Такаси Мураками
Такаси Мураками | |
---|---|
![]() Мураками в Версальском дворце , 2010 год. | |
Рожденный | Токио , Япония | 1 февраля 1962 г.
Национальность | японский |
Образование | Токийский университет искусств |
Известный | Современное искусство |
Движение | Суперплоский |
Награды | Японское изобразительное искусство |
Такаси Мураками ( 村上 隆 , Мураками Такаси , родился 1 февраля 1962 года) — японский современный художник . Он работает в области изобразительного искусства (например, живописи и скульптуры), а также коммерческих медиа (например , моды , товаров и анимации) и известен тем, что стирает грань между высоким и низким искусством . Его влиятельные работы основаны на эстетических характеристиках японской художественной традиции и характере послевоенной японской культуры . Он разработал обложки для Канье Уэста третьего студийного альбома Graduation. [1] и Уэста и Кида Кади совместный студийный альбом Kids See Ghosts .
Мураками является основателем и президентом компании Kaikai Kiki Co., Ltd., через которую он управляет несколькими молодыми артистами. Он был основателем и организатором художественной ярмарки Geisai, проводимой два раза в год. [2]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Академическое образование и начало карьеры
[ редактировать ]
Мураками родился и вырос в Токио , Япония. С самого начала он был поклонником аниме и манги (японских мультфильмов и комиксов соответственно) и надеялся работать в анимационной индустрии. Он учился в Токийском университете искусств, чтобы приобрести навыки рисования, необходимые для того, чтобы стать аниматором, но в конечном итоге специализировался в Нихонге , «традиционном» стиле японской живописи, который включает в себя традиционные японские художественные условности, техники и сюжеты. Он получил степень магистра в 1988 году. Хотя впоследствии он получил степень доктора философии. в Нихонге (1993) он постепенно разочаровался в замкнутом, крайне политическом мире и начал исследовать более современные художественные стили, средства массовой информации и стратегии. [3]
Мураками был недоволен состоянием современного искусства в Японии, считая его «глубоким присвоением западных тенденций». [4] Таким образом, большая часть его ранних работ была выполнена в духе социальной критики и сатиры . В статье, называющей и объясняющей все произведения Мураками, находится печально известный «Мой одинокий ковбой» , компаньон его более раннего «Хиропона» . Скульптура представляет собой обнаженного аниме-персонажа со светлыми колючими волосами, вокруг которого кружит спиральный след спермы. Это произведение — самое дорогое произведение Мураками на сегодняшний день, проданное за 15 100 000 долларов. [5] [6] на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в 2008 году. [7] Усилия этого периода включают перформанс (Osaka Mixer Project, 1992), пародии на искусство «послания», популярное в Японии в начале 90-х (Dobozite Dobozite Oshamanbe, 1993) и концептуальные работы (например, Randoseru Project, 1991). Он также начал разрабатывать свою собственную поп-икону «Мистер ДОБ», которая позже превратилась в форму автопортрета, первого из нескольких бесконечно меняющихся и повторяющихся мотивов, которые можно увидеть на протяжении всего его творчества. Хотя он привлек внимание, многие из его ранних произведений поначалу не были хорошо приняты в Японии. [8]
Нью-Йорк
[ редактировать ]В 1994 году Мураками получил стипендию Азиатского совета по культуре участвовал в PS1 международной студийной программе в Нью-Йорке . и в течение года [9] Во время своего пребывания он познакомился с современными западными художниками, такими как Ансельм Кифер , и особенно с симуляционизмом таких художников, как Джефф Кунс , и был очень вдохновлен ими . Он основал небольшую студию, которая вместе с фабрикой Hiropon в Японии стала предшественником его компании Kaikai Kiki. Вернувшись в Японию, он развил основные концепции своей художественной практики и начал регулярно выставляться в крупных галереях и учреждениях Европы и Америки.
