Список пророческих заявлений из Delphi
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |

Пифия руководившей Оракулом Аполлона была жрицей , в Дельфах . Из различных источников сохранилось более 500 предполагаемых пророческих заявлений, относящихся к оракулу в Дельфах. Многие из них носят анекдотический характер и сохранились в виде пословиц. Некоторые из них сформулированы двусмысленно, очевидно, для того, чтобы представить оракула в хорошем свете независимо от результата. Такие пророчества восхищали своей ловкостью формулировок. В следующем списке представлены некоторые из наиболее выдающихся и исторически значимых пророчеств Дельф.
Архаический период
[ редактировать ]Ликург
[ редактировать ]Некоторые ранние пророческие высказывания из Дельф, возможно, были переданы Ликургу , полулегендарному спартанскому законодателю (8 век до н. э.).
Согласно сообщению Геродота ( История А.65, 2–4), Ликург посетил оракула и посоветовался с ним, прежде чем применить свои новые законы к Спарте.
«Ты пришел в мой богатый храм, Ликург, / Человек, дорогой Зевсу и всем, у кого есть олимпийские дома. / Я сомневаюсь, назвать ли тебя человеком или богом, / Но я думаю, что скорее ты бог, Ликург. " Некоторые говорят, что Пифия объявила ему также конституцию, существующую теперь в Спарте, но сами лакедемоняне говорят, что Ликург привез ее с Крита, когда он был опекуном своего племянника Леобета, спартанского царя. [ 1 ]
И Ксенофонт, и Плутарх также приписывают Ликургу введение очень громоздкой чеканки монет из железа (чтобы предотвратить привязанность к богатству). В рассказе Плутарха и Диодора это также было основано на пророческом заявлении:
Любовь к деньгам и ничему другому погубит Спарту. [ 2 ]
Предполагаемое пророческое заявление в ретроспективе было истолковано как исполненное, поскольку, по словам Плутарха, золотые и серебряные солдаты Спарты, отправленные домой после Пелопоннесской войны , должны были стать гибелью Спарты. Маловероятно, что этот оракул был доставлен самому Ликургу, если он вообще исторический, поскольку в его время чеканка монет еще не была введена. [ 3 ]
630 г. до н.э.
[ редактировать ]В 630 году до нашей эры царь острова Тера отправился в Дельфы, чтобы принести дар от имени своего родного города, и оракул сказал ему:
что он должен основать город в Ливии .
Потому что король не знал, где Ливия была, он ничего не сделал. Позже Тера пострадала от засухи, теранцы снова обратились к оракулу, который сказал:
если бы они... заключили поселение в Кирене в Ливии, дела у них пошли бы лучше.
Следуя совету оракула, феранцы обратились за советом к критянам была основана колония Теры относительно того, где находится Ливия, и в Платее . Но неудачи преследовали их еще два года, и они посетили оракула в третий раз. Она сказала:
Знаешь ли ты лучше меня, прекрасная Ливия, изобилующая шерстью? Лучше незнакомец, чем тот, кто прошел по нему? Ой! Умные Теранцы! [ 4 ]
Теранцы обратились за советом к местным ливийцам, которые предоставили им новое место, и колония процветала.
595 г. до н.э.
[ редактировать ]В 595 г. до н.э. дела Оракула считались слишком важными, чтобы их можно было оставлять только дельфийцам, и святость этого места стала защищать Амфиктионическая лига , союз из 12 городов, существовавший с 1100 г. до н.э. В том же году соседняя Кирра взимала дань с паломников, что положило начало Первой Священной войне . После 5 лет борьбы Оракул постановил оставить место Кирры нетронутым, священным для Аполлона . Это положило начало периоду большого процветания.
594 г. до н.э.
[ редактировать ]В 594 году до нашей эры Солону , афинскому законодателю, стремившемуся захватить остров Саламин у Мегар и Кирры , оракул сообщил:
Первая жертва воинам, у которых когда-то был дом на этом острове.
Кого теперь покрывает холмистая равнина прекрасной Асопии,
Положены в гробницы герои, обратившись лицами к закату,
Он так и сделал и, взяв в качестве добровольцев 500 молодых афинян, чьи предки были выходцами из Саламина , сумел захватить остров, который оказался столь важным в более поздней афинской истории. Солон никогда не переставал поддерживать и отдавать должное оракулу за его поддержку в объявлении, что остров изначально был Ионическим.
Разрабатывая свою знаменитую конституционную реформу в Афинах, Солон снова обратился за советом к оракулу, который сказал ему:
Садись теперь посередине корабля, ибо ты кормчий Афин. Крепко возьмите штурвал в руки; у вас много союзников в вашем городе.
В результате Солон отказался от возможности стать революционным тираном и создал конституцию, за которую он и Афины были заслуженно удостоены чести. Посредством суда присяжных , прогрессивной налоговой системы и прощения долгов он предотвратил растущий разрыв между «имущими» и «неимущими». Но он отказался принять конфискацию собственности богатых , создав таким образом афинский средний класс . клятвы Он добился от Афинского совета магистратов , что, если они нарушат эти законы, то посвятят Дельфийскому оракулу золотую статую такого же веса, как и они сами. [ 5 ]
560 г. до н.э.
[ редактировать ]В 560 году до нашей эры Крез Лидийский на суде над оракулами консультировался со всеми знаменитыми оракулами относительно того , что он делает в назначенный день. По словам Геродота, оракул провозгласил:
Я видел количество и метры моря,
а я глухой и не слышу их криков.
На полной скорости послышался крик черепахи.
возведенный в бронзе,
Там, где подложена медь, медь не прессуется. [ 6 ]
[Перевод: Я знаю число песка и меру моря;
Я понимаю речь немого и слышу глухого.
В моем понимании запах черепахи с твердым панцирем
готовятся с мясом ягненка в бронзовом котле:
бронза — это котел внизу, и бронза — это крышка.]
Победителем была объявлена компания Delphi. Затем Крез спросил, следует ли ему начать войну с персами и следует ли ему взять на себя какие-либо союзные войска. Среди оракулов, которым он послал этот вопрос, были оракулы в Дельфах и Фивах. Оба оракула дали один и тот же ответ: если Крез объявит войну персам, он уничтожит могущественную империю. Далее они посоветовали ему найти самые могущественные греческие народы и заключить с ними союз.
Крез заплатил дельфийцам высокую плату, а затем послал к оракулу с вопросом: «Продлится ли его монархия долго?» Пифия ответила:
но когда рождается полукороль Мидоиси,
а затем, Лайд подавре, полисифида пар Хермон
Никто не уходит, никто не остаётся, никто не знает, что он плохой. [ 7 ]
[Перевод: Всякий раз, когда мул станет верховным царем Мидян,
тогда, Лидийская Нежная Нога, беги мимо усыпанного камнями Герма ,
беги и не думай стоять твердо и не стыдись быть трусливым.] [ 8 ]
Крез считал невозможным, чтобы мул стал царем Мидии , и поэтому считал, что он и его потомки никогда не потеряют власть. Поэтому он решил объединиться с некоторыми греческими городами-государствами и напасть на Персию. [ 8 ]
Однако именно его империя, а не персидская, потерпела поражение, исполнив пророчество, а не его интерпретацию. Он, видимо, забыл, что Кир , победитель, был наполовину мидянином (по матери), наполовину персом (по отцу), а потому мог считаться «мулом». [ 9 ]
В оде Вакхилида [ 10 ] сочиненный для Гиерона Сиракузского, выигравшего гонку на колесницах в Олимпии в 468 году, Крез с женой и семьей поднялся на погребальный костёр, но прежде, чем пламя успело охватить царя, он был схвачен Аполлоном и тайно унесен к гиперборейцам . Версия Геродота включает Аполлона в более «реалистичном» виде: Кир, раскаиваясь в самосожжении Креза, не мог потушить пламя, пока не вмешался Аполлон. [ а ]
около 550 г. до н.э.
[ редактировать ]В своей биографии Пифагора в « Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов » Диоген Лаэртий (3 век нашей эры) цитирует заявление Аристоксена (4 век до нашей эры) о том, что Фемистоклея научила Пифагора своим моральным доктринам: [ 11 ]
Аристоксен говорит, что Пифагор получил большую часть своих моральных доктрин от дельфийской жрицы Фемистоклеи.
Порфирий (233–305 гг. н. э.) называет ее Аристоклеей ( Aristokleia ), хотя мало кто сомневается, что он имеет в виду одно и то же лицо. [ 12 ] Порфирий повторяет утверждение, что она была учительницей Пифагора: [ 13 ]
Он (Пифагор) учил еще многому, чему, как он утверждал, научился у Аристоклеи в Дельфах.
Геродот в 1.66 в своей истории персидских войн сообщает, что спартанцы консультировались с Дельфами по поводу своих планов вторжения на земли своих соседей, аркадцев и их город Тегею. Пифия ответила: [ 14 ]
Ты спрашиваешь меня об Аркадии? Вы просите слишком многого; Я согласен, что нет. В Аркадии много людей, питающихся желудями, которые будут мешать тебе. Но я не злюсь на тебя. Я дам тебе Тегею, чтобы ты мог бить ее ногами в танце, и ее можно измерить веревкой.
около 525 г. до н.э.
[ редактировать ]Геродот утверждает [ 15 ] что во времена основания Сифнийской казны сифнийцам было сказано:
"...Когда на острове Сифнос засияет белизной престол пританцев, Весь форум белобровый - нужна тогда мудрость истинного провидца - Опасность будет грозить от деревянной лодки и глашатая в алом..."
Классический период
[ редактировать ]480 г. до н.э.
[ редактировать ]В 480 году до нашей эры, когда Ксеркс , сын Дария Великого из Персии, вернулся, чтобы завершить дело по завоеванию греков, в котором его отец потерпел неудачу, афиняне обратились к оракулу. Им сказали:
Теперь ваши статуи стоят и льют пот. Они трясутся от ужаса. Черная кровь капает с самых высоких крыш. Они увидели необходимость зла. Уйди, уйди из моего святилища и утопи свой дух в горе. [ 5 ]
Когда его уговорили обратиться за советом во второй раз, оракул дал афинянам возможность избежать гибели. Когда Афина обратилась к своему отцу с просьбой помочь ее городу, Зевс ответил, что он дарует, чтобы « только деревянная стена не была захвачена, что является благом для вас и ваших детей ». [ 5 ]
Оракул снова посоветовал афинянам бежать:
Не ждите спокойно прихода лошадей, марширующих ног, вооруженного войска на землю. Ускользнуть. Повернись спиной. Вы все равно встретитесь в бою. О святой Саламис , ты будешь смертью многих женских сыновей между сеянием и жатвой зерна. [ 5 ]
Тем временем спартанцы также обратились к оракулу, и им было сказано:
Сила быков или львов не сможет остановить врага. Нет, он не остановится, говорю я, пока не разорвет на части город или короля. [ 5 ]
или в версии Геродота:
Услышьте судьбу свою, обитатели Спарты просторов;
Либо ваш знаменитый, великий город будет разграблен сыновьями Персея,
А если нет, то вся земля Лакедемонская.
Будет оплакивать смерть царя дома Геракла,
Ибо не сила львов или быков удержит его,
Сила против силы; ибо он обладает силой Зевса,
И не будет проверен, пока один из этих двух он не съест. [ 16 ]
Спартанцы в ужасе отступили, гадая, чья судьба хуже. Сами дельфийцы тогда задавались вопросом, как можно победить Персию. Оракул ответил:
Молитесь Ветрам. Они окажутся могущественными союзниками Греции. [ 17 ]
События обогнали пророчество, когда персидская армия напала на Фермопилы , где возглавляемая спартанцами коалиция (в народе называемая «300» по количеству посланных спартанцев (которые были, за исключением одного человека с глазной инфекцией, убиты до одного человека)) и союзников держал проход против них. Спартанцы под предводительством царя Леонида (Льва) сопротивлялись наступлению персов в Фермопилах, пока не были преданы. Отказавшись отступить, весь спартанский отряд, включая их короля (как и было предсказано), погиб, но при этом обрел бессмертную славу. Затем персидская армада направилась к близлежащему мысу Артемисий , где их встретил афинский флот. Афинские корабли сражались с огромными силами, но в трёх сражениях сумели устоять.
Затем в Артемесии поднялась ужасная буря, и самые сильные ветры обрушивались на корабли в течение трех дней. Персы потеряли в шторме около 20% своих боевых кораблей и, возможно, столько же транспортных судов. Штормовой ветер и огромные волны не причинили вреда афинским кораблям.
Вернувшись в Афины, Фемистокл утверждал, что деревянная стена относится к афинскому флоту, и убедил афинян продолжать свою политику использования богатств своих аттических серебряных рудников в Лаурии для продолжения строительства своего флота. На том основании, что оракул назвал близлежащий остров Саламин «святым», он заявил, что убитыми будут враги Греции, а не афиняне. Для них оракул сказал бы: «О жестокий Саламин». Его голос одержал победу, Афины были эвакуированы на Саламин, и в следующем морском сражении афинский флот и его союзники уничтожили персидский флот в Саламине под наблюдением Ксеркса. Несмотря на то, что Афины были сожжены персами, их обитатели были спасены, персидская угроза была устранена, а авторитет Оракула никогда не был выше.
440 г. до н.э.
[ редактировать ]около Говорят, что 440 г. до н.э. Оракул утверждал, что не было никого мудрее Сократа , на что Сократ ответил, что либо все были одинаково невежественны, либо что он был мудрее, поскольку только он осознавал свое собственное невежество (« что я не знаю, не думаю, что знаю »). Это утверждение связано с первым из дельфийских изречений, начертанных на переднем дворе храма Аполлона в Дельфах, Гноти Сиутон (γνῶθι σεαυτόν), «познай самого себя!». Второе изречение — Меден аган ( μηδὲν ἄγαν ): «ничего лишнего». Сократу в то время было, пожалуй, всего около 30 лет, его слава как философа была еще впереди.
В одной из версий утверждения говорилось, что друг Сократа, Херефон, подошел к Пифии и спросил: «Есть ли на свете человек мудрее Сократа?» Ответ, который он получил, был простым: «Нет». Другая версия: [ 18 ]
Софокл мудрее, Еврипид мудрее, но мудрее всех людей Сократ.
431 г. до н. э.
[ редактировать ]Когда началась Пелопоннесская война, спартанцы отправили делегацию в Дельфы, чтобы узнать, будет ли разумно идти войной на Афины. По словам Фукидида , «говорят, что бог ответил, что, если они будут сражаться изо всех сил, победа будет за ними, и что он сам будет на их стороне, призывали они его или нет». [ 19 ]
403 г. до н.э.
[ редактировать ]В 403 г. до н. э. Лисандру , спартанскому победителю в Пелопоннесской войне, было сказано остерегаться:
Также дракон (змей), рожденный на земле, лукаво идет за тобой. [ 20 ]
Он был убит сзади в 395 г. до н. э. Неахором , на щите которого была нарисована змея.
401 г. до н.э.
[ редактировать ]В 401 г. до н.э. Спарту предупредили:
Хотя ноги твои, гордая Спарта, береги,
Царствование хромого короля может привести к тому, что ты споткнешься – Берегись!
Неприятности, которых долго не ждали, будут беспокоить твой берег,
И катящееся Время его волна кровавой бойни заливает. [ 20 ]
Агесилай , хромой царь Спарты, вступивший на спартанский престол во времена Лисандра, нападая на врагов со всех сторон, уступил контроль над морями персам, напавшим на спартанские прибрежные места. В своей одержимости Фивами он подстрекал фиванцев под предводительством Эпаминонда дать отпор. Спартанцы впервые потерпели поражение от фиванцев в битве при Левктрах в 371 г. до н. э.; это привело к вторжению в саму Спарту и ее поражению в битве при Мантинее в 362 г. до н.э.
Примерно в том же году Ксенофонт , ученик Сократа , был приглашен посетить Оракула за советом, стоит ли сопровождать 10 000 наемных греческих солдат в экспедиции по свержению царя Персии. «Итак, Ксенофонт пошел и спросил Аполлона, какому из богов ему следует принести жертву и помолиться, чтобы лучше и успешнее совершить путешествие, которое он задумал, и, встретив удачу, благополучно вернуться домой; и Аполлон в его ответ подсказывал ему, каким богам он должен принести жертву. Когда Ксенофонт вернулся из Дельф, он сообщил об этом оракулу Сократу, и Сократ, услышав об этом, упрекнул его в том, что он не поставил перед этим вопроса, лучше ли ему это сделать; уходи или оставайся, но решил для себя, что ему следует идти, а затем спросил бога, как лучше всего идти. «Однако, — добавил он, — поскольку ты поставил вопрос именно так, ты должен сделать все, что прикажет бог». [ 21 ]
359 г. до н. э.
[ редактировать ]В 359 г. до н. э. Филипп II Македонский обратился за консультацией к Оракулу и ему сказали:
С серебряными копьями ты сможешь покорить мир.
[ нужна ссылка ]
Затем король стремился контролировать серебряные рудники в соседнем фракийском и иллирийском королевстве и использовать их для подкупа, чтобы добиться ранних побед, натравливая одно греческое государство против других и изолируя своих врагов путем взяток потенциальным союзникам.
У Филиппа также был резвый черный жеребенок, на котором никто не умел ездить. Дельфийский оракул заявил, что тот, кто сможет оседлать эту лошадь, завоюет мир, но, несмотря на многочисленные попытки, ни Филипп, ни кто-либо из его генералов не смогли сесть на лошадь. Его сын Александр, позже названный Александром Великим , добился успеха, так как понял, что лошадь боится собственной тени. Филипп подарил коня Буцефала Александру, который взял его с собой во время завоевания Азии.
В 353 г. до н.э. разразилась третья Священная война , когда Фивы наложили штраф на Фокиду , а Фокида обложила высокими налогами жителей близлежащих Дельф и конфисковала казну Дельф, чтобы оплатить войну. Амфиктионический союз во главе с Филиппом объявил войну Фокиде. Филипп стремился объединить всю Грецию с Македонией в Амфиктионическую лигу для нападения на Персию.
В 339 г. до н. э. Филипп снова вмешался в борьбу с Амфиктионическим союзом, когда Криссаны вторглись на священные территории Аполлона. Филипп наказал криссанцев и в результате в 338 г. до н.э. разбил объединенные армии афинян и спартанцев, став, таким образом, доминирующей силой в греческих делах. В конце концов, в битве при Херонее он одержал победу над афинянами и фиванцами, но был убит, прежде чем смог возглавить вторжение в Персию.
336 г. до н.э.
[ редактировать ]Александр Македонский посетил Дельфийского оракула, желая услышать пророчество о том, что вскоре он покорит весь древний мир. К его удивлению, оракул отказался дать прямой комментарий и попросил его прийти позже. В ярости Александр вытащил Пифию за волосы из комнаты, пока она не закричала: «Ты непобедим, сын мой!» ( ἀνίκητος εἶ ὦ παῖ. ). В тот момент, когда он услышал эти слова, он бросил ее, сказав: «Теперь у меня есть ответ». [ 22 ]
около 300 г. до н.э.
[ редактировать ]Диоген Лаэртский записал, что, когда Зенон из Кития «посоветовался с оракулом относительно того, что ему следует делать, чтобы жить наилучшим образом, бог ответил ему, что он должен стать того же цвета лица, что и мертвый, из чего он сделал вывод, что ему следует заняться чтением книг древних. Соответственно, он приобщился к Крату Фивскому ...». [ 23 ]
279 г. до н.э.
[ редактировать ]В 279 г. до н. э., разграбленный кельтским вторжением, оракул заявил:
Забота об этих вещах возложена на меня!
Кельтов встретили землетрясения , лавины и сильная снежная буря, заставившая их отступить. Но с римлянами было другое дело. В 191 г. до н. э. святилище в Дельфах попало в сферу влияния Рима, и с этого момента оракул в целом поддерживал возвышение Рима.
Римский период
[ редактировать ]79 г. до н.э.
[ редактировать ]В 83 г. до н.э. Дельфы были разрушены в результате нападения фракийского племени Меди , которое потушило священный огонь, непрерывно пылавший на протяжении веков. В 79 г. до н.э. Цицерон посоветовался с Оракулом, как ему добиться наибольшей славы, и ему сказали: [ 24 ]
Сделайте свою собственную природу, а не советы других, своим путеводителем в жизни .
Цицерон развивал свое ораторское искусство и свои навыки в судах, защищая Рим от заговора Катилинария , заслужив бессмертную славу.
67 г. н.э.
[ редактировать ]В 67 году нашей эры императору Нерону , которому было всего 30 лет и который убил собственную мать в 59 году нашей эры, при посещении Оракула было сказано:
Ваше присутствие здесь оскорбляет бога, которого вы ищете. Вернись, матероубийца ! Число 73 отмечает час вашего падения!
Разгневанный император приказал сжечь Пифию заживо. [ 25 ] Нерон думал, что его правление будет долгим, и он умрет в 73 года. Вместо этого его правление подошло к концу после восстания Гальбы .
До 117 г. н. э.
[ редактировать ]До 117 года нашей эры император Адриан посетил Дельфы, прежде чем взойти на трон. После того, как он испил из Кастальского источника , была провозглашена его судьба как императора. Вступив на трон, он приказал заблокировать его, чтобы никто другой не мог прийти к той же идее таким же образом.
302 год нашей эры
[ редактировать ]Императору Диоклетиану , обратившись к оракулу по совету Галерия, было сказано, что секта христианства приведет к разрушению Империи. Это привело к гонениям Диоклетиана , когда христиан преследовали за несогласие на жертвоприношения греческим и римским богам. [ 26 ] После эдикта терпимости Константина [ 27 ] и особенно после правления Феодосия христиане ответили гонениями на Пифию. [ 28 ]
362 г. н.э.
