Чжунхуа Миньцзу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
В этой статье отсутствует информация о «возрождении» / «омоложении» (复兴) китайской нации. ( январь 2021 г. ) |
Чжунхуа Миньцзу | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Китайская нация | ||
Упрощенный китайский | Китайская нация | ||
Буквальный смысл | Китайская нация [ примечание 1 ] | ||
|
Часть серии о |
Имена Китая |
---|
|
Чжунхуа миньцзу ( johng -HWA meen-tsoo ) — политический термин в современном китайском национализме, связанный с концепциями национального строительства , этнической принадлежности и расы в китайской национальности . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Чжунхуа миньцзу была основана в ранние периоды Бэйян (1912–1927) и националистов (1928–1949) и включала ханьцев и четыре основные неханьские этнические группы : маньчжуров , монголов , хуэй и тибетцев , [ 9 ] [ 10 ] под идеей республики пяти рас ( Wǔzú gònghé ), которую отстаивали Сунь Ятсен и националистическая партия Гоминьдан (Гоминьдан). Оно немного отличается от слова Ханзу ( китайский : 汉族 ), это слово используется только для обозначения ханьских китайцев .
Чжунхуа миньцзу первоначально был отвергнут в Китайской Народной Республике (КНР), но возрожден после смерти Мао Цзэдуна , включив ханьцев наряду с 55 другими этническими группами в состав коллективной китайской семьи. [ 4 ] [ 7 ] С конца 1980-х годов наиболее фундаментальным изменением политики КНР в отношении национальностей и меньшинств стало переименование Чжунго ренминь ( 中国人民 ; «китайский народ») в Чжунхуа миньцзу ( 中华民族 ; «китайская нация»), что сигнализирует об отходе от Китая. от многонациональной коммунистической народной государственности Китая к одному многоэтническому китайскому национальному государству с единой китайской национальной идентичностью . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Более старым протонационалистическим термином в китайской истории был бы Хуася , но непосредственные корни Чжунхуа миньцзу лежат в династии Цин, основанной маньчжурским кланом Айсин Гиоро на территории современного Северо-Восточного Китая . [ 11 ] Цинские императоры стремились изобразить себя идеальными конфуцианскими правителями для ханьских китайцев , Богда-ханами для монголов и королями Чакравартина для тибетских буддистов . [ 12 ]
Пустыня Дулимбай ( англ. ᡩᡠᠯᡳᠮᠪᠠᡳ
ᡤᡠᡵᡠᠨ ) — маньчжурское название Китая. Оно имеет то же значение, что и китайское имя Чжунго ( 中國 ; «Срединное царство»). [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Цин идентифицировал свое государство как «Китай» (Чжунго) и называл его Дулимбай Гурунь в Маньчжурии. Цин приравнивал земли государства Цин, включая нынешнюю Маньчжурию, Синьцзян, Монголию, Тибет и другие регионы, к «Китаю» как на китайском, так и на маньчжурском языках, определяя Китай как многоэтническое государство, отвергая идею о том, что Китай имел в виду только Ханьские районы, заявляя, что как ханьские, так и неханьские народы были частью Китая, используя слово «Китай» для обозначения Цин в официальных документах, международных договорах и иностранных делах, а также «китайский язык» ( Dulimbai gurun i bithe ) относится к китайскому, маньчжурскому и монгольскому языкам, а также к термину Чжунго чжи жэнь ( 中國之人 ; ᡩᡠᠯᡳᠮᠪᠠᡳ
ᡤᡠᡵᡠᠨ ᡳ
ᠨᡳᠶᠠᠯᠮᠠ Дулимбай гурун-и ниялма «китайцы») относились ко всем ханьским, маньчжурским и монгольским подданным Цин. [ 17 ]
