Модест Мусоргский
Modest Petrovich Mussorgsky (Russian: Модест Петрович Мусоргский [а] , латинизировано : Модест Петрович Мусоргский [б] , IPA: [mɐˈdɛst pʲɪˈtrovʲɪtɕ ˈmusərkskʲɪj] ; 21 марта [ OS 9 марта] 1839 — 28 марта [ OS 16 марта] 1881) — русский композитор, участник группы, известной как « Пятерка ». Он был новатором русской музыки эпохи романтизма . Он стремился достичь уникальной русской музыкальной идентичности, часто сознательно игнорируя устоявшиеся традиции западной музыки.
Многие из его работ были вдохновлены русской историей, русским фольклором и другими национальными темами. К таким произведениям относятся опера «Борис Годунов» , оркестровая тоновая поэма « Ночь на Лысой горе» , фортепианная сюита «Картинки с выставки» .
На протяжении многих лет произведения Мусоргского были известны преимущественно в версиях, переработанных или дополненных другими композиторами. Многие из его наиболее важных сочинений посмертно обрели свою первоначальную форму, а некоторые из оригинальных партитур теперь также доступны.
Имя
[ редактировать ]Написание и произношение имени композитора вызвало некоторую путаницу.
Фамилия происходит от предка 15-го или 16-го века, Романа Васильевича Монастырева, который фигурирует в Бархатной книге , генеалогии русских бояр 17-го века . Роман Васильевич носил прозвище «Мусорга» (от греческого: μουσουργός , латинизированного: musurgos , что означает «музыкальный создатель»). [4] ), и был дедушкой первого Мусоргского. Композитор мог проследить свою родословную от Рюрика , легендарного основателя государства Русь в IX веке. [5]
В документах семьи Мусоргских написание имени варьируется: «Мусарский», «Мусерский», «Мусерской», «Мусирской», «Мусорский», «Мусурский». В записи о крещении композитора указано имя «Музерский». [6]
В ранних (до 1858 года) письмах к Милию Балакиреву композитор подписывался своим именем «Мусорский» ( Мусорский ). [7] Буква «г» впервые появилась в письме Балакиреву в 1863 году. [8] Мусоргский использовал это новое написание ( Мусоргский , Мусоргский ) до конца своей жизни, но иногда возвращался к более раннему «Мусорскому». [9] [10] Добавление буквы «г» к имени, вероятно, было инициировано старшим братом композитора Филаретом, чтобы скрыть сходство корня имени с неприятным русским словом: [11]
- мусор (músor) — мусор , мусор, отбросы [12]
Мусоргский, по-видимому, не воспринял новую орфографию всерьез и играл на «мусорной» связи в письмах к Владимиру Стасову и семье Стасова, регулярно подписываясь именем Мусорянин , примерно «мусорщик» (ср. дворянин : «дворянин»). [10]
Первоначально первый слог имени получил ударение (т. е. МУС-əр-ский), и так оно и есть по сей день в России, включая родной район композитора. Изменчивость гласной второго слога в упомянутых выше вариантах имени свидетельствует о том, что этот слог не получил ударения. [13]
Добавление буквы «г» и сопровождающее его смещение ударения на второй слог (т. е. Му-СОРК-ский), иногда описываемое как польский вариант, поддерживалось потомками Филарета Мусоргского до тех пор, пока его линия не закончилась в 20 веке. Их примеру последовали многие влиятельные россияне, такие как Федор Шаляпин , Николай Голованов и Тихон Хренников , которые, возможно, встревоженные тем, что имя великого композитора «напоминает мусор», поддержали ошибочное ударение на втором слоге, закрепившееся и в Запад. [14]
Западная традиция удвоения первой буквы «s», которая не наблюдается в научной литературе (например, в The Grove Dictionary of Music and Musicians ), вероятно, возникла потому, что во многих западноевропейских языках одиночный интервокальный звук /s/ часто становится звонким в /z. / (как в слове «музыка»), в отличие от славянских языков , где интервокальный звук /s/ всегда глухой. Таким образом, удвоение согласного усиливает его глухой свистящий звук /s/.
