Аляттес
Аляттес | |
---|---|
![]() Монета Аляттеса. Около 620/10–564/53 гг. до н.э. [1] | |
Король Лидии | |
Царствование | в. 635 – ок. 585 г. до н.э. |
Предшественник | Sadyattes |
Преемник | Крез |
Умер | 585 г. до н.э. Сарды |
Похороны | 585 г. до н.э. Сардисская равнина (ныне Бин Тепе ) |
Проблема | Ариенис Крез Панталеон |
лидийский | 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤𐤯𐤤𐤮 ( Валветеш ) |
Династия | Династия Мермнад |
Отец | Sadyattes |
Мать | Звуки |
Аляттес ( лидийский язык : 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤𐤯𐤤𐤮 Walweteś ; [2] Древнегреческий : Ἀλυάττης Aluáttes ; царствовал ок. 635-585 гг. до н.э. [3] ), иногда описываемый как Алиятт I , был четвертым царем династии Мермнад в Лидии , сыном Садиатта , внуком Ардиса и правнуком Гигеса . Он умер после 57 лет правления, и ему наследовал его сын Крез . [4] [5]
Алиятт был первым монархом, выпустившим монеты из электрума (а его преемник Крез был первым, кто выпустил золотые монеты ). Поэтому Аляттес иногда упоминается как создатель монет или валюты . [6]
Имя
[ редактировать ]Наиболее вероятная этимология имени Aluáttēs происходит от формы с начальной дигаммой Ϝαλυάττης ( Waluáttēs ), которая сама изначально происходит от лидийского Walweteś ( лидийский алфавит : 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤𐤯𐤤𐤮 ). [2] [7] Имя Walweteś означало «львиность» (то есть состояние льва) и было составлено из лидийского термина walwe ( 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤 ), означающего «лев», к которому был добавлен абстрактный суффикс -at(t)a- ( 𐤠𐤯𐤠- ). [3]
Хронология
[ редактировать ]
Даты правления царей Мермнада неопределенны и основаны на расчетах Дж. Б. Бери и Рассела Мейггса примерно в 687–652 гг (1975), которые оценили период правления Гигеса . До н.э. [9] Геродот 1.16, 1.25, 1.86 указывает продолжительность правления преемников Гигеса, но существует неопределенность в отношении этих сроков, поскольку общее количество превышает временной интервал между 652 годом (вероятная смерть Гигеса, борьба с киммерийцами ) и 547/546 годом (падение Сардиса Киру Великому). ). Бери и Мейггс пришли к выводу, что Ардис и Садьят правили в течение неустановленного периода во второй половине VII века до нашей эры. [10] но они не предложили даты Алиатта, за исключением утверждения, что его сын Крез сменил его в 560 г. до н.э. Период правления Креза (560–546 гг. До н.э.) почти наверняка точен. [11]
Однако на основе анализа источников, современников Гигеса, таких как неоассирийские записи, Энтони Спалинджер убедительно пришел к выводу, что смерть Гигеса датирована 644 годом до нашей эры. [12] и Александр Дейл, следовательно, датировал правление Алиатта началом ок. 635 г. до н.э. и заканчивается в 585 г. до н.э. [3]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Алиатт был сыном царя Лидии Садьята и его сестры и царицы Лиды Лидии, детей царя Лидии Ардиса. [13] Аляттес взошел на царство в Лидии в период серьезного кризиса: в 7 веке до нашей эры киммерийцы , кочевой народ из Евразийской степи, вторгшийся в Западную Азию , несколько раз нападал на Лидию, но был отбит прадедом Аляттеса, Гигесом . . В 644 году до нашей эры киммерийцы во главе со своим царем Лигдамисом в третий раз напали на Лидию. Лидийцы были разбиты, Сарды были разграблены , а Гиг убит, после чего ему наследовал его сын Ардис . [12] В 637 г. до н. э., в седьмой год правления Ардиса, фракийского племени треров , которое мигрировало через фракийский Боспор и вторглось в Анатолию . [14] под своим царем Кобосом и в союзе с киммерийцами и ликийцами напали на Лидию. [12] Они снова разгромили лидийцев и во второй раз разграбили лидийскую столицу Сарды , за исключением ее цитадели. Вполне вероятно, что Ардис был убит во время этого нападения киммерийцев или был свергнут в 637 г. до н.э. за то, что не смог защитить Лидию от нападений киммерийцев, а сын и преемник Ардиса Садьят также мог быть либо убит во время другого нападения киммерийцев в 653 г. до н.э., либо свергнут с престола. год за его неспособность успешно защитить Лидию от вторжений киммерийцев. [3] Таким образом, Аляттес сменил своего отца Садьяттеса в условиях сильных беспорядков в 635 г. до н.э. [3]
