Божественное безумие
Божественное безумие , также известное как тея-мания и безумная мудрость , относится к нетрадиционному, возмутительному, неожиданному или непредсказуемому поведению, связанному с религиозными или духовными стремлениями. Примеры божественного безумия можно найти в буддизме , христианстве , эллинизме , индуизме , исламе , иудаизме и шаманизме .
Обычно его объясняют как проявление просвещенного поведения людей, вышедших за рамки социальных норм, или как средство духовной практики или обучения среди нищих и учителей. Обычному обществу такое поведение может показаться симптомом психического заболевания, но на самом деле оно является формой религиозного экстаза или преднамеренной «стратегической, целенаправленной деятельности». [1] «Люди с высоким самосознанием, стратегически использующие тему безумия при построении своего публичного образа». [2]
Межкультурные параллели
[ редактировать ]
По мнению Джун МакДэниел и других ученых, божественное безумие встречается в истории и практиках многих культур и может отражать религиозный экстаз или выражение божественной любви. [3] Платон в своем «Федре» и его идеи о мании ея , евреи-хасиды , восточное православие , западное христианство , суфизм, а также индийские религии — все они свидетельствуют о феномене божественного безумия. [4] Это не обычная форма безумия, а поведение, соответствующее предпосылкам духовного пути или форме полного погружения в Бога. [3] [5]
ДиВалерио отмечает, что аналогичные традиции «безумных святых» существуют в буддийской, индуистской, исламской и христианской культурах, но предостерегает от «полетов фантазии», которые слишком легко проводят сравнения между этими различными явлениями. [6]
Георг Фейерштайн перечисляет дзэн- поэта Ханьшаня (9 век) как человека, страдающего божественным безумием, объясняя, что, когда люди спрашивали его о дзэн, он только истерически смеялся. Мастер дзэн Иккю (15 век) бегал по городу с человеческим скелетом, распространяя послание о непостоянстве жизни и мрачной уверенности в смерти. [7] По мнению Фейерштейна, подобные формы ненормального социального поведения и священного безумия встречаются в истории христианской святой Айседоры и суфийского исламского сказочника муллы Насреддина . [7] Божественное безумие имеет параллели в других религиях, таких как иудаизм и индуизм. [8] [9]
Древняя Греция и Рим: тейа-мания
[ редактировать ]Тейя-мания ( древнегреческий : θεία μανία ) — термин, используемый Платоном в его диалоге «Федр» для описания состояния божественного безумия (необычного поведения, приписываемого вмешательству Бога). [10] В этой работе, датируемой примерно 370 годом до нашей эры, Сократ утверждает, что безумие не обязательно является злом, утверждая, что «величайшее из благословений приходит к нам через безумие, когда оно посылается как дар богов». [10] [11]
Сократ описывает четыре типа божественного безумия: [10] [12]
- пророческое безумие Дельфийского оракула и жриц Додоны (дар Аполлона )
- мистические откровения и посвящения, дающие «путь освобождения нуждающимся» (дар Диониса )
- поэтическое вдохновение (дар Музы )
- безумие влюбленных (дар Афродиты и Эроса )
Платон развивает эти идеи в другом диалоге «Ион» .
Одним из хорошо известных проявлений божественного безумия в Древней Греции был культ менад , последовательниц Диониса. Однако об их ритуалах мало что известно; знаменитое изображение культа в Еврипида пьесе « Вакханки » не может считаться исторически точным. [13]
Римский поэт Вергилий в VI книге « Энеиды » описывает Кумскую Сивиллу как пророчествующую в исступленном состоянии: [14]
Пока они остановились у дверей, девственница воскликнула:
«Спроси теперь свою судьбу! Бог! Бог близок!»
Сказав так, с ее лица слетел румянец,
Ее закрученные локоны распустились, вздымающаяся грудь
Набухла дикой кровью ее сердца; ее рост казался
Вастер, ее акцент больше, чем у смертного мужчины,
Когда все приближающиеся боги вокруг нее дышали...
