Жидкая демократия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2011 г. ) |
Из «Политика и экономика». серии |
Избирательные системы |
---|
Политический портал Экономический портал |
Из серии «Политика». |
Демократия |
---|
Политический портал |
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Жидкая демократия – это форма делегативной демократии . [1] при этом электорат участвует в коллективном принятии решений посредством прямого участия и динамического представительства. [2] Эта демократическая система использует элементы как прямой , так и представительной демократии . Избиратели в жидкой демократии имеют право голосовать напрямую по всем политическим вопросам в духе прямой демократии; избиратели также имеют возможность делегировать свои голоса тому, кто будет голосовать от их имени в духе представительной демократии. [2] Любому лицу могут быть делегированы голоса (эти делегированные голоса называются «доверенными лицами»), и эти доверенные лица, в свою очередь, могут делегировать свой голос, а также любые голоса, которые им делегировали другие, что приводит к «метаделегированию». [3]
Такое делегирование голосов может быть абсолютным (человек передает свой голос кому-то другому по всем вопросам), специфичным для политики (человек передает свой голос кому-то только тогда, когда голосование касается определенного вопроса), зависящим от времени (человек решает лишить своего голоса на определенный период времени) или не использоваться избирателями. [2] В случае абсолютного делегирования избиратель позиционирует себя как участник представительной демократии; однако они имеют право отозвать свое делегирование голоса в любое время. [3] Привлекательность механизма отзыва обусловлена усилением ответственности, возлагаемой на представителей. [3] При делегировании политики избиратели также могут выбирать разных делегатов для решения разных вопросов. [4] Избиратели могут выбирать представителей, которые, по их мнению, более подготовлены к вынесению решений в незнакомых областях из-за высокого уровня знаний, личного опыта или другого показателя компетентности. [5] Более того, автоматический отзыв позволяет гражданам заниматься политическими делами настолько, насколько позволяет их остальная жизнь. Избиратель может полностью делегировать свой голос в течение одной недели, но принять решение об полном участии в другую. Тем, кто желает реализовать свое право голоса по всем политическим вопросам, ликвидная демократия предоставляет возможность сохранить возможность прямой демократии.
Большая часть доступной научной литературы по жидкой демократии основана на эмпирических исследованиях, а не на конкретных концептуализациях или теориях. Эксперименты в основном проводились на местном уровне или исключительно через онлайн-платформы, однако примеры государственного устройства перечислены ниже.
Происхождение
[ редактировать ]В 1884 году Чарльз Доджсон (чаще известный под псевдонимом Льюис Кэрролл ), автор романа «Алиса в стране чудес», впервые предложил идею транзитивного или «жидкого» голосования в своей брошюре « Принципы парламентского представительства». [6] Доджсон изложил систему, основанную на многомандатных округах, где каждый избиратель подает один голос или обладает возможностью передавать голоса, что соответствует современной концепции жидкой демократии. [7] Брайан Форд в своей статье «Делегативная демократия» говорит, что это можно рассматривать как первый шаг к жидкой демократии. [8]
Первые институционализированные попытки создания жидкой демократии можно отнести к работам реформатора из Орегона Уильяма С. У'Рена . [9] В 1912 году он лоббировал интерактивное представительство (Прокси-план представительства). [10] где влияние избранных политиков будет зависеть от количества голосов, полученных каждым из них. [11]
Несколько десятилетий спустя, примерно в 1967 году, Гордон Таллок предложил, чтобы избиратели могли выбирать своих представителей или голосовать сами в парламенте «по проводам», в то время как дебаты транслировались по телевидению. Джеймс К. Миллер поддерживал идею о том, что каждый должен иметь возможность голосовать по любому вопросу самостоятельно или назначать представителя, который мог бы передавать его запросы. Вскоре после того, как Миллер выступил в пользу жидкой демократии, в 1970 году Мартин Шубик назвал этот процесс «мгновенным референдумом». Тем не менее, Шубик был обеспокоен скоростью принятия решений и тем, как она может повлиять на время, отведенное для публичных дебатов. [12]
В 21 веке, на основе работ Джаббуша и Джеймса Грин-Армитажа, [13] технологические инновации сделали ликвидную демократию более осуществимой. Первые онлайн-приложения для жидкой демократии возникли в Берлине, Германия, после политического разочарования и появления хакерской культуры. [6] С тех пор, как жидкая демократия получила распространение в Германии, вариации жидких демократических форм получили распространение во всем мире в политической и экономической сферах (примеры перечислены внизу статьи).
Делегативная форма
[ редактировать ]Прототип жидкой демократии можно резюмировать как содержащий следующие принципы:
- Выбор роли: члены демократии могут либо пассивно действовать как личность, либо активно действовать как делегат. Это отличается от представительных демократий, которые используют только конкретных представителей. Таким образом, делегаты могут избирательно участвовать в различных областях политики.
- Низкий барьер для участия: делегатам нетрудно стать делегатами. В частности, им не обязательно побеждать на конкурентных выборах, которые предполагают дорогостоящие политические кампании.
- Делегированные полномочия: делегаты действуют в процессах от имени себя и лиц, которые выбирают их в качестве своих делегатов. Их право принимать решения варьируется в зависимости от различной поддержки.
- Конфиденциальность личности: все голоса отдельных лиц хранятся в тайне, чтобы предотвратить любую форму принуждения со стороны делегатов или других лиц.
- Подотчетность делегатов: в отличие от конфиденциальности отдельных лиц, формальные решения делегатов обычно доводятся до сведения их избирателей и более широкого сообщества, чтобы привлечь их к ответственности за свои действия.
- Специализация путем повторного делегирования: делегаты могут получить как общие полномочия, делегированные им от отдельных избирателей, так и специализированные полномочия, переданные им от других делегатов для работы от их имени. [14]
Также существуют вариации этой общей модели, и эта схема упоминается здесь только для ориентации в рамках общей модели. Например, в «Радости революции» [15] делегатам предоставляется возможность выбора специализации во время делегирования полномочий каждым человеком. Кроме того, к этой концепции часто могут быть применены общие принципы гибкости, например, посредством единого передаваемого голоса , которые могут пересмотреть свой голос в любое время, изменив зарегистрированное делегирование, которое иногда называют «доверенным лицом» в управляющей организации. [16]
В отличие от голосования по доверенности
[ редактировать ]Жидкая демократия использует основу голосования по доверенности, но отличается от этой более ранней модели степенью масштаба. В отличие от голосования по доверенности, ликвидные демократические голоса могут быть делегированы доверенному лицу, а доверенное лицо может делегировать свои голоса (индивидуальные и доверенные лица) дополнительному доверенному лицу. Этот процесс называется «метаделегированием». [3] Хотя голос человека может делегироваться многократно, он сохраняет за собой право на автоматический отзыв. [2] Если кто-то, делегировавший свой голос, не согласен с выбором своего представителя или доверенного лица, он может либо проголосовать самостоятельно, либо выбрать другого делегата для следующего голосования. [8]
В отличие от представительной демократии
[ редактировать ]Решающее значение для понимания жидкой демократии имеет взгляд теории на роль делегирования в представительной демократии . Представительная демократия рассматривается как форма правления, при которой для заранее определенной юрисдикции определяется единственный победитель, а смена делегирования происходит только по истечении заранее установленного срока. В некоторых случаях срок полномочий может быть сокращен путем проведения выборов по принудительному отзыву, хотя отозванный кандидат может выиграть последующие выборы и отслужить свой срок. Парадигме представительной демократии противопоставляется делегативная форма, реализованная в жидкой демократии. У делегатов не может быть конкретных ограничений на срок их полномочий в качестве делегатов, и они не представляют определенные юрисдикции. Некоторые ключевые различия включают в себя:
- Возможность выбора продолжительности срока.