Первые отношения с ионийцами
[ редактировать ]Алятт начал свое правление с продолжения военных действий с ионическим городом Милетом, начатых Садиаттом. Война Алиятта с Милетом состояла в основном из серии набегов с целью захватить у милетцев урожай зерна, которого остро не хватало в основных регионах Лидии. Эти военные действия продолжались до шестого года правления Алиатта (ок. 630 г. до н.э.), когда он наконец заключил мир с городским тираном Фрасибулом , и между Лидией и Милетом был заключен договор о дружбе, а также о военном союзе, в соответствии с которым, поскольку в Милете не было золотоносных и других металлургических ресурсов, в то время как зерновых в Лидии было мало, для скрепления этих договоров была начата торговля лидийским металлом в обмен на милетский хлеб, согласно которому Милет добровольно предоставлял Лидии военную помощь и получал прибыль от лидийского контроля над путями во внутренней Анатолии, а Лидия получит доступ к рынкам и морским сетям милетцев в Черном море и в Навкратиде . Рассказ Геродота о болезни Алиатта, вызванной разрушением лидийскими войсками храма Афины в Ассесос , который был исцелен после того, как он прислушался к Пифии и восстановил два храма Афины в Ассесосе, а затем заключил мир с Милетом, представляет собой в значительной степени легендарное описание этих событий, которое, по-видимому, не соответствует действительности. Это легендарное повествование, вероятно, возникло в результате подношения Алиатта святилищу Дельф. [13] [15] [16]
В отличие от других греческих городов Анатолии, Алиатт всегда поддерживал очень хорошие отношения с Эфесом , с правящей династией которого Мермнады были связаны браком: прадед Алиатта выдал одну из своих дочерей замуж за эфесского тирана Меласа Старшего: деда Алиатта Ардиса. выдал свою дочь Лиду замуж за внука Меласа Старшего по имени Милет (Лайда позже выйдет замуж за своего собственного брата Садьяттеса, и от этого брака родится Аляттес); а сам Алиятт выдал замуж одну из своих дочерей за тогдашнего тирана Милета, потомка Милета по имени Мелас Младший, и от этого союза родился Пиндар Эфесский. Одна из дочерей Меласа Младшего могла, в свою очередь, выйти замуж за Алиятта и стать матерью его менее знаменитого сына Панталеона. Благодаря этим тесным связям Эфес никогда не подвергался нападениям лидийцев и был освобожден от уплаты дани и оказания военной поддержки Лидии, а как греки Эфеса, так и анатолийские народы региона, то есть лидийцы и карийцы, участвовали в обычный храм анатолийской богини, которую греки приравнивали к их собственной богине Артемиде. Лидия и Эфес также разделяли важные экономические интересы, которые позволяли Эфесу занимать выгодное положение между морскими торговыми путями Эгейского моря и континентальными торговыми путями, проходящими через внутреннюю Анатолию и достигающими Ассирии, действуя таким образом как посредник между Лидийским царством, которое контролировало доступ к торговым путям, ведущим во внутреннюю часть Азии и к грекам, населявшим европейский континент и острова Эгейского моря, и позволявшим Эфесу получать прибыль от товаров, проходящих транзитом по его территории, не опасаясь какого-либо военного нападения со стороны лидийцев. Эти связи, в свою очередь, предоставили Лидии порт, через который она могла иметь доступ к Средиземному морю. [13]
Предложения для Delphi
[ редактировать ]Как и его прадед Гиг, Алиатт также совершал щедрые подношения оракулу бога Аполлона в Дельфах . По словам греческого историка Геродота, подношения Алиатта состояли из большого серебряного кратера и железной подставки для кратера, которые были изготовлены путем сварки Главком Хиосским , таким образом объединив лидийские и ионические художественные традиции. [17] [16]
Подношение Алиатта Дельфам могло быть послано, чтобы доставить удовольствие святилищу Аполлона и дельфийцам, особенно священникам, произвести впечатление на греческих посетителей святилища и повлиять на оракула, чтобы тот дал совет , союзнику Периандру Коринфскому Фрасибула Милетского: убедить последнего заключить мир с Алиаттом. [13]
