Водные игры (Равель)

Водные игры ( произносится [ʒø do] ) — пьеса для фортепиано соло Мориса Равеля , написанная в 1901 году и впервые публично исполненная в следующем году. Название по-разному переводится как «Фонтаны», «Игра в воде» или буквально «Водные игры». На момент написания Jeux d'eau Равель был учеником Габриэля Форе , которому посвящено произведение. Работа состоит из одного движения , которое обычно длится от четырех с половиной до шести минут.
Jeux d'eau претендует на звание первого примера импрессионизма в фортепианной музыке . [ 1 ] Произведение известно своим виртуозным, плавным и очень запоминающимся характером и считается одним из самых важных произведений Равеля для фортепиано. [ 2 ] Произведение характеризуется быстрыми, мерцающими и каскадными фортепианными фигурами, которые призваны напоминать звук текущей воды. Общая атмосфера «Же д'о» наполнена легкостью, игривостью и чувственностью, и это произведение часто описывают как музыкальное изображение радости и красоты природы. [ 3 ] «Jeux d'eau» считается мастерским примером самобытного стиля Равеля, который характеризуется ясностью, точностью и чувствительностью к цвету и текстуре.
Предыстория и первые выступления
[ редактировать ]В 1901 году Морису Равелю было 26 лет, и он еще не успел произвести впечатление на французскую музыкальную сцену. Будучи студентом Парижской консерватории, он не смог получить ни одной премии и был исключен из-за этого. Как бывшему студенту ему разрешили посещать занятия своего учителя Габриэля Форе , который высоко ценил его и поддерживал его. [ 4 ] Равель посвятил Jeux d'eau и свой струнный квартет «à mon cher maître Gabriel Fauré». [ 5 ]
Jeux d'eau представляли собой то, что биограф Равеля Джеральд Ларнер называет «внезапным всплеском воображения Равеля» после в основном ничем не примечательных композиций, которые ему предшествовали. [ 6 ] Частично произведение было вдохновлено произведением Ференца Листа « Водные игры на вилле д'Эсте» (из его «Годов паломничества »). [ 7 ] Другим источником вдохновения, возможно, послужило стихотворение «Fête d'eaux» друга Равеля Анри де Ренье . В нем есть строка «Dieu fluvial riant de l'eau qui le chatouille» («речной бог, смеющийся над щекочущей его водой»), которую по просьбе композитора поэт начертал на рукописи Равеля, и является заголовком в печатной партитуре. . [ 8 ]
Равель впервые представил произведение на собрании авангардной художественной группы Les Apaches , членом которой он был. [ 9 ] Пианист Владо Перлемутер процитировал слова одного из присутствующих: «Был странный огонь, целый арсенал тонкостей и вибраций, которые никто из нас раньше не мог себе представить». Перлемютер отметил, что это произведение «открывает новые горизонты в фортепианной технике, особенно если вспомнить, что « Jardins sous la pluie » Дебюсси было написано только два года спустя, в 1903 году». [ 10 ] Произведение было опубликовано Эженом Деме в 1901 году. Его быстро осудили музыкальные консерваторы, в том числе Камиль Сен-Санс , который назвал его «полной какофонией», и большая часть преподавателей консерватории. [ 11 ]
Первое публичное выступление было дано пианистом Рикардо Виньесом на концерте Национального общества музыки 5 апреля 1902 года, на котором «Паваны для будущего ребенка» также состоялась премьера Равеля. Пьер Лало , музыкальный критик Le Temps (который впоследствии стал упорно враждебно настроен по отношению к Равелю), остался под благоприятным впечатлением. Высоко оценив «исключительную виртуозность и деликатность» Виньеса, он похвалил две работы Равеля как «упорядоченные, составленные с большой ясностью и мерой, сохраняющие при этом ту же утонченность и гармонию». [ 12 ] Он продолжил:
Биограф Равеля Арби Оренштейн отмечает, что другие критики и публика « Павану» сочли элегантной и очаровательной, но «Же д'о» считались какофоническими и чрезмерно сложными. «Теперь оказывается, что Павана - это второстепенное произведение, как признал сам композитор, в то время как Jeux d'eau прочно утвердилась как важная веха в фортепианной литературе». [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Пьеса ми мажор состоит из одной части. Он открывается «tres doux» («очень мягко») с отметкой метронома . = 144. [ 14 ] Продолжительность произведения значительно варьируется в исполнении: от От 4 + 1 ⁄ 2 минут до более 6. [ н 1 ] .
