Светящиеся драгоценные камни
![]() | Эта статья содержит встроенные цитаты , но они не отформатированы должным образом . ( Октябрь 2020 г. ) |
Сказки о светящихся драгоценных камнях являются почти всемирным мотивом в мифологии и истории азиатских, европейских, африканских и американских культур. Некоторые истории о светоизлучающих драгоценных камнях могли быть основаны на люминесцентных и фосфоресцирующих минералах, таких как алмазы.
Минералогическая светимость
[ редактировать ]
Во-первых, будет полезно ввести некоторую минералогическую терминологию для драгоценных камней , которые могут светиться под воздействием света, трения или тепла. Обратите внимание, что в следующем обсуждении будут опущены современные методы, такие как рентгеновские лучи и ультрафиолетовый свет , которые слишком новы, чтобы повлиять на фольклор о светящихся драгоценных камнях. Люминесценция — это спонтанное излучение света накаливания веществом, не возникающее в результате нагревания, в отличие от , которое представляет собой свет, излучаемый веществом в результате нагревания. Люминесценция вызвана поглощением энергии, которая выделяется в небольших количествах. Когда энергия исходит от света или другого электромагнитного излучения , ее называют фотолюминесценцией ; которая делится на флуоресценцию , когда свечение прекращается сразу же с возбуждением, и фосфоресценцию , когда свечение продолжается за пределами периода возбуждения. Два типа люминесцентных явлений характерны для кристаллических материалов. Триболюминесценция генерирует свет за счет разрыва химических связей. в материале, когда его трут, разрывают, царапают или раздавливают. Термолюминесценция повторно излучает ранее поглощенное электромагнитное излучение при нагревании (например, термолюминесцентное датирование ).
Американский геолог Сидни Хобарт Болл , написавший статью «Светящиеся драгоценные камни, мифические и реальные», изложил историю открытий люминесцентных и фосфоресцирующих минералов. Большинство бриллиантов становятся триболюминесцентными, если их потереть тканью, а некоторые становятся фотолюминесцентными после воздействия прямых солнечных лучей. И алмазы, и белый топаз могут фосфоресцировать при нагревании ниже красного каления . Обычно считается, что фосфоресцирующие свойства алмазов при нагревании солнечным светом были впервые обнаружены Альбертом Великим (ок. 1193–1280) и, по-видимому, были заново открыты Робертом Бойлем в 1663 году, который также обнаружил, что некоторые алмазы люминесцируют под давлением. По словам Прафуллы Чандры Рэя , индийский король Бходжа (годы правления 1010–1055) знал, что алмазы могут фосфоресцировать (Ball 1938: 496).
Люминесцентный болонский камень (нечистый барит ), открытый Винченцо Каскариоло в 1602 году, иногда называли « lapis lunaris » («лунный камень»), потому что, как и луна, он излучал в темноте свет, получаемый от солнце (Кунц 1913: 168). В 1735 году французский химик Шарль Франсуа де Систерне дю Фей установил, что лазурит , изумруд и аквамарин люминесцентны. Джозайя Веджвуд в 1792 году обнаружил фосфоресценцию при трении друг о друга двух кусков кварца или агата и написал, что рубин дает «прекрасный красный свет короткой продолжительности». Эдмон Беккерель сообщил в 1861 году, что рубин флуоресцирует лучше, чем сапфир , красный полевой шпат флуоресцирует, а измельченный ортоклаз горит. В 1833 году Дэвид Брюстер обнаружил флюоресценцию минерала флюорита или плавикового шпата. Однако английский натуралист Филип Скиппон (1641–1691) заявил, что некий месье Лорт из Монпелье , Франция, «фальшивомонетчик» «аметистов, топазов, изумрудов и сапфиров» обнаружил, что при нагревании « fluor smaragdi » (лат. «текучий изумруд/берилл/яшма») в кастрюле с углями, а затем «поставив его в темное место (он) светится очень сильно: в то же время несколько других камней были опробованы, но не блестели» (1732 6:718).
Некоторые флюориты, особенно разновидности хлорофана (также известные как пиромеральд и камень кобры), могут стать очень слабо люминесцентными просто от тепла руки. Хлорофан необычен тем, что сочетает в себе свойства термолюминесценции, триболюминесценции, фосфоресценции и флуоресценции; он будет излучать свет видимого спектра при трении, воздействии света или тепла и может продолжать излучать в течение длительного периода времени. Среди гравия реки Иртыш , недалеко от Красноярска , Россия, немецкий минералог Густав Роуз зафиксировал, что видел хлорофановые камешки, которые сияли всю ночь напролет просто от воздействия солнечного тепла. Что касается мифов о светящихся драгоценных камнях, Болл заключает, что, хотя «не исключено, что изобретатели некоторых сказок о [светящихся драгоценных камнях] могли быть знакомы со светимостью драгоценных камней, по моему мнению, многие из сказок должны иметь другое происхождение» ( 1938: 497).
Ученые предложили множество объяснений мифам о светящихся драгоценных камнях, описанным более двух тысяч лет назад. Чаще всего это рубины или карбункулы (часто красные гранаты ), которые классические и средневековые минералоги не различали, реже другие драгоценные камни, включая алмазы, изумруды, нефрит и жемчуг (Ball 1938: 497).
Американский китаевед Эдвард Х. Шафер предполагает, что фосфоресцирующие «изумруды» классической древности, такие как ярко сияющие зеленые глаза мраморного льва на гробнице царя Гермиаса Атарнея (ум. 341 г. до н. э.) на Кипре, были флюоритом, даже хотя у эллинистических алхимиков были методы, «на первый взгляд магические, по созданию сияющих в ночи драгоценных камней путем нанесения на камни фосфоресцирующих красок», наиболее известными из которых были их «изумруды» и «карбункулы» (1963: 238).
Названия некоторых люминесцентных драгоценных камней этимологически происходят от слов «свечение» или «огонь» (например, пироизумруд вместо «хлорофана» выше). OED ; определяет пироп (от греческого Πυρωπός, букв. «огнеглазый»)» как: «В раннем использовании неопределенно применялся к красному или огненному драгоценному камню, такому как рубин или карбункул (минералогия) «Богемский гранат или огненный гранат»; и карбункул или карбункул-камень (от латинского «carbunculus», «маленький светящийся уголек») как: «Название, по-разному применяемое к драгоценным камням красного или огненного цвета; карбункулы древних (которых Плиний описывает двенадцать разновидностей), вероятно, были сапфирами, шпинелями или рубинами и гранатами; в средние века и позже, помимо названия рубина, этот термин был особенно. применительно к мифическому драгоценному камню, который, как говорят, излучает свет в темноте» (Ball 1938: 498).
Мифологическая светимость
[ редактировать ]Светящиеся драгоценные камни - обычная тема в сравнительной мифологии . Болл провел межкультурный анализ историй о светящихся камнях и жемчуге и нашел около сотни вариантов в древних, средневековых и современных источниках. Широкие места действия сказок включают всю Азию (кроме Сибири), всю Европу (кроме Норвегии и России), Борнео, Новую Гвинею, США, Канаду, некоторые страны Южной Америки, а также Абиссинию, Французское Конго и Анголу в Африке. . Более поздние африканские и американские мифы, вероятно, были привнесены европейцами. Болл делит легенды о светящихся драгоценных камнях на три основные темы: источники света , добыча драгоценных камней и животные (Ball 1938: 497–498).
Легенды источников света
[ редактировать ]Первая тема — использование легендарных светящихся драгоценных камней для освещения зданий, навигационных огней на кораблях или иногда в качестве путеводных огней для заблудших людей (Ball 1938: 498–500).
В Индии, самой ранней стране, где были известны прекрасные драгоценные камни, вера в светящиеся драгоценные камни возникла примерно двадцать пять столетий. c. 700 г. до н.э. – 300 г. н.э. Вишну-пурана утверждает, что Вишну в своем аватаре многоголового змея Шеша под именем Ананта («Бесконечный») «имеет тысячу голов, украшенных мистической свастикой, и в каждой голове драгоценный камень, излучающий свет». (Болл 1938: 498). c. 400 г. до н.э. – 300 г. н.э. Классическая индуистская Махабхарата рассказывает историю пяти братьев Пандавов и дворца раджи Бабруваханы с его драгоценными камнями, которые «сияли, как лампы, так что не было необходимости в каком-либо другом свете в собрании». В ц. 100 г. н.э. Буддачарита , город Капила , как говорят, имеет настолько яркие драгоценности, «что тьма, подобная нищете, не могла найти себе места» (Ball 1938: 499).
В классической древности греческий историк Геродот (ок. 484–425 до н. э.) был первым европейцем, описавшим светящиеся драгоценные камни. В храме Геракла в Тире были две большие колонны: одна из золота, другая из смарагдов ( σμάραγδος , «зеленые драгоценные камни, включая изумруд»), которые «ярко сияли ночью» (Harvey 1957: 33, что предполагает фосфоресцирующий тип «ложного изумруда»). из плавикового шпата ). Болл говорит, что «коварные священники, несомненно, заключили лампу в полое зеленое стекло, чтобы ввести в заблуждение доверчивых». В Псевдо-Плутархе «О реках», написанном, вероятно, греческим грамматистом Парфением Никейским (ум. 14 г. н.э.), говорится, что в реке Сакарья ( Астра ἀστήρ , найден драгоценный камень «звезда»), «которая пылает в темноте». ", и поэтому его называли Балленом ("Царь") на фригийском языке (King 1867: 9). Римский писатель Плиний Старший (23–79 гг. н.э.) описал хризолампис как восточный драгоценный камень, «бледный днем, но имеющий огненный блеск ночью» (Ball 1938: 499). Сирийский ритор Лукиан (ок. 125–180 гг. н. э.) описывает статую сирийской богини. Атаргатис в Иераполисе Бамбице (современный Манбидж ) с драгоценным камнем на голове, называемым греческим лихнисом ( λύχνος , «лампа; свет») (Schafer 1963: 237). «От этого камня в ночное время сверкает великий свет, так что весь храм ярко сияет, как при свете мириадов свечей, но днем яркость тускнеет; драгоценный камень имеет подобие яркого огня» ( тр. Стронг и Гарстанг 1913: 72). По мнению Плиния, камень называется лихнисом, потому что его блеск усиливается при свете лампы, когда его оттенки особенно приятны (Лауфер 1915: 58).
Хотя в ранней китайской классике династии Восточная Чжоу (770–256 гг. до н.э.) упоминаются светящиеся драгоценные камни (например, «жемчужина маркиза Суй», обсуждаемая ниже в разделе благодарных животных), Сыма Цянь ок. 94 г. до н.э. Династия Хань . В записях великого историка есть два ранних упоминания об их использовании в качестве источника света. Большинство китайских названий сияющего жемчуга/драгоценных камней представляют собой ( 珠 соединения zhū , « жемчуг; драгоценный камень; бусина; шар»), например yèmíngzhū (夜明珠, «ночная светящаяся жемчужина»), míngyuèzhū (明月珠, «светящаяся лунная жемчужина») и егуанчжу (夜光珠, «ночная сияющая жемчужина»). В истории «Дома Тянь Цзинчжуна » записано, что в 379 году до нашей эры король Ци Вэй хвастался королю Хуэю из Вэя : «Даже в таком маленьком государстве, как мое, все еще есть десять жемчужин в один дюйм в диаметре, которые освещали сиянием двенадцать карет впереди и за ними». (тр. Сойер, 2018: нп). В биографии придворного министра Хань Цзоу Яна (鄒陽, 150 г. до н.э.) он образно использует термины минъюэ чжи чжу (明月之珠, «светящаяся лунная жемчужина») и егуан чжи би (夜光之壁, «ночь»). сияющий нефритовый диск »), чтобы проиллюстрировать, как талантливые люди теряются из-за отсутствия рекомендаций: «Если бы я бросил светящуюся лунную жемчужину или ночной сияющий нефритовый диск на темной дороге перед кем-то, кто не схватил бы свой меч и выглядишь испуганным?» немецкий китаевед Огаст Конради предположил, что китайские названия минъюэчжижу и егуанчжу могут иметь индийское происхождение, с аналогами в драгоценном камне чандра-канта («возлюбленный луны»), который содержит конденсированный лунный свет, и харинмани названии изумруда («лунный драгоценный камень») (1931 г.). : 168–169).

Ли Шичженя 1578 года В фармакопее Бенцао Ганму описывается лейчжу (雷珠, «громовые жемчужины/бусы»), которые божественный дракон Шэньлун «держал во рту и ронял. Они освещают весь дом ночью» (tr. Laufer 1912: 64). . Китайских драконов часто изображают с пылающей жемчужиной или драгоценным камнем под подбородком или в когтях. По мнению немецкого антрополога Вольфрама Эберхарда , длинный дракон — символ облаков и ливней, а когда он играет мячом или жемчужиной, это означает поглощение луны тучами или гром в облаках. Луна часто появляется в виде жемчужины, и поэтому дракон с жемчужиной равен облакам с луной. Связь жемчуга и луны выражается в китайской вере, что в полнолуние жемчуг представляет собой твердый шарик, а в новолуние — полый (1968: 239, 382).
Раввинистический иудаизм включает в себя ряд упоминаний о светящихся драгоценных камнях. Например, раввин первого века Рав Хуна говорит, что он бежал от римских солдат и спрятался в пещере, освещенной светом, который был ярче ночью и темнее днем. [ нужна ссылка ]
Наиболее задокументированной из историй об освещении является история о светящемся карбункуле или рубине короля Цейлона , впервые упомянутая греческим путешественником Космой Индикоплевстом в VI веке, а затем описанная многими путешественниками, последним из 17 века. По словам Индикоплевста, он был «размером с большую сосновую шишку, огненно-красным и, если смотреть на него с расстояния, особенно если солнечные лучи играли вокруг него, представлял собой бесподобное зрелище» (Лауфер 1915: 62). китайского буддийского паломника Сюаньцзана В «646 великих танских записях о западных регионах» он находится в храме Зуба Будды недалеко от Анурадхапуры : «Его волшебный блеск освещает все небо. В тишине ясной и безоблачной ночи его может увидеть каждый. даже на расстоянии мириадов ли ». Ученый песни Чжао Рукуо ок. 1225 г. Чжу Фан Чжи («Записи иностранных людей») говорит: «Царь держит в руке драгоценный камень диаметром пять дюймов, который невозможно сжечь огнем и который сияет в (тьме) ночи, как факел. король ежедневно протирает им лицо, и хотя ему перевалило за девяносто, он сохранил свой молодой вид». (Хирт и Рокхилл 1911: 73). На основании этой негорючести Лауфер говорит, что этот сияющий ночью драгоценный камень, вероятно, был бриллиантом (1915: 63). Другие утверждают, что он «служит вместо светильника ночью», имеет «вид пылающего огня» или «великого огненного пламени». Благодаря своему свечению, Марко Поло назвал его «Осветителем Красного дворца» (Ball 1938: 499).
Английский алхимик Джон Нортон написал в 1470 году стихотворение, озаглавленное «Ординал, или Руководство по химическому искусству», в котором он предложил воздвигнуть золотой мост через Темзу и осветить его карбункулами, установленными на золотых вершинах: «Славное дело для людей». созерцать» ( Ашмол 1652: 27).
Лодки, освещенные светящимися драгоценными камнями, — вариант идеи иллюминации. В раввинистическом иудаизме существовала традиция, согласно которой « Ной светящийся камень имел в ковчеге , который «ночью сиял ярче, чем днем, служа, таким образом, для различения дня и ночи, когда солнце и луна были окутаны густыми облаками» (Harvey 1957: 15). Бытие Раба описывает Царя , освещающего Ноев ковчег (Бытие 6:16), как светящийся драгоценный камень ( Версия короля Иакова переводится как «окно»). [ нужна ссылка ] Мормонская Книга Ефера описывает «шестнадцать маленьких камней; и они были белыми и прозрачными, как прозрачное стекло», к которым прикоснулась рука Бога, чтобы они могли «сиять во тьме». Иаредийцы . установили по камню на носу и корме каждого корабля и имели «непрерывный свет» во время своего 344-дневного путешествия в Америку (Ball 1938: 500)
Тема светящихся драгоценных камней, направляющих моряков и других людей, зародилась в Европе в средние века. Самая ранняя, вероятно, скандинавская сага о гранатах Висбю . В ганзейском городе Висбю, на острове Готланд , церковь Святого Николая имела два окна-розы с огромными гранатами в центре, выходивших на Балтийское море . В сагах говорится, что два драгоценных камня сияли ночью так же ярко, как солнце в полдень, и благополучно направляли моряков в порт. В 1361 году король Дании Вальдемар IV завоевал Готланд, но его богатая добыча, включая чудесные гранаты, затонула в океане, когда королевский корабль потерпел крушение на островах Земли Конга Карла (Ball 1938: 500).
Реликвия , которое, по разным сведениям, имела оникс, аметист или зеленую яшму, предположительно была обручального кольца Девы Марии привезена из Святой Земли в 996 году нашей эры. Оно было помещено в церковь Санта-Мустиола , Клузиум (современный Кьюзи ), Италия, а в 1473 году кольцо было передано францисканскому монастырю в этом городе. Один из монахов украл его и сбежал в ночь, но когда он раскаялся и пообещал вернуть его, кольцо испустило яркий свет, благодаря которому он отправился в Перуджу . Два города яростно боролись за обладание этим священным кольцом, но в 1486 году Ватикан постановил поместить реликвию в собор Перуджи (Ball 1938: 500).
Голландский ученый Алард из Амстердама (1491–1544) рассказывает историю светящегося драгоценного камня «хризолампис» (χρυσόλαμπις, «сверкающий золото»), установленного на золотой табличке, с другими ценными драгоценными камнями. Около 975 года Хильдегард, жена Дирка II, графа Голландии , посвятила табличку святому Адальберту Эгмондскому и подарила ее Эгмондскому аббатству , где покоилось тело святого. Алард сообщает нам, что «хризоламп» «сиял так ярко, что, когда монахов вызывали в часовню в ночное время, они могли читать Часы без всякого другого света»; однако этот блестящий драгоценный камень был украден одним из монахов и брошен в море (Кунц 1913: 164).