- Возможность прямого участия.
- Полномочия делегата в некоторой степени определяются добровольным объединением членов, а не победой на выборах в заранее определенной юрисдикции. (См. также: Один передаваемый голос .)
- Делегаты могут быть отозваны в любое время и в любой пропорции.
- Часто избиратели имеют право отказаться от соблюдения политики посредством всенародного референдума, отменяющего решения делегатов, или в результате несоблюдения заинтересованных членов. В представительной демократии это обычно не так.
- Существует возможность дифференциации делегатов по тому, какую форму голосования им делегировал участник. Например: «Вы мой делегат по вопросам национальной безопасности и субсидирования фермерских хозяйств». [17] [18]
В отличие от представительной демократии , в рамках жидкой демократии делегирование голосов является транзитивным и не зависит от периодов выборов. Концепция жидкой демократии описывает форму коллективного принятия решений, которая сочетает в себе элементы прямой демократии и представительной демократии посредством использования программного обеспечения. Это позволяет избирателям либо голосовать по вопросам напрямую, либо делегировать свое право голоса доверенному лицу или партии. Более того, участники имеют право в любой момент отозвать свои голоса.
Периоды голосования могут проходить через множество этапов, прежде чем будут подсчитаны окончательные голоса. Кроме того, когда избиратели используют опцию делегирования , делегаты могут видеть, что произошло с их голосами, обеспечивая подотчетность системы. Тот факт, что делегаты могут отозвать свои голоса у своего представителя , является еще одним важным аспектом того, как ликвидная демократия потенциально может усовершенствовать современные концепции представительной демократии.
Позволив отозвать голоса в любой момент, общество может заменить представителей, не дающих идеальных результатов, и выбрать более перспективных представителей. Таким образом, избиратели получают возможность эффективно выбирать наиболее подходящих или компетентных представителей по конкретной теме, а члены сообщества или электората могут в режиме реального времени формировать благосостояние своих общин, исключая нежелательных лиц, принимающих решения, и продвигая желаемые. Например, программное обеспечение для голосования LiquidFeedback , благодаря своему значению ликвидности, учитывает этот аспект в реальном времени, потенциально обеспечивая постоянно меняющееся представление текущего мнения голосующего сообщества.
Что касается объективно-технологических элементов среди примеров программного обеспечения ликвидной демократии, то разумно определить, что они изначально не были разработаны с намерением заменить текущие и прочно установившиеся процессы принятия решений в политических партиях или местных органах власти. Согласно академическим исследованиям, скорее всего, программное обеспечение ликвидной демократии обладает внутренней функцией придания дополнительной и альтернативной ценности процессам традиционных выборов, каналам коммуникации и обсуждения или общественным консультациям.
В отличие от прямой демократии
[ редактировать ]Прямая демократия — это форма демократии, при которой все коллективные решения принимаются путем прямого голосования отдельных граждан. [19] Хотя прямые демократии прошлого, особенно в Афинах, часто воспринимались как действительно прямые (например, только самопредставительство), они использовали ту или иную форму представительства. [20] Таким образом, различие между прямой демократией заключается не в представительной природе жидкой демократии, а, скорее, в переходном методе делегирования. [2] Ликвидная демократия — это своего рода добровольная прямая демократия, в которой участники могут быть включены в принятие решений (и обычно ожидается, что они будут включены по умолчанию), но могут отказаться от участия, воздерживаясь или делегируя свое голосование кому-то другому, когда у них нет времени, интереса. или экспертные знания для голосования по делегированному вопросу. Напротив, при прямой демократии ожидается, что все имеющие право голоса избиратели будут оставаться в курсе всех событий и политических вопросов, поскольку избиратели принимают каждое решение по этим политическим вопросам. [21] Говорят, что ликвидная демократия представляет собой более современную и гибкую альтернативу системам Древней Греции. [20] Их постоянная уязвимость по отношению к другим, менее демократическим городам-государствам, выразившаяся в их громком поражении в Пелопоннесской войне , может быть объяснена именно таким образом.