Суперплоский
[ редактировать ]В 2000 году Мураками опубликовал свою « суперплоскую » теорию в каталоге одноименной групповой выставки, которую он курировал для Музея современного искусства в Лос-Анджелесе . Теория утверждает, что из истории японского искусства в манге и аниме существует наследие плоских двумерных изображений. Этот стиль отличается от западного подхода акцентом на поверхности и использовании плоских плоскостей цвета. «Суперфлэт» также послужил комментарием к послевоенному японскому обществу, в котором, как утверждает Мураками, «сгладились» различия в социальных классах и народных вкусах, в результате чего возникла культура, в которой практически не было различий между «высоким» и «низким». Эта теория послужила контекстом для его работ, и он развил ее на выставках «Цвет» (2002, Фонд Картье для современного искусства, Париж) и « Маленький мальчик: искусство взрывной субкультуры Японии » (2005, Японское общество, Нью-Йорк), который был назван в честь Маленького Мальчика . Они помогли представить менее известную творческую культуру Японии за рубежом, и подобные кураторские проекты стали неотъемлемой частью многогранной художественной практики Мураками. [1] За последнее десятилетие кураторство Мураками расширилось и теперь включает Кадзунори Хамана, Юджи Уэдаа и Мастерскую Отани в Blum & Poe, Нью-Йорк (2016) и Juxtapox x Superflat в Художественной галерее Ванкувера (2016).
В соответствии с концепцией «Суперфлэт» практика Мураками предполагает переупаковку элементов, обычно считающихся «низкими» или субкультурными, и представление их на рынке «высокого искусства». Затем он еще больше уравнивает правила игры, переупаковывая свои «высокие произведения искусства» в товары, такие как плюшевые игрушки и футболки, делая их доступными по более доступным ценам. [10]
Фабрика
[ редактировать ]В 1996 году Мураками открыл свою производственную мастерскую «Фабрика Хиропон», чтобы работать в более широком масштабе и с более разнообразными медиа. Его модель наследует систему ателье , которая уже давно существует в японской живописи, гравюре и скульптуре и является общей для предприятий аниме и манги, таких как Хаяо Миядзаки студия Ghibli . В 2001 году фабрика Hiropon была зарегистрирована как Kaikai Kiki Co., Ltd. [8]
Сотрудничество
[ редактировать ]В 2002 году по приглашению дизайнера Марка Джейкобса Мураками начал своё многолетнее сотрудничество с модным брендом Louis Vuitton . Он начал с создания произведений искусства, которые были использованы при дизайне серии сумочек. Сериал переосмыслил монограмму компании и имел огромный коммерческий успех. Хотя ранее он сотрудничал с модельерами, такими как Issey Miyake Men от Naoki Takizawa, его работа с Louis Vuitton принесла ему широкую известность благодаря стиранию границы между «высоким искусством» и коммерциализмом. Это также подняло его до статуса знаменитости в его родной стране Японии. [10]
В 2007 году Мураками сделал обложку для рэпера Канье Уэста альбома Graduation и снял анимационный клип на песню Уэста « Good Morning ». [11] Он также предоставил обложку для совместного альбома Уэста Kids See Ghosts с Кидом Кади в 2018 году . [12]
В «Выпускном» и «Доброе утро» Мураками позже «переприсвоил» эти проекты, включив их образы в свои картины и скульптуры, еще больше размывая границы между искусством и коммерческим брендингом и даже ставя под сомнение существование такой границы.
На вопрос о том, как найти границу между искусством и коммерческой продукцией, Мураками ответил:
Я не думаю об этом как о трансграничном подходе. Я думаю об этом как о смене линии. Я уже много лет говорю о том, что в Японии эта линия менее определена. И по культуре, и по послевоенной экономической ситуации. Японцы признают, что искусство и коммерция будут смешаны; и на самом деле их удивляет жесткая и претенциозная западная иерархия «высокого искусства». На Западе смешивать эти две вещи определенно опасно, потому что люди будут бросать всевозможные камни. Но это нормально — я готов в своей каске. [13]
Мураками также сотрудничал с широким кругом авторов и представителей индустрии в Японии, ярким примером которых являются имиджевые персонажи, которые он создал для кампании по связям с прессой крупного городского комплекса недвижимости Roppongi Hills . [10]
В 2009 году музыкальный продюсер Фаррелл Уильямс совместную с Мураками скульптуру представил на выставке Art Basel , которая, по словам Уильямса, «иллюстрирует метафору ценности». [14]
Мураками и МакДжи сняли короткометражку «Принцесса Акихабара Маджокко» , где Кирстен Данст поет кавер на песню The Vapors 1980 года « Turning Japan ». Это было показано на выставке «Поп-жизнь» в лондонском музее Тейт Модерн с 1 октября 2009 года по 17 января 2010 года. На нем изображена Данст, танцующая вокруг Акихабары , торгового района в Токио, Япония. [15] [16] [17]
В мае 2014 года вместе с Фарреллом и Kz из livetune Мураками создал музыкальное видео на ремикс песни Хацунэ Мику «Last Night, Good Night (Re:Dialed)». Команду собрал YouTube- канал The Creators Project во главе с Vice и Intel . [18] В том же году были созданы вдохновленные аниме иллюстрации Мураками к его первому фильму «Глаза медузы». [19] также украшала футболку Billionaire Boys Club , бренда, сооснователями которого являются Фаррелл и Ниго . [20]
Осенью 2015 года Такаши сотрудничал с Vans. Название этого сотрудничества было Vault By Vans x Takashi Murakami Collection. Его работы какое-то время красовались на классических слипоне, одежде и скейтбордах Vans и только в избранных магазинах. Его работы в основном состояли из его знаменитых черепов и цветочных рисунков.
