Гарри Спарнаай
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2017 г. ) |
Гарри Спарнаай (14 апреля 1944, Амстердам — 12 декабря 2017, Льорет-де-Мар , Жирона , Испания) — известный голландский бас-кларнетист , композитор и педагог.
Биография
[ редактировать ]Гарри Спарнаай учился в Амстердамской консерватории у Ру Отто. Получив степень исполнителя по классу кларнета, он специализировался на бас-кларнете и выиграл первый приз на Международном конкурсе переводчиков Gaudeamus, впервые бас-кларнетист выиграл этот престижный конкурс.
Он выступал сольно на многих важных музыкальных фестивалях, включая Варшаву, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Загреб, Голландский фестиваль, несколько фестивалей ISCM, Мадрид, Париж и Афины. Другие фестивали, на которых выступал Гарри Спарнай, включают Виттен, Орхус, Комо, Больцано, Неаполь, Турин, Бурж, Мидделбург, Грац, Зальцбург, Хаддерсфилд, Саарбрюккен, Руайан, Хьюстон и многие другие.
Спарнаай выступал со многими крупными оркестрами и ансамблями, включая ансамбль ASKO , симфонический оркестр BBC , симфонический оркестр Берлинского радио , оркестр Консертгебау , ансамбль Intercontemporain , симфонический оркестр Мельбурна , ансамбль новой музыки Питтсбурга , камерный филармонический оркестр Нидерландского радио , филармонический оркестр радио , резидентский оркестр. , Роттердамская филармония , ансамбль Шенберга , Seymour Group и выступал с ведущими дирижерами, включая Лучано Берио , Риккардо Шайи , Ричарда Дюффало , Питера Этвоса , Рейнберта де Леу , Диего Массона , Жака Мерсье , Дэвида Порселина , Дэвида Стока , Марка Саммербелла , Лукаса Виса и Ханса Вонка .
Он давал концерты и делал радиозаписи по всей Азии, Европе, Северной Америке, Океании и Южной Америке, исполняя написанные для него и посвященные произведения. Для него написали более 650 произведений такие композиторы, как Хорхе Антунес , Клаудио Амброзини , Лучано Берио, Жерар Брофи, Филип Чапловский, [ 1 ] Пол-Хайнц Диттрих , Франко Донатони , Мортон Фельдман , Брайан Фернейхау , Мэри Финстерер , Эндрю Форд , Джонатан Харви , Маки Ишии , Сухи Канг, Тристан Кеурис , Марк Копытман , Хельмут Лахенманн , Тон де Леу , Тео Ловенди , Родерик де Ман Рай, Майкл Сметанин, Жерар Гризи , Морис Веддингтон, Яннис Ксенакис , Исанг Юн и многие другие.
Он дал мировую премьеру опер Карлхайнца Штокхаузена «In Freundschaft » (версия для бас-кларнета) и «Соло» (версия для бас-кларнета и контрабаса – обработка Барри Андерсона) и был одним из солистов в «Die Verwandlung» Пауля-Хайнца Диттриха и в операх «Найма». Тео Ловенди , «Прометей» Луиджи Ноно и «Король, едущий верхом» Клааса де Вриса . Во время голландского фестиваля 1999 года он был одним из солистов-инструменталистов в опере «Коперник» Клода Вивье .
Его композиция Bouwstenen («Строительные блоки») для бас-кларнета и системы с несколькими магнитофонными задержками была выбрана для участия в Всемирных днях музыки ISCM в Дании.
Гарри Спарнай был музыкантом-резидентом и давал мастер-классы в нескольких университетах по всему миру, а также в течение 35 лет был профессором бас-кларнета и современной музыки в Амстердамской консерватории, где его уникальная программа бас-кларнета привлекала студентов со всего мира. многие из них являются призёрами крупных соревнований.
основал дуэт Fusion Moderne Спарнаай вместе с пианистом Поло де Хаасом , а также Bass Clarinet Collective (9 бас-кларнетов, в том числе 3 контрабас-кларнета).
Вместе с флейтистом Харри Старревельдом и пианистом Рене Экхардтом в 1984 году он сформировал Het Trio. Для этой группы написано более 180 произведений. Вместе с Аннели де Ман (клавесин) он основал дуэт Double_Action, исполняющий новые композиции, написанные для них для бас-кларнета и клавесина такими композиторами, как Джо Катлер, Родерик де Ман, Виктор Варела, Дэвид Вайо и Рэймонд Дин. Со своей женой Сильвией Кастильо (орган) он сформировал дуэт LEVENT, и вместе они выступили в Европе, Канаде, Мексике, Австралии и США, сыграв несколько новых пьес для органа и бас-кларнета, специально написанных для них такими композиторами, как Дай Фудзикура. , Матиас Кадар, Родерик де Ман, Тук Нуман, Игнасио Бака Лобера и Люсьен Геталс.