Оренштейн резюмирует структуру: «Вступительная и заключительная звучности Jeux d'eau представляют собой мажорный септаккорд , который повсюду занимает привилегированное положение». В анализе Оренштейна произведение основано на двух темах , вторая из которых — пентатоника , «трактованная совершенно свободно». После обширного раздела разработки две темы возвращаются, и работа заканчивается «широким каскадом» гемидеми-полукваверов . [ 15 ] Равель явно использует верхние и нижние регистры клавиатуры. [ н 2 ]
[ н 3 ]
Записи
[ редактировать ]Записи Jeux d'eau включают:
Из эпохи 78 об/мин:
|
Из эпохи моно LP:
|
Из эпохи стерео LP:
|
Из эпохи компакт-дисков:
|
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тайминги из выборки выступлений, перечисленных в разделе записей, включают: 4’31 ″ (Casadesus), 4’35 ″ (Корто), 4’40 ″ (Рихтер), 4’47 ″ (Гизекинг), 5’10 ″ (Гримо), 5′14″ (Перлемютер), 5 футов 32 дюйма (Тибоде), 5 футов 40 дюймов (Февье), 5 футов 48 дюймов (Роже), 6 футов 02 дюйма (Франсуа) и 6 футов 03 дюйма (Эмар).
- ^ По словам производителей фортепиано Бёзендорфера , Равель задумывал эту работу для инструмента с расширенной клавиатурой, допускающей более низкие басовые ноты, чем стандартные модели. [ 16 ] Оренштейн комментирует, что вполне возможно, что в какой-то момент раздела разработки Равель захотел бы низкую соль ♯ "(которой, конечно, не существует на фортепиано), поскольку следующие две страницы и перепросмотр подкреплены точкой педали на Г ♯ ». [ 17 ]
- ↑ Есть также общие вопросы относительно того, имеют ли французские фортепиано, такие как фортепиано Эрарда, преимущества при игре на Равеле перед более часто записываемыми Steinways. В 2012 году Паоло Джакометти сделал параллельные записи некоторых фортепианных произведений Равеля на Steinway и Erard; рецензенты сочли этот выпуск (в который не входили Jeux d'eau ) интересным. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парк (2012). «Элементы импрессионизма отражены в произведениях Дебюсси и Равеля «Reflets dans l'eau» и «Jeus d'eau»: тема воды» .
- ^ «Анализ «Жевал» Мориса Равеля» .
- ^ «Равель в La Cité des Eaux: литературный и музыкальный анализ» .
- ^ Оренштейн, стр. 19 и 28.
- ^ Равель, оборотная сторона титульного листа; и Оренштейн, стр. 223.
- ^ Ларнер, стр. 69.
- ^ Оренштейн, с. 154.
- ^ Ларнер, стр. 68–69; и Равель, с. 1
- ^ Оренштейн, с. 29
- ^ Журдан-Моранж, с. 5
- ^ Оренштейн, с. 36
- ^ Jump up to: а б Лало, Пьер. «Музыка» , Le Temps , 22 апреля 1902 г., с. 2, столбец 6
- ^ Оренштейн, с. 37
- ^ Равель, с. 1
- ^ Оренштейн, с. 154
- ^ «Композиции, предназначенные для расширенной клавиатуры Bosendorfer» , L. Bosendorfer Klavierfabrik, 2005. Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Оренштейн, с. 153
- ^ «Сравнил» . Престо Музыка .
- ^ «Cadesus: Полные записи Французской Колумбии» . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Наксос 8.110689
- ^ Биддульф LHW 006
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 613
- ^ Vox CDX2 5507
- ^ Архипел ARPCD0248
- ^ ОСЛК 1135190601
- ^ ОСЛК 850014486
- ^ Эрато 190295191016
- ^ ОСЛК 18567495
- ^ ОСЛК 42679024
- ^ ОСЛК 24503367
- ^ ОСЛК 81257590
- ^ Чандос CHAN8620
- ^ ОСЛК 81257590
- ^ ОСЛК 933282589
- ^ Эрато 2564 60268-1
Источники
[ редактировать ]- Журдан-Моранж, Элен (2005). Равель По Равелю . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-1-871082-78-4 .
- Ларнер, Джеральд (1996). Морис Равель . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3270-8 .
- Оренштейн, Арби (1991). Равель: Человек и музыкант . Лондон: Констебль. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Равель, Морис (ок. 1901). Же д'О . Лондон: Шотт. OCLC 503193531 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 474839729 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Jeux d'eau : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур