Этническая демократия
Из серии «Политика». |
Демократия |
---|
![]() |
Термин «этническая демократия» , используемый некоторыми политологами , претендует на описание политической системы, которая сочетает в себе структурированное этническое доминирование с демократическими, политическими и гражданскими правами для всех. Как доминирующая этническая группа (обычно этническое большинство ), так и этнические меньшинства имеют гражданство и могут в полной мере участвовать в политическом процессе. Однако критики модели «этнической демократии» утверждают, что это противоречие в терминах и, следовательно, концептуально неадекватно или сбивает с толку; эти критики утверждают, что предполагаемые этнические демократии, особенно Израиль , вообще не являются демократическими или в лучшем случае являются своего рода полудемократией . [1]
Помимо концептуальной последовательности этого термина, ученые также расходятся во мнениях с нормативной точки зрения относительно того, являются ли какие-либо предполагаемые этнические демократии законным способом управления. Сторонники их моральной легитимности могут по-разному подчеркивать либо их этнический , либо демократический характер, пытаясь найти основу легитимности: аргументы первого типа имеют тенденцию утверждать, что сохранение этнического характера таких государств имеет первостепенное значение, и защищают его даже тогда, когда это необходимо. посягает на демократические идеалы; и наоборот, аргументы второго типа подчеркивают право на самоопределение как моральный императив. Другие аргументы включают в себя истолкование этнической демократии как своего рода «меньшего зла» или как справедливый компромисс между конкурирующими абстрактными принципами. С другой стороны, критики моральной легитимности таких государств утверждают, что существует фундаментальная несовместимость между такими ценностями, утверждая, что этнические демократии особенно нежелательны, поскольку на самом деле они по своей сути недемократичны, но представляют себя имеющими демократический фасад, тем самым «легитимируя нелегитимный». [1] Критики также утверждали, что из-за конкурирующих и противоречивых демократических и этнократических импульсов предполагаемых этнических демократий они по своей сути нестабильны, склонны к трансформации либо в откровенную этнократию , либо к отказу от своего этнического характера; они также утверждают, что такие государства неэффективны в управлении межэтническими конфликтами, «замораживании» или продлении таких конфликтов. [1]
Термин «этническая демократия» был впервые введен профессором Хуаном Хосе Линцем из Йельского университета в 1975 году, который использовал этот термин как функциональный синоним Херренволка демократии : «политическая система, демократическая для доминирующей группы, но исключающая на основе этническая принадлежность, другие группы демократического процесса». [2] Впоследствии он был независимо использован Хайфского университета профессором социолога Сэмми Смухой в книге, опубликованной в 1989 году: [3] как универсальную модель природы израильского государства . [4] [2] Однако, в отличие от Линца, Смуха и ряд других ученых использовали этот термин для обозначения типа государства, которое отличается от демократии Херренволка (или этнократии ) наличием более чисто демократических элементов: они утверждают, что Израиль и другие предполагаемые этнические демократии обеспечивают неосновные группы с большим политическим участием, влиянием и улучшением статуса, чем это типично для государства Херренволк . [1] Однако критически настроенные ученые утверждают, что так называемые «этнические демократии» фундаментально не отличаются от демократий или этнократий Херренволка , или что различия носят скорее степень, чем характер. По мнению этих критиков, и демократия Херренволка, и этническая демократия имеют множество общих черт, в частности, гегемонистский контроль и тиранию большинства, но различаются тактикой: когда меньшинство становится неуправляемым или полностью перестает быть численным меньшинством, доминирующая этническая группа прибегает к помощи к более репрессивной тактике демократии Херренволка , но когда недоминирующие этнические группы меньше или слабее, доминирующая группа сохраняет фасад демократии. [1]
Помимо Израиля, эта модель с тех пор использовалась политологами для описания ряда других правительств, в том числе правительств Северной Ирландии, Эстонии, Латвии и Словакии. [2]
Определение модели
[ редактировать ]Смуха определяет восемь особенностей, которые являются основными элементами его модели этнической демократии: [5]
- Этнический национализм устанавливает в государстве единую основную этническую нацию.
- Государство отделяет принадлежность к единой основной этнической нации от гражданства.
- Государство принадлежит и управляется основной этнической нацией.
- Государство мобилизует основную этническую нацию.
- Неосновным группам предоставляются неполные индивидуальные и коллективные права.
- Государство позволяет непрофильным группам вести парламентскую и внепарламентскую борьбу за перемены.
- Государство воспринимает непрофильные группы как угрозу.
- Государство устанавливает определенный контроль над непрофильными группами.
Смуха также определяет десять условий, которые могут привести к установлению этнической демократии: [5]
- Основная этническая нация составляет твердое численное большинство.
- Неосновное население составляет значительное меньшинство.
- Основная этническая нация привержена демократии.
- Основной этнической нацией является коренная группа.
- Второстепенные группы – это иммигранты.
