Бёзендорфер
![]() | |
Пианино Bösendorfer 185, 2006 года выпуска. | |
Тип компании | Дочерняя компания |
---|---|
Промышленность | Музыкальные инструменты |
Основан | 1828 год |
Основатель | Игнац Бёзендорфер |
Штаб-квартира | Вена , Австрия |
Продукты | Фортепиано |
Родитель | Корпорация Ямаха |
Веб-сайт | boesendorfer.com |
Bösendorfer (L. Bösendorfer Klavierfabrik GmbH ) — австрийский производитель фортепиано , с 2008 года является 100% дочерней компанией корпорации Yamaha . [ 1 ] Bösendorfer необычен тем, что выпускает 97- и 92- клавишные модели в дополнение к инструментам со стандартной 88-клавишной клавиатурой .
История
[ редактировать ]
Bösendorfer, один из старейших производителей фортепиано, был основан в 1828 году Игнацем Бёзендорфером . Он имеет историю производства весьма уважаемых инструментов. [ 2 ]
В 1830 году он получил статус официального производителя фортепиано императора Австрии . [ 3 ]
Сын Игнаца Людвиг Бёзендорфер (1835–1919) взял на себя управление в 1859 году, а с 1860 года работал в новом помещении. [ 4 ]
С 1872 года до закрытия в 1913 году связанный с ним Bösendorfer-Saal был одним из лучших концертных залов Вены. [ 5 ]
В 1909 году Карл Хуттерштрассер , а в 1931 году ему наследовали его сыновья Александр и Вольфганг. компанию приобрел [ 6 ]
В 1966 году компания Jasper Corporation (позже переименованная в Kimball International ), материнская компания Kimball Pianos, взяла на себя контроль над Bösendorfer. [ 6 ]
В 2001 году компания Bösendorfer вернулась в руки Австрии, когда ее приобрела группа BAWAG PSK Gruppe . [ 4 ]
21 декабря 2007 года BAWAG подписала соглашение о продаже 100% Bösendorfer корпорации Yamaha . [ 7 ]
Bösendorfer продолжает производить фортепиано ручной работы на той же фабрике в Вене. Ежегодно производится почти 300 таких фортепиано премиум-класса. [ 5 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Бёзендорфер первым расширил типичную 88-клавишную клавиатуру, создав Imperial Grand (модель 290) , имеющую 97 клавиш (восемь октав). Ферруччо Бузони первоначально заказал это нововведение в 1909 году как часть изготовленного на заказ фортепиано, поскольку он хотел расшифровать органную пьесу, простирающуюся до ноты C под стандартной клавиатурой. [ 8 ] Это нововведение сработало настолько хорошо, что это фортепиано было добавлено в стандартный ассортимент продукции и быстро стало одним из самых востребованных концертных роялей в мире. Благодаря успеху модели 290, дополнительные струны были добавлены к другой линейке инструментов Bösendorfer, такой как модель 225, имеющая 92 клавиши. Дополнительные клавиши на басовой стороне клавиатуры изначально были спрятаны под шарнирной панелью, установленной между обычной нижней буквой A и левой торцевой щекой фортепиано, чтобы предотвратить случайное нажатие на них во время обычной игры; в более поздних моделях это устройство отсутствует, а верхняя поверхность дополнительных естественных клавиш просто окрашена в матовый черный цвет, а не в белый, чтобы отличать их от стандартных 88.

Обод рояля Bösendorfer устроен совсем иначе, чем у всех других роялей. Вместо гнутых по форме шпонов обод выполнен из цельных кусков ели, сращенных между собой. Ель лучше передает звук, чем отражает его. Возможно, именно поэтому у Bösendorfer, как правило, более нежные высокие частоты и бас, в котором основной тон больше, чем высшие гармоники. [ 9 ] Есть также две другие особенности Bösendorfer, которые характерны лишь для нескольких других марок фортепиано: одна — это съемная планка капо д'астро на высоких частотах, которая облегчает сборку инструмента и, по словам Бёзендорфера, обеспечивает большее акустическое отделение от пластины. , уменьшая тональную впитываемость; другой - однострунный, в котором каждая струна имеет свой собственный сцепной штифт на пластине вместо того, чтобы соединять ее с соседней струной. Такая конструкция может немного улучшить стабильность настройки и является преимуществом в случае поломки струны. [ 10 ]
Последней разработкой в линейке Bösendorfer является система воспроизведения цифрового рояля CEUS, которая включает в себя управляемый компьютером механизм, который записывает исполнение на цифровой носитель информации (магнитный диск или микросхемы памяти) и воспроизводит его. Необходимое оборудование может быть установлено на большинство фортепиано Bösendorfer, чтобы обеспечить прямую запись пьес, сохраняя при этом все данные о скорости нажатия клавиатуры в виде файла .boe. [ 11 ] Bösendorfer использует собственный формат для записи движений клавиш и педалей в цифровой файл.