«Скромный» — русская форма имени «Модест», что на позднелатыни означает «умеренный» или «сдержанный» . [15] [16] Близкие друзья и родственники называли его «Модинка» ( Модинка ), уменьшительная форма с ударением О. [17]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мусоргский родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии Российской империи, в 400 км (250 миль) к югу от Санкт-Петербурга . Его богатый и землевладельческий род, дворянский род Мусоргских , по общему мнению, ведет свой род от первого русинского правителя Рюрика через владетельных князей смоленских . Его мать Юлия Чирикова (1813–1865) была дочерью сравнительно небогатого дворянина. Бабушка Модеста по отцовской линии Ирина была крепостной , которую можно было продать без земли в имении деда. [18] [с] В шесть лет Мусоргский начал брать уроки игры на фортепиано у своей матери, которая сама была опытной пианисткой. Его прогресс был настолько быстрым, что три года спустя он смог исполнить концерт Джона Филда и произведения Ференца Листа для семьи и друзей. В 10 лет его с братом отвезли в Санкт-Петербург учиться в элитную школу немецкого языка Petrischule (Школа Святого Петра). Там Модест учился игре на Антона фортепиано В 1852 году 12-летний Мусоргский на средства своего отца опубликовал фортепианную пьесу «Полька Porte-enseigne».
Родители Мусоргского планировали переезд в Санкт-Петербург, чтобы оба сына возобновили семейную традицию военной службы. [21] С этой целью Мусоргский в 13 лет поступил в Гвардейское кадетское училище. Острые споры возникли по поводу образовательных установок в то время как этого института, так и его директора, генерала Гутгофа. [22] Все согласились, что Кадетское училище может быть жестоким местом, особенно для новобранцев. [23] Что еще более показательно для Мусоргского, вероятно, именно здесь он начал свой путь к алкоголизму. [23] По словам бывшего студента, певца и композитора Николая Компанейского, Сутгоф "был горд, когда курсант вернулся из отпуска пьяный с шампанским". [24]
Однако музыка оставалась для него важной. Дочь Гутгофа также была ученицей Герке, и Мусоргскому разрешили посещать с ней уроки. [22] Его навыки пианиста сделали его очень востребованным среди однокурсников; для них он играл танцы, перемежая их собственными импровизациями . [25] В 1856 году Мусоргский, проявлявший сильный интерес к истории и изучавший немецкую философию, окончил кадетское училище. Следуя семейной традиции, он был зачислен в Преображенский полк , передовой полк Российской Императорской Гвардии. [25]
Зрелость
[ редактировать ]В октябре 1856 года 17-летний Мусоргский встретил 22-летнего Александра Бородина , когда оба мужчины служили в военном госпитале в Санкт-Петербурге. Вскоре они стали в хороших отношениях. [26] Borodin later remembered,
Его маленькая униформа была опрятной и облегающей, ноги вывернуты наружу, волосы приглажены и смазаны, ногти идеально подстрижены, руки ухожены, как у лорда. Манеры его были изящны, аристократичны, а речь, произнесенная сквозь несколько сжатые зубы, перемежавшаяся французскими фразами, была довольно драгоценна. Был оттенок, хотя и весьма умеренный, пижонства . Его вежливость и хорошие манеры были исключительными. Дамы над ним смеялись. Он сидел за роялем и, кокетливо вскидывая руки, играл с чрезвычайной сладостью и изяществом (и т. д.) отрывки из «Трубадура» , «Травиаты » и так далее, а вокруг него хором гудели: «Charmant, délicieux!» и тому подобное. Я встречал Модеста Петровича таким образом раза три или четыре у Попова, и на дежурстве, и в больнице». [27]
Более знаменательным было знакомство Мусоргского той зимой с Александром Даргомыжским , в то время самым значительным русским композитором после Михаила Глинки . Даргомыжский был впечатлен пианизмом Мусоргского. В результате Мусоргский стал постоянным участником вечеров Даргомыжского. Там, как позже вспоминал критик Владимир Стасов , он начал «свою настоящую музыкальную жизнь». [28]
В течение следующих двух лет у Даргомыжского Мусоргский встретился с несколькими важными фигурами в культурной жизни России, в том числе со Стасовым, Сезаром Кюи (сослуживцем) и Милием Балакиревым . Особенно сильное влияние оказал Балакирев. Через несколько дней он взял на себя задачу помочь определить судьбу Мусоргского как композитора. Он вспоминал Стасову: «Поскольку я не теоретик, я не мог научить его гармонии (как учит ее сейчас, например, Римский-Корсаков )… [но] я объяснял ему форму композиций, и для этого мы играли и симфонии Бетховена [фортепианными дуэтами], и многое другое ( Шуман , Шуберт , Глинка и др.), анализируя форму». [29] До этого момента Мусоргский не знал ничего, кроме фортепианной музыки; его познания в более радикальной современной музыке практически отсутствовали. Балакирев начал восполнять эти пробелы в знаниях Мусоргского. [30]