Французский химик Марселлен Бертло (1888 г.) обнаружил ранний греческий алхимический текст «из святилища храма», в котором говорится, что египтяне создавали «карбункул, сияющий в ночи» из определенных фосфоресцирующих частей («желчи») морских животных. и когда эти драгоценные камни были правильно приготовлены, они светились так ярко ночью, «что любой, кто владел таким камнем, мог читать или писать при его свете так же хорошо, как при дневном свете» (Кунц 1913: 173).
Легенды добычи драгоценных камней
[ редактировать ]


Во-вторых, есть истории о шахтерах, которые находили светящиеся драгоценные камни ночью и добывали их днем (Ball 1938: 500–501). Одним заметным исключением является ок. Плиния. 77 CE Natural History , в которой описывается обнаружение карбункулов в дневное время, некоторые виды «действительно блестят и сияют по своей собственной природе: по этой причине их быстро обнаруживают, где бы они ни находились, по реверберации солнечных лучей» (Harvey 1957: 34). ).
В I веке до нашей эры греческие историки Диодор Сицилийский (ок. 90–30) и Страбон (ок. 63–24) сообщают о руднике перидота ювелирного качества ( оливина ) египетского царя Птолемея II Филадельфа (годы правления 285–246). э.) на бесплодном, запретном острове Офиод ( Ὀφιώδης νήσος , «Змея») или Топазиос ( Τοπάζιος , «Топаз»), современный остров Забаргад , недалеко от древнего Красного моря порта Береника Троглодитика .Диодор говорит, что Филадельф истребил «разные виды ужасных змей», которые раньше наводняли остров, из-за «Топаза, блестящего камня, восхитительного вида, подобного стеклу, золотого цвета и поразительной яркости; и поэтому всем было запрещено ступать на это место, и если кто-нибудь приземлялся там, он был немедленно казнен Хранителями острова». Египетская техника добычи полезных ископаемых основывалась на светимости. «Этот Камень растет в Скалах, затемненный яркостью Солнца; его не видно днем, но он сияет ярко и великолепно в самую темную Ночь и обнаруживает себя на большом расстоянии. Хранители Острова расходятся. в несколько мест, чтобы найти этот камень, и где бы он ни появился, они отмечают это место большим сосудом, достаточно большим, чтобы покрыть сверкающий камень, а затем днем идут к этому месту и вырезают камень; и доставьте его тем, кто является Художником, полирующим их» (tr. Oldfather et al. 1814 3: 36). По словам Страбона, «Топаз — это прозрачный камень, сверкающий золотым блеском, который, однако, нелегко различить днем из-за яркости окружающего света, но ночью камни видны тем, кто их собирает. Сборщики ставят сосуд на место [где видны топазы] как знак и выкапывают их днем » (tr. Hamilton and Falconer 1889 3:103). Болл отмечает, что легендарный «топаз» острова Топазиос представляет собой оливин, который не светится, в отличие от настоящего топаза, и предполагает: «Эту историю вполне могли рассказать путешественникам проницательные египетские торговцы драгоценными камнями, стремившиеся повысить ценность своих товаров за счет преувеличение опасностей, связанных с добычей оливинов» (1938: 500). В настоящее время островная шахта погружена под воду и недоступна.
Тема поиска светящихся драгоценных камней ночью встречается и в других источниках. c. 125 г. н.э. В дидактическом христианском тексте «Физиолог» говорится, что алмаз («карбункул») можно найти не днем, а только ночью, что может означать, что он излучает свет (Laufer 1915:62). Англо-индийский дипломат Томас Дуглас Форсайт сообщает, что в 632 году древнее иранское сакское буддийское королевство Хотан прислало «великолепный нефритовый камень» как дань уважения императору Тан Тайцзуну . Реки Хотана славились своим нефритом, «который обнаруживался по его сиянию в воде ночью», и водолазы добывали его на мелководье после спада талых вод (1875, 113). Богемский , где «золото растет , раввин Петахия из Регенсбурга (ок. 1225 г.) адаптировал рассказ Страбона к золоту, который он видел в земле Измаила, к востоку от Ниневии как травы. Ночью его яркость можно увидеть, если оставить след из пыли». или известь. Затем они приходят утром и собирают травы, на которых найдено золото» (tr. Benisch and Ainsworth 1856: 51, 53).
Современной параллелью древним горнякам, ищущим светящиеся драгоценные камни в ночное время, являются горняки, использующие портативные коротковолновые ультрафиолетовые лампы для поиска руд, которые реагируют флуоресценцией определенного цвета. Например, под коротковолновым УФ-светом шеелит , вольфрамовая руда, светится ярким небесно-голубым светом, а виллемит , второстепенная цинковая руда , флуоресцирует зеленым (Ball 1938: 501).
Легенды о животных
[ редактировать ]Третья тема светящихся драгоценных камней включает змей (индуистского происхождения) или мелких животных (испанских) с драгоценными камнями в головах или благодарных животных, отплачивающих за человеческую доброту (китайских и римских) (Ball 1938: 501–505).
Легенды о змеях, несущих дивный драгоценный камень то во лбу, то во рту, встречаются практически во всем мире. Ученые предположили, что миф мог возникнуть из-за поклонения змеям , света, отраженного змеиным глазом, или пламенного цвета губ некоторых змей. Лишь в некоторых из этих легенд камень светится; этот вариант известен в Индии, на Цейлоне, в древней Греции, Армении и среди индейцев чероки (Ball 1938: 502).
В энциклопедическом труде индуистского эрудита Варахамихиры VI века «Брихат Самхит» описывается яркая звезда Канопус , названная Агастья ( अगस्त्य ) на санскрите, также имя риши Агастьи : «Ее огромные белые волны были похожи на облака; ее драгоценные камни были похожи на звезды; кристаллы были похожи на Луну, а ее длинные яркие змеи с драгоценными камнями на капюшонах были похожи на кометы, и поэтому все море было похоже на небо». Другой контекст говорит, что черный блестящий жемчуг также производится в головах змей, родственных нагараджа ( नागराज , «короли драконов») Такшаке и Васуки (tr. Iyer 1884: 77, 179).