Модели
[ редактировать ]Bösendorfer производит восемь моделей роялей длиной от 155 см до 290 см (от 5 футов 1 дюйма до 9 футов 6 дюймов) и два вертикальных фортепиано высотой 120 см и 130 см (47 дюймов и 51 дюйм). Imperial Grand – одно из крупнейших фортепиано в мире. [ 12 ] Каждая числовая модель Бёзендорфера напрямую соответствует ее длине в сантиметрах. Например, длина модели 170 составляет 170 сантиметров (приблизительно 5 футов 7 дюймов). В следующих таблицах описаны текущие модели Bösendorfer:
рояли
[ редактировать ]Современные модели роялей [ 13 ]
Модель | Длина | Ключи |
---|---|---|
155 | 155 см (5 футов 1 дюйм) | 88 |
170 ВК | 170 см (5 футов 7 дюймов) | 88 |
185 ВК | 185 см (6 футов 1 дюйм) | 88 |
200 | 200 см (6 футов 7 дюймов) | 88 |
214 ВК | 214 см (7 футов) | 88 |
225 | 225 см (7 футов 4 дюйма) | 92 |
230 ВК | 230 см (7 футов 6 дюймов) | 88 |
280 ВК | 280 см (9 футов 2 дюйма) | 88 |
290 Империал | 290 см (9 футов 6 дюймов) | 97 |
Пианино
[ редактировать ]Современные модели пианино [ 13 ]
Модель | Высота | Ключи |
---|---|---|
120 | 120 см (47 дюймов) | 88 |
130 | 130 см (51 дюйм) | 88 |
Консерватория серии
[ редактировать ]Чтобы привлечь более широкий рынок, Bösendorfer разработал серию Conservatory для колледжей и университетов, которые не могли позволить себе стандартные фортепиано Bösendorfer черной модели. Производство двух фортепиано серии CS требует меньше времени на «некритических участках», что снижает затраты на производство и покупку и делает их более доступными, чем стандартные модели. Корпуса и рамы имеют сатиновую, а не полированную отделку, и изначально фортепиано имели петлевые струны. [ 14 ] а не однострунный, но с тех пор от этой практики отказались. [ 15 ]
Специальные и ограниченные выпуски
[ редактировать ]Компания Bösendorfer выпустила ряд специально разработанных фортепиано, названных в честь таких известных композиторов, как Франц Шуберт , Фредерик Шопен и Ференц Лист , а также фортепиано, предназначенных для особых случаев, таких как 170-летие и 175-летие компании Bösendorfer. [ 16 ]
SE воспроизводит фортепиано
[ редактировать ]Находясь в собственности Кимбалла, Bösendorfer построил и продал небольшое количество автоматически воспроизводящих фортепиано Stahnke Edition на основе трех моделей 225, 275 и 290 «Imperial Line». [ 3 ] Обозначение «SE» принадлежало компании Stahnke Engineering, основатель которой Уэйн Станке изобрел этот механизм. Эти инструменты были оснащены датчиками, электроникой и механическими системами для чрезвычайно точной записи и воспроизведения исполнения фортепиано посредством электромеханического воздействия на клавиши и педали фортепиано. Эти инструменты были разработаны для работы либо с исполнениями, хранящимися на кассетах в виде цифровых данных, либо с подключенным компьютером IBM PC с MS-DOS. С помощью компьютера инструменты SE можно было использовать для записи, редактирования и воспроизведения. Инструменты системы SE были первым коммерчески доступным « пианино » с компьютерным управлением, способным точно воспроизводить как ноты, так и интенсивность игры исполнителя. Эта система не получила дальнейшего развития и не запатентована из-за своей высокой стоимости. Вскоре конкуренты представили запатентованные технологии воспроизведения фортепиано, такие как Yamaha Disklavier в 1982 году. [ 17 ]
Инструменты Bösendorfer SE использовались в ряде хорошо известных коммерчески доступных аудиозаписей, опубликованных на компакт-дисках, где исполнение было записано на системе SE, а фортепиано было записано, воспроизводя исполнение позже в студии или зале, иногда на другой инструмент. Другие аудиозаписи были созданы с использованием конвертированных записей фортепианных роллов начала 20 века, в том числе серия из двух дисков под названием «Окно во времени», в которой представлены выступления Рахманинова и спродюсирована Уэйном Станке.
