Jump to content

Короткие волны

Многодиапазонный радиоприемник Graetz времен создания Курцвеллена

Kurzwellen («Короткие волны») для шести исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и живой электроникой — композиция Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1968 году. Занимает 25-е место в каталоге произведений композитора.

Концепция

[ редактировать ]

Курцвеллен — одна из серии работ 1960-х годов, которые Штокхаузен назвал « процессными » композициями. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В Курцвеллене и трех последующих произведениях ( «Спираль» для солиста, «Полюс» для двоих и «Экспо» для троих) этот материал почерпнут спонтанно во время исполнения из коротковолновых радиопередач. [1] Хотя эта отдельная трактовка генетических правил развития существовала в более ранних сочинениях Штокхаузена, акцент на процессе трансформации и меньшей специфичности того, что должно быть трансформировано, в Курцвеллене зашел дальше, чем когда-либо прежде . [2] Таким образом, общий формальный процесс фиксирован, тогда как звуковые материалы чрезвычайно разнообразны. [3] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [4] Хотя использование радио в концертных произведениях началось, по крайней мере, с 1942 года, с Джона Кейджа » «Кредо в нас , и Штокхаузен вполне мог почерпнуть идею использования радио от Кейджа, их подходы не могли быть более разными. Для Кейджа тип радио не имеет значения, поскольку их цель — просто заполнить заданные единицы времени каким-либо звуком. Штокхаузен, с другой стороны, предписывал коротковолновые приемники из-за их способности передавать радиопередачи издалека и из-за богатого разнообразия доступных звуков. Эти звуки также не используются без разбора: исполнителям предстоит искать и выбирать только материалы, пригодные для импровизационных трансформаций. [5]

Первоначально Курцвеллен был зарисован во время турне по Чехословакии ансамбля Штокхаузена в конце марта - начале апреля 1968 года и вскоре был завершен. [6] Премьера состоялась 5 мая 1968 года в телестудии Радио Бремена в рамках фестиваля Pro Musica Nova и посвящена Гуго Вольфраму Шмидту, инициатору Кёльнских курсов новой музыки. Исполнителями на премьере были Алоис Контарский , фортепиано, Альфред Алингс и Рольф Гельхаар , тамтам, Йоханнес Фрич , альт, Харальд Бойе [ де ] , электроний, и Карлхайнц Штокхаузен, фильтры и потенциометры. [7]

Практика исполнения

[ редактировать ]

Композитор объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-то, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [8] Каждый исполнитель воспроизводит серию событий, разделенных паузами. Событие можно воспроизводить либо с помощью радио, либо с помощью инструмента, а также игрок может сопровождать событие на инструменте с помощью радио или наоборот, или сочетать и то, и другое. Каждое событие имеет четкую продолжительность, определяемую его разделением на сегменты с характерным ритмом. [9]

Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. Несмотря на это, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последующие события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [4]

Опус 1970 г.

[ редактировать ]

К двухсотлетию Бетховена в 1970 году Штокхаузен создал версию «Курцвеллена» , которая предполагала особый случай, когда все радиостанции просто транслировали материал Бетховена. Эта версия известна под разными названиями: Kurzwellen mit Beethoven , Kurzwellen mit Beethoven-Musik , Stockhoven-Beethausen и Opus 1970 . [10] Чтобы создать такую ​​ситуацию, Штокхаузен заменил радиоприемники четырьмя различными магнитофонными коллажами с отрывками из сочинений Бетховена, перемежающимися с чтениями (Штокхаузена) из Хайлигенштадтского завещания , подвергнутыми различным электронным преобразованиям для имитации эффекта коротковолновых передач. Исполнители могли «включать и выключать» эти записи, как радиопередачи. [11]

Структура

[ редактировать ]

Все в Курцвеллене управляется перестановками множеств из четырех членов . Например, все произведение разделено на четыре больших раздела с возрастающим количеством событий в пропорциях 4:5:7:10,2. [12] Внутри каждого из этих постепенно увеличивающихся сегментов также увеличивается количество планируемых ансамблей (синхронных или попеременных дуэтов, трио и квартетов): 5:6:7:14. [13]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Короткие волны . Алоис Контарский, фортепиано; Харальд Боже, электроний; Альфред Алингс и Рольф Гельхаар, тамтам с микрофоном; Йоханнес Фрич, альт; Карлхайнц Штокхаузен, звукооператор. Два выступления, записанные 4 мая 1968 года и 9 апреля 1969 года. Набор DGG 2-LP. DG 2707 045. Первая запись переиздана в составе компакт-диска Litany 97 — Shortwaves . Stockhausen Complete Edition CD 61. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2000. Вторая запись переиздана на компакт-диске Shortwaves . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 13. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Опус 1970: Стокховен-Бетхаузен . Дойче Граммофон LP. DG 139461. Переиздано на третьем диске из трех компакт-дисков, Штокхаузен: "Stockkhoven-Beethausen": Opus 1970, разговор 1977 . Stockhausen Text-CD 23. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2011 [примечания Вольфганга Ратерта ]. Два отрывка переизданы на прилагаемом компакт-диске. [14]
  • Штокхаузен в исполнении The Negative Band: Short Wave [ sic ]; Отправьтесь в плавание к Солнцу . The Negative Band (Майкл Финк, перкуссия; Эрл Ховард , альт-саксофон; Денман Марони , фортепиано; Дэвид Саймонс, перкуссия; Джозеф Пол Тейлор, синтезатор; Джонатан Вайсбергер, фильтр и направление звука). Записано 29 мая 1974 года. Finnadar LP SR 9009. Нью-Йорк: Finnadar Records, 1975.
  • Штокхаузен: Всемирная выставка 1970 года . Два интервью и вторая половина Shortwaves , записанные в апреле 1970 года в сферическом зале немецкого павильона на выставке Expo 70. Петер Этвос , фортепиано; Йоханнес Фрич, альт; Харальд Боже, электроний; Рольф Гельхаар , шумиха; Месиас Майгуашка , потенциометры. Текстовый компакт-диск Штокхаузена 21. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2009.
  • Штокхаузен: Курцвеллен . Ансамбль CLSI; Поль Мефано , дирижер. Записано в январе 2012 года в GRM Studios, Radio France, Париж. Mode CD 302. Выпущен в 2018 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN   3-7957-1895-3 .
  • Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN   978-1-907378-03-4 .
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , второе издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN   2-911906-02-0 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. «Короткие волны». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 112–120. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , под редакцией Робина Макони. Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань) ISBN   0-7145-2918-4 (пбк).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Херборт, Хайнц Йозеф. 1968. «Техническая музыка». Die Zeit , № 19 (10 мая).
  • Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 102–115. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Паули, Ханс Йорг. 1968. "Без аналога". Die Zeit , № 19 (10 мая).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. «Короткие волны с Бетховеном: Опус 1970». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 121–122. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Вернер, Карл Генрих [ де ] . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0520021436 , 9780520021433
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfa328952c593ee17c8b35fe3cce5abb__1653093420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/bb/bfa328952c593ee17c8b35fe3cce5abb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kurzwellen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)