История культурной политики Гоминьдана
«История культурной политики Гоминьдана» представляет собой статью о культурном подавлении в ранний послевоенный период (1945–1960 гг.) на Тайване. Гоминьдан ( Гоминьдан , Китайская националистическая партия) подавил местничество и запретил тайваньцам участвовать в космополитической жизни, за исключением сфер науки и техники. [ 1 ] Авторитарный Гоминьдан доминировал в общественном культурном пространстве, а китайские националистические сети стали частью культурных учреждений, оставляя мало ресурсов для роста культурной автономии. [ 2 ]
При раннем Гоминьдане Тайвань превратился из японского имперского центра в китайский националистический центр под влиянием Гоминьдана и американских геополитических интересов. [ 3 ] Хотя американская культурная деятельность была скромной, она сыграла значительную роль в развивающейся культурной жизни Тайваня. Гоминьдан заявил, что потеря морального духа привела к «потере материка», и поэтому государство провело серию идеологических реформ, направленных на «возвращение материка» , которые стали главной государственной культурной программой того времени. Непосредственная озабоченность потерей Китая отвлекла внимание долгосрочные инвестиции в гуманитарные и социальные науки. На другом уровне главной целью государства была « китаизация » тайваньцев путем обучения их китайскому языку и националистической идеологии посредством обязательного начального образования . [ 4 ]
К концу 1940-х годов Гоминьдан устранил инакомыслие в своей культурной политике. Когда тайваньцы возобновили культурную деятельность, объявленную японцами вне закона в 1937 году, националистическая позиция заключалась в том, что тайваньцы были японскими «рабами» и поэтому им придется пройти период моральной и идеологической опеки, прежде чем они смогут в полной мере пользоваться своими правами как граждане Китайской Республики. [ 5 ] Инцидент 28 февраля уничтожил городскую элиту Тайваня, а прибытие элиты материка обеспечило националистическое доминирование в городских культурных центрах. [ 6 ]
В 1953 году генералиссимус Чан Кайши опубликовал свое первое важное заключение по культуре, дополнив Сунь Ятсена » «Три принципа народа , которые включали в себя предписание националистической учебной программы для образования, строительство объектов для интеллектуального и физического отдыха и крупную государственную культурную программу. ведения антикоммунистической пропаганды. [ 7 ] Что касается тайваньской культурной жизни , основной упор был сделан на «универсализацию» образования на китайском языке. Несмотря на жесткий националистический контроль над культурой, советские достижения в области технологий привели к новому акценту националистов на построении более тесного сотрудничества с американскими университетами и разработке инженерных программ (Wilson 1970). Американское присутствие на Тайване также побудило тайваньцев возобновить некоторые политически благоприятные культурные мероприятия, что выразилось в процветании тайваньскоязычного медиа-рынка. [ 8 ]
С начала 1960-х по середину 1970-х годов культурная жизнь Тайваня находилась в периоде постепенного перехода от непосредственной послевоенной идеологической цели «возврата материка» к социальным реалиям развития Тайваня. [ 9 ] Социальные и гуманитарные науки боролись за признание в качестве предпочтительных форм космополитизма, в то время как новые культурные рынки умоляли государство продвигать позитивные культурные программы с прицелом на расширение пространства для локализма. [ 10 ] Несмотря на США постепенное снижение политической приверженности Тайваню, академический и технологический обмен процветал. Ограничительная атмосфера на Тайване привела к утечке мозгов, поскольку многие студенты не смогли вернуться после получения американских степеней. Это также создало сети обмена информацией с Тайванем. [ 11 ] Результатом стал рост «прозападного» модернизма, за которым последовала традиционалистская реакция, спровоцированная националистами. Эффект этой негативной реакции на многих пожилых «жителей материка» спровоцировал движение китайского культурного возрождения , которое стремилось продемонстрировать избранные культурные черты Китая в отличие от «запада» и, более того, ответить на коммунистическую культурную революцию . [ 12 ]
Ухудшение международного положения Тайваня привело к росту государственного национализма, который был направлен против Японии в споре по поводу островов Дяоюйтай . Несмотря на националистические заявления, толчки культурной либерализации начали сотрясать основы Тайваня, поскольку интеллектуалы, художники и профессионалы начали просачиваться обратно на Тайвань. [ 13 ] Снижение значимости Тайваня в битве за победу в холодной войне также вынудило Гоминьдан воздержаться от жесткой тактики, которую он использовал для подавления инакомыслия, и в результате способность правительства ограничивать либеральных интеллектуалов в культурной сфере была серьезно ограничена. [ 14 ]
Ко второй половине правления Цзян Цзинго государство стало играть более позитивную роль в содействии культурной жизни. Экономическое развитие Тайваня вытолкнуло Тайвань на мировой рынок, и американо-тайваньское сотрудничество перешло от политического партнерства к экономическому. Гоминьдан начал переходить от идеологической и принудительной культурной политики террора и убийств к более приземленным работам Фонда Цзян Цзин-го , фонда, занимающегося предоставлением денежной поддержки академическим и культурным исследованиям. [ 15 ]
Несмотря на первоначальную попытку ограничить космополитизм, к концу 1980-х годов Гоминьдан стал продвигать его, пытаясь рассеять растущее движение «локализации» (Lin 2002: 219-227). Доступность международной культуры предоставила открытое пространство для культурного дискурса и критики. Еще одним неожиданным шагом в борьбе с локализмом стало то, что Гоминьдан отменил десятилетнюю политику против «контактов с «материком» и разрешил тайваньским туристам посещать его с целью подтвердить постулаты Гоминьдана: «Тайваньцы — этнические китайцы» и «Коммунизм — это плохо». Тем не менее, локализм на Тайване стал общепринятым дискурсом на Тайване. [ 16 ] [ 17 ] Цензура прессы продолжалась на протяжении большей части 70-х и 80-х годов, поскольку запрещенные книги и книжные магазины были закрыты командованием гарнизона. Строгая национализированная культурная политика Гоминьдана стала мишенью политической оппозиции «тан вай», которая предпочитала и часто столь же жесткую культурную политику для противодействия Гоминьдану. [ 18 ] Политическая оппозиция продвигала, часто этноцентрическую, культурную политику, которая стремилась мобилизовать этнических тайваньцев против правящего этнического меньшинства Гоминьдана и стремилась возродить и подчеркнуть свою собственную версию тайваньской культуры. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (1994 Винклер: 29)
- ^ (Филлипс 2003: 10-15)
- ^ (Золото 1994:47)
- ^ (Вахман 1994:82-88)
- ^ (Керр 1965:72;266)
- ^ (Гейтс 1981: 266-269)
- ^ (Винклер 1994:30)
- ^ (Винклер 1994:32)
- ^ (Золото 1986: 74-84)
- ^ (Сяо 2004:106)
- ^ (Шу и 2002 48-51)
- ^ (Ван 2005: 62-65)
- ^ (Шу 2002:54)
- ^ (Винклер 1981: 83-84)
- ^ (Винклер 1994:34)
- ^ (Рой 2003: 146-147)
- ^ (Винклер 1994:33)
- ^ (Раунсли, 2000)
- ^ (Сяо 2004: 182-185)