Jump to content

Болеро

Болеро
Оркестровая музыка Мориса Равеля
Ида Рубинштейн , заказавшая Болеро , 1922 год.
По заказу Ида Рубинштейн
Составленный 1928  ( 1928 )
Опубликовано 1929  ( 1929 )
Подсчет очков оркестр
Премьера
Дата 22 ноября 1928 г. ( 1928-11-22 )
Расположение Парижская опера
Дирижер Вальтер Страрам

Продолжительность: 4 минуты 16 секунд.
Болеро Равеля, Оркестр Ламуре под управлением самого Равеля, первое отделение
Болеро Равеля, Оркестр Ламуре, под управлением самого Равеля, 12-дюймовая этикетка на диске из шеллака, 1930 г. [ 1 ]

«Болеро» — произведение французского композитора Мориса Равеля для большого оркестра 1928 года . Это одно из самых известных произведений Равеля. [ 2 ] Это также была одна из его последних законченных работ до того, как болезнь лишила его способности писать музыку.

Создание произведения было инициировано комиссией танцовщицы Иды Рубинштейн , которая попросила у Равеля оркестровую транскрипцию шести пьес из Исаака Альбениса набора фортепианных пьес «Иберия» . Во время работы над транскрипцией Равелю сообщили, что испанский дирижер Энрике Фернандес Арбос уже оркестровал части, и что закон об авторском праве не допускает каких-либо других договоренностей. Когда Арбос услышал об этом, он сказал, что с радостью откажется от своих прав и позволит Равелю оркестровать пьесы. Но вместо этого Равель решил оркестровать одно из своих произведений, затем передумал и решил сочинить совершенно новое произведение на основе болеро , испанской танцевальной музыкальной формы. [ 3 ]

Во время отпуска в Сен-Жан-де-Люз Равель подошел к пианино и сыграл одним пальцем мелодию своему другу Гюставу Самазею , сказав: «Тебе не кажется, что эта тема имеет настойчивое качество? Я попробую. и повторяю это несколько раз без какого-либо развития, постепенно увеличивая оркестр, насколько могу». [ 3 ] Идрис Шах писал, что основная тема адаптирована из мелодии, сочиненной и используемой в суфийском обучении. [ 4 ]

Премьера и ранние выступления

[ редактировать ]

Композиция имела сенсационный успех, когда ее премьера состоялась в Парижской опере 22 ноября 1928 года с хореографией Брониславы Нижинской , а также дизайном и сценарием Александра Бенуа . Оркестром Оперы дирижировал Вальтер Страрам . Первоначально дирижировать весь балетный сезон должен был Эрнест Ансерме , но музыканты отказались играть под его руководством. [ 5 ] В программе премьеры был напечатан сценарий Рубинштейна и Нижинской: [ 5 ]

В таверне в Испании люди танцуют под медной лампой, свисающей с потолка. [В ответ] на аплодисменты о присоединении танцовщица прыгнула на длинный стол, и ее шаги стали все более и более оживленными.

Но у Равеля была другая концепция произведения: он предпочитал сценический дизайн под открытым небом с фабрикой на заднем плане, что отражало механическую природу музыки. [ 6 ]

«Болеро» стало самым известным произведением Равеля, к большому удивлению композитора, который предсказал, что большинство оркестров откажутся его исполнять. [ 2 ] Обычно его исполняют как чисто оркестровое произведение и лишь изредка ставят как балет. Согласно, возможно, апокрифической истории из премьерного спектакля, было слышно, как женщина кричала, что Равель сошла с ума. Говорят, что когда Равель рассказали об этом, она заметила, что она поняла эту пьесу. [ 7 ]

Произведение было впервые опубликовано парижской фирмой Дюран в 1929 году. Были сделаны аранжировки для фортепиано соло и фортепианного дуэта (два человека играют за одним фортепиано), а позже Равель аранжировал версию для двух фортепиано, опубликованную в 1930 году.

Первая запись была сделана Пьеро Копполой для Gramophone Company 13 января 1930 года. [ 8 ] Равель присутствовала на записи. [ 9 ] На следующий день он дирижировал оркестром Ламуре в собственной записи для Polydor . [ 10 ] В том же году дальнейшие записи были сделаны Сержем Кусевицким с Бостонским симфоническим оркестром и Виллемом Менгельбергом с оркестром Консертгебау . [ 11 ]

Тосканини

[ редактировать ]

Дирижер Артуро Тосканини дал американскую премьеру «Болеро» в Нью-Йоркском филармоническом оркестре 14 ноября 1929 года. [ 12 ] Спектакль имел большой успех, вызвав «крики и аплодисменты публики», согласно обзору New York Times , в результате чего один критик заявил, что «именно Тосканини начал карьеру Болеро», а другой заявил, что Тосканини превратил Равеля в «почти национального героя Америки». [ 12 ]

4 мая 1930 года Тосканини исполнил это произведение с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Парижской опере в рамках европейского турне этого оркестра. Темп Тосканини был значительно быстрее, чем предпочитал Равель, и Равель выразил свое неодобрение, отказавшись реагировать на жест Тосканини во время оваций публики. [ 13 ] За кулисами после концерта между двумя мужчинами произошла беседа. Согласно одному сообщению, Равель сказал: «Это слишком быстро», на что Тосканини ответил: «Вы ничего не знаете о своей собственной музыке. Это единственный способ сохранить работу». [ 14 ] По другому сообщению, Равель сказала: «Это не мой темп». Тосканини ответил: «Когда я играю в твоем темпе, это неэффективно», на что Равель ответил: «Тогда не играй». [ 15 ] Четыре месяца спустя Равель попытался сгладить отношения с Тосканини, отправив ему записку, в которой объяснял, что «я всегда чувствовал, что, если композитор не принимает участия в исполнении произведения, он должен избегать оваций», а десять дней спустя , пригласив Тосканини дирижировать премьерой его Фортепианного концерта для левой руки , но приглашение было отклонено. [ 16 ]

Ранняя популярность

[ редактировать ]

Дело Тосканини стало знаменитым событием и еще больше увеличило известность Болеро . [ 2 ] Другими факторами известности произведения были большое количество ранних исполнений, граммофонные пластинки, в том числе собственные Равеля, транскрипции и радиопередачи, а также фильм 1934 года « Болеро» в главных ролях с Джорджем Рафтом и Кэрол Ломбард , в котором музыка играет важную роль. [ 2 ]

«Болеро» написано для большого оркестра в составе:

Инструментарий требует использования саксофона-сопранино в фа фа, которого никогда не существовало (современные сопранино находятся в ми ). На первом выступлении партии сопранино и сопрано-саксофона исполнялись на сопрано-саксофоне B , традиция, которая продолжается и по сей день. [ 17 ]

Структура

[ редактировать ]

Болеро - «самое прямолинейное произведение Равеля на любом носителе». [ 6 ] Музыка звучит до мажор , 3
4
раза
, начиная с пианиссимо и продолжая непрерывное крещендо до фортиссимо возможного (как можно громче). Он построен на неизменном ритме остинато , сыгранном 169 раз. [ 18 ] на одном или нескольких малых барабанах , который остается постоянным на протяжении всего произведения:


  \новый DrumStaff \with{
    \override StaffSymbol.line-count = #1
    DrumStyleTable = #percussion-style
  }
  \ барабанный режим {
    \время 3/4 {
      \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 8 = 120
      \set subdivideBeams = ##t
      \set baseMoment = #(ly:make-moment 1/8)
      \set BeatStructure = #'(2 2 2)
      snare8 \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16} snare8 \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16} snare8 snare8 |
      snare8 \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16} snare8 \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16} \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16} \tuplet 3/2 {snare16 snare16 snare16}
    }
  }

Поверх этого ритма звучат две мелодии длиной 18 тактов каждая, каждая из которых исполняется поочередно дважды. Первая мелодия диатоническая , а вторая содержит больше джазовых элементов с синкопами и сглаженными нотами (технически это в основном фригийский лад ). Первая мелодия нисходит через одну октаву , вторая – через две октавы. Басовая партия и аккомпанемент изначально исполняются на струнах пиццикато , в основном с использованием элементарных тоник и доминантных нот. Напряжение создается за счет контраста между устойчивым ударным ритмом и «выразительной вокальной мелодией, пытающейся вырваться на свободу». [ 19 ] Интерес поддерживается постоянной оркестровкой темы , приводящей к разнообразию тембров , и устойчивому крещендо . Обе темы повторяются восемь раз. В кульминации первая тема повторяется девятый раз, затем вторая тема вступает во владение и ненадолго прерывается новой мелодией ми мажор, прежде чем, наконец, вернуться к тонической тональности до мажор.

Мелодия передается между разными инструментами: (1) флейта, (2) кларнет, (3) фагот, (4) E кларнет, (5) гобой д'амур, (6) труба и флейта (последняя не слышна отчетливо и в более высокой октаве, чем первая часть), (7) саксофон тенор, (8) саксофон сопрано, (9) валторна, пикколо и челеста; (10) гобой, английский рожок и кларнет; (11) тромбон, (12) некоторые духовые инструменты, (13) первые скрипки и некоторые духовые инструменты, (14) первая и вторая скрипки вместе с некоторыми духовыми инструментами, (15) скрипки и некоторые духовые инструменты, (16) ) некоторые инструменты оркестра и, наконец (17) большинство, но не все инструменты оркестра (с большим барабаном, тарелками и там-тамом).

Хотя мелодия продолжает играться в ноте C, начиная с середины, другие инструменты удваивают ее в разных тональностях . Первое такое удвоение включает в себя валторну, играющую мелодию в тональности C, челеста удваивает ее на 2 и 3 октавы выше, а два пикколо играют мелодию в тональностях G и E соответственно. Это действует как усиление первого, второго, третьего и четвертого обертонов каждой ноты мелодии (хотя «соль мажор» имеет бемоль 2 цента , а «ми мажор» — диез 14 центов). Другое важное «удвоение тональности» включает в себя звучание мелодии на квинту выше или кварту ниже соль мажор. Помимо этих «удвоений тональностей», Равель просто гармонизирует мелодию диатоническими аккордами.

В следующей таблице показаны инструменты, играющие в каждой части произведения (по порядку): [ 20 ]

Раздел
(A = 1-я мелодия
Б = 2-я мелодия)
Инструменты, которые следуют...
... ритм малого барабана ... мелодия ... трехдольный ритм четверти/восьмой ноты
1-й малый барабан ( пп ) 1-я флейта ( пп ) альты , виолончели (обе в пицц. , стр. )
2-я флейта ( пп ) 1-й кларнет ( п ) альты, виолончели
1-я флейта ( п , также малый барабан) 1-й фагот ( мп .) арфа , альты и виолончели (все р )
2-я флейта Е кларнет ( п ) арфа, альты и виолончели
фаготы гобой д'амур ( mp ) 2-е скрипки ( пицц. ), альты, виолончели и контрабас ( пицц. )
1- й рог 1-я флейта ( пп ) и 1-я труба ( мп , консорд. ) Первые скрипки ( пицц. ), альты, виолончели и контрабас
2-я труба ( мп. , консорд. ) тенор-саксофон ( mp , экспрессивность , вибрато ) флейты, 2-е скрипки, виолончели и контрабас (все мп )
1-й кларнет (заменен 2-й флейтой, последние четыре такта)
1-я труба саксофон сопранино (оригинальная партитура) / саксофон сопрано (любой инструмент, mp , выразительность , вибрато ) гобои, английский рожок , первые скрипки, альты, виолончели и контрабас
саксофон-сопрано (оригинальная партитура, заменена саксофоном-сопранино, mp , последние четыре такта)
1-я флейта ( mp , то же, что и малый барабан), 2-я валторна ( mf ) 2 пикколо ( pp ), 1-я валторна ( mf ) и челеста ( p ) бас-кларнет, фаготы, арфа, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабас
10А 4-я валторна, 3-я труба ( консорд. ), 2-е скрипки и альты (все мф ) 1-й гобой, гобой д'амур, английский рожок и кларнеты (все mf ) бас-кларнет, фаготы, 1-я и 2-я трубы ( консорд. ), арфа, первые скрипки, виолончели и контрабас.
11Б 1-я флейта, 2-я валторна и альты

( поклон )