В период с 1984 по 1987 год компания Bösendorfer произвела тридцать два фортепиано SE, в том числе модели 225SE, 275SE и 290SE Imperial. В диапазоне 290 это включало преобразования с 290 на 290SE. Треть производства составляли модели 290SE. [ 18 ] По состоянию на 2024 год большинство этих инструментов все еще используются.
Исследования системы воспроизведения SE позже заложили основу для компьютеризированной системы воспроизведения фортепиано CEUS, хотя большая часть полученной конструкции была совершенно другой. [ 19 ]
Дизайнерские модели
[ редактировать ]Bösendorfer ежегодно производит ограниченное количество моделей Artisan, каждая из которых доступна для заказа только в течение календарного года, в котором она была разработана. Примером дизайнерской модели является Bösendorfer Swarovski рояль Crystal. Три из этих специальных фортепиано были выпущены в 2003 году в честь 175-летия Бёзендорфера. Корпус каждого фортепиано инкрустирован 8000 кристаллами и слоями золота. [ 20 ] [ 21 ]
Тремя известными архитекторами, создавшими модели фортепиано Bösendorfer, являются Теофил Фрайхерр фон Хансен (1866 г.), Йозеф Хоффманн (1909 г.) и Ханс Холляйн (1990 г.). В 1990 году было выпущено всего две модели Hans Hollein 225; его можно найти в холле отеля Grand Bohemian в Орландо, Флорида. [ 22 ]
Художники Бёзендорфера
[ редактировать ]
Среди первых художников, связанных с Бёзендорфером, был Ференц Лист , который по крайней мере однажды высказал мнение, что фортепиано Бёзендорфера и Бехштейна были единственными инструментами, способными выдержать его чрезвычайно мощную игру. Известный американский композитор и дирижер двадцатого века Леонард Бернстайн также выступал на Bösendorfer. Другим великим пианистом, пропагандировавшим фортепиано Bösendorfer, был Вильгельм Бакхаус .
В своих мемуарах Артур Рубинштейн вспоминает, что перед концертом в Австрии настоял на Bechstein вместо Bösendorfer в зале. После спектакля тогдашний руководитель компании Bösendorfer пришел за кулисы, чтобы встретиться с этим молодым артистом, который отказался играть на фортепиано, которым очень дорожил его русский тезка Антон Рубинштейн ; Рубинштейн утверждает, что после этого он всегда разыскивал Бёзендорферов, когда был в Австрии.
В конце 1970-х годов, после концерта, проведенного в Вене , джазовый пианист Оскар Петерсон обратился к своему импресарио Норману Гранцу со словами: «Черт побери, Норман, куда делся эта коробка? Мне тоже нужна такая вещь!» Такова была его реакция на игру на Bösendorfer 290. [ 23 ] Музыкант и комик Виктор Борге также играл на фортепиано Bösendorfer. [ 24 ]
Среди более поздних примеров известных артистов, игравших на Bösendorfer, можно назвать русского пианиста Святослава Рихтера, заявившего, согласно его собственному интервью, что у него предпочтительное звучание и контроль пианиссимо; [ 25 ] венгерский пианист Андраш Шифф ; австрийский пианист Альфред Брендель ; итальянский пианист Артуро Бенедетти Микеланджели ; американский фри-джаза пианист Сесил Тейлор и американская певица и автор песен Тори Амос ; [ 26 ] немецкий пианист Вольфганг Рюбзам ; австрийские пианисты Фридрих Гульда , Вальтер Клиен и Пауль Бадура-Шкода ; [ 27 ] Британские пианисты Леон Маккоули и Марк Гассер . [ 28 ]
Композитор-минималист Карл Великий Палестин выбрал девятифутовый Bösendorfer в качестве средства передвижения для исполнения своей композиции 1974 года Strumming Music . Выпущенный в качестве его первого компакт-диска в 1991 году, он содержит более 45 минут, на которых Палестина с силой играет две ноты в быстром чередовании, медленно расширяясь в группы, с нажатой педалью сустейна. [ 29 ]
Джазовый пианист Кейт Джарретт исполнил сольные импровизации (его Кельнский концерт ) в Кельнском оперном театре в Кельне , Германия, 24 января 1975 года на Bösendorfer и стал артистом Steinway & Sons в 1981 году. [ 30 ]
Записи
[ редактировать ]Фортепиано Bösendorfer появлялись на многочисленных пластинках. Некоторые примеры:
Классика (записи, сделанные на фортепиано Bösendorfer XIX века)
[ редактировать ]- Вольфганг Бруннер, Михаэль Шоппер. Антон Брукнер. Фортепианные произведения . Этикетка: CPO. Играл на фортепиано Бёзендорфера (до 1835 г.).
- Кристоф Эггнер. Антон Брукнер. Фортепианные пьесы из книги «Клитор» . Этикетка: Грамола.
- Харди Риттнер, Теунис ван дер Цварт. Иоганнес Брамс. Ранние фортепианные произведения Том 2 . Этикетка: Дабрингхаус и Гримм (ЦРТ). Играл на фортепиано Игнаца Бёзендорфера (1849–1850).
- Изабель Фауст , Александр Мельников , Теунис ван дер Цварт. Иоганнес Брамс. Валторническое трио соч. 40, Соната для скрипки соч. 78, Фантазии соч. 116 . Этикетка: Гармония Мунди. Играл на фортепиано Бёзендорфера (1875 г.).
- Изабель Фауст, Александр Мельников. Альберт Дитрих, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс. Сонаты для скрипки соч. 100 и 108 . Этикетка: Гармония Мунди. Играл на фортепиано Бёзендорфера (1875 г.).
- Александр Мельников. Франц Шуберт, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Игорь Стравинский. Четыре фортепиано, четыре пьесы . Этикетка: Гармония Мунди. На фортепиано играли Алоис Графф (ок. 1828–1835), Эрар (1837), Бёзендорфер (ок. 1875) и Стейнвей (2014).
- Итальянский фортепианный квартет. Иоганнес Брамс. Фортепианные квартеты соч. 25, 26 и 60 . Этикетка: Симфония. Играл на фортепиано Бёзендорфера (1880).
- Мария Мильштейн, Йозеф де Бенхаувер . Иоганнес Брамс. Домашний концерт в Брамсе-Мюрццушлаге, 23 августа 1885 года . Этикетка: Музей Брамса Mürzzuschlag. Играл на фортепиано Людвига Бёзендорфера (1882 г.).
- Симона Эйзингер, Зузана Ферьенчикова. Сергей Рахманинов, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Рихард Штраус. Родственные души . Лейбл: Schwechtenstein Records. На фортепиано играли Иоганн Баптист Штрайхер (1847 г.), Фридрих Эрбар (1878 г.) и Людвиг Бёзендорфер (1893 г.).
- Радослав Квапил . Антонин Дворжак. Фортепианные произведения Дворжака . Этикетка: Альт. Играл на собственном фортепиано Bösendorfer (1879).
- Радослав Квапил. Антонин Дворжак. Фортепианные произведения Дворжака II . Этикетка: Альт. Играл на собственном фортепиано Bösendorfer (1879).
- Ян Михилс. Антонин Дворжак. Сюита соч. 98, Образы поэтического настроения, соч. 85, Юмореска соч. 101 . Этикетка: Юфода. Играл на фортепиано Бёзендорфера (1884 г.).
- Джон Михилс. Иоганнес Брамс. Фортепианные пьесы и интермецци, опус 116–119 . Этикетка: Юфода. Играл на фортепиано Бёзендорфера (1884 г.).
Классика (записи, сделанные на современных фортепиано Bösendorfer)
[ редактировать ]- Софья Гюльбадамова. Эрнст фон Донаньи. Сюита в старинном стиле, Пастораль, Вариации на тему венгерской народной песни . Этикетка: Каприччио. Играл на собственном фортепиано Bösendorfer (1910).
