Змеи в китайской мифологии
Змеи (также известные как змеи ) являются важным мотивом в китайской мифологии . О змеях ходят различные мифы, легенды и народные сказания. Китайская мифология относится к этим и другим мифам, встречающимся в исторической географической области Китая . Эти мифы включают китайский и другие языки, передаваемые ханьскими китайцами , а также другими этническими группами (из которых пятьдесят шесть официально признаны нынешней администрацией Китая). [ 1 ]
Змеи часто появляются в мифах, религиях, легендах или сказках как фантастические существа, в отличие от любой возможной настоящей змеи, часто имеющие смесь змеи с другими частями тела, например, человеческую голову, или магические способности, такие как изменение формы . Одной известной змеей, способной превращаться между змеей и человеком, была мадам Белая Змея в « Легенде о Белой Змее» .
Другие змеи или змееподобные существа иногда включают в себя божества, такие как Фуси , Нюва и Гун Гун . Иногда Фуси и Нува описываются как змеи с человеческими головами, а иногда как люди с драконьими или змеиными хвостами.
Миф против истории
[ редактировать ]При изучении исторической китайской культуры многие из рассказанных историй о персонажах и событиях, написанных или рассказанных о далеком прошлом, имеют двойную традицию: одна традиция представляет собой более историзированную версию, а другая представляет более мифологическую версию. . [ 2 ]
Змееподобные божества
[ редактировать ]Речные божества
[ редактировать ]В древнем Китае некоторые из речных богов, которым поклонялись, изображались в виде змей или змееподобных существ: [ 3 ]
Божества направления севера
[ редактировать ]В древнем Китае времен династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) развивалось поклонение божествам четырех направлений, направлениями были восток, юг, запад и север. С направлением середины существовало пять основных направлений, каждое из которых было связано с божественным существом или существами, временем года и цветом (при этом «среднее направление» ассоциировалось с императором и желтым цветом). Этот набор корреляций пяти вещей включал гораздо больше, чем упомянуто здесь, в разработанной философской системе У Сина ( 五行 ), хотя некоторые основы, связанные с направляющими божествами, были намного старше.
Север ассоциировался с парой божественных существ, Темным Воином ( Сюань Ву , 玄武 ), существом в виде черепахи и змеи, с временем зимы и с черным цветом. [ 4 ] (также часто считается глубоким оттенком синего). Каждое из направлений также было связано с одним из y xíng , или пятью «элементами» (иногда также переводимыми как «фазы» или «материалы»): направлением севера была вода .
По словам Энтони Кристи, комбинация черепахи и змеи была известна как Черный Воин. И хотя поклонение другим направлениям было древней практикой, поклонения северу обычно избегали, поскольку север считался местом обитания разрушительного божества океанского ветра. Однако поклонение северу с церемониями жертвоприношения Черному воину практиковалось правителями династии Хань, которые утверждали, что правят под защитой воды и севера. [ 5 ] Хотя Черный Воин обычно изображается в виде змеи, обвивающей черепаху, иногда его рассматривают как двух отдельных генералов. [ 6 ]
Божества из змей
[ редактировать ]Бай Сужень и Сяоцин стали божествами из змей. [ 7 ]
Культура
[ редактировать ]В китайской культуре мифологизированные змеи и змееподобные существа играют различные роли, включая календарную систему, поэзию и литературу.
Зодиакальная змея
[ редактировать ]В китайской культуре годы Змеи занимают шестое место в цикле после Годов Дракона и повторяются каждые двенадцатый год. Китайский Новый год не приходится на конкретную дату, поэтому важно свериться с календарем, чтобы найти точную дату, когда на самом деле начинается каждый год Змеи . Змеиные годы включают: 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013 и 2025 годы. 12 «зодиакальных» (то есть ежегодных) животных повторяются в шестидесятилетнем цикле, причем каждое животное происходит пять раз в течение 60-летнего цикла, но с разными аспекты каждого из этих 5 раз. Таким образом, 2013 год — год иньской водяной Змеи , фактически начинается 10 февраля 2013 года и длится до 30 января 2014 года. Предыдущим годом иньской водяной Змеи был 1953 год. [ 8 ]
В тайской культуре год Змеи — это год маленькой Змеи , а год Дракона — год большой Змеи .
Согласно одной мифической легенде, есть причина расположения 12 животных в 12-летнем цикле. История гласит, что был организован забег по пересечению великой реки, и порядок животных в цикле определялся порядком их завершения забега. В этой истории Змея компенсировала свою неспособность быть лучшим пловцом тем, что тайно проехала на копыте Лошади , а когда Лошадь уже собиралась пересечь финишную черту, выпрыгнула, напугав Лошадь и таким образом вытеснив ее на шестое место. место. [ нужна ссылка ]
Те же 12 животных также используются для обозначения цикла часов в день, каждое из которых связано с двухчасовым периодом времени. «Час» Змеи — с 9:00 до 11:00, время, когда солнце нагревает землю, и Змеи выползают из своих нор.
