Осенняя музыка
Herbstmusik («Осенняя музыка») — музыкально-театральное произведение для четырёх исполнителей, написанное Карлхайнцем Штокхаузеном в 1974 году. 40 в его каталоге работ, а в исполнении длится чуть больше часа.
История
[ редактировать ]«Осенняя музыка» была написана в марте 1974 года. [1] Премьера партитуры состоялась 4 мая 1974 года в Großer Glockensaal в Бремене тремя посвященными партитуре Петером Этвосом , Иоахимом Кристом и Сюзанной Стивенс , а также самим композитором. [2]
Это ранний шаг в серии работ 1970-х годов, исследующих театральные элементы в музыке, начиная от Trans и Inori через Musik im Bauch , Atmen gibt das Leben и Sirius , что в конечном итоге привело к оперному циклу Licht . [3] [4] )
Это единственный составленный пример более крупного проекта «сцен из повседневной жизни», который сам по себе является частью еще более общего Prinzip des Ganzen (целостного принципа), сформулированного для грандиозного, но нереализованного проекта с предварительным названием Oper (Опера), набросанного в 1968 году. 69. [5] В то же время это попытка сохранить исчезающие звуки и обычаи сезона сбора урожая на родине Штокхаузена, Бергишес-Ланде к востоку от Кельна . [6] Штокхаузен объяснил, что, сочиняя эту работу,
Я искал музыкальную связь между осенью и типичными звуками, сопровождающими это время года, шумами с эмоциональным резонансом… Успокаивающим звуком сухих листьев, звуком дождя, звуком гнилого дерева, раздавленного ногой или рукой, отдаленный стук, когда что-то прибивают. [7]
Herbstmusik была написана для Oeldorf Group, коллектива музыкантов, основанного тогдашним помощником Штокхаузена Петером Этвосом, когда он впервые переехал из Венгрии в Германию в начале 1971 года. Штокхаузен помог ему найти фермерский дом в Оэльдорфе, деревне, входящей в состав Gemeinde Kürten . недалеко от дома Штокхаузена. Вместе с виолончелисткой Габи Шумахер, флейтистом Дэвидом К. Джонсоном и альтистом Иоахимом Кристом Этвос организовал регулярную серию летних концертов, проводимую в сарае, пристроенном к фермерскому дому. Именно в этом сарае начались репетиции Herbstmusik с Этвёшем, Кристом, Штокхаузеном и американской кларнетисткой Сюзанной Стивенс, которая приехала выступить на одном из концертов Summer Night Music. Деревенская атмосфера, очевидно, была важным элементом работы, которая позже не была успешно перенесена в концертный зал. [8]
Анализ
[ редактировать ]Есть четыре части, которые исполняются без перерыва:
- Прибиваем крышу: дуэт с проживанием
- Breaking Wood: квартет
- Обмолот: трио
- Листья и дождь: дуэт
Поскольку наглядно-драматический характер спектакля настолько очевиден, Штокхаузен обращает особое внимание на звуки в первой части: «Пожалуйста, прислушайтесь к звуку забивания гвоздей… Возможно, вы не заметили, что это музыка ». Звуки листьев в последней части также представляют собой «музыку, которую, возможно, слышали лишь немногие, а если они были детьми, то, вероятно, забыли ее. [9]
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть представляет собой «буквально двухчастную полифонию прибивания досок к крыше деревянного сарая». [10] В счете указано, что два игрока используют кровельный (или плотницкий) молоток, обычно используемый в Германии, с одним длинным конусообразным острием. В дополнение к обычному забиванию гвоздей, «необходимо музыкально использовать все тембры, которые могут возникнуть в результате контакта молотка или пальцев с гвоздями или деревом», включая поглаживание молотком головок гвоздей разного размера, встряхивание конического кончика молотка. быстро между двумя гвоздями или рядами гвоздей, продолжительное постукивание широкой стороной молотка по шляпкам двух гвоздей или быстрое «трелевание» молотка по шляпке гвоздя. Эти разнообразные звуки следуют формальному процессу, состоящему из пяти стадий, ведущих от обычного прибивания к финальной, очень деликатной фазе с «отдельными короткими трелями, мягкими отскоками… и волшебно переливающимися тембрами». Основной, энергичный дуэт периодически аккомпанирует кларнетисту, который отрабатывает фрагменты мелодической формулы , которые будут фигурировать позже в четвертой части. Два кровельщика время от времени насвистывают отрывки из того, что они слышат от игры кларнетиста. Это движение должно иметь «сильный формальный эффект и производить впечатление абсолютной точности». [11]
Второе движение
[ редактировать ]Закончив крышу, все четверо артистов садятся на стулья, разжигают костер и начинают ломать мелкие ветки и сучья, начиная с более крупных кусков и переходя к более тонким. [12] Этот процесс распадается на десять фаз, заканчивающихся ритардандо щелкающих и шуршащих звуков, напоминающих «очень яркое потрескивание огня». На протяжении всей части игра ансамбля должна напоминать игру струнного квартета . [13]
Третья часть
[ редактировать ]Молотильное трио разделено на тринадцать фаз. [14] Взбивание зерна приводит к общему изменению звука в сторону от начальной четкости звука. [15] Молотилки поочередно работают поодиночке, парами и все втроем, синхронно и поочередно, имитируя конфликт друг с другом и примирение. [12]
Четвертая часть: «Листья и дождь».
