Jump to content

Группа

Пример 12 из статьи Штокхаузена «... wie die Zeit vergeht ...», иллюстрирующий версией серии из Gruppen für drei Orchester , что «если начинать с интервалов пропорционального ряда , то с каждым шагом вперед регистр каждой продолжительности также уже выбран». [1] Существует «несколько основных длительностей, обозначенных метками метронома и соответствующих пропорциям высоты звука внутри серии, доходя до октавных позиций (основных единиц длительности)», [2] или « шкала длительности , которая меняет свой« временной регистр »... соответствует двенадцатитоновой шкале, простирающейся более чем на одну октаву». [3] Продолжительность: 0 секунд.

Gruppen ( нем . Группы ) для трех оркестров (1955–57) входит в число самых известных произведений немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена и занимает шестое место в каталоге произведений композитора. Gruppen - это «веха в музыке 20-го века ... вероятно, первое произведение послевоенного поколения композиторов, в котором техника и воображение сочетаются на высочайшем уровне, создавая бесспорный шедевр». [4]

Паспелс, деревня, где Штокхаузен начал работу над Gruppen.

В начале 1955 года Штокхаузен получил заказ от WDR на создание новой оркестровой композиции, но продолжающаяся работа над Gesang der Jünglinge помешала ему приступить к работе сразу. В августе и сентябре он воспользовался возможностью уединиться в недорогой арендованной комнате на чердаке пасторского дома в Паспелсе , Швейцария, которую ему порекомендовал коллега Пол Гредингер . Окруженный великолепием Граубюнденских Альп, он создал весь план Gruppen «с совершенно новой концепцией музыкального времени». [5] Окружающая среда создавала больше, чем просто благоприятную среду для работы.

в Группенах ... целые оболочки ритмических блоков - это точные линии гор, которые я видел в Паспелсе в Швейцарии прямо перед своим маленьким окном. Многие временные спектры, которые представляют собой наложения разных ритмических слоев — разных скоростей в каждом слое — их огибающая, описывающая увеличение и уменьшение количества слоев, их форма, так сказать, форма временного поля. , — это изгибы контура горы, которые я увидел, выглянув в окно. [6]

Первоначально работа должна была быть многоканальной электронной музыкой с большим оркестром, с метрически неопределенными партиями оркестра. Однажды решив разделить оркестр на три части, каждая со своим дирижером, Штокхаузен отказался от электронного звучания и включил в оркестр кое-что из того, что раньше считалось электронной музыкой. Неопределенный темп также оказался непрактичным, и от него отказались после того, как было написано несколько экспериментальных страниц партитуры. [7]

По возвращении в Кельн Штокхаузен возобновил работу над Gesang der Jünglinge , а затем сочинил духовой квинтет Zeitmaße и Klavierstück XI , прежде чем приступить к проработке деталей Gruppen , занимавших его весь 1957 год. Премьера произведения состоялась в Рейнский зал Kölner Messe в Кельн-Дойц в рамках серии концертов WDR Musik der Zeit 24 марта 1958 года с Симфоническим оркестром Кельнского радио под управлением Штокхаузена (оркестр I), Бруно Мадерны (оркестр II) и Пьера . Булез (оркестр III). Партитура посвящена Герберту Эймерту , в то время директору студии электронной музыки WDR . [8] Gruppen исполнялась в программе дважды, а между ними состоялась мировая премьера Пьера Булеза в Третьей фортепианной сонаты исполнении композитора. [9]

Материал и форма

[ редактировать ]

Большой оркестр из 109 музыкантов разделен на три оркестровые группы, каждая со своим дирижером , которые расположены в форме подковы слева, спереди и справа от публики. Пространственное разделение было главным образом мотивировано композиционным требованием сохранения одновременно воспроизводимых, но музыкальных отдельных отрывков, отличных друг от друга. [10] но привело к некоторым оргиастическим пассажам, в которых единый музыкальный процесс переходит от одного оркестра к другому.