Когда Цин завоевал Джунгарию в 1759 году , они провозгласили, что новая земля была присоединена к Китаю ( Дулимбай гурун ) в мемориале на маньчжурском языке. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Цин разъяснял свою идеологию, согласно которой они объединяли «внешних» неханьцев, таких как монголы и тибетцы, вместе с «внутренними» ханьскими китайцами в «одну семью», объединенную в государстве Цин, показывая, что разнообразные подданные Все Цин были частью одной семьи, Цин использовали фразу Чжунвай Ицзя ( 中外一家 ) или Нэйвай Ицзя ( 內外一家 ; «внутреннее и внешнее как одна семья»), чтобы передать идею объединения разных народов. [ 21 ] В маньчжурской версии договора с Российской империей об уголовной юрисдикции над бандитами выходцы из Цин назывались «людьми центрального царства ( Дулимбай гурун )». [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] В маньчжурском чиновника Тулисена отчете маньчжурского о его встрече с торгутским монгольским лидером Аюка-ханом упоминалось, что, хотя торгуты отличались от русских, «народ Центрального царства» ( дулимба-и гурун ) был похож на К маньчжурам относились торгутские монголы, а «народ Центрального царства». [ 26 ]
До возникновения национализма люди, как правило, были лояльны к городу-государству , феодальному феодалу и его господину или, в случае Китая, к династическому государству. [ 27 ] В то время как правители Цин приняли ханьскую китайскую имперскую модель и считали свое государство Чжунго ( 中國 , термин, обозначающий Китай в стандартном китайском языке ), а название «Китай» широко использовалось в международных сообщениях и договорах, таких как Нанкинский договор , [ 28 ] некоторые ханьские националисты, такие как Сунь Ят-сен, первоначально называли маньчжуров «иностранными захватчиками», которых следует изгнать, [ 29 ] и планировал создать ханьское национальное государство по образцу Германии и Японии. Опасаясь, что такой ограничительный взгляд на этническое национальное государство приведет к потере значительной части имперской территории, китайские националисты отвергли эту концепцию. Отречение цинского императора неизбежно привело к разногласиям по поводу статуса территорий в Тибете и Монголии. Хотя император формально завещал все территории Цин новой республике, монголы и тибетцы считали, что они были верны монарху Цин; после отречения Цин они не были обязаны подчиняться новому китайскому государству. Это было отвергнуто Китайской Республикой , а затем и Китайской Народной Республикой . [ нужна ссылка ]
Это развитие китайской мысли отразилось в расширении значения термина Чжунхуа миньцзу . Первоначально придуманный покойным филологом династии Цин Лян Цичао , термин «Чжунхуа миньцзу» изначально относился только к ханьским китайцам . Затем он был расширен, включив в него « Пять рас под одним союзом» , основанный на этнических категориях Цин. [ 30 ] [ 31 ]
Сунь Ятсен еще больше расширил эту концепцию, когда написал: [ 32 ]
Некоторые говорят, что после свержения династии Цин можно обойтись без национализма. Это действительно неправильно. … Теперь, когда мы говорим о республике пяти этнических групп, есть ли в нашей стране больше, чем просто пять этнических групп? Я имею в виду, что все этнические группы Китая должны объединиться в одну китайскую нацию. …и мы должны превратить китайскую нацию в очень цивилизованную нацию, и тогда с национализмом будет покончено.
Некоторые говорят, что после свержения Цин у нас больше не будет необходимости в национализме. Эти слова, конечно, неправильны... Сейчас мы говорим об объединении «пяти национальностей», но ведь в нашей стране насчитывается гораздо больше пяти национальностей? Моя позиция состоит в том, что мы должны объединить все народы Китая в одну китайскую нацию ( Чжунхуа миньцзу ) ... более того, развивать эту нацию в развитую, цивилизованную нацию; только тогда с национализмом будет покончено.
