Марк Копытман
Марк Копытман (6 декабря 1929 — 16 декабря 2011) ( иврит : מרק קופיטמנ) — композитор, музыковед и педагог. [ 1 ] Он был профессором и ректором Академии Рубина ( Иерусалимской академии музыки и танца ), лауреатом премии Сержа Кусевицкого за композицию «Голоса памяти» (1986). [ 2 ] Удостоен звания «Народный артист Молдовы» (1992) Президентом Молдовы за создание первой Молдавской национальной оперы «Casa mare» («Большой дом»).
Биография
[ редактировать ]Копытман родился в Каменце-Подольском на Украине (тогда входившей в Советский Союз) в 1929 году. Первоначальное образование по фортепиано и теории музыки он получил в Черновицком музыкальном училище, а затем продолжил изучать медицину в Черновицком медицинском институте. После окончания медицинского колледжа Копытман учился композиции у Романа Симовича в Музыкальной академии имени Лысенко во Львове и у С. Богатырева в Государственной консерватории имени П.И. Чайковского в Москве . Получив вторую степень доктора теории и композиции, Копытман преподавал в консерваториях Москвы , Алматы и Кишинева . Ряд его произведений завоевали призы и награды на конкурсах и фестивалях. [ 3 ] [ 4 ]
Эмиграция
[ редактировать ]В 1972 году Копытман эмигрировал в Израиль, где стал профессором композиции Академии Рубина. Копытман со временем занимал должность заведующего кафедрой теории и композиции, а затем декана и заместителя директора Академии (1974–1994). [ 5 ]
В 1979 году Копытмана пригласили преподавать в качестве постоянного приглашенного профессора Еврейского университета. С тех пор он вел семинары и мастер-классы по композиции, особенно по гетерофонии. [ 6 ] Основное направление его творческой деятельности - в университетах и музыкальных школах по всей Европе и США.
Композиции
[ редактировать ]Индивидуальный стиль Копытмана вдохновлен еврейским фольклором и сочетается с экономным использованием новейших новинок и характеризуется сильным акцентом на мелодические линии в паутине гетерофонического расщепления фактур. [ 7 ]
Его оркестровые и камерные произведения исполнялись на многих фестивалях по всему миру.
Награды
[ редактировать ]Копытман – лауреат нескольких премий; среди них престижная премия Кусевицкого International Record Critics за его оркестровую работу «Память» (1986), премия Израиля ACUM за жизненные достижения (1992) и премия премьер-министра Израиля (2002).
Избранные работы
[ редактировать ]- Этап
- Casa Mare , опера в 2-х действиях (1966); либретто Виктора Телеукэ по драме Иона Друцэ
- Монодрама , балетная музыка для кларнета, фагота, 3-х виолончелей, ударных, клавесина и фортепиано (1975)
- Призма , балетная музыка для тромбона и ударных (1976)
- Две поэмы , балетная музыка для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано (1978)
- И время для всякой цели , балетная музыка для флейты, трубы, тромбона и ударных (1979)
- Крылья , музыка к драме (1979)
- «Камерные сцены из жизни Зюскинда фон Тримберга» , камерная опера (1982); либретто Речи Фрайер
- Оркестровый
- Симфония (1956)
- Симфониетта для камерного оркестра (1964)
- Шесть молдавских мелодий (1965)
- Концерт для оркестра (1976)
- Casa Mare , Сюита I из Оперы (1980)
- Память (1981)
- Музыка для струнных (1988)
- Cantus II для струнного оркестра (1990)
- Beyond All This для камерного оркестра (1997)
- Исчезнувшие штаммы (2004)
- концертанте
- Концертино для скрипки и камерного оркестра (1964)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1970)
- Кадиш для виолончели или альта и струнного оркестра (1981)
- Cantus III для бас-кларнета и камерного оркестра (1984)
- Cantus V , Концерт для альта с оркестром (1990)
- Cantus VI для гобоя и камерного оркестра (1995) или для кларнета с оркестром (2002)
- Cantus IV для скрипки и струнного оркестра (посвящение, 2000) или для скрипки и камерного оркестра (посвящение, 2003)
- Cantus VII для скрипки, виолончели и оркестра (2000)
- Камерно-инструментальная
- 2 маленькие сюиты (1962, 1965)
- Пьесы для гобоя и фортепиано (1966)
- Струнный квартет № 1, Две миниатюры на народные мелодии (1962)
- Струнный квартет № 2 (1966)
- Струнный квартет № 3 (1969)
- Плач для флейты (1973)
- Для ударных (1975)
- Для клавесина (1976)
- Для арфы (1976)
- О старинной мелодии для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1977)
- Для органа (1978)
- Cantus I для 3-х гобоев (1979)
- Cantus II для скрипки, альта и виолончели (1980)
- Посвящение для скрипки или альта (1986)
- Орнаменты I для 2-х кларнетов (1991)
- Камерная музыка для кларнета и фортепиано (1992)
- Кадиш для виолончели или альта и фортепиано (1992)
- Тенеро для виолончели (1993)
- Орнаменты II для 2-х фаготов (1993)
- Дискурс I-II (Cantis VI) для гобоя и струнного квартета (1994)
- Strain для струнного квартета (1995)
- Мистериозо-Суссурандо для виолончели (1998)
- Пассоларго для гитары (1999)
- Струнный квартет №4 «Восемь глав» (2000)