Название относится к построению произведения из 174 единиц, в основном состоящих из того, что Штокхаузен называет «группами» - сплоченных группировок нот, объединенных одной или несколькими общими характеристиками (динамика, инструментальный цвет, регистр и т. д.): « определенное количество нот. которые соединены посредством родственных пропорций в вышестоящее эмпирическое качество (а именно, в группу). Различные группы в композиции обладают различными пропорциональными признаками — различными структурами — но они взаимосвязаны в том смысле, что свойства одной группы могут быть одинаковыми. понять, сравнивая их по степени родства с другими группами». [11] Эта категория противопоставляется « пунктуальному » стилю раннего дармштадтского сериализма , который, тем не менее, встречается и в «Группенах» , наряду с третьей категорией «коллективных» или «статистических» стай или толп, слишком плотных, чтобы слушатель мог точно их различить. отдельные ноты или порядок их следования. [12] Следовательно, значимость отдельных нот относительно невелика, так что главными характеристиками для слушателя становятся звучность, плотность, скорость, динамика и направление движения. [13]

Тем не менее, за основу взят традиционный двенадцатитоновый ряд:

Группы тонов [а] Продолжительность: 0 секунд.

Это симметричный всеинтервальный ряд , в котором первая половина состоит из интервалов нисходящей большой терции, восходящей совершенной кварты, нисходящей малой терции, нисходящей малой секунды и восходящей мажорной секунды. Вторая половина состоит из ретроградной первой половины, транспонированной тритоном. [15] Другими словами, ряд является «вырожденным», поскольку второй гексахорд является ретроградным по отношению к первому, транспонированным на шесть полутонов. Однако Штокхаузен не использует специфические двенадцатитоновые композиционные применения такого ряда, что позволяет предположить, что Штокхаузен либо не интересовался ими, либо не знал о них. [19] Из-за трансформаций аккордов, возникающих между репетиционными номерами 118 и 120, кажется, что Штокхаузен действительно знал об этих свойствах, что делает наиболее вероятным, что эти отношения просто не интересовали его с композиционной точки зрения. [20]

Многие концептуальные основы произведения изложены в знаменитой статье Штокхаузена «...Как проходит время...». [21] В этом эссе Штокхаузен разработал серийный организационный принцип, в центре которого стояла концепция двенадцатиступенчатой ​​длительной серии, обладающей теми же структурными свойствами, что и основная двенадцатитоновая серия. Это стало основой всего процесса серийной организации Gruppen . [22] Однако этот ряд длительности выражается не в виде отдельных единиц (которые соответствовали бы одиночным колебаниям высоты звука), а скорее в виде метрономических темпов на достаточно длительных отрезках времени, чтобы дирижеры и музыканты могли точно изменять темп. Однако, поскольку получающаяся в результате «основная длительность» недостаточно мала для использования в музыкальных деталях, используются подразделения, соответствующие транспозиции обертонов гармонического спектра высоты тона. [23]

Двенадцать логарифмических метрономических темпов, используемых в Gruppen , охватывают «октаву» темпа (удвоение скорости) от четвертная нота = от 60 до 120 — это 60, 63,5, 67, 71, 75,5, 80, 85, 90, 95, 101, 107, 113,5 и 120. [24] Композитор вспоминал, что, когда Игорь Стравинский впервые увидел партитуру, он написал, что такие дробные метрономические значения, как 63,5 и 113,5, являются «признаком немецкой основательности». [25]

Инструментарий

[ редактировать ]

Оркестр I

[ редактировать ]

Оркестр II

[ редактировать ]

Оркестр III

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]

В хронологическом порядке первого выпуска.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Харви, [14] смешанный, [15] Уиттолл, [16] Штокхаузен [17] и Макони [18] покажите этот ряд, транспонированный вверх на тритон). [ почему? ] См. ряд тонов для Klavierstück IX .