1-й тромбон ( мф , сустейн ) кларнеты, бас-кларнет, контрфагот , арфа, 2-е скрипки, виолончели и контрабас
12Б 4-я валторна, 1-я труба ( сенза сорд. ) и 2-я скрипки ( арко , все фа , также малый барабан) пикколо, флейты, гобои, английский рожок, кларнеты и тенор-саксофон (все f ) бас-кларнет, фагот, контрфагот, арфа, первые скрипки, альты ( пицц. ), виолончель, контрабас (все ф )
13А 1-й/2-й валторны флейты, пикколо, гобои, кларнеты и первые скрипки ( арко ) 1-й гобой, кларнеты (оба в первых двух тактах) и ниже
Фаготы, контрафагот, 3/4 валторны, литавры , 2-е скрипки ( пицца ), альты, виолончели, контрабас
14А 3/4 валторны флейты, пикколо, гобои, английский рожок, кларнеты, тенор-саксофон и первая/вторая скрипки (вторые скрипки арко ), 1-й гобой, кларнеты (оба в первых двух тактах) и ниже
бас-кларнет, фагот, контрафагот, 1-я и 2-я валторны, саксофон-сопранино, литавры, арфа, альты, виолончели и контрабас
15Б 1-й/2-й валторны флейты, гобои, английский рожок, первая труба и первая/вторая скрипки флейты, гобой (первые два такта) и ниже
кларнеты, фаготы, контрафагот, 3/4 валторны, саксофон сопранино, саксофон тенор, 1/2 тромбон, туба , литавры, арфа, альт, виолончель, контрабас
бас-кларнет, 4-я валторна (поменяна местами с 1-й трубы) и альты ( арко , поменяны местами со 2-й скрипки, последние четыре такта) Вверху и 2-я скрипки ( пицц. , меняются местами от альтов, последние четыре такта)
16Б 1-4 рога флейты, пикколо, гобой, английский рожок, кларнеты, саксофон-сопранино, 1-й тромбон ( состенуто ), 1-я/2-я скрипки, альты и виолончели (2-е скрипки, виолончели в арко ) 2-е скрипки и виолончели (обе пицц. , первые два такта) и ниже
бас-кларнет, фаготы, контрафагот, трубы (2-я и 3-я трубы senza sord. ), 2-й и 3-й тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас ( arco )
бас-кларнет, тенор-саксофон (последние четыре такта, тенор заменен на сопранино)
17А флейты, пикколо (первые два такта) и ниже флейты, пикколо, труба ре-пикколо , трубы до, саксофон-сопрано, саксофон-тенор и первые скрипки (все ff ) Трубы C (первые два такта) и ниже ( ff )
гобои, кларнеты, валторны, вторые скрипки, альты, виолончели (все струны в пицце ) и второй малый барабан, играющий повсюду (все ff ). бас-кларнет, фагот, контрфагот, тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас (все ff )
18B (включая модуляцию) флейты, пикколо (первые два такта) и ниже. флейты, пикколо, труба ре-пикколо, трубы до, первый тромбон ( ) возможно , сопрано-саксофон, тенор-саксофон и первые скрипки Трубы до, 1-й тромбон (первые два такта) и ниже
гобои, кларнеты, валторны, вторые скрипки, альты и виолончели (все струнные в арко ) бас-кларнет, фаготы, контрафагот, 2-й и 3-й тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас
Заключение (возврат к до мажор, последние 6 тактов) флейты, пикколо, валторны, труба ре-пикколо, трубы до, первая и вторая скрипки, альты и виолончели Глиссандо : тромбоны, саксофон-сопранино и саксофон-тенор (на саксофонах нота глиссандо отсутствует). гобои, английский рожок, кларнеты, бас-кларнет, фаготы, контрафагот, туба, литавры, арфа и контрабас; вместе с большим барабаном , тарелками и там-тамом

Аккомпанемент постепенно становится все плотнее и громче, пока в самом конце не заиграет весь оркестр. Незадолго до конца (репетиция номер 18 в партитуре) происходит внезапная смена тональности на ми мажор, но до мажор восстанавливается всего через восемь тактов. За шесть тактов до конца первый раз звучит большой барабан, тарелки и там-там, а тромбоны играют хриплое глиссанди, в то время как весь оркестр отбивает ритм, сыгранный на малом барабане с первого такта. Наконец, произведение спускается от диссонансного аккорда B минор над аккордом фа минор к аккорду до мажор.