В 1858 году, через несколько месяцев после начала учебы у Балакирева, Мусоргский оставил свой пост и полностью посвятил себя музыке. [31] В это время он также пережил болезненный кризис. Возможно, в этом была духовная составляющая (в письме к Балакиреву молодой человек упомянул о «мистицизме и циничных мыслях о Божестве»), но ее точная природа, вероятно, никогда не будет известна. В 1859 году 20-летний юноша приобрел ценный театральный опыт, участвуя в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» в имении Глебово бывшей певицы и ее богатого мужа; он также встретился с Константином Лядовым (отец Анатолия Лядова ) и совершил ознакомительный визит в Москву, после которого признался в любви ко «всему русскому». Мусоргский и его брат также вдохновлялись готической письменностью , они использовали личный знак «М» вместо фамильного герба , очень похожего на символы ранних Рюриковичей . [32]
Несмотря на это прозрение, музыка Мусоргского больше склонялась к зарубежным образцам; Соната для фортепиано в четыре руки, которую он написал в 1860 году, содержит его единственную часть в сонатной форме . Никакой «националистический» импульс не легко уловить и в музыке к Владислава Озерова пьесе «Эдип в Афинах» , над которой он работал в возрасте от 19 до 22 лет (а затем заброшенной незавершенной), или в Интермеццо в «Модо Классико» для фортепиано. соло (переработка и оркестровка 1867 г.). Последнее было единственным важным произведением, которое он написал в период с декабря 1860 по август 1863 года: причины этого, вероятно, кроются в болезненном возобновлении его субъективного кризиса в 1860 году и чисто объективных трудностях, возникших в результате освобождения крепостных в следующем году. – в результате чего семья лишилась половины имения, а Мусоргскому пришлось немало времени провести в Карево, безуспешно пытаясь предотвратить надвигающееся обнищание.
К этому времени Мусоргский освободился от влияния Балакирева и во многом преподавал сам. В 1863 году он начал оперу « Саламбо », над которой работал с 1863 по 1866 год, прежде чем потерял интерес к проекту. В этот период он вернулся в Санкт-Петербург и зарабатывал на жизнь в качестве мелкого государственного служащего, живя в «коммуне» из шести человек. В пьянящей художественной и интеллектуальной атмосфере он читал и обсуждал широкий спектр современных художественных и научных идей, в том числе идеи писателя-провокатора Чернышевского , известного своим смелым утверждением, что в искусстве «форма и содержание противоположны». Под таким влиянием он все больше и больше принимал идею художественного реализма и все, что с ней связано, касалось ли это ответственности изображать жизнь «такой, какая она есть на самом деле»; озабоченность низшими слоями общества; или отказ от повторяющихся симметричных музыкальных форм как недостаточно верных неповторимому и непредсказуемому ходу «реальной жизни».
«Действенная жизнь» болезненно повлияла на Мусоргского в 1865 году, когда умерла его мать; в этот момент у композитора случился первый серьезный приступ алкоголизма, который заставил его покинуть коммуну и остаться с братом. Однако 26-летний парень был на грани написания своих первых реалистических песен (в том числе «Гопак» и «Милая Савишна», обе они были написаны в 1866 году и вошли в число его первых «настоящих» публикаций в следующем году). В 1867 году он закончил и оригинальную оркестровую версию своей « Ночи на Лысой горе» (которую, однако, Балакирев раскритиковал и отказался дирижировать, [33] в результате чего оно никогда не исполнялось при жизни Мусоргского. [34] ).
Пик
[ редактировать ]Карьера Мусоргского как государственного служащего ни в коем случае не была стабильной и безопасной: хотя в эти первые годы он был назначен на различные должности и даже получил повышение по службе, в 1867 году он был объявлен «сверхштатным» — оставаясь «на службе», но не получая заработной платы. . Однако в его творческой жизни происходили решающие события. Хотя именно в 1867 году Стасов впервые упомянул « кучку » (русский: кучка , букв. кучка ) русских композиторов, свободно группировавшихся вокруг Балакирева, Мусоргский к тому времени перестал искать одобрения Балакирева и начал двигаться вперед. ближе к старшему Александру Даргомыжскому . В «Пятерке» и ее ближайших соратниках Мусоргского прозвали «Юмором», Балакирева «Силой», а Римского-Корсакова «Искренностью». [35]
С 1866 года Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость » — версией повести «Дон Жуан» с пушкинским текстом, который, как он заявил, будет поставлен «в таком виде, чтобы не искажать внутреннюю истину текста». и таким образом, что было отменено «нереалистичное» разделение между арией и речитативом в пользу непрерывного режима слоговой, но лирически усиленной декламации где-то между ними.