Причина, по которой знаки животных называются «зодиакальными», заключается в том, что на личность человека влияют животные знаки, управляющие временем рождения, а также элементальный аспект этого животного знака в течение шестидесятилетнего возраста (60 лет). цикл. Точно так же предполагается, что год, управляемый определенным животным знаком, характеризуется им, причем последствия особенно сильны для людей, родившихся в год, управляемый тем же животным знаком. [ 8 ]
Персонажи
[ редактировать ]Обычное и общее китайское слово и иероглиф, обозначающий Змею, — это ши ( китайский : 蛇 ; пиньинь : ше ; букв. « Змея или Змеи »). Как знак зодиака Змея связана с китайским : 巳 ; пиньинь : sì , имя собственное, относящееся к 6-й из 12 Земных Ветвей , или к двойному часу с 9-00 до 11:00.
Пять ядовитых существ
[ редактировать ]В пятый день пятого месяца по китайскому календарю приходится праздник Двойной пятёрки ( Дуаньу ). Многие из мероприятий, традиционных в этот праздник, включают изгнание различных источников потенциальных злых влияний. Один из них заключается в изгнании Пяти Зловещих Существ ( у Ду ), одним из которых является Змея . [ 9 ]
Настоящие и легендарные
[ редактировать ]Некоторые сообщения о фантастических змеях могут скорее относиться к области криптозоологии , легенд или сказок, чем к мифологии или религии.
Примером этого является змея «внезапного удара» из Сунзи « Искусства войны» , которая должна была уметь сражаться как головой, так и хвостом, и использовалась в качестве сравнения с тем, как это делает генерал, опытный в военном развертывании. так. Змея Внезапного Ударника предположительно жила на «Горе Чанг»: ( Роджер Т. Эймс полагает, что это была гора Хэн , но написана другим иероглифом, чтобы избежать табу на имя Хань Венди ). [ 10 ]
Другие змееподобные или рептилообразные существа.
[ редактировать ]Другие представители некоторых типов китайских драконов считаются особенно змееподобными, например, Тэн , которого иногда называют «летающим змеедраконом». Некоторые рептилоиды вообще не похожи на змей, например Ао . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Специфический
[ редактировать ]- Баше ( 巴蛇 ), гигантская змея, питающаяся слонами.
- Чи ( 譭 ) или Чилонг ( 譭龙 ), «безрогий дракон».
- Китайский дракон , китайские драконы склонны к змеиной систематике.
- Чи-сон-цзы ( 赤松子 ), иногда говорят, что у него есть наложница, одаренная змеей.
- Го ( 蠱 ), включая использование змеиного яда .
- Жемчужина маркиза Суй , также известная как Суй-Хоу-Чжу ( 隨侯珠 ), удивительная светящаяся жемчужина, подаренная правителю государства Суй благодарной змеей, чью жизнь он спас.
- Нага ( 那伽 ) в Китае обычно больше считается драконом.
- Змеиное вино (ши-цзи, 蛇酒 ), тип вина с предполагаемыми лечебными или тонизирующими свойствами.
- Сянлиу (Сян-Лю, 相柳 ), также известный как Сянъяо (Сян-Яо, 相繇 ), девятиглавая змея или дракон.
- Чжулон ( дракон-свеча ), также известный как Чжуинь ( абажур свечи ), божественный дракон-факел .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ян, 2005: стр. 4.
- ^ Ян, 2005: страницы 12–13.
- ^ Эберхард: 2003[1986], стр. 268.
- ^ Кристи, 1968: стр. 46.
- ^ Кристи, 1968: страницы 82–83.
- ^ Ущан, Михаил В. (9 мая 2014 г.). Китайская мифология . ООО «Гринхейвен Паблишинг». ISBN 978-1-4205-1146-8 .
- ^ «Единственный Храм Белой Змеи на Тайване популярен в Год Дракона│TVBS News Network» . ( на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Змея: руководство по фэн-шуй и прогноз по китайскому зодиаку на 2016 год . Книга Книга.
- ^ Эберхард: 2003 [1986], «Ядовитые существа, пятеро», страницы 208–209.
- ^ Эймс, 1993: стр. 158 и примечание 200 на стр. 294.
- ^ «Гуйгуцзы», первый китайский трактат по риторике: критический перевод и комментарий . СИУ Пресс. 19 августа 2016 г. ISBN 978-0-8093-3526-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эймс, Роджер , перевод, введение и комментарии. (1993). Сунци и др. Искусство войны: первый английский перевод, включающий недавно обнаруженные тексты Инь-цюэ-шань . (Нью-Йорк: Ballantine Books). ISBN 0-345-36239-X
- Кристи, Энтони (1968). Китайская мифология . Фелтэм: Издательство Hamlyn Publishing. ISBN 0600006379 .
- Эберхард, Вольфрам (2003 [1986 (немецкая версия 1983)]), Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-00228-1
- Хоукс, Дэвид , перевод, введение и примечания (2011 [1985]). Цюй Юань и др. , Песни Юга: Древнекитайская антология стихов Цюй Юаня и других поэтов . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044375-2
- Ян, Лихуэй и др. (2005). Справочник китайской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533263-6
- Ю, Энтони К., редактор, переводчик и введение (1980 [1977]). Путешествие на Запад . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-97150-6