Jump to content

лидийцы

(Перенаправлено с лидийского народа )
Лидийский солдат ( древнеперсидская клинопись 𐎿𐎱𐎼𐎭 , Спарда ) [ 1 ] армии Ахеменидов , Ксеркса I гробница , ок. 480 г. до н.э.
Лидия ок. 50 г. н. э. , с основными поселениями и греческими колониями.

Лидийцы народом , ( греч . Λυδοί; известные как Спарда Ахеменидам , , который говорил на древнеперсидская клинопись 𐎿𐎱𐎼𐎭 ) были анатолийским жившим в Лидии , регионе в западной Анатолии характерном лидийском языке , индоевропейском языке анатолийской группы .

Вопросы, поднятые относительно их происхождения, начиная со 2-го тысячелетия до нашей эры, продолжают обсуждаться историками языка и археологами. [ 2 ] Особая лидийская культура просуществовала, по всей вероятности, по крайней мере незадолго до нашей эры , о чем в последний раз среди дошедших до нас записей свидетельствует Страбон в Кибире на юго-западе Анатолии примерно в его время (I век до н.э.).

Столица Лидии находилась в Сфарде или Сардисе . Их зарегистрированная история государственности, охватывающая три династии, восходящие к позднему бронзовому веку , достигла пика своего могущества и достижений в VII и VI веках до нашей эры, времени, которое совпало с упадком власти соседней Фригии , которая лежала на северо-восток Лидии.

Власть Лидии внезапно закончилась с падением их столицы в результате событий, последовавших за битвой при Галисе в 585 г. до н.э. и поражением от Кира Великого в 546 г. до н.э.

Карта Лидийской империи в последний период ее суверенитета при Крезе , VI век до нашей эры.
(граница VII века до н.э. выделена красным)

Источники

[ редактировать ]
Портрет Креза, последнего царя Лидии, аттическая краснофигурная амфора, написанная ок. 500–490 гг . до н.э.

Материал в виде исторических отчетов о самих себе, найденных на сегодняшний день, скуден; сведения о лидийцах во многом основаны на впечатляющих, но неоднозначных рассказах древнегреческих писателей.

Гомеровым во названием лидийцев было Μαίονες, которое упоминалось среди союзников троянцев время Троянской войны , и от этого имени произошли « Меония » и « меонийцы », и хотя эти термины бронзового века иногда использовались в качестве альтернативы Лидии и лидийцам. , между ними также были внесены нюансы. Первое упоминание лидийцев под таким именем встречается в неоассирийских источниках. В анналах Ассурбанипала (середина VII века до н.э.) упоминается посольство Гу(г)гу, царя Лудди, которого следует отождествлять с Гигом, царем лидийцев. [ 3 ] Кажется вероятным, что термин «лидийцы» стал использоваться по отношению к жителям Сардиса и его окрестностей только с возвышением династии Мермнад . [ 4 ]

Монета начала VI века до нашей эры, отчеканенная королем Лидии.

Геродот утверждает в своих «Историях» , что лидийцы «были первыми известными нам людьми, которые чеканили и использовали золотую и серебряную валюту». [ 5 ] Хотя это относится конкретно к чеканке монет из электрума , некоторые нумизматы полагают, что чеканка монет как таковая возникла в Лидии. [ 6 ] Он также утверждает, что во времена правления Креза не было другого малоазиатского этноса, более смелого и воинственного, чем лидийцы. [ 7 ]

Лидийская делегация в Ападане, ок. 500 г. до н.э.

По словам Геродота, как только лидийская девушка достигнет зрелости, она будет заниматься проституцией до тех пор, пока не заработает достаточное приданое , после чего она объявит о своей готовности выйти замуж. Это была общая практика для девушек недворянского происхождения. [ 8 ]

Он также приписывает лидийцам изобретение множества древних игр, в частности «костяшек» , утверждая, что рост популярности игр произошел во время особенно сильной засухи , когда игры давали лидийцам психологическую отсрочку от их проблем. [ 9 ]

Язык и сценарий

[ редактировать ]
Мраморная стела с лидийским текстом. Как и другие письменности Анатолии железного века, лидийский алфавит родствен восточно-греческому алфавиту, но имеет уникальные особенности.

Лидийские тексты, обнаруженные на сегодняшний день, немногочисленны и обычно кратки, но тесные связи, поддерживаемые между ведущими учеными анатолийской лингвистики, обеспечивают постоянный импульс и прогресс в этой области, новые эпиграфические находки, добавление свидетельств и постоянную запись новых слов. Тем не менее настоящего прорыва в понимании лидийского языка пока не произошло.