- Малкольм Фрагер записал десять композиций Фредерика Шопена на пианино Bösendorfer Imperial 290 для лейбла TELARC 3 и 4 августа 1978 года. Это одна из первых высококачественных цифровых записей Imperial. Преобразование частоты дискретизации цифрового мастер-диска Soundstream компании Telarc в формат компакт-диска было выполнено с помощью преобразователя частоты дискретизации Studer SFC-16. Цифровые данные не подвергались какой-либо аналоговой обработке, что позволило сохранить целостность исходного цифрового мастера. Первоначально выпущенный как "Malcolm Frager Plays Chopin ", Telarc DG-10040 в 1979 году. Переиздан с добавленной в 1991 году "Sonata, Op. 58" на Telarc CD-80280.
- Альдо Чикколини записал свое второе обращение к фортепианной музыке Эрика Сати на Bösendorfer; его первое путешествие было на Steinway. Оба включены во французский набор EMI 50999685824 2 5, предлагая слушателям пластинок необычную возможность прямого сравнения двух инструментов.
- Питер Хилл записал полную фортепианную музыку Хавергала Брайана на Bösendorfer Imperial. [ 31 ] в Северном музыкальном колледже по классическим камеям. Джон Огдон высоко оценил записи в своем обзоре для Tempo. [ 32 ]
- Герхард Оппитц в 1989 году записал полное переложение сольной фортепианной музыки Иоганнеса Брамса на Imperial Grand. [ 33 ]
- Авадагин Пратт Совсем недавно Мусоргского » записал «Картинки с выставки , свою собственную транскрипцию Баха Пассакальи и фуги до минор , BWV 582 , а также императорском на «Вариации и фугу на тему Генделя» Брамса рояле. [ 34 ]
- Святослав Рихтер Баха записал «Хорошо темперированный клавир» на Bösendorfer в Зальцбурге в двух композициях: в 1972 и 1973 годах. [ 35 ]
- Мария Типо Моцарта. исполнила № 1 фортепианного концерта 21 до мажор K 467 на Bösendorfer с оркестром Mozarteum Salzburg в 1989 году.
- Кэрол Розенбергер записала музыку Листа, Гриффа , Равеля и Дебюсси. [ 36 ] и Бетховена « Апассионата » и соч. . 111 [ 37 ] сонаты на Императорском концертном рояле.
- Мориц Розенталь играл на Бёзендорфере в своей знаменитой серии записей для HMV . [ 38 ]
- Терри Райли 1986 года Минималистская фортепианная пьеса , написанная в Just интонации , «Арфа Нового Альбиона» , была записана на рояле Bösendorfer Imperial, специально настроенном для самого Райли. [ нужна ссылка ]
- Роберт Сильверман записал полный цикл сонат Бетховена на жесткий диск компьютера на фортепиано Bösendorfer 290SE. Джон Аткинсон из журнала Stereophile затем записал подобное фортепиано в концертном зале Maestro Foundation в Санта-Монике, Калифорния, воспроизводя файлы; [ 39 ] Получившиеся компакт-диски были выпущены в виде набора из 10 дисков. [ 40 ]
- Роберт Экелунд - Два альбома фортепианных пьес в исполнении экономиста и пианиста Роберта Экелунда, исполненные на императорском концертном рояле Мюррея Н. и Джоанн Б. Ротбард Бёзендорфер в консерватории Института Мизеса. Экелунд также исполнил Рапсодию Брамса, соч. 79, № 2; И.С. Бах, Жига, Французская сюита № 5 (соль мажор).
- DVD-трек Валентины Лисицы Шопен «24 этюда». Соч. 10 и соч. 25. Этюды.
- Игоря Стравинского в «Весна священная» , «Жар-птица» и «Петрушка» исполнении Дага Ахаца и Роланда Пёнтинена на BIS Records была исполнена на Bosendorfer Model 275.
- Кимико Дуглас-Ишизака записала И.С. Баха » «Гольдберг-вариации для публичного распространения в Интернете в рамках проекта Open Goldberg Variations , инициативы, частично спонсируемой Бёзендорфером. Она играла на C290 Imperial, оснащенном системой CEUS. [ 41 ] К записи, предлагаемой в форматах MP3 , FLAC и 24 бит 44 K WAV , прилагается только что сделанная копия полной партитуры. [ 42 ] Баха Ишизака также записал «Хорошо темперированный клавир» на Bösendorfer 280.
