Болеро
Болеро | |
---|---|
Оркестровая музыка Мориса Равеля | |
![]() Ида Рубинштейн , заказавшая Болеро , 1922 год. | |
По заказу | Ида Рубинштейн |
Составленный | 1928 |
Опубликовано | 1929 |
Подсчет очков | оркестр |
Премьера | |
Дата | 22 ноября 1928 г. |
Расположение | Парижская опера |
Дирижер | Вальтер Страрам |

«Болеро» — произведение французского композитора Мориса Равеля для большого оркестра 1928 года . Это одно из самых известных произведений Равеля. [ 2 ] Это также была одна из его последних законченных работ до того, как болезнь лишила его способности писать музыку.
Состав
[ редактировать ]Создание произведения было инициировано комиссией танцовщицы Иды Рубинштейн , которая попросила у Равеля оркестровую транскрипцию шести пьес из Исаака Альбениса набора фортепианных пьес «Иберия» . Во время работы над транскрипцией Равелю сообщили, что испанский дирижер Энрике Фернандес Арбос уже оркестровал части, и что закон об авторском праве не допускает каких-либо других договоренностей. Когда Арбос услышал об этом, он сказал, что с радостью откажется от своих прав и позволит Равелю оркестровать пьесы. Но вместо этого Равель решил оркестровать одно из своих произведений, затем передумал и решил сочинить совершенно новое произведение на основе болеро , испанской танцевальной музыкальной формы. [ 3 ]
Во время отпуска в Сен-Жан-де-Люз Равель подошел к пианино и сыграл одним пальцем мелодию своему другу Гюставу Самазею , сказав: «Тебе не кажется, что эта тема имеет настойчивое качество? Я попробую. и повторяю это несколько раз без какого-либо развития, постепенно увеличивая оркестр, насколько могу». [ 3 ] Идрис Шах писал, что основная тема адаптирована из мелодии, сочиненной и используемой в суфийском обучении. [ 4 ]
Премьера и ранние выступления
[ редактировать ]Композиция имела сенсационный успех, когда ее премьера состоялась в Парижской опере 22 ноября 1928 года с хореографией Брониславы Нижинской , а также дизайном и сценарием Александра Бенуа . Оркестром Оперы дирижировал Вальтер Страрам . Первоначально дирижировать весь балетный сезон должен был Эрнест Ансерме , но музыканты отказались играть под его руководством. [ 5 ] В программе премьеры был напечатан сценарий Рубинштейна и Нижинской: [ 5 ]
В таверне в Испании люди танцуют под медной лампой, свисающей с потолка. [В ответ] на аплодисменты о присоединении танцовщица прыгнула на длинный стол, и ее шаги стали все более и более оживленными.
Но у Равеля была другая концепция произведения: он предпочитал сценический дизайн под открытым небом с фабрикой на заднем плане, что отражало механическую природу музыки. [ 6 ]
«Болеро» стало самым известным произведением Равеля, к большому удивлению композитора, который предсказал, что большинство оркестров откажутся его исполнять. [ 2 ] Обычно его исполняют как чисто оркестровое произведение и лишь изредка ставят как балет. Согласно, возможно, апокрифической истории из премьерного спектакля, было слышно, как женщина кричала, что Равель сошла с ума. Говорят, что когда Равель рассказали об этом, она заметила, что она поняла эту пьесу. [ 7 ]
Произведение было впервые опубликовано парижской фирмой Дюран в 1929 году. Были сделаны аранжировки для фортепиано соло и фортепианного дуэта (два человека играют за одним фортепиано), а позже Равель аранжировал версию для двух фортепиано, опубликованную в 1930 году.