Концепция Чжунхуа миньцзу была впервые публично поддержана президентом Юань Шикаем в 1912 году, вскоре после свержения династии Цин и основания Китайской Республики . Столкнувшись с неизбежной независимостью Внешней Монголии от Китая, Юань Шикай заявил: «Внешняя Монголия является частью Чжунхуа Миньцзу [китайской нации] и на протяжении веков принадлежала к одной семье » . [ нужна ссылка ]
После образования КНР концепция Чжунхуа миньцзу попала под влияние советской национальной политики . Официально КНР является унитарным государством , состоящим из 56 этнических групп , из которых ханьцы являются самой крупной. Понятие Чжунхуа миньцзу рассматривается как всеобъемлющая категория, состоящая из людей, находящихся в пределах КНР. [ нужна ссылка ]
Этот термин продолжает использоваться и остается мощной концепцией в Китае в 21 веке. В материковом Китае он продолжает использоваться, поскольку лидерам Китая необходимо объединить в одно политическое образование весьма разнообразные этнические и социальные группы, а также мобилизовать поддержку зарубежных китайцев в развитии Китая. [ нужна ссылка ] Этот термин включен в статью 22 Положения о работе единого фронта Коммунистической партии Китая : «…содействовать национальному единству и прогрессу, а также способствовать отождествлению масс всех этнических групп с великой родиной, китайской нацией, Китайская культура, Коммунистическая партия Китая и социализм с китайской спецификой». [ 33 ] Чжунхуа миньцзу также является одним из пяти опознаний . [ нужна ссылка ]
В Тайване . использовал его президент Ма как объединяющую концепцию, которая включает народы как Тайваня, так и материкового Китая, без возможной интерпретации того, что Тайвань является частью Китайской Народной Республики, тогда как такие термины, как «китайский народ», могут быть таковыми, учитывая, что КНР широко известен как «Китай». [ 34 ]
Часть серии о |
Национализм |
---|
Подразумеваемое
[ редактировать ]Принятие концепции Чжунхуа миньцзу может привести к переосмыслению китайской истории. Например, династию Цин первоначально иногда характеризовали как династию завоевателей или неханьский режим. После принятия идеологии Чжунхуа миньцзу , которая рассматривает маньчжуров как членов Чжунхуа миньцзу , династии, основанные этническими меньшинствами, больше не подвергаются стигматизации. [ нужна ссылка ]
Тем не менее концепция Чжунхуа миньцзу также приводит к переоценке роли многих традиционных фигур героев. Такие герои, как Юэ Фэй и Чжэн Чэнгун , которые первоначально считались сражавшимися на стороне Китая против вторжений варваров, были перехарактеризованы некоторыми как миньцзу инсюн («этнические герои»), которые сражались не против варваров, а против других членов племени. Чжунхуа миньцзу — чжурчжэни и маньчжуры соответственно. [ 35 ] В то же время Китай являл собой пример таких героев, как Чингисхан , который стал национальным героем как член Чжунхуа миньцзу . [ 36 ]
Двусмысленность
[ редактировать ]Концепция Чжунхуа миньцзу иногда приводила к трениям с соседними странами, такими как Монголия , Северная Корея и Южная Корея , которые претендуют на региональные исторические народы и государства. Например, идея Чингисхана как «национального героя» оспаривается Монголией, которая после падения социализма открыто позиционирует Чингисхана как отца монгольского государства. Отказ Китая от этой позиции включает в себя такую тактику, как указание на то, что в Китае проживает больше этнических монголов, чем в Монголии, и что современное государство Монголия приобрело независимость от Китайской Республики, которая заявила о законном праве наследовать все территории Цин, включая Монголию. , посредством Императорского Указа об отречении Цинского Императора . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- собственно Китай
- Китайский этнический музей
- Китайская мечта
- Объединение Китая
- Китайское единообразие
- Потомки Дракона
- Этнические меньшинства в Китае
- Марш добровольцев
- Минзу (антропология)
- Китаизация
- китаецентризм
- Три принципа народа
- Волк
- Ян Хуан Цзысун
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Государство и общество в Китае XXI века: кризис, разногласия и легитимация . Психология Пресс. 2004. с. 180. ИСБН 978-0-415-33204-0 .
... однако националистические заявления КПК все чаще остаются без внимания. Популярные националисты, такие как Цзинь Хуэй, теперь регулярно говорят о «Родине» (цзуго) и «китайской расе» (Чжунхуа миньцзу) – безотносительно к партии. И они так глубоко заботятся
- ^ Андерлини, Джамиль (21 июня 2017 г.). «Темная сторона национального обновления Китая» . Файнэншл Таймс . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Дэвид Тобин (октябрь 2022 г.). Обеспечение безопасности северо-западной границы Китая: идентичность и отсутствие безопасности в Синьцзяне . Издательство Кембриджского университета. п. 235. ИСБН 978-1-108-48840-2 .
Повторное использование термина, который теперь следует переводить как «китайская раса» (Чжунхуа Миньцзу 中华民族), наряду с упущением этнических меньшинств в официальных повествованиях...