В 2018 году Такаси Мураками сотрудничал с модельером Вирджилом Абло над серией работ, объединяя мир моды с миром искусства, но в конечном итоге выходя за пределы обоих и создавая нечто большее. [21] Такаши и Вирджил подробно обсуждают свою карьеру и сотрудничество в интервью осеннему выпуску журнала Cultured Magazine за 2018 год, где они изображены на обложке. [21]
В марте 2019 года Билли Айлиш выпустила один из двух официальных музыкальных клипов на песню « You Must See Me in a Crown », один из которых был снят и анимирован Такаши Мураками. Мураками заявил в пресс-релизе, что на создание видео в стиле аниме , анимированного с использованием технологии захвата движения , ему потребовалось восемь месяцев. [22] Видео начинается с анимированной версии Айлиш, одетой в неоново-зеленую рубашку и шорты, которая в конечном итоге превращается в паукообразного монстра, сеющего хаос в миниатюрном городе. В видео присутствует фирменный логотип Айлиш «Blohsh», а также цветы Мураками . Покойный рэпер Juice WRLD обратился к Мураками с просьбой сделать проект за несколько недель до его безвременной смерти, в результате чего запланированное так и не удалось завершить.
В марте 2020 года Джей Бэлвин выпустил свой альбом Colores с дизайном обложки альбома и иллюстрацией Такаши Мураками. [23] Обложки, созданные Мураками, были перенесены на сувенирную продукцию в честь выхода его альбома. [24]
В апреле 2020 года Supreme с логотипом Box выпустила футболку с изображением Мураками. Все вырученные средства пошли в фонд HELP USA, чтобы поддержать молодежь и семьи, столкнувшиеся с бездомностью во время пандемии COVID-19 . [25]
В 2022 году было объявлено о сотрудничестве сэра Льюиса Хэмилтона и Мураками в создании модной коллекции Hamilton «+44». [26] Мураками также разработал шлем Хэмилтона для Гран-при Сузуки того года .
Текущий
[ редактировать ]С 2007 по 2009 год первая ретроспектива Мураками © Мураками путешествовала из Музея современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе (его междисциплинарный подход к современному искусству). [27] в Бруклинский музей искусств в Нью-Йорке, Музей современного искусства во Франкфурте и, наконец, Музей Гуггенхайма в Бильбао , Испания. Сара Торнтон отслеживает ранние этапы планирования выставки, включая углубленные кураторские встречи Мураками с выдающимися музейными деятелями, в книге « Семь дней в мире искусства» . [28] Выставка привлекла широкое внимание, в том числе благодаря включению в качестве одного из экспонатов полностью функционирующего бутика Louis Vuitton.
