Королевство Армения (древность)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Армения Армянский | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
331 г. до н.э. – 428 г. н.э. | |||||||||||
Статус | Сатрапия , Королевство , Империя , Провинция | ||||||||||
Капитал | Армавир (331–210 до н. э.) Ервандашат (210–176 до н. э.) Арташат (176–77 до н.э.; 69–120 н.э.) Тиграноцерта (77 г. до н.э. – 69 г. н.э.) Вагаршапат (120–330) Dvin (336–428) | ||||||||||
Общие языки | Армянский (разговорный родной язык) [1] Греческий арамейский [2] Иранские языки ( парфянский и среднеперсидский ) | ||||||||||
Религия |
| ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король , Король королей | |||||||||||
• 331–317 гг. до н.э. | Оронтес 3 | ||||||||||
• 422–428 | Арташес IV | ||||||||||
Историческая эпоха | Античность , Средневековье | ||||||||||
• сатрапия Армении. Образована | в. 533 г. до н.э. | ||||||||||
правления Оронта III • Начало | 331 г. до н. э. | ||||||||||
63 г. н. э. | |||||||||||
301 год нашей эры | |||||||||||
387 г. н.э. | |||||||||||
• последний царь Армении Аршакид Свергнут | 428 г. н.э. | ||||||||||
Область | |||||||||||
в. 70 г. до н.э. [4] | 900 000 км 2 (350 000 квадратных миль) | ||||||||||
в. 300 г. н.э. [5] | 311 000 км 2 (120 000 квадратных миль) | ||||||||||
Население | |||||||||||
• в. 70 г. до н.э. [4] | 10,000,000 | ||||||||||
• в. 300 г. н.э. [5] | 4,000,000 | ||||||||||
Валюта | Выбирать [ нужна ссылка ] | ||||||||||
|
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Армения , Королевство также Великая romanized: Mets Hayk’i t’agavorut’yunАрмения [6] или просто Великая Армения или Большая Армения (арм.: Метс Хайк Мец Айк ; [7] На латыни : Армения Майор ), иногда называемая Армянской империей , — королевство на Древнем Ближнем Востоке , существовавшее с 331 г. до н.э. по 428 г. н.э. Его история разделена на последовательные правления трех царских династий : Оронтидов (331–200 до н.э.), [8] [9] Арташесид (189 г. до н.э. – 12 г. н.э.) [10] [11] [12] и Аршацид (52–428). [13]
Корень царства лежит в одной из сатрапий Персидской империи Ахеменидов под названием Армения ( Сатрапия Армении ), образовавшейся на территории Араратского царства (860 г. до н. э.–590 г. до н. э.) после его завоевания мидийцами . Империя в 590 г. до н.э. Сатрапия стала королевством в 321 г. до н.э. во время правления династии Оронтидов после завоевания Персии Александром Македонским , которая затем была включена в состав одного из эллинистических царств Империи Селевкидов .
При Империи Селевкидов (312–63 гг. До н.э.) армянский престол был разделен на две части - Великую Армению (государство) и Софену , - оба из которых перешли к членам династии Арташесидов в 189 г. до н.э. Во время восточной экспансии Римской республики Армянское королевство под властью Тиграна Великого достигло своего пика с 83 по 69 г. Армения превратилась в империю на короткий период, пока она сама не была завоевана Римом в 69 г. до н.э. Остальные цари Арташесиды правили как клиенты Рима, пока не были свергнуты в 12 году нашей эры из-за их возможной преданности главному сопернику Рима в регионе, Парфии .
Во время римско-парфянских войн династия Аршакидов в Армении была основана, когда Тиридат I , член парфянской династии Аршакидов, был провозглашен царем Армении в 52 году. На протяжении большей части своей истории в этот период Армения была предметом ожесточенных споров между Римом и Парфянами. Парфия, а армянская знать была разделена на проримские, пропарфянские или нейтральные фракции. С 114 по 118 годы Армения ненадолго стала провинцией Римской империи при императоре Траяне . Королевство Армения часто выступало в качестве государства-клиента или вассала на границе двух крупных империй и их преемников, Византийской и Сасанидской империй. В 301 году Тиридат III провозгласил христианство государственной религией Армении, сделав Армянское царство первым государством в истории, официально принявшим христианство.
В 387 году Армения была разделена на Византийскую Армению и Персидскую Армению . Последний царь Армении Аршакиды был свергнут в 428 году, положив конец независимой армянской государственности до возникновения Багратидской Армении в 9 веке.
История
Происхождение
До 9 века до нашей эры географический регион, известный как Армянское нагорье, был населен протоармянскими и другими племенами, которые еще не составляли унитарного государства или нации. Первым государством, управлявшим значительной частью Армянского нагорья, было Королевство Урарту , также известное как Ванское или Араратское царство и называемое Биайнили на урартском языке, используемом его правителями. Царство конкурировало с Ассирией за господство в горной местности Арарата и Плодородного полумесяца .
Оба царства пали перед иранскими захватчиками с востока ( мидянами , а затем персами-ахеменидами ) в VI веке до нашей эры. Ее территория была реорганизована в сатрапию под названием Армения . правила Династия Оронтидов как сатрапы Империи Ахеменидов в течение трех столетий, пока империя не потерпела поражение от Александра Великого Македонской империи в битве при Гавгамелах в 331 году до нашей эры. После смерти Александра в 323 г. до н.э. македонский полководец по имени Неоптолем владел Арменией, пока не умер в 321 г. до н.э., и Оронтиды вернулись не как сатрапы, а как цари.
Династия Оронтидов
Оронт III и правитель Малой Армении Митридат признали себя независимыми, возведя таким образом бывшую армянскую сатрапию в царство, породив царства Армения и Малая Армения. Оронт III также разгромил фессалийского полководца Менона , который хотел захватить золотые прииски Спера .
Ослабленный империей Селевкидов пришедшей на смену Македонской империи, последний царь Оронтидов, , свергнут в 201/200 г. IV , был Оронт были связаны с самой династией Оронтидов .
Династия Арташесидов
Влияние Империи Селевкидов на Армению ослабло после ее поражения от римлян в битве при Магнезии в 190 г. до н.э. было основано эллинистическое армянское государство Таким образом, в том же году Арташесом I наряду с армянским царством Софены во главе с Зариадресом . Арташес захватил Ервандашат , объединил Армянское нагорье за счет соседних племен и основал новую царскую столицу Артаксату близ реки Аракс . [14] Согласно Страбону и Плутарху , Ганнибал был принят при армянском дворе Арташеса I. Авторы добавляют апокрифическую историю о том, как Ганнибал планировал и руководил строительством Артаксаты. [15] Новый город был заложен на стратегическом месте на стыке торговых путей, соединявших древнегреческий мир с Бактрией , Индией и Черным морем , что позволило армянам процветать. [14] Тигран Великий увидел возможность для расширения в постоянных междоусобицах на юге. В 83 г. до н.э. по приглашению одной из фракций, участвовавших в бесконечных гражданских войнах, он вошел в Сирию и вскоре утвердился в качестве правителя Сирии, империи Селевкидов фактически положив конец , и мирно правил в течение 17 лет. В зените своего правления Тигран Великий расширил территорию Армении за пределы Армянского нагорья, заняв часть Кавказа и территорию, которая сейчас является юго-восточной Турцией , Ираном , Сирией и Ливаном , став одним из самых могущественных государств Римской империи. Восток.
Римское правление
Армения стала Рима королевством-клиентом в 66 г. до н.э., после окончательного поражения союзника Армении Митридата VI Понтийского от Помпея в битве при Лике . [16]
Марк Антоний вторгся в королевство и разбил его в 34 г. до н. э., но римляне потеряли гегемонию во время Последней войны Римской республики в 32–30 г. до н. э. В 20 г. до н.э. Август заключил перемирие с парфянами , сделав Армению буферной зоной между двумя крупными державами.
Август назначил Тиграна V царем Армении в 6 году нашей эры, но правил вместе с Эрато Арменией . Затем римляне назначили Митридата Армянского царем-клиентом. Митридат был арестован Калигулой , но позже восстановлен Клавдием . Впоследствии Армения часто была предметом раздора между Римом и Парфией, причем обе крупные державы поддерживали противостоящих государей и узурпаторов . Парфяне вынудили Армению подчиниться в 37 году нашей эры, но в 47 году нашей эры римляне вернули себе контроль над царством. В 51 году нашей эры Армения пала в результате иберийского вторжения, спонсируемого Парфией во главе с Радамистом . Тигран VI из Армении правил с 58 г. н. э., снова установленный при поддержке Рима. Период беспорядков заканчивается в 66 году нашей эры, когда Тиридата I из Армении короновал Нерон . На оставшееся время существования Армянского царства Рим по-прежнему считал его клиентским королевством де-юре , но правящая династия имела парфянское происхождение, и современные римские писатели считали, что Нерон де-факто уступил Армению парфянам. [17]
Династия Аршакидов
При Нероне римляне вели кампанию (55–63) против Парфянской империи , которая вторглась в Армянское царство в союзе с римлянами. Завоевав Армению в 60 г., а затем потеряв ее в 62 г., римляне отправили Легион Аполлинария из Паннонии к Гнею Домицию Корбулону , легату Сирии XV . В 63 году, усиленный дополнительно легионами III Галлики , V Македонии , X Фретенсиса и XXII , генерал Корбулон вошел на территории Вологаса I Парфянского , который затем вернул Армянское царство Тиридату , брату царя Вологаса I. Соглашение было достигнуто в Рандейском договоре в 63 году, согласно которому члены парфянской династии Аршакидов будут править Арменией в качестве царей-клиентов Рима.
Другую кампанию возглавил император Луций Вер в 162–165 годах, после того как Вологас IV из Парфии вторгся в Армению и посадил на трон своего главного полководца. Чтобы противостоять парфянской угрозе, Вер отправился на восток. Его армия одержала значительные победы и вернула столицу. Согемус , римский гражданин армянского происхождения, был назначен новым царем-клиентом . Но во время эпидемии среди римских войск парфяне вернули себе большую часть утраченной территории в 166 г. Согем отступил в Сирию, и династия Аршакидов была восстановлена к власти в Армении.
После падения династии Аршакидов в Персии последующая империя Сасанидов стремилась восстановить персидский контроль. Сасанидские персы оккупировали Армению в 252 году. Однако в 287 году Тиридата III Великого римские армии привели к власти . После распространения христианства в Армении Григорием Просветителем Тиридат принял христианство и сделал его официальной религией своего царства. Датой обращения Армении в христианство традиционно считается 301 год, что предшествует обращению римского императора Константина Великого и Миланскому эдикту на дюжину лет .В 387 году Королевство Армения было разделено между Восточной Римской империей и Империей Сасанидов. Западная Армения сначала стала провинцией Римской империи под названием Малая Армения , а позднее Византийская Армения ; Восточная Армения оставалась царством в составе Персии до тех пор, пока в 428 году местная знать не свергла царя, и Сасаниды не назначили марзбана ( правителя на его место марзпаната . ), положив начало периоду Персидская Армения . Эти части исторической Армении оставались под твердым контролем Персии до мусульманского завоевания Персии , в то время как византийские части оставались до тех пор, пока не были завоеваны, в том числе вторжением арабских армий, в VII веке. В 885 году, после многих лет римского, персидского и арабского правления, Армения восстановила свою независимость под властью династии Багратуни .
Армия
При Тигране Великом
Армия Армянского царства достигла своего расцвета при правлении Тиграна Великого . По словам автора «Юдифи» , его армия включала колесницы и 12 000 кавалеристов, скорее всего, тяжелую конницу или катафрактов — подразделение, также широко использовавшееся селевкидами и парфянами. Его армия состояла в основном из 120 000 пехотинцев и 12 000 конных лучников , что также является важной особенностью парфянской армии . Как и у Селевкидов, основную часть армии Тиграна составляли пехотинцы. Еврейский историк Иосиф Флавий говорит в общей сложности о 500 000 мужчин, включая последователей лагеря. Эти последователи состояли из верблюдов, ослов и мулов, используемых в качестве обоза, овец, крупного рогатого скота и коз в пищу, которых, как говорят, было в изобилии запасено на каждого человека, а также кладов золота и серебра. В результате марширующая армянская армия была указана как «огромная, нерегулярная сила, слишком большая, чтобы ее можно было сосчитать, как саранча или пыль земная», мало чем отличающаяся от многих других огромных восточных армий того времени. Меньшие каппадокийские , греко-финикийские и набатейские армии, как правило, не могли сравниться с огромным числом солдат, с организованными Римская армия со своими легионами в конечном итоге стала гораздо более серьезной проблемой для армян. [18]
Обратите внимание, что цифры, приведенные израильскими историками того времени, вероятно, были преувеличены, учитывая тот факт, что хасмонейские евреи проиграли войну против Тиграна.