Авраамические религии
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]VI века Святой Симеон , утверждает Фейерштейн, умело имитировал безумие. Симеон нашел мертвую собаку, привязал веревку к ноге трупа и протащил ее через город, возмущая народ. Для Симеона мертвая собака представляла собой своего рода багаж, который люди несут в своей духовной жизни. Он входил в местную церковь и бросал орехи в прихожан во время литургии, что позже объяснил своему другу, что он обличал лицемерие в мирских поступках и молитвах. [7]
Майкл Эндрю Скрич утверждает, что интерпретация безумия в христианстве заимствована из платонической веры в то, что безумие бывает двух форм: плохой и хорошей, в зависимости от представлений большинства о «нормальном». [12] Ранние христиане лелеяли безумие, и нехристиане называли их «сумасшедшими». [15] Для них это была глоссолалия или «язык ангелов». [15] Поведение и учение Христа в его времена были кощунственным безумием, и, по словам Саймона Подмора, «безумие Христа служило освящению кощунственного безумия». [16]
Религиозное безумие типа экстаза интерпретировалось ранними христианами как добро в платоническом смысле. Однако по мере того, как греческая философия теряла популярность в христианском богословии, исчезли и эти идеи. В эпоху Возрождения харизматическое безумие вновь обрело интерес и народное воображение, равно как и предложение Платона о четырех типах «доброго безумия». [12] В христианском богословском контексте они частично интерпретировались как божественный восторг, бегство от ограничений общества, безумие свободы души. [12]
В 20-м веке пятидесятничество – харизматическое движение внутри протестантского христианства, особенно в США, Латинской Америке и Африке – поощряло практику божественного безумия среди своих последователей. [17] [18] Считается, что мудрость и целительная сила одержимых в этих движениях исходят от Святого Духа, явление, называемое харизмой («духовные дары»). По словам Тани Лурман, связанное с этим «слышание духовных голосов» может показаться многим людям «психическим заболеванием», но последователям, которые кричат и танцуют вместе, как толпа, это не так. [19] Последователи полагают, что в христианской духовности существует давняя традиция, согласно которой святые, такие как Августин, переживали подобные переживания преднамеренных галлюцинаций и безумия. [20]
ислам
[ редактировать ]Божественное безумие является темой некоторых форм исламского мистицизма . К людям, достигшим «безумных» психических состояний, по мнению Фейерштейна, относятся мачты и опьяненные суфии, связанные с шатом . [21] В некоторых частях Гилгита (Пакистан) поведение эксцентричных факиров, приверженных мистическому религиозному поклонению, считается «безумной святостью». [22] В Сомали, по словам шейха Абди, эксцентричное поведение и методы Мохаммеда Абдулле Хасана побудили некоторых писателей колониальной эпохи называть его «безумным муллой», «сумасшедшим священником Аллаха» и другими. [23] [24]
По мнению Садека Рахими, суфийское описание божественного безумия в мистическом союзе отражает описание психического заболевания. [25] Он пишет:
Сходства между суфийской формулировкой божественного безумия и народным опытом психоза слишком очевидны и слишком часты среди турецких пациентов, чтобы их можно было рассматривать как совпадения. [25]
В западноафриканской версии суфизма, по мнению Линды Шуитен , примеры безумных святых являются частью марабутизма , где безумное и идиотское поведение марабут сравнивалось с психическим заболеванием и считалось формой божественного безумия, святости. Однако, добавляет Шуитен, в отличие от ортодоксального ислама, суфизм допускает такое божественное безумие. [26]
Индийские религии
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]Тема божественного безумия появляется во всех основных традициях индуизма (шиваизме, вайшнавизме и шактизме), как в его мифологии, так и в его святых, опытных нищих и учителях. [9] Их изображают так, как будто они ведут себя сумасшедшими или сумасшедшими, бросая вызов социальным представлениям и нормам как часть своих духовных поисков или являющихся их результатом. [9]
Авадхута