[ редактировать ]Финальная часть Herbstmusik распадается на девятнадцать фаз, начиная с драки между мужчиной и девушкой в сухих листьях. Дождевой дождь пропитывает и листья, и исполнителей, после чего они достают свои инструменты (кларнет и альт) для заключительных восьми фаз, состоящих из «финального дуэта». [16]
Дуэт кларнета и альта, завершающий четвертую часть, может исполняться самостоятельно как концертное произведение. В этой форме ему присвоено оригинальное название всей последней части Herbstmusik , Laub und Regen , и он имеет номер произведения 40½ в каталоге композитора. [17] Этот возврат к традиционно записанной, составленной музыке объединяет два характерных приема Штокхаузена: процессную композицию и формульную композицию . [18]
Мелодическая формула, лежащая в его основе, была написана в качестве примера во время семинара по композиции. Когда он изначально представлен в первой части, он помечен как «gut zum Mitpfeifen» (хорошо свистеть вместе), замечание, направленное на действия двух кровельщиков. Формула содержит пятнадцать нот, разделенных на пять сегментов 1 + 2 + 5 + 3 + 4. Длительность нот внутри этих сегментов измеряется в дрожаниях: 1, 1+2, 5+3+2+4+1, 2. +1+3 и 3+1+2+4. Паузы в конце каждого сегмента также расположены последовательно , 3+5+1+4+2 дрожания. Если добавить к длительности предыдущих звучащих нот, то пять сегментов составят 4 + 8 + 16 + 10 + 12 дрожаний. В дуэте кларнет-альт эта формула сначала представлена в самой простой форме, а затем подвергается ряду уточнений, напоминающих метод, использованный в «Мантре» , только в этом случае текстура дуэта позволяет представить формулу просто в одном инструменте. , а другой приукрашивает его. Несмотря на сложную серийную систему, использованную для его производства, результат напоминает Белы Бартока Контрасты . [19]
Таким образом, общая форма Herbstmusik начинается с повседневных рабочих звуков, на которые накладываются некоторые мелодичные тона. Позднее высокие звуки противостоят шуму. В четвертой части мелодия кларнета звучит без сопутствующих шумов, и из этой одноголосной мелодии развивается двухчастная фактура с театральной мотивацией: кларнетистка учит свою мелодию альтисту. Альтист отражает на более локальном уровне формальный процесс всего произведения. Он начинает с шума, представленного неловкой игрой, но постепенно усваивает мелодию. Таким образом, произведение, начавшееся с резких шумов, в конечном итоге приводит к мелодии и простому полифоническому взаимодействию. [20]
Несколько более сложную форму можно предположить, если рассматривать ее как взаимодействие четырех эволюционных процессов в разных диапазонах частот : [10]
Сцена | Подача | Материал | Структура | Качество звука | Процесс |
---|---|---|---|---|---|
1 | середина | металл | периодический | звонкий | восходящий |
2 | средний/высокий | древесина | апериодический | трескается/трескается | восходящий |
3 | низкий/высокий | дубинки/солома | периодический/статистический | стук/ржавение | нисходящий |
4 | высокий/низкий | тела/листья | апериодический/статистический | стук/раздавливание | нисходящий |
Прием
[ редактировать ]На премьере 1974 года в Бремене бит-группа на первом этаже была достаточно громкой, чтобы заглушить усиленные звуки ломающихся веток во второй части, во время которой зрители выкрикивали ободряющие крики и присоединялись к ним, чтобы помочь сломать некоторые из более крупных, более упрямые ветки, которые ходили по залу. К тому времени, как артисты уже приступили к сцене молотьбы, один из беспокойных зрителей окликнул колеблющуюся троицу: «Как насчет перерыва на пиво?». [12] Наконец, публика была возмущена падением в сене заключительной части, хотя один свидетель счел это «невинно-подростковым». [21] Даже сочувствующий критик мог бы сделать вывод, процитировав персонажа Густава фон Ашенбаха из « » Томаса Манна : Смерти в Венеции «Музыка — самое неоднозначное из всех искусств». [12]
Когда 28 июня Herbstmusik была представлена на второй выставке Rencontres Internationales d'Art Contemporaine в Ла-Рошели , один критик раскритиковал ее как «низшую точку уникально разнообразной карьеры», посчитав более раннюю «Алфавит для Льежа » гораздо более тонким и богатым исследованием искусства. «музыкализация» повседневной деятельности». [22] [2]
Вскоре после этого он был исполнен в третий раз в Darmstädter Ferienkurse , когда рецензент решил лишь упомянуть, что в конце он включал «восхитительно мелодичный дуэт для скрипки и кларнета». [23]
Более поздний автор усматривает озорство в намеренном переносе Штокхаузеном невизуальной радиофонической звуковой пьесы в театральную постановку, где визуальный элемент гарантированно будет истолкован неверно. С этой точки зрения «документальные… сценические звуковые действия» Herbstmusik рассматриваются как показ композитора «в его наиболее привлекательной и скромной форме» и хвалятся за их «правдивость и моральную конкретность», которые вносят «освежающее изменение в драгоценность традиционной виртуозности». Заключительный дуэт, в частности, считается «очаровательным и остроумным», с «привлекательной легкостью прикосновений». [24]
Дискография
[ редактировать ]Полная запись Herbstmusik еще не выпущена, но Laub und Regen была записана 30 июня 1994 года ее посвященными Сюзанной Стивенс (кларнет) и Йоахимом Кристом (альт) для выпуска как часть:
- Сьюзи Стивенс исполняет 15 композиций [] Штокхаузена: музыку для кларнета, бас-кларнета, бассет-горна . Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 32 ABC (3 компакт-диска). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1994.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1978 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Гриффитс 1974b , с. 777.
