Спарагмос

Спарагмос ( древнегреческий : σπαραγμός , от σπαράσσω sparasso , «рвать, разрывать, разрывать на куски») — это акт разрывания, разрывания или калечения. [1] обычно в дионисийском контексте.
В дионисийском обряде, представленном в мифах и литературе, живое животное, а иногда даже человек, приносится в жертву путем расчленения. Спарагмос часто сопровождался омофагией (поеданием сырого мяса расчлененного человека). Он связан с менадами или вакханками, последователями Диониса , и дионисийскими мистериями .
Примеры спарагмов появляются в Еврипида пьесе «Вакханки» . В одной из сцен охранники, посланные контролировать менад, становятся свидетелями того, как они руками разрывают живого быка на куски. Позже, после того как царь Пенфей запретил поклонение Дионису, бог заманивает его в лес, где его разрывают на куски менады, включая его собственную мать Агаву . Согласно некоторым мифам, Орфей , считавшийся пророком орфической или вакхической религии, умер, когда его расчленили разъяренные фракийские женщины.
Медея
[ редактировать ]Говорят, что Медея убила и расчленила своего брата, когда бежала с Ясоном и украденным руном , чтобы задержать преследователей, которые будут вынуждены собрать останки принца для захоронения. Итальянский кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини поставил ритуал спарагмоса как часть длинного эпизода в начале своего фильма «Медея» (1969), прежде чем инсценировать эпизод, в котором Медея аналогичным образом убивает своего брата.
Современная литература и теория
[ редактировать ]Интерпретируя ритуал через призму фрейдистского Эдипова комплекса , Кэтрин Максвелл определяет спарагмос как форму кастрации , особенно в случае с Орфеем. [2]
Исторически считается, что женщины, совершавшие обряды Диониса, на самом деле не расчленяли животных и не ели сырое мясо. [3] хотя считается, что эти действия все еще имели некоторую основу в менадном ритуале. [4]
В современной литературе это используется в Теннесси Уильямса пьесе «Вдруг прошлым летом» .
Спарагмос также кратко упоминается в Донны Тартт «Тайной истории» .
Камилла Палья » западной культуры в своем противоречивом обзоре « Сексуальных личностей использует спарагмос для описания разрывающего плоть насилия в нескольких произведениях, включая «Вакханки» » Эмили Бронте , современные фильмы ужасов, «Грозовой перевал и стихотворение Эмили Дикинсон .
Спарагмос — центральная тема романа Димитриса Лиакоса « Первая смерть» , в котором рассказывается о мучениях изуродованного главного героя, оказавшегося на острове. Книга основана на расчленении Диониса, а также на древнегреческих ритуалах и практиках. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюс Линкольн , Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики (University of Chicago Press, 1991), стр. 186.
- ^ Кэтрин Максвелл, Возвышенная женщина от Милтона до Суинберна: переносящая слепоту , Manchester University Press, 2001, стр. 17
- ^ Мэтью Диллон, Девушки и женщины в классической греческой религии (Routledge, 2002), стр. 142–143.
- ^ Бонни Маклахлан, Женщины в Древней Греции: Справочник (A&C Black), стр. 123
- ^ Журнал современных греческих исследований , том 19, 2001 г. / Издательство Университета Джонса Хопкинса. Роберт Заллер – Недавние переводы из Shoestring Press. Тассос Денегрис, Димитрис Лиакос, Дионисий Соломос.Подпрыгни ^