В 2008 году Мураками был назван одним из «100 самых влиятельных людей» журнала Time, включая единственного художника-оформителя. [29]
В сентябре 2010 года Мураками стал третьим современным художником и первым японцем, принявшим участие в выставке в Версальском дворце во Франции, заполнив 15 комнат и парк своими скульптурами, картинами, декоративным ковром и лампами. [30]
21 июня 2011 года Google опубликовал рисунок с тегом «Первый день лета», созданный Мураками. Это сопровождалось рисунком зимнего солнцестояния для Южного полушария. [31]
В феврале 2012 года Мураками открыл выставку в Дохе , Катар. На выставке под названием «Мураками-Эго» было представлено около 60 старых работ, а также новые, созданные специально для выставки. Среди новинок — 100-метровая настенная живопись, изображающая страдания японского народа после ядерной катастрофы на Фукусиме . [32]

В марте 2013 года livetune выпустила клип режиссера Мураками для Redial с участием Хацунэ Мику . [33]
В апреле 2013 года в кинотеатрах Японии вышел первый полнометражный фильм Мураками. Глаза медузы (первоначальное название «Я, я, нет кураге») [34] ) — игровой фильм с участием компьютерных персонажей под названием «Друг», созданный Мураками. [35]
В 2019 году Мураками работал над собственным альбомом оригинальных народных песен, вдохновленным японской группой Happy End . [36]
Техника
[ редактировать ]Искусство Мураками охватывает широкий спектр медиа, и его обычно называют суперплоским. Он был известен использованием цвета, включением мотивов японской традиционной и популярной культуры, плоскими / глянцевыми поверхностями и содержанием, которое можно сразу охарактеризовать как «милое», «психоделическое» или «сатирическое». Среди его самых известных повторяющихся мотивов — улыбающиеся цветы, мистер ДОБ, грибы, черепа, буддийская иконография и сексуальные комплексы культуры отаку . Одно из самых известных произведений Мураками, известное как «Хиропон», раскрывает его приверженность культуре отаку. Говорят, что скульптура, созданная в 2001 году, демонстрирует «культуру отаку и ее странную, шокирующую сексуальность в полную силу». [37] В интервью выяснилось, что концепция улыбающихся цветов «вызывает подавленные, противоречивые эмоции и коллективную травму местных жителей Японии, вызванную бомбардировками Хиросимы и Нагасаки еще в 1945 году». Помимо больших картин, таких как «727» (постоянная коллекция Музея современного искусства, Нью-Йорк) и «Тан Тан Бо Пукинг», он же Геро Тан, он также создал скульптуры, воздушные шары, инсталляции обоев «сплошной», анимационные работы, гравюры, плакаты и различная сувенирная продукция. [10]
Стратегический подход
[ редактировать ]
Мураками с самого начала выражал разочарование отсутствием надежного и устойчивого рынка искусства в послевоенной Японии. Во многом по этой причине он сформулировал стратегию, согласно которой сначала он утвердился в западном мире искусства, а затем импортировал себя обратно в Японию, создавая при этом новый тип арт-рынка. [38] Чтобы создать что-то, основанное на его собственной японской культуре и истории, но при этом свежее и актуальное на международном уровне, он начал искать что-то, что можно было бы считать «уникально японским». Придя к выводу, что элементы «высокого» искусства в лучшем случае сбивают с толку, он начал сосредотачиваться на «низкой» культуре Японии, особенно аниме и манге, а также на более широкой субкультуре отаку . Его художественный стиль и мотивы (милые [ каваи ] / тревожные персонажи в стиле аниме, выполненные в ярких цветах, плоские и глянцевые поверхности, скульптуры аниме-фигурок в натуральную величину) основаны на этой стратегии. [38] Это продемонстрировано на его причудливом «Космическом балу» 2000 года из коллекции Художественного музея Гонолулу .
Рыночная стоимость
[ редактировать ]11 ноября 2003 года ARTnews назвал работы Мураками очень востребованными. [39] Хиропон (1997), сатирическая скульптура высотой чуть более 7 футов, изображающая аниме-персонажа с огромной кормящей грудью, чья струя молока образует скакалку из стекловолокна, продана за 427 500 долларов на Christie's в мае 2002 года. аукционе [40] [41] Мисс ко2 (1996), модель блондинки в стиле аниме ростом 6 футов в красно-белом наряде горничной, была продана в 2003 году за 567 500 долларов. [42] [39] [43] и был выставлен на аукцион в 2010 году. [43] где он был продан за 22,9 миллиона гонконгских долларов. [44] В мае 2008 года «Мой одинокий ковбой» (1998) , вдохновленная аниме скульптура мастурбирующего мальчика, чья струя спермы образует лассо, была продана на аукционе Sotheby's за 15,2 миллиона долларов , что сделало ее самым ценным произведением художника. [45] Текущее состояние Мураками оценивается примерно в 100 миллионов долларов США, а стоимость его работ на современном рынке продолжает расти. [46]
Море Кики
[ редактировать ]Мураками зарегистрировал свою деятельность как Kaikai Kiki Co., Ltd. в Японии (2001 г.), Kaikai Kiki New York, LLC в Нью-Йорке (2001 г.) и Kaikai Kiki LA, LLC в Лос-Анджелесе (2010 г.). Название «Кайкай Кики» (カイカイキキ), что означает «смелый, сильный и чувствительный», было заимствовано у критика конца 17 века, который использовал его для описания картин Эйтоку Кано . [47]
Кайкай Кики реализует широкий спектр творческих начинаний Мураками и состоит как из офисов, так и из продюсерских студий. Помимо производства и продвижения произведений искусства и проектов Мураками, компания управляет карьерой молодых художников, организует международные художественные проекты, производит и продвигает товары, а также занимается организацией и проведением художественной ярмарки Гейсай.