История Лиды из Лидии
[ редактировать ]Согласно Tractatus de mulieribus (цитируя Ксенофила, написавшего историю Лидии), Лида была женой и сестрой Алиатта, предка Креза. Сын Лайда, Аляттес, унаследовав царство от отца, совершил ужасное преступление, разорвав одежду порядочных людей и плюнув на многих. Она тоже сдерживала сына, как могла, и успокаивала оскорбленных добрыми словами и поступками. Она проявила к сыну все свое сострадание и заставила его почувствовать огромную любовь к себе. Когда она считает, что он достаточно любим и воздерживается от еды и прочего, ссылаясь на свою болезнь в качестве оправдания, Ксенофил уверяет мать, что он ест не так и достаточно изменился, чтобы быть предельно честным и справедливым (кем-то). Аляттес, увидев это, становится другим человеком. [18]
Отношения с Карией
[ редактировать ]На юге Алиатт продолжил лидийскую политику со времен правления Гигеса, заключавшуюся в поддержании союзов с городами-государствами Карийцев , с которыми у лидийцев также были сильные культурные связи, например, разделение святилища бога Зевса из Миласы с Карийцы и мизийцы, потому что считали, что эти три народа произошли от трех братьев. Эти союзы между лидийскими царями и различными карийскими династами требовали, чтобы лидийские и карийские правители поддерживали друг друга, и чтобы укрепить эти союзы, Алиатт женился на женщине из карийской аристократии, от которой у него родился сын Крез, который в конечном итоге стал преемником ему. Эти связи, установленные между лидийскими королями и карийскими городами-государствами, гарантировали, что лидийцы могли контролировать Карию через союзы с карийскими династами, правившими укрепленными поселениями, такими как Миласа и Педаса , и через лидийских аристократов, поселившихся в карийских городах, таких как Афродизиас . [13]
Войны против киммерийцев
[ редактировать ]
Алиятт унаследовал от своего отца не одну войну, и вскоре после его восшествия на престол и в начале его правления с ассирийцев одобрения [19] и в союзе с лидийцами, [20] скифы . под предводительством своего царя Мадея вошли в Анатолию, изгнали треров из Малой Азии и разбили киммерийцев так, что они больше не представляли угрозы, после чего скифы распространили свое господство на Центральную Анатолию [21] пока они сами не были изгнаны мидянами из Западной Азии в 600-х годах до нашей эры. [12] Это окончательное поражение киммерийцев было осуществлено совместными силами Мадея, которому Страбон приписывает изгнание треров и киммерийцев из Малой Азии, и Алиатта, который, как утверждают Геродот Галикарнасский и Полиэн , окончательно победил киммерийцев. [22] [23]
В отчете Полиэна о разгроме киммерийцев он утверждал, что Алятт использовал «боевых псов», чтобы изгнать их из Малой Азии, при этом термин «боевые псы» представляет собой греческую фольклорную интерпретацию молодых скифских воинов, которые, следуя индоевропейским обряд перехода корёс ритуально брал на себя роль воинов-волков или собак. [24]
Сразу после своей первой победы над киммерийцами Алятт изгнал из лидийских пограничных земель последний оставшийся очаг киммерийского присутствия, который в течение одного столетия оккупировал близлежащий город Антандр , и, чтобы облегчить это, он заново основал город Адрамиттий в Эолида . Алятт назначил своего сына Креза правителем Адрамиттия и вскоре изгнал последних оставшихся киммерийцев из Малой Азии. Адрамиттий был еще более важным местом для Лидии, потому что он был расположен недалеко от Атарнея и Астиры , где были расположены богатые рудники. [13]
Восточные завоевания