Под влиянием этого произведения (и идей Георга Готфрида Гервинуса , согласно которому «высшим естественным объектом музыкального подражания является эмоция, а методом подражания эмоции является подражание речи») Мусоргский в 1868 году быстро установил первые одиннадцать сцены Николая Гоголя пьесы «Женитьба » ( Женитба ), приоритетной задачей которого является передача в музыке естественных акцентов и закономерностей натуралистического и нарочито будничного диалога пьесы. Это произведение ознаменовало крайнюю позицию в стремлении Мусоргского к натуралистическому набору слов: он отказался от него без оркестровки после завершения своего «Акта 1», и хотя его характерно «мусоргская» декламация можно услышать во всей его более поздней вокальной музыке, натуралистический способ вокального письма все больше становился лишь одним из многих выразительных элементов.
Через несколько месяцев после ухода из «Женитбы» 29-летнему Мусоргскому предложили написать оперу по повести « Бориса Годунова» . Это он и сделал, собрав и оформив текст из пьесы Пушкина и . истории Карамзина В следующем году он завершил масштабную работу, живя с друзьями и работая в Департаменте лесного хозяйства. Однако в 1871 году законченная опера была отклонена для театрального исполнения, по-видимому, из-за отсутствия в ней какой-либо роли « примадонны ». Мусоргский приступил к работе над переработанной и дополненной «второй версией». В течение следующего года, который он провел в одной комнате с Римским-Корсаковым, он внес изменения, выходящие за рамки требований театра. В этом варианте опера была принята, вероятно, в мае 1872 года, а три отрывка были поставлены в Мариинском театре в 1873 году. Часто утверждают, что в 1872 году опера была отвергнута во второй раз, но конкретных доказательств этому не существует.
Ко времени первой постановки «Бориса Годунова» в феврале 1874 года Мусоргский принял участие в злополучном проекте «Млада» (в ходе которого он сделал хоровую версию своей « Ночи на Лысой горе» ) и начал «Хованщину» . Хотя это далеко не успех критиков - и несмотря на то, что он получил всего около дюжины представлений, - народная реакция в пользу Бориса сделала это пиком карьеры Мусоргского.
Отклонить
[ редактировать ]Начиная с этого пика, тенденция спада становилась все более очевидной. В этот момент балакиревский кружок распадался, что особенно огорчало Мусоргского. Он писал Владимиру Стасову : «Могучая кучка выродилась в бездушных предателей». [36] Было замечено, что, отдалившись от своих старых друзей, Мусоргский стал жертвой «приступов безумия», которые вполне могли быть связаны с алкоголизмом. Его друг Виктор Гартманн умер, а его родственник и недавний сосед по комнате Арсений Голенищев-Кутузов (который написал стихи для песенного цикла «Без солнца» , а затем написал стихи для «Песен и плясок смерти ») уехал, чтобы жениться. Около 1870 года Мусоргский нанял нового и выдающегося личного частного врача, доктора Джорджа Леона Каррика, бывшего секретарем, а затем президентом Общества петербургских врачей. [37] и двоюродный брат сэра Гарри Лаудера . [38]
Хотя Мусоргский лично страдал от алкоголизма, эта модель поведения также считалась типичной для представителей поколения Мусоргского, которые хотели противостоять истеблишменту и протестовать с помощью крайних форм поведения. [39] Один современник отмечает, что «интенсивное поклонение Вакху считалось почти обязательным для писателя того периода. Это было показухой, «позой» для лучших людей [восемнадцати-шестидесятых годов]». Другой пишет: «Талантливые люди в России, любящие простой народ, не могут не пить». [40] Мусоргский проводил дни и ночи в малоизвестной петербургской таверне «Малый Ярославец» в компании других богемных недоучок. Он и его коллеги-пьющие идеализировали свой алкоголизм, возможно, рассматривая его как этическую и эстетическую противоположность. [39]
На какое-то время Мусоргскому удалось сохранить свою творческую активность: среди его сочинений 1874 года — «Без солнца» , «Хованщина -Прелюдия», фортепианная сюита «Картинки с выставки » (памяти Гартмана); он также приступил к работе над другой оперой по Гоголю — «Ярмарка в Сорочинцах» (для которой поставил еще одну хоровую версию « Ночи на Лысой горе »).