Проблемы, связанные с технологиями
[ редактировать ]Брайан Форд объясняет, что некоторые из нынешних проблем жидкой демократии включают непреднамеренную концентрацию делегированных голосов из-за большого количества людей, участвующих в платформах и принятии решений; создание более безопасной и децентрализованной реализации онлайн-платформ во избежание недобросовестных администраторов или хакеров; сокращение порогов конфиденциальности избирателей; и делегировать ответственность. [22]
Еще одна критика в адрес жидкой демократии — отсутствие доступа к цифровым платформам у широких слоев населения (« цифровой разрыв »). В большинстве развивающихся стран не каждый гражданин имеет доступ к смартфону, компьютеру или подключению к Интернету. В некоторых развитых странах то же самое; в Соединенных Штатах, например, по состоянию на 2021 год 85% взрослых американцев владеют смартфоном, в результате чего 15% граждан не имеют доступа к нему. [23] Это технологическое неравенство как в доступе, так и в знаниях приведет к более несбалансированному участию, чем то, что уже существует. [24]
Критика жидкой демократии
[ редактировать ]Жидкая демократия может естественным образом превратиться в разновидность меритократии , при которой решения делегируются тем, кто обладает знаниями или личным опытом в конкретном вопросе. [5] Тем не менее, в тех, по общему признанию, немногих вопросах, где существует ясная «основная истина» или «правильный ответ», Караяннис и Миха пришли к выводу, что подгруппа предположительно более информированных избирателей внутри более крупной группы населения будет менее искусна в определении основной истины, чем если бы каждый избиратель голосовали напрямую или если все голоса были делегированы одному верховному диктатору. [25]
Более того, ликвидная демократия как демократическая форма подвержена олигархическим тенденциям. [5] Подобно избирательным политическим системам, концепция «различия» имеет центральное значение. [5] Вместо того, чтобы расширять возможности широкой общественности, ликвидная демократия может сконцентрировать власть в руках немногих социально известных, политически стратегически важных и богатых людей. [2] Хелен Ландемор, профессор политологии Йельского университета, описывает это явление, в частности, как «голосование за звезд». [5] Таким образом, по-видимому, нормативный идеал меритократии всегда может скатиться к простой олигархии. Далее она утверждает в том же духе, что отдельные лица должны иметь право постоянного отзыва, согласно которому избиратели, делегировавшие свой голос другому лицу, могут в любое время отказаться от своего делегирования и голосовать автономно. [5] Однако возможность автоматически отзывать свой голос по любому политическому решению приводит к проблеме несогласованности политики, поскольку за разные политики голосуют разные слои общества. [2]
Наконец, ликвидная демократия сталкивается с проблемой масштаба. В крупных национальных государствах с миллионами голосующих граждан, вероятно, будет значительным состав «ликвидных представителей» (тех, кому делегированы голоса других граждан). Следовательно, обсуждение и представительство становятся актуальными проблемами. Чтобы добиться значимого обсуждения, «жидких» представителей придется разделить на многочисленные группы, чтобы достичь достаточно управляемого размера дискуссионной группы. [5] Что касается представительства, ликвидная демократия страдает от той же проблемы, что и избирательные представительные демократии, где один человек воплощает волю миллионов. [5] Некоторые могут возразить, что это повсеместно нежелательно. Большинство из вышеупомянутых моральных интуиций могут легко служить редукцией и к сегодняшним более грубым представительным демократиям. Диаграмма справа иллюстрирует одну из возможных реализаций жидкой демократии, действующей в национальном масштабе.