Добившись успеха и признания на международном уровне, Мураками посвятил себя воспитанию и поддержке карьеры молодого поколения японских художников. Сравнивая свою деятельность с работой звукозаписывающей компании, он предлагает как логистическую поддержку, так и практические советы по карьере. Благодаря этому начинанию он также стремится создать оригинальный и устойчивый рынок искусства в Японии. [2]
В 2008 году Kaikai Kiki превратила подвал своего офиса в Токио в художественную галерею. Галерея Kaikai Kiki проводила выставки не только художников, находящихся под ее руководством, но и таких международных имен, как Марк Гротьян и Фридрих Кунат . Все выставки курирует Мураками. [48]
Вторая галерея под названием Hidari Zingaro была открыта в 2010 году и теперь расширилась и теперь включает четыре отдельных помещения в торговом центре Nakano Broadway в Накано, Токио . [49]
Компания и ее галереи представляют ряд выдающихся международных художников, в том числе Такаши Мураками, KAWS , Марка Гротьяна , Ансельма Рейла , Мэтью Монахана , Сонну Хонг , Аю Такано , Чихо Аошиму , Об, Мистера , Фантастиста Утамаро , Вирджила Абло , Майкла Рикио Минга. Хи Хо , Кадзуми Накамура , Мастерская Отани, Юдзи Уэда , Чинацу Бан , Рей Сато и Фридрих Кунат . [50] Компания началась в Сайтаме, Япония, в городе Асака , и теперь имеет офисы в Токио, Япония, в районе Мото-Азабу и Нью-Йорке, а также филиалы в Берлине и на Тайване. [51]
Гейсай
[ редактировать ]С 2002 по 2014 год Мураками организовал уникальную арт-ярмарку с прямым участием под названием Geisai. Он проводился один раз в год в Японии и один раз в год в другом городе, например, в Тайбэе или Майами . Вместо того, чтобы предоставлять место предварительно отобранным галереям, ярмарка позволила художникам создать свои собственные стенды и напрямую взаимодействовать с потенциальными покупателями. [52]
NFT
[ редактировать ]Мураками участвовал в NFT с апреля 2021 года, но его первый проект «Мураками.Цветы» был приостановлен художником вскоре после его выпуска из-за его беспокойства по поводу его недостаточного знания темы. [53] Идея создания NFT возникла из-за его финансовых проблем в начале пандемии COVID-19 . В ноябре 2021 года он сотрудничал с компанией RTFKT Studios, принадлежащей Nike , над проектами аватаров CloneX. [54] В январе 2022 года он объявил о возобновлении работы над «Мураками.Цветы». [55]
Книги
[ редактировать ]- Мураками, Такаси «Гейдзюцу Кигёрон» ISBN 978-4-344-01178-6
- Мураками, Такаси «Гейдзюцу Тосорон» ISBN 978-4-344-01912-6
- Мураками, Такаси «Призвать монстров? Открыть дверь? Исцелиться? Или умереть?» ISBN 978-4-939148-03-3
- Мураками, Такаси «Суперплоский» ISBN 978-4-944079-20-9
- Мураками, Такаси « Маленький мальчик: искусство бурно развивающейся субкультуры Японии » ISBN 978-0-300-10285-7
- Круз, Аманда/Фрис-Хансен, Дана/Мацуи, Мидори «Такаси Мураками: Значение бессмысленности смысла» ISBN 978-0-8109-6702-1
- Шиммель, Пауль "©Мураками" ISBN 978-0-8478-3003-9
- Лебон, Лоран «Версаль Мураками» ISBN 978-2-915173-72-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хебдиге, Дик (2007), «Плоский мальчик против тощего: Такаши Мураками и битва за «Японию» », в Шиммеле, Поле (редактор), © Мураками , Музей современного искусства, Лос-Анджелес / Rizzoli International Publications, Inc. .