В последующие годы падение Мусоргского становилось все более резким. Хотя теперь он стал частью нового круга выдающихся личностей, в который входили певцы, врачи и актеры, он все больше не мог сопротивляться пьянству, и череда смертей среди его ближайших соратников причиняла ему сильную боль. Однако временами кажется, что его алкоголизм находится под контролем, и среди самых сильных произведений, написанных за последние шесть лет, можно назвать «Четыре песни и пляски смерти» . Его карьера на государственной службе стала более нестабильной из-за его частых «болезней» и отсутствий, и ему посчастливилось добиться перевода на должность (в Управлении государственного контроля), где его любящий музыку начальник относился к нему с большой снисходительностью – даже позволяя ему провести три месяца в туре по двенадцати городам в качестве концертмейстера певца в 1879 году. [ нужна ссылка ]
Однако спад не удалось остановить. В 1880 году он был окончательно уволен с государственной службы. Зная о его нищете, одна группа друзей организовала стипендию, предназначенную для завершения « Хованщины» ; другая группа организовала аналогичный фонд, чтобы заплатить ему за завершение Ярмарки в Сорочинцах . Однако ни одно произведение не было закончено (хотя «Хованщина» в партитуре с двумя несочиненными номерами была близка к завершению).
В начале 1881 года отчаявшийся Мусоргский заявил другу, что «не осталось ничего, кроме попрошайничества», и перенес четыре припадка подряд. также страдал белой горячкой . Мусоргский в этот период [41] Хотя он нашел удобную палату в хорошей больнице – и в течение нескольких недель даже казалось, что он поправляется – ситуация была безнадежной. Знаменитый портрет красноносого Репин написал в последние дни жизни композитора: через неделю после своего 42-летия он умер. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро -Невской лавры в Санкт-Петербурге . [42]
Мусоргский, как и другие члены «Пятерки», воспринимался императором и большей частью его двора как экстремист. [д] Возможно, именно по этой причине царь Александр III лично вычеркнул «Бориса Годунова» из списка предложенных пьес для Императорской оперы в 1888 году. [44]
Работает
[ редактировать ]Произведения Мусоргского, хотя и поразительно новы, стилистически романтичны и во многом опираются на русские музыкальные темы. Он был источником вдохновения для многих русских композиторов, в том числе для Дмитрия Шостаковича (в его поздних симфониях) и Сергея Прокофьева (в его операх).
В 1868/1869 написал оперу «Борис Годунов » о жизни русского царя , но она была отвергнута Мариинской оперой . Таким образом, Мусоргский отредактировал работу, сделав окончательную версию в 1874 году. Ранняя версия считается более мрачной и краткой, чем более поздняя, но также и более грубой. Николай Римский-Корсаков заново оркестровал оперу в 1896 году и переработал ее в 1908 году. Опера также была переработана другими композиторами, в частности Шостаковичем, который сделал две версии: одну для кино и одну для сцены.
Опера «Хованщина» осталась незавершенной и невыполненной, когда умер Мусоргский, но была завершена Римским-Корсаковым и состоялась премьера в 1886 году в Санкт-Петербурге . Эту оперу тоже переработал Шостакович. Еще одна опера «Ярмарка в Сорочинцах» осталась незавершенной после его смерти, но танцевальный отрывок «Гопак часто исполняется ».
Самым образным и часто исполняемым произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес, описывающих картины в звуке, под названием «Картинки с выставки» . Эта композиция, наиболее известная благодаря оркестровой аранжировке Мориса Равеля , была написана в память о его друге, архитекторе Викторе Гартманне .
Одночастное оркестровое произведение Мусоргского « Ночь на Лысой горе» пользовалось широким признанием в 1940-х годах, когда оно было показано вместе с » Шуберта « Аве Мария в Уолта Диснея анимационном фильме 1940 года «Фантазия» .