[ редактировать ]По мнению Фейерштейна, название авадхута (санскрит: अवधूत) стало ассоциироваться с безумной или эксцентричной святостью или «безумной мудростью» некоторых парамахамс , освобожденных религиозных учителей, которые изменили социальные нормы, что символизировалось их «небесными облачениями» или «безумной мудростью». «обнаженный» (санскрит: дигамбара ). [27] [примечание 1] Авадхута описаны в Саньяса-упанишадах индуизма, ранних средневековых санскритских текстах, в которых обсуждается монашеская ( санньяса , буквально «домохозяйка») жизнь индуистских садху (монахов) и садхви (монахинь). Авадхута — это одна из категорий нищих, и ее называют антиномистами . Этот термин означает «отстраненный, тот, кто устранил мирские чувства/привязанности, тот, кто отбросил все смертные заботы». Его описывают как человека, который на самом деле мудр и нормален, но кажется другим, кто его не понимает, «сумасшедшим, сумасшедшим». Его поведение может включать, среди прочего, странную одежду (или обнажение), сон на месте кремации, поведение животного, «сумасшедшего», хранящего еду в черепе. [28] [29] [9] По словам Фейерштейна, «авадхута — это тот, кто в своем опьянении Богом «отбросил» все заботы и общепринятые стандарты». [27] Фейерштейн далее утверждает, что в традиционном Тибете и Индии «юродивый» или «святой сумасшедший» [и сумасшедшая] уже давно признаны законной фигурой в сфере духовного устремления и реализации». [27]
Бхакти
[ редактировать ]Традиция бхакти возникла в индуизме в эпоху средневековья. Это связано с религиозным экстазом и сопровождающими его состояниями транса и сильных эмоций. [30] По словам Макдэниела, религиозный экстаз — это «радикальное изменение восприятия, эмоций или личности, которое приближает человека к тому, что он считает священным». [31] Его можно сравнить с дршти , прямым восприятием или спонтанной мыслью, в отличие от заученных идей. [31] Бхакта устанавливает взаимные отношения с божественным. [32] обычно отдается предпочтение участию в божественном, Хотя в дискурсе вайшнавского бхакти во всех сампрадаях а не имитации божественной «игры» (санскрит: лила ), существует важная аномалия секты вайшнавов-сахаджиев . [33]
МакДэниел отмечает, что фактическое поведение и переживания экстатиков могут нарушать ожидаемое поведение, основанное на текстах. В то время как тексты описывают «этапы религиозного развития и постепенного роста проницательности и эмоций», опыт реальной жизни может представлять собой «хаос состояний, которые необходимо загнать в религиозную форму», в которую они часто не вписываются. [34] Это несоответствие может привести к ошибочной идентификации этих переживаний как «безумных» или «одержимых», а также к применению экзорцизма и аюрведических методов лечения, чтобы подогнать эти экстатики под шаблон. [34]
Макдэниел ссылается на Уильяма Джеймса , который проводил различие между постепенными и резкими изменениями. [34] в то время как Карл Поттер проводит различие между философиями прогресса и скачка . [35] Философия прогресса — это джативада , постепенное развитие; Философия скачка — это аджативада , «внезапное знание или интуиция». [35] Оба подхода можно найти и в бенгальском бхакти . В ритуальный экстаз йогические и тантрические включены практики, а также идея постепенного развития посредством духовных практик. Для спонтанных экстатиков верно обратное: союз с божественным ведет к телесному контролю и отстраненности. [35] То же различие занимает центральное место в классической дзэн-риторике о внезапном прозрении, которая возникла в Китае VII века. [36] [примечание 2]
Путь постепенного развития называется шастрия дхарма , «путь предписаний священных писаний». [37] Это связано с порядком и контролем, а также «верностью роду и традициям, принятием иерархии и власти, а также ритуальным поклонением и практикой». [37] Напротив, путь внезапного прорыва — это ашастрия , «не согласно писаниям». [37] Он ассоциируется с «хаосом и страстью, а божественное достигается непредсказуемыми видениями и откровениями». [37] Божественное можно найти в таком нечистом окружении и предметах, как костер, кровь и сексуальность. [37] Божественный опыт не определяется верностью линии преемственности и гуру, и можно следовать различным гуру. [37] По словам Макдэниела, божественное безумие является основным аспектом этого революционного подхода. [37]
Тибетский буддизм: ньёнпа , друбньон и «Безумная мудрость».