- ^ Jump up to: а б Лэндис, Дэн; Альберт, Розита Д. (14 февраля 2012 г.). Справочник по этническим конфликтам: международные перспективы . Спрингер. стр. 182–. ISBN 978-1461404477 . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Чжао, Суйшэн (2000). «Китайский национализм и его международная ориентация». Политология ежеквартально . 115 (1): 1–33. дои : 10.2307/2658031 . JSTOR 2658031 .
- ^ Чжоу, Вэньцзю (2007); Расследование академических дебатов на тему «Китайская нация едина». [К академическому аргументу о том, что «китайская нация едина»]. Минзу Яньцзю (на китайском языке). 3 : 20–29. Архивировано из оригинала 29 октября 2019 года . Проверено 29 октября 2019 г. - через d.old.wanfangdata.com.cn/Periodical/mzyj200703003.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, Алан (2004). Китай с 1919 года: революция и реформы: справочник . Психология Пресс. стр. 252–. ISBN 978-0-415-25141-9 . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Блоксэм, Дональд; Моисей, А. Дирк (15 апреля 2010 г.). Оксфордский справочник по исследованиям геноцида . Издательство Оксфордского университета. стр. 150–. ISBN 978-0-19-161361-6 . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Фицджеральд, Джон (январь 1995 г.). «Национальное государство: поиск нации в современном китайском национализме». Австралийский журнал по делам Китая . 33 (33): 75–104. дои : 10.2307/2950089 . ISSN 0156-7365 . JSTOR 2950089 . S2CID 150609586 .
- ^ Блюм, Сьюзен Дебра; Дженсен, Лайонел М. (2002). Китай вне центра: картографирование окраин Поднебесной . Гавайский университет Press. стр. 170–. ISBN 978-0-8248-2577-5 . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Вай-Чунг Хо (2018). Культура, музыкальное образование и китайская мечта в материковом Китае . Спрингер Природа Сингапур. п. 38. ISBN 9789811075339 .
- ^ Хуэйюнь Фэн (2020). Вызовы Китая и переход к международному порядку . Издательство Мичиганского университета. п. 151. ИСБН 9780472131761 .
- ^ Чагатай — предшественник уйгурского языка.
- ^ Hauer 2007. Архивировано 4 августа 2020 года в Wayback Machine , стр. 117.
- ^ Дворжак 1895 г. Архивировано 23 августа 2020 г. в Wayback Machine , стр. 80.
- ^ Ву, 1995. Архивировано 23 августа 2020 года в Wayback Machine , стр. 102.
- ^ Чжао, Банда (январь 2006 г.). «Изобретение Китая заново: имперская идеология Цин и рост современной китайской национальной идентичности в начале двадцатого века». Современный Китай . 32 (1): 3–30. дои : 10.1177/0097700405282349 . ISSN 0097-7004 . JSTOR 20062627 .
- ^ Dunnell 2004. Архивировано 3 декабря 2016 года в Wayback Machine , стр. 77.
- ^ Dunnell 2004. Архивировано 23 августа 2020 года в Wayback Machine , стр. 83.
- ^ Elliott 2001. Архивировано 18 мая 2016 года в Wayback Machine , стр. 503.
- ↑ Dunnell 2004. Архивировано 3 декабря 2016 года в Wayback Machine , стр. 76–77.
- ^ Кассель, 2011. Архивировано 30 апреля 2016 года в Wayback Machine , стр. 205.
- ↑ Кассель, 2012 г. Архивировано 23 августа 2020 г. в Wayback Machine , стр. 205.
- ↑ Кассель, 2011 г. Архивировано 23 августа 2020 г. в Wayback Machine , стр. 44.
- ↑ Кассель, 2012 г. Архивировано 23 августа 2020 г. в Wayback Machine , стр. 44.
- ^ Perdue 2009. Архивировано 21 июля 2020 года в Wayback Machine , стр. 218.
- ^ «национализм;Идентификация государства и народа» . Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года . Проверено 9 марта 2010 г.
- ^ Империя нации: исторические взгляды на создание современного мира, Джозеф Эшерик, Хасан Каялы, Эрик Ван Янг, стр. 232
- ↑ Французский центр исследований современного Китая (CEFC). Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine . (ср. приверженец Тунмэнхуэй)
- ^ Маргарет Слибум (2004). Академические нации в Китае и Японии . Тейлор и Фрэнсис. п. 52. ИСБН 9781134376148 .
