Фигуризм

Фигуризм — интеллектуальное течение миссионеров- иезуитов конца 17 — начала 18 веков, участники которого рассматривали « И Цзин» как пророческую книгу, содержащую тайны христианства. [ 1 ] и отдал приоритет работе с императором Цин (а не с китайскими литераторами) как способом продвижения христианства в Китае. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Со времени Маттео Риччи новаторской работы в Китае в 1583–1610 годах миссионеры-иезуиты в Китае работали над программой интеграции христианства с китайскими традициями. Риччи и его последователи выделили три секты, присутствующие в Китае – конфуцианство , буддизм и даосизм . Рассматривая буддизм и даосизм как языческие религии, враждебные христианству, подход Риччи, преобладавший среди иезуитов в Китае на протяжении большей части 17 века, рассматривал конфуцианство, по сути, как моральное учение, которое было совместимо с христианскими верованиями, а не противоречило им. Они рассматривали китайские обряды, такие как почитание предков , как по существу гражданские функции, призванные воспитывать людей в добродетельной морали, а не как религиозные обряды. Исходя из этого, иезуиты сосредоточили свою работу в Китае на взаимодействии с китайскими литераторами -конфуцианцами , пытаясь убедить их в своих теориях и, следовательно, обратить их в христианскую веру. Обращаясь к европейской общественности, базирующиеся в Китае миссионеры-иезуиты стремились представить конфуцианство, представленное его Четыре книги в благоприятном свете. Кульминацией усилий стала публикация «Confucius Sinarum Philosophus» книги Филиппом Куплетом (Париж, 1687 г.).
После падения династии Мин (падение Пекина в 1644 году) и маньчжурского завоевания всей страны (к началу 1650-х годов) иезуитам в Китае пришлось перейти от династии Мин к маньчжурской династии Цин , как и большинство китайских литераторов в конечном итоге это сделали. Вскоре они оказались в совершенно иной интеллектуальной и политической среде, чем их предшественники в эпоху Мин. В то время как во времена Риччи иезуиты не имели возможности работать напрямую с императором ( император-затворник Ваньли (годы правления 1572–1620) в значительной степени отстранился от общественной жизни и редко давал аудиенции кому-либо, даже своему великому секретарю ). Ранние цинские императоры – Шуньчжи и, в частности, Канси – были не прочь иметь дело напрямую с иезуитами и использовать их услуги для нужд центрального правительства. [ 3 ] С другой стороны, китайская конфуцианская мысль также изменилась: более открытый взгляд литераторов позднего Мин был заменен в ранний период Цин широко распространенной приверженностью неоконфуцианской ортодоксальности , которая также была одобрена двором, но имела традиционно не одобрялся иезуитами как «атеистический» и «материалистический». [ 4 ]
Соответственно, к концу 17 века изменился и способ, с помощью которого базирующиеся в Китае иезуиты стремились преодолеть разрыв между Китаем и христианской Европой. Вместо того, чтобы восхвалять Конфуция и приписываемую ему идеологию, многие иезуиты во главе с Иоахимом Буве (который впервые прибыл в Китай в 1688 году) сосредоточили свое внимание на самой ранней классической китайской книге « И Цзин» , которую Буве считал старейшим письменным произведением в мире. содержащий «драгоценные остатки остатков древнейшей и превосходной философии, которой учили первые патриархи мира». [ 5 ] Фигуристы поддерживали веру первых миссионеров-иезуитов в Китае в то, что древняя религия Китая, ныне почти утраченная, связана с иудео-христианской традицией.
Принципы фигуриста
[ редактировать ]
Фигуристы часто расходились во мнениях друг с другом, но в целом могли прийти к согласию по трем основным положениям:
1. Вопрос хронологии.
Первым аспектом, с которым согласились все фигуристы, была вера в то, что определенный период китайской истории принадлежит не только китайцам, но и всему человечеству. Более того, иезуиты считали, что история Китая началась еще до Потопа и, следовательно, была так же стара, как и история Европы. Это заставило фигуристов поверить в то, что обе истории имеют одинаковое религиозное значение.
2. Теория общего происхождения с Ноем
После великого потопа сын Ноя Сим переселился на Дальний Восток и принес с собой тайные знания Адама в первозданной чистоте. Таким образом, фигуристы считали, что в китайской классике можно найти множество скрытых намеков на дохристианское откровение.
Буве также считал, что Фуси , предполагаемый автор « И Цзин» , а также Зороастр и Гермес Трисмегист на самом деле были одним и тем же человеком: библейским патриархом Енохом . [ 6 ]
3. Откровение Мессии
Фигуристы определили, что мудрец Шэнжэнь (聖人) на самом деле был Мессией . Это доказывало в сознании фигуристов, что, например, рождение Иисуса было предзнаменовано и в китайской классике.
Иоахим Буве , в частности, сосредоточил свои исследования на И Цзин , пытаясь найти связь между китайской классикой и Библией . знали всю истину христианской традиции Он пришел к выводу, что китайцы в древности и что эту истину можно найти в китайской классике.
Оппозиция фигуристам
[ редактировать ]
Противодействие фигуристам существовало как в Китае, так и в Европе . В Китае существовала антизападная группа китайских литераторов и чиновников. Некоторые китайские ученые сомневались в том, что Бог уже был частью конфуцианской традиции. Когда Фуке отверг официальную китайскую историю, китайцы гневно отвергли его, и ему приказали вернуться в Европу.
В Европе существовала также антииезуитская группа в католической церкви . Идея фигуристов рассматривалась как особенно опасное нововведение, поскольку она возвышала китайскую классику за счет христианских авторитетов. Католическая церковь не принимала идею о том, что китайская классика может иметь важное значение для христианской веры. (см. полемику о китайских обрядах )
Влияние и неудачи фигуристов
[ редактировать ]Из-за подавляющей оппозиции фигуристам они не смогли опубликовать ни одну из своих работ при жизни, за исключением Фуке, основная работа которого была опубликована в 1729 году. Однако фигуристам мешали другие аспекты. Общепринятой концепции их исследований не существовало. Переводы текстов с китайского на латынь или наоборот занимали много времени. Самое главное, что фигуристы не договорились между собой. Когда католическая церковь запретила китайские обряды и китайцы начали преследовать христиан, миссия фигуристов исчезла вместе с ней, став простой сноской в истории христианской миссии в Китае.
Представители
[ редактировать ]- Франсуа Ноэль (1651–1729) [ 7 ]
- Иоахим Буве (1656–1732) [ 8 ]
- Жозеф-Анри-Мари де Премар (1666–1735)
- Жан-Франсуа Фуке (1665–1741)
- Жан-Алексис де Голле (1664–1741)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мангелло (1989) , с. 309.
- ^ Мунгелло (1989), 300–305.
- ^ Мунгелло (1989), с. 305
- ^ Мунгелло (1989), с. 305-307
- ↑ Письмо Буве Ле Гобьену и Лейбницу, 8 ноября 1700 г.; цитируется по Mungello (1989), с. 314-315
- ^ Мунгелло (1989), с. 321
- ^ Лакнер (1991) , с. 145 .
- ^ Мангелло (1989) , с. 358
Библиография
[ редактировать ]- Лакнер, Майкл (1991), «Иезуитский фигуризм» , Китай и Европа: образы и влияния [от] шестнадцатого до восемнадцатого веков , серия монографий , № 12, Гонконг: Издательство Китайского университета, стр. 129–150 .
- Мангелло, Дэвид Эмиль (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1219-0 .