Примеры
[ редактировать ] в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Март 2021 г. ) |
Google голоса
[ редактировать ]Google экспериментировал с жидкой демократией через внутреннюю систему социальных сетей, известную как Google Votes. [26] Этот нестабильный демократический эксперимент представляет собой один из менее распространенных корпоративных примеров. Пользователи существующей платформы Google+ были избирателями, а встроенные функции обсуждения обеспечивали совещательный элемент. [26] В этом случае Google Voices использовался для выбора блюд. [26] Тем не менее, исследователи пришли к ряду рекомендаций относительно будущего внедрения жидкой демократии на онлайн-платформах, включая рекомендации по делегированию на основе предыдущего выбора, рекомендации по выдаче рекомендаций на основе предварительного участия и уведомления о делегировании для информирования избирателей об их относительной власти. [26]
Пиратские вечеринки
[ редактировать ]Пиратские партии , партии, стремящиеся уменьшить онлайн-цензуру и повысить прозрачность, впервые появились в Швеции в 2006 году. [2] Пиратские вечеринки в Германии, [27] Италия, Австрия, Норвегия, Франция и Нидерланды. [28] используйте ликвидную демократию с помощью программного обеспечения с открытым исходным кодом LiquidFeedback . [29]
В частности, в случае с Пиратской партией в Германии для общения с гражданами используются инструменты и платформы, аналогичные обычным партиям, включая Facebook, Twitter и онлайн-сайты, однако они разработали проект «piratewiki». Это открытая платформа, открытая для совместного вклада в политический совещательный процесс. [30] «Жидкая обратная связь» — это платформа, используемая Пиратской партией Германии с 2006 года, которая позволяла пользователям стать частью внутрипартийного процесса принятия решений. [29] [31]
Аргентина
[ редактировать ]В 2010-е годы в Аргентине были созданы виртуальные платформы. Democracia en Red — это группа латиноамериканцев, которые стремятся к перераспределению политической власти и более инклюзивному обсуждению. [32] Они создали Democracy OS, платформу, которая позволяет пользователям Интернета предлагать, обсуждать и голосовать по различным темам. Пиа Манчини утверждает, что платформа открывает демократический диалог и переносит демократическое принятие решений в эпоху Интернета.
Демоэкс / Прямые демократы
[ редактировать ]Первым примером жидкой демократии с использованием программного обеспечения в реальной политической обстановке стала местная политическая партия Demoex в Валлентуне, пригороде Стокгольма: учитель Пер Норбек и предприниматель Микаэль Нордфорс использовали программное обеспечение под названием NetConference Plus. Это программное обеспечение больше не поддерживается после банкротства компании-производителя Vivarto AB. В период с 2002 по 2014 год партия имела место в местном парламенте, где члены решают, как их представитель будет голосовать, с помощью интернет-голосования. [33] С тех пор Demoex и две другие партии сформировали Direktdemokraterna . [34]
гражданственность
[ редактировать ]Экспериментальная форма жидкой демократии под названием «Гражданственность» была опробована в Венском технологическом университете в 2012 году. [35] Он создал совет представителей, основанный на постоянном вотуме доверия участников, аналогичный современным парламентам. Относительная ликвидность голосов была снижена за счет алгоритма демпфирования, призванного обеспечить стабильность представительства. [35] Несмотря на тщательное планирование, реальный эксперимент не был проведен из-за отсутствия благоприятных условий. [35]
ЖидкостьФрисландия
[ редактировать ]Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема: по-прежнему необходимо быть более кратким и отстраненным от темы, но 4 мая 2021 года были внесены некоторые улучшения. ( Май 2021 г. ) |
Округ Фрисландия в Германии в некоторой степени внедрил платформу под названием LiquidFriesland , но радикально изменить режим управления там не удалось. Платформа, задуманная как форма «жидкой демократии», добилась неоднозначных результатов.
При внедрении и использовании платформы LiquidFriesland явно доминировал бюрократический стиль общения и рабочих процедур. Участие граждан на платформе было вписано в иерархическую структуру, где предложения на платформе рассматривались как входные данные для бюрократического черного ящика, но ни в коем случае не как часть процесса принятия решений внутри него. Коммуникация с основными стейкхолдерами – пользователями платформы – строилась по той же логике и в ходе проекта не перестраивалась.