Плутарх писал, что армянские лучники своими смертельно точными стрелами могли убивать с 200 метров. Римляне восхищались и уважали храбрость и воинственный дух армянской конницы – ядра армии Тиграна. Римский историк Саллюстий Крисп писал, что армянин [Айрудзи – букв. всадники] Конница была «замечательна красотой своих лошадей и доспехов». Лошади в Армении издревле считались важнейшей частью и гордостью воина. [19]
Айрудзи
С древности в Армянском царстве существовала кавалерия под названием «Азатавреар», состоявшая в основном из элитных армян. Конница «Азатавреар» составляла основную часть царского двора. В средние века конница собиралась из дворян (обычно младших сыновей армянских лордов) и называлась Айрудзи, или «всадники». В мирное время армянская кавалерия была разделена на небольшие группы, которые взяли на себя роль охраны короля и других армянских лордов, а также их семей. Некоторая часть армянской кавалерии постоянно патрулировала границы Армении под командованием армянского генерала (спарапета). Группа армянской кавалерии, основной задачей которой была защита армянского царя и его семьи, в древний период состояла из 6000 всадников в тяжелых доспехах, а в средневековый период - из 3000 всадников. Во время войны численность армянской кавалерии возрастала, по оценкам, от 10 000 до как минимум 20 000 всадников. Помимо тяжелой кавалерии существовала и легкая кавалерия, состоявшая в основном из конных лучников. [ нужна ссылка ]
Легио I Армения — Первый армянский легион
«Легио Арменияка» переводится с латыни как «Армянский легион», а «прима» — как «первый». Армянский Первый легион был одним из римских имперских легионов позднего периода. Этот Легион упоминается в позднеантичном тексте, известном как Notitia Dignitatum . Наиболее вероятно, что Первый армянский легион был сформирован во 2 или 3 веке нашей эры в западной части Королевства с миссией защиты земель Армении от вторжения. Возможно, сначала это был гарнизон армянских земель, находившихся под контролем Римской империи . Армянский Первый легион принял участие в злополучной персидской кампании императора Юлиана Отступника в 363 году.
Легио II Армения — Второй армянский легион
«Легио Арменияка» переводится с латыни как «Армянский легион », а «Секунда» — «Второй». легионов позднего периода Как и Первый легион, Второй армянский легион был одним из римских имперских . Этот легион также упоминается в Notitia Dignitatum. Считалось, что Второй армянский легион был создан примерно в конце III или начале IV века. Армянский Второй легион имел постоянный лагерь в одной из северных провинций Востока и построил лагерь в Сатале . Второй армянский легион упоминается в 360 году нашей эры как часть гарнизона Безабды (ранее называемой Финикией) в верхнем Тигре. В Безабде Второй армянский легион служил вместе с легионами Парфика и II Флавия. В 390 году нашей эры Безабде был взят персидской армией, и против жителей и гарнизона последовала ужасная кровавая резня. Легион, казалось, пережил эту битву, поскольку он фигурирует в Notitia Dignitatum, написанном в V веке.
Позже Второй армянский легион вошел в состав византийской армии.
Мифология и дохристианская религия
В дохристианский армянский пантеон входили:
- Арамазд – родственник иранского Ахура Мазды (или Ормазда ). Глава пантеона, отождествляемый с Зевсом в интерпретации graeca .
- Аманор и/или Ванатур – бог армянского нового года Навасарда в конце июля. Его храм находился в Диядине .
- Анаит – родственница иранского Анахита . Богиня плодородия и рождения, дочь или жена Арамазда, Анаит отождествляется с Артемидой и Афродитой . Храмы, посвященные Анаит, были созданы в Армавире , Арташате , Аштишате .
- Ара Прекрасный – умирающий и воскресающий бог, убитый в войне против Семирамиды .
- Астхик – родственница семитской Иштар . Богиня плодородия и супруга Ваагна , разделившая с ним храм в Дерике . Праздник Вардавар изначально был в честь Астхик.
- Барсамин – бог неба и погоды, вероятно, происходящий от семитского бога Баал Шамина .
- Айк – Легендарный праотец армянского народа, лучник и убийца Титана Бела .
- Михр – родственник персидского Митры . Бог солнца и света, сын Арамазда , брат Анаит и Нане . Его центр поклонения находился в Багахариче, и ему был посвящен храм Гарни.