Среди других произведений композитора — ряд песен, в том числе три песенных цикла : «Детская» (1872), «Бессолнечная» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1877); плюс «Песнь о блохе» Мефистофеля и многие другие. Важные ранние записи песен Мусоргского были сделаны тенором Владимиром Розингом в 1920-х и 1930-х годах. [45] Другие записи были сделаны Борисом Христовым в период с 1951 по 1957 год и Сергеем Лейферкусом в 1993 году. [46]
Репутация
[ редактировать ]Современные мнения о Мусоргском как композиторе и человеке варьировались от положительных до неоднозначных и отрицательных. Возможные сторонники Мусоргского, Владимир Стасов и Милий Балакирев , поначалу высказали резко негативное впечатление о композиторе. Стасов писал Балакиреву в письме 1863 года: «Мусоргский мне не нужен. Его взгляды, возможно, совпадают с моими, но я никогда не слышал, чтобы он высказывал умную идею. я полный идиот», и Балакирев согласился: «Да, Мусоргский чуть ли не идиот». [47]
Неоднозначные впечатления фиксируют Римский-Корсаков и Чайковский , коллеги Мусоргского, которые, в отличие от него, зарабатывали на жизнь композиторами. Оба высоко оценили его талант, но выразили разочарование его техникой. Римский-Корсаков писал, что партитуры Мусоргского включали:
абсурдная, бессвязная гармония, безобразное написание партий , иногда поразительно нелогичная модуляция , иногда удручающее ее отсутствие, неудачное озвучивание оркестровых вещей... то, что было нужно в данный момент, - это издание для исполнения, для практических художественных целей, для ознакомления с его огромного таланта, а не для изучения его личности и художественных проступков. [48]
Готовя издание «Сорочинской ярмарки» , Анатолий Лядов заметил: «Исправить неточности Мусоргского достаточно легко. Беда только в том, что при этом исчезают характер и своеобразие музыки, исчезает индивидуальность композитора. " [49]
Чайковский в письме своей покровительнице Надежде фон Мекк также критиковал Мусоргского:
Мусоргского вы совершенно справедливо называете делом безнадежным. Талантом он, пожалуй, превосходит всех [других членов «Пятерки »,] но натура его ограниченна, лишена всякого стремления к самосовершенствованию, слепо верит в нелепые теории своего круга и в собственную гениальность. Кроме того, в его натуре есть некая низменная сторона, любящая грубость, неотесанность, грубость. Он выставляет напоказ свою неграмотность, гордится своим невежеством, все равно бездельничает, слепо веря в непогрешимость своего гения. Однако у него есть вспышки таланта, притом не лишенные оригинальности. [50]
Западное восприятие Мусоргского изменилось после европейской премьеры «Бориса Годунова» в 1908 году. До премьеры на Западе его считали чудаком. Критик Эдвард Даннройтер в издании « Оксфордской истории музыки» 1905 года писал : «Мусоргский в своих вокальных усилиях кажется намеренно эксцентричным. Его стиль производит впечатление на западный слух как варварски уродливый». [51] Однако после премьеры взгляды на музыку Мусоргского кардинально изменились. Джеральд Абрахам , музыковед и знаток Мусоргского: «Как музыкальный переводчик слов и всего того, что можно выразить словами, психологических состояний и даже физических движений, он непревзойден; как абсолютный музыкант он был безнадежно ограничен, с удивительно малой способностью создавать чистую музыку или даже чисто музыкальную текстуру». [52]
В популярной культуре
[ редактировать ]Тональная поэма Мусоргского « Ночь на Лысой горе» была использована в анимационном фильме 1940 года «Фантазия» в сопровождении анимации Чернобога , вызывающего злых духов на горе. Оно переходит в «Аве Марию» Франца Шуберта . [53]
Прогрессив -рок- группа Emerson, Lake & Palmer исполнила и записала аранжировку « Картинок с выставки» Мусоргского в 1971 году с текстами Грега Лейка и выпустила ее как одноимённый концертный альбом . [54]
Первые 20 секунд песни Майкла Джексона » 1995 года « HIStory основаны на оркестровой версии фрагмента «Богатырские ворота (В столице в Киеве)» из « Картинок с выставки » . [55]
В фильме «Евровидение 2020 года: Сага об огне» с Дэном Стивенсом в главной роли в роли Александра Лемтова, яркого певца, представляющего Россию, было нетипичное развитие русского характера, что является очевидной культурной отсылкой к Модесту Мусоргскому, также известному внутри страны своим поощрением женской оперы. певица Дарья Леонова сочинит классическую песню «Письмо после бала». [56]
Примечания
[ редактировать ]- ^ In his day, the name was written Модестъ Петровичъ Мусоргскій.