Изначально не планировалось адаптировать какое-либо регулирование, чтобы позволить местным политикам проводить процесс разработки законопроектов на платформе LiquidFriesland. Что касается делегирования LiquidFriesland, то оно никогда не было прописано ни в каких нормативных документах. На LiquidFriesland зарегистрировались и активировали свои аккаунты не более 500 граждан. Только 20% активированных пользователей вошли на платформу и только 10% проявили активность на LiquidFriesland.
См. также
[ редактировать ]- Делегированное голосование
- Совместная фильтрация , которая применяет тот же принцип к фильтрации информации, а не к голосованию.
- делегатов и доверенных лиц Модели представительства
- Электронная демократия
- Электронное управление
- Косвенные выборы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каммертс, Барт (2019). «Подтверждение участия: власть и префигуративная политика в современных левых движениях». В Карпентье, Нико (ред.). Республика! : эксперименты в исполнении участия и демократии . Кипр: НеМе. п. 131. ИСБН 978-9963-9695-8-6 . OCLC 1088563137 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Блюм, Кристиан; Зубер, Кристина Изабель (2016). «Жидкая демократия: потенциал, проблемы и перспективы» . Журнал политической философии . 24 (2): 162–182. дои : 10.1111/jopp.12065 . ISSN 1467-9760 .
- ^ Jump up to: а б с д Вальсанджакомо, Кьяра (2021). «Политическое представительство в жидкой демократии» . Границы в политической науке . 3 . дои : 10.3389/fpos.2021.591853 . ISSN 2673-3145 .
- ^ Кан, Энсон (2016). «Жидкая демократия: алгоритмическая перспектива» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2018 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ландемор, Элен (2020). Открытая демократия: новое изобретение народного правления для XXI века . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 978-0-691-20872-5 . OCLC 1158505904 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Рамос, Хосе (2015), Винтер, Дженифер; Оно, Рёта (ред.), «Жидкая демократия и будущее государственного управления» , «Будущее Интернета , государственного управления и информационных технологий», том. 17, Чам: Springer International Publishing, стр. 173–191, номер документа : 10.1007/978-3-319-22994-2_11 , ISBN. 978-3-319-22993-5 , получено 4 мая 2021 г.
- ^ Доджсон, Чарльз (2012). Принципы парламентского представительства . Набу Пресс. ISBN 978-1277395686 .
- ^ Jump up to: а б Брайан Форд (16 ноября 2014 г.), Revisited Delegative Democracy Revisited , получено 11 августа 2016 г.
- ^ Джаббуш, Себастьян (2011). «Жидкая демократия в пиратской партии» (PDF) . Университет Грайфсвальда. Факультет философии .
- ↑ Руководство для производителей зерна (Канада), 7 августа 1912 г.
- ^ «Правительство по доверенности сейчас» (PDF) . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Полин, Алоис. «Через жидкую демократию к устойчивому небюрократическому правительству» . ДжеДЕМ.
- ^ Грин-Армитаж, Джеймс (июнь 2015 г.). «Прямое голосование и голосование по доверенности» . Конституционная политическая экономия . 26 (2): 190–220. дои : 10.1007/s10602-014-9176-9 . S2CID 154590189 .
- ^ Брайан Форд (15 мая 2002 г.), Делегативная демократия (PDF) , получено 11 августа 2016 г. . п. 4, «Основные принципы»
- ^ Кен Кнабб (1997), «Представительная демократия против делегированной демократии» , Государственные секреты , Секреты Бопа , получено 11 августа 2016 г.
- ^ Кен Кнабб (1997), Государственные тайны , получено 11 августа 2016 г.
- ^ Представительная демократия против делегированной демократии , Секреты Бопа , получено 12 апреля 2009 года .
