Jump to content

Противопоказания

Противопоказания
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена
Каталог 1
Составленный 1953  ( 1953 )
Выполненный 26 мая 1953 г. ( 26 мая 1953 г. )
Подсчет очков

Kontra-Punkte (Контр-Точки или Против Точек) — композиция для десяти инструментов Карлхайнца Штокхаузена , которая разрешает контрасты между шестью инструментальными тембрами , а также крайние значения нот и динамических уровней в однородную финальную текстуру . Штокхаузен описал это так: «Контр-точки: серия самых скрытых и в то же время наиболее заметных преобразований и обновлений — без предсказуемого конца. Одно и то же никогда не слышится дважды. конструкция предельной однородности. Основная сила, которая скрепляет вещи — связанные пропорции: структура. Не один и тот же гештальтен в меняющемся свете, а скорее это: различные гештальтены в одном и том же свете, который пронизывает все». [1]

Первая версия без названия, написанная в 1952–53 годах, представляла собой разреженную, « пунктуальную » композицию, написанную для флейты , кларнета ми-бемоль , контрабас-кларнета , контрафагота , трубы , контрабасовой тубы , фортепиано в четыре руки , арфы , скрипки и контрабас . [2] Эта партитура была почти сразу отвергнута композитором, который весной 1953 года создал новую версию для флейты, кларнета ля ля, бас-кларнета , фагота , трубы, тромбона , фортепиано (один игрок), арфы, скрипки и виолончели . Эта версия отличается тем, что занимает «№ 1» в каталоге произведений композитора, хотя Klavierstücke I–IV , обозначенный «№ 2», фактически был написан в предыдущем году.

Название, написанное через дефис, означает «противодействие» пунктуальному стилю, модному в начале 1950-х годов, действие, воплощенное в самой композиции как процесс превращения разрозненных «точек» в сплоченные «группы» нот и, следовательно, из по существу статическое состояние превращается в слышимо динамичное. Название также подразумевает критику более ранней композиции Штокхаузена Punkte , а также работы его друга Пьера Булеза 1951 года « Полифония X» - критику, за которую Булез, похоже, простил Штокхаузена. [3]

Kontra-Punkte впервые была исполнена во время Всемирных дней музыки ISCM в Кельне 26 мая 1953 года участниками симфонического оркестра WDR под управлением Германа Шерхена . Однако это исполнение составило лишь примерно первые две трети произведения из-за отсутствия у пианиста достаточного времени для подготовки чрезвычайно сложной заключительной части. Позже в том же году Шерхен дирижировал первым полным выступлением на музыкальном концерте Domaine в Париже. [4] В одной рецензии на (частичную) премьеру 1953 года сообщалось, что Шерхен немедленно повторил пьесу, потому что вскоре после начала первого исполнения пианист отстал на два такта, несмотря на то, что ему помогал композитор, «который время от времени играл ноту». очевидно, не в пределах десяти пальцев, но этого требует партитура». [5]

Несколько сбивает с толку то, что более раннее оркестровое произведение Штокхаузена называлось «Kontrapunkte» (без дефиса: «Контрапункты»). Это произведение, запрещенное в то время композитором на том основании, что оно непригодно для игры, было радикально переработано в 1962 году и выпущено под названием Punkte (Точки), которым теперь называется и оригинальное произведение. [6] [7]

«Пунктуальный» ансамблевый стиль с использованием десяти солистов, разделенных на шесть звуковых групп ((1) флейта-фагот, (2) кларнет-бас-кларнет, (3) труба-тромбон, (4) фортепиано, (5) арфа, (6 ) скрипка-виолончель) нерегулярно, но неуклонно трансформируется в сольный стиль, артикулируемый «группами», постепенно сосредотачиваясь на фортепианной партии». [8] В этой версии добавляются постепенно более длинные вставки более плотных групп нот, часто в отдельных инструментах, и в то же время постепенно заменяются все более и более длинные ноты группами быстрых, более коротких в технике, называемой Ausmultiplikation . [9] Эта постепенная эрозия первоначально разреженной текстуры, отраженная в названии, написанном через дефис (что означает «Против точек»), дополняет три параллельных процесса, уже присутствующих в первой версии: (1) разнородные тембры полного ансамбля постепенно сводятся к «монохромному». «фортепиано соло»; (2) сильно колеблющиеся продолжительности уменьшаются до аналогичных значений; (3) широкая динамика снижается до в целом мягкого уровня. Этот однонаправленный процесс можно сравнить, с одной стороны, с Мориса Равеля » «Болеро . [10] а с другой — Гайдна «Прощальную» симфонию . [11] Бесчисленные незначительные изменения были внесены в последующие версии, последняя из которых, в январе 2004 года, заменила кларнет ля на инструмент си-бемоль.

Дискография

[ редактировать ]

В хронологическом порядке записи.