[ редактировать ]Святые безумцы
[ редактировать ]В тибетском буддизме нёнпа ( Wylie : smyon pa ), тантрические «сумасшедшие йоги», являются частью ньингма . традиции [38] [39] [40] и традиция Кагью . [41] Их поведение может показаться скандальным по общепринятым стандартам. [40] но архетипический сиддх является определяющей характеристикой традиции ньингма, которая значительно отличается от более научно ориентированной традиции гелугпа. [40] Его основатель, Падмасамбхава (Индия, 8 век), является архетипическим сиддхом , которого до сих пор поминают ежегодными танцами. [40] Миларепа (около 1052–1135 гг. Н. Э.), основатель школы Кагью, также тесно связан с идеей божественного безумия в тибетском буддизме. [41] Его биографию составил Цангнён Херука (1452–1507), «Безумец Цанга», знаменитый нёнпа . [42] Другими известными безумцами являются Друкпа Кюнле (1455–1529) и Безумец из Ю. Вместе они также известны как «Три безумца» ( смйон па гсум ). [43] Индийские сиддхи и их тибетские коллеги также сыграли важную роль в Тибетском Возрождении (ок. 950–1250 гг. Н. Э.), когда буддизм был восстановлен в Тибете. [44]
По словам ДиВалерио, тибетский термин ньёнпа относится к сиддхам , йогинам и ламам, чье «безумное» поведение «является симптомом высоких достижений в религиозной практике». [45] Такое поведение наиболее широко понимается в Тибете как «симптом того, что люди стали просветленными и преодолели обычные мирские заблуждения». [46] Их нетрадиционное поведение рассматривается тибетцами как признак их преодоления намтока (санскрит: випалка ), «концептуальных образований или ложных идей». [46] Хотя их поведение может рассматриваться как отталкивающее с дуалистической точки зрения, просветленный взгляд превосходит дуалистический взгляд на отталкивающее и неотталкивающее. [46]
Считается, что оно проявляется естественно, а не намеренно, хотя иногда его также интерпретируют как намеренное поведение, «чтобы помочь непросветленным существам осознать пустоту явлений или как часть собственного обучения йогина этому осознанию». [46] Его также можно рассматривать как способ тренировки, позволяющий преодолеть границы условностей и, следовательно, границы обычного самовосприятия, уступая место «более непосредственному способу познания мира – способу, основанному на истине пустота , а не наши несовершенные привычки ума». [47] В то время как известные ньёнпа считаются полностью просветленными, статус менее известных йогинов остается неизвестным, и природа их нетрадиционного поведения не может быть точно определена, в том числе и ламами . [48]
По словам ДиВалерио, термин друптон ньёнпа рассматривается тибетцами как оксюморон , противоречие в терминах, и поэтому
Сумасшедший человек не может быть сиддхом , а сиддха по определению не может быть безумным — по крайней мере, не в медицинском понимании безумия. [43]
ДиВалерио также утверждает, что их нетрадиционное поведение является «стратегической, целенаправленной деятельностью, а не побочным продуктом состояния просветления». [1] и заключает, что «традиция «святого безумца» состоит из людей с высоким самосознанием, стратегически использующих тему безумия при построении своего публичного образа». [2] утверждая, что
...характерное эксцентричное поведение Безумцев У и Цанга лучше всего понимать как форму «тантрического фундаментализма», поскольку оно было основано на буквальном прочтении Высших йога-тантр, принятом как стратегический ответ на происходящие изменения. в тибетской религиозной культуре конца XV века. «Безумие» Друкпы Кюнле возникло из-за его критической позиции по отношению к тибетской религиозной культуре в целом. [49]
Безумная мудрость
[ редактировать ]В некоторой буддийской литературе словосочетание «безумная мудрость» связано с методами обучения Чогьяма Трунгпы , [50] сам был мастером Ньингма и Кагью , который популяризировал эту идею вместе со своими адептами Китом Доуманом и Георгом Фейерштейном. [51] [примечание 3] Термин «безумная мудрость» переводит тибетский термин «друбньон» , философию, которая «традиционно сочетает в себе исключительную проницательность и впечатляющую магическую силу с ярким пренебрежением к традиционному поведению». [52] В своей книге «Безумная мудрость» , состоящей из стенограмм семинаров по восьми аспектам Падмасамбхавы, проведённых в 1972 году, [53] Тибетский тулку Чогьям Трунгпа описывает это явление как процесс исследования и отказа от всякой надежды на ответ:
Мы идем все глубже и глубже, глубже и глубже, пока не достигнем точки, где ответа нет. [...] В этот момент мы склонны терять надежду на ответ или вообще на что-либо, если уж на то пошло. [...] Эта безнадежность — суть безумной мудрости. Это безнадежно, совершенно безнадежно. [54] [примечание 4]