- ^ Макони 2005 , с. 371.
- ^ Туп 1998 , стр. 91–92.
- ^ Туп 1998 , стр. 100–102.
- ^ Макони 2005 , с. 366.
- ^ Танненбаум 1987 , с. 81.
- ^ Курц 1992 , стр. 200–201.
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 246–247.
- ^ Jump up to: а б Макони 2005 , с. 367.
- ^ Штокхаузен 1977 , стр. 19–22, 37–40, 55–58.
- ^ Jump up to: а б с д Херборт 1974 .
- ^ Штокхаузен 1977 , стр. 24–25, 42, 60–61.
- ^ Штокхаузен 1977 , стр. 25–27, 43–45, 62–64.
- ^ Макони 2005 , с. 368.
- ^ Штокхаузен 1977 , стр. 28–30, 46–48, 65–67.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 247.
- ^ Конен 1991 , с. 40.
- ^ Туп 1976 , стр. 89–90.
- ^ Фризиус 2008 , с. 287
- ^ Туп 1998 , с. 104.
- ^ Гриффитс 1974a .
- ^ Хилл 1974 , с. 31.
- ^ Макони 2005 , стр. 368–369.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Конен, Герман. 1991. Формула композиции: На музыку семидесятых годов Карлхайнца Штокхаузена под редакцией Йоханнеса Фрича и Дитриха Кемпера . Кельнские сочинения о новой музыке 1. Майнц, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Токио и Торонто: Söhne Б. Шотта. ISBN 3-7957-1890-2 .
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гриффитс, Пол . 1974а. «Штокхаузен осенью». «Таймс» (25 июля): 13.
- Гриффитс, Пол. 1974б. Фестивали: Ла-Рошель. Музыкальные Таймс 115, вып. 1579 (сентябрь): 777–778.
- Херборт, Хайнц Йозеф. 1974. «С молотком и цепом: Штокхаузен и лекция Герберта Маркузе ». Die Zeit , № 20 (10 мая).
- Хилл, Питер. 1974. «Новая музыка в Дармштадте 1974». Темп , Новая серия, вып. 111 (декабрь): 29–31.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0571143237 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1977. Осенняя музыка, для 4 исполнителей, 1974 , произведение № 40 (партитура). Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Осенняя музыка для 4 игроков (1974)». В своих текстах о музыке 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 246–247. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Танненбаум, Майя. 1987. Беседы со Штокхаузеном в переводе Дэвида Бутчарта. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315467-6 .
- Туп, Ричард . 1976. «О альтер Дуфт: Штокхаузен и возвращение к мелодии». Исследования в области музыки (Австралия), 10:79–97.
- Туп, Ричард. 1998. «Секретный театр Штокхаузена: незавершенные проекты шестидесятых и начала семидесятых». Перспективы новой музыки 36, вып. 2 (лето): 91–106.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Pro Musica Nova: Радиофестиваль и дух Fluxus ». Веб-сайт Universität Bremen с фотографией (по состоянию на 23 августа 2013 г.).
- Нордин, Ингвар Локо. « Штокхаузен Издание № 32 (Музыка для кларнета, бас-кларнета, бассет-горна) ». Рецензия на запись Laub und Regen . Sonoloco Reviews (по состоянию на 23 августа 2013 г.).
- Видео отрывков из выступления в Берлине в ноябре 2013 года на Vimeo
- Видео Laub und Regen , версия для кларнета и бассетгорна, Sülztalhalle Kürten, август 2003 г., на YouTube