[ редактировать ]Алиятт повернулся к Фригии на востоке. Цари Лидии и бывшего Фригийского царства уже поддерживали дружеские отношения до разрушения последнего киммерийцами. После победы над киммерийцами Алиатт воспользовался ослаблением различных государств по всей Анатолии в результате киммерийских набегов и использовал отсутствие централизованного фригийского государства и традиционно дружеские отношения между лидийской и фригийской элитами, чтобы распространить лидийское правление на восток, во Фригию. Присутствие лидийцев во Фригии археологически подтверждается существованием лидийской цитадели во фригийской столице Гордионе , а также лидийскими архитектурными остатками на северо-западе Фригии, например, в Даскилиуме , и во Фригийском нагорье в городе Мидас . Лидийские войска могли быть размещены в вышеупомянутых местах, а также в Хаджитугруле , Афьонкарахисаре и Конье , что обеспечило бы Лидийскому королевству доступ к продуктам и дорогам Фригии. Наличие лидийской бляшки из слоновой кости. Керкенес Даг предполагает, что контроль Алиатта над Фригией мог распространяться на восток от реки Халис , включая город Птерия , с возможностью того, что он перестроил этот город и поместил там фригийского правителя: стратегическое расположение Птерии было бы полезно в защита Лидийской империи от нападений с востока и ее близость к Королевской дороге сделали бы город важным центром, из которого можно было защитить караваны. [25] [16] Фригией под властью Лидии по-прежнему управляла местная элита, такая как правитель города Мидас, который носил фригийские королевские титулы, такие как лавагетай (король) и ванактей (командующий армиями), но находился под властью лидийских царей. Сард и имел лидийское дипломатическое присутствие при их дворе в соответствии с традиционными договорами о вассальной зависимости, использовавшимися со времен Хеттской и Ассирийской империй , и согласно которым лидийский царь навязывал вассальным правителям «договор о вассальной зависимости», который позволял местным фригийским правителям оставаться у власти, в обмен на что фригийские вассалы были обязаны оказывать военную поддержку, а иногда и предлагать богатую дань Лидийскому царству. Статус Гордиона и Даскилия, однако, менее ясен, и неясно, управлялись ли ими также местные фригийские цари, вассалы лидийского царя, или же ими непосредственно управляли лидийские правители. [25]

После поражения киммерийцев, создавшего вакуум власти в Анатолии, Алиатт продолжил свою экспансионистскую политику на востоке и среди всех народов к западу от реки Галис, которыми, как утверждал Геродот, правил преемник Алиатта Крез - лидийцы , фригийцы , мизийцы . , мариандины , халибы , пафлагонцы , финны и вифины фракийцы , карийцы , ионийцы , дорийцы , эолийцы и памфилийцы — весьма вероятно, что часть этих популяций уже была завоевана при Алиатте, тем более, что сведения засвидетельствованы лишь об отношениях между лидийцев и фригийцев как в литературных, так и в археологических источниках, а данные об отношениях между остальными упомянутыми народами и лидийскими царями отсутствуют. Единственными народами, которые, как утверждал Геродот, были независимыми от Лидийской империи, были ликийцы , жившие в гористой стране, которая была бы недоступна для лидийских армий, и киликийцы , которые уже были завоеваны Нововавилонская империя . Тем не менее современные оценки предполагают, что не исключено, что лидийцы могли подчинить себе Ликию, учитывая, что ликийское побережье было важно для лидийцев, поскольку оно находилось недалеко от торгового пути, соединяющего Эгейский регион, Левант и Кипр . [25] [26]
В какой-то момент в последние годы своего правления Алиатт провел военную кампанию в Карии , хотя причина этого вмешательства пока неизвестна. Сын Алиатта Крез, будучи губернатором Адрамиттия, должен был предоставить своему отцу ионийских греческих наемников для этой войны. [13]
Более поздние войны против ионийцев