  • Концерты музыкальной сферы: IV и Концерт — Сезон 1956 года . Антон Веберн : Симфония op. 21; Две песни, соч. 8; Четыре песни, соч. 13. Луиджи Ноно : Инконтри . Карлхайнц Штокхаузен: Kontra-Punkte . Пьер Булез : Молот без мастера . Солисты музыкальной сферы; Пьер Булез, дир. Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, монофонический, 30 см. Серия: Присутствие современной музыки: Художественная серия. Vega C 30 A 66. [Париж]: Vega, 1956. Переиздан на компакт-диске 1: Pierre Boulez: Le Domaine Musical, 1956–1967 . Полет. 1. Запись компакт-диска, 5 звуковых дисков: цифровой, моно, стерео, 12 см. Accord 476 9209 (комплект): 476 8858, 476 8859, 476 8860, 476 8861, 476 9210. [Франция]: Accord; Универсальная музыка Франция, 2006.
  • Новая Музыка . Карлхайнц Штокхаузен: Kontra-Punkte ; Кшиштоф Пендерецкий : Плач жертвам Хиросимы ; Эрл Браун : Доступные формы I ; Анри Пуссер : Римы для разных источников звуков . Фредерик Ржевски , фортепиано; Члены Римского оркестра RAI; Бруно Мадерна , дир. Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 30 см. RCA Victrola VICS 1239. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: RCA Victrola, 1967. Переиздано как Musica Nova vol. 1. Запись пластинки. RCA 940044. [Париж]: RCA France, 1969. Также выпущен как диск 2 из трех пластинок: La Musica Nuova. Запись LP, 3 звуковых диска: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 30 см. RCA Italiana SLD-61005; [Италия]: RCA Italiana, [1960-е]. Переиздание на CD: 1 звуковой диск, стерео, 12 см. Сони 49996 (88765499962). Нью-Йорк: Sony Music Entertainment, 2013.
  • Штокхаузен: Kreuzspiel , Kontra-Punkte Zeitmaße и Adieu . Лондонская симфониетта (Себастьян Белл, флейта; Энтони Пэй , кларнет; Роджер Фаллоуз, бас-кларнет; Уильям Уотерхаус , фагот; Джон Миллер, труба; Дэвид Персер, тромбон; Джон Констебль, фортепиано; Элизабет Флетчер, арфа; Марсия Крейфорд, скрипка; Кристофер ван Кампен, виолончель); Карлхайнц Штокхаузен, дир. ( Kontra-Punkte записано в студии CTS, Уэмбли (Лондон), 8 июля 1973 г.) Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, монофонический, 30 см. DGG LP 2530 443. [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1974. Переиздан вместе с Zeitmaße и Adieu с этой же пластинки с добавлением Stop (1965) из DGG LP 2530 442 на компакт-диске Stockhausen Complete Edition 4. Kürten: Stockhausen- Верлаг, 2002.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Контрапункты, припев, тактовые меры, ударное трио . Ансамбль исследований (Мартин Фаленбок, флейта; Шизуё Ока, кларнет; Марио Копф, фагот; Уве Мёкель, бас-кларнет; Маркус Швинд, труба; Эндрю Дигби, тромбон; Жан-Пьер Колло, фортепиано; Беате Антон, арфа; Мелиса Меллингер, ; Клаус-Стеффес Холлендер скрипка Оса Окерберг, виолончель; в других произведениях: Хайме Гонсалес ; челеста ; , , гобой английский рожок Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Wergo WER 6717 2. Майнц: Wergo, подразделение Schott Music & Media GmbH, 2009. Диск переиздан в рамках Music Of Our Time: 50 Years: 1962–2012 . Комплект из 5 дисков. Wergo 6946. Wergo, подразделение Schott Music & Media GmbH, 2012 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Ассис, Густаво Оливейра Альфе. 2011. В поисках звука: Музыка Карлхайнца Штокхаузена 1950-х годов . Сан-Паулу: Редакция UNESP. ISBN   978-85-393-0207-9 .
  • Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайнца Штокхаузена . Дополнение к Архиву музыкознания 32, изд. Ганс Генрих Эггебрехт . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
  • Коль, Джером . 2004. «Один высший принцип: истоки сериализма Штокхаузена». Доклад представлен 13 ноября 2004 г. на Национальной конференции Общества теории музыки, Сиэтл, Вашингтон.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография . Перевод Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер.
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто и Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Пуссер, Анри . 1970. Теоретические фрагменты I: Об экспериментальной музыке . Исследования по социологии музыки. Брюссель: Издания Института социологии Свободного университета Брюсселя.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. «Отчет о работе 1952/53: Ориентация». В его текстах по электронной и инструментальной музыке 1 под редакцией Дитера Шнебеля , 32–38. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. № 1 1964. « Противопункты для 10 инструментов (1953)». В его «Текстах о музыке 2» под редакцией Дитера Шнебеля, 20–21. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Вольф, Роберт Эрих. 1953. «Текущая хроника: Германия». Музыкальный ежеквартальный журнал 39, вып. 4 (октябрь): 604–609.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Гольдберг, Альберт. 21 февраля 1956 г. «Контрапункте № 1» не впечатляет». Лос-Анджелес Таймс , стр. 29.
  • Гольдберг, Альберт. 3 декабря 1958 года. «Резонатор: произведения Штокхаузена, исполненные в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе». Лос-Анджелес Таймс , стр. 7С.
  • Хауленд, Патрисия Л. 2010. «Формальные процессы в посттональной музыке: исследование избранных произведений Бэббита, Штокхаузена и Картера». Кандидатская дисс. Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка.
  • Мош, Ульрих. 1997. «Восприятие серийной музыки». Теория музыки 12:61–70.
  • Шнебель, Дитер . 1972. «Контра-точки, или «Морфология музыкального времени » . В «Мыслимой музыке: сочинения 1952–1972» , изд. Ганс Рудольф Целлер, 213–230. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Шенберг, Гарольд К. 6 июня 1956 года. «Стокгольмскому празднику не хватает новинок: даже самые экстремальные работы в программе современной музыки не обладают шоковой ценностью». «Нью-Йорк Таймс» , стр. 37.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a9e838e7151715c1e31f571bdc74a1b__1721411760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/1b/7a9e838e7151715c1e31f571bdc74a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kontra-Punkte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)