Соло (Штокхаузен)
Соло для мелодического инструмента с обратной связью — произведение для солиста с живой электроникой (четырёх технических помощников), написанное в 1965–66 Карлхайнцем Штокхаузеном . Это номер. 19 в его каталоге работ. Продолжительность выступления может варьироваться от 10½ до 19 минут.
История
[ редактировать ]Solo был впервые набросан в 1964 году и тесно связан с Plus-Minus , Momente и Mikrophonie I. [1] Он был написан в марте и апреле 1966 года по заказу японской радиовещательной сети Nippon Hoso Kyokai , а премьера в двух разных версиях состоялась 25 апреля 1966 года на публичном концерте в NHK в Токио, на котором также состоялась мировая премьера « Телемузыки » Штокхаузена . Солистами были Ясусуке Хирата, тромбон , и Рю Ногути, флейта ; техническими помощниками были Акира Хонма, М. Нагано, Сигэру Сато и директор студии NHK Ватару Уэнами. Партитура посвящена Альфреду Шле, директору венского филиала Universal Edition . [2]
Для премьеры в Токио был сконструирован специальный стол с регулируемыми направляющими роликами, обеспечивающими различное время задержки воспроизведения ленты . сконструирован аппарат В последующих выступлениях одна лента была пропущена через семь магнитофонов, и в конце концов специально для Соло в Институте сонологии был Утрехтского университета . Однако это оборудование оставалось частной собственностью и не предоставлялось в аренду. [3] К 1970 году компьютеры уже рассматривались как замена ленточной задержки, но считались непомерно дорогими. [4]
Двадцать лет спустя, после первоначальных трудностей, одна такая версия была создана в IRCAM в 1992 году с использованием Max/MSP на компьютере NeXT и успешно представлена публично в феврале и марте 1993 года. В марте 1998 года эта программа была адаптирована для коммерческого запуска. доступные компьютеры. Предварительное программирование на компьютере может выполнять функции, первоначально возложенные на помощников технического специалиста, поэтому для управления звуком требуется только один помощник. [5] В примечаниях к выступлению 2002 года, также использующему компьютеризированную систему, Штокхаузен признал версию IRCAM, подчеркнув, что она была исполнена вживую, но, тем не менее, пришел к выводу, что «пройдет еще много времени, прежде чем молодые музыканты… смогут научиться интерпретации». СОЛО с помощью подходящих мобильных устройств». [1] Бас-кларнетист Джейсон Алдер исполнил соло таким же образом в июне 2010 года в Амстердаме, а затем и на последующих концертах. Разработав патч Max/MSP для запуска на своем ноутбуке, он может выполнять эту пьесу где угодно, без ограничений исходного оборудования. [6]
Анализ
[ редактировать ]Обратная связь ( Rückkopplung ) в данном случае относится к задержке ленты, благодаря которой музыка, исполняемая солистом, возвращается через периоды времени, указанные в шести различных планах форм, один из которых выбирается для любого исполнения. [7] Исполнителю дается шесть страниц условно нотированного материала, составляющего «содержание» произведения, и он отбирает материал по определенным критериям, проигрывая его в стереопару микрофонов, подаваемых в ленточно-петлевую систему. Три помощника выбирают один или оба канала записи, степень обратной связи и уровень звука, издаваемого из динамиков. В результате происходит регулярное, хотя и трансформированное, периодическое повторение исходного материала, а солист поверх него добавляет новый материал. Таким образом, система плана обратной связи является произведением, поскольку любые музыкальные отношения, присутствующие на музыкальных листах, разрушаются атомизацией и реорганизацией, создаваемыми этой системой. [8]
Практика исполнения
[ редактировать ]Штокхаузен рано обнаружил, что первоначально предполагалось, что спонтанное исполнение Соло оказалось гораздо сложнее, чем ожидалось. Следовательно, в соответствии с предложениями Штокхаузена с самого начала использовались заранее подготовленные версии. [1] В первой коммерческой записи с Винко Глобокаром на тромбоне Штокхаузен дополнил живое выступление отрывками из своей электронной композиции Hymnen , следуя методу, который он уже использовал в Mikrophonie II , куда он вставил магнитофонные записи своих предыдущих композиций. В случае с тромбонной записью « Соло » это включало в себя длинный отрывок из Второго региона Гимнена , включая его вступительный «мост». Фразам тромбона первоначально отвечают электроакустически искаженные звуки военного оркестра государственного гимна Германии , подобно тому, как звуки из Gesang der Jünglinge , Carré и Momente, воспроизведенные на пленке, отвечают технологически отчужденным живым голосам смешанных музыкантов. хор в Микрофонии II . [9] [10] К 1969 году Штокхаузен также начал объединять «Соло» с другими произведениями в единый составной спектакль. [11]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Соло, для мелодического инструмента с обратной связью ; Винко Глобокар: Discours II для cinq тромбонов ; Лучано Берио : Эпизод V ; Карлос Роке Альсина : Консекуэнца . Винко Глобокар (тромбон). Авангард. Запись LP. Deutsche Grammophon Gesellschaft 137 005. [Гамбург]: Deutsche Grammophon Gesellschaft 1969.