- ^ Перейти обратно: а б Kaikai Kiki Co., Ltd. , Kaikai Kiki Co., Ltd., архивировано из оригинала 7 сентября 2006 г. , получено 9 августа 2011 г.
- ^ Шиммель, Пол (2007), «Создание Мураками», Шиммель, Пол (редактор), © Мураками , Музей современного искусства, Лос-Анджелес / Rizzoli International Publications, Inc.
- ^ Сообщение: Закладываем фундамент для японского арт-рынка , Kaikai Kiki Co., Ltd., заархивировано из оригинала 6 июня 2018 г. , получено 9 августа 2011 г.
- ^ Кроу, Келли (6 ноября 2014 г.). «Такаси Мураками привозит свои мрачные работы в Нью-Йорк; художник, известный своими улыбающимися аниме-персонажами, привносит новый, мрачный стиль в галерею Гагосяна в Нью-Йорке» . Уолл Стрит Джорнал . п. 1. ПроКвест 1620781362 . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «CBS News/Ежемесячный опрос New York Times, январь 2008 г.» . Хранилища данных ICPSR . 16 сентября 2009 г. doi : 10.3886/icpsr25661.v1 . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «Мой одинокий ковбой, 1998» . Широкие стены . Архивировано из оригинала 21 июня 2019 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ёситаке, Мика (2007), «Значение бессмысленности излишеств», Шиммель, Пол (редактор), © Мураками , Музей современного искусства, Лос-Анджелес / Rizzoli International Publications, Inc.
- ^ «Азиатский культурный совет — Мураками, Такаши» . www.asianculturalcouncil.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д Роткопф, Скотт (2007), «Такаши Мураками: Человек компании», Шиммель, Пол (редактор), © Мураками , Музей современного искусства, Лос-Анджелес / Rizzoli International
- ^ Лу Стаут, Кристи (11 января 2013 г.). «Интервью с японским художником Такаси Муракамом» . CNN . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Ким, Мишель (6 июня 2018 г.). «Канье и Кид Кади представляют обложку нового альбома Kids See Ghosts » . Вилы . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ Перес, Магдалина (9 июня 2006 г.), Интервью AI: Такаши Мураками , Artinfo, заархивировано из оригинала 4 декабря 2008 г. , получено 24 апреля 2008 г.
- ^ Интервью с Фарреллом Уильямсом Art 40 Basel 2009 , заархивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. , получено 15 июля 2014 г.
- ^ Шукер, Лорен А.Е. (2 октября 2009 г.). «Художник и режиссер» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 1 февраля 2010 года . Проверено 22 февраля 2010 г.
- ^ Бунц, Мерседес (25 февраля 2010 г.). «Вирусное видео: Кирстен Данст становится японкой, а в поезд садится голубь» . Хранитель . Великобритания. Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ «Поп-жизнь: искусство в материальном мире», ознакомьтесь с выставкой, зал 17» . Тейт Модерн. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Создатели (13 мая 2014 г.). "Last Night, Good Night (Re:Dialed) - Ремикс Фаррелла Уильямса" . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 27 июня 2017 г. - через YouTube.
- ^ Гамерман, Эллен (8 мая 2014 г.). «Первый фильм Такаси Мураками «Глаза медузы» выходит в прокат в США», The Wall Street Journal . ISSN 0099-9660 . Проверено 22 октября 2016 г.
- ^ Бэбкок, Грегори (3 мая 2014 г.). «JELLYFISH EYES и Клуб мальчиков-миллиардеров превращают суперплоский мир в реальную жизнь» . Комплекс Великобритании . Проверено 22 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ВИРДЖИЛ АБЛО И ТАКАШИ МУРАКАМИ МЕНЯЮТ ХАРАКТЕР РАЗГОВОРА ПО ОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ ЗА РАЗ» . www.culturaldmag.com .
- ^ Асеведо, Анжелика (18 апреля 2019 г.). «Билли Айлиш дебютирует в очаровательном анимационном видео на песню «Ты должен увидеть меня в короне» » . Рекламный щит .