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Кениг, Готфрид Михаэль . 1968. «Комментарий». Die Reihe 8 («Ретроспектива») [английское издание], 80–98. (Оригинально опубликовано на немецком языке в 1962 году.)
  • Коль, Джером . 2004. «Аспект гармоник света». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ: Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: Вклад в музыку того времени 10, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Леу, Тон де . 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры , перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN   90-5356-765-8 . Перевод музыки двадцатого века: исследование ее элементов и структуры . Утрехт: Остхук, 1964. Третье впечатление, Утрехт: Бон, Шелтема и Холкема, 1977. ISBN   90-313-0244-9 .
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Миш, Би. 1998. «О серийном формировании групп Штокхаузена для трех оркестров», перевод доктора. Фрэнк Хентшель и Джером Коль. Перспективы новой музыки 36, № 1 (Зима): 143–187.
  • Миш, Би. 1999. О технике композиции групп Карлхайнца Штокхаузена для 3-х оркестров (1955–57) . Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 2 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN   3-89727-048-X .
  • Смолли, Роджер . Штокхаузена 1967. " Группы ". Музыкальные Таймс 108, вып. 1495 г. (сентябрь): 794–797.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963а. «Групповая композиция: Фортепианная пьеса I (Инструкция по прослушиванию)». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 63–74. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963б. «…как летит время…». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 99–139. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. Переработанная и аннотированная версия текста, впервые опубликованного в Die Reihe 3 (1957): 13–42. Перевод Корнелиуса Кардью как «... Как проходит время...» в английском издании Die Serie 3 (1959): 10–40.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963в. «Изобретение и открытие». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 222–258. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. « Группы и Карре ». В своих «Текстах о музыке» , т. 3, под редакцией Дитера Шнебеля , 22–24. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Рудольф Фризиус. 1989. «Воля к формированию и воля к приключениям». В Штокхаузене, Тексты о музыке , вып. 6, 320–346. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-68200-8 (пбк).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Абендрот, Уолтер . 1958. «Музыкальное атомное разрушение». Die Zeit № 43 (24 октября): 8.
  • Амарал, Педро [ pt ] . 1998. «Пространство-время в группах Карлхайнца Штокхаузена ». Магистерская диссертация в IRCAM , Докторантура в области музыки и музыковедения ХХ века.
  • Ассис, Густаво Оливейра Альфе. 2011. В поисках звука: Музыка Карлхайнца Штокхаузена 1950-х годов . Сан-Паулу: Редакция UNESP. ISBN   978-85-393-0207-9 .
  • Бейер, Питер. 2000. «Правила и теория серийной музыки в группах Карлхайнца Штокхаузена для трёх оркестров ». По теории музыки: Festschrift Генриха Депперта к его 65-летию под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 209–260. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN   3-7952-1005-4 .
  • Карпентье, Алехо . 1958. «Группы для трёх оркестров». Эль Насьональ [Каракас] (23 мая). Перепечатано в журнале Carpentier, « Этот музыкант внутри меня » под редакцией Зойлы Гомес, 2:161–162. Гавана: Редакционная статья Letras Cubanas, 1980.
  • Декрупе, Паскаль. гравитационного поля 1997. « Группы : О переплетении произведений «Песня юнлингов» , групп и мер времени и их влияние на музыкальное мышление Штокхаузена во второй половине пятидесятых годов». Теория музыки 12, вып.
  • Декрупе, Паскаль. 1999. «Искал, но и... нашел. Gruppen de Stockhausen по его эскизам». Мусургия 6, нет. 1 (Генетика произведений): 63–76.
  • Декрупе, Паскаль. 2012. «Роль ключей и алгоритмов в аналитическом дешифровании: пример серийной музыки Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена и Бернда Алоиса Циммермана». Revue de Musicologie 98, вып. 1:221–246.
  • Дель Мар, Норман . 1961. «О совместном руководстве группой Штокхаузена ». Темп , Новая серия, вып. 59 (Осень): 15–23.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Гольдберг, Альберт [и Питер Джона Корн ]. 1958. «Европейские критики протестуют против новой электронной музыки». Лос-Анджелес Таймс (23 ноября): E7.
  • Хеджес, Энтони. 1961. «Музыка в провинции: Глазго». Музыкальные Таймс 102, вып. 1421 (июль): 431.
  • Келсолл, Джон . 1975. Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) . Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Мивал, Уильям. 2012. «Пример: Карлхайнц Штокхаузен, Gruppen für drei Orchester ». В Кембриджской истории музыкального исполнения под редакцией Колина Лоусона и Робина Стоуэлла, 798–814. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-89611-5 .
  • Смачный, январь 1996 г. « Классика: Навстречу Симфоническому залу Миллениум / Зал 3 ICC, Бирмингем ». «Индепендент» (5 марта).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. «№ 6: Группы для трех оркестров (1955–57)». В своих «Текстах о музыке» , т. 2, под редакцией Дитера Шнебеля , 71–72. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Вебер, Мирко. 2007. «В черноту». Die Zeit № 25 (14 июня): 52.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5984dac45153773ba61ba038a44353c8__1722453660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/c8/5984dac45153773ba61ba038a44353c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gruppen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)