- ^ BGN/PCGN русская транслитерация Здесь для его имени используется . Система ALA-LC: Модест Петрович Мусоргский . ISO 9: Модест Петрович Мусоргский . [1]
- ↑ Отец Модеста Мусоргского Петр был в конце концов усыновлен своим биологическим отцом Алексеем, дедом Мусоргского, после официального брака Алексея и его домашней крепостной Ирины после ее освобождения (это было задолго до эмансипационной реформы 1861 года ). Ирина была необыкновенной женщиной, лучшей танцовщицей-певицей в поместье. Ее сильный характер позволил ей занять должность «распорядителя всех ключей» и стать законной женой владельца поместья. К сожалению, первоначальный незаконнорожденный статус Петра (дата его рождения утеряна, узаконен 9 мая 1820 г., умер в 1854 г.) [19] ) считалось позором, помешавшим ему сделать успешную военную карьеру согласно семейной традиции Мусоргских. [20]
- ↑ При [правлении] Александра II сохранялось господство балтийских немцев . Сотрудник Михаила Каткова , латыш Кришьянис Вальдемар, в статье "Кто правит Россией: сами русские или немцы?" собрал статистику: «Среди министров – 15% немцев, среди членов Государственного совета – 25%, среди сенаторов – 40%, генералов – 50%, губернаторов – 60%. А поскольку губернаторы управляют Россией, то это и будет ответ на поставленный вопрос.Поскольку все императрицы [супруги] немцы, то естественно, что под их покровительством немцы проникли в высшую администрацию. Катков, прочитав статью с изумлением, не поверил цифрам. секретарю проверить. Результаты проверки оказались еще более поразительными: немецких сенаторов было не 40, а 63%. Но Катков опубликовал статью Вальдемара, заменив только слова об императрицах на «высокие чиновники»». [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русский язык – система транслитерации BGN/PCGN» . transliteration.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Наследие Псковской земли» . Culture.pskov.ru (на русском языке). Администрация Псковской области . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ «Музей-усадьба М.П. Муссогрского» . Culture.pskov.ru (на русском языке). Администрация Псковской области . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Лукьяненко, Павел (26 июня 2020 г.). «Визитка Модеста Мусоргского: куда делся Г?» . Труд.ру (на русском языке). Труд . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Тарускин (1993: стр. xxx, 384)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxvii – xxviii)
- ^ Мусоргский (1984: стр. 10–12).
- ↑ Мусоргский (1984: с. 44).
- ↑ Мусоргский (1984: с. 238).
- ^ Jump up to: а б Тарускин (1993: стр. xxviii)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxx)
- ↑ Смирницкий (1985: с. 300).
- ^ Тарускин (1993: стр. xxviii, xxx)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxvii–xxxi)
- ^ Кэмпбелл, Майк. «Значение, происхождение и история имени Модест» . За именем . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Кэмпбелл, Майк. «Значение, происхождение и история имени Модест» . За именем . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ «Модест Петрович Мусоргский» . Культура.ру (на русском языке). Министерство культуры (Россия) . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Смирнова, Эстер (2001). «Модест Петрович Мусоргский: Борис Годунов». Русская музыкальная литература: Для VI—VII кл. ДМШ: Учебник [ Русская музыкальная литература: Для VI-VII классов (дети 12-13 лет). Детская музыкальная школа : Учебник ] (PDF) (на русском языке). Москва: Музыка (издательство) . п. 56. ИСБН 978-5-7140-0142-0 .
- ^ «Семья Мусоргских» . 62info.ru (на русском языке). История, культура и традиции Рязанского края . Проверено 14 ноября 2020 г. .
- ^ «Мусоргский. Детство. Семья. Места» . mussorgsky.ru (на русском языке) . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Браун (2002: стр. 3).
- ^ Jump up to: а б Браун, 4. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Jump up to: а б Браун, 5.
- ^ Цитируется в Brown, 4.
- ^ Jump up to: а б Браун (2002: стр. 6).
- ^ Браун (2002: стр. 8).
- ^ Gordeyva (1989: pp. 86–87).
- ^ Браун, 10.
- ^ Браун, 12–13.
- ^ Браун, 12.
- ^ Браун, 14.
- ^ «Его знак» (PDF) . mus.academy (на русском языке). Музыкальная Академия . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Эмерсон, Кэрил (1999). Жизнь Мусоргского (1-е изд.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. п. 34 . ISBN 978-0-521-48507-4 .
- ^ Крамер, Джонатан Д. (1991). Прослушивание музыки: основное руководство по классическому репертуару . Лондон, Великобритания: Random House UK Ltd (подразделение Random House Group). п. 484. ИСБН 978-0-413-45331-0 .
- ^ "Искренность и золотая рыбка" [Искренность и золотая рыбка] (PDF) . mopargolovo.ru (на русском языке). Официальный сайт Парголово. 29 апреля 2019 г. с. 8. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Письмо Владимиру Стасову, 9 октября 1875 г. Цитируется у Римского-Корсакова (1923: стр. 154–55, сноска 24).
- ^ Эшби, Ф., «Каррики Санкт-Петербурга» в книге «Каледонская фаланга - шотландцы в России» , Эдинбург, 1987, с. 96.
- ^ «Происхождение сэра Гарри Лаудера» Грегори Лаудер-Фроста, FSA Шотландии, в «Шотландском генеалогисте» . том. ЛИИ, № 2, июнь 2006 г., ISSN 0300-337X , стр. 74–87, где мать доктора Кэррика указана как сестра дедушки Гарри Лаудера, Джона Лаудера.
- ^ Jump up to: а б Volkov (1995: p. 87).
- ↑ Цитируется по музыка « Советская » 9 (1980), 104. Цитируется по Волкову (1995: стр. 87).