- ^ Брайан Форд (15 мая 2002 г.), «Специализация 2.6» (PDF) , Делегативная демократия , получено 11 августа 2016 г.
- ^ Шиллер, Тео. «Прямая демократия». Британская энциклопедия , 22 октября 2020 г., https://www.britannica.com/topic/direct-democracy . По состоянию на 27 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Манин, Бернар, изд. (1997), «Прямая демократия и представительство: выбор должностных лиц в Афинах» , «Принципы представительного правительства» , «Темы социальных наук», Кембридж: Cambridge University Press, стр. 8–41, doi : 10.1017/cbo9780511659935.002 , ISBN 978-0-521-45891-7 , получено 28 апреля 2021 г.
- ^ Брайан Форд (16 ноября 2014 г.), Revisited Delegative Democracy Revisited , получено 11 августа 2016 г.
- ^ Форд, Брайан (январь 2018 г.). «Жидкая демократия: обещания и вызовы» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Демография владения и распространения мобильных устройств в США» . Исследовательский центр Пью: Интернет, наука и технологии . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Цифровое участие – преимущества и недостатки» . www.polyas.de . 10 мая 2017 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Караяннис, Иоаннис; Миша, Эви (2019). «Вклад в критику жидкой демократии» . Материалы двадцать восьмой Международной совместной конференции по искусственному интеллекту . стр. 116–122. дои : 10.24963/ijcai.2019/17 . ISBN 978-0-9992411-4-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Стив, Хардт; Р., Лопес, Лия К. (2015). «Голосование в Google: эксперимент с жидкой демократией в корпоративной социальной сети» . Техническое раскрытие Commons .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пиратская вечеринка в Берлине. «Пиратская партия революционизирует внутрипартийный дискурс: интерактивная демократия с жидкой обратной связью» . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Система Uitleg LiquidFeed» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «LiquidFeedback — программное обеспечение для демократии» . Liquidfeedback.org . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Гаско, Мила (2012). ECEG2012-Материалы 12-й Европейской конференции по электронному правительству: ECEG . Академические конференции Limited. ISBN 9781908272423 .
- ^ Клинг, Кристоф Карл; Кунегис, Джером; Хартманн, Генрих; Стромайер, Маркус; Стааб, Штеффен (26 марта 2015 г.). «Голосовое поведение и власть в онлайн-демократии: исследование LiquidFeedback в пиратской партии Германии». arXiv : 1503.07723 [ cs.CY ].
- ^ «Демократия в красных тонах» . democraciaenred.org (на испанском языке) . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Демоэкс (Швеция)» . новаяДемократия . Новый Фонд Демократии . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «История» .
- ^ Jump up to: а б с Хайниш, Р.; Полин, А. (май 2016 г.). «Гражданственность: создание компетентного и ответственного совета представителей на основе жидкой демократии». Конференция 2016 года по электронной демократии и открытому правительству (CeDEM) . стр. 10–16. дои : 10.1109/CeDEM.2016.27 . ISBN 978-1-5090-1042-4 . S2CID 21101581 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Делегативная демократия Брайан Форд
- Радость революции: Глава 2
- Промышленный рабочий: октябрь 2008 г. подробно описывает изменения в модели делегирования, направленные на переход к более представительной, а не делегационной модели.
- Жидкая демократия простыми словами, Якоб Йохманн
- Через жидкую демократию к устойчивому небюрократическому правительству Алоис Полен. Журнал электронной демократии, Vol. 6, вып. 2 (2014)
- Десять лет исследований жидкой демократии: обзор Алоиса Полина. Дни EDem и EGov в Центральной и Восточной Европе 338 (июль 2020 г.): 455-66. два : 10.24989/ocg.338.36
- Жидкая демократия Доминик Шинер
- Социальный смарт-контракт от Фонда Демократии Земли
- Ликвидное управление на «Куне ни повос»
Программные реализации:
- ЖидкостьОбратная связь
- Agora Ex Machina Минималистская многоязычная платформа жидкой демократии