[ редактировать ]В 600 г. до н.э. Алиатт возобновил свою военную деятельность на западе, и вторым ионическим городом, на который он напал, была Смирна, несмотря на то, что лидийские цари ранее установили хорошие отношения со смирниотами после неудавшегося нападения Гигеса на город, что привело к Лидийцы использовали порт Смирны для экспорта своей продукции и импорта зерна, лидийским мастерам было разрешено селиться в мастерских Смирниота, а Аляттес предоставил жителям города средства на строительство их храма Афины. Таким образом, Алияттес смог получить порт, который дал Лидийскому королевству постоянный доступ к морю и стабильный источник зерна, чтобы прокормить население его королевства посредством этого нападения. Смирна находилась под прямым правлением члена династии Мермнадов, и Аляттес построил для Смирны новые крепостные стены примерно с 600 по 590 год до нашей эры. Хотя под прямым лидийским правлением храм Афины в Смирне и его дома были перестроены, и город не был вынужден предоставлять Лидийскому царству военные войска или дань, сама Смирна лежала в руинах, и это произошло только около 580 г. до н.э., во времена правления Крез, сын Алиатта, сказал, что Смирна наконец начнет выздоравливать. [13] [15] [16]
Алиятт также первоначально инициировал дружеские отношения с ионическим городом Колофон , которые включали военный союз, согласно которому город должен был предложить услуги своей знаменитой и внушающей страх кавалерии, которая сама состояла из аристократии Колофона, Лидийскому царству. если Алияттес попросит их помощи. После взятия Смирны Алиатт напал на ионический город Клазомены , но жителям города удалось успешно отбить его с помощью колофонской конницы. После поражения Алиатта Лидийское царство и город Клазомены заключили соглашение о примирении, которое позволило лидийским мастерам работать в Клазоменах и позволило самому Лидийскому царству участвовать в морской торговле, особенно в торговле оливковым маслом, производимым мастерами Клазомен. , но и использовать порт города для экспорта продукции, произведенной в самой Лидии. Вскоре после захвата Смирны и неудачной попытки захватить Клазомены Алиятт вызвал колофонскую конницу в Сарды, где устроил ее резню в нарушение законов о гостеприимстве и перераспределил ее лошадей лидийским кавалеристам, после чего передал сам Колофон под прямое лидийское управление. Причина разрыва Алияттом дружеских отношений с Колофоном неизвестна, хотя археолог Джон Мануэль Кук предположил, что Алиатт мог заключить договор о дружбе и военном союзе с Колофоном, чтобы обеспечить невмешательство города в его военные действия против других греческих городов на западном побережье Малой Азии, но Колофон сначала нарушил эти соглашения. с Алиаттом, поддержав Клазомену своей кавалерией против атаки Алиатта, что побудило лидийского царя принять ответные меры, уничтожив конную аристократию Колофона. [13] [15]
Статус других ионийских греческих городов на западном побережье Малой Азии, то есть Теоса , Лебеда , Тейхиуссы , Мелии, Эритры , Фокеи и Мия , все еще неизвестен в период правления Алиатта, хотя все они в конечном итоге будут подчинены его сын Крез. [13]

Война против мидийцев
[ редактировать ]
Восточные завоевания Аляттеса расширили Лидийскую империю до Верхнего Евфрата, согласно ученому Игорю Дьяконову , который отождествил Аляттес с библейским Гогом . [27] Этот экспансионизм привел Лидийскую империю к конфликту в 590-х годах до нашей эры с мидянами , иранским народом, который изгнал большинство скифов из Западной Азии после участия в разрушении Неоассирийской империи. После того, как в течение этого десятилетия большая часть скифов была изгнана мидянами из Западной Азии в Понтийскую степь , [28] разразилась война между Мидийской империей и другой группой скифов, вероятно, членами отколовшейся группы, образовавшей царство на территории нынешнего Азербайджана . Эти скифы покинули Закавказье, находившееся под властью мидян, и бежали в Сарды, поскольку лидийцы были союзниками скифов. После того, как Алиатт отказался подчиниться требованиям мидийского царя Киаксара о передаче ему этих скифских беженцев, в 590 г. до н. э. вспыхнула война между Мидийским и Лидийским королевствами, которая велась в восточной Анатолии за пределами Птерии. Эта война длилась пять лет, пока (отсюда и названной «Битвой затмения») против лидийской и мидийской армий не произошло солнечное затмение в 585 г. до н.э. во время битвы , которое обе стороны интерпретировали как предзнаменование окончания войны. Вавилонский царь Навуходоносор II и царь Сиеннесис Киликии выступили посредниками в заключенном мирном договоре, который был скреплен браком сына Киаксара Астиага с дочерью Алиатта Ариенисом , а также возможной свадьбой дочери Киаксара либо с Алиаттом, либо с его сын Крез. Граница между Лидийской и Мидийской империями проходила в пока еще не определенном месте в восточной Анатолии; Традиционное описание греко-римских историков Река Халис, установленная в качестве границы между двумя королевствами, по-видимому, была ретроактивной повествовательной конструкцией, основанной на символической роли, которую греки приписывали Галису как разделителю между Нижней Азией и Верхней Азией, а также на том, что Галис был более поздней провинцией. граница в пределах империи Ахеменидов . [27] [29] [25] [30]
Смерть
[ редактировать ]Алияттес умер вскоре после битвы при затмении, в 585 году до нашей эры. [3] после чего Лидия столкнулась с борьбой за власть между его сыном Панталеоном, рожденным от гречанки, и другим его сыном Крезом , рожденным от карийской дворянки, из которой последний вышел победителем. Гробница Алиатта расположена в Сардисе на месте, ныне называемом Бин-Тепе , в большом кургане высотой шестьдесят метров и диаметром двести пятьдесят метров. Гробница состояла из прихожей и камеры с разделяющей их дверью, была построена из хорошо подогнанных и скрепленных больших мраморных блоков, стены ее были прекрасно отделаны изнутри, и в ней находилась ныне утраченная крепидома . Гробница Аляттеса была раскопана генеральным консулом Пруссии Людвигом Петером Шпигельталем в 1853 году и американскими экскаваторами в 1962 и 1980-х годах, хотя к тому времени она была взломана и разграблена грабителями гробниц, которые оставили только алебастр и керамические сосуды. До разграбления гробница Алиатта, вероятно, содержала погребальные дары, состоящие из мебели из дерева и слоновой кости, текстиля, украшений, а также больших наборов решателей и золотых чаш, кувшинов, кратеров и ковшей. [16]
Он создал первые в истории монеты из электрума , природного сплава золота и серебра. Вес любого драгоценного металла нельзя было просто взвесить, поэтому на них был отпечаток, идентифицирующий эмитента, гарантировавшего ценность его содержимого. [31] Сегодня мы по-прежнему используем токен-валюту, ценность которой гарантируется государством, а не стоимостью металла, используемого в монетах. [32] Почти все монеты, используемые сегодня, произошли от его изобретения после того, как технология перешла в обиход греков через Гермодику II — греческую принцессу из Кимы, которая, вероятно, была одной из его жен (если предположить, что он был отнесен к династическому «Мидасу» из-за богатства, накопленного его монетами). и потому что электрум был получен из знаменитой реки Мидаса Пактол ); она также, вероятно, была матерью Креза (см. символику кроссоида ). Он стандартизировал вес монет (1 статер = 168 пшеничных зерен). Монеты были изготовлены с использованием техники штамповки на наковальне , на них отштампована голова льва, символа Мермнадов . [33]
Могила
[ редактировать ]


Гробница Аляттеса до сих пор существует на плато между озером Гигея и рекой Герм к северу от лидийской столицы Сарды — большой земляной холм с основанием из огромных камней. (38.5723401, 28.0451151) Он был раскопан Шпигельталем в 1854 году и обнаружил, что он покрывает большой свод из мелко вырезанных мраморных блоков, к которому с юга ведет проход с плоской крышей из того же камня. Саркофаг и его содержимое были вывезены первыми грабителями гробницы. Все, что осталось, — это несколько разбитых алебастровых ваз, глиняная посуда и древесный уголь. На вершине кургана находились большие фаллисы . каменные [37]
Геродот описал гробницу:
Но там можно увидеть одно здание, которое более примечательно, чем все остальные, за исключением Египта и Вавилона. В Лидии есть гробница Алиатта, отца Креза, основание которой сделано из огромных камней, а остальная часть — из насыпи земли. Его построили торговцы, ремесленники и проститутки. До моего времени сохранилось пять краеугольных камней, установленных на вершине гробницы, и на них была высечена запись о работах, выполненных каждым видом; и измерение показало, что доля проституток в работе была самой большой.