- ^ Кристиан П. Сорас (2019). Загробная жизнь китайского коммунизма . АНУ Пресс. п. 17. ISBN 9781760462499 .
- ^ Разъяснения о внесении изменений в Конституцию партии - Выступление на заседании штаб-квартиры Гоминьдана в Шанхае ① - Основные труды - Мемориальный зал бывшей резиденции Сунь Ятсена_Великий человек Сунь Ятсен . www.sunyat-sen.org (на китайском языке) . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ ЦК Коммунистической партии Китая издал «Положение о работе единого фронта Коммунистической партии Китая» (Положение о работе единого фронта Коммунистической партии Китая). . www.gov.cn (на китайском языке). 5 января 2021 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ См., например, Ма Ин-цзю, инаугурационная речь президента Китайской Республики . Архивировано 2 июня 2008 г. в Wayback Machine , 20 мая 2008 г.: (Раздел 2, Параграф 8).
- ^ «Что делает национального героя?» . Архивировано из оригинала 10 июня 2008 года . Проверено 25 мая 2008 г.
- ^ Китайский культ Чингисхана: генеалогический национализм и проблемы национальной и культурной целостности. Архивировано 28 мая 2008 года в Wayback Machine , Городской университет Нью-Йорка.
- ^ Эшерик, Джозеф; Каяли, Хасан; Ван Янг, Эрик (2006). Империя нации: исторические перспективы создания современного мира . Роуман и Литтлфилд. п. 245. ИСБН 978-0-742-57815-9 – через Google Книги.
- ^ Чжай, Чжиюн (2017). Почему Конституция Китая (на китайском языке). Городской университет Гонконга Пресс. п. 190. ИСБН 978-9-629-37321-4 .
- ^ Гао, Цюаньси (2016). Политическая конституция и будущая конституция (на китайском языке). Городской университет Гонконга Press. п. 273. ИСБН 978-9-629-37291-0 – через Google Книги.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кассель, Пар Кристоффер (2011). Основания для суждения: экстерриториальность и имперская власть в Китае и Японии девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199792122 . Проверено 10 марта 2014 г.
- ——— (2012). Основания для вынесения решения: экстерриториальность и имперская власть в Китае и Японии девятнадцатого века (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199792054 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Дворжак, Рудольф (1895). Религии Китая... (на немецком языке). Том 12, Том 15 Представлений из области нехристианской религиозной истории (иллюстрированное изд.). Ашендорф (полиграфия и издательство книжного магазина Ашендорф). ISBN 978-0199792054 .
- Даннелл, Рут В.; Эллиотт, Марк С.; Форе, Филипп; Миллуорд, Джеймс А. (2004). Новая имперская история Цин: создание империи Внутренней Азии в Цин Чэндэ . Рутледж. ISBN 978-1134362226 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Эллиотт, Марк К. (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае (иллюстрировано, переиздание). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804746847 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Хауэр, Эрих (2007). Корф, Оливер (ред.). Краткий словарь маньчжурского языка (на немецком языке). Том 12, Том 15 Представлений из области нехристианской религиозной истории (иллюстрированное изд.). Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3447055284 .
- Пердью, Питер К. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674042025 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Ву, Шухуэй (1995). Завоевание Цинхая с учетом Тибета и Кхамса 1717–1727 гг.: на основе прошений о престоле великого полководца Нянь Гэнъяо (на немецком языке). Том 2 Tunguso Sibirica (переиздание). Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3447037563 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Чжао, Банда (январь 2006 г.). «Переосмысление китайской имперской идеологии Цин и рост современной китайской национальной идентичности в начале двадцатого века». Современный Китай . 32 (1). Публикации Sage: 3–30. дои : 10.1177/0097700405282349 . JSTOR 20062627 . S2CID 144587815 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словесная война между Южной Кореей и Китаем из-за древнего королевства: почему обе стороны заблуждаются Чжунхуа миньцзу и китайско-корейский спор по поводу «права собственности» на древний Когурё.
- Китаизация против маньчжурства: успех маньчжурского правления. Архивировано 6 января 2008 г. в Wayback Machine.