Доступные в настоящее время тексты начинаются примерно с середины VII века и продолжаются до II века до нашей эры, что приводит одного ученого к выводу: «Лидийцы писали рано, но [ в свете доступных источников, похоже ] они писали мало». [ 10 ]

Гора Тмол ( сегодня Боздаг ) в центре Лидии.

Ряд лидийских религиозных концепций вполне может восходить к раннему бронзовому веку и даже позднему каменному веку , например, богиня растительности Кора , культ змеи и быка , бог грома и дождя и двойной топор ( Лабрис ) в качестве знака грома, горная богиня-мать ( Мать Богов ), которой помогают львы, связанные или нет с более обсуждаемой Кувавой ( Кибелой ). Трудность соединения лидийской религии и мифологии остается, поскольку взаимные контакты и перенос с древнегреческими концепциями происходили на протяжении более тысячелетия от бронзового века до классических ( персидских ) времен. Как отмечают археологи-исследователи Лидии, Артиму ( Артемида ) и Плданс ( Аполлон ) имеют сильные анатолийские компоненты, а Кибела- Рея , Мать Богов, и Баки (Вакх, Дионис) перешли из Анатолии в Грецию, находясь и в Лидии, и в Греции. Кария , Левс ( Зевс ) сохранили сильные местные черты, но в то же время носили имя своего греческого эквивалента.

Среди других божественных фигур лидийского пантеона , которые до сих пор остаются относительно малоизвестными, Сантаи , сопровождающего Куваву, а иногда и героя, сожженного на костре , и Маривду(ы) можно упомянуть , связанную с тьмой.

В литературе и искусстве

[ редактировать ]
«Царь Крез принимает дань от лидийского крестьянина», картина Клода Виньона , 1629 год.

, дочь Тантала и Дионы и сестра Пелопса и Бротеаса , знала Арахну , лидийку, когда она еще была в Лидии/Меонии, в землях своего отца недалеко от горы Сипил Согласно Ниоба рассказу Овидия, . Эти одноименные фигуры, возможно, соответствовали малоизвестным эпохам, связанным с полулегендарной династией Атьядов или Танталидов , и располагались примерно во время возникновения лидийской нации из их предшественников или прежних идентичностей как меонийцев и лувианцев .

несколько рассказов о династии Тилонидов Доступны , пришедших на смену Атиадам или Танталидам, а также о последней лидийской династии Мермнадов , легендарных рассказах о Кольце Гигеса и более позднем возведении Гигеса на лидийский трон и основании новой династии, замена короля Кандаула , последнего из Тайланидов, в союзе с женой Кандаула, которая затем стала его царица — это лидийские истории в полном смысле этого слова, как их изложил Геродот, который сам, возможно, заимствовал свои отрывки у Ксанфа Лидийского , лидийца, который, как сообщается, написал историю своей страны немного раньше в том же столетии.

Несколько выражений о лидийцах были широко распространены в древнегреческом и латинском языках, а их сбор и детальное рассмотрение были сделаны Эразмом в его «Адагии» .

Есть также несколько произведений изобразительного искусства, изображающих лидийцев или использующих в качестве тем темы лидийской истории.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дарий I, надпись DNa, строка 28
  2. ^ Иво Хайнал. «Лидийский: поздний хеттский или нео-лувийский?» (PDF) . Институт языков и литературы Инсбрукского университета . ; М. Джорджьери; М. Сальвини; MC Тремуй; П. Ванничелли (1999). Ликия и Лидия до эллинизации . Национальный исследовательский совет , Рим .
  3. ^ Педли, Джон Г., Древние литературные источники о Сардисах , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1972, № 292-293, 295.
  4. ^ Илья Якубович, Социолингвистика лувийского языка , Лейден: Brill, 2010, с. 114
  5. ^ Геродот , Истории   1.94
  6. ^ М. Кролл, рецензия на книгу Г. Ле Райдера « La naissance de la monnaie» , Swiss Numismatic Rundschau 80 (2001), с. 526.
  7. ^ Геродот , Истории   1.79
  8. ^ Геродот , Истории   1.93
  9. ^ Геродот , Истории   1.94
  10. ^ Джордж М.А. Ханфманн; Уильям Э. Мирс, ред. (1983). Сард от доисторических до римских времен: результаты археологических исследований Сарда, 1958-1975 гг . Издательство Гарвардского университета . п. 89. ИСБН  978-0-674-78925-8 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e84371cdf109607500001b8f6f753b1__1719180060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/b1/4e84371cdf109607500001b8f6f753b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lydians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)