- Костантино Катена записал на новом Bösendorfer VC280 компакт-диск «Посвящения — Шуман — Лист / Костантино Катена играет на новом Bösendorfer 280VC» для Camerata Tokyo. [ 43 ]
- Золтан Кочиш записал на Bösendorfer вместе с дирижером Иваном Фишером и Будапештским фестивальным оркестром полное произведение Белы Бартока для фортепиано с оркестром для Philips.
Популярный
[ редактировать ]- Брэдли Джозеф в своем альбоме Rapture . [ 44 ]
- По словам композитора Джима Штайнмана , Рой Биттан играл на Bösendorfer на Meat Loaf альбоме Bat Out of Hell в 1977 году, что было отклонением от предпочтения Штайнмана фортепиано Yamaha. [ 45 ]
- Певица и автор песен Тори Амос с 1993 года записывалась и гастролировала исключительно с Bösendorfers. [ 46 ]
- Кит Джарретт на Кёльнском концерте . [ 47 ]
- Мэтью Беллами из рок-группы Muse недавно начал использовать Bösendorfer. [ 48 ]
- Тори Амос поддерживает Bösendorfer с 1994 года. Она записывает и гастролирует со своим Bösendorfer. [ 49 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Bösendorfer с иллюстрацией японского художника Такаши Мураками можно увидеть в клипе на песню Дрейка 2020 года « Toosie Slide ». [ 50 ]
- Доктор Зло играет на пианино Bösendorfer Imperial в фильмах об Остине Пауэрсе («böse» по-немецки означает зло). Пока Mini-Me играет на пианино mini Bösendorfer Imperial. [ 51 ]
Общая библиография
[ редактировать ]- Хорошо, Ларри (2007). 2007–2008 Ежегодное приложение к «Фортепианной книге» . Бруксайд Пресс ISBN 1-929145-21-7 и ISBN 1-929145-22-5 (электронное издание).
- Хорошо, Ларри (2001). Книга для фортепиано . Бруксайд Пресс ISBN 1-929145-01-2
- Кунц, Йоханнес (2002). Бёзендорфер: Живая легенда . Молден Паблишинг Ко. ISBN 3-85485-080-8
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «История Ямахи» . Корпорация Ямаха . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Yamaha задает тон в борьбе за фортепиано» . Таймс . Лондон . 26 ноября 2007 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Палмьери, Роберт (11 сентября 2003 г.). Фортепиано: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0415937962 .
- ^ Jump up to: а б «История» . Бёзендорфер . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «История – О – Бёзендорфер» . www.boesendorfer.com . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Наследие и история: история Бозендорфера – Yamaha Music London» . yamahamusiclondon.com . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ g_fasol (21 декабря 2007 г.). «Yamaha приобретает Bösendorfer Klavierfabrik GmbH» . Европа-Япония . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ «Модель 290 Империал» . Бозендорфер. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Хорошо, Ларри (2007). 2007–2008 Ежегодное приложение к «Фортепианной книге» . Бруксайд Пресс. п. 31 . ISBN 978-1-929145-21-8 . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ Хорошо, Ларри (2001). Книга для фортепиано . Бруксайд Пресс. п. 103. ИСБН 1-929145-01-2 .
- ^ «Цифровой рояль CEUS передает виртуозность и эмоции» . Бёзендорфер. Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Стандартные модели Бёзендорфера» . Бёзендорфер . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Пианино и концертные рояли Bösendorfer. Чистые эмоции» . www.boesendorfer.com . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Хорошо, Ларри; Джарретт, Кейт; Гилберт, Дуглас Р. (2000). Книга о фортепиано: покупка и приобретение нового или подержанного фортепиано . Бруксайд Пресс. стр. 102–103. ISBN 978-1-929145-01-0 .
- ^ Хорошо, Ларри (2010). Покупатель акустических и цифровых фортепиано . Бруксайд Пресс. п. 82. ИСБН 978-1-929145-35-5 .
- ^ "Ограниченный выпуск" . Бёзендорфер. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Развитие продукции Yamaha» . Ямаха . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Система воспроизведения CEUS моего фортепиано Bösendorfer Imperial 290» . М Коэн . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ «Система воспроизведения CEUS моего фортепиано Bösendorfer Imperial 290» . М Коэн . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ «Специальные и дизайнерские модели» . Бёзендорфер. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Фотофиниш» . Звездный бюллетень Гонолулу . Том. 12, нет. 5. 5 января 2007 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Кунц, Йоханнес (2002). Бёзендорфер – живая легенда . Молден Паблишинг Ко. с. 213. ИСБН 3-85485-080-8 .