- Штокхаузен, Карлхайнц: Соло (версия для флейты); Соло (синтезаторная версия); Спираль (версия для гобоя). Дитмар Визнер (флейта), Саймон Штокхаузен (синтезатор), Кэтрин Милликен (гобой). Запись компакт-диска. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 45. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1995.
- Кнут Сёнстевольд, фагот. Кнут Сёнстевольд; Миклош Марош; Карел Бронза; Арне Меллнес; Ларс-Гуннар Бодин; Карлхайнц Штокхаузен; Стоун Хэнсон. [ Соло записано в больничной церкви Данвикена, 23–26 июня 1977 г.]. Запись LP Fylkingen Records FYLP 1011. [Стокгольм]: Fylkingen Records, 1977.
- Зенстевольд играет Штокхаузена . Карлхайнц Штокхаузен: Solo , In Freundschaft , Spiral , Tierkreis . Кнут Сёнстевольд (фагот); Чайна Сонстевольд (фортепиано). Носаг CD 042; [ Соло , записанное Шведским радио 4 октября 1985 года во время фестиваля EAM, Бервальдхаллен ]. [Швеция]: Nosag Records, 2000.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Штокхаузен 2002 , 24, 51.
- ^ Штокхаузен 1971 , 87.
- ^ Штокхаузен 2009 , 192.
- ^ Sluchin 2000 , 42.
- ^ Спарнаай 2011 , 99.
- ^ Штокхаузен 1971 , 86.
- ^ Харви 1975 , 97–99.
- ^ Сэди 1968 .
- ^ Фризиус 2008 , 177–178.
- ^ Манн 1969 .
Источники
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520023110 .
- Манн, Уильям . 1969. "Палимп - Что?" «Таймс» (1 августа): 9.
- Сэди, Стэнли . 1968. "Музыкантство в новых обличьях". (6 декабря): 17.
- Случин, Бенни. 2000. «Компьютерная версия соло Штокхаузена для мелодического инструмента с обратной связью ». Компьютерный музыкальный журнал 24, вып. 2 (Лето): 39–46.
- Спарнай, Гарри . 2011. «Бас-кларнет: личная история». Барселона: Периферия. ISBN 9788493884505 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. « Соло для мелодического инструмента с обратной связью (1966)». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 85–91. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2002. « Сольная (1965/66) Версия для трубы с обратной связью (Продолжительность около 15½ минут)» / « Сольная (1965/66) Версия для трубы с обратной связью (Продолжительность около 15½ минут)». Программа курсов интерпретации и композиции и концертов музыки Штокхаузена с 27 июля по 4 августа 2002 г. в Кюртене / Программа курсов интерпретации и композиции и концертов музыки Штокхаузена с 27 июля по 4 августа 2002 г. в Куэртене, английские переводы Сюзанны Стивенс , 23–24, 50–51. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Херборт, Хайнц Йозеф. 23 октября 1987 г. «Много звуков: новые имена, новые инициативы, новые надежды, но старые структуры». Время , № 44.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0571143237 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Мур, Пол. 19 апреля 1968 года. «Титулы и таланты: В пятый раз в Руайане: Фестиваль современного искусства». «Ди Цайт» , № 16:16.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1969. Соло, для мелодического инструмента с обратной связью, № 19 (партитура). Вена: Универсальное издание.