Ансамбль (Штокхаузен)

Ансамбль — это проект групповой композиции, разработанный Карлхайнцем Штокхаузеном для Darmstädter Ferienkurse 1967 года . В нем приняли участие двенадцать композиторов и двенадцать инструменталистов, а выступление длилось четыре часа. В каталоге работ Штокхаузена ей не присвоен номер работы.
История
[ редактировать ]В 1967 году Darmstädter Ferienkurse Stockhausen организовал семинар по композиции в течение двухнедельного периода, предшествующего собственно курсам, на котором двенадцать композиторов из разных стран разработали композицию, которая представляла собой диалог, который должен был быть исполнен инструменталистом и композитором, используя либо ранее подготовленная лента звуковых материалов или коротковолновый приемник. [1] Впервые в истории Дармштадтских курсов фактическое сочинение формально осуществлялось в рамках самих курсов. [2]
Участвующие композиторы были в паре с инструменталистами (одиннадцать участников ансамбля «Худба Днеска» (Братислава) под руководством Ладислава Купковича плюс Алоис Контарский : [3] [4]
Композитор | Музыкант | |
---|---|---|
флейта | Томас Марко (Испания) | Ладислав Шока |
гобой | Аво Сымер (США) | Милан Ежо |
кларнет | Николаус А. Хубер (Германия) | Юрай Буреш |
басу | Роберт Виттингер (Венгрия) | Ян Мартанович |
рог | Джон Макгуайр (США) | Йозеф Хвенк |
труба | Питер Р. Фармер (США) | Владимир Юрча |
тромбон | Грегори Бисс (США) | Франтишек Гудечек |
скрипка | Юрген Бойерле (Германия) | Уильям Фаркас |
виолончель | Мессия Майгуашка (Эквадор) | Фрэнсис Танненбергер |
контрабас | Хорхе Пейшиньо (Португалия) | Карил Иллек |
перкуссия | Рольф Гельхаар (США) | Франтишек Рек |
Орган Хаммонд | Йоханнес Фрич (Германия) | Алоис Контарский |
их дополнили На микшерных пультах :
Публичная генеральная репетиция получившейся коллективной композиции состоялась 28 августа, а официальное выступление состоялось 29 августа 1967 года в Turnhalle (гимназии) Ludwig -Georgs-Gymnasium (Средняя школа Людвига Георга) в Дармштадте . и имел достаточный успех, чтобы гарантировать проведение аналогичного курса в следующем году. Этот второй проект будет называться Musik für ein Haus . [2] [5]
Анализ
[ редактировать ]Двенадцать дуэтов композиторов и исполнителей разбросаны по всему залу и скоординированы в соответствии с « планом процесса », составленным Штокхаузеном, который также написал восемь вставок, приводящих к случайным точкам синхронизации. Каждая группа улавливается микрофонами и подается на четыре микшерных пульта, которыми управляют дополнительные музыканты, задача которых — расширить определенные детали звука и отправить их блуждать по залу через восемь громкоговорителей. Зрители также могут свободно перемещаться по залу и выбирать собственную акустическую перспективу. [6]
Таким образом, музыка была плюралистической, сольной и коллективной одновременно. Вставки, сочиненные Штокхаузеном, были призваны объединить всех исполнителей путем вертикализации музыкальных событий, гармонично и ритмично. Было запланировано, что выступление начнется до того, как начнет прибывать публика, и закончится тем, что каждая пара композитор-инструменталист одна за другой покидает спортзал, все еще играя на заднем сиденье уезжающей машины, чтобы встретиться снова в 2 часа ночи в двадцати милях отсюда. . [7]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Ансамбль . Музыка 12 композиторов-исполнителей, участников ансамбля «Худба Днеска» и Алоиса Контарского, орган «Хаммонд». Запись генеральной репетиции, репетиции и выступления 28 и 29 августа 1967 года, длительностью каждые четыре часа, отредактированная и сокращенная примерно до 62 минут Месиасом Майгуашкой в Studio für elektronische Musik im WDR , 26 августа - 22 сентября 1971 года. Запись LP. , 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Студия-Reihe neuer Musik. Верго WER 60065 Майнц: Верго 1971. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гельхаар 1968 , 9, 45.
- ^ Jump up to: а б Иддон 2004 ,
- ^ Штокхаузен 1971a , 213.
- ^ Гельхаар 1968 , 7, 39, 43, 75.
- ^ Штокхаузен 2009 , 246.
- ^ Гельхаар 1968 , 8, 44.
- ^ Котт 1973 , 205.
- ^ Анон. нд .
Источники
- Анон. й ансамбль на Discogs
- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Гельхаар, Рольф . 1968. О композиционном ансамбле: Композиционная студия Карлхайнца Штокхаузена - Международные каникулярные курсы новой музыки, Дармштадт, 1967 , двуязычное издание на немецком и английском языках. Вклад Дармштадта в новую музыку 11. Майнц: Söhne Б. Шотта.
- Гоммель, Фридрих. 1967. «Благословения и недостатки в Дармштадте: 22-е международные летние курсы новой музыки». Frankfurter Allgemeine Zeitung 1967, № 209 (9 сентября): 12. Перепечатано в Misch and Bandur 2001 , 398–399.
- Иддон, Мартин. 2004. «Дом, который построил Карлхайнц: состав, власть и контроль на Дармштадтской Ференкурсе 1968 года». Музыкальный ежеквартальный журнал 87, вып. 1 (Весна): 87–118.
- Миш, Имке и Маркус Бандур (ред.). 2001. Карлхайнц Штокхаузен на Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте 1951–1996: Документы и письма . Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 3-00-007290-Х .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971а. « Ансамбль ». Тексты о музыке 3 (1963–1970), под редакцией Дитера Шнебеля , 212–215. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хубер, Николаус А. Карлхайнца Штокхаузена 1967. « Ансамбль : отчет». [ нужна полная цитата ] Перепечатано в Huber, Transilluminations: Texts on Music 1964–1999 , под редакцией Йозефа Хойслера, 1–5. Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-765-10328-4 .
- Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971б. «Критерии». Тексты о музыке 3 (1963–1970), под редакцией Дитера Шнебеля, 222–229. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Вернер, Карл Х. 1973. Штокхаузен: жизнь и работа , представлено, переведено и отредактировано Биллом Хопкинсом . Лондон: Фабер и Фабер; Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.