Группа

Gruppen ( нем . Группы ) для трех оркестров (1955–57) входит в число самых известных произведений немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена и занимает шестое место в каталоге произведений композитора. Gruppen - это «веха в музыке 20-го века ... вероятно, первое произведение послевоенного поколения композиторов, в котором техника и воображение сочетаются на высочайшем уровне, создавая бесспорный шедевр». [4]
История
[ редактировать ]
В начале 1955 года Штокхаузен получил заказ от WDR на создание новой оркестровой композиции, но продолжающаяся работа над Gesang der Jünglinge помешала ему приступить к работе сразу. В августе и сентябре он воспользовался возможностью уединиться в недорогой арендованной комнате на чердаке пасторского дома в Паспелсе , Швейцария, которую ему порекомендовал коллега Пол Гредингер . Окруженный великолепием Граубюнденских Альп, он создал весь план Gruppen «с совершенно новой концепцией музыкального времени». [5] Окружающая среда создавала больше, чем просто благоприятную среду для работы.
в Группенах ... целые оболочки ритмических блоков - это точные линии гор, которые я видел в Паспелсе в Швейцарии прямо перед своим маленьким окном. Многие временные спектры, которые представляют собой наложения разных ритмических слоев — разных скоростей в каждом слое — их огибающая, описывающая увеличение и уменьшение количества слоев, их форма, так сказать, форма временного поля. , — это изгибы контура горы, которые я увидел, выглянув в окно. [6]
Первоначально работа должна была быть многоканальной электронной музыкой с большим оркестром, с метрически неопределенными партиями оркестра. Однажды решив разделить оркестр на три части, каждая со своим дирижером, Штокхаузен отказался от электронного звучания и включил в оркестр кое-что из того, что раньше считалось электронной музыкой. Неопределенный темп также оказался непрактичным, и от него отказались после того, как было написано несколько экспериментальных страниц партитуры. [7]
По возвращении в Кельн Штокхаузен возобновил работу над Gesang der Jünglinge , а затем сочинил духовой квинтет Zeitmaße и Klavierstück XI , прежде чем приступить к проработке деталей Gruppen , занимавших его весь 1957 год. Премьера произведения состоялась в Рейнский зал Kölner Messe в Кельн-Дойц в рамках серии концертов WDR Musik der Zeit 24 марта 1958 года с Симфоническим оркестром Кельнского радио под управлением Штокхаузена (оркестр I), Бруно Мадерны (оркестр II) и Пьера . Булез (оркестр III). Партитура посвящена Герберту Эймерту , в то время директору студии электронной музыки WDR . [8] Gruppen исполнялась в программе дважды, а между ними состоялась мировая премьера Пьера Булеза в Третьей фортепианной сонаты исполнении композитора. [9]
Материал и форма
[ редактировать ]Большой оркестр из 109 музыкантов разделен на три оркестровые группы, каждая со своим дирижером , которые расположены в форме подковы слева, спереди и справа от публики. Пространственное разделение было главным образом мотивировано композиционным требованием сохранения одновременно воспроизводимых, но музыкальных отдельных отрывков, отличных друг от друга. [10] но привело к некоторым оргиастическим пассажам, в которых единый музыкальный процесс переходит от одного оркестра к другому.