Первая запись была сделана Пьеро Копполой для Gramophone Company 13 января 1930 года. [ 8 ] Равель присутствовала на записи. [ 9 ] На следующий день он дирижировал оркестром Ламуре в собственной записи для Polydor . [ 10 ] В том же году дальнейшие записи были сделаны Сержем Кусевицким с Бостонским симфоническим оркестром и Виллемом Менгельбергом с оркестром Консертгебау . [ 11 ]
Тосканини
[ редактировать ]Дирижер Артуро Тосканини дал американскую премьеру «Болеро» в Нью-Йоркском филармоническом оркестре 14 ноября 1929 года. [ 12 ] Спектакль имел большой успех, вызвав «крики и аплодисменты публики», согласно обзору New York Times , в результате чего один критик заявил, что «именно Тосканини начал карьеру Болеро», а другой заявил, что Тосканини превратил Равеля в «почти национального героя Америки». [ 12 ]
4 мая 1930 года Тосканини исполнил это произведение с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Парижской опере в рамках европейского турне этого оркестра. Темп Тосканини был значительно быстрее, чем предпочитал Равель, и Равель выразил свое неодобрение, отказавшись реагировать на жест Тосканини во время оваций публики. [ 13 ] За кулисами после концерта между двумя мужчинами произошла беседа. Согласно одному сообщению, Равель сказал: «Это слишком быстро», на что Тосканини ответил: «Вы ничего не знаете о своей собственной музыке. Это единственный способ сохранить работу». [ 14 ] По другому сообщению, Равель сказала: «Это не мой темп». Тосканини ответил: «Когда я играю в твоем темпе, это неэффективно», на что Равель ответил: «Тогда не играй». [ 15 ] Четыре месяца спустя Равель попытался сгладить отношения с Тосканини, отправив ему записку, в которой объяснял, что «я всегда чувствовал, что, если композитор не принимает участия в исполнении произведения, он должен избегать оваций», а десять дней спустя , пригласив Тосканини дирижировать премьерой его Фортепианного концерта для левой руки , но приглашение было отклонено. [ 16 ]
Ранняя популярность
[ редактировать ]Дело Тосканини стало знаменитым событием и еще больше увеличило известность Болеро . [ 2 ] Другими факторами известности произведения были большое количество ранних исполнений, граммофонные пластинки, в том числе собственные Равеля, транскрипции и радиопередачи, а также фильм 1934 года « Болеро» в главных ролях с Джорджем Рафтом и Кэрол Ломбард , в котором музыка играет важную роль. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]«Болеро» написано для большого оркестра в составе:
- деревянные духовые инструменты : пикколо , 2 флейты (одна дублирует на пикколо), 2 гобоя (одна дублирует на гобое д'амур ), английский рожок , 2 кларнета (один дублирует на кларнете ми-бемоль ), бас-кларнет , 2 саксофона ( сопранино и сопрано) дублирование тенор ), 2 фагота , контрфагот
- духовые : 4 валторны , 4 трубы (3 до, одна ре), 3 тромбона (2 тенора и один бас-тромбон), бас-туба.
- 3 литавры и 4 перкуссиониста : 2 малых барабана , большой барабан , пара тарелок , там-там.
- челеста и арфа
- струны
Инструментарий требует использования саксофона-сопранино в фа фа, которого никогда не существовало (современные сопранино находятся в ми ♭ ). На первом выступлении партии сопранино и сопрано-саксофона исполнялись на сопрано-саксофоне B ♭ , традиция, которая продолжается и по сей день. [ 17 ]
Структура
[ редактировать ]Болеро - «самое прямолинейное произведение Равеля на любом носителе». [ 6 ] Музыка звучит до мажор , 3
4 раза , начиная с пианиссимо и продолжая непрерывное крещендо до фортиссимо возможного (как можно громче). Он построен на неизменном ритме остинато , сыгранном 169 раз. [ 18 ] на одном или нескольких малых барабанах , который остается постоянным на протяжении всего произведения:

Поверх этого ритма звучат две мелодии длиной 18 тактов каждая, каждая из которых исполняется поочередно дважды. Первая мелодия диатоническая , а вторая содержит больше джазовых элементов с синкопами и сглаженными нотами (технически это в основном фригийский лад ). Первая мелодия нисходит через одну октаву , вторая – через две октавы. Басовая партия и аккомпанемент изначально исполняются на струнах пиццикато , в основном с использованием элементарных тоник и доминантных нот. Напряжение создается за счет контраста между устойчивым ударным ритмом и «выразительной вокальной мелодией, пытающейся вырваться на свободу». [ 19 ] Интерес поддерживается постоянной оркестровкой темы , приводящей к разнообразию тембров , и устойчивому крещендо . Обе темы повторяются восемь раз. В кульминации первая тема повторяется девятый раз, затем вторая тема вступает во владение и ненадолго прерывается новой мелодией ми мажор, прежде чем, наконец, вернуться к тонической тональности до мажор.
Мелодия передается между разными инструментами: (1) флейта, (2) кларнет, (3) фагот, (4) E ♭ кларнет, (5) гобой д'амур, (6) труба и флейта (последняя не слышна отчетливо и в более высокой октаве, чем первая часть), (7) саксофон тенор, (8) саксофон сопрано, (9) валторна, пикколо и челеста; (10) гобой, английский рожок и кларнет; (11) тромбон, (12) некоторые духовые инструменты, (13) первые скрипки и некоторые духовые инструменты, (14) первая и вторая скрипки вместе с некоторыми духовыми инструментами, (15) скрипки и некоторые духовые инструменты, (16) ) некоторые инструменты оркестра и, наконец (17) большинство, но не все инструменты оркестра (с большим барабаном, тарелками и там-тамом).
Хотя мелодия продолжает играться в ноте C, начиная с середины, другие инструменты удваивают ее в разных тональностях . Первое такое удвоение включает в себя валторну, играющую мелодию в тональности C, челеста удваивает ее на 2 и 3 октавы выше, а два пикколо играют мелодию в тональностях G и E соответственно. Это действует как усиление первого, второго, третьего и четвертого обертонов каждой ноты мелодии (хотя «соль мажор» имеет бемоль 2 цента , а «ми мажор» — диез 14 центов). Другое важное «удвоение тональности» включает в себя звучание мелодии на квинту выше или кварту ниже соль мажор. Помимо этих «удвоений тональностей», Равель просто гармонизирует мелодию диатоническими аккордами.
В следующей таблице показаны инструменты, играющие в каждой части произведения (по порядку): [ 20 ]
Раздел (A = 1-я мелодия Б = 2-я мелодия) |
Инструменты, которые следуют... | ||
---|---|---|---|
... ритм малого барабана | ... мелодия | ... трехдольный ритм четверти/восьмой ноты | |
1А | 1-й малый барабан ( пп ) | 1-я флейта ( пп ) | альты , виолончели (обе в пицц. , стр. ) |
2А | 2-я флейта ( пп ) | 1-й кларнет ( п ) | альты, виолончели |
3Б | 1-я флейта ( п , также малый барабан) | 1-й фагот ( мп .) | арфа , альты и виолончели (все р ) |
4Б | 2-я флейта | Е ♭ кларнет ( п ) | арфа, альты и виолончели |
5А | фаготы | гобой д'амур ( mp ) | 2-е скрипки ( пицц. ), альты, виолончели и контрабас ( пицц. ) |
6А | 1- й рог | 1-я флейта ( пп ) и 1-я труба ( мп , консорд. ) | Первые скрипки ( пицц. ), альты, виолончели и контрабас |
7Б | 2-я труба ( мп. , консорд. ) | тенор-саксофон ( mp , экспрессивность , вибрато ) | флейты, 2-е скрипки, виолончели и контрабас (все мп ) |
1-й кларнет (заменен 2-й флейтой, последние четыре такта) | |||
8Б | 1-я труба | саксофон сопранино (оригинальная партитура) / саксофон сопрано (любой инструмент, mp , выразительность , вибрато ) | гобои, английский рожок , первые скрипки, альты, виолончели и контрабас |
саксофон-сопрано (оригинальная партитура, заменена саксофоном-сопранино, mp , последние четыре такта) | |||
9А | 1-я флейта ( mp , то же, что и малый барабан), 2-я валторна ( mf ) | 2 пикколо ( pp ), 1-я валторна ( mf ) и челеста ( p ) | бас-кларнет, фаготы, арфа, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабас |
10А | 4-я валторна, 3-я труба ( консорд. ), 2-е скрипки и альты (все мф ) | 1-й гобой, гобой д'амур, английский рожок и кларнеты (все mf ) | бас-кларнет, фаготы, 1-я и 2-я трубы ( консорд. ), арфа, первые скрипки, виолончели и контрабас. |
11Б | 1-я флейта, 2-я валторна и альты
( поклон ) |
1-й тромбон ( мф , сустейн ) | кларнеты, бас-кларнет, контрфагот , арфа, 2-е скрипки, виолончели и контрабас |
12Б | 4-я валторна, 1-я труба ( сенза сорд. ) и 2-я скрипки ( арко , все фа , также малый барабан) | пикколо, флейты, гобои, английский рожок, кларнеты и тенор-саксофон (все f ) | бас-кларнет, фагот, контрфагот, арфа, первые скрипки, альты ( пицц. ), виолончель, контрабас (все ф ) |
13А | 1-й/2-й валторны | флейты, пикколо, гобои, кларнеты и первые скрипки ( арко ) | 1-й гобой, кларнеты (оба в первых двух тактах) и ниже |
Фаготы, контрафагот, 3/4 валторны, литавры , 2-е скрипки ( пицца ), альты, виолончели, контрабас | |||
14А | 3/4 валторны | флейты, пикколо, гобои, английский рожок, кларнеты, тенор-саксофон и первая/вторая скрипки (вторые скрипки арко ), | 1-й гобой, кларнеты (оба в первых двух тактах) и ниже |
бас-кларнет, фагот, контрафагот, 1-я и 2-я валторны, саксофон-сопранино, литавры, арфа, альты, виолончели и контрабас | |||
15Б | 1-й/2-й валторны | флейты, гобои, английский рожок, первая труба и первая/вторая скрипки | флейты, гобой (первые два такта) и ниже |
кларнеты, фаготы, контрафагот, 3/4 валторны, саксофон сопранино, саксофон тенор, 1/2 тромбон, туба , литавры, арфа, альт, виолончель, контрабас | |||
бас-кларнет, 4-я валторна (поменяна местами с 1-й трубы) и альты ( арко , поменяны местами со 2-й скрипки, последние четыре такта) | Вверху и 2-я скрипки ( пицц. , меняются местами от альтов, последние четыре такта) | ||
16Б | 1-4 рога | флейты, пикколо, гобой, английский рожок, кларнеты, саксофон-сопранино, 1-й тромбон ( состенуто ), 1-я/2-я скрипки, альты и виолончели (2-е скрипки, виолончели в арко ) | 2-е скрипки и виолончели (обе пицц. , первые два такта) и ниже |
бас-кларнет, фаготы, контрафагот, трубы (2-я и 3-я трубы senza sord. ), 2-й и 3-й тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас ( arco ) | |||
бас-кларнет, тенор-саксофон (последние четыре такта, тенор заменен на сопранино) | |||
17А | флейты, пикколо (первые два такта) и ниже | флейты, пикколо, труба ре-пикколо , трубы до, саксофон-сопрано, саксофон-тенор и первые скрипки (все ff ) | Трубы C (первые два такта) и ниже ( ff ) |
гобои, кларнеты, валторны, вторые скрипки, альты, виолончели (все струны в пицце ) и второй малый барабан, играющий повсюду (все ff ). | бас-кларнет, фагот, контрфагот, тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас (все ff ) | ||
18B (включая модуляцию) | флейты, пикколо (первые два такта) и ниже. | флейты, пикколо, труба ре-пикколо, трубы до, первый тромбон ( ) возможно , сопрано-саксофон, тенор-саксофон и первые скрипки | Трубы до, 1-й тромбон (первые два такта) и ниже |
гобои, кларнеты, валторны, вторые скрипки, альты и виолончели (все струнные в арко ) | бас-кларнет, фаготы, контрафагот, 2-й и 3-й тромбоны, туба, литавры, арфа и контрабас | ||
Заключение (возврат к до мажор, последние 6 тактов) | флейты, пикколо, валторны, труба ре-пикколо, трубы до, первая и вторая скрипки, альты и виолончели | Глиссандо : тромбоны, саксофон-сопранино и саксофон-тенор (на саксофонах нота глиссандо отсутствует). | гобои, английский рожок, кларнеты, бас-кларнет, фаготы, контрафагот, туба, литавры, арфа и контрабас; вместе с большим барабаном , тарелками и там-тамом |