История «Змеиный драгоценный камень» в « Катхасарицагаре» Сомадэвы XI века («Океан потоков историй») относится к мани ( मणि , «драгоценный камень; драгоценный камень; жемчуг») на голове змеи. Когда индуистский мифологический король Нала спасается от лесного пожара в джунглях, он слышит голос, просящий о помощи, и поворачивается назад, чтобы увидеть змею, «голову которой окружают лучи драгоценных камней на ее гребне», которая после спасения раскрывает себя быть нагараджей Каркотакой (tr. Tawney 1928 4: 245).
» III века н. э. В «Жизни Аполлония Тианского греческого софиста Филострата , биографии Аполлония Тианского (ок. 3 г. до н. э. – 97 г. н. э.), говорится, что в Индии люди убивают горного дракона и отрубают ему голову, в которые «представляют собой камни яркого блеска, испускающие разноцветные лучи и обладающие оккультной силой». Там также упоминается миф о том, что журавли не будут строить свои гнезда, пока не прикрепят «световой камень» (древнегреческий lychnidis , «сияющий»), чтобы помочь яйцам вылупиться и отогнать змей (tr. Conybeare 1912: 103, 155) . ).
В бенгальской сказке « Роза Бакавали » героический принц Джамиля Хатун встречает чудовищного дракона, несущего во рту «змею, испускающую столь блестящий драгоценный камень, что он освещал джунгли на многие мили». Его план получить его состоял в том, чтобы бросить тяжелый кусок глины на светящийся драгоценный камень, погрузив джунгли во тьму, «так что дракон и змея ударились головами о камни и умерли» (tr. Clouston 1889: 296–297). ).
Согласно армянской легенде «Царица змей», змеи горы Арарат выбирают царицу, которая уничтожает вторгающиеся армии иностранных змей и носит во рту «чудесный камень Хул, или камень света, который в определенные ночи она подбрасывает в воздух, когда он сияет, как солнце. Счастлив тот, кто поймает камень, прежде чем он упадет». ( фон Хакстхаузен 1854: 355).
Генри Тимберлейк , британский эмиссар чероки Оверхилл 1761–1762 годов во время экспедиции Тимберлейка , записывает историю о знахарях («фокусниках»), использующих драгоценные камни, что является вариантом легенды о Рогатом Змее в мифологии ирокезов . Один светящийся драгоценный камень, «замечательный своим блеском и красотой», предположительно «рос на голове чудовищной змеи», которую охраняло множество змей. Знахарь спрятал этот светящийся драгоценный камень, и больше никто его не видел. Тимберлейк полагал, что он «придумал отчет об открытии» (1765: 48–49). Болл сомневается в этом мифе и предполагает «европейское влияние» (1938: 503).
Каталонский миссионер ок Йорданус . 1330 г. Мирабилиа сообщает, что слышал, что драконы Индии Терции (Восточная Африка, юг Абиссинии) имеют на головах «блестящие камни, которые мы называем карбункулами». Когда они становятся слишком большими, чтобы летать, они падают и умирают в «некой реке, текущей из Рая». Через семьдесят дней люди находят «карбункул, укоренившийся в макушке его головы» и относят его пресвитеру Иоанну , императору эфиопов (tr. Yule 1863: 42).
После своего третьего визита в Персию в 1686 году французский ювелир и путешественник Жан Шарден написал, что египетский карбункул был «весьма вероятно, всего лишь восточным рубином более высокого цвета, чем обычно». Персы называют его Ичеб Ширак , Фламбо ["горящий факел"] Ночи из-за свойства и качества, которыми он обладает, просветлять все вокруг себя», и «Они говорят вам, что Карбункул был выведен в голове Дракона». , Грифон, или Королевский орел, найденный на горе Каф» (Chardin 2010: 166–167).
Подобно грифону или орлу Шардена, некоторые истории о светящихся драгоценных камнях связаны с другими животными, кроме змей и драконов. «Псевдо-Каллисфен» III века н.э. Ранним примером является греческий роман об Александре , в котором говорится, что Александр Великий однажды проткнул копьем рыбу, «в недрах которой был найден белый камень, настолько блестящий, что все поверили, что это лампа. Александр оформил ее в золото». и использовал его как лампу ночью» (Лауфер 1915: 58).
Сидни Х. Болл рассказывает о широко распространенном варианте истории о змее, выражающей благодарность животным, с участием дикого животного (часто называемого карбункулом , испанским карбункло или латинским карбункуло ) со светящимся драгоценным камнем на голове, которое европейцы, по-видимому, завезли в Африку и Америку.
В 1565 году дон Джон Бермудес, посол пресвитера Иоанна при Иоанне III в Португалии , описал змею Верхнего Нила , названную «Теневой, или Канопи, потому что у нее на голове кожа, которой она покрывает очень драгоценный камень, о котором говорят у нее в голове» ( Purchas 1625 2: 1169).
Примерно в 1608 году английский купец Уильям Финч сообщил историю Сьерра-Леоне о волкоподобном существе со светящимся драгоценным камнем. «Негры рассказали нам о странном звере (которого переводчик называл карбункулом), которого часто видели только ночью, с камнем во лбу, невероятно сияющим и дающим ему свет для кормления, внимательным к малейшему шуму, который он не успел слышит, но вскоре покрывает его пленкой или кожей, данной ему как естественное покрытие, чтобы его великолепие не выдавало его» ( Диккенс 1857: 124).
В 1666 году другая версия темы — огромная змея, зафиксированная у островных карибов на острове Доминика , Вест-Индия . «На его голове был очень сверкающий камень, похожий на карбункул, бесценной цены: обычно он скрывал этот богатый драгоценный камень тонкой подвижной кожей, как у человеческого века; но это когда он шел пить или развлекался посреди этого глубокого дна, он полностью обнаружил это, и что скалы и все вокруг приобрели чудесный блеск от огня, исходящего из этой драгоценной короны» (де Рошфор 1666: 15).