Название относится к построению произведения из 174 единиц, в основном состоящих из того, что Штокхаузен называет «группами» - сплоченных группировок нот, объединенных одной или несколькими общими характеристиками (динамика, инструментальный цвет, регистр и т. д.): « определенное количество нот. которые соединены посредством родственных пропорций в вышестоящее эмпирическое качество (а именно, в группу). Различные группы в композиции обладают различными пропорциональными признаками — различными структурами — но они взаимосвязаны в том смысле, что свойства одной группы могут быть одинаковыми. понять, сравнивая их по степени родства с другими группами». [11] Эта категория противопоставляется « пунктуальному » стилю раннего дармштадтского сериализма , который, тем не менее, встречается и в «Группенах» , наряду с третьей категорией «коллективных» или «статистических» стай или толп, слишком плотных, чтобы слушатель мог точно их различить. отдельные ноты или порядок их следования. [12] Следовательно, значимость отдельных нот относительно невелика, так что главными характеристиками для слушателя становятся звучность, плотность, скорость, динамика и направление движения. [13]
Тем не менее, за основу взят традиционный двенадцатитоновый ряд:

Это симметричный всеинтервальный ряд , в котором первая половина состоит из интервалов нисходящей большой терции, восходящей совершенной кварты, нисходящей малой терции, нисходящей малой секунды и восходящей мажорной секунды. Вторая половина состоит из ретроградной первой половины, транспонированной тритоном. [15] Другими словами, ряд является «вырожденным», поскольку второй гексахорд является ретроградным по отношению к первому, транспонированным на шесть полутонов. Однако Штокхаузен не использует специфические двенадцатитоновые композиционные применения такого ряда, что позволяет предположить, что Штокхаузен либо не интересовался ими, либо не знал о них. [19] Из-за трансформаций аккордов, возникающих между репетиционными номерами 118 и 120, кажется, что Штокхаузен действительно знал об этих свойствах, что делает наиболее вероятным, что эти отношения просто не интересовали его с композиционной точки зрения. [20]
Многие концептуальные основы произведения изложены в знаменитой статье Штокхаузена «...Как проходит время...». [21] В этом эссе Штокхаузен разработал серийный организационный принцип, в центре которого стояла концепция двенадцатиступенчатой длительной серии, обладающей теми же структурными свойствами, что и основная двенадцатитоновая серия. Это стало основой всего процесса серийной организации Gruppen . [22] Однако этот ряд длительности выражается не в виде отдельных единиц (которые соответствовали бы одиночным колебаниям высоты звука), а скорее в виде метрономических темпов на достаточно длительных отрезках времени, чтобы дирижеры и музыканты могли точно изменять темп. Однако, поскольку получающаяся в результате «основная длительность» недостаточно мала для использования в музыкальных деталях, используются подразделения, соответствующие транспозиции обертонов гармонического спектра высоты тона. [23]
Двенадцать логарифмических метрономических темпов, используемых в Gruppen , охватывают «октаву» темпа (удвоение скорости) от = от 60 до 120 — это 60, 63,5, 67, 71, 75,5, 80, 85, 90, 95, 101, 107, 113,5 и 120. [24] Композитор вспоминал, что, когда Игорь Стравинский впервые увидел партитуру, он написал, что такие дробные метрономические значения, как 63,5 и 113,5, являются «признаком немецкой основательности». [25]
Инструментарий
[ редактировать ]Оркестр I
[ редактировать ]Деревянные духовые инструменты
| Перкуссия (4 перкуссиониста)
|
Оркестр II
[ редактировать ]Деревянные духовые инструменты
Латунь
| Перкуссия (4 перкуссиониста)
Клавиатуры
Струны
|
Оркестр III
[ редактировать ]Деревянные духовые инструменты
Латунь
| Перкуссия (4 перкуссиониста)
Клавиатуры
Струны
|
Дискография
[ редактировать ]В хронологическом порядке первого выпуска.
- 1968. Симфонический оркестр WDR , Кельн, под управлением Карлхайнца Штокхаузена, Бруно Мадерны и Михаэля Гилена . Записано в мае 1965 г.; Штокхаузена выпущен вместе с Carré на Deutsche Grammophon DG 137 002 (LP), DG921022 (кассета). [Np]: Полидор Интернэшнл.
- переиздан под тем же номером пластинки в первом наборе серии Avant Garde Deutsche Grammophon. [Гамбург]: Deutsche Grammophon Society, 1968.
- переиздан на катушке 7- Лента 1 ⁄ ips , как DGC 7002. Элк-Гроув-Виллидж, Иллинойс: Ampex/Deutsche Grammophon, ок. 1974.
- переиздан на компакт-диске Stockhausen Complete Edition 5. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
- переиздан (без Карре) на альбоме «Новая музыка и ее последние разработки» , Opus Musicum OM 116 – OM 118 [6833 174–76] (набор из 3 пластинок), (с произведениями Берио, Булеза, Эрла Брауна, Кейджа, Люка Феррари, Хенце) , Кагель, Лигети, Мессиан, Йенс-Петер Остендорф, Пендерецкий, Шнебель, Ксенакис, Циммерманн). Кёльн: Арно Фольк Верлаг; Ганс Гериг К.Г., 1975 г.
- 1982. Немецкий музыкальный совет : Современная музыка в Федеративной Республике Германия 4: 1950–1960. Симфонический оркестр WDR, Кельн, дир. Карлхайнц Штокхаузен (оркестр 1), Бруно Мадерна (оркестр 2), Пьер Булез (оркестр 3). Записано 24 марта 1958 года на четырех каналах; стереомикс 1982 года. Немецкий Harmonia Mundi DMR 1010-12 (бокс-сет из 3 пластинок). Кёльн: EMI Electrola.