Темп и продолжительность

[ редактировать ]

Указание темпа болеро в партитуре — Tempo di Bolero, moderato assai «темп ( , очень умеренный»). В копии партитуры Равеля напечатанная отметка метронома 76 за четверть зачеркнута и заменена 66. [ 21 ] В более поздних изданиях партитуры предполагается темп 72. [ 21 ] Собственные записи Равеля с января 1930 года начинаются примерно с 66 в квартал, позже немного замедляясь до 60–63. [ 9 ] Его общая продолжительность — 15 минут 50 секунд. [ 21 ] Первая запись Копполы, на которой присутствовал Равель, имеет аналогичную продолжительность — 15 минут 40 секунд. [ 21 ] Равель сказала в интервью The Daily Telegraph , что пьеса длится 17 минут. [ 22 ]

Среднее выступление длится около 15 минут, а самые медленные записи, например запись соратника Равеля Педро де Фрейтаса Бранко , продолжаются намного дольше 18 минут. [ 21 ] и самые быстрые, такие как запись Леопольда Стоковского 1940 года с Всеамериканским молодежным оркестром, продолжительность которой приближается к 12 минутам. [ 23 ] В мае 1994 года во время Мюнхенской филармонии гастролей в Кельне дирижер Серджиу Челибидаке в возрасте 82 лет дал выступление, которое длилось 17 минут и 53 секунды, что, возможно, является рекордом в современную эпоху. [ 24 ]

На первой записи Копполы Равель решительно заявил, что предпочитает постоянный темп, критикуя дирижера за то, что он ускоряется в конце произведения. Согласно собственному отчету Копполы: [ 25 ]

Морис Равель... не доверял мне в « Болеро» . Он боялся, что мой средиземноморский темперамент возьмет верх и я тороплю темп. Я собрал оркестр в зале «Плейель», и Равель села рядом со мной. Все шло хорошо до финальной части, где я, невольно, на долю секунды увеличил темп. Равель вскочил, подошел и дернул меня за куртку: «Не так быстро», - воскликнул он, и нам пришлось начинать заново.

Предпочтение Равеля более медленному темпу подтверждается его недовольством игрой Тосканини, как сообщалось выше. Запись Тосканини 1939 года с Симфоническим оркестром NBC имеет продолжительность 13 минут 25 секунд. [ 12 ]

Равель был строгим критиком своего творчества. Во время сочинения «Болеро » он сказал Хоакину Нину , что в произведении «нет формы, собственно говоря, нет развития, нет или почти нет модуляции». [ 26 ] В интервью The Daily Telegraph 1931 года он рассказал о работе следующим образом: [ 22 ]

Он представляет собой эксперимент в совершенно особом и ограниченном направлении, и его не следует подозревать в стремлении достичь чего-то отличного от того, чего он действительно достигает, или чего-то большего. Перед его первым исполнением я сделал предупреждение о том, что написанное мной произведение длится семнадцать минут и целиком состоит из «оркестровой ткани без музыки» — одного очень длинного, постепенного крещендо. Никаких контрастов и практически никакой выдумки, кроме замысла и способа исполнения.

В 1934 году в своей книге «Музыка Хо! « Констант Ламберт писал: «Существует определенный предел времени, в течение которого композитор может писать в одном танцевальном ритме (этот предел, очевидно, достигается Равелем к концу Вальса» и к началу «Болеро» )». [ 27 ]

Литературный критик Аллан Блум прокомментировал в своем бестселлере 1987 года «Закрытие американского разума» : «Молодые люди знают, что рок — это ритм полового акта . Вот почему «Болеро » Равеля — единственное произведение классической музыки, которое им широко известно и нравится. " [ 28 ]

В статье 2011 года для The Cambridge Quarterly Майкл Лэнфорд написал: «На протяжении всей своей жизни Морис Равель был очарован актом творчества, описанным в » Эдгара Аллана По » «Философии композиции . Поскольку, по его словам, «Болеро» бросает вызов «традиционным методам музыкального анализа из-за своей мелодической, ритмической и гармонической повторяемости», он предлагает анализ, который «соответствует документированным размышлениям Равеля о творческом процессе и эстетическим принципам, изложенным в « Философии музыки» По. Состав ». [ 29 ] Лэнфорд также утверждает, что «Болеро», вполне возможно, было для Равель глубоко личным произведением. В качестве доказательства Лэнфорд цитирует признание Равеля о том, что ритмы « Болеро» были вдохновлены машинами фабрики его отца, а мелодические материалы взяты из берсезы, которую мать Равеля пела ему по ночам. [ 30 ] Лэнфорд также предполагает, что Болеро пронизано трагедией, отмечая, что малый барабан «дегуманизирует один из наиболее чувственно коннотативных аспектов болеро». [ 31 ] «Инструменты, способные к мелодическому выражению, имитируют механизмы» [ 32 ] и мелодия последовательно заканчивается нисходящим тетрахордом . [ 33 ]

[ редактировать ]

Произведение привлекло новое внимание после того, как оно было заметно показано в романтической комедии 1979 года «10» в главных ролях с Дадли Муром и Бо Дереком . Это привело к огромным продажам, гонорарам в размере около 1 миллиона долларов и ненадолго сделало Равеля самым продаваемым классическим композитором через 40 лет после его смерти. [ 34 ]

Французский фильм Les Uns et les Autres также распространялся под названием Boléro. [ 35 ] и включает танцевальную сцену Болеро, [ 36 ] Хорхе Донн , [ 37 ] в конце.

Пара танцев на льду Торвилл и Дин танцевала под шестиминутную версию произведения, выиграв золотую медаль в танцах на льду на зимних Олимпийских играх 1984 года , получив высшую оценку 6,0 за артистизм. [ 38 ]

Восьмиминутный короткометражный фильм «Le batter du Boléro » (1992) Патриса Леконта концентрируется на барабанщике, которого играет Жак Вильре , и проблемах его музыкальной партии. Фильм был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 1992 года . [ 39 ] [ 40 ]

Эта песня звучала во время церемонии зажжения факела Олимпийских игр 2020 года в Токио . [ 41 ]

Его использовала Камила Валиева в произвольной программе сезона 2021–22. [ 42 ]

Версия была записана с Фрэнком Заппой, дирижирующим духовым ансамблем биг-бэнда. [ 43 ]

Кодзи Кондо , композитор Nintendo , планировал использовать Болеро в качестве основной темы для первой видеоигры The Legend of Zelda , но незадолго до выпуска переработал ее в оригинальную пьесу из-за проблем с авторскими правами. [ 44 ]

Анжелика Киджо исполнила адаптацию Болеро в песне «Lonlon» для своего альбома 2007 года Djin Djin .

Сигге Эклунд неоднократно исполнял эту песню в своем выпуске шведской радиопрограммы Sommar (радиопрограмма), потому что его деду – актеру Бенгту Эклунду , о котором идет передача, особенно понравилась эта оркестровая пьеса. [ 45 ]

Общественное достояние

[ редактировать ]

Авторские права на это произведение истекли 1 мая 2016 года для многих стран, но не для всего мира. [ 46 ]