- ^ «Модест Мусоргский – обзор композитора-классика, его жизни и музыки» . www.mfiles.co.uk .
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 34064–65). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
- ^ Поляков Владимир. «Трагедия забвения» . историк.рф . Историк (российский журнал) . Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Volkov (1995: pp. 106–07).
- ^ Джуйнболл (1991: стр. 194–96).
- ^ Козинн (2004: стр. 143–47).
- ^ Кальвокоресси (1934: стр. 6).
- ^ Браун и Авраам (1997: стр. 125).
- ^ Кальвокоресси (1956: стр. 219)
- ^ Браун (2010: стр. 212).
- ^ Кальвокоресси (1956: стр. 224)
- ^ Гроув, Джордж (1 января 1954 г.). Словарь музыки и музыкантов Гроува. Том. 5: Л–М . Макмиллан. ISBN 978-0-333-19178-1 .
- ^ Габлер, Джей (13 ноября 2015 г.). «От «Лысой горы» до «Аве Марии»: кульминация «Фантазии» из ада в рай» . www.classicalmpr.org .
- ^ «Эмерсон Лейк и Палмер: Картинки с выставки» . ПопМатерс . 11 сентября 2007 г.
- ^ Фогель, Джозеф (2011). Человек в музыке: творческая жизнь и творчество Майкла Джексона . Стерлинг . стр. 223–224. ISBN 978-1-4027-7938-1 . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Леонова или Мусоргский? Авторство романса «Письмо после бала» как источник изучения историко-культурной проблемы» . academia.edu (на русском языке). Государственный институт искусствоведения . 2018 . Проверено 14 сентября 2020 г.
Источники
- Браун, Дэвид. Мусоргский: его жизнь и творчество . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN 978-0-19-816587-3 .
- Браун, Дэвид. Чайковский: Человек и его музыка . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN 978-0-571-26093-5 (по состоянию на 29 июня 2015 г.).
- Браун, Дэвид и Джеральд Э. Абрахам. Русские Мастера 1: Глинка, Бородин, Балакирев, Мусоргский, Чайковский . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1997. ISBN 978-0-393-31585-1 .
- Кальвокоресси, доктор медицинских наук , Модест Мусоргский: его жизнь и творчество , Лондон: Роклифф, 1956.
- Кальвокоресси, доктор медицинских наук «Юность Мусоргского: в свете новейшей информации». Музыкальный ежеквартальный журнал 20, вып. 1 (январь 1934 г.): 1–14. JSTOR 738707 ISSN 0027-4631 (по состоянию на 29 июня 2015 г.). (требуется подписка)
- Джуйнболл, Флорис. «Владимир Розинг». Коллекционер пластинок 36, вып. 3 (июль, август, сентябрь 1991 г.). стр. 194–96.
- Козинн, Аллан . « Основная библиотека New York Times: Классическая музыка: Путеводитель по 100 самым важным записям для критиков ». Нью-Йорк: Times Books, 2004. ISBN 978-0-8050-7070-5 .
- Musorgskiy, M., M. P. Musorgskiy: Letters , Gordeyeva, Ye. (editor), 2nd edition, Moscow: Music (publisher), 1984 [Мусоргский, М.П., М.П. Мусоргский: Письма , Гордеева, Е., Москва: Музыка, 1984]
- Римский-Корсаков Николай. «Моя музыкальная жизнь » под редакцией Надежды Николаевны Римской-Корсаковой, перевод второго русского издания Иуды А. Иоффе и редакция с предисловием Карла Ван Вехтена. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1923.
- Smirnitsky, A., Russian-English Dictionary , Moscow: The Russian Language (publisher), 1985 [Смирницкий, А.И., Русско-английский словарь , Москва: Русский язык, 1985].
- Тарускин, Р. , Мусоргский: восемь эссе и эпилог , Нью-Джерси: Princeton University Press, 1993.
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Санкт-Петербург: история культуры . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Gordeyeva, E. (ed.). M.P. Musorgsky v vospominaniyakh sovremennikov [Mussorgsky in the recollections of contemporaries] Moscow: s.n., 1989.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Мусоргского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте «Мутопия» есть композиции Модеста Мусоргского.
- Тургенев и Мусоргский (с музыкальными образцами)
- Модест Мусоргский
- 1839 рождений
- 1881 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Смертность от алкоголя в России
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Композиторы для фортепиано
- Русские классические пианисты-мужчины
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Оперные композиторы Российской империи.
- Жители Псковской области.
- Жители Торопецкого уезда.
- Пианисты Российской Империи.
- Композиторы-романтики Российской империи.
- Семья Ростиславичей (Смоленск)
- Пятёрка (композиторы)