- Нане — возможный родственник шумерского Наная . Дочь Арамазда, богини войны и материнства. Ее культ был связан с Анаит , оба их храма располагались недалеко друг от друга в Гаваре .
- Тир или Тиур – Бог мудрости, культуры, науки и учебы, он также был толкователем снов. Он был посланником богов и был связан с Аполлоном . Храм Тира находился недалеко от Арташата .
- Цовинар – также называемая Нар , она была богиней дождя, моря и воды, хотя на самом деле она была огненным существом, вызывающим дождь.
- Ваагн — родственник иранского Веретрагна . Бог бури и геркулесовый убийца драконов. В Дерике располагался центральный храм Ваагна.
В I веке нашей эры христианство распространилось по Армении благодаря (по преданию) усилиям апостолов Варфоломея и Фаддея . После гонений со стороны царей Санатрука , Аксидара , Хосрова I и Тиридата III христианство было принято в качестве государственной религии Тиридатом III после того, как он был обращен Григорием Просветителем . Принятие Арменией христианства в качестве государственной религии (первая страна, принявшая это) отличало ее от парфянского и мазденского влияния. [20]
Зороастризм
До позднепарфянского периода Армения была преимущественно зороастрийской страной. [21] С приходом христианства язычество и зороастризм постепенно начали приходить в упадок. Основатель ветви Аршакидов в Армении Тиридат I был зороастрийским жрецом или магом. [22] [21] Известным эпизодом, иллюстрирующим соблюдение армянскими Аршакидами, является знаменитое путешествие Тиридата I в Рим в 65–66 годах нашей эры. [23] С принятием христианства в начале IV века влияние зороастризма в королевстве постепенно начало снижаться.
Литература
О дохристианской армянской литературе известно немного. Многие известные нам литературные произведения были сохранены и затем представлены нам Моисеем из Хорены . Это языческая армянская песня, повествующая о рождении Ваагна :
Армянская версия
Небо на небо, небо на землю
Небо и море абрикосовые,
Небо и море имели красивый тростник.
При этом из камыша валил дым.
И камыши завелись,
И там в огонь бежал мальчик.
У него был зять.
У моей матери было пламя.
А глаза были источником солнца.
Перевод
В родах были небо и земля,
И в родах пурпурное море,
Роды держал в море маленький красный тростник.
Из дупла стебля вышел дым,
Из полости стебля вышло пламя,
И из пламени выбежал юноша․
У него были огненные волосы,
Да, у него тоже была пылающая борода,
И его глаза, они были как солнца.
Язык
До армянского алфавита создания армяне использовали арамейский и греческий алфавиты , последний из которых оказал большое влияние на армянский алфавит.Армянский алфавит был создан святым Месропом Маштоцем и Исааком Армянским (Сааком Партевом) в 405 году нашей эры, прежде всего для перевода Библии на армянский язык . Традиционно считается, что следующая фраза, переведенная из Соломона Книги Притчей , является первым предложением, записанным Маштоцем на армянском языке:
Знать мудрость и премудрость, знать мой язык как гений .
Čanačʿel zimastutʿiun yev zxrat, imanal zbans hančaroy.
Знать мудрость и наставление; воспринимать слова понимания.— Книга Притчей , 1:2.
Ко II веку до нашей эры, согласно Страбону , жители Великой Армении говорили на армянском языке , подразумевая, что современные армяне произошли от этого населения. [24] [25] [26] [27]
Столицы
Армянская государственность |
---|
- Ервандашат – древний город расположен на откосе с видом на слияние рек Аракс и Ахурян . По словам Мовсеса Каганкатваци , Оронт IV основал Ервандашат, чтобы заменить Армавир в качестве своей столицы после того, как Армавир остался сухим из-за смещения Аракса. Археологический объект не подвергался серьезным исследованиям, но были обнаружены укрепления и некоторые остатки дворцов. Древний Ервандашат был разрушен армией персидского царя Шапура II в 360-х годах.