Работа является общественным достоянием в Канаде, Китае, Японии, Новой Зеландии, Южной Африке и многих других странах, где срок авторского права составляет «Жизнь + 50 лет». Это также общественное достояние в Европейском Союзе (где срок жизни + 70 лет). В США «Болеро» остается под защитой авторских прав до 1 января 2025 года, поскольку оно было впервые опубликовано в 1929 году с предписанным уведомлением об авторских правах. [ 47 ] [ нужен лучший источник ] Последний оставшийся правообладатель, Эвелин Пен де Кастель, заявила ряд заявлений о том, что работа на самом деле была создана совместно с дизайнером Александром Бенуа. [ 48 ] В результате авторские права (при исполнении в виде балета) будут продлены до 2039 года. Иски неоднократно отклонялись французскими судами и обществом французских авторов SACEM . Решение по этому вопросу должно было быть вынесено 24 июня 2024 года в суде в Нантерре . [ 49 ] а 28 июня стало известно, что суд отклонил иск. [ 50 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Болеро (1re Et 2e Party)» . Дискогс . Проверено 18 апреля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Оренштейн 1991 , с. 99.
  3. ^ Перейти обратно: а б Оренштейн 1991 , с. 98.
  4. ^ Шах, Идрис (1964). Суфии (мягкая обложка) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Даблдей. п. 175. Альтернативно см. с. 155 издание в твердом переплете. [ нужна полная цитата ]
  5. ^ Перейти обратно: а б Мавер 2006 , с. 227.
  6. ^ Перейти обратно: а б Ли 2002 , с. 329.
  7. ^ Кавано 1996 , с. 56.
  8. ^ Интернет-база данных Келли
  9. ^ Перейти обратно: а б Вудли 2000 , стр. 236–237.
  10. ^ Вудли 2000 , с. 237.
  11. ^ Вудли 2000 , с. 238.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Оренштейн 2003 , стр. 590–591.
  13. ^ Оренштейн 1991 , стр. 98–99.
  14. ^ Мавер 2006 , с. 224.
  15. ^ Дюнуайе 1993 , с. 97.
  16. ^ Сакс 1987 , с. 50.
  17. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Интервью Марселя Мюля» . Ютуб . 17 октября 2010 г. ( Марсель Мюл был саксофонистом на премьере)
  18. ^ Филипп 2018 , с. 615.
  19. ^ Мавер 2006 , с. 223–224.
  20. ^ Болеро . mentine.net (аудио с синхронизированным текстом). — Экспликация всей работы; указывает на инструменты, слышимые в записи во время игры.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Оренштейн 2003 , с. 541.
  22. ^ Перейти обратно: а б Кальвокоресси, Мишель-Димитри (11 июля 1931 г.). «М. Равель обсуждает свою работу: объяснение Болеро». «Дейли телеграф» . Перепечатано в Оренштейне, 2003 г. , с. 477.
  23. ^ Леопольд Стоковский дирижирует Дворжаком, Сибелиусом и Равелем (линейка компакт-диска). Музыка и искусство. 2006. CD-841.
  24. ^ «Болеро – Морис Равель – Мюнхенский филармонический оркестр – Серджиу Челибидаке» . Ютуб . 12 сентября 2013 г.
  25. ^ Коппола, Пьеро (1982) [1944]. Семнадцать лет музыки в Париже, 1922–1939 (на французском языке). Женева: Слаткин. стр. 105–108. ISBN  978-2-05-000208-1 . Цитируется и переведено в: Оренштейн 2003 , с. 540.
  26. ^ Нинь, Хоакин (1938). «Как болеро» Мюзикл «Ревю» (на французском языке). 19 (187): 213. Цитируется и переведено в Mawer 2006 , p. 219.
  27. ^ Тичаут, Терри (2 мая 1999 г.). «Британский плохой мальчик возвращается к свету» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 июня 2017 г.
  28. ^ Блум 1987 , с. 73.
  29. ^ Лэнфорд 2011 , с. 243.
  30. ^ Лэнфорд 2011 , с. 263.
  31. ^ Лэнфорд 2011 , с. 255.
  32. ^ Лэнфорд 2011 , с. 256.
  33. ^ Лэнфорд 2011 , с. 259.
  34. ^ Андриотакис, Памела (31 марта 1980 г.). «Болеро» Бо Дерека возбуждает возрождение рейвела, миллионы гонораров и некоторые уродливые воспоминания» . Люди . Проверено 27 ноября 2023 г.
  35. ^ «Одно и другое = Болеро» . МирКэт . Проверено 4 мая 2024 г.
  36. ^ Берте, Шану. «Les Uns et les Autres – Болеро Равеля» . Dailymotion.com .
  37. ^ Сирвин, Рене. «Джордж Донн и болеро Бежара» . В сценах (на французском языке) . Проверено 4 мая 2024 г.
  38. ^ «1984: Британская ледовая пара завоевала олимпийское золото» , BBC News
  39. ^ « Барабанщик болеро » , Каннский кинофестиваль.
  40. «Длительные короткометражные фильмы в сети» Жака Мандельбаума, Le Monde , 27 марта 2020 г.
  41. ^ «Олимпийские новости — новости спорта, события и спортсмены» . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
  42. ^ «Био – Камила Валиева» . isuresults.com . Проверено 20 июня 2023 г.
  43. ^ «Заппа '88: Последнее шоу в США» . 15 июля 2021 г.
  44. ^ Сао, Акинори (2016). «Интервью с разработчиком The Legend of Zelda — NES Classic Edition» . Нинтендо Америки . Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 года.
  45. ^ Радио Швеции (6 июля 2024 г.). «Зигге Эклунд — Лето и зима в P1» . sverigesradio.se (на шведском языке) . Проверено 11 июля 2024 г.
  46. ^ «Срок действия авторских прав на «Болеро», самое известное классическое крещендо в мире», истекает . БизнесМир . Манила. Агентство Франс-Пресс. 2 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 3 мая 2016 г.
  47. ^ ИМЛП .
  48. ^ «Болеро Равеля воскресло из мертвых?» . A-Lyric.com . Проверено 6 ноября 2019 г.
  49. ^ «Противостояние между Сацемом и наследниками «Болеро» Равеля перед судом в Нантерре» , France Télévisions , 15 февраля 2024 г.
  50. ^ «Французский суд постановил, что «Болеро» было работой только Равеля» . Новости Гардиан . 28 июня 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6ef5c9a8d43952631b18abf48bb0472__1723228260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/72/b6ef5c9a8d43952631b18abf48bb0472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boléro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)