- Геродот 1-93. [38]
Некоторые авторы предполагают, что буддийские ступы произошли от более широкой культурной традиции от Средиземноморья до долины Инда и могут быть связаны с погребальными коническими курганами на круглых основаниях, которые можно найти в Лидии или Финикии с 8-го века до нашей эры, например как гробница Алиатта. [39] [40] [41]
-
Реконструкция кургана Аляттес
-
Вход в гробницу Аляттес
-
Проход к гробнице Аляттеса
-
Внутренний свод гробницы Аляттес
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Weidauer Group XVII, 108 вар. Тритон XXI (2018) нет. 497, продан на аукционе за 2750 долларов США. На этой конкретной монете нет надписи, но она изготовлена из того же штампа, что и современные монеты с надписью WALWEL . ( Группа классической нумизматики ).
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Джеральд Майкл (1996). «Заметки о двух лидийских текстах» . Кадмос . 35 (1): 49–52. дои : 10.1515/кадм.1996.35.1.49 . S2CID 162312829 . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дейл, Александр (2015). «ВАЛВЕТ и КУКАЛИМ: легенды о лидийских монетах, династическая преемственность и хронология королей Мермнада» . Кадмос . 54 : 151–166. дои : 10.1515/kadmos-2015-0008 . S2CID 165043567 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Геродот 1975 , с. 46
- ^ «Краткое содержание Геродота | Тарпли первого этажа» . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ А. Рэймидж, «Золотые Сарды», Золото короля Креза: раскопки в Сардисе и история переработки золота, под редакцией А. Рэймиджа и П. Крэддока, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 2000, стр. 18.
- ^ Имя WALWET начертано на некоторых монетах месторождения Артемисион . Роберт В. Уоллес, «КУКАЛИМ, ВАЛВЕТ и месторождение артемисиона: проблемы ранней анатолийской чеканки электрума: исследования денег и обмена» в: Питер Г. Ван Альфен (ред.) Агораномия: исследования денег и обмена, представленные Джону Х. Кролл , Американское нумизматическое общество (2006) 37–49.
- ^ Интерпретируется как имя Кукаш , эквивалентное Гигесу. Уоллес, «КУКАЛИЦ», пл. 1, 1–4 = Группа Вейдауэра XVIII, Тритон XV №. 1241 (3 января 2012 г.). Продана на аукционе в 2013 году за 25 000 швейцарских франков. ( Группа классической нумизматики )
- ^ Бери и Мейггс 1975 , стр. 82–83.
- ^ Бери и Мейггс 1975 , с. 501
- ^ Бери и Мейггс 1975 , с. 502
- ^ Перейти обратно: а б с д Спалинджер, Энтони Дж. (1978). «Дата смерти Гигеса и ее исторические последствия» . Журнал Американского восточного общества . 98 (4): 400–409. дои : 10.2307/599752 . JSTOR 599752 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 1. Льежский университет . Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 94-55.
- ^ Перейти обратно: а б с Кук 1988 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Меллинк 1991 , с. 643-655.
- ^ Микалсон, Джон Д. (2003). Геродот и религия в персидских войнах . Чапел-Хилл, Северная Каролина : Издательство Университета Северной Каролины . п. 115-116. ISBN 978-0-807-82798-7 .
- ^ Tractatus de mulieribus , «Лидис. У этого же Ксенофила, написавшего лидийские истории, есть жена и сестра Алиат (так в оригинале) из Креза, праотца. Этот сын Алиата (так в оригинале), унаследовавший царство своего отца, был крайне оскорбительным. , так как Она разрывала одежды добродетельных людей и упрекала своего сына, насколько могла, и награждала тех, кого ругали за добродетели и дела, аркос агапастха, кипсемена, болезнь пшеницы и других, тот был лишен, а тот, кто скитался и так же голодал, был подавлен и изменен в это, так что, собственно, и родился самым честным и справедливым».
- ^ Груссе 1970 , с. 9
- ^ Дьяконов 1985 , с. 126.
- ^ Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR 123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Иванчик 1993а , с. 95-125.
- ^ Иванчик 2006 , с. 151.
- ^ Иванчик 1993б .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 2. Льежский университет . Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Кредитование, Йона (2003). «Аляттес Лидии» . Ливиус . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дьяконов 1985 , с. 125-126.
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 567.