Аккомпанемент постепенно становится все плотнее и громче, пока в самом конце не заиграет весь оркестр. Незадолго до конца (репетиция номер 18 в партитуре) происходит внезапная смена тональности на ми мажор, но до мажор восстанавливается всего через восемь тактов. За шесть тактов до конца первый раз звучит большой барабан, тарелки и там-там, а тромбоны играют хриплое глиссанди, в то время как весь оркестр отбивает ритм, сыгранный на малом барабане с первого такта. Наконец, произведение спускается от диссонансного аккорда B ♭ минор над аккордом фа минор к аккорду до мажор.
Темп и продолжительность
[ редактировать ]Указание темпа болеро в партитуре — Tempo di Bolero, moderato assai «темп ( , очень умеренный»). В копии партитуры Равеля напечатанная отметка метронома 76 за четверть зачеркнута и заменена 66. [ 21 ] В более поздних изданиях партитуры предполагается темп 72. [ 21 ] Собственные записи Равеля с января 1930 года начинаются примерно с 66 в квартал, позже немного замедляясь до 60–63. [ 9 ] Его общая продолжительность — 15 минут 50 секунд. [ 21 ] Первая запись Копполы, на которой присутствовал Равель, имеет аналогичную продолжительность — 15 минут 40 секунд. [ 21 ] Равель сказала в интервью The Daily Telegraph , что пьеса длится 17 минут. [ 22 ]
Среднее выступление длится около 15 минут, а самые медленные записи, например запись соратника Равеля Педро де Фрейтаса Бранко , продолжаются намного дольше 18 минут. [ 21 ] и самые быстрые, такие как запись Леопольда Стоковского 1940 года с Всеамериканским молодежным оркестром, продолжительность которой приближается к 12 минутам. [ 23 ] В мае 1994 года во время Мюнхенской филармонии гастролей в Кельне дирижер Серджиу Челибидаке в возрасте 82 лет дал выступление, которое длилось 17 минут и 53 секунды, что, возможно, является рекордом в современную эпоху. [ 24 ]
На первой записи Копполы Равель решительно заявил, что предпочитает постоянный темп, критикуя дирижера за то, что он ускоряется в конце произведения. Согласно собственному отчету Копполы: [ 25 ]
Морис Равель... не доверял мне в « Болеро» . Он боялся, что мой средиземноморский темперамент возьмет верх и я тороплю темп. Я собрал оркестр в зале «Плейель», и Равель села рядом со мной. Все шло хорошо до финальной части, где я, невольно, на долю секунды увеличил темп. Равель вскочил, подошел и дернул меня за куртку: «Не так быстро», - воскликнул он, и нам пришлось начинать заново.
Предпочтение Равеля более медленному темпу подтверждается его недовольством игрой Тосканини, как сообщалось выше. Запись Тосканини 1939 года с Симфоническим оркестром NBC имеет продолжительность 13 минут 25 секунд. [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]Равель был строгим критиком своего творчества. Во время сочинения «Болеро » он сказал Хоакину Нину , что в произведении «нет формы, собственно говоря, нет развития, нет или почти нет модуляции». [ 26 ] В интервью The Daily Telegraph 1931 года он рассказал о работе следующим образом: [ 22 ]
Он представляет собой эксперимент в совершенно особом и ограниченном направлении, и его не следует подозревать в стремлении достичь чего-то отличного от того, чего он действительно достигает, или чего-то большего. Перед его первым исполнением я сделал предупреждение о том, что написанное мной произведение длится семнадцать минут и целиком состоит из «оркестровой ткани без музыки» — одного очень длинного, постепенного крещендо. Никаких контрастов и практически никакой выдумки, кроме замысла и способа исполнения.