- Арташат (Артаксата) – Царь Арташес I основал Арташат в 185 году до нашей эры в районе Остана в исторической провинции Айрарат , в месте, где река Аракс в древнюю эпоху соединялась с рекой Мецамор, недалеко от высот Хор Вирап . Историю основания приводит армянский историк Мовсес Хоренаци V века: «Арташес отправился к месту слияния рек Ерасх и Мецамор и приглянулся положению холмов (примыкающих к горе Арарат). ), он выбрал его местом своего нового города, назвав его в честь себя». [28] Согласно отчетам греческих историков Плутарха и Страбона , Арташат был выбран и построен по совету карфагенского полководца Ганнибала . Стратегическое положение города в долине Аракса на Шелковом пути вскоре сделало Арташат центром оживленной экономической деятельности и процветающей международной торговли, связывая Персию и Месопотамию с Кавказом и Малой Азией . Его экономическое богатство можно оценить по многочисленным баням, рынкам, мастерским и административным зданиям, возникшим во время правления Арташеса I. В городе была своя казна и обычаи. Амфитеатр Арташата был построен во времена правления царя Артавазда II (55–34 гг. до н.э.). Остатки огромных стен, окружающих город, построенных царем Арташесом I, до сих пор можно найти в этом районе. Потеряв статус столицы, Арташат постепенно утратил свое значение.
- Тигранакерт был основан армянским императором Тиграном Великим в I веке до нашей эры. Тигранакерт был основан как новая столица Армянской империи, чтобы занять более центральное положение в границах расширяющейся империи. Его население составляло 120 000 человек, а также здесь было много храмов и амфитеатра .
- Вагаршапат – В первой половине I века, во время правления армянского Аршакуни царя Вологасеса I (Вагарша I) (117–144 гг.), старый город Вардгесаван был отреставрирован и переименован в Вагаршапат, что до сих пор остается официальным названием Вагаршапата. город. Первоначальное название, сохраненное византийским историком Прокопием (« Персидские войны »), было Валашабад — «город Валаш/Балаш», названный в честь царя Балаша/Валаша/Валарша Армении. Имя превратилось в свою более позднюю форму в результате замены средней буквы L на Gh, что распространено в армянском языке . Хоренаци упоминает, что город Вардгес был полностью перестроен и огорожен Вагаршем I, и в конечном итоге стал известен как Норакагхак («Новый город») или Вагаршапат. Город служил столицей Армянского царства Аршакуни между 120 и 330 годами нашей эры и оставался самым важным городом страны до конца 4 века. Когда христианство стало государственной религией Армении, Вагаршапат со временем стал называться Эчмиадзин (или Эчмиадзин), по имени Материнский собор . Начиная с 301 года, город стал духовным центром армянского народа, местом расположения Армянского католикосата, одной из старейших религиозных организаций в мире. В Вагаршапате находилась одна из старейших школ, основанных святым Маштоцем , и первая библиотека рукописей в Армении, основанная в 480 году нашей эры. Начиная с VI века, город постепенно терял свое значение - особенно после переноса резиденции Католикосата в Двин в 452 году - вплоть до основания Багратидского Армянского царства в 885 году. После падения династии Багратидов в 1045 году, город постепенно становился незначительным местом до 1441 года, когда резиденция Армянского католикосата была перенесена из киликийского города Сис обратно в Эчмиадзин.
- Двин – Древний город Двин был построен Хосровым III Малым в 335 году на месте древнего поселения и крепости 3-го тысячелетия до нашей эры. С тех пор город использовался как основная резиденция армянских царей династии Аршакуни . Население Двина составляло около 100 000 граждан различных профессий, включая искусство и ремесла, торговлю, рыболовство и т. Д. После падения Армянского царства в 428 году Двин стал резиденцией назначенных Сасанидами марзпанов (правителей), византийских куропалатов , а затем Омейядов. и Аббасиды - назначенные остиканами (губернаторами), все из которых принадлежали к старшему нахарарскому роду. В 640 году Двин был центром Армянского эмирата.
Политическая география
Королевство Армения граничило с Кавказской Албанией на востоке, Иберией на севере, Римской империей на западе и Парфией, позже сменившейся Сасанидской империей, на юге. Границей между Иберией и Королевством Армения проходила река Кура , которая также была границей между Кавказской Албанией и Королевством Армения.