- ^ Сойер, Джонатан (28 февраля 2020 г.). «Джей Бэлвин представляет обложку альбома «Colores», созданную Такаси Мураками » . Высокоблагородство . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «J Balvin выпускает товары, разработанные Такаши Мураками» . Допест . 20 марта 2020 г. Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «Футболка с логотипом Supreme x Takashi Murakami собрала более 1 миллиона долларов» . Высокоблагородство . 4 мая 2020 г. . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «+44 Льюиса Хэмилтона встречается с Такаши Мураками для сотрудничества» . Высокоблагородство . 5 октября 2022 г. Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ "Дом" . www.moca.org . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Л.), Торнтон, Сара (Сара (2 ноября 2009). Семь дней в мире искусства . Нью-Йорк. ISBN 9780393337129 . OCLC 489232834 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джейкобс, Марк (12 мая 2008 г.). «TIME 100 2008 — ВРЕМЯ» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ↑ Такаси Мураками в Версальском дворце Guardian.co.uk, 10 сентября 2010 г.
- ^ Адетунджи, Джо (21 июня 2011 г.). «Летнее солнцестояние отмечено дудлом Google, созданным Такаси Мураками» . Хранитель .
- ↑ Бег на стометровку в журнале Economist , 18 февраля 2012 г.
- ^ Livetune с участием Хацунэ Мику, музыкальное видео "Redial" , 20 марта 2013 г.
- ↑ Японский веб-сайт Jellyfish Eyes. Архивировано 15 апреля 2016 г., в Wayback Machine , 23 июня 2013 г.
- ^ Веб-сайт Jellyfish Eyes на английском языке , 23 июня 2013 г.
- ^ Ли, Джакомо (22 ноября 2019 г.). «Такаси Мураками раскрывает свой секрет 25-летнего успеха» . Цифровое искусство . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Весло8 | Для коллекционера XXI века» . www.paddle8.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мураками, Такаши (2001), «Жизнь как творец», « Призвать монстров?» Открыть дверь? Лечить? Или умереть? , Музей современного искусства, Токио
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Келли Дивайн (1 ноября 2003 г.). «Самые разыскиваемые произведения искусства» . artnews.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ Стаут, Кристи Лу (14 января 2013 г.). «Такаси Мураками: Суперплоский и супернеуклюжий» . CNN . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ Хорсли, Картер Б. «Аукцион послевоенного и современного искусства, 15 мая 2002 г., Christie's» . www.thecityreview.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Такаси Мураками (р. 1962), Мисс ко2» . Christies.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Скульптура Такаси Мураками «Мисс ко2» выставлена на аукцион» . Animenewsnetwork.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Мураками Такаши МИСС КО2» . Сотбис . 2017.
- ^ «Один одинокий ковбой» . adage.com . 24 сентября 2008 года . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Познакомьтесь с художниками, добившимися наибольших финансовых успехов в мире» . AzureAzure.com . 27 февраля 2019 г. . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Любовь, Артур (3 апреля 2005 г.). «Метод Мураками (опубликовано в 2005 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ О галерее Kaikai Kiki , Kaikai Kiki Co., Ltd. , получено 9 августа 2011 г.
- ^ Хидари Зингаро , Kaikai Kiki Co., Ltd., архивировано из оригинала 22 мая 2017 г. получено 9 августа, ,
- ^ «ХУДОЖНИКИ | Галерея Кайкай Кики» .
- ^ «Обзор компании | Информация о компании | Kaikai Kiki Co., Ltd» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2006 года.
- ^ Гейсай , Кайкай Кики Ко., Лтд. , получено 9 августа 2011 г.
- ^ «Такаси Мураками выпустил свои первые NFT (но продажа уже приостановлена)» . artrights.me . 13 апреля 2021 г.
- ^ «Аукцион NFT Такаши Мураками и RTFKT Studios 'Clone X' уже начался» . hypebeast.com . 30 ноября 2021 г.
- ^ «Такаси Мураками дразнит новый NFT-проект «Мураками.Цветы»» . hypebeast.com . 19 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гросеник, Юта; Римшнайдер, Буркхард, ред. (2005). Art Now (изд. к 25-летию). Одеколон: Сумки. стр. 204–207. ISBN 9783822840931 . OCLC 191239335 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Такаси Мураками, на Викискладе?
- «Земля в моем окне» (из его антологии « Маленький мальчик » 2005 года )
- Галерея Кайкай Кики
- Официальный сайт