Поскольку Чогьям Трунгпа по-разному описывал безумную мудрость, ДиВалерио предположил, что у Трунгпы не было фиксированного представления о безумной мудрости. [55]
По словам ДиВалерио, книга Кита Доумана «Божественный безумец: возвышенная жизнь и песни Друкпы Кунлея» является «единственным наиболее влиятельным документом, формирующим то, как евроамериканцы стали думать о феномене тибетских святых безумцев». [56] Понимание Дауменом святых сумасшедших сродни тибетским интерпретациям: он рассматривает тибетских святых сумасшедших как «сумасшедших» по общепринятым стандартам, но при этом отмечает, что по сравнению с буддийским духовным идеалом «подавляющее большинство из нас безумны». [57] Дауман также предлагает другие объяснения нетрадиционного поведения Друкпы Кюнле, включая критику институционализированной религии и действие в качестве катализатора для прямого понимания. [58] По словам ДиВалерио, взгляд Даумана на Кюнле как на критику тибетских религиозных институтов не разделяется современными тибетскими религиоведами, а является частью собственной критики Доумана религиозных институтов. [59] ДиВалерио далее отмечает, что «представление Доуманом Друкпы Кюнле как откровенно антиинституционального [оказало] большое влияние [...] на формирование (и искажение) мышления евроамериканского мира по этому вопросу». [60] [примечание 5]
По словам Фейерштейна, находившегося под влиянием Чогьяма Трунгпы, [51] божественное безумие — это нетрадиционное, возмутительное, неожиданное или непредсказуемое поведение, которое считается проявлением духовного совершенства. [61] Сюда входят такие архетипы, как юродивый и обманщик . [61] [примечание 3]
Иммедиатизм
[ редактировать ]Артур Верслуис отмечает, что некоторые или большинство учителей, которых Фейерштейн считает образцами божественного безумия или безумной мудрости, являются образцами иммедиатизма. [62] К ним относятся Ади Да , учитель Фейерштейна, и Раджниш . [62] «Иммедиатизм» относится к «религиозному утверждению спонтанного, прямого, непосредственного духовного постижения реальности (обычно с небольшой предварительной подготовкой или вообще без нее), которое некоторые называют «просветлением». [63] По мнению Верслуиса, иммедиатизм характерен для американцев, которые хотят «плодов религии, а не ее обязательств». [64] Хотя иммедиатизм имеет свои корни в европейской культуре и истории. [63] еще в платонизме , [65] а также включает в себя перенниализм , [66] Верслуис указывает на Ральфа Уолдо Эмерсона как на своего главного предка. [63] который «подчеркнул возможность немедленного, прямого духовного знания и силы». [65]
Верслуис отмечает, что традиционный тибетский буддизм не является иммедиатистским, поскольку Махамудра и Дзогчен «являются частью довольно строго контролируемого ритуала, медитативной практики и традиции». [67] порожденный азиатской религией, тем не менее, он также ссылается на Р. К. Зенера, «который пришел к выводу, что недуализм, более или менее неумолимо ведет к антиномизму, безнравственности и социальному разложению». [68] Верслуис далее отмечает, что в традиционных Махамудре и Дзогчене доступ к учениям ограничен и требует подготовки. [69] Верслуис далее отмечает, что учителя-иммедиатисты могут быть привлекательными из-за своего чувства уверенности, которое контрастирует с постмодернистским сомнением в утверждениях об истине. [70] Далее он отмечает отсутствие сострадания, которое часто отмечается в отношении этих учителей-иммедиатистов. [71]
Шаманизм
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2017 г. ) |
По словам Мирчи Элиаде , божественное безумие является частью шаманизма , состояния, которое патологоанатом или психолог, скорее всего, диагностирует как психическое заболевание или аномальное психологическое состояние. Однако, как заявляют Элиаде и Гарри Эйсс, это был бы неправильный диагноз, поскольку Шаман «контролирует мистическое состояние, а не психотическое состояние контролирует его». [72] Шаман предсказуемо входит в состояние транса с помощью таких ритуалов, как музыка и танец, а затем выходит из него, когда он этого хочет. Психическое заболевание лишено этих характеристик. Кроме того, по крайней мере для участников, действия Шамана и транс имеют значение и силу либо как целителя, либо в другом духовном смысле. [72] [73]
См. также
[ редактировать ]- Антиномизм
- Биполярное расстройство
- Демоническая одержимость
- Божественный экстаз
- Глупость ради Христа
- Хейока
- Иккю
- Цзи Гонг
- Психическое здоровье Иисуса
- Ньонпа , сумасшедшие практики мудрости в тибетском буддизме.
- Деревенский идиот
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фейерштейн: «Название «авадхута» больше, чем любое другое, стало ассоциироваться с явно сумасшедшими моделями поведения некоторых парамахамс, которые драматизируют изменение социальных норм, поведение, характерное для их спонтанного образа жизни. Их частая нагота является возможно, самое символическое выражение этого разворота». [27]
- ↑ См. также Kenshō#Sudden Insight и:
* Грегори, Питер Н., изд. (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
* Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group Ltd, ISBN 978-0-520-23798-8
Бернар Фор, «Риторика непосредственности». - ^ Jump up to: а б ДиВалерио сомневается в достоверности рассказа Фейерштейна: «Фейерштейн, по его собственному признанию, является сторонником духовности, а не исследователем религии. Но то, что ему не хватает научной строгости, он компенсирует популярностью и продажей книг. В соответствии с тибетским образом мышления или научными стандартами такие писатели, как Фейерштейн и Доуман, могут свободно адаптировать свои отчеты для западных читателей. [51]
- ^ Трунгпа: «Вместо этого мы исследуем все дальше и дальше, не ища ответа. [...] Мы не придаем большого значения или ответа ни из одной вещи. Например, мы можем думать, что потому, что у нас есть обнаружили одну конкретную вещь, которая с нами не так, это, должно быть , проблема, это, должно быть, ответ. Нет. Мы не зацикливаемся на этом, мы идем дальше: «Почему это так?» Смотрим дальше и дальше. Мы спрашиваем: «Почему это так?» Почему существует духовность? Почему существует этот момент облегчения? Почему существует такая вещь, как открытие удовольствия духовности? почему?" Мы идем все глубже и глубже, глубже и глубже, пока не достигнем точки, где ответа нет. [...] В этот момент мы склонны терять надежду на ответ или вообще на что-либо, если уж на то пошло. [...] Эта безнадежность — суть безумной мудрости. Это безнадежно, совершенно безнадежно». [54]
- ^ Сравните Духовное, но не религиозное .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ДиВалерио 2011 , с. ii.
- ^ Jump up to: а б ДиВалерио 2011 , с. iii.
- ^ Jump up to: а б Эймар, Орианна (2014). Когда умирает богиня: поклонение Ма Анандамайи после ее смерти . Издательство Оксфордского университета. стр. 21–22. ISBN 978-0-19-936862-4 .
- ^ МакДэниел 1989 , с. 3-6.
- ^ Маклеод 2009 , с. 158-165.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 3-4.
- ^ Jump up to: а б с Фейерштейн 1991 , с. 69.
- ^ Хорган 2004 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Кинсли, Дэвид (1974). «Зазеркалье: Божественное безумие в индуистской религиозной традиции». История религий . 13 (4). Издательство Чикагского университета: 270–305. дои : 10.1086/462707 . S2CID 161324332 .
- ^ Jump up to: а б с Платон, Федр 244–245 ; 265а–б .
- ^ Брендан Кук (2013). В поисках эвдемонии: повторное присвоение греческих философских основ христианской апофатической традиции . Издательство Кембриджских ученых. стр. 106–107. ISBN 978-1-4438-4675-2 .
- ^ Jump up to: а б с д М. А. Визг (2004). Уильям Ф. Байнум; и др. (ред.). Анатомия безумия: Очерки истории психиатрии . Рутледж. стр. 27–30. ISBN 978-0-415-32383-3 .
- ^ Фризен, Кортни Дж. П. (2015). Читая Диониса . Мор Зибек. стр. 8–9, 50–51. ISBN 978-3-16-153813-1 .
- ^ Вергилий, Энеида 6.45–51 .
- ^ Jump up to: а б Деннис Макдональд (2012). Стэнли Э. Портер и Эндрю В. Питтс (ред.). Христианское происхождение и греко-римская культура: социальные и литературные контексты Нового Завета . БРИЛЛ Академик. стр. 467–468, 473–475. ISBN 978-90-04-23416-1 .
- ^ Саймон Подмор (2013). Кристофер Кук (ред.). Духовность, теология и психическое здоровье: междисциплинарные перспективы . Лондон: СКМ Пресс. стр. 193–196. ISBN 978-0-334-04626-4 .
- ^ Гэри Вестфаль (2015). Один день из трудовой жизни . АВС-КЛИО. п. 465. ИСБН 978-1-61069-403-2 .
- ^ Джон Гордон Мелтон, Пятидесятничество , Британская энциклопедия
- ^ Таня М. Лурманн (2012). «Глава 8: Но они сумасшедшие?». Когда Бог отвечает: понимание отношений американских евангелистов с Богом . Случайный дом. стр. 227–232, 237–245. ISBN 978-0-307-27727-5 .
- ^ Таня М. Лурманн (2012). «Глава 8: Но они сумасшедшие?». Когда Бог отвечает: понимание отношений американских евангелистов с Богом . Случайный дом. стр. 244–246, 316, 373–383. ISBN 978-0-307-27727-5 .
