лидийцы


Лидийцы народом , ( греч . Λυδοί; известные как Спарда Ахеменидам , , который говорил на древнеперсидская клинопись 𐎿𐎱𐎼𐎭 ) были анатолийским жившим в Лидии , регионе в западной Анатолии характерном лидийском языке , индоевропейском языке анатолийской группы .
Вопросы, поднятые относительно их происхождения, начиная со 2-го тысячелетия до нашей эры, продолжают обсуждаться историками языка и археологами. [ 2 ] Особая лидийская культура просуществовала, по всей вероятности, по крайней мере незадолго до нашей эры , о чем в последний раз среди дошедших до нас записей свидетельствует Страбон в Кибире на юго-западе Анатолии примерно в его время (I век до н.э.).
Столица Лидии находилась в Сфарде или Сардисе . Их зарегистрированная история государственности, охватывающая три династии, восходящие к позднему бронзовому веку , достигла пика своего могущества и достижений в VII и VI веках до нашей эры, времени, которое совпало с упадком власти соседней Фригии , которая лежала на северо-восток Лидии.
Власть Лидии внезапно закончилась с падением их столицы в результате событий, последовавших за битвой при Галисе в 585 г. до н.э. и поражением от Кира Великого в 546 г. до н.э.

(граница VII века до н.э. выделена красным)
Источники
[ редактировать ]
Материал в виде исторических отчетов о самих себе, найденных на сегодняшний день, скуден; сведения о лидийцах во многом основаны на впечатляющих, но неоднозначных рассказах древнегреческих писателей.
Гомеровым во названием лидийцев было Μαίονες, которое упоминалось среди союзников троянцев время Троянской войны , и от этого имени произошли « Меония » и « меонийцы », и хотя эти термины бронзового века иногда использовались в качестве альтернативы Лидии и лидийцам. , между ними также были внесены нюансы. Первое упоминание лидийцев под таким именем встречается в неоассирийских источниках. В анналах Ассурбанипала (середина VII века до н.э.) упоминается посольство Гу(г)гу, царя Лудди, которого следует отождествлять с Гигом, царем лидийцев. [ 3 ] Кажется вероятным, что термин «лидийцы» стал использоваться по отношению к жителям Сардиса и его окрестностей только с возвышением династии Мермнад . [ 4 ]