После 331 года до нашей эры Армения была разделена на Малую Армению (область Понтийского царства ), Армянское царство (соответствующее Большой Армении) и Софенское царство . В 189 г. до н.э., когда началось правление Арташеса I , многие соседние страны ( Мидия , Кавказская Иберия , империя Селевкидов ), используя ослабленное состояние царства, завоевали его отдаленные районы. Страбон говорит, что Арташес I вел кампанию на востоке и воссоединил Каспиану и Пайтакаран , затем вел кампанию на севере, разгромил иберов , воссоединив Гугарк ( Страбон также отмечает, что Иберия признала себя вассалами Армянского царства в это время), на западе , воссоединив Карин , Экегик и Держан и на юг, где после многих сражений с империей Селевкидов воссоединил Тморик. Арташесу I не удалось воссоединить Малую Армению , Кордуену и Софену , что завершил его внук Тигран Великий . На пике своего развития, при Тигране Великом, он включал, помимо Большой Армении, Иберию , Албанию , Каппадокию. , Киликия , Армянская Месопотамия , Осроена , Адиабена , Сирия , Ассирия , Коммагена , Софен , Иудея и Атропатена . Парфия , а также некоторые арабские племена были вассалами Тиграна Великого.
Провинции
Традиционно Великая Армения делилась на 15 провинций. Все эти провинции когда-то существовали, но никогда не существовали одновременно. В действительности Великая Армения состояла из почти 200 районов разного размера и типа. Эти 15 провинций были следующими: [29]
Другие регионы Армении:
- Малая Армения (не входит в состав Королевства Армения) [29]
- Армянская Месопотамия [33] [34] [35]
Карты
- Мир в 323 г. до н.э.
- Мир в 200 г. до н.э.
- Мир в 100 г. до н.э.
- Оронтид Армения
- Армянская империя при Тигране Великом
- Arshakuni Armenia in 150 AD
- Персидская Армения
- Византийская Армения
Ссылки
Цитаты
- ^ Ланг 1970 , с. 126.
- ^ Канепа 2020 , с. 101.
- ^ Кертис 2016 , с. 185; Бойс 1984 , с. 84; де Йонг 2015 , стр. 119–120, 123–125; Рассел 1987 , стр. 170–171, 268.
- ^ Перейти обратно: а б Манасерян, Рубен Л. [на армянском языке] (2022). «Об оценке личности и деятельности Тиграна Великого» (PDF) . Ну давай же . 39. дои : 10.57192/18291864-2022.3-33 .
Правление армянского царя на территории площадью 900 000 км² с населением 10 миллионов человек.
- ^ Перейти обратно: а б Еремян, Сурен (1984). История армянского народа, Х. 2. [История армянского народа. Том. 2] (на армянском языке). Ереван: Армянская академия наук. п. 144 .
В этот период все Армянское государство, площадь которого составляет 311 тысяч квадратных метров. км, с населением около четырех миллионов...
- ^ «Царство Великой Армении» . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ Адонц, Николас (1970). Реформа Юстиниана в Армении . Лиссабон: Фонд Галуста Гюльбенкяна. п. 310.
- ^ Мах Чахин (2001). Королевство Армения. Суррей: Рутледж. стр. 185–190.
- ^ «Армения – география и история» . britannica.com . Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Артаксиас | царь Армении» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 г. Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ «Тигран II Великий | царь Армении» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 05 сентября 2015 г. Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ «Артавасд II | царь Армении» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 г. Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Маранчи, Кристина (12 октября 2018 г.). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-026900-5 . Архивировано из оригинала 01 октября 2022 г. Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарсоян 2004 , с. 49.
- ^ Бурнутиан 2006 , стр. 29.
- ^ Паттерсон 2015 , с. 77.
- ^ Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне (Первое изд.). Массачусетс: Blackwell Publishers Inc., стр. 88–91. ISBN 0-631-22037-2 .
- ^ В, Аа. (2005). Еврейское дело X/1 . Издательство Ла Джунтина. п. 93. ИСБН 88-8057-226-1 .
- ^ Геворк Назарян, Армянская империя.
- ^ Гилман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (11 января 2013 г.). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. ISBN 9781136109782 . Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 27 марта 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1984 , с. 84.
- ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин. стр. 84, 141, 149.
(..) Хотя Тиридат должен был быть царем-клиентом римлян, Нерон справедливо рассудил, что его введение в должность удовлетворит и честь парфян. Три года спустя Тиридат отправился в Рим. Будучи магом или жрецом зороастрийской веры , он должен был соблюдать обряды, запрещавшие ему осквернять воду во время путешествий. (...)
- ^ Рассел 1987 , стр. 170–171, 268.