- ^ Фейерштейн 2006 , с. 15ф; 28-32.
- ^ Фрембген, Юрген Васим (2006). «Божественное безумие и культурное отличие: Диваны и факиры в Северном Пакистане». Исследования Южной Азии . 26 (3). Публикации SAGE: 235–248. дои : 10.1177/0262728006071517 . S2CID 145576026 .
- ^ Абди Абдулкадир Шейх-Абди (1993). Божественное безумие: Мухаммед Абдулле Хассан (1856-1920) . Книги Зеда. стр. 53–55, 84–85, 212. ISBN. 9780862324438 .
- ^ Джалло, Алузин (1995). «Божественное безумие: Мохаммед Абдулле Хасан (1856–1920)». Дела Африки . 94 (375). Издательство Оксфордского университета: 301–302. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a098824 .
- ^ Jump up to: а б Садек Рахими (2015). Смысл, безумие и политическая субъективность: исследование шизофрении и культуры в Турции . Рутледж. стр. 191–192. ISBN 978-1-317-55551-3 .
- ^ Линда Шуитен (2014). Изабель Эберхардт и Северная Африка: кочевничество как карнавальный мираж . Лексингтонские книги. стр. 82–84. ISBN 978-0-7391-8593-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Фейерштейн 1991 , с. 105.
- ^ Фейерштейн 1991 , стр. 104–105.
- ^ Патрик Оливель (1992). Самньяса-упанишады: индуистские писания об аскетизме и отречении . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–112. ISBN 978-0-19-536137-7 .
- ^ МакДэниел 1989 , с. 1-2.
- ^ Jump up to: а б МакДэниел 1989 , с. 2.
- ^ МакДэниел 1989 , с. 3.
- ^ Димок 1966 .
- ^ Jump up to: а б с МакДэниел 1989 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с МакДэниел 1989 , с. 5.
- ^ МакДэниел 1989 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г МакДэниел 1989 , с. 6.
- ^ Каррен 2008 , с. 43.
- ^ Уайт 2001 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Петтит 2013 .
- ^ Jump up to: а б ДиВалерио 2015 , с. 4.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б ДиВалерио 2015 , с. 6.
- ^ Ларсон 2007 .
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д ДиВалерио 2015 , с. 7.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 8.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 9.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. ii-iii.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с ДиВалерио 2015 , с. 241.
- ^ Белл 2002 , с. 233.
- ^ Трунгпа 2001 .
- ^ Jump up to: а б Трунгпа 2001 , с. 9-10.
- ^ ДиВалерио 2015 , с. 239.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. 27.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. 28-29.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. 29.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. 31-32.
- ^ ДиВалерио 2011 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Ройстер 1992 .
- ^ Jump up to: а б Верслуис 2014 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Верслуис 2014 , с. 2.
- ↑ Американские гуру: семь вопросов Артуру Верслуису. Архивировано 17 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Верслуис 2014 , с. 3.
- ^ Верслуис 2014 , с. 4.
- ^ Верслуис 2014 , с. 238.
- ^ Верслуис 2014 , с. 239.
- ^ Верслуис 2014 , с. 239-240.
- ^ Верслуис 2014 , с. 240-244.
- ^ Верслуис 2014 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б Гарри Эйсс (2011). Божественное безумие . Издательство Кембриджских ученых. стр. 372–374. ISBN 978-1-4438-3329-5 .
- ^ Мирча Элиаде (1975). Мифы, мечты и тайны: встреча современной веры и архаичной реальности . Харпер и Роу. стр. 79–81. ISBN 9780061319433 .