- Музыка для девяти для струнного квартета и квартета деревянных духовых инструментов (2001)
- Орнаменты III для флейты (2001)
- Прощание для струнного квартета (2001)
- Cantus II для струнного квартета (2003)
- Cantus IV для скрипки и фортепиано (посвящение, 2004)
- Cantus IV для альта соло (посвящение, 1995)
- Фортепиано
- Полифонические пьесы (1962–85)
- Для фортепиано (1973)
- Бассо-речитативо для 2-х фортепиано (1977)
- Переменные структуры , 12 коротких прелюдий (1985–87)
- Аллитерации (1993)
- Для Грегори , 3 миниатюры (2000)
- Буколики , 5 маленьких пьес для детей (2002)
- Хоровой
- Расстояние за расстоянием , 10 стихотворений для смешанного хора (1960); текст Александра Твардовского (русский)
- «Сорок лет» для смешанного хора (1964); текст Виктора Телеуке (молдавский)
- «Песни леса» , Оратория для солистов, хора и оркестра (1965); текст Виктора Телеуке (молдавский)
- Акварели для женского хора (1965); текст Николая Рыленкова (русский)
- 10 молдавских народных песен , Обложения для смешанного хора (1966-1972)
- «Камни» для смешанного хора (1980); текст из цитат (английский)
- Кто загорается? для детского хора (1987); текст Амира Гильбоа
- «Разбросанные рифмы» для смешанного хора и камерного оркестра (1988); текст Иегуды Амихая (иврит)
- «Воспоминания о любви» для смешанного хора и камерного оркестра (1989); текст Иегуды Амихая (иврит)
- Вокал
- «Песни плена и борьбы» для баритона и фортепиано (1957); текст Николаса Гилиена (русский)
- Детские песни для голоса или детского/женского хора (1959–1964)
- «Песни мучительной любви» для голоса и фортепиано (1964); текст Сильвии Капутикян (русский)
- Unfinished Lines for baritone and orchestra (1969); text by Mirza Gelovani, Vladislav Zanadvorov , Chazai Kaloev, Nikolai Majorov (Russian)
- «Солнце» с Диницем для голоса и фортепиано (1972); текст Михая Чиуботару (молдавский)
- Октябрьское солнце для голоса, флейты, скрипки, фортепиано и ударных (1974); текст Иегуды Амикахая (иврит)
- «Это ворота без стены» для голоса, кларнета, фагота, скрипки, виолончели, ударных и фортепиано (1975); текст Иегуды Амихая (иврит)
- Голоса для голоса, флейты, 4-х тромбонов и струнного оркестра (1975)
- Day and Night Arise to Heaven для голоса, флейты, трубы и ударных инструментов (1977); текст Иммануила Римского (иврит)
- Ротации для голоса и оркестра (1979)
- «Круги» («Жизнь будущего мира») для голоса, кларнета, виолончели и фортепиано (1986); текст Авраама Абулафии (английский)
- «Письма творчества» для голоса и струнного оркестра (1987); текст из древней еврейской поэзии
- «Письма творения» для голоса и фортепиано (1988); текст из древней еврейской поэзии (англ.)
- Восемь страниц для сольного голоса (1989); текст Эдмона Жабеса (английский)
- To Go Away для голоса, кларнета, скрипки, виолончели и ударных (1989); текст Джонатана Ратоша (иврит)
- Соаре с Диницем для голоса и оркестра (1994); текст Михая Чиуботару (молдавский)
- Вокализ для голоса и гобоя (1995)
- «Три ночи» для голоса и ансамбля (1996); текст Дэвида Фогеля (английский)
- «Из еврейской поэзии» для голоса и камерного оркестра (1996); текст Эдмона Жабеса и из древней еврейской поэзии (английский)
- Фермане для фолк-певца и трех кларнетов (1998)
- Casa Mare , Сюита II из Оперы для меццо-сопрано, баритона и оркестра (1999)
- «Если семь небес» , 12 миниатюр для голоса и виолончели (2001); текст Эдмона Жабеса (английский)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Марк Копытман - О композиторе|LA Phil" . www.laphil.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2012 г.
- ^ "NAUTILUS - израильский портал на русском языке" . Archived from the original on 2011-12-26 . Retrieved 2011-12-19 .
- ^ Mark Kopytman: Voices of Memory (Essays and Dialogues). Под редакцией Юлии Крейниной. Тель-Авив: Israel Music Institute, 2004
- ^ Юлия Крейнина и Марк Копытман. Echoes of Imaginary Lines. Studia Slavica Musicologica 33. Берлин: Verlag Ernst Kunn, 2005.
- ^ "Еврейское агентство для Израиля" .
- ^ Нэнси Ашер (1986). Подход XX века к гетерофонии: «Cantus II» Марка Копытмана. Темп (Новая серия), стр. 19-22. дои : 10.1017/S0040298200022087
- ^ "Ю. Крейнина. О еврейских корнях музыки израильского композитора: "Октябрьское солнце" Марка Копытмана" . Archived from the original on 2011-12-14 . Retrieved 2011-12-19 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Биография Марка Копытмана» . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 г.
- "Копытман Марк" . Archived from the original on 2017-07-01.
- «Фотоальбом Марка Копытмана» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г.
- Лига композиторов Израиля - Марк Копытман
- «Жизнеописания - Копытман Марк (1929-)» . JMRC – Центр еврейских музыкальных исследований. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г.
- Библиография Марка Копытмана в Ронит Сетер, « Израильская художественная музыка », в Oxford Bibliographies (по состоянию на 14 мая 2024 г.)