- ^ Донабедян, Патрик (1994). «История Карабаха от древности до ХХ века» . В Чорбаджяне, Левон; Мутафян, Клод (ред.). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. стр. 51–53. ISBN 978-1-85649-288-1 .
- ^ Лайтин, Дэвид Д.; Суни, Рональд Григор (1999). «Армения и Азербайджан: продумываем выход из Карабаха» (PDF) . Ближневосточная политика . 7 : 145. doi : 10.1111/j.1475-4967.1999.tb00348.x . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2022 г. Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Даниэла Дуек (2017). «Страбон и история Армении» . Рутледж-спутник Страбона . Рутледж . стр. 97–98. ISBN 9781138904330 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2021 г. Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ М. Л. Шомон. «АРМЕНИЯ И ИРАН ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года.
В то же время Зариадрис аннексировал Ацилисене (Экелеак) и Тараунитис (Тарон) (Страбон 11.14.5 и 15). Народы, которые таким образом были объединены в царствах Армении и Софены, все говорили на одном и том же языке: армянском (Страбон, там же).
Альтернативный URL. Архивировано 10 декабря 2018 г. на Wayback Machine. - ^ (на армянском языке) Мовсес Хоренаци . История Армении, век V . Аннотированный перевод и комментарии Степана Малхасянца . Гагик Саргсян (ред.) Ереван: Издательство «Айастан», 1997, 2.49, с. 164. ISBN 5-540-01192-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Хьюсен, Роберт Х. (1997). «География Армении» . В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. стр. 15–16. ISBN 978-0-333-61973-5 . OCLC 940378935 .
- ^ Акопян, Мелик-Бахшян и Барсегян 1986 , стр. 180–181.
- ^ Акопян, Мелик-Бахшян и Барсегян 1986 , с. 506.
- ^ Акопян, Мелик-Бахшян и Барсегян 1986 , стр. 239–240.
- ^ Сурен, Еремян. Армянская советская энциклопедия (на армянском языке). Том. 7. с. 436.
- ^ Временной альманах . Журнал «Тайм». п. 724.
- ^ Арчибальд Гроув; Уильям Эрнест Хенли. Новый обзор . Журнал «Тайм». п. 208.
Источники
- Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа . Mazda Publishers, Inc. Калифорния: ISBN 1-56859-141-1 .
- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 . Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г. Проверено 14 ноября 2020 г.
- Канепа, Мэтью П. (2020). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности посредством архитектуры, ландшафта и искусственной среды, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета.
- Кертис, Веста Сархош (2016). «Древние иранские мотивы и зороастрийская иконография». В Уильямсе, Маркус; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут (ред.). Зороастрийское пламя, изучающее религию, историю и традиции . ИБ Таурис. стр. 179–203. ISBN 9780857728159 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 11 марта 2020 г.
- де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Гарсоян, Нина (2004). «Возникновение Армении». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 1-4039-6421-1 .
- Лэнг, Дэвид Маршалл (1970). Армения: колыбель цивилизации . Рутледж.
- Паттерсон, Ли Э. (2015). «Антоний и Армения». ТАПА . 145, № 1 (Весна). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 77–105.
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
- Акопян Т.Х.; Мелик-Бахшян, Ст.Т.; Барсегян, О.Х. (1986). Армении и соседних регионов (на армянском языке Словарь топонимов ). Том. 1. Ереван. Издательство Ереванского университета.
Дальнейшее чтение
- М. Чахин, Королевство Армения (1987, переиздание 1991 г.)
- Ваан Куркджян , Тигран Великий (1958)
- Ашхарбек Калантар , Армения: От каменного века до средневековья, Цивилизации Ближнего Востока, Серия 1, Том. 2, Исследования и публикации, Невшатель, Париж, 1994 г.; ISBN 978-2-940032-01-3
- Ашхарбек Калантар, Средневековые надписи Ванстана, Армения, Цивилизации Ближнего Востока: Серия 2 - Филология - CDPOP 2, Том. 2, Исследования и публикации, Невшатель, Париж, 1999 г.; ISBN 978-2-940032-11-2
- Ашхарбек Калантар, Материалы по истории Армении и Урарта (при участии Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 – Hors Série – CPOHS 3, Невшатель, Париж, 2004; ISBN 978-2-940032-14-3
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Королевством Армения, на Викискладе?