- Неосновная группа разделена на более чем одну этническую группу.
- Основная этническая нация имеет значительную, поддерживающую ее диаспору.
- Задействованы родины неосновных групп.
- Есть международное участие.
- Произошел переход от недемократического этнического государства.
Применимость модели
[ редактировать ]Модель применялась исследователями в нескольких странах с разной степенью соответствия.
Израиль
[ редактировать ]страны Смуха впервые использовал термин «этническая демократия» как обобщенную модель израильской модели управления, которая, как он утверждал, является страной, которая использует модель этнической демократии в своих отношениях с арабским меньшинством . Согласно этой точке зрения, Израиль объединил жизнеспособные демократические институты с институционализированным этническим доминированием. [6] [7]
Латвия и Эстония
[ редактировать ]Среди авторов существует широкий спектр мнений относительно классификации Латвии и Эстонии , начиная от либеральной и гражданской демократии. [8] [9] через этническую демократию [10] к этнократии . Уилл Кимлицка рассматривает Эстонию как гражданскую демократию, подчеркивая особый статус русскоязычных людей, обусловленный тем, что они одновременно частично приезжие, частично иммигранты и частично коренные жители. [11] Британский исследователь Нил Мелвин приходит к выводу, что Эстония движется к подлинно плюралистическому демократическому обществу через либерализацию гражданства и активное вовлечение лидеров русскоязычных общин в политический процесс. [12] Джеймс Хьюз в книге развития ООН » Программы «Развитие и переход утверждает, что Латвия и Эстония представляют собой примеры «этнической демократии», когда государство было захвачено титульной этнической группой , а затем использовалось для продвижения «национализирующей» политики и предполагаемой дискриминации против Русскоязычные меньшинства. [10] ( «Развитие и переход» также опубликовали статьи, оспаривающие утверждения Хьюза.) Израильские исследователи Орен Ифтачел и Асад Ганем считают Эстонию этнократией. [13] [14] Израильский социолог Сэмми Смуха из Хайфского университета не согласен с Йифтачелем, утверждая, что этнократическая модель, разработанная Йифтачелем, не подходит для случая Латвии и Эстонии; это не общество поселенцев, поскольку его основная этническая группа является коренной, и оно не расширялось территориально и не имело диаспоры, вмешивающейся в его внутренние дела, как в случае с Израилем, для которого Ифтачель первоначально разработал свою модель. [15]
Однако представление о том, что Эстония или Латвия являются этническими демократиями, было отвергнуто некоторыми комментаторами. [16] С одной стороны, законы о гражданстве этих стран не основаны на этнических критериях, предоставляя гражданам российского происхождения, в том числе ряду людей, которые автоматически стали гражданами, поскольку их семьи проживали там до 1940 года, с теми же правами, что и этнические граждане. большинства. [17] [18] При этом неграждане пользуются социальными правами наравне с гражданами. [19] С другой стороны, учитывая долю негражданских меньшинств, не имеющих определенных политических прав (7,5% в случае Эстонии [20] ), Эстония и Латвия, возможно, пока даже не могут квалифицироваться как этнические демократии: по определению Смухи этнической демократии, группы меньшинств должны пользоваться полными правами как граждане страны. [21]
Канада
[ редактировать ]Смуха описывает Канаду с момента обретения независимости в 1867 году до Тихой революции 1976 года, которая подняла статус французских канадцев до уровня английских канадцев , и стала этнической демократией. [1]
Северная Ирландия
[ редактировать ]Смуха описывает правительство Северной Ирландии (1921–1972) с момента раздела Ирландии в 1921 году до Саннингдейлского соглашения в 1972 году как этническую демократию, отдающую предпочтение протестантам, в основном ольстерского шотландского происхождения, коренным ирландским католикам . [1]
Малайзия
[ редактировать ]Статья 153 Конституции Малайзии , а также идеология Кетуанан Мелаю (малайское превосходство), которой придерживались правительства Малайзии после обретения независимости с 1970-х годов, дает больше прав бумипутре в целом и малазийским малайцам , чем малазийским меньшинствам, таким как малазийцы. Китайские и малазийские индейцы . [1]
Словакия
[ редактировать ]Словацкий национализм основан на этнической принадлежности и языке. «Государственное и государственное строительство в Словакии направлено на то, чтобы сделать этнических словаков единственной нацией и предотвратить любые признаки двунационализма. Эта цель ясно сформулирована в преамбуле словацкой конституции, которая начинается со следующих слов: «Мы, словацкая нация, принимая во внимание политическое и культурное наследие наших предшественников, опыт, накопленный в течение столетий борьбы за наше национальное существование и государственность…» [22]
Библиография
[ редактировать ]- Сэмми Смуха, Модель этнической демократии , Рабочий документ ECMI № 13, октябрь 2001 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Смуха, С. «Модель этнической демократии: Израиль как еврейское и демократическое государство», «Нации и национализм» , стр. 475. Том 8 Выпуск с4, 2002.