По словам швейцарского исследователя Иоганна Якоба фон Чуди , в высокогорьях Перу и Боливии коренные народы рассказывают истории о сказочном звере со светящимся драгоценным камнем. «Карбункуло изображается размером с лисицу, с длинными черными волосами, и виден он только ночью, когда он медленно крадется сквозь заросли. Если следовать за ним, он открывает клапан или клапан во лбу, из-под которого испускается необыкновенный, яркий и ослепительный свет. Туземцы верят, что этот свет исходит от блестящего драгоценного камня, и что любой глупый и отважный человек, который осмелится схватить его опрометчиво, ослепнет, и тогда полог опустится, и животное; исчезает во тьме» ( фон Чуди 1854: 320). Американский археолог Адольф Фрэнсис Альфонс Банделье цитирует фон Чуди и описывает карбункуло как кота с кроваво-красным драгоценным камнем, который, как предполагается, обитает на Невадо-Сахама горе , недалеко от Оруро , Боливия . Банделье полагает своим боливийским информаторам, что карбункуло существовало с древнейших времен и «определенно до завоевания, так что его введение нельзя приписать испанцам» (1910: 320). Тем не менее, основываясь на том, насколько близко вышеупомянутые американские версии мифа соответствуют образцу европейской формы, Болл приходит к выводу, что миф о карбункулах был введен испанцами (1938: 504).
В отличие от приведенных выше легенд о людях, убивающих змей и животных, чтобы получить их светящиеся драгоценные камни, в другой группе легенд присутствует тема раненых животных, преподносящих волшебные драгоценные камни в знак благодарности людям, которые им помогли. Это подкатегория сказочного мотива «Благодарные животные» ( классификационная система Аарне – Томпсона 554), например, «Белая змея» или «Пчелиная королева» .
Эти истории о благодарности животных впервые записаны около двух тысячелетий назад в Китае и Риме. Основываясь на поразительных совпадениях в китайской и римской версиях этой истории, Лауфер пришел к выводу, что существует очевидная историческая связь (1915: 59–60), а Болл полагает, что эти истории, вероятно, возникли независимо (1938: 504).

Самая ранняя известная история о благодарном животном со светящимся драгоценным камнем — это китайская легенда Суйхоучжу (隨侯珠, «жемчужина маркиза Суй») о том, что через год после того, как он спас жизнь раненой змее, она вернулась и подарила ему сказочную жемчужина, излучавшая свет, столь же яркий, как свет луны (Ball 1938: 504). Суй (隨, ср. 隋 Династия Суй ), расположенный в современном Суйчжоу , Хубэй , был меньшим феодальным государством во времена династии Чжоу (ок. 1046 г. до н. э. — 256 г. до н. э.) и вассальным государством Чу . В нескольких текстах периода Воюющих царств (ок. 475–221 до н.э.) жемчужина маркиза Суи упоминается как метафора чего-то важного или ценного, но без объяснения истории о благодарной змее, что подразумевает, что она была общеизвестна среди современных читателей.
Жемчужина маркиза Суя упоминается в сборнике политических и военных анекдотов « Чжанго ци» («Стратегии враждующих государств»), датируемом периодом с 490 по 221 год до нашей эры. Король Чжао Улин (годы правления 325–299 до н.э.) вызвал Чжэн Тонга (鄭同) на аудиенцию и спросил, как избежать войны с соседними феодальными государствами. Чжэн Дун ответил: «Ну, давайте предположим, что есть человек, который носит с собой жемчужину Суй-хоу и нарукавную повязку Ци-цю [持丘之環, неуверенно], а также товары стоимостью в десять тысяч в золоте. Теперь он останавливается на ночь в безлюдном месте». Поскольку у него нет ни оружия, ни защитников, «очевидно, что он не проведет больше ночи за границей, прежде чем кто-нибудь причинит ему вред. В настоящий момент на границах вашего величества существуют могущественные и жадные государства, которые жаждут вашей земли. ... Если у вас не хватает оружия, ваши соседи, конечно, будут вполне довольны» (Tr. Crump 1970: 327).
c. III – I веков до н.э. Даосский Чжуанцзы намекает на жемчужину маркиза. «Всякий раз, когда мудрец делает движение, он обязательно исследует, какова его цель и что он делает. Суй, мир наверняка посмеялся бы над ним. Почему это? Потому что то, что он использует, важно, а то, что он хочет, не намного важнее, чем жемчужина маркиза Суи?» (тр. Майр 1994: 288).
Некоторые китайские классики сочетают легендарную Суйхоучжу («жемчужину маркиза Суй») с другим бесценным драгоценным камнем, Хэшиби (和氏璧, « Г-н Хе - нефрит »). Би артефакта, а «мистером Хэ — это разновидность круглого китайского нефритового » был Бянь Хэ (卞和), который нашел чудесный кусок необработанного нефрита, который оставался безжалостно непризнанным последующими монархами Чу, пока он, наконец, не был признан бесценным драгоценным камнем. . c. ») , III–I века до н.э. Чуци («Песни Чу , упоминает парные драгоценные камни: «Осколки и камни ценятся как драгоценности / Суй и Хэ отвергли». В этой поэтической антологии также говорится: «Меня огорчает, что блестящие жемчужины [明珠] выбрасываются в трясину / В то время как бесполезные камни рыбьего глаза хранятся в сейфе», и описывается летающая колесница, «Окаймленная темной бахромой». Лунный яркий жемчуг [明月之玄珠]» (Tr. Hawkes 1985: 277, 295, 290). Король Лю Ань ок. 139 г. до н.э. Хуайнаньцзы («Философы Хуайнаня») использует эту историю для описания человека, достигшего Небесного Пути ( 天道 ): «Это похоже на жемчужину маркиза Суя или нефритовый диск г-на Хэ. Те, кто достиг этого, стали богатые; потерявшие его стали бедными» (Tr. Major et al. 2010: 218).
c. 222 г. н.э. В De Natura Animalium («О характеристиках животных»), составленном римским писателем Клавдием Элианом , рассказывается история Гераклеи или Гераклеи, добродетельной вдовы из Тарента , которая, увидев, как молодой аист упал и сломал себе ногу, вскормила его. вернуться к здоровью и освободить его. Год спустя, когда Гераклея сидела у дверей своего коттеджа, молодой аист вернулся и бросил ей на колени драгоценный камень, и она положила его в дом. Проснувшись той ночью, она увидела, что драгоценный камень «рассеивал яркость и сияние, и дом был освещен, как если бы в него внесли факел, настолько сильное сияние исходило и было порождено куском камня» ( тр. Шолфилд 1959: 209–210).