Геродот утверждает в своих «Историях» , что лидийцы «были первыми известными нам людьми, которые чеканили и использовали золотую и серебряную валюту». [ 5 ] Хотя это относится конкретно к чеканке монет из электрума , некоторые нумизматы полагают, что чеканка монет как таковая возникла в Лидии. [ 6 ] Он также утверждает, что во времена правления Креза не было другого малоазиатского этноса, более смелого и воинственного, чем лидийцы. [ 7 ]
Таможня
[ редактировать ]
По словам Геродота, как только лидийская девушка достигнет зрелости, она будет заниматься проституцией до тех пор, пока не заработает достаточное приданое , после чего она объявит о своей готовности выйти замуж. Это была общая практика для девушек недворянского происхождения. [ 8 ]
Он также приписывает лидийцам изобретение множества древних игр, в частности «костяшек» , утверждая, что рост популярности игр произошел во время особенно сильной засухи , когда игры давали лидийцам психологическую отсрочку от их проблем. [ 9 ]
Язык и сценарий
[ редактировать ]
Лидийские тексты, обнаруженные на сегодняшний день, немногочисленны и обычно кратки, но тесные связи, поддерживаемые между ведущими учеными анатолийской лингвистики, обеспечивают постоянный импульс и прогресс в этой области, новые эпиграфические находки, добавление свидетельств и постоянную запись новых слов. Тем не менее настоящего прорыва в понимании лидийского языка пока не произошло.
Доступные в настоящее время тексты начинаются примерно с середины VII века и продолжаются до II века до нашей эры, что приводит одного ученого к выводу: «Лидийцы писали рано, но [ в свете доступных источников, похоже ] они писали мало». [ 10 ]
Религия
[ редактировать ]
Ряд лидийских религиозных концепций вполне может восходить к раннему бронзовому веку и даже позднему каменному веку , например, богиня растительности Кора , культ змеи и быка , бог грома и дождя и двойной топор ( Лабрис ) в качестве знака грома, горная богиня-мать ( Мать Богов ), которой помогают львы, связанные или нет с более обсуждаемой Кувавой ( Кибелой ). Трудность соединения лидийской религии и мифологии остается, поскольку взаимные контакты и перенос с древнегреческими концепциями происходили на протяжении более тысячелетия от бронзового века до классических ( персидских ) времен. Как отмечают археологи-исследователи Лидии, Артиму ( Артемида ) и Плданс ( Аполлон ) имеют сильные анатолийские компоненты, а Кибела- Рея , Мать Богов, и Баки (Вакх, Дионис) перешли из Анатолии в Грецию, находясь и в Лидии, и в Греции. Кария , Левс ( Зевс ) сохранили сильные местные черты, но в то же время носили имя своего греческого эквивалента.
Среди других божественных фигур лидийского пантеона , которые до сих пор остаются относительно малоизвестными, Сантаи , сопровождающего Куваву, а иногда и героя, сожженного на костре , и Маривду(ы) можно упомянуть , связанную с тьмой.
В литературе и искусстве
[ редактировать ]
, дочь Тантала и Дионы и сестра Пелопса и Бротеаса , знала Арахну , лидийку, когда она еще была в Лидии/Меонии, в землях своего отца недалеко от горы Сипил Согласно Ниоба рассказу Овидия, . Эти одноименные фигуры, возможно, соответствовали малоизвестным эпохам, связанным с полулегендарной династией Атьядов или Танталидов , и располагались примерно во время возникновения лидийской нации из их предшественников или прежних идентичностей как меонийцев и лувианцев .
несколько рассказов о династии Тилонидов Доступны , пришедших на смену Атиадам или Танталидам, а также о последней лидийской династии Мермнадов , легендарных рассказах о Кольце Гигеса и более позднем возведении Гигеса на лидийский трон и основании новой династии, замена короля Кандаула , последнего из Тайланидов, в союзе с женой Кандаула, которая затем стала его царица — это лидийские истории в полном смысле этого слова, как их изложил Геродот, который сам, возможно, заимствовал свои отрывки у Ксанфа Лидийского , лидийца, который, как сообщается, написал историю своей страны немного раньше в том же столетии.
Несколько выражений о лидийцах были широко распространены в древнегреческом и латинском языках, а их сбор и детальное рассмотрение были сделаны Эразмом в его «Адагии» .
Есть также несколько произведений изобразительного искусства, изображающих лидийцев или использующих в качестве тем темы лидийской истории.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дарий I, надпись DNa, строка 28
- ^ Иво Хайнал. «Лидийский: поздний хеттский или нео-лувийский?» (PDF) . Институт языков и литературы Инсбрукского университета . ; М. Джорджьери; М. Сальвини; MC Тремуй; П. Ванничелли (1999). Ликия и Лидия до эллинизации . Национальный исследовательский совет , Рим .
- ^ Педли, Джон Г., Древние литературные источники о Сардисах , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1972, № 292-293, 295.
- ^ Илья Якубович, Социолингвистика лувийского языка , Лейден: Brill, 2010, с. 114
- ^ Геродот , Истории 1.94
- ^ М. Кролл, рецензия на книгу Г. Ле Райдера « La naissance de la monnaie» , Swiss Numismatic Rundschau 80 (2001), с. 526.
- ^ Геродот , Истории 1.79
- ^ Геродот , Истории 1.93
- ^ Геродот , Истории 1.94
- ^ Джордж М.А. Ханфманн; Уильям Э. Мирс, ред. (1983). Сард от доисторических до римских времен: результаты археологических исследований Сарда, 1958-1975 гг . Издательство Гарвардского университета . п. 89. ИСБН 978-0-674-78925-8 .
Источники
[ редактировать ]- Кристофер Рузвельт (2009). Археология Лидии от Гигея до Александра . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-51987-8 .
- Джордж М.А. Ханфманн; Уильям Э. Мирс, ред. (1983). Сард от доисторических до римских времен: результаты археологических исследований Сарда, 1958-1975 гг . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-85404-630-0 .