Он играл как солист, с трио или в других комбинациях на более чем 60 компакт-дисках, а его компакт-диск с HET TRIO с музыкой Тона де Леу получил награду EDISON.
В Барселоне он сформировал Trio PHONOS с фортепиано Жан-Пьером Дюпюи и флейтой Питера Бахуса, а также с пианистом Жан-Пьером Дюпюи дуэт Спарне/Дюпюи.
Его телевизионные постановки транслировались в Нидерландах, Бельгии, Польше и Югославии. Он несколько раз был членом жюри Международного конкурса Gaudeamus, а также членом голландской секции ISCM. В качестве дирижера ансамбля Новой музыки он дирижировал произведениями Арнольда Шёнберга ( «Лунный Пьеро» и «Серенада» ), Пьера Булеза, Эллиота Картера, Оливье Мессиана, Тео Ловенди, Франко Донатони, Росса Харриса, Джо Катлера, Тошио Хосокавы, Мэри Финстерер и Янниса Ксенакиса, а во время Международной недели музыки Gaudeamus дирижировал ансамблем в произведениях самых молодых поколение.
С сентября 2005 по сентябрь 2010 года он был профессором по классу бас-кларнета в ESMUC в Барселоне.
Награды
[ редактировать ]Первая премия конкурса Gaudeamus (1972), премия шведской звукозаписи (1985), премия Болгарского союза композиторов (1987), австралийская премия «Inaugural Sounds» (1988), премия Эдисона (1995) и премия Яна ван Гилсе (1996).
В апреле 2004 года он был удостоен чести королевы и награжден мэром Амстердама и стал РЫЦАРЕМ ОРДЕНА НИДЕРЛАНДСКОГО ЛЬВА.
Обучение
[ редактировать ]В течение 30 лет Спарнай был профессором среди музыкантов, приехавших со всего мира, по выбору в зависимости от страны происхождения:
Австрия: Петра Стамп-Линсхальм
Германия: Тобиас Кляйн, Лотар Ольмайер
Мексика: Фернандо Домингес
Нидерланды: Желте Альтуис, Анри Бок , Жак Дюбуа, Фи Схоутен
Швейцария: Эрнесто Молинари
Турция: Огуз Бююкбербер
Великобритания: Сара Уоттс
США: Лора Кармайкл, Лори Фридман, Майкл Ловенстерн
Вспоминая Спарнай [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]- Дидерихс-Лафит, Марион. 1976. Виттеновские дни новой камерной музыки . Австрийский музыкальный журнал 31 (июль – август): 382–84.
- Хейм, Норман. 1979. «Музыка для бас-кларнета». Кларнет 6, вып. 3 (Весна): 18–21.
- Хейм, Норман. 1979. «Музыка для бас-кларнета, часть II». Кларнет 7, вып. 1 (осень): 22–23, 26.
- Хейм, Норман. 1980. «Музыка для бас-кларнета, часть III: Спарнайский коллаж». Кларнет 7, вып. 3 (Весна): 22–24.
- Хейм, Норман. 1980. «Музыка для бас-кларнета, часть IV: Интервью с Гарри Спарнааем». Кларнет 7, вып. 4 (Лето): 14–18.
- Шварц, Эллиотт. 1972. «Текущая хроника: Нидерланды». Музыкальный ежеквартальный журнал 58, вып. 4 (октябрь): 653–58.
- Слонимский, Николас, Лаура Кун и Деннис Макинтайр. 2001. «Спарнаай, Гарри». Биографический словарь музыкантов Бейкера , столетнее издание, 6 томов, Николас Слонимский, почетный редактор; Лаура Кун, редактор-консультант серии Baker, 5:3416. Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-865525-7 . [В интернет-издании «Spamaay, Hany», Нью-Йорк: Справочник Ширмера, 2001. Виртуальная справочная библиотека Гейла. (Доступ по подписке)]
- Спарнай, Гарри. 2011. «Бас-кларнет: личная история», перевод А. де Мана и П. Роу. Барселона: Ноты Периферия. Сопровождается компакт-диском с более чем 100 аудиопримерами.
- Тра, Гийс. 1978. "Идентификация бас-кларнета (интервью с Х. Спарнаем)". Ключевые примечания 7, вып. 1:36–37.
- Рабочий, Джерард. 1972. «Смелое создание музыки: конкурс Gaudeamus 1972». Человек и мелодия, Музыкальный журнал 27 (июнь): 171–74.
- Рабочий, Джерард. 1974. «Гарри Спарнай, бас-кларнетист - раскрепощение бас-кларнета». Мужчина и Мелоди, Музыкальный журнал 29 (декабрь): 370–73.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «18 октября 2003 г.» . Австралийская радиовещательная корпорация . 16 октября 2003 г.
- ^ «Вспоминая Гарри Спарнаая | Кларнет [Онлайн]» . Международная ассоциация кларнетистов . 7 июня 2018 года . Проверено 22 июля 2022 г.
https://clarinet.org/remembering-harry-sparnaay/