- ^ «В ПАМЯТЬ Оскара Эммануэля Петерсона - (25 августа 1925 г. - 23 декабря 2007 г.) Бёзендорфер скорбит о друге ...» (пресс-релиз). Бёзендорфер. 28 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 3 января 2011 г. . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Он познакомил меня с Bosendorfer Imperial: Виктор Борге» . компания7.com . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Рихтер – Загадка (DVD)» . Чао! . 22 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 г. Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Чудесный фортепианный вечер в Фармингдейле» (Пресс-релиз). Бёзендорфер. Архивировано из оригинала 30 августа 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Справочный список» . Бёзендорфер. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Пианино Транспорт» . maestro.net. 9 февраля 2003 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Дугид, Марк (апрель 1996 г.). «Интервью Карла Великого в Палестине» . Стандартное восточное время . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Кит Джарретт – Steinway & Sons» . steinway.com . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Запись в каталоге Cameo Classics для CC9016CD - Хавергал Брайан: Полная фортепианная музыка
- ^ «Профессор Питер Хилл (заслуженный профессор музыки)» . Университет Шеффилда . 8 марта 2011 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Оппитц, Герхард (1989). Иоганнес Брамс: Полное собрание сочинений для фортепиано (CD). БМГ Евродиск. РД 69245, 5 дисков.
- ^ Пратт, Авадагин (1999). Пратт: Трансформации (CD). Классика ЭМИ . 72435 56836.
- ^ Рихтер, Святослав (1972). И.С. Бах – Хорошо темперированный клавир (CD). Золотая печать RCA Виктора . ГД 60949.
- ^ Розенбергер, Кэрол (1992). «Водная музыка» импрессионистов (CD). Делос. Д/КД 3006.
- ^ Розенбергер, Кэрол (1992). Бетховен Сонаты для фортепиано соч. 57 Пассионата соч. 111 Последняя великая соната для фортепиано (CD). Делос . ДЕ 3009.
- ^ «Заметки о записях Морица Розенталя» . ЗемляЛинк . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года . Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ [1] Джон Аткинсон: «32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена», Stereophile , январь 2001 г.
- ^ Сильверман, Роберт (2000). 32 фортепианные сонаты Бетховена (компакт-диск). ОрфеумМастерс . КСП 830.
- ↑ Официальный веб-сайт, раздел «Пианино», по состоянию на 9 сентября 2012 г. Архивировано 7 июня 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Официальный веб-сайт, первая страница, по состоянию на 9 сентября 2012 г.
- ^ «Посвящение Шуману-Листу/Константино Катене | Каталог – Камерата Токио» .
- ^ Уиллер, Фред (2002). «Интервью с Брэдли Джозефом» . Indie Journal (архивная версия indiejournal.com). Архивировано из оригинала 1 ноября 2004 года . Проверено 21 декабря 2006 г.
- ↑ Слова Джима Стайнмана , официальный блог Джима Стайнмана , 19 июля 2006 г. По состоянию на 8 сентября 2008 г.
- ^ «Пианино Bösendorfer – прекрасная инвестиция как в музыкальный инструмент, так и в произведение искусства» .
- ^ Кейт Джарретт - Американский джазовый пианист. 2007, 30 мин., сценарий и постановка Фрэнк Зервос и Эккехард Ветцель, ZDFdokukanal
- ↑ Мэтт Беллами остановил свой выбор на Бозендорфере.
- ^ «Тори Амос» .
- ^ Сапонара, Майкл (3 апреля 2020 г.). «7 вещей, которые вы могли пропустить в доме Дрейка в видео «Toosie Slide»» . Рекламный щит . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Печально известные владельцы Bösendorfer Imperial: Доктор Зло и Мини-Я
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- BosendorferImperial.com – сайт о фортепиано Imperial, системе CEUS, с полными аудиофайлами песен, изображений и т. д.
- Бёзендорфер
- Корпорация Ямаха
- Производственные компании, основанные в 1828 году.
- Австрийские бренды
- Люксовые бренды
- Компании-производители фортепиано Австрии
- 1828 заведений в Австрийской империи
- Слияния и поглощения 2008 г.
- Поставщики императорского и королевского двора
- Компании-производители фортепиано