[ редактировать ]по поручению своего императора Юлиана Отступника Агиография сообщает, что в 362 году Орибасий посетил Дельфийский оракул, находившийся ныне в довольно запустевшем состоянии, предложив храму свои императорские услуги и получив взамен одно из последних пророчеств Дельфийского оракула. Пифия:
Скажите императору, что мой зал рухнул. У Фойба нет больше ни дома, ни мантической бухты, ни своего вещего источника; вода высохла.
Фонтенроуз сомневается в подлинности этого оракула, характеризуя его как «христианский оракул, придуманный, чтобы показать, что Дельфийский Аполлон предвидел миссию Христа и конец оракулов». [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Именно такое вмешательство в тушение погребального костра было адаптировано христианскими агиографами как условный литературный топос в мученичестве святых.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Геродот , с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1920 г. [1]
- ^ Диодор VII.12.5, также Плутарх Моралия 239 и далее.
- ^ Кеннет Ройс Мур, Действительно ли Пифагор был в Спарте? , выпуск журнала Rosetta Journal № 06, весна 2009 г.
- ^ Артур Стэнли Пиз, Заметки о Дельфийском оракуле и греческой колонизации (Классическая филология, том 12, № 1 (январь 1917 г.), стр. 1–20)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фонтенроуз, Джозеф (1981). Дельфийский оракул, его ответы и действия, с каталогом ответов . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Геродот, 1.47.3.
- ^ Геродот, 1.55.2.
- ^ Jump up to: а б Геродот, «История», пер. Дэвид Грен, Издательство Чикагского университета, 1988, I.55.
- ^ Геродот, «Истории» (Penguin Classics, Хармондсворт)
- ^ Вакхилидская ода 3.23–62.
- ^ «Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов, КНИГА VIII, Глава 1. ПИФАГОР (ок. 582–500 до н. э.)» . tufts.edu .
- ^ Жиль Менаж, (1984), История женщин-философов , с. 48. Университетское издательство Америки. «Человека, который упоминается как Фемистоклея у Лаэрция и Феоклея у Суида, Порфирий называет Аристоклеей».
- ^ Порфирий, Жизнь Пифагора , 41.
- ^ «Геродот, Персидские войны, 1.66» .
- ^ Геродот - История Геродота: новая английская версия, изд. с обильными примечаниями и приложениями, иллюстрирующими историю и географию Геродота, на основе новейших источников информации; и воплощающий основные результаты, исторические и этнографические, которые были получены в ходе открытий клинописи и иероглифов, том 2 из (... и Дж. Роулинсона ( Истории ) [Проверено 19 марта 2015 г.]
- ^ Маколей, GC «Раздел о Дельфах и Пифийском оракуле из Книги VII Геродота 140–3».
- ^ Маколей, GC «Раздел о Дельфах и Пифийском оракуле из Книги VII Геродота 140–3.
- ^ Фридрих Ницше, Р. Гойсс - (профессор философии Кембриджского университета), Р. Спирс - Ницше: рождение трагедии и других сочинений (стр. 65, примечание 105) Cambridge University Press, 22 апреля 1999 г. (переиздание, исправленное) ISBN 0521639875 [Проверено 17 апреля 2015 г.]
- ^ Фукидид, Пелопоннесская война, пер. Рекс Уорнер, Пингвин, 1954, 103.
- ^ Jump up to: а б «Плутарх: О пифийских ответах» . Проверено 30 июня 2009 г.
- ^ «Ксенофонт, Анабасис» . Проект Персей .
- ^ Плутарх. "Александр" . 14, 4 . Проверено 4 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Диоген Лаэртский: Жизнь Зенона (Зинона Китумского)» .
- ^ Плутарх. «Цицерон», глава 5.
- ^ «История Марквилля: Всемирная история до 16 века» .
- ^ Дэвис, PS «Происхождение и цель преследований 303 года нашей эры». Журнал теологических исследований 40:1 (1989): 66–94.
- ^ Эллиотт, Т.Г. Христианство Константина Великого. Скрэнтон, Пенсильвания: Скрэнтонский университет Press, 1996. ISBN 0-940866-59-5
- ↑ Чарльз Фриман (26 января 2010 г.). 381 год нашей эры: Еретики, язычники и христианское государство. Пингвин. ISBN 978-1-59020-522-8 . Проверено 1 апреля 2013 г.
- Парк, Х.В., История Дельфийского оракула , Бэзил Блэквелл, 1939.
- Плутарх, Моралия , тр. Фрэнк Коул Бэббит, Серия библиотек Леба, издательство Гарвардского университета, 1962.