Лауфер цитирует три c. Китайские истории о благодарных животных IV века, аналогичные аисту Гераклеи. В « Шии цзи » («Исследования утерянных записей»), составленном даосским ученым Ван Цзя (ум. 390 г. н.э.) на основе ранних апокрифических версий китайской истории, рассказывается анекдот о короле Янь Чжао ( 燕昭王, годы правления 311–279). э.) и благодарные птицы с дунгуанчжу (洞光珠, «пещерный сияющий жемчуг»).
Когда принц Чао из Йена однажды сидел на террасе, туда слетелись черные птицы с белыми головами, держа в клювах сверкающие жемчужины размером в один фут в окружности. Эти жемчужины были черными, как лак, и излучали свет внутри дома до такой степени, что даже духи не могли затмить их сверхъестественную сущность» (tr. Laufer 1915: 59).
Имперский историк Ган Бао ок. 350 г. н.э. У Соушен Цзи («В поисках сверхъестественного») есть две истории о благодарных животных, в которых фигурируют светящиеся жемчужины/драгоценные камни. В первом речь идет о черном журавле; по легенде, прожив тысячу лет журавль становится синим; еще через тысячу он становится черным и называется сюаньхэ (玄鶴. «темный журавль»).
Куай Шен [噲參] был самым сыновним сыном своей матери. Однажды черный журавль был ранен охотником-луком и в конечности отправился на Куай. Последний принял его, обработал рану и, когда он вылечился, отпустил его на свободу. Вскоре после этого кран снова появился у двери Куая. Последний посветил фонариком и обнаружил там свою пару. Каждый из них держал в клюве одну светящуюся в ночи жемчужину [明珠], чтобы отплатить Куаю. (тр. ДеВоскин и Крамп 1996: 238).
Вторая история представляет собой старейшее подробное описание жемчужины маркиза Суи.
Однажды, когда правитель древнего королевства Суй путешествовал, он наткнулся на огромного раненого змея, у которого была сломана спина. Правитель поверил, что это существо является проявлением духа, и приказал своему врачу лечить его лекарствами, чтобы закрыть рану. После этого змей снова смог двигаться, и это место было названо Курганом Раненого Змея. Год спустя змей принес во рту яркую жемчужину [明珠], чтобы передать правителю Суя в знак своей благодарности. Жемчужина была больше дюйма в диаметре, чистейшей белизны и излучала свет, подобный лунному сиянию. В темноте он мог осветить всю комнату. По этим причинам она была известна как «Жемчужина герцога Суя» [隋侯珠] или «Жемчужина духовной змеи» [靈蛇珠] или, опять же, «Жемчужина лунного света» [明月珠]. (тр. ДеВоскин и Крамп 1996: 239).
Лауфер заключает, что «совпадения в этих трех китайских версиях и истории греческого автора, даже в таких незначительных деталях, как благодарная птица, вернувшаяся через год к маркизу Суи, настолько поразительны, что историческая связь между ними является очевидной». очевидно» (1915: 60).
В более поздней разработке историй о благодарности животных участвуют благодарные животные и неблагодарные люди, которых обычно спасают из западни (Ashliman 2010). В двух версиях упоминаются чудесные драгоценные камни. Английский историк Мэтью Пэрис ок. 1195 года В Хрониках говорится, что Ричард I Английский (1157–1199) рассказывал притчу о неблагодарных людях. Венецианца Виталиса спасла от ужасной смерти лестница, спущенная в яму, в которую он упал. Лев и змея, оказавшиеся в одной яме, воспользовались его лестницей, чтобы спастись, а лев в благодарность принес Виталису убитого им козла, а змее - светящийся драгоценный камень, который он нес во рту. Как сообщается, Ричард рассказал эту историю после своего возвращения из крестовых походов, он, возможно, слышал ее на Востоке, поскольку подобные истории, но без светящегося камня, встречаются в двух индийских коллекциях, ок. 300 г. до н. э. Калила ва Димна XI века и Катхасарицагара (Болл 1938: 505). английского поэта Джона Гауэра 1390 года В произведении «Исповедь Амантис» рассказывается история богатого римского лорда Адриана и бедняков. лесоруб Бардус. Адриан падает в яму, в которой уже были пойманы обезьяна и змея, и обещает отдать Бардусу половину своего богатства за то, что тот вытащит его. После того, как Бардус спасает троих, обезьяна из благодарности собрала для него дрова, а змей дал ему «камень ярче кристалла изо рта», но Адриан отказывается выплатить свой долг. Бардус продал светящийся драгоценный камень за золото, а затем снова нашел его в своем кошельке, и то же самое происходило каждый раз, когда он его продавал. Император Юстиниан I вызывает Барда, выслушивает его показания, подкрепленные волшебным вновь появляющимся драгоценным камнем, и заставляет Адриана выполнить свое обещание (tr. Clouston 1887 1: 224–226).
Некоторые ученые скептически относились к историям о светящихся драгоценных камнях. На Западе первым неверующим был португальский путешественник в Индию и знаток драгоценных камней Гарсия де Орта (1563 г.), который, узнав от ювелира о светящемся карбункуле, усомнился в его существовании. На Востоке первым зарегистрированным скептиком был китайский энциклопедист Сун Инсин , который в 1628 году писал: «Неправда, что существуют жемчужины, излучающие свет в час сумерек или ночи» (Ball 1938: 505).
См. также
[ редактировать ]- Чинтамани — жемчужина, исполняющая желания, в индуистских и буддийских традициях.
- Сеть Индры , буддийская метафора огромной сети с драгоценным камнем или жемчужиной на каждом узле, бесконечно отражающей все остальные драгоценности.
- Драгоценность Мани , различные легендарные драгоценности, упомянутые в буддийских текстах.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшлиман, Д.Л. (2010), « Благодарные животные и неблагодарный человек », Питтсбургский университет.
- Эшмол, Элиас (1652 г.), Theatrum Chemicum Britannicum: содержит несколько поэтических произведений наших знаменитых английских философов, написавших герметические мистерии на своем древнем языке Нат Брукс.
- Болл, Сидней Х. (1938), «Светящиеся драгоценные камни, мифические и реальные», The Scientific Monthly 47.6: 496–505.
