Быть там
Быть там | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Хэл Эшби |
Автор сценария | Ежи Косинский [а] |
На основе | Быть там роман 1970 года Ежи Косинский |
Продюсер: | Эндрю Браунсберг |
В главных ролях | Питер Селлерс Ширли Маклейн Мелвин Дуглас Джек Уорден Ричард Дайсарт Ричард Бейсхарт |
Кинематография | Калеб Дешанель |
Под редакцией | Дон Циммерман |
Музыка | Джонни Мэндел |
Производство компания | |
Распространено | Объединенные художники |
Дата выпуска |
|
Время работы | 130 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 7 миллионов долларов [2] |
Театральная касса | 30,2 миллиона долларов (США) [3] |
«Быть там» — американский сатирический комедийно-драматический фильм 1979 года с Питером Селлерсом , Ширли Маклейн и Мелвином Дугласом в главных ролях . Режиссер Хэл Эшби , он основан на одноименном романе 1970 года Ежи Косиньского и адаптирован для экрана Косински и Робертом К. Джонсом , в титрах не указан . Джек Уорден , Ричард Дайсарт и Ричард Бейсхарт участвуют в поддержке.
Дуглас получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана , а Селлерс был номинирован на лучшую мужскую роль. [4] Сценарий получил премию Британской киноакадемии за лучший сценарий и премию Гильдии писателей Америки за лучшую комедию, адаптированную с другого носителя. Он также был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучший сценарий. В 2015 году Библиотека Конгресса выбрала фильм «Быть там» для сохранения в Национальном реестре фильмов , посчитав его «культурно, исторически или эстетически значимым». [5] [6] [7]
Сюжет
[ редактировать ]Простодушный Ченс средних лет живет в таунхаусе богатого старика в Вашингтоне, округ Колумбия, вместе с афроамериканской горничной этого человека Луизой, которая добра к Ченсу. Всю свою жизнь он ухаживал за садом и никогда не покидал территорию. Помимо садоводства, его знания полностью получены из телевидения. Когда старик умирает, его адвокаты по наследству выгоняют Ченса.
Он бесцельно бродит, впервые открывая для себя внешний мир. Афро-американский юноша направляет на него нож; Ченс безуспешно пытается уничтожить его с помощью пульта дистанционного управления от телевизора. Проходя мимо телемагазина, Ченс видит себя заснятым на видеокамеру в витрине магазина. Очарованный, он отступает с тротуара и его сбивает лимузин с водителем Евы Рэнд, гламурной и гораздо более молодой жены пожилого бизнес-магната Бена Рэнда. Когда она спрашивает его имя, она ошибочно слышит «Чанси, садовник» как «Чонси Гардинер».
Ева приводит Ченса в их роскошное поместье, чтобы его увидел доктор Алленби, который проживает там и ухаживает за Беном, который медленно умирает от болезни крови. Проверив Чонси, врач предлагает ему остаться, чтобы присмотреть за ним.
Манеры Чонси старомодны и изысканны, он носит дорогую, но устаревшую одежду 1930-х годов, которую взял на чердаке своего бывшего работодателя. Когда Бен встречает его, он принимает «Чонси» за высокообразованного бизнесмена из высшего сословия, переживающего тяжелые времена. Бен восхищается им, считая его прямым, мудрым и проницательным.
Бен также является доверенным лицом и советником президента Соединенных Штатов, которого он знакомит с Чонси. Говоря об экономике, Ченс опирается на слова «стимулировать рост» и говорит о смене сезонов в саду. Президент ошибочно интерпретирует это как оптимистичный политический совет и цитирует в своей речи «Чонси Гардинера».
Теперь Ченс приобрел национальную известность, посещает важные мероприятия, устанавливает тесную связь с советским послом и появляется на ток-шоу, во время которого его подробные советы о том, что следует делать серьезному садовнику, ошибочно воспринимаются как его мнение о президентской политике. Луиза рассказывает другим афроамериканцам, когда они смотрят Ченса по телевизору, что у него «рисовый пудинг между ушами» и что белизна — это все, что нужно для успеха в Америке. Во время просмотра шоу президент показан сексуально импотентным со своей женой.
Хотя Ченс сейчас поднялся на вершину вашингтонского общества, Секретная служба и 16 других агентств не могут найти о нем никакой дополнительной информации. Тем временем Алленби становится все более подозрительным, что Ченс не является мудрым политическим экспертом и что его загадочная личность может иметь более приземленное объяснение. Алленби думает рассказать об этом Бену, но хранит молчание, когда понимает, каким счастливым делает его Шанс в его последние дни.
Умирающий Бен призывает Еву сблизиться с «Чонси». Он ее уже привлекает, и она пытается добиться сексуального успеха. Ченс не интересуется сексом и не знает о нем, но имитирует сцену поцелуя из фильма 1968 года «Дело Томаса Крауна» , который случайно показывают по телевидению. Когда сцена заканчивается, Шанс внезапно останавливается, и Ева сбивается с толку. Она спрашивает, что ему нравится, имея в виду сексуально; он отвечает: «Я люблю смотреть», имея в виду телевизор. Она на мгновение опешила, но мастурбировала ради его вуайеристского удовольствия, не замечая, что он снова повернулся к телевизору и подражает Лилиасе, Йоге и Тебе на другом канале.
Шанс присутствует при смерти Бена и выражает искреннюю печаль. На вопрос Алленби он признает, что «очень любит Еву», а также что он всего лишь садовник. Когда он уходит, чтобы сообщить Еве о смерти Бена, Алленби говорит себе: «Я понимаю».
Пока президент произносит речь на похоронах Бена, несущие гроб шепотом обсуждают потенциальную замену президента в следующем президентском сроке и единогласно соглашаются на «Чонси» в качестве преемника. Не обращая внимания, Ченс бродит по зимнему поместью Бена. Он выпрямляет сосновый саженец, сплющенный упавшей веткой, затем идет по поверхности озера, не погружаясь. Он делает паузу, опускает зонтик глубоко в воду справа от своего пути, затем продолжает идти, в то время как слышно, как президент цитирует Бена: «Жизнь - это состояние души».
Бросать
[ редактировать ]- Питер Селлерс в роли садовника Ченса (Чонси Гардинер)
- Ширли Маклейн в роли Евы Рэнд
- Мелвин Дуглас в роли Бена Рэнда
- Ричард Дайсарт в роли доктора Роберта Алленби
- Джек Уорден в роли президента
- Ричард Бейсхарт — советский посол Владимир Скрапинов
- Тан Винн в роли посла Гауфриди
- Дэвид Кленнон в роли Томаса Франклина
- Фрэн Брилл в роли Салли Хейс
- Рут Аттауэй в роли Луизы
- Дениз Дюбарри в роли Джоанны
- Ричард Венчур , как Уилсон
- Сэм Вейсман, как Колсон
- Элис Хирсон в роли первой леди
- Артур Розенберг в роли Мортона Халла
- Джером Хеллман в роли Гэри Бернса
- Джеймс Ноубл , как Кауфман
- Джон Харкинс, как Кортни
- Elya Baskin as Karpatov
- Ричард Маккензи в роли Рона Стейглера
- Отейл Бербридж в роли Лоло (мальчик на углу)
- Хойт Кларк Харрис младший в роли агента секретной службы Риффа
- Марк Хаммер, как Носитель гроба
Производство
[ редактировать ]Кастинг
[ редактировать ]Берт Ланкастер был первым выбором Эшби на роль Бена Рэнда. [8] [9] Лоуренс Оливье также рассматривался на эту роль, но отказался от нее из-за сцены мастурбации. [8] [10]
Съемки
[ редактировать ]Основные съемки проходили в поместье Билтмор , крупнейшем частном доме в США, расположенном в Эшвилле, Северная Каролина . [11] По словам Маклейна, «(Питер) верил, что он Чонси. Он никогда не обедал со мной… На протяжении всех съемок он был Чонси Гардинером, но верил, что у него со мной роман». [12] Был снят оригинальный финал, записанный в сценарии; там показано, как Ева находит Шанса у озера. Они заявляют, что нашли друг друга, и оба возвращаются вместе. [13] Однако Эшби был недоволен таким финалом, поэтому он погрузил в озеро платформу, по которой Селлерс мог ходить, создавая загадочную финальную сцену фильма. [14]
Внучка Мелвина Дугласа, Иллеана Дуглас , посетила съемочную площадку и познакомилась с Питером Селлерсом, ее любимым актером. С тех пор она считает, что этот фильм вдохновил ее продолжить актерскую карьеру. По словам Иллеаны, Селлерс и Дуглас знали друг друга с 1940-х годов, когда они впервые встретились во время бирманской кампании (1944–1945) во время Второй мировой войны. На съемочной площадке они часто вспоминали свои военные дни. [15] Создание фильма описано в Жизнь и смерть Питера Селлерса биографическом фильме о жизни Селлерса « ».
Музыка
[ редактировать ]Случайная музыка используется очень экономно. То немногое оригинальной музыки, которое используется, было написано Джонни Мэнделом и в основном включает две повторяющиеся фортепианные темы, основанные на " Gnossiennes " № 4 и № 5 Эрика Сати . Другими основными музыкальными произведениями являются джаз/фанк-аранжировка Эумира Деодато на вступительные фанфары из «Также Спраха Заратустры» и « Basketball Jones » Чича и Чонга. Эти произведения соответственно сопровождают титры и первое прибытие Ченса в поместье Билтмор. [16] Манделю также помогал его двоюродный брат и коллега-композитор Майлз Гудман . В оркестровке фильма [17] [18] [19] [20] [21] [22]
Прием
[ редактировать ]Фильм получил положительные отзывы и стал хитом Селлерса после многих неудачных фильмов за пределами сериала «Розовая пантера» . Кинокритик Роджер Эберт присвоил фильму полную оценку в четыре звезды из четырех в своем оригинальном печатном обзоре. [23] Джин Сискел также поставил фильму высшую оценку в четыре звезды, назвав его «одним из тех редких фильмов, произведением такой электрической комедии, что вы скорее будете смотреть его с изумлением, чем сломаться и рассмеяться». [24] Джанет Маслин из «Нью-Йорк Таймс» назвала это «величественной, прекрасно сыгранной сатирой с забавной, но хрупкой предпосылкой». [25] Variety назвал его «необычайно прекрасным фильмом», который «представляет собой самую потрясающую работу Питера Селлерса с середины 1960-х годов». [26] Кевин Томас из Los Angeles Times назвал его «нежным, чрезвычайно забавным фильмом», добавив, что «Селлерс не был таким потрясающим - или у него не было такого потрясающего материала - уже много лет». [27]
Винсент Мизиано написал рецензию « Быть там» в журнале «Арес» и прокомментировал, что «юмор фильма никогда не ослабевает, но его деликатная горькая ирония никогда не за горами. Он высмеивает политику и политиков, бизнес и бизнесменов и, наконец, всех остальных из нас и то, что мы представьте, что мы видим, когда смотрим друг на друга». [28]
В 2006 году Роджер Эберт упомянул реакцию своих учеников на финальную сцену (которая уникальна для фильма и не присутствует в книге): [29] заявив, что однажды они предположили, что Ченс может идти по затопленному пирсу. Но Эберт пишет: «Фильм представляет нам образ, и хотя вы можете обсуждать значение этого образа, не разрешается придумывать ему объяснения. Поскольку Эшби не показывает пирс, пирса нет — фильм это именно то, что оно нам показывает, и не более того». [30]
В конце фильма титры переходят к отрывку, известному как «Отрывок Рафаэля». Селлерс был недоволен тем, что этот отрывок был проведен, потому что он считал, что это лишило Чонси загадочности. [31] Он также считал, что это помешало ему выиграть «Оскар». [15] [32]
По состоянию на 2023 год фильм имеет рейтинг 95% на сайте Rotten Tomatoes на основе 62 рецензий со средней оценкой 8,60 из 10. Критики единогласно называют его «умным, изощренным и удивительно тонким». [33] В 2003 году The New York Times поместила этот фильм в список 1000 лучших фильмов всех времен . [34]
Награды и номинации
[ редактировать ]Фильм признан Американским институтом кино в:
- 2000: 100 лет AFI... 100 смеха - № 26 [44]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Юбилейное издание, посвященное 30-летию, было выпущено на DVD и Blu-ray в феврале 2009 года. [15] В марте 2017 года компания Criterion Collection выпустила фильм на DVD и Blu-ray. [45]
См. также
[ редактировать ]- Говорят, что «Карьера Никодима Дизмы : Быть там» очень похожа на этот польский роман 1932 года, а оригинальность фильма стала предметом споров в 1982 году. Моника Адамчик-Гарбовска писала: «Большинство польских критиков сразу признали его книгу ] [ версия «Карьеры Никодемы Дизмы» Тадеуша Долеги-Мостовича . [46]
- Политика в художественной литературе - список других художественных историй, в которых политика также является важным элементом сюжета.
- Социальные эффекты телевидения
- Dasein – Существование, концепция из философии Хайдеггера.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Роберт С. Джонс много работал над сценарием. Он сказал, что и он, и Косински изначально разделяли авторские права, но Гильдия писателей Америки отменила это решение и присудила Косинскому единоличную заслугу. [1]
- ↑ Связан с Робертом Дювалем в «Апокалипсисе сегодня» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кауфман, Дебра (1 марта 2014 г.). «Роберт К. Джонс: лауреат премии ACE за карьерные достижения 2014 года» . Киномонтаж . Гильдия киноредакторов . Архивировано из оригинала 23 ноября 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Бич, Кристофер (2009). Фильмы Хэла Эшби . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна . п. 177. ИСБН 978-0-8143-3415-7 .
- ^ «Быть там, информация о кассовых сборах» . Касса Моджо . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Номинанты и победители 52-й церемонии вручения премии Оскар (1980)» . oscars.org .
- ^ Барнс, Майк (16 декабря 2015 г.). « Охотники за привидениями», «Лучший стрелок», «Шоушенк» внесены в Национальный реестр фильмов» . Голливудский репортер . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальный реестр фильмов 2015 года: «Охотникам за привидениями» звонят» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сиков, Эд (2003). Мистер Стрейнджлав: Биография Питера Селлерса . Книги Хачетта. ISBN 9781401398941 . [ нужна страница ]
- ^ Доусон 2009 , с. 210.
- ^ Мелл, Эйла (2005). Кастинг «Неудавшихся событий: фильм Справочника фильмов об актерах, рассматриваемых на роли, данные другим» . МакФарланд. ISBN 9781476609768 . стр. 30
- ^ Хенион, Ли Энн (март 2011 г.). «Закулисный визит в Билтмор» . Наше государство . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ «Ширли Маклейн о том, каким на самом деле был Питер Селлерс» . Гудзонское союзное общество . 30 ноября 2013 г. – через YouTube.
- ^ Быть там (альтернативный финал) на YouTube
- ^ «Отличная сцена: «Быть там» » . gointothestory.blcklst.com . 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Виджил, Дельфин (15 февраля 2009 г.). «Иллеана Дуглас вдохновлена «Being There» Мелвина » . Хроники Сан-Франциско . Проверено 6 сентября 2015 г.
- ^ Стер, Инго Роланд (2001). Немецкая литература ХХ века: от эстетизма к постмодернизму . Бойделл и Брюэр. ISBN 9781571131577 .
- ^ «Майлз Гудман, 47 лет, композитор для фильмов» . Нью-Йорк Таймс . 20 августа 1996 года . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Яблон, Роберт (18 августа 1996 г.). «Умер Майлз Гудман, кинокомпозитор и продюсер джазовых пластинок» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 18 мая 2023 года . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Оливер, Мирна (20 августа 1996 г.). «Майлз Гудман; продюсер, композитор» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ «Майлз Гудман: Композитор» . Сарасота Геральд-Трибюн . 22 августа 1996 года . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ «Продюсер, композитор Майлз Гудман умирает в 47 лет» . Ежедневная газета . 21 августа 1996 года . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Сапорито, Джефф (7 декабря 2015 г.). «Почему в «Быть там» так заметно выделяется «Баскетбол Джонс»» . Экранная призма . Архивировано из оригинала 27 июля 2016 года.
- ^ Эберт, Роджер (1 января 1980 г.). «Быть там» . РоджерЭберт.com . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ↑ Сискель, Джин (8 февраля 1980 г.). «Селлерс опирается на совершенство в« Быть там »». Чикаго Трибьюн . Раздел 3, с. 3.
- ^ Маслин, Джанет (20 декабря 1979 г.). «Фильм: Эшби-Косински «Быть там» » . Нью-Йорк Таймс . п. С20 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Быть там» . Разнообразие . 19 декабря 1979 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ↑ Томас, Кевин (20 декабря 1979 г.). «Роман Косинского оживает». Лос-Анджелес Таймс . Часть IV, с. 36.
- ^ Мизиано, Винсент (июль 1980 г.). «Кино и телевидение». Журнал «Арес» (3). Simulation Publications, Inc .: 32.
- ^ Эберт, Роджер (2006). Великие фильмы II . Случайный дом. п. 52. ИСБН 978-0-7679-1986-9 .
- ^ Эберт, Роджер (25 мая 1997 г.). «Быть там | Отличные фильмы» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Ким, Ук (26 ноября 2012 г.). «После «Конца»: 10 запоминающихся сцен после титров» . Время . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ Доусон 2009 , с. 226.
- ^ «Быть там» . Гнилые помидоры . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ 1000 лучших фильмов, когда-либо созданных. The New York Times через Интернет-архив . Опубликовано 29 апреля 2003 г. Проверено 12 июня 2008 г.
- ^ «Фильм 1981 года | Премия BAFTA» . Награды.bafta.org . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Официальный отбор 1980: Весь отбор» . фестиваль-cannes.fr . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Быть там» . Золотой глобус . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кинопремии Круга критиков» . Круг критиков . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Награды за 1979 год — LAFCA» . www.lafca.net . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Архив 1979 года» . Национальный наблюдательный совет . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Национальные кинокритики выбирают «Отрыв» » . Нью-Йорк Таймс . 3 января 1980 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Маслин, Джанет (20 декабря 1979 г.). «Кинокритики цитируют Крамера, Дастина Хоффмана и Салли Филд» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Лауреаты премии 1980 года» . wga.org . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «100 лет AFI… 100 смеха» . Американский институт кино . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Уилкинс, Бадд (29 марта 2017 г.). «Быть там» . Журнал «Слант» . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ Адамчик-Грабовска, Моника (2001). «Роль польского языка и литературы». В Волице, Сет Л. (ред.). Скрытый Исаак Башевис Зингер . Издательство Техасского университета. п. 137 . ISBN 029279147X .
Библиография
[ редактировать ]- Доусон, Ник (2009). Быть Хэлом Эшби: жизнь голливудского бунтовщика . Университетское издательство Кентукки. ISBN 9780813139197 .
- Финкельштейн, Джоан (2007). Искусство самоизобретения: образ и идентичность в популярной визуальной культуре . Лондон: ИБ Таурис. стр. 9, 98–99. ISBN 978-1-84511-395-7 .
- Николс, Питер М.; Скотт, АО; Кэнби, Винсент (2004). Путеводитель New York Times по 1000 лучшим фильмам, когда-либо созданным . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 93–94. ISBN 0-312-32611-4 .
- Сиков, Эд (2002). Мистер Стрейнджлав: Биография Питера Селлерса . Нью-Йорк: Гиперион. ISBN 0-7868-8581-5 .
- Тичи, Сесилия (1991). Электронный очаг: создание американской телевизионной культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-507914-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Быть там» Эссе Джерри Дина Робертса « в Национальном реестре фильмов
- Быть там в каталоге художественных фильмов AFI
- Быть там на IMDb
- Быть там в AllMovie
- Быть там в базе данных фильмов TCM
- Быть там в кассе Mojo
- Быть там в Rotten Tomatoes
- Быть там: американский шифр , эссе Марка Харриса из Criterion Collection
- «34 лучших политических фильма, когда-либо созданных» , Энн Хорнадей , The Washington Post, 23 января 2020 г., 24-е место.
- фильмы 1979 года
- комедийно-драматические фильмы 1979 года
- Американские черные комедии
- Американские комедийно-драматические фильмы
- Американские политические сатирические фильмы
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Политическая сатира 1970-х годов
- Фильмы о вымышленных президентах США
- Фильмы о телевидении
- Фильмы о средствах массовой информации в США
- Фильмы по американским романам
- Фильмы режиссера Хэла Эшби
- Фильмы с участием лучшего актера мюзикла или комедии, получившего «Золотой глобус»
- Фильмы с участием актера, удостоенного премии Оскар за лучшую мужскую роль второго плана
- Фильмы с участием актера второго плана, получившего «Золотой глобус»
- Фильмы, написанные Джонни Мэнделом
- Фильмы, действие которых происходит в загородных домах
- Фильмы, действие которых происходит в Северной Каролине
- Действие фильмов происходит в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Фильмы, снятые в Северной Каролине
- Фильмы, сценарист которых получил премию BAFTA за лучший сценарий
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Американские фильмы 1970-х годов
- Фильмы об инвалидности в США