- 1996. Берлинский филармонический оркестр , дир. Фридрих Гольдманн (оркестр 1), Клаудио Аббадо (оркестр 2), Маркус Крид (оркестр 3). Запись Берлина, Филармония , Grosser Saal, декабрь 1994 г. (с Куртагом , Надгробие Стефана , ор. 15c, и Стела , ор. 33). ГД 447 761-2; также выдано по номеру DG 940 462-2. Переиздан в 2012 году на Deutsche Grammophon 001708102.
- 2005. Выходя из дома: оркестровая музыка ХХ века . Экскурсия сэра Саймона Рэттла. Том 6: «После пробуждения». Симфонический оркестр города Бирмингема под управлением Саймона Рэттла , Джона Кэрью и Дэниела Хардинга . Запись в Симфоническом зале, Бирмингем , 2 марта 1996 года. Полное исполнение Gruppen на DVD. (В программу включены отрывки из: Булез, «Марто без метра» ; Бриттен , «Серенада для тенора, валторны и струнных» , соч. 31; Шенберг , «Выживший из Варшавы» , соч. 46; Штокхаузен, «Группен» ; Рихард Штраус , «Четыре последние песни» ; Стравинский). , Агон ). Arthaus Musik, DVD 102 043. Также доступен в составе набора из 7 DVD Arthaus Musik 102 073. Лейпциг: Arthaus Musik.
- 2006а. Издание ансамбля Шенберга: век музыки в перспективе . Ансамбль Шёнберг, Ансамбль Аско, Амстердамская симфониетта , Голландский духовой ансамбль, Ансамбль Ньюв, Группа ударных, Гаага, дир. Рейнберт де Леу , Оливер Нассен , Роберт Спано . Записано 3 сентября 1995 года. Выпущено на SACD как диск 9 в наборе CD/DVD из 27 дисков Etcetera KTC9000 (22 компакт-диска, 1 SACD, 4 DVD). Также выпущено отдельно как Schönberg Ensemble Edition no.
- 2006б. Эотвёс дирижирует Штокхаузеном: Gruppen, Punkte . Симфонический оркестр WDR, Кельн, под управлением Артуро Тамайо (оркестр 1), Петера Этвоса (оркестр 2), Жака Мерсье (оркестр 3). Записано WDR в Messe Rheinlandsaal, Кёльн, 28 мая/2 июня 1997 г. (совместно со Штокхаузеном: Punkte ). BMC CD 117. [Будапешт]: Будапештский музыкальный центр Records.
- 2012. Тэнглвуд 75: Празднование годовщины: из аудиоархивов 1937–2012 гг . Оркестр Музыкального центра Тэнглвуда , дир. Оливер Нассен , Рейнберт де Леу , Роберт Спано . Записано 25 августа 1993 года, Театр-концертный зал, Тэнглвуд, Массачусетс. Загрузка в формате MP3 или FLAC (стерео). BSO Classics TWD75 31 0720 01. [Бостон]: Бостонский симфонический оркестр .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1963b , с. 117.
- ^ Леув 2005 , с. 174.
- ^ Миш 1998 , с. 157-158.
- ^ Смолли 1967 , с. 794.
- ^ Штокхаузен и Фризиус 1989 , с. 320.
- ^ Котт 1973 , с. 141.
- ^ Курц 1992 , с. 79–80.
- ^ Штокхаузен 1971 , с. 22.
- ^ Миш 1998 , с. 176н13.
- ^ Курц 1992 , с. 80.
- ^ Штокхаузен 1963a , с. 63.
- ^ Штокхаузен 1963c , стр. 250–251.
- ^ Смолли 1967 , с. 795.
- ^ Харви 1975 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Миш 1998 , с. 161.
- ^ Уиттолл 2008 , с. 185.
- ^ Штокхаузен 1963b , с. 116.
- ^ Макони 2005 , с. 149.
- ^ Харви 1975 , стр. 56–57.
- ^ Коль 2004 , с. 122–123.
- ^ Штокхаузен 1963b .
- ^ Миш 1999 , стр. 53–54.
- ^ Кениг 1968 , стр. 90–91.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 172.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 169.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02311-0 .
- Кениг, Готфрид Михаэль . 1968. «Комментарий». Die Reihe 8 («Ретроспектива») [английское издание], 80–98. (Оригинально опубликовано на немецком языке в 1962 году.)
- Коль, Джером . 2004. «Аспект гармоник света». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ: Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: Вклад в музыку того времени 10, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Леу, Тон де . 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры , перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 90-5356-765-8 . Перевод музыки двадцатого века: исследование ее элементов и структуры . Утрехт: Остхук, 1964. Третье впечатление, Утрехт: Бон, Шелтема и Холкема, 1977. ISBN 90-313-0244-9 .