В 1934 году в своей книге «Музыка Хо! « Констант Ламберт писал: «Существует определенный предел времени, в течение которого композитор может писать в одном танцевальном ритме (этот предел, очевидно, достигается Равелем к концу Вальса» и к началу «Болеро» )». [ 27 ]
Литературный критик Аллан Блум прокомментировал в своем бестселлере 1987 года «Закрытие американского разума» : «Молодые люди знают, что рок — это ритм полового акта . Вот почему «Болеро » Равеля — единственное произведение классической музыки, которое им широко известно и нравится. " [ 28 ]
В статье 2011 года для The Cambridge Quarterly Майкл Лэнфорд написал: «На протяжении всей своей жизни Морис Равель был очарован актом творчества, описанным в » Эдгара Аллана По » «Философии композиции . Поскольку, по его словам, «Болеро» бросает вызов «традиционным методам музыкального анализа из-за своей мелодической, ритмической и гармонической повторяемости», он предлагает анализ, который «соответствует документированным размышлениям Равеля о творческом процессе и эстетическим принципам, изложенным в « Философии музыки» По. Состав ». [ 29 ] Лэнфорд также утверждает, что «Болеро», вполне возможно, было для Равель глубоко личным произведением. В качестве доказательства Лэнфорд цитирует признание Равеля о том, что ритмы « Болеро» были вдохновлены машинами фабрики его отца, а мелодические материалы взяты из берсезы, которую мать Равеля пела ему по ночам. [ 30 ] Лэнфорд также предполагает, что Болеро пронизано трагедией, отмечая, что малый барабан «дегуманизирует один из наиболее чувственно коннотативных аспектов болеро». [ 31 ] «Инструменты, способные к мелодическому выражению, имитируют механизмы» [ 32 ] и мелодия последовательно заканчивается нисходящим тетрахордом . [ 33 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Произведение привлекло новое внимание после того, как оно было заметно показано в романтической комедии 1979 года «10» в главных ролях с Дадли Муром и Бо Дереком . Это привело к огромным продажам, гонорарам в размере около 1 миллиона долларов и ненадолго сделало Равеля самым продаваемым классическим композитором через 40 лет после его смерти. [ 34 ]
Французский фильм Les Uns et les Autres также распространялся под названием Boléro. [ 35 ] и включает танцевальную сцену Болеро, [ 36 ] Хорхе Донн , [ 37 ] в конце.
Пара танцев на льду Торвилл и Дин танцевала под шестиминутную версию произведения, выиграв золотую медаль в танцах на льду на зимних Олимпийских играх 1984 года , получив высшую оценку 6,0 за артистизм. [ 38 ]
Восьмиминутный короткометражный фильм «Le batter du Boléro » (1992) Патриса Леконта концентрируется на барабанщике, которого играет Жак Вильре , и проблемах его музыкальной партии. Фильм был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 1992 года . [ 39 ] [ 40 ]
Эта песня звучала во время церемонии зажжения факела Олимпийских игр 2020 года в Токио . [ 41 ]
Его использовала Камила Валиева в произвольной программе сезона 2021–22. [ 42 ]
Версия была записана с Фрэнком Заппой, дирижирующим духовым ансамблем биг-бэнда. [ 43 ]
Кодзи Кондо , композитор Nintendo , планировал использовать Болеро в качестве основной темы для первой видеоигры The Legend of Zelda , но незадолго до выпуска переработал ее в оригинальную пьесу из-за проблем с авторскими правами. [ 44 ]
Анжелика Киджо исполнила адаптацию Болеро в песне «Lonlon» для своего альбома 2007 года Djin Djin .
