Тарш
В постклассическом арабском языке тарш используемый ( طرش ) — это гравированный блок, для печати . [1] Они были сделаны из дерева или жести и использовались с девятого или десятого века, по крайней мере, до четырнадцатого. [2] Существует более сотни известных арабских гравюр на бумаге , пергаменте и, возможно, папирусе . [3] Чаще всего это небольшие полоски, предназначенные для использования в амулетах . В основном они были обнаружены в государственных и частных коллекциях, но несколько гравюр были обнаружены археологическими раскопками в Фустате в Египте. [1] пока не Самого Тарша нашли. [4]
История
[ редактировать ]Происхождение тарша , заимствованного ли он вместе с бумагой из Китая или изобретенного независимо в исламском мире , оспаривается. Ричард Буллиет , противопоставляя быстрое распространение бумаги и маргинализацию печати в исламском мире, предполагает отдельное происхождение каждого из них и, следовательно, местное развитие тарша . [1] [5] Происхождение слова тарш неясно. Семитский корень ṭ-r-š ( طرش ) связан с глухотой, а ṭ-rs ( طرس ) с письмом (включая слово палимпсест ), но египетское происхождение. также предполагалось [6]
На сегодняшний день в исламском мире известны только два средневековых упоминания о книгопечатании, оба в отрывках о Бану Сасан , неформальной гильдии нищих, воров и мошенников . [1] По словам Абу Дулафа аль-Хазраджи , писавшего в Персии в десятом веке:
Гравер Тарша – это тот, кто гравирует формы для амулетов. У него их покупают люди, которые неграмотны и не умеют писать. Продавец скрывает рисунок, который на нем изображен, чтобы исчерпать запас амулетов среди простых людей и заставить их поверить, что это он их написал. Форма называется тарш . [1]
Тексты-амулеты, напечатанные из Тарша, содержат тексты из Корана и списки имен Бога . Их сворачивали и помещали в металлические цилиндры, которые носили на шее. Есть примеры каллиграфии и по крайней мере один пример гравюры Корана, которая выглядит так, будто это страница из книги. Тексты часто печатались более чем из одного блока. Самый длинный известный текст состоит из 107 строк, напечатанных из двух блоков на полоске бумаги размером 2 × 11 дюймов (5,1 × 27,9 см). [4]
На некоторых гравюрах есть вещественные доказательства того, что тарш иногда изготавливали путем заливки расплавленного олова в глиняные формы. По словам Сафи ад-Дина аль-Хилли , иракского поэта четырнадцатого века:
«А при изготовлении форм [ тарш ] из олова для изготовления амулетов и оберегов, как часто моя рука писала на форме сирийским письмом, а затем письмом филактерии!» [7]
Тот факт, что тарш иногда вырезали или отливали на сирийском и иврите (« филактерическое письмо»), свидетельствует о том, что гравюры предназначались для того, чтобы произвести впечатление на неграмотных людей своей магической силой, а не для того, чтобы их читали. [8] Известен один печатный еврейский амулет, ныне хранящийся в Страсбургском университете . Арабский амулет с окантовкой, выполненной сирийским, ивритом, коптским и арабским письмом, хранится в Университете штата Юта . [9] Коптское письмо — это просто транслитерированный арабский текст. [10] Амулет А.Ч. 12.145, сейчас находится в Австрийской национальной библиотеке , представляет собой фрагмент отпечатка, сделанного из того же тарша, что и амулет Юты. Использование коптского языка может указывать на то, что египетские христиане . среди покупателей гравюр были [11] Средневековая арабская блочная печать была полностью забыта к тому времени, когда Йозеф фон Карабачек обнаружил некоторые гравюры в 1894 году. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Буллит (2000) .
- ^ Jump up to: а б Буллиет (1987) , с. 427.
- ^ Шефер (2006) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Буллиет (1987) , с. 428.
- ^ Bulliet (1987) , стр. 435–436.
- ^ Bulliet (1987) , с. 431, цитируя Босворта (1976) , том. 2, с. 249.
- ^ Bulliet (1987) , с. 431, изменяя перевод Босворта (1976) , том. 1, с. 298
- ^ Bulliet (1987) , с. 432.
- ^ Ричардсон (2021) , с. 113.
- ^ Ричардсон (2021) , с. 193 н61.
- ^ Шефер (2006) , с. 50.
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, CE (1976). Средневековый исламский преступный мир: Бану Сасан в арабском обществе и литературе . Том. 1 и 2. Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Буллиет, RW (1987). «Средневековый арабский тарш : забытая глава в истории книгопечатания». Журнал Американского восточного общества . 107 (3): 427–438. дои : 10.2307/603463 . JSTOR 603463 .
- Буллиет, RW (2000). «Тар ш » . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 304. ИСБН 978-90-04-11211-7 .
- Леви Делла Вида, Г. (1944). «Арабская блочная печать». Научный ежемесячник . 59 : 473–474.
- Ричардсон, Кристина (2021). Рома в средневековом исламском мире: грамотность, культура и миграция . Академик Блумсбери.
- Ропер, Г. (2010). «История книги в мусульманском мире» . В Суаресе Майкл Ф.; HR Woudhuysen (ред.). Оксфордский спутник книги . Издательство Оксфордского университета. стр. 321–339.
- Шефер, КР (2006). Загадочные амулеты: средневековые арабские амулеты с блочной печатью в американских и европейских библиотеках и музеях . Лейден: Э. Дж. Брилл. дои : 10.1163/9789047408529 . ISBN 9789047408529 .
- Шефер, КР (2014). «Средневековая арабская блочная печать: состояние дел». В Ропер, Г. (ред.). Исторические аспекты печати и издательского дела на языках Ближнего Востока: материалы симпозиума в Лейпцигском университете, сентябрь 2008 г. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1–16. дои : 10.1163/9789004255975 . ISBN 9789004255975 .