- Бенделье, Адольф Ф. (1910), Острова Титикака и Коати , Латиноамериканское общество Америки.
- Бениш А. и Уильям Ф. Эйнсворт (1856 г.), Путешествия раввина Петачии из Ратисбона: который во второй половине двенадцатого века посетил Польшу, Россию, Малую Татарию, Крым, Армению, Ассирию, Сирию, Святую Земля и Греция , Trubner & Co.
- Шарден, Джон (1720, 2010), Путешествие сэра Джона Шардена по Персии , переиздание Cosimo, Inc.
- Клоустон, Уильям Александр (1887), Популярные сказки и художественная литература: их миграции и трансформации , Уильям Блэквуд и сыновья.
- Клоустон, Уильям Александр (1889), Группа восточных романов и рассказов на персидском, тамильском и урду , W. Hodge & Co.
- Конибир, Фредерик Корнуоллис, тр. (1912), Жизнь Аполлония Тианского , Уильям Хайнеманн.
- Крамп, Джеймс И.-младший, тр. (1970), Чан-го це , Clarendon Press.
- Де Мент, Джек (1949), Справочник по флуоресцентным драгоценным камням и минералам - Экспозиция и каталог флуоресцентных и фосфоресцентных драгоценных камней и минералов, включая использование ультрафиолетового света в науках о Земле , Издательство Минералог.
- ДеВоскин, Кеннет Дж. и Джеймс Ирвинг Крамп, тр. (1996), В поисках сверхъестественного: письменные записи , издательство Стэнфордского университета.
- Диккенс, Чарльз (1857), Волки , Бытовые слова, том. 15.
- Эберхард, Вольфрам (1968), Местные культуры Южного и Восточного Китая , Алиде Эберхард, тр. Местные культуры в Древнем Китае , 1943, Э.Дж. Брилл.
- Форсайт, Томас Дуглас (1875 г.), Отчет о миссии в Яркунде в 1873 г. под командованием сэра Т.Д. Форсайта: с историческими и географическими сведениями о владениях амира Яркунда , Издательство Министерства иностранных дел.
- Харви, Э. Ньютон (1957), История люминесценции с древнейших времен до 1900 года , Мемуары Американского философского общества, 44.
- Хоукс, Дэвид (1985), Песни Юга: Антология древних китайских стихотворений Цюй Юаня и других поэтов , Penguin Books.
- фон Гакстхаузен, Август ранц Л. М. Гакстхаузен (1854), Закавказье, очерки народов и рас между Черным морем и Каспием , тр. Дж. Э. Тейлор, Чепмен и Холл.
- Хилл, Джон (2015), Через Нефритовые ворота – Китай в Рим (Исследование Шелкового пути с 1 по 2 века н.э.) , исправленное издание, 2 тома, BookSurge.
- Хирт, Фридрих (1875), Китай и Римский Восток , Ares Publishers, 1975.
- Хирт, Фридрих и Уильям Вудвилл Рокхилл, тр. (1911), Чау Цзюй-куа: Его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках, под названием Чу-фан-чи , Императорская академия наук.
- Айер, Н. Чидамбарам, тр. (1884), Брихат Самхита Варахи Михиры, тома 1–2 , South Indian Press.
- Иордан, монах, тр. Генри Юл (1863), Mirabilia Descripta: Чудеса Востока , Общество Хаклюта.
- Кинг, Чарльз Уильям (1867), Естественная история драгоценных камней и драгоценных металлов , Дейтон, Белл и компания.
- Кунц, Джордж Фредерик (1913), Любопытные знания о драгоценных камнях , Компания Б. Липпинкотта.
- Лауфер, Бертольд (1912), Джейд, Исследование китайской археологии и религии , Публикация Полевого музея естественной истории 154, 10.
- Лауфер, Бертольд (1915), « Алмаз, исследование китайского и эллинистического фольклора» , Полевой музей естественной истории, публикация 184, 15.1.
- Лукиан, тр. Герберт А. Стронг и Джон Гарстанг (1913) Сирийская богиня , констебль и компания.
- Мейджор, Джон С., Сара Куин, Эндрю Мейер и Гарольд Д. Рот (2010), Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике государственного управления в раннем ханьском Китае , Columbia University Press.
- Покупки, Самуэль (1625 г.), Хаклуит Постум, или Покупки его паломников, содержащие историю мира в морских путешествиях и путешествиях по Ланде , Джеймс Маклехоз.
- де Рошфор, Шарль (1666) История Карибских островов, переведенная на английский язык Джоном Дэвисом , Лондон.
- Сойер, Ральф Д. (2018), Sun Pin: Military Methods , Routledge.
- Сицилийский, Диодор, тр. CH Oldfather et al. (1814), Историческая библиотека Диодора Сицилийского в пятнадцати книгах, к которой добавлены Фрагменты Диодора , Эдварда Джонса.
- Скиппон, Филип (1732 г.), «Отчет о путешествии, совершенном через часть Нидерландов, Германию, Италию и Францию около 1663–1665 гг.», Путешествия Черчилля,
- Шафер, Эдвард Х. (1963), Золотые персики Самарканда , University of California Press.
- Шолфилд, AF тр. (1959), Элиан, Характеристики животных , Издательство Гарвардского университета.
- Страбон, тр. Х. К. Гамильтон и В. Фальконер (1889), «География Страбона, дословный перевод с примечаниями» , Г. Белл и сыновья.
- Тоуни, Чарльз Генри (1928), Океан истории , 10 томов, Час. Дж. Сойер.
- Тимберлейк, Генри (1765), Мемуары лейтенанта. Генри Тимберлейк , Дж. Ридли.
- фон Чуди, Иоганн Якоб (1854), Путешествие по Перу, по побережью, в Сьерре, через Кордильеры и Анды, в девственные леса , тр. Томасина Росс, AS Barnes & Co.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Люминесценция , Геммологический проект
- Самая большая в мире сияющая ночью жемчужина выставлена в Южном Китае , China Daily , 22 ноября 2010 г.
- «Mens PumpUp» поддерживает и стимулирует продлевающее светящееся в темноте резиновое кольцо с жемчужными бусинами , Amazon