- ^ Перейти обратно: а б с Smooha, 2001, стр. 23: «Я использовал это название в 1989 году, не зная, что первоначально оно было придумано Линцем в 1975 году для обозначения политической системы, которая является демократической для доминирующей группы, но исключает по этническому признаку других группы из демократического процесса. В 1996 году Линц и Степан последовали первоначальному использованию Линца и использовали этот термин (Тип II, стр. 429-430), чтобы по сути означать «демократию Херренфолька», которая является недемократической системой».
- ^ Смуха, С. Модель этнической демократии. Архивировано 2 июня 2010 г., в Wayback Machine , Европейский центр по вопросам меньшинств, Рабочий документ ECMI № 13, 2001 г., стр. 24.
- ^ С. Смуха, Этническая демократия: Израиль как архетип. Архивировано 9 марта 2017 г. в Wayback Machine Israel, 1997.
- ^ Перейти обратно: а б Прийт Ярве. Этническая демократия и Эстония. Архивировано 2 июня 2010 г. в Wayback Machine , Европейский центр по вопросам меньшинств, Рабочий документ ECMI № 13, 2000 г.
- ^ Пелед, Йоав. «Этническая демократия и правовое построение гражданства: арабские граждане еврейского государства». Обзор американской политологии 86, вып. 2 (1992): 432-443.
- ^ Смуха, Сэмми. «Статус меньшинства в этнической демократии: статус арабского меньшинства в Израиле». Этнические и расовые исследования 13, вып. 3 (1990): 389-413.
- ^ Пиклз, Джон; Смит, Адриан (1998). Теоретизирование перехода: политическая экономия посткоммунистических трансформаций . Тейлор и Фрэнсис. п. 284.
- ^ Джубулис, М. (2001). «Национализм и демократический переход». Политика гражданства и языка в постсоветской Латвии . Лэнхэм, Нью-Йорк и Оксфорд: Университетское издательство Америки. стр. 201–208.
- ^ Перейти обратно: а б Дискриминация русскоязычного меньшинства в Эстонии и Латвии. Архивировано 4 мая 2008 г. в Wayback Machine - краткий обзор статьи, опубликованной в Журнале исследований общего рынка (ноябрь 2005 г.).
- ^ Кимлика, Уилл (2000). «Интеграционная политика Эстонии в сравнительной перспективе». Интеграционный ландшафт Эстонии: от апатии к гармонии . стр. 29–57.
- ^ Мелвин, Нью-Джерси (2000). «Постимперская этнократия и русскоязычные меньшинства Эстонии и Латвии». В Штайне, JP (ред.). Политика участия национальных меньшинств в посткоммунистической Европе. Государственное строительство, демократия и этническая мобилизация . Институт Восток-Запад (EWI). п. 160.
- ^ Йифтачель, Орен; Асад Ганем (август 2004 г.). «Понимание« этнократических »режимов: политика захвата спорных территорий». Политическая география . 23 (6): 647–676. doi : 10.1016/j.polgeo.2004.04.003 .
- ^ Йифтачель, Орен (23 января 2004 г.). «Этнократические государства и пространства» . Институт мира США . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Смуха, С. Модель этнической демократии. Архивировано 2 июня 2010 г., в Wayback Machine , Европейский центр по вопросам меньшинств, Рабочий документ ECMI № 13, 2001 г., стр. 23.
- ^ Например, относительно Латвии: Смит-Сивертсен, Герман (2006). «Латвия — больше, чем этнополитика» [Латвия: Больше, чем этнополитика]. В Бакке, Элизабет (ред.). Центральная Европа и страны Балтии после 1989 года [ Центральная Европа и страны Балтии после 1989 года ] (на норвежском языке) (2-е изд.). Осло: Det Norske Samlaget. стр. 63. ISBN 82-521-6786-1 . OCLC 162357834 .
- ^ «Активное гражданское участие иммигрантов в Эстонии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г. Проверено 29 мая 2007 г.
- ^ Амнистия берется за Эстонию ( перепечатка )
- ^ Права человека и социальная интеграция в Латвийской Республике: общий обзор», Министерство иностранных дел Латвии / Совет по натурализации Латвии, 1998 г. [1]. Архивировано 10 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Эстония сегодня: Гражданство (информационный бюллетень, сентябрь 2009 г.)» (PDF) . 2 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 сентября 2011 г. Проверено 22 сентября 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Смуха С. и П. Ярве, ред., Судьба этнической демократии в посткоммунистической Европе (ECMI, 2005), стр. 61-114. [2] Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Смуха, С. Модель этнической демократии. Архивировано 2 июня 2010 г., в Wayback Machine , Европейский центр по вопросам меньшинств, Рабочий документ ECMI № 13, 2001 г., стр. 64-70.