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Миш, Би. 1998. «О серийном формировании групп Штокхаузена для трех оркестров», перевод доктора. Фрэнк Хентшель и Джером Коль. Перспективы новой музыки 36, № 1 (Зима): 143–187.
- Миш, Би. 1999. О технике композиции групп Карлхайнца Штокхаузена для 3-х оркестров (1955–57) . Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 2 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-048-X .
- Смолли, Роджер . Штокхаузена 1967. " Группы ". Музыкальные Таймс 108, вып. 1495 г. (сентябрь): 794–797.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963а. «Групповая композиция: Фортепианная пьеса I (Инструкция по прослушиванию)». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 63–74. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963б. «…как летит время…». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 99–139. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. Переработанная и аннотированная версия текста, впервые опубликованного в Die Reihe 3 (1957): 13–42. Перевод Корнелиуса Кардью как «... Как проходит время...» в английском издании Die Serie 3 (1959): 10–40.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963в. «Изобретение и открытие». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, 222–258. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. « Группы и Карре ». В своих «Текстах о музыке» , т. 3, под редакцией Дитера Шнебеля , 22–24. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц и Рудольф Фризиус. 1989. «Воля к формированию и воля к приключениям». В Штокхаузене, Тексты о музыке , вып. 6, 320–346. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абендрот, Уолтер . 1958. «Музыкальное атомное разрушение». Die Zeit № 43 (24 октября): 8.
- Амарал, Педро . 1998. «Пространство-время в группах Карлхайнца Штокхаузена ». Магистерская диссертация в IRCAM , Докторантура в области музыки и музыковедения ХХ века.
- Ассис, Густаво Оливейра Альфе. 2011. В поисках звука: Музыка Карлхайнца Штокхаузена 1950-х годов . Сан-Паулу: Редакция UNESP. ISBN 978-85-393-0207-9 .
- Бейер, Питер. 2000. «Правила и теория серийной музыки в группах Карлхайнца Штокхаузена для трёх оркестров ». По теории музыки: Festschrift Генриха Депперта к его 65-летию под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 209–260. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-1005-4 .
- Карпентье, Алехо . 1958. «Группы для трёх оркестров». Эль Насьональ [Каракас] (23 мая). Перепечатано в журнале Carpentier, « Этот музыкант внутри меня » под редакцией Зойлы Гомес, 2:161–162. Гавана: Редакционная статья Letras Cubanas, 1980.
- Декрупе, Паскаль. гравитационного поля 1997. « Группы : О переплетении произведений «Песня юнлингов» , групп и мер времени и их влияние на музыкальное мышление Штокхаузена во второй половине пятидесятых годов». Теория музыки 12, вып.
- Декрупе, Паскаль. 1999. «Искал, но и... нашел. Gruppen de Stockhausen по его эскизам». Мусургия 6, нет. 1 (Генетика произведений): 63–76.
- Декрупе, Паскаль. 2012. «Роль ключей и алгоритмов в аналитическом дешифровании: пример серийной музыки Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена и Бернда Алоиса Циммермана». Revue de Musicologie 98, вып. 1:221–246.
- Дель Мар, Норман . 1961. «О совместном руководстве группой Штокхаузена ». Темп , Новая серия, вып. 59 (Осень): 15–23.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гольдберг, Альберт [и Питер Джона Корн ]. 1958. «Европейские критики протестуют против новой электронной музыки». Лос-Анджелес Таймс (23 ноября): E7.
- Хеджес, Энтони. 1961. «Музыка в провинции: Глазго». Музыкальные Таймс 102, вып. 1421 (июль): 431.
- Келсолл, Джон . 1975. Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) . Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
- Мивал, Уильям. 2012. «Пример: Карлхайнц Штокхаузен, Gruppen für drei Orchester ». В Кембриджской истории музыкального исполнения под редакцией Колина Лоусона и Робина Стоуэлла, 798–814. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89611-5 .
- Смачный, январь 1996 г. « Классика: Навстречу Симфоническому залу Миллениум / Зал 3 ICC, Бирмингем ». «Индепендент» (5 марта).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. «№ 6: Группы для трех оркестров (1955–57)». В своих «Текстах о музыке» , т. 2, под редакцией Дитера Шнебеля , 71–72. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Вебер, Мирко. 2007. «В черноту». Die Zeit № 25 (14 июня): 52.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Штокхаузен: Группы » , Эндрю Клементс, The Guardian , 1 июня 2001 г.
- Отрывок из видео на YouTube
- Еще один отрывок из видео на YouTube
- Подробности об инструментах на сайте композитора.
- Групповая запись , UbuWeb
- Групповые отрывки на сайте композитора