Источники
[ редактировать ]- Ардусси, Дж.; Эпштейн, Л. (1978). «Святой безумец в Тибете» . Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Джеймс Ф. Фишер (ред.). Париж: Мутон и компания: 327–338. дои : 10.1515/9783110806496.327 . ISBN 9027977003 . Архивировано из оригинала 14 января 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Белл, С. (2002), «Скандалы в развивающемся западном буддизме» (PDF) , Западная Дхарма: буддизм за пределами Азии , Беркли: University of California Press
- Каррен, Эрик Д. (2008), Будда не улыбается: раскрытие коррупции в самом сердце тибетского буддизма сегодня , Мотилалл Банарсидасс
- Димок, Эдвард С. младший (1966), Место скрытой луны: эротический мистицизм в культе вайшнавов-сахаджий в Бенгалии , Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 8120809963
- ДиВалерио, Дэвид Майкл (2011), Подрывная святость и тантрический фундаментализм: историческое исследование святых безумцев Тибета , Университет Вирджинии (докторская диссертация)
- ДиВалерио, Дэвид (2015), Святые безумцы Тибета , Oxford University Press
- Фейерштейн, Георг (1991), «Святое безумие: шоковая тактика и радикальные учения безумно мудрых адептов, юродивых и гуру-негодяев», Yoga Journal , Нью-Йорк: Paragon House, ISBN 1-55778-250-4
- Фейерштейн, Георг (2006), Святое безумие: духовность, безумно мудрые учителя и просветление (измененное и расширенное издание), Hohm Press, ISBN 1-890772-54-2
- Фейерштейн, Георг (2013), Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика
- Хорган, Джон (2004), Рациональный мистицизм: послания с границы между наукой и духовностью , Нью-Йорк: Houghton Mifflin, ISBN 061844663X
- Какар, Судир (2009). Безумие и божественность: дух и психика в современном мире . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226422879 .
- Ларсон, Стефан (2007), Сумасшедшие йогины в период раннего Возрождения
- Макдэниел, июнь (1989), Безумие святых: экстатическая религия в Бенгалии , Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 0-226-55723-5
- Маклеод, Мелвин (2009), Лучшее буддийское произведение 2009 г. , Бостон: Публикации Шамбалы, ISBN 978-1590307342
- Фан, Питер К. (2004). Религиозность в межрелигиозном отношении: азиатские взгляды на межконфессиональный диалог (PDF) . Мэрикнолл: Книги Орбиса. ISBN 1-57075-565-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
- Петтит, Джон В. (2013), Маяк уверенности Мипхама: освещая взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство , Саймон и Шустер
- Рэй, Реджинальд (2005). «Чогьям Трунгпа как сиддха». Вспоминая Чогьяма Трунгпу . Фабрис Мидаль (ред.). Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 1590302079 .
- Ройстер, Джеймс Э. (1992), «Божественная Саботахе. Обзор: «Святое безумие: духовность, безумно-мудрые учителя и просветление»» , Yoga Journal
- Трунгпа, Чогьям (2001), Безумная мудрость , Джудит Л. Лиф, Шераб Чодзин (ред.), Бостон: Публикации Шамбалы , ISBN 0-87773-910-2
- Симмер-Браун, Джудит (2001). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-720-7 .
- Верслуис, Артур (2014), Американские гуру: от трансцендентализма к религии нового века , Oxford University Press
- Уайт, Дэвид Гордон (2001), Тантра на практике , Мотилал Банарсидасс
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДиВалерио, Дэвид (2015), Святые безумцы Тибета , Oxford University Press
- ДиВалерио, Дэвид (2016), Жизнь сумасшедшего из Ю , Oxford University Press
- Грин, Нил (2007). «Факир и подчиненные: картографирование Святого человека в колониальной Южной Азии». Журнал истории Азии . 41 (1): 57–84. JSTOR 41925391 .
- Кобец, Светлана (2008). «Глупость, глупость, глупость». Канадские славянские документы . 50 (3–4). Информация Великобритании: 491–497. дои : 10.1080/00085006.2008.11092594 . ISSN 0008-5006 . S2CID 162375034 .
- Мэдиган, Эй Джей (2010). Генри Чинаски, Мастер Дзен: Фактотум, Юродивый и Критика Работы. Американские исследования в Скандинавии, 42 (2), 75–94. http://rauli.cbs.dk/index.php/assc/article/download/4413/4842
- Фан, Питер К. (2001). «Мудрость юродивых в постмодерне». Богословские исследования . 62 (4). МУДРЕЦ: 730–752. дои : 10.1177/004056390106200403 . ISSN 0040-5639 . S2CID 73527317 .
- Стюарт, Э.А. (1999). Иисус Юродивый . Шид и Уорд. ISBN 978-1-58051-061-5 .
- Сыркин, Александр Юрьевич (1982). «О поведении «юродивого Христа ради» ». История религий . 22 (2). Издательство Чикагского университета: 150–171. дои : 10.1086/462917 . ISSN 0018-2710 . S2CID 162216822 .
- Зебири, К. (2012). « «Юродство» и «безумная мудрость» как стили преподавания в современном западном суфизме». Религия и литература . 44 (2): 93–122. JSTOR 24397671 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стефан Ларссон, «Безумные йогины эпохи раннего Возрождения».