Сигге Эклунд неоднократно исполнял эту песню в своем выпуске шведской радиопрограммы Sommar (радиопрограмма), потому что его деду – актеру Бенгту Эклунду , о котором идет передача, особенно понравилась эта оркестровая пьеса. [ 45 ]
Общественное достояние
[ редактировать ]Авторские права на это произведение истекли 1 мая 2016 года для многих стран, но не для всего мира. [ 46 ]
Работа является общественным достоянием в Канаде, Китае, Японии, Новой Зеландии, Южной Африке и многих других странах, где срок авторского права составляет «Жизнь + 50 лет». Это также общественное достояние в Европейском Союзе (где срок жизни + 70 лет). В США «Болеро» остается под защитой авторских прав до 1 января 2025 года, поскольку оно было впервые опубликовано в 1929 году с предписанным уведомлением об авторских правах. [ 47 ] [ нужен лучший источник ] Последний оставшийся правообладатель, Эвелин Пен де Кастель, заявила ряд заявлений о том, что работа на самом деле была создана совместно с дизайнером Александром Бенуа. [ 48 ] В результате авторские права (при исполнении в виде балета) будут продлены до 2039 года. Иски неоднократно отклонялись французскими судами и обществом французских авторов SACEM . Решение по этому вопросу должно было быть вынесено 24 июня 2024 года в суде в Нантерре . [ 49 ] а 28 июня стало известно, что суд отклонил иск. [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Болеро (1re Et 2e Party)» . Дискогс . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Оренштейн 1991 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Оренштейн 1991 , с. 98.
- ^ Шах, Идрис (1964). Суфии (мягкая обложка) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Даблдей. п. 175. Альтернативно см. с. 155 издание в твердом переплете. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Мавер 2006 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2002 , с. 329.
- ^ Кавано 1996 , с. 56.
- ^ Интернет-база данных Келли
- ^ Перейти обратно: а б Вудли 2000 , стр. 236–237.
- ^ Вудли 2000 , с. 237.
- ^ Вудли 2000 , с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б с Оренштейн 2003 , стр. 590–591.
- ^ Оренштейн 1991 , стр. 98–99.
- ^ Мавер 2006 , с. 224.
- ^ Дюнуайе 1993 , с. 97.
- ^ Сакс 1987 , с. 50.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Интервью Марселя Мюля» . Ютуб . 17 октября 2010 г. ( Марсель Мюл был саксофонистом на премьере)
- ^ Филипп 2018 , с. 615.
- ^ Мавер 2006 , с. 223–224.
- ^ Болеро . mentine.net (аудио с синхронизированным текстом). — Экспликация всей работы; указывает на инструменты, слышимые в записи во время игры.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оренштейн 2003 , с. 541.
- ^ Перейти обратно: а б Кальвокоресси, Мишель-Димитри (11 июля 1931 г.). «М. Равель обсуждает свою работу: объяснение Болеро». «Дейли телеграф» . Перепечатано в Оренштейне, 2003 г. , с. 477.
- ^ Леопольд Стоковский дирижирует Дворжаком, Сибелиусом и Равелем (линейка компакт-диска). Музыка и искусство. 2006. CD-841.
- ^ «Болеро – Морис Равель – Мюнхенский филармонический оркестр – Серджиу Челибидаке» . Ютуб . 12 сентября 2013 г.
- ^ Коппола, Пьеро (1982) [1944]. Семнадцать лет музыки в Париже, 1922–1939 (на французском языке). Женева: Слаткин. стр. 105–108. ISBN 978-2-05-000208-1 . Цитируется и переведено в: Оренштейн 2003 , с. 540.
- ^ Нинь, Хоакин (1938). «Как болеро» Мюзикл «Ревю» (на французском языке). 19 (187): 213. Цитируется и переведено в Mawer 2006 , p. 219.
- ^ Тичаут, Терри (2 мая 1999 г.). «Британский плохой мальчик возвращается к свету» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Блум 1987 , с. 73.