- ^ Лелу, Кевин (декабрь 2016 г.). «Битва затмения» . Полемос: Журнал междисциплинарных исследований войны и мира . 19 (2). Полемос. hdl : 2268/207259 . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Роллингер, Роберт (2003). «Западная экспансия Срединной «Империи»: пересмотр» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Саргон Эдитрис и Библиотека. стр. 1–12. ISBN 978-9-990-93968-2 .
- ^ Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Первое издание в США: издательство HarperCollins. п. 182. ИСБН 978-0-06-231609-7 .
- ^ Даулер, Амелия. «Золотая монета Креза» . История мира . Би-би-си. Архивировано из оригинала 22 января 2010 года . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Мандалл, Роберт А. (2002). «Рождение чеканки» . Колумбийское академическое сообщество . дои : 10.7916/D8Q531TK .
- ^ Ратте, Филипп (1993). «Гробница Атьятта» . Публикации Французского института анатолийских исследований (на французском языке). 3 (1): 1–12.
- ^ Тейлор, Ричард П. (2000). Смерть и загробная жизнь: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 381. ИСБН 9780874369397 .
- ^ Фергюссон, Джеймс. Грубые каменные памятники . стр. 31–32.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 776
- ^ Геродот 1-93
- ^ «Вероятно, это связано с общим культурным наследием, простирающимся от Средиземноморья до долины Ганга и проявляющимся в гробницах, конических земляных курганах на круглом фундаменте, датируемых примерно восьмым веком до нашей эры, найденных в Эритрее и Лидии ». Рао, П.Р. Рамачандра (2002). Амаравати . Департамент развития молодежи, туризма и культуры правительства штата Андхра-Прадеш. п. 33.
- ^ О полусферических финикийских гробницах Амрита : Кумарасвами, Ананда К. (1972). История индийского и индонезийского искусства . п. 12 .
- ↑ Комментируя Жисберта Комбаза : «В своем исследовании L'évolution du stupa en Asia он даже заметил, что «задолго до Индии классический Восток был вдохновлен формой курганов для строительства своих гробниц: Фригии, Лидии, Финикии». в Бенисти, Мирей; К. Таникаймони (2003). Стилистика буддийского искусства Индии . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 12. ISBN 9788173052415 .
Источники
[ редактировать ]- Бери, Джей Би ; Мейггс, Рассел (1975) [впервые опубликовано в 1900 году]. История Греции (Четвертое изд.). Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN 0-333-15492-4 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 94–95. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-1304-9 .
- Геродот (1975) [впервые опубликовано в 1954 году]. Берн, Арканзас; де Селинкур, Обри (ред.). Истории . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-051260-8 .
- Кук, Дж. М. (1988). «Восточные греки». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 196–221. ISBN 978-0-521-23447-4 . * Иванчик, Аскольд (1993а). Les Cimmeriens au Proche-Orient [ Киммерийцы на Ближнем Востоке ] (PDF) (на французском языке). Фрибур , Швейцария; Геттинген , Германия: Editions Universitaires (Швейцария); Ванденхук и Рупрехт (Германия). ISBN 978-3-727-80876-0 .
- Иванчик, Аскольд (1993б). «СОБАКИ-ВОИНЫ: Оборотни и скифские нашествия в Малой Азии». истории религий Обзор . 210 (3): 305–330. дои : 10.3406/rhr.1993.1478 . JSTOR 23671794 . Проверено 26 апреля 2023 г.
- Иванчик, Аскольд (2006). Аруз, Джоан; Фаркас, Энн; Фино, Элизабетта Вальц (ред.). Золотой олень Евразии: взгляд на степных кочевников древнего мира . Нью-Хейвен, Коннектикут , США ; Нью-Йорк , США ; Лондон , Великобритания : Метрополитен-музей ; Издательство Йельского университета . п. 146-153. ISBN 978-1-588-39205-3 .
- Меллинк, М. (1991). «Родные королевства Анатолии». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 619–665. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. « Аляттес ». Британская энциклопедия . Том 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 776. Здесь цитируется А. фон Олферс, «О лидийских царских гробницах близ Сард», Abh. Ак., 1858. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Алияттес из Лидии. Архивировано 22 декабря 2012 года в Wayback Machine Джона Лендеринга.