Короткие волны
Kurzwellen («Короткие волны») для шести исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и живой электроникой — композиция Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1968 году. Занимает 25-е место в каталоге произведений композитора.
Концепция
[ редактировать ]Курцвеллен — одна из серии работ 1960-х годов, которые Штокхаузен назвал « процессными » композициями. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В Курцвеллене и трех последующих произведениях ( «Спираль» для солиста, «Полюс» для двоих и «Экспо» для троих) этот материал почерпнут спонтанно во время исполнения из коротковолновых радиопередач. [1] Хотя эта отдельная трактовка генетических правил развития существовала в более ранних сочинениях Штокхаузена, акцент на процессе трансформации и меньшей специфичности того, что должно быть трансформировано, в Курцвеллене зашел дальше, чем когда-либо прежде . [2] Таким образом, общий формальный процесс фиксирован, тогда как звуковые материалы чрезвычайно разнообразны. [3] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [4] Хотя использование радио в концертных произведениях началось, по крайней мере, с 1942 года, с Джона Кейджа » «Кредо в нас , и Штокхаузен вполне мог почерпнуть идею использования радио от Кейджа, их подходы не могли быть более разными. Для Кейджа тип радио не имеет значения, поскольку их цель — просто заполнить заданные единицы времени каким-либо звуком. Штокхаузен, с другой стороны, предписывал коротковолновые приемники из-за их способности передавать радиопередачи издалека и из-за богатого разнообразия доступных звуков. Эти звуки также не используются без разбора: исполнителям предстоит искать и выбирать только материалы, пригодные для импровизационных трансформаций. [5]
История
[ редактировать ]Первоначально Курцвеллен был зарисован во время турне по Чехословакии ансамбля Штокхаузена в конце марта - начале апреля 1968 года и вскоре был завершен. [6] Премьера состоялась 5 мая 1968 года в телестудии Радио Бремена в рамках фестиваля Pro Musica Nova и посвящена Гуго Вольфраму Шмидту, инициатору Кёльнских курсов новой музыки. Исполнителями на премьере были Алоис Контарский , фортепиано, Альфред Алингс и Рольф Гельхаар , тамтам, Йоханнес Фрич , альт, Харальд Бойе , электроний, и Карлхайнц Штокхаузен, фильтры и потенциометры. [7]
Практика исполнения
[ редактировать ]Композитор объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-то, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [8] Каждый исполнитель воспроизводит серию событий, разделенных паузами. Событие можно воспроизводить либо с помощью радио, либо с помощью инструмента, а также игрок может сопровождать событие на инструменте с помощью радио или наоборот, или сочетать и то, и другое. Каждое событие имеет четкую продолжительность, определяемую его разделением на сегменты с характерным ритмом. [9]
Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. Несмотря на это, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последующие события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [4]
Опус 1970 г.
[ редактировать ]К двухсотлетию Бетховена в 1970 году Штокхаузен создал версию «Курцвеллена» , которая предполагала особый случай, когда все радиостанции просто транслировали материал Бетховена. Эта версия известна под разными названиями: Kurzwellen mit Beethoven , Kurzwellen mit Beethoven-Musik , Stockhoven-Beethausen и Opus 1970 . [10] Чтобы создать такую ситуацию, Штокхаузен заменил радиоприемники четырьмя различными магнитофонными коллажами с отрывками из сочинений Бетховена, перемежающимися с чтениями (Штокхаузена) из Хайлигенштадтского завещания , подвергнутыми различным электронным преобразованиям для имитации эффекта коротковолновых передач. Исполнители могли «включать и выключать» эти записи, как радиопередачи. [11]
Структура
[ редактировать ]Все в Курцвеллене управляется перестановками множеств из четырех членов . Например, все произведение разделено на четыре больших раздела с возрастающим количеством событий в пропорциях 4:5:7:10,2. [12] Внутри каждого из этих постепенно увеличивающихся сегментов также увеличивается количество планируемых ансамблей (синхронных или попеременных дуэтов, трио и квартетов): 5:6:7:14. [13]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Короткие волны . Алоис Контарский, фортепиано; Харальд Боже, электроний; Альфред Алингс и Рольф Гельхаар, тамтам с микрофоном; Йоханнес Фрич, альт; Карлхайнц Штокхаузен, звукооператор. Два выступления, записанные 4 мая 1968 года и 9 апреля 1969 года. Набор DGG 2-LP. DG 2707 045. Первая запись переиздана в составе компакт-диска Litany 97 — Shortwaves . Stockhausen Complete Edition CD 61. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2000. Вторая запись переиздана на компакт-диске Shortwaves . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 13. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
- Карлхайнц Штокхаузен: Опус 1970: Стокховен-Бетхаузен . Дойче Граммофон LP. DG 139461. Переиздано на третьем диске из трех компакт-дисков, Штокхаузен: "Stockkhoven-Beethausen": Opus 1970, разговор 1977 . Stockhausen Text-CD 23. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2011 [примечания Вольфганга Ратерта ]. Два отрывка переизданы на прилагаемом компакт-диске. [14]
- Штокхаузен в исполнении The Negative Band: Short Wave [ sic ]; Отправьтесь в плавание к Солнцу . The Negative Band (Майкл Финк, перкуссия; Эрл Ховард , альт-саксофон; Денман Марони , фортепиано; Дэвид Саймонс, перкуссия; Джозеф Пол Тейлор, синтезатор; Джонатан Вайсбергер, фильтр и направление звука). Записано 29 мая 1974 года. Finnadar LP SR 9009. Нью-Йорк: Finnadar Records, 1975.
- Штокхаузен: Всемирная выставка 1970 года . Два интервью и вторая половина Shortwaves , записанные в апреле 1970 года в сферическом зале немецкого павильона на выставке Expo 70. Петер Этвос , фортепиано; Йоханнес Фрич, альт; Харальд Боже, электроний; Рольф Гельхаар , шумиха; Месиас Майгуашка , потенциометры. Текстовый компакт-диск Штокхаузена 21. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2009.
- Штокхаузен: Курцвеллен . Ансамбль CLSI; Поль Мефано , дирижер. Записано в январе 2012 года в GRM Studios, Radio France, Париж. Mode CD 302. Выпущен в 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коль 1981 , с. 192–193.
- ^ Штокхаузен 1989 , с. 114.
- ^ Фризиус 2008 , с. 224
- ^ Перейти обратно: а б Коль 2010 , с. 137.
- ^ Коль 2010 , стр. 135–137.
- ^ Коль 2010 , стр. 199–200.
- ^ Штокхаузен 1971 , стр. 114, 116.
- ^ Котт 1973 , с. 33.
- ^ Ригони 1998 , с. 235.
- ^ Хопп 1998 , стр. 263.
- ^ Макони 2005 , стр. 304–305.
- ^ Коль 2010 , с. 204.
- ^ Хопп 1998 , стр. 87.
- ^ Надежда 1998 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN 3-7957-1895-3 .
- Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN 978-1-907378-03-4 .
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , второе издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. «Короткие волны». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 112–120. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , под редакцией Робина Макони. Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань) ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02311-0 .
- Херборт, Хайнц Йозеф. 1968. «Техническая музыка». Die Zeit , № 19 (10 мая).
- Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 102–115. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Паули, Ханс Йорг. 1968. "Без аналога". Die Zeit , № 19 (10 мая).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. «Короткие волны с Бетховеном: Опус 1970». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 121–122. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Вернер, Карл Генрих . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520021436 , 9780520021433