- ^ Лэнфорд 2011 , с. 243.
- ^ Лэнфорд 2011 , с. 263.
- ^ Лэнфорд 2011 , с. 255.
- ^ Лэнфорд 2011 , с. 256.
- ^ Лэнфорд 2011 , с. 259.
- ^ Андриотакис, Памела (31 марта 1980 г.). «Болеро» Бо Дерека возбуждает возрождение рейвела, миллионы гонораров и некоторые уродливые воспоминания» . Люди . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Одно и другое = Болеро» . МирКэт . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Берте, Шану. «Les Uns et les Autres – Болеро Равеля» . Dailymotion.com .
- ^ Сирвин, Рене. «Джордж Донн и болеро Бежара» . В сценах (на французском языке) . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ «1984: Британская ледовая пара завоевала олимпийское золото» , BBC News
- ^ « Барабанщик болеро » , Каннский кинофестиваль.
- ↑ «Длительные короткометражные фильмы в сети» Жака Мандельбаума, Le Monde , 27 марта 2020 г.
- ^ «Олимпийские новости — новости спорта, события и спортсмены» . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ «Био – Камила Валиева» . isuresults.com . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Заппа '88: Последнее шоу в США» . 15 июля 2021 г.
- ^ Сао, Акинори (2016). «Интервью с разработчиком The Legend of Zelda — NES Classic Edition» . Нинтендо Америки . Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 года.
- ^ Радио Швеции (6 июля 2024 г.). «Зигге Эклунд — Лето и зима в P1» . sverigesradio.se (на шведском языке) . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ «Срок действия авторских прав на «Болеро», самое известное классическое крещендо в мире», истекает . БизнесМир . Манила. Агентство Франс-Пресс. 2 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ ИМЛП .
- ^ «Болеро Равеля воскресло из мертвых?» . A-Lyric.com . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Противостояние между Сацемом и наследниками «Болеро» Равеля перед судом в Нантерре» , France Télévisions , 15 февраля 2024 г.
- ^ «Французский суд постановил, что «Болеро» было работой только Равеля» . Новости Гардиан . 28 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блум, Аллан (1987). Закрытие американского разума . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Дюнуайе, Сесилия (1993). Маргарита Лонг: Жизнь во французской музыке, 1874–1966 . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-31839-8 .
- Кавано, Патрик (1996). Музыка великих композиторов: Путеводитель по лучшим произведениям классической музыки . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-20807-5 .
- Лэнфорд, Майкл (2011). «Равель и «Ворон»: реализация унаследованной эстетики в Болеро ». Кембриджский ежеквартальный журнал . 40 (3): 243–265. doi : 10.1093/camqtly/bfr022 . ISSN 1471-6836 . JSTOR 43492354 .
- Ли, Дуглас (2002). Шедевры музыки ХХ века: современный репертуар симфонического оркестра . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-93846-4 .
- Мавер, Дебора (2006). Балеты Мориса Равеля: создание и интерпретация . Олдершот, Великобритания: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3029-6 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Оренштейн, Арби , изд. (2003) [1990]. Читатель Ravel: Переписка, статьи, интервью . Миннеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-43078-2 .
- Филип, Роберт (2018). Спутник оркестровой музыки для любителей классической музыки . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300242720 .
- Сакс, Харви (1987). Артуро Тосканини с 1915 по 1946 год: Искусство в тени политики . Турин, IT: EDT. ISBN 88-7063-056-0 .
- Вудли, Рональд (2000). «Стиль и практика в ранних записях». В Мавере, Дебора (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. стр. 213–239. ISBN 978-0-521-64856-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иври, Бенджамин (2000). Морис Равель: Жизнь . Нью-Йорк: Добро пожаловать, издательство Rain. ISBN 978-1-56649-152-5 .
- Масселис, Джульетта (6 октября 2016 г.). «Болеро в кино» . France Musique (на французском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Болеро. Викискладе есть
- Болеро : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур