековый исламский преступный мир: Бану Сасан в арабском обществе и литературе . Том. 1 и 2. Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Буллиет, RW (1987). «Средневековый арабский тарш : забытая глава в истории книгопечатания». Журнал Американского восточного общества . 107 (3): 427–438. дои : 10.2307/603463 . JSTOR 603463 .
- Буллиет, RW (2000). «Тар ш » . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 304. ИСБН 978-90-04-11211-7 .
- Леви Делла Вида, Г. (1944). «Арабская блочная печать». Научный ежемесячник . 59 : 473–474.
- Ричардсон, Кристина (2021). Рома в средневековом исламском мире: грамотность, культура и миграция . Академик Блумсбери.
- Ропер, Г. (2010). «История книги в мусульманском мире» . В Суаресе Майкл Ф.; HR Woudhuysen (ред.). Оксфордский справочник книги . Издательство Оксфордского университета. стр. 321–339.
- Шефер, КР (2006). Загадочные амулеты: средневековые арабские амулеты с блочной печатью в американских и европейских библиотеках и музеях . Лейден: Э. Дж. Брилл. дои : 10.1163/9789047408529 . ISBN 9789047408529 .
- Шефер, КР (2014). «Средневековая арабская блочная печать: состояние дел». В Ропер, Г. (ред.). Исторические аспекты печати и издательского дела на языках Ближнего Востока: материалы симпозиума в Лейпцигском университете, сентябрь 2008 г. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1–16. дои : 10